Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
28 марта 2013, 12:00

Технологии изучения общественного мнения в Беларуси: на уровне мировых стандартов

С 2006 года в Беларуси действует Информационно-аналитический центр (ИАЦ) при Администрации Президента. Он был образован на базе Института социально-политических исследований. Сейчас это одна из ведущих государственных научно-исследовательских структур, которая изучает политические, социально-экономические и духовные аспекты жизни общества. О серьезном уровне исследований центра говорит то, что их результаты используются для аналитического обеспечения деятельности главы государства и Администрации Президента. Кроме того, ИАЦ - это и авторитетные эксперты в области политологии и социологии, комментарии которых можно увидеть в СМИ.

Как проводит соцопросы Информационно-аналитический центр (ИАЦ) при Администрации Президента Беларуси? Почему им можно доверять? Какие интернет-сайты предпочитает белорусская молодежь? Что белорусы думают о торговле на селе и что чаще всего покупают в автолавках? На эти и другие вопросы, связанные с самыми разными сферами жизни страны, которые охвачены исследованиями ИАЦ, ответит первый заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Беларуси Виталий Дашкевич.

Вопросы конференции

Виноградов Константин
Какие технологии использует ваш центр для проведения опросов, если не секрет?
Нет, это не секрет. Кроме традиционных методик (личных поквартирных интервью и анкетирования по месту работы и учебы) наш центр совместно с РУП "Белтелеком" реализует проект по изучению общественного мнения при помощи аппаратно-программного комплекса "Автоматизированная система социологических опросов". Кратко - АПК АССО. Комплекс позволяет проводить социологические и маркетинговые исследования методом телефонного интервью по технологии CATI, а также обрабатывать и анализировать полученные данные.

CATI расшифровывается как Computer Assisted Telephone Interviewing - Компьютерная система телефонных опросов. Это технология, позволяющая проводить телефонные интервью под контролем централизованной компьютерной системы. CATI-центр имеет 5 оборудованных рабочих мест, полностью компьютеризированный процесс опроса с возможностью использования программы ввода, создаваемой индивидуально под каждый проект. Использование программы ввода позволяет автоматически формировать электронную базу ответов респондентов, которая сразу же по завершении опроса будет готова к аналитической обработке.

АССО состоит из трех подсистем, включая подсистемы подготовки и проведения опросов, а также обработки данных. Продолжительность телефонного интервью составляет около 10 минут. Операторы опрашивают абонентов, чьи номера отбираются автоматически случайным образом, но с учетом требований к репрезентативности выборки, чтобы обеспечить равномерность опроса в региональном разрезе, в соотношении сельского и городского населения, пола и возраста собеседника и ряда других параметров. Кроме того, эта система (АПК АССО) единственная в стране имеет высокую степень автоматизации и работает с полной телефонной базой "Белтелекома", что обеспечивает быстрое, качественное, низкое по стоимости и достоверное проведение социологических опросов.

Комплекс позволяет нам проводить самые разнообразные исследования с минимальными затратами. АПК АССО применяется для оценки общественно-политической и социально-экономической обстановки в стране. Мы используем его и для изучения социального самочувствия населения, а также для оперативных социологических опросов по регионам и социальным группам, для медиаизмерений и так далее.

При телефонных опросах наш центр применяет многоступенчатую стратифицированную случайную выборку. Отбор граждан производится по принципу "ближайшего дня рождения". Преимущество этой выборки в том, что в ней удачно сочетаются данные государственной статистики о распределении населения по стратам (пол, возраст, образование, регионы) и требование случайного отбора, которое обеспечивает равные вероятности попадания в выборку для всех единиц генеральной совокупности (то есть для граждан страны).

В странах СНГ эта технология используется единично, в основном из-за недостаточно развитой телефонной сети общего пользования (обычных домашних телефонов). Данную проблему исследовательские структуры обычно решают за счет частичного опроса респондентов по мобильным телефонам. Однако это снижает репрезентативность результатов опроса.

Так вот, использование АПК АССО у нас как раз продиктовано высоким уровнем телефонизации Беларуси. Этот показатель на сегодня составляет 45 телефонных аппаратов на 100 жителей страны (с учетом юридических лиц). Повсеместная доступность телефонной связи как в городах, так и в селах позволяет сформировать репрезентативную выборку не только по социально-демографическим характеристикам респондентов, но и по типу населенного пункта, в котором они проживают. Если говорить о поквартирной обеспеченности населения Беларуси телефонами, то на тысячу человек приходится 372 аппарата. Соотнося этот показатель с данными переписи населения Беларуси 2009 года, согласно которым средний размер домохозяйства составляет 2,4 человека, можно сделать вывод, что из тысячи граждан для опроса доступны 893 человека. Это очень высокий показатель.

В результате мы получаем выборку, репрезентирующую взрослое население Беларуси (от 18 лет и старше) по полу, возрасту, образованию, месту проживания. При этом статистическая погрешность составляет около 3%.

Есть и другие преимущества этого метода. Телефонные опросы не лимитированы в плане географического охвата и демонстрируют существенно более высокий уровень достижимости, чем персональные интервью. Во всех населенных пунктах опросы проводятся одними и теми же интервьюерами. Таким образом, всегда можно быть уверенным, что различия между регионами реальны, а не обусловлены разницей в опыте и стиле работы интервьюеров.

Состав опрашиваемых респондентов (выборка) представляет собой мини-модель населения республики (генеральной совокупности), отобранную по половозрастным, образовательным или другим признакам. В зависимости от задач исследования могут вводиться дополнительные критерии отбора респондентов (определенная демографическая группа, интернет-пользователи и так далее). Размер целевой выборки определяется размерами генеральной совокупности и задачами исследования.

Также можно отметить, что интервьюеру не приходится самостоятельно отслеживать существующие в опросном листе фильтры, все переходы происходят автоматически в соответствии со специальной программой.
Смоляк Елена
ИАЦ не так давно проводил исследования относительно использования Интернета в Беларуси. Каковы его результаты и о чем они говорят?
В октябре 2102 года мы провели республиканский телефонный опрос среди интернет-пользователей в возрасте 16 лет и старше. И вот какие данные были получены. Практически ежедневно обращается к Сети подавляющее большинство интернет-аудитории страны (83%). Несмотря на то, что основное место выхода в Интернет - стационарные компьютеры по месту проживания, отмечается тенденция к росту беспроводных типов подключения к Всемирной паутине (Wi-Fi, мобильный телефон, GPRS-модем).

Что касается содержательной части, то белорусские пользователи чаще всего выходят в Сеть для коммуникации (общения) или поиска информации. При этом в Интернете граждане в основном предпочитают искать сведения, необходимые для учебы или работы (64%). За справочной информацией к Глобальной сети обращается половина респондентов (48%), за развлекательным контентом - 41,5% опрошенных. Новостной блок (политическая, экономическая, а также светская информация) представляет для пользователей меньший интерес (отметили в среднем по 34% участников опроса). Причем в большинстве случаев респонденты не дифференцируют веб-сайты по тематической направленности, а используют поисковые страницы (Google.com, Yandex.by) и многоцелевые (горизонтальные) порталы (Tut.by, Mail.ru).

Если говорить в общем, то результаты говорят о том, что белорусские пользователи характеризуются высокой степенью включенности в интернет-среду. Большинство из них ежедневно проводят в Сети более часа.
Галиновская Надежда Александровна
Среди активных пользователей Интернета немало молодежи. Какие сайты, по данным вашего центра, наиболее популярны у молодого поколения Беларуси? В целом Интернет для нашей молодежи – это по большей части развлечение или все-таки информационный ресурс?
Безусловно, молодежь - это самая активная и продвинутая аудитория Сети. О ежедневном пользовании Интернетом чаще говорят молодые люди 16-29 лет (89%), чем респонденты старших возрастных групп (в среднем по 77%). Что касается информационных предпочтений, то для молодого поколения в Глобальной сети основной интерес представляют сведения, необходимые для работы и учебы, а также развлекательный контент. Информация о политических событиях, как правило, интересна гражданам старше 40 лет.

Следует отметить высокую популярность среди молодежи социальных сетей. По полученным в ходе опроса данным, свыше 90% молодых пользователей имеют личный профиль на различных сетевых ресурсах.

Резюмируя, можно сказать, что для этой возрастной категории в равной степени характерно использование Всемирной паутины как с целью поиска информации, так и для отдыха, развлечения.

Полак С.С.
Сейчас в Беларуси активно развивается ретейл, крупные торговые сети занимают все большую нишу в отечественной торговле. Проводит ли ваш центр исследования в этой сфере?
Совсем недавно – с 25 февраля по 4 марта – мы провели оперативный соцопрос, который касался отношения сельского населения к местной торговле. В ходе этого опроса была сделана выборка, которая репрезентирует взрослое сельское население Беларуси по полу, возрасту, образованию. Статистическая погрешность исследования не превышает 3,1%. Это позволяет сделать вывод, что полученные данные отражают мнение всего взрослого сельского населения страны.

Прежде всего, результаты опроса объективно отражают нынешнюю ситуацию с торговым обслуживанием сельского населения. А она на сегодняшний день не может в полной мере удовлетворять нас. Так, 85,5% опрошенных утверждают, что в их населенных пунктах есть стационарные магазины. Причем 77,4% сельских жителей удовлетворены работой этих торговых точек. В то же время, если 66,7% сельчан имеют возможность ездить за покупками в другой населенный пункт, то для 15,6% сельских жителей такие поездки затруднительны, а для 17,7% - вовсе невозможны.

К сказанному можно добавить, что жители деревень, в которых нет магазинов, реже отмечают возможность совершения покупок в иных местах - 43,4%. Для 22,1% таких респондентов выезды за покупками за пределы своего села связаны с определенными трудностями, для 35,6% - просто невозможны. Понятно, что именно эти категории граждан в первую очередь нуждаются в услугах развозной торговли. При этом если 51,3% участников опроса, чьи села обслуживают магазины на колесах, говорят, что автолавка бывает у них два раза в неделю, 22,3% - три и более раз, то 26,4% утверждают, что она приезжает к ним только раз в неделю, а то и реже. Между тем, 41,5% клиентов автолавок считают, что магазины на колесах должны приезжать два раза в неделю, а 25,4% -- не менее трех раз.

В данной связи отмечу, что чаще всего в автолавках сельчане приобретают, как правило, продукты первой необходимости: хлеб и хлебобулочные изделия (65,5%), крупы, яйца и молочные продукты (в среднем по 46,7%), колбасные изделия, мясо и полуфабрикаты, птицу, рыбу, соль и сахар (по 36,4%). Алкоголь, сигареты и товары бытового назначения (мыло, шампуни, стиральные порошки и т.п.) покупают в среднем по 12,4% респондентов.

При этом, согласно результатам опроса, автолавки удовлетворяют покупательский спрос половины своих клиентов: купить в них все необходимое могут 54,7% сельчан. Каждый четвертый респондент (25,1%) иногда не может приобрести в автолавке товары, которые ему нужны, каждый пятый (20,2%) зачастую вынужден оставаться без покупок. Как показывает опрос, чаще всего сельские жители не находят в магазинах на колесах товары бытового и хозяйственного назначения (14,6%) и мясные продукты (8,3%).

Прошу прощения за обилие цифр, но они, на мой взгляд, наглядно иллюстрируют тот факт, что организация сельской торговли в республике нуждается в существенном совершенствовании.
Фокин Алексей, Минск
Проведенный вашим центром социологический опрос показал, что две трети сельчан удовлетворены работой местной торговли. В то же время почти 84% опрошенных хотят видеть в своем населенном пункте магазин или автолавку "Евроопт" с товарами по ценам этой торговой сети. Как бы Вы прокомментировали этот факт?
Да, действительно, согласно результатам опроса 77,4% сельских жителей удовлетворены работой местной стационарной торговли. Опрос также показал, что 63,6% сельчан, чьи деревни посещают магазины на колесах, удовлетворены их работой . Но при этом подавляющее большинство позитивно отнесется к появлению в сельской местности крупных ретейлеров, таких как "Евроопт".

Никакого противоречия между этими цифрами, на мой взгляд, нет. С одной стороны, существующая система сельской торговли удовлетворяет в той или иной степени базовые потребности людей в товарах повседневного спроса, хотя и здесь есть проблемы. Так, 60,9% респондентов в числе основных недостатков автолавок назвали бедность ассортимента, 43,1% сельских жителей столкнулись с фактами продажи товаров ненадлежащего качества. Более трети (35,8%) отмечают недостаточное количество продуктов, нерегулярный подвоз и высокие по сравнению со стационарными магазинами цены. Наконец, каждый четвертый (25%) недоволен тем, что продавцы не выдают чеки, машины не соблюдают график стоянки, товар в большинстве случаев уже расфасован, что лишает покупателей возможности приобрести меньшее его количество.

Неудивительно, что при таком уровне сервиса даже названия компаний-владельцев этих автолавок, как показал опрос, смогли указать лишь 16% респондентов. При этом сельчане видят, что совершенно другой, современный уровень розничной торговли уже сложился в городах. И, конечно, хотели бы видеть такой же уровень сервиса у себя. Они очень хорошо осведомлены о крупных игроках этого рынка и их возможностях. Например, с сетью "Евроопт" знакомы почти все (93,8%) сельчане. Неудивительно, что 83,7% из них хотели бы видеть в своем населенном пункте магазин или автолавку этого белорусского ретейлера.

Кстати, как показывают результаты опроса, такое желание практически в равной степени характерно для всех респондентов, в чьих населенных пунктах: нет стационарного магазина (84,4%); есть стационарный магазин (83,6%); не ведется развозная торговля (82,2%); ведется развозная торговля (88,5%). По-моему, цифры более чем красноречивые.
Сущеня Т.В.
Не кажется ли вам, что в последнее время в СМИ выступают не только эксперты в тех или иных областях, но и люди, которые на самом деле экспертами не являются? Как простому обывателю определить, насколько компетентен эксперт, которого цитируют массмедиа?
Действительно, есть сейчас такая проблема. Порой в роли эксперта выступают люди, которые не совсем разбираются в той или иной области либо еще не накопили нужный объем опыта и компетенции, а уже дают "экспертное" мнение. На что следует обращать внимание, когда вы читаете комментарий эксперта? Во-первых, посмотрите, что это за человек, какой багаж знаний и какой опыт у него за плечами. Если это недавний выпускник вуза, который потом прочел пару статей в научно-популярных журналах и на википедии, то это еще не значит, что он уже стал экспертом по военно-политическим вопросам.

На постсоветском пространстве одним и признаков того, что человек действительно разбирается в той теме, о которой пишет, является ученая степень. То есть кандидат наук и выше. Но тоже желательно в сфере, близкой к рассматриваемому вопросу. Как я уже сказал, немаловажно и то, какой у него накоплен опыт. Это только самое начало на пути к тому, чтобы претендовать на статус эксперта.

Кроме того, сейчас, с помощью того же Интернета, можно посмотреть, какие статьи на те или иные темы написал для научных и научно-популярных изданий эксперт, либо назвавшийся экспертом. Важно и то, в каких именно изданиях он публиковался, то есть насколько они признаются в научном сообществе. Также многие эксперты нередко участвуют в серьезных исследованиях. Речь идет именно об исследованиях, а не о текстах малого объема с экспресс-анализом на ту или иную тему, которые делаются за один день. То есть в целом нужно проследить "трудовую биографию" эксперта. Если в его послужном списке, кроме коротких комментариев для новостных агентств и пары небольших статей, ничего нет, то это не эксперт.

Жовтень Андрей
Некоторые аналитики, либо же люди, претендующие на это звание, давали СМИ различные комментарии по поводу того, как Беларусь смогла противостоять снежному циклону "Хавер". Будет ли ваш Центр проводить исследования на эту тему?
Непосредственно данной темой мы пока не занимались. Хотя это возможно, если возникнет такая задача.

В целом же центр регулярно отслеживает то, как население оценивает эффективность работы различных госструктур, в том числе и специальных служб, которые ориентированы на ликвидацию последствий непредвиденных и форс-мажорных ситуаций. Еще раз подчеркну, что возможности новейшего комплекса АПК АССО позволяют нам получить оперативный информационный срез в течение 10 дней и узнать общественное мнение по интересующей теме.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/tehnologii-izuchenija-obschestvennogo-mnenija-v-belarusi-na-urovne-mirovyh-standartov-618/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024