Онлайн-конференция
23 мая 2012, 12:00
Современные технологии упаковки и производства в интересах потребителя
Хорошо известно: чтобы привлечь потребителя, необходимо соблюдение двух главных условий - высокого качества продукции и соответствующей упаковки. Разумеется, в первую очередь это касается товаров, представленных на полках продовольственных магазинов. Поэтому неслучайно производители в обоих сегментах неустанно работают над повышением качества и тесно взаимодействуют в этом процессе.
Как налажено сотрудничество производителей продуктов и упаковки? Какая упаковка сегодня отвечает современным требованиям обеспечения сохранности продукта и одновременно экологичности? Насколько широко она применяется? На эти и другие вопросы отвечают Наталья Ивановна Склярова, глава представительства компании "Тетра Пак" в Республике Беларусь, Николай Георгиевич Таран, заместитель директора Научно-практического института по земледелию, виноградарству и пищевой промышленности Республики Молдова, Владимир Ильич Давидеску, директор АО "Vinaria din Vale" (Республика Молдова), Иван Николаевич Троцкий, директор ЗАО "Минский завод виноградных вин" (Республика Беларусь).
Вопросы конференции
Ирина Мележ
Насколько широко используется тетрапак производителями продуктов питания?
Рынок многослойной картонной упаковки динамично развивается. Только за последние 10 лет он вырос практически в 3 раза. Если вернуться лет на 15-20 назад, то соки в картонной упаковке были диковинкой, основной объем напитков продавался в стеклянных банках и бутылках, а молоко - в полиэтиленовых пакетах. Сейчас ситуация коренным образом поменялась: соки и сокосодержащие негазированные напитки разливаются главным образом в упаковку типа тетрапак. Картонная упаковка также используется для молока и молочных продуктов, питьевой воды, детского питания и даже для консервов, поскольку является удобной и доступной альтернативой традиционным упаковкам.
Естественно, производители виноградных вин не стоят в стороне и не менее активно развивают линейку продукции за счет использования многослойной картонной упаковки. Если ежегодный прирост винного рынка составляет около 2,1%, то производство в картонной упаковке растет на 2,6% в год. В 2011 году мировой объем производства вина в упаковке тетрапак составил 1,75 млрд.л. На рынке некоторых стран доля в упаковке тетрапак превышает 40%. В частности, в Чили она составляет 44%, в Аргентине - 41,4%. В соседней России этот показатель вырос с 6,2% в 2005 году до 16% в 2011-м, при этом производство виноградного вина в упаковке тетрапак составило 212 млн.л.
Сергей Овчаренко
Какова динамика рынка продаж упаковки тетрапак в Беларуси? Как вы оцениваете его перспективы?
В Беларуси начали разливать виноградное вино в картонную упаковку тетрапак в 2009 году. Рост этого бизнеса в минувшем году по отношению к 2009-му составил 219% без учета импортной составляющей. Объем производства картонной упаковки позволил разлить в нее в 2011 году более 10 млн.л виноградного вина, что составило около 30,5% винного рынка страны.
На мой взгляд, это очень перспективное направление, которое по определению предполагает массу преимуществ для всех заинтересованных сторон: удобство и безопасность для потребителя, снижение производственных и логистических затрат для производителя, оптимальное использование полочного пространства для розничной сети. К слову, в Западной Европе производители вина начинают использовать эксклюзивные форматы упаковки тетрапак (например тетрапризму), чтобы дифференцировать свою продукцию и подчеркнуть ее премиальность. В Беларуси крупнейшим потребителем упаковки тетрапак для виноградного вина является ЗАО "Минский завод виноградных вин". Доля компании составляет около 42% в этом сегменте рынка.
Максим Коновалов
Что можно сказать об экспортных возможностях упаковки тетрапак? Какие зарубежные компании наиболее широко применяют вашу упаковку, в частности при розливе виноградных вин?
Правильнее говорить об экспортных возможностях производителей. На белорусском рынке, например, представлены европейские производители, которые разливают свою продукцию в тетрапак (в магазинах Беларуси, скажем, зимой можно купить глинтвейн немецкого производства). Мы готовы поддерживать белорусских производителей в их стремлении экспортировать продукцию в упаковке тетрапак, оказывать им помощь путем разработки новых форматов, делиться результатами исследований потребительских предпочтений и тенденций развития рынка.
Ну а что касается использования упаковки тетрапак крупными мировыми производителями, то в их числе Bandit (США), French Rabbit (США, Канада), Tavernello и Botter (Италия), Mont Tauch (Франция), Akesson (Швеция), Andrew Peace (Великобритания), производители в Аргентине, Венгрии, Австралии и ЮАР. Иными словами, представлены практически все страны мира, где производится или разливается виноградное вино.
Марина Дробышевская
Владимир Ильич, Молдова является страной с давними винодельческими традициями. Однако в последние годы АО Vinaria din Vale активно сотрудничает с МЗВВ. Чем молдавскую компанию привлекает такое сотрудничество?
Привлекательность сотрудничества с белорусами состоит, прежде всего, в постоянстве партнерства, которое было начато в 2000 году и успешно продолжается по сей день. Оно позволяет каждой стороне сосредоточиться на конкретных направлениях технологии производства и добиваться максимальных результатов. В настоящее время между нашими предприятиями существует четкое разделение производственных обязательств. Молдавская Vinaria din Vale & Co сосредоточена на производстве качественных виноматериалов из собственного сырья, а белорусский МЗВВ занимается вопросами розлива и реализации конечной продукции. Такая кооперация позволяет максимально использовать сильные стороны каждого партнера.
Павел Зенкевич
Продукция из Молдовы разливается в том числе в упаковку тетрапак. Насколько это отвечает традициям и вашим сегодняшним экономическим интересам?
Столетиями наша продукция разливается в стеклянную бутылку. Это общеизвестно. А розлив в тетрапак, скорее, является продолжением давних традиций, совмещающим их с современными требованиями практичности и экономичности, поскольку вино остается вином в любой таре.
Анастасия Гусева
Сегодня покупатель уделяет большое внимание соотношению цена-качество. В этой связи понятен интерес к продукции в экономичной упаковке тетрапак. Как вы считаете, не пользуются ли этим недобросовестные производители, чтобы сбыть некачественный товар? Или это по определению невозможно?
Существует очень сильная конкуренция на этом рынке как в Беларуси, так и в других странах, в том числе Молдове. Винодельческие компании, выпускающие некачественную продукцию, практически не могут выжить, поскольку покупатели отворачиваются от недобросовестных производителей. Потребителя можно обмануть один раз, а во второй он не станет покупать некачественный продукт. Кроме того, нельзя забывать о контролирующих органах, которые строго следят за тем, чтобы на рынок не попадала некачественная продукция. Зная ситуацию с контролем качества в вашей стране, считаю, что в Беларуси по определению невозможно сбыть продукцию низкого качества.
Михаил Чернышов
Как вы считаете, использование упаковки тетрапак в винодельческой отрасли - это современная тенденция или реакция производителей на кризисную ситуацию?
Я знаком с упаковкой тетрапак для винодельческой продукции с 1996 года, когда по заданию Минсельхоза Молдовы в составе делегации представителей различных стран посетил Венгрию и Испанию по вопросу разрешения розлива в Молдове виноградных вин в этой упаковке. После тщательного изучения ее влияния на качество продукта было принято решение об использовании упаковки тетрапак. Мы убедились, что ее применение не влияет отрицательно на качественные (на основе дегустационной оценки) и физико-химические (на основании научных исследований) показатели. Использование упаковки тетрапак – современная тенденция мировой практики в винодельческой отрасли, следование которой позволяет решить многие вопросы, волнующие сегодняшних, да, думаю, и завтрашних покупателей. Это удобство, практичность, экономичность и экологичность упаковки при непременном сохранении натуральности продукта. А это, как вы понимаете, никак не связано ни с каким кризисом. Да и в 1996 году Европа еще была далека от кризиса.