Онлайн-конференция
09 апреля 2015, 11:00
Современные подходы к управлению государственной собственностью
Какие задачи необходимо решить Государственному комитету по имуществу в ближайшей перспективе? Как планируется вовлекать в оборот неэффективно используемое имущество? Какие новые подходы будут применяться для успешной приватизации государственных предприятий? Какие изменения планируется внести в земельное законодательство? На эти и другие вопросы ответит эксперт.
Вопросы конференции
Антонина Слободкина, Минск
Какие компании были приватизированы в прошлом году?
В 2014 году в соответствии с решениями Президента совершены сделки (прямые продажи конкретным инвесторам) по продаже принадлежащих Беларуси пакетов акций 4 акционерных обществ: ”Кохановский экскаваторный завод“, ”БЕЛГИПС“, ”Гидропривод” и ”Брестский чулочный комбинат”, а также одного предприятия как имущественного комплекса республиканского унитарного предприятия ”Дзержинский опытно-механический завод“. Общая сумма сделок составила $5,27 млн и более Br150 млрд.
В качестве дополнительных условий данных сделок предусмотрены обязательства покупателей по осуществлению инвестиций в развитие (модернизацию) приобретенных предприятий на общую сумму 43 млн евро и $5 млн, а также Br300 млрд, погашению при необходимости задолженности проданных предприятий, сохранению (увеличению) количества рабочих мест и среднемесячной заработной платы, обеспечению роста объемов промышленного производства.
По коммунальной собственности совершены сделки по продаже пакетов акций 9 акционерных обществ на сумму Br230 млрд.
Родион, Озерцо
Почему вдруг было введено ограничение на продажу дач под Минском и областными центрами, а свободные земельные участки в садоводческих товариществах в пригородной зоне Минска решено предоставлять исключительно по результатам аукционов?
Указ № 387, вступивший в силу 1 января, подготовлен по предложениям Минского областного исполнительного комитета. По мнению данного исполкома, у садоводов и граждан, желавших получить земельные участки для строительства жилого дома, было неравное положение. Зачастую на участках, которые предоставлялись для коллективного садоводства, строились дома, которые по техническим характеристикам как минимум были равны жилым домам, а то и превосходили их. В то же время такие участки предоставлялись без аукциона, а участки для строительства жилого дома – через аукцион.
Чтобы уровнять практику, возникло это предложение. Теперь участки в садовых товариществах в пригородной зоне Минска будут предоставляться только через аукционы.
В связи с тем, что территория пригородной зоны Минска насыщена садовыми товариществами (только в Минском районе 320 садоводческих товариществ) и свободных массивов практически не осталось, указом №387 введен запрет на создание новых товариществ и дачных кооперативов.
Также в пригородных зонах Минска и областных центров введен запрет на отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) земельных участков, предоставленных в частную собственность для коллективного садоводства (в том числе земельных участков, образованных в результате их раздела, слияния), а также на передачу в аренду таких земельных участков до истечения 5 лет со дня государственной регистрации возникновения прав на них.
В течение такого же срока запрещено отчуждение капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства. Исключение составляют земельные участки и (или) расположенные на них капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные местными исполнительными комитетами.
Запрет на отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) касается исключительно земельных участков, предоставленных гражданину местным исполнительным комитетом для ведения коллективного садоводства в частную собственность, с момента государственной регистрации у гражданина возникновения права частной собственности, на которые не истек пятилетний срок.
Таким образом, запрет на отчуждение земельных участков не касается земельных участков, право частной собственности на которые перешло по наследству (независимо от даты государственной регистрации права частной собственности наследодателя и наследников на земельный участок); приобретенных гражданином на основании гражданско-правовых сделок (на основании договоров купли-продажи, дарения, мены и т.д.); принадлежащих гражданину на праве пожизненного наследуемого владения либо аренды и выкупленных им в частную собственность, если с момента государственной регистрации возникновения у лица, которому первоначально земельный участок был предоставлен местным исполнительным комитетом для ведения коллективного садоводства, права пожизненного наследуемого владения либо аренды истек 5-летний срок.
Аналогичным образом регулируются вопросы отчуждения гражданами садовых домиков, расположенных на земельных участках для коллективного садоводства, принадлежащих им на праве пожизненного наследуемого владения либо аренды.
Корр. БЕЛТА
Какие еще изменения в законодательство о земле планируется вносить в ближайшее время?
Госкомимуществом подготовлен проект указа ”О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 и от 14 января 2014 г. № 26“, который предусматривает возможность предоставления земельных участков без проведения аукционов при замене застройщика многоквартирного жилого дома; предоставление организациям потребительской кооперации земельных участков для строительства и обслуживания объектов оптовой и розничной торговли, общественного питания без проведения аукционов.
Также предполагается предоставить права местным исполнительным комитетам давать согласие на отчуждение жилых домов и (или) земельных участков, полученных гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до истечения 8 лет со дня государственной регистрации возведенных на них жилых домов, в случае досрочного либо полного погашения льготного кредита в исключительных случаях (например, направление на службу в другую местность, потеря кормильца в семье, получение I или II группы инвалидности).
Кроме того, функции по оформлению землеустроительных дел по установлению границ земельных участков, предоставленных гражданам до 1 января 1999 года, а также по разработке проекта отвода земельного участка для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также подсобного сельского хозяйства от землеустроительных служб предполагается передать организациям по землеустройству.
Согласно документу, будет исключено установление нефиксированных границ земельных участков, кроме границ земельных участков сельхозорганизаций и государственных лесохозяйственных учреждений.
Решения о проведении аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) на земельных участках, на которых находятся объекты, подлежащие сносу, будут приниматься по решению не только Минского городского исполнительного комитета и городских исполнительных комитетов областных центров, но и районных, городских (городов областного, районного подчинения) исполнительных комитетов.
Сроки оформления земельных участков, необходимых для обслуживания построенных и принятых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, планируется сократить с 60 до 30 календарных дней.
Государственный комитет по имуществу будет обязан не реже одного раза в месяц не позднее 10-го числа следующего месяца направлять в Комитет государственного контроля и его территориальные органы информацию о выявленных нарушениях порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земельных участков из одной категории (вида) в другую (другой).
Предполагается, что до 1 января 2017 года сельскохозяйственные организации и государственные лесохозяйственные учреждения будут освобождены от уплаты государственной пошлины за выдачу (оформление) правоудостоверяющих документов на земельные участки, предоставленные таким организациям для ведения сельского хозяйства, а также для ведения лесного хозяйства.
Принятие проекта указа позволит при неисполнении (нарушении) застройщиком обязательств по созданию объекта строительства многоквартирного жилого дома местным исполкомам осуществить прекращение прав на земельные участки у прежних застройщиков и предоставить данные участки новым застройщикам в короткие сроки.
Сократятся сроки и затраты на строительство новых торговых объектов (объектов шаговой доступности) организаций потребительской кооперации на территориях, требующих развития торговой инфраструктуры (зонах новых жилых застроек).
Кроме того, будет исключено наличие неточностей в землеустроительных делах, изготовленных землеустроительными службами, причиной которых является отсутствие у землеустроительных служб райисполкомов технических возможностей (приборов) для выполнения работ.
Документ позволит расширить практику проведения аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) на земельных участках, на которых находятся объекты, подлежащие сносу.
Сигурдов Петр, Минск
На каком этапе находится учет недвижимости, находящейся в государственной собственности? Когда можно будет сказать, что в этой сфере наведен железный порядок, как того требует глава государств?
Недвижимость, находящаяся в государственной собственности Республики Беларусь, заносится в Единый реестр госимущества, который был создан Госкомимуществом и местными исполнительными и распорядительными органами 1 июля 2013 года в соответствии с указом №68. На дату создания в реестре содержалась информация всего о 324 тыс. объектов недвижимого имущества. В настоящее время в нем есть сведения о 748,1 тыс. объектов недвижимого имущества и почти 147,9 тыс. земельных участков, предоставленных республиканским и коммунальным юридическим лицам на правах постоянного пользования. Эта информация позволяет уполномоченным органам выполнять возложенные на них функции по учету, управлению и распоряжению государственным имуществом.
Содержащаяся в Едином реестре информация о юридических лицах и государственном имуществе ежедневно актуализируется и пополняется в режиме реального времени с использованием интернета.
В 2015 году отраслевой программой информатизации предусмотрена модернизация программного обеспечения Единого реестра для ведения и предоставления информации о находящемся в государственной собственности неиспользуемом недвижимом имуществе. Кроме того, планируется завершить наполнение реестра сведениями о договорах аренды недвижимого имущества, находящегося в госсобственности, арендуемом и неиспользуемом недвижимом имуществе.
К сожалению, сведения о количестве объектов недвижимости уточняются в связи с их ликвидацией (списанием), передачей, отчуждением и разделением. Особенно нас волнует, что по результатам проводимых на предприятиях инвентаризаций госимущества выявляются не учтенные в бухгалтерском учете объекты, которые впоследствии принимаются к учету, оцениваются и вносятся в реестр. Поэтому работа по включению в него сведений о недвижимости будет продолжена.
Для актуализации сведений о недвижимом имуществе, таких, например, как площадь, назначение, адрес, Единый реестр интегрирован с Единым регистром недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Сухотина Наталья, Витебск
Изучаете ли вы опыт Национального агентства инвестиций и приватизации, которое сейчас реализует совместный с Всемирным банком проект по приватизации восьми белорусских предприятий? Если да, то какие наработки могут быть полезны в дальнейшем для страны?
Этот диалог ведется по мере необходимости решения тех вопросов, которые приходится разрешать и агентству, и Госкомимуществу. Сейчас мы стараемся более плотно работать вместе с Министерством экономики при решении вопросов, связанных с повышением эффективности управления госсобственностью. Этот процесс и дальше будет развиваться.
К опыту Всемирного банка, как и к любому иному опыту, мы всегда относимся с позитивом. Зачем что-то изобретать, если уже есть хорошие наработки, которые можно использовать.
Корр. БЕЛТА
Андрей Анатольевич, вступив в должность в конце декабря прошлого года, вы обозначили главный приоритет работы Государственного комитета по имуществу - повышение эффективности управления госсобственностью. Выполнение этой задачи - дело не одного месяца и даже года. Тем не менее что уже удалось сделать в этом направлении?
В сфере регулирования земельных отношений подготовлен соответствующий проект указа, направленный на дальнейшее совершенствование процедуры оформления земельных участков, - в большей степени исходя из практики применения действующего законодательства. Так же и по отношению к тем объектам, которые находятся на земельных участках, в части управления зданиями, сооружениями, акциями акционерных обществ. Подготовленные проекты нормативных правовых актов направлены на решение вопросов, связанных с отменой права преимущественной покупки исполкомами акций, потому что Беларусь вступила совместно с Россией и Казахстаном в ЕАЭС. Подразумевается, что с 2017 года любые ограничения на совершение такого рода операций должны быть сняты. Нам надо двигаться в этом направлении.
Нарабатываются и вопросы, связанные с повышением эффективности управления госсобственностью в части установления требований к самому процессу корпоративного управления. Подготовлен проект корпоративного кодекса, который планируется внедрять в акционерных обществах, в первую очередь тех, где акции находятся в госсобственности. Мы пошагово будем двигаться в этом направлении, чтобы формировались наблюдательные советы, чтобы в их состав включались профессиональные корпоративные управляющие. На уровне лучших мировых образцов постараемся сделать законодательство в этой сфере, включать представителей трудовых коллективов, а не только менеджмента обществ. Все это для того, чтобы корпоративное управление давало должную отдачу и чтобы представители носили не номинальный характер, а вносили реальный вклад в совершенствование управления акционерными обществами. Сейчас кодекс проходит согласование. Сказать о конкретных сроках нельзя, но мы планируем в самую ближайшую перспективу завершить работу и вводить его в действие.
Переверзев Алексей, Минск
Не секрет, что в стране есть неэффективно используемое имущество, причем его количество немалое. Как планируется вовлекать его в оборот?
В целом скажу, что сейчас совместно с Министерством экономики решаем вопросы и готовим соответствующий акт, определяющий систему оценки эффективности деятельности организаций с государственным участием на основе качественных показателей развития. Вопрос, связанный с эффективностью использования, находится на контроле, и если в цифрах посмотреть, то можно сказать так: Беларусь имеет в собственности примерно 123 млн кв.м недвижимого имущества, которое находится на земельных участках (то есть это здания, сооружения). Из них не используется 1,5%. Около 4% (примерно 5 млн кв.м) сдается в аренду. Эти цифры немножко меняются в ту или иную сторону, потому как что-то вовлекается в оборот, что-то - наоборот. Процесс этот постоянный, но цифра небольшая.
В целом возможны разные варианты. Мы постараемся внедрить и новые способы вовлечения имущества в оборот. В частности, уже есть определенный опыт - хотя он носит более частный характер - доверительного управления акциями акционерных обществ. Например, фабрика "8 Марта" брала в доверительное управление акции предприятия "Речицкий текстиль". Предприятия работают, а на базе этого опыта мы сейчас формируем предложения, запрашиваем предложения органов государственного управления по развитию такого направления деятельности, но пока, к сожалению, активности не наблюдается. Есть несколько предложений, по которым мы будем дальше работать. С чего-то надо начинать. То есть доверительное управление акциями - это один из возможных вариантов. Если подробнее по сути: доверительный управляющий дает объемы работы, нагружает мощности предприятия. Предприятие, соответственно, получает заказы. Люди заняты, оборудование используется, и всем хорошо. Например (если взять конкретный случай), то же "8 Марта" получает прибыль, "Речицкий текстиль" получает заказы и свою долю участия в этом процессе. В итоге всем выгодно. В перспективе мы планируем рассматривать эту цепочку и дальше, чтобы доверительный управляющий при необходимости мог выкупить акции общества, которое находится в управлении. То есть это альтернативный способ приватизации.
Другим возможным способом мы видим аренду акций акционерных обществ. Также будем работать над внедрением такого способа продажи акций, как аукцион с условиями, когда при продаже видны условия и нет необходимости проводить конкурсы, во время которых нужно определять лучшие условия привлечения инвесторов. Такой механизм зачастую бывает оправдан, когда миноритарные, небольшие пакеты акций принадлежат Республике Беларусь и административным территориальным единицам.
Федосеенко Виталий, Минск
Специалисты Национального кадастрового агентства постоянно анализируют рынок недвижимости в Беларуси. Какие тенденции последних лет они отмечают?
С момента принятия и вступления в силу закона Беларуси "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" прошло более 12 лет, и с этого времени Беларусь в части формирования самого регистра недвижимого имущества прошла тот путь, для преодоления которого многим государствам требуются десятилетия. И организации, и отдельные люди активно оформляют недвижимое имущество.
В дальнейшем цифры по зарегистрированным объектам во многом будут зависеть от состояния вторичного рынка и той ситуации, которая будет складываться в сфере строительства. Понятно, что чем больше будут строиться, тем больше будут регистрироваться. Государство создало прозрачные условия и установило четкие процедуры и сроки, в течение которых застройщики должны обратиться за оформлением и получением документов, здесь вопросов никаких нет.
С учетом той экономической ситуации, которая сложилась и за пределами Беларуси, определенное затишье на рынке вторичного жилья наблюдается. Тем не менее сделки совершаются, процесс этот идет, и сказать, что рынок на данный момент остановился, нельзя.
Илья, Минск
По вашей оценке, поможет ли процессу приватизации создание в Беларуси института инвестиционного омбудсмена, который позволит инвесторам в досудебном порядке решать возможные споры? С такой инициативой выступает Национальное агентство инвестиций и приватизации.
Позволите мне воздержаться от каких-либо комментариев, поскольку с этим вопросом в основном работало агентство инвестиций.
Корр. БЕЛТА
Но вы считаете, что у инвесторов действительно есть какие-то проблемы, связанные конкретно с деятельностью Государственного комитета по имуществу? Или же можно сказать, что нашим законодательством предусмотрены все механизмы для того, чтобы инвестор мог чувствовать себя комфортно.
В работе с инвесторами глобальных проблем не возникает. Когда инвестор приходит с конкретным предложением, когда он сам видит то, что желает получить в конечном итоге, то никаких споров нет.
Но это не означает, что все идеально. Конечно, процессы необходимо совершенствовать. Например, есть вопросы, связанные с пересечением определенных полномочий у республиканских органов управления. Но правительством в программе деятельности на 2015 год поставлена задача четко разграничить функции государства как собственника и как управляющего соответствующим имуществом. Эти вещи найдут отражение в законодательстве. Уверен, что будут решаться и другие вопросы, связанные с дальнейшей оптимизацией функций органов управления в сфере распоряжения собственностью.
Марина Семеновна, Минск
С 1 января 2015 года вступил в силу указ №387, согласно которому земельные участки для строительства объектов придорожного сервиса в пригородной зоне Минска предоставляются только через аукцион. Сколько таких участков в настоящее время имеется, есть ли интерес к ним со стороны инвесторов?
Информацией о конкретном количестве участков я не располагаю. Вообще со стороны инвесторов всегда имелся повышенный интерес к Минскому региону. Исходя из того, что спрос превышает предложение, и с учетом того, что необходимо развивать другие регионы, в том числе придорожный сервис в остальных районах республики, было принято решение проводить аукционы. Сегодня материалы для выставления этих участков готовит Минский райисполком.
Демина Анна, Минск
Согласно рейтингу Всемирного банка, Беларусь находится на третьем месте по регистрации недвижимого имущества. Но, как известно, предела совершенству нет. Что планируется делать в этом направлении в дальнейшем?
Будет развиваться информационная составляющая по предоставлению комплекса услуг, связанных с получением аналитической информации из единого регистра недвижимого имущества в электронной форме. Будут решаться вопросы, связанные с сокращением (хотя они и так минимизированы) посещений заинтересованных в оформлении прав на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества в агентствах по регистрации. Для тех, кто обладает электронной цифровой подписью, уже сегодня существует возможность обращаться в агентство в электронном виде. Граждане, у которых есть недвижимость не по месту жительства, а в других регионах, могут решить все свои вопросы, обратившись в организацию по регистрации по месту своего пребывания.
Внедряются новые сервисы. Не так давно в интернете в свободном доступе появилась публичная кадастровая карта, носящая справочно-информационный характер, где можно увидеть сведения о зарегистрированных земельных участках. Такие сервисы будут развиваться и в дальнейшем. По сути, программное обеспечение будет строиться таким образом, чтобы по принципу конструктора можно было при желании получить ту или иную информацию, не выходя из дома.
Корр. БЕЛТА
А как это все повлияет на стоимость оказываемых услуг? Стоит ли ожидать, что за счет сокращения бумажного документооборота, временных затрат, услуги будут дешеветь?
Размер платы за совершение административных процедур определен законодательно и привязан к базовой величине. Эта плата небольшая. Размер платы за сопутствующие регистрации услуги (например, связанные с технической инвентаризацией, оценкой), формируется организациями исходя из тех затрат, которые они реально несут. Я скажу так: с одной стороны сокращаются временные затраты, упрощается процедура работы в отношении конкретного объекта недвижимого имущества, а с другой стороны растут затраты, связанные с разработкой программного обеспечения, с привлечением квалифицированных специалистов, которые могли бы эту работу выполнять. Но мы всегда ориентируемся на то, чтобы данные услуги, носящие социальный характер, оплачивались исходя из объективных реалий. И этот процесс будет контролироваться.
Павел Иванович, Кобрин
Много ли ваши службы выявляют нарушений порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земельных участков из одной категории в другую, нецелевого использования?
Сейчас эти вопросы отнесены полностью к компетенции исполнительных комитетов, в структуре которых находятся землеустроительные службы. Мы выявляем эти вопросы при подготовке материалов, которые идут на рассмотрение главы государства, связанные с изъятием, предоставлением лесных, сельскохозяйственных земель, при рассмотрении обращений, поступающих в комитет, при проведении работ в сфере землеустройства. Опять же аэрофотосъемка дает возможность увидеть такие моменты. В прошлом году была приобретена новейшая аэрофотокамера, которая дает качественные результаты изображений. При выявлении таких моментов мы направляем материалы в исполкомы или в Комитет государственного контроля для принятия мер реагирования. Сейчас в проекте указа, касающегося дальнейшего совершенствования земельных отношений, предусматривается норма, что мы регулярно, раз в месяц будем имеющиеся факты предоставлять в КГК для дальнейшего реагирования по ситуациям.
Корр. БЕЛТА
Вопрос об оценке приватизируемого жилья в спорных случаях. Много ли таких спорных случаев, когда стоимость приватизации существенно отличается от среднего по региону ценника?
Ситуации бывают разные, действительно, после принятия нормативного правового акта о приватизации количество обращений в Госкомимущество по данному вопросу увеличилось. В ряде ситуаций, узнав стоимость приватизации, люди полагают, что данную квартиру им должны были передать чуть ли не бесплатно и начинают обращаться в Госкомимущество или вышестоящие органы. Но бывают и ситуации, когда оценочные комиссии допускают ошибки, и с этим приходится разбираться.
Если у граждан возникают вопросы по стоимости приватизации, то они должны обратиться в райисполком или другой орган, при котором создана оценочная комиссия. При несогласии с полученной информацией можно обратиться в облисполком. Если и там люди не находят поддержки, тогда они могут обратиться в Госкомимущество, и наши специалисты вникнут в суть конкретного дела, дадут пояснения и рекомендации.
В целом скажу, что любым вопросом, в том числе приватизацией, оформлением имущества, необходимо заниматься своевременно. Ведь была возможность использовать чеки "Жилье", и тем, кто это сделал, не пришлось сталкиваться с вопросами, которые сейчас решают некоторые люди. Вместе с тем, если посмотреть на стоимость приватизации, которая иногда вызывает возмущение людей, с учетом рассрочки на 40 лет и сравнить ее с рыночной стоимостью объекта, то суммы как раз получаются совсем небольшими.
Бывает так, что в одном доме приватизируемая квартира может оцениваться в Br200 млн, а в соседнем доме аналогичной планировки - в Br400 млн. Надо учесть, что затраты на строительство сетей для нескольких объектов могли быть включены в стоимость жилья последнего введенного в эксплуатацию дома. Выходит, что люди по объективным причинам сталкиваются с такой ситуацией. В этом случае законодательством предусмотрено, что если стоимость приватизируемого жилья отличается от стоимости ранее приватизированных в данной местности объектов на 30%, то есть возможность провести рыночную оценку. Для этого нужно обратиться в соответствующие структуры, гражданину не нужно за это платить. Если рыночная стоимость окажется меньше, то по ней и будет производиться приватизация.
В связи с такими обращениями мы планируем выйти с инициативой предусмотреть в случае несогласия со стоимостью приватизации возможность обращения к независимому оценщику, заказать у него оценку, чтобы потом была возможность приватизировать жилье по рыночной стоимости. Сейчас это предложение в стадии разработки.
Всего поступило около 130 обращений по поводу переоценки стоимости приватизации. Их них около 10-15% - ситуации, когда приходилось корректировать стоимость приватизации. При этом бывали случаи, когда выявлялась ошибка со стороны оценочной комиссии, и стоимость пересматривалась в сторону увеличения.
В настоящее время в целом по стране осталось приватизировать от 5% до 7% жилого фонда. Срок приватизации установлен до 1 июля 2016 года. Поэтому хотелось бы напомнить людям, что не нужно дожидаться окончания этого срока, нужно обращаться по этому вопросу сейчас. Стоимость приватизации определяется на момент обращения гражданина, а индексы строительно-монтажных работ меняются, поэтому лучше сделать это как можно раньше.
Ирина, Минск
Где можно получить актуальную информацию о планируемых аукционах по продаже земельных участков?
Надо выходить на сайты исполкомов, есть соответствующие обязанности. То есть надо посмотреть, где, на какой территории есть желание получить земельный участок, и выяснять подробности на местности.
Корр. БЕЛТА
Недавно Национальное кадастровое агентство Госкомимущества Беларуси представило в Киеве пилотный проект по массовому формированию и кадастровой оценке недвижимости на территории Кобринского района Брестской области и Советского района Минска. Предполагалось, что по итогам реализации этого проекта может быть принято решение о целесообразности перехода к исчислению налога на недвижимость, исходя из ее кадастровой стоимости, на всей территории Беларуси. В чем преимущество такого подхода и какова перспектива его применения?
Да, это перспективное направление. Процесс запущен, в результате мы должны, если все сложится удачно, получить упрощение налогообложения недвижимости. Есть все предпосылки к тому, что этот вопрос будет решаться на уровне лучших мировых образцов, что этот налог действительно будет отталкиваться от объективной картины, от стоимости того, что находится в данном месте на данный момент.
Кроме налогообложения, мы получим повышение эффективности управления имуществом, потому что полученная общая картина даст возможность видеть оперативную ситуацию на конкретный момент времени в конкретном месте для принятия решений по использованию, определению направлений эффективности использования собственности, которая есть на данной территории. Все это будет интегрировано в систему регистра недвижимости. На основе этого можно будет получать различную информацию, которая связана с конкретной территорией или несколькими административно-территориальными единицами.
После презентации проекта началась конкретная работа: мы посмотрим, в какие это суммы выливается, в какие временные рамки будем вкладываться. Если экономика вопроса будет показывать эффективность принятия мер по введению единого налога в зависимости от кадастровой стоимости, то такие решения будут дальше готовиться и это процесс пойдет на территорию всей республики.
Напомню, что с прошлого года поменялось законодательство в области проведения кадастровой оценки земель, земельных участков. Раньше было требование, оно сохранилось и сейчас, что раз в 5 лет необходимо проводить переоценку. Раньше инициатива должна была исходить от исполкомов, но, учитывая опыт, было внесено предложение и оно поддержано, что сейчас кадастровая оценка будет проходить централизовано, она будет проводиться слоями: один слой в год. В настоящее время приступили к этой работе, результат по первому слою - многоквартирной жилой застройке - будет к середине 2016 года. Дальше до 1 июля каждого следующего года будет каждый слой отрабатываться.
Александр, Смиловичи
Госкомимуществом сформирован перечень объектов для приватизации. Как будете действовать, чтобы найти инвестора для каждого из них?
Всего этих предприятий более 60. Это ориентир для работы на соответствующий период, скажем, на год. Кроме того, эти списки расцениваются международными рейтинговыми агентствами как индикатор наличия процесса приватизации в стране. Поэтому они, в том числе, и формируются.
Вместе с тем это не какой-то безусловный список, поскольку у нас соблюдают подходы и требования, которые озвучивал глава государства несколько лет назад о том, что акции любого акционерного общества могут быть приватизированы, если инвестор предложит такие условия, которые реально будут выгодны Беларуси, и белорусский народ, который своим трудом создал актив, получит больше эффекта от прихода инвестора, нежели чем от обладания управлением данной собственностью.
Собирались списки по предложениям органов госуправления. Иногда условия, которые определены, не всегда могут вызвать интерес потенциального инвестора к покупке, но мы открыты для диалога, и любой заинтересованный в приобретении тех или иных пакетов акций может отработать с нами этот вопрос. В итоге мы будем искать консенсус, компромисс для того, чтобы получить эффективный способ вовлечения в оборот пакета акций на конкретных условиях.
Осуществляется и будет осуществляться работа по доведению информации до потенциальных инвесторов, в том числе через наши посольства, через размещение на сайтах в Интернете и средствах массовой информации. Мы планируем более активно работать в сфере Интернета, чтобы быстрее донести информацию о наличии предложений о приватизации.
Корр. БЕЛТА
Сообщалось, что разработан проект указа, который предусматривает упрощение процедуры продажи таких организаций. На каком этапе находится этот документ?
На этапе разработки. Мы сейчас анализируем те вещи, которые можно реально упростить, не меняя концептуальные подходы, которые сложились в государстве. Повторюсь: вопросы продажи собственности должны решаться тогда, когда государство понимает, что эффективнее найти иного собственника в конкретном случае, привлечь его на определенных условиях, чтобы получить потом больший эффект. Сейчас мы анализируем этот процесс и разрабатываем предложения.
Корр. БЕЛТА
С момента опубликования списка приватизируемых в 2015 году объектов уже прошло время. Может быть, есть конкретные наработки по определенным предприятиям? Как обстоит ситуация с СООО "МТС" и ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт". Расскажите, пожалуйста.
Решение об отчуждении акций всегда принимается главой государства. После этого проводятся соответствующие процедуры в виде аукционов, конкурсов. Сейчас проводится подготовительная работа по поиску инвесторов. Что касается "Авиакомпании Трансавиаэкспорт", то аукцион был проведен в конце прошлого года и признан несостоявшимся, потому как был интерес и потенциальные приобретатели, но они не смогли оперативно решить вопросы по внесению необходимых средств для участия. Сейчас подготовлено предложение по продаже акций данного акционерного общества в 2015 году на тех же условиях. Этот процесс начат, подготовлен проект распоряжения главы государства по этому поводу.
Корр. БЕЛТА
То есть можно ожидать, что будет аукцион аналогичный прошлогоднему?
Да, совершенно верно.
Корр. БЕЛТА
А по МТС?
По МТС тоже планируется проведение работы в 2015 году. Но пока о чем-то конкретном говорить преждевременно. Проводятся подготовительные мероприятия. Потому что очень важно соблюсти и стоимостной баланс акций, и интересы государства в данном вопросе.
Сергей, Минск
Какие современные электронные методы планируется использовать в геодезической и картографической деятельности?
В Беларуси завершается создание сети постоянно действующих станций точного позиционирования. Уже около 75 станций поставлены, мы ожидаем, что к концу текущего года около 90 таких станций всего будет установлено. Эту работу мы завершим в следующем году. Можно сказать так: по одной станции будет установлено на каждый район. В результате получим высокоточную геодезическую сеть республики на уровне лучших мировых образцов. Международные эксперты, которые приезжают в Беларусь, оценивая то, что сделано, говорят об очень высоком уровне. Это опять же сокращение затрат, повышение точности как при выполнении работ, направленных на обеспечение обороноспособности, безопасности государства, так и на решение обычных житейских вопросов по установлению границ земельных участков. Еще несколько лет назад приходилось вести чуть ли не километровые ходы для того, чтобы привязать конкретную территорию к системе координат, что могло повлечь определенные ошибки в вычислениях. Сейчас проблем нет: специалисты выезжают с высокоточным оборудованием, ставят на точку, спутник дает конкретную координату и быстро, четко, конкретно вопросы все решаются. Это направление в геодезии будет нами доводиться до конца.
В области картографии это те же новейшие информационные технологии картографирования. В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войны "Белкартографией", нашим подчиненным предприятием, выпускается атлас "Беларусь в годы Великой Отечественной войны", который будет предусмотрен для использования в школах для старших школьников. На картах будет показано все, что происходило на территории Беларуси в этот период времени. Ожидается, что с нового учебного года он будет внедряться в учебный процесс, но 9 мая должны выпустить небольшой тираж.
Будет подготовлена специальная карта, отображающая места боевых действий, захоронений, которые на территории Беларуси в результате боевых действий образовались. К 9 мая такая работа будет завершена.
Сейчас реализуется масштабный проект, связанный с подготовкой к изданию "Вялiкага гiстарычнага атласу Беларусi", пока планировалось, что он будет издан в четырех томах. Уже издано два тома, сейчас подготавливается третий том, который будет охватывать период до 1917 года. Также в ближайшее время ожидаем, что он выйдет в печать.
Мордосевич Евгений, Несвиж
Расскажите о концепции управления государственным имуществом до 2020 года и будет ли создаваться управляющая компания по управлению государственным имуществом (предприятиями, акциями в акционерных обществах).
Такая концепция действительно разрабатывается, она определяет подходы в зависимости от численности, от направленности работы той или иной организации, что с ними в стратегическом плане необходимо делать. Понятно, что есть инфраструктурные организации, которые должны оставаться в собственности государства, но есть и те, которые в конкретной сфере решают конкретные задачи, есть те, в которых государство имеет незначительную степень участия. Но в концепции делаются попытки определить перспективные направления, что в каждом из этих случаев делать.
Предусматривается, и, кстати, это заложено в программе действия правительства, решение вопроса о создании специализированной управляющей компании. Это действительно, я считаю, необходимо. Даже на простых примерах, когда граждане завещают имущество Республике Беларусь, а такие случаи есть. Вот это имущество поступает в казну, дальше с ним нужно определиться, что делать. Но до того, как будет принято решения, до того, как это имущество найдет нового конкретного хозяина, его надо за кем-то закрепить. И такая структура, по сути, должна решать такие вопросы. Плюс мы говорили о том, что необходимо разграничить функции государства как собственника и как управляющего. Надо освобождать те же министерства от непрофильных функций. Такая структура в определенной степени поможет решить эти задачи. Это один из шагов реформирования отношений управления государственным имуществом.
Корр. БЕЛТА
Андрей Анатолиевич, 100 дней в должности. Что они для вас?
Огромная ответственность. И это не пустые слова. Для меня это действительно так. Я являюсь сторонником того, что, когда человек приходит на работу, он должен получать от нее сам удовольствие и должен приносить результат. То есть тот участок, на который человек поставлен - сегодня он может быть один, завтра другой, должен отрабатываться. И важно не останавливаться на достигнутом, важно двигаться вперед. Важно, чтобы каждый день хоть что-то, но принес новое в деятельности. В деятельности Государственного комитета по имуществу сконцентрировано много задач по разным направлениям. Мы своим коллективом комитета и подчиненных структур стараемся развивать все направления, чтобы людям было приятно приходить в наши организации, чтобы, если это касается карт, мы могли удовлетворить все потребности, если это касается оформления прав, мы могли ответить на все вопросы по подъемным ценам и дать результат, если это касается геодезии и картографии, чтобы мы могли дать необходимую основу для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Это на самом деле большая ответственность.