Онлайн-конференция
12 сентября 2013, 12:00
Современное профессиональное образование
За последнее десятилетие в Беларуси сложились две устойчивые тенденции: повышение престижа и доступности высшего образования - с одной стороны и снижение интереса молодежи к профессиональному образованию - с другой. Если в 1990 году из 80 тыс. выпускников в высшие учебные заведения поступили 37 тыс. человек, то в прошлом году на 60 тыс. выпускников в вузы было принято около 90 тыс. человек.
Удалось ли привлечь на профобучение больше молодежи? Какие специальности пользовались наибольшим спросом у абитуриентов, а какие - непопулярны? Какие изменения произошли в учебных программах? Какие специалисты будут востребованы в экономике через 5-10 лет? Как будет развиваться система профессионального образования? На эти и многие другие вопросы ответит во время онлайн-конференции ректор Республиканского института профессионального образования доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования Аркадий Шкляр.
Все, кого волнует вопрос профессионального выбора, различные аспекты профобразования, могут задать вопросы нашему эксперту заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте БЕЛТА (www.belta.by) в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ". Ответы будут публиковаться 12 сентября после 12.00 по мере готовности. .
Вопросы конференции
Валерий
Какие изменения произошли в учебных программах в этом году? Все ли учебные заведения применяют современные информационные технологии в учебном процессе?
Ежегодно учреждения профтехобразования и среднего специального образования вносят изменения в учебные планы и программы в соответствии с требованиями времени, заказчиков кадров, других заинтересованных. Так что все профессии и специальности, которые мы предлагаем, отвечают новейшим тенденциям.
Все возможные информационные технологии применяются как в системе профтехобразования, так и среднего специального образования. Основой информационных технологий обучения являются электронные средства обучения (ЭСО) - электронные учебники и создаваемые на их основе электронные образовательные ресурсы.
Республиканский банк электронных средств обучения в настоящее рвемя содержит 118 ЭСО. В перечне приведены названия ЭСО, авторы, учебная специальность, квалификация, предмет, где может использоваться это средство обучения, краткая его аннотация. Банк постоянно пополняется за счет разработок преподавателей, выполненных при реализации госпрограмм и в результате экспериментальной и инновационной деятельности Республиканского института профессионального образования (РИПО).
Герасимчик Андрей
Просчитывалось ли, какие специалисты будут востребованы в экономике через 5-10-15 лет?
В Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год отмечается, что рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 78,8% от общего количества заявленных нанимателями вакансий (на 1 декабря 2011 г. – 79,4 %), из них около 10% вакансий - неквалифицированный труд.
Спрос на работников формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь, здравоохранение и предоставление социальных услуг.
В соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы в стране получат развитие следующие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов: индустрия информационных технологий, авиакосмическая промышленность, фармацевтическая промышленность, микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий, приборостроение и электронная промышленность, наноиндустрия и ядерная энергетика.
Татьяна
Дочь в этом году поступила в колледж после 9 классов. Минобразования озвучивало статистические данные, согласно которым наихудшие результаты на ЦТ показывают выпускники профлицеев и колледжей, а также закончившие школу несколько лет назад. Прокомментируйте, пожалуйста, этот факт. Означает ли это, что в ПТУ и ссузах недостаточно внимания уделяют общим дисциплинам, отдавая приоритет специальным и тем самым лишая ребят шансов на получение высшего образования, тем более на бюджетной основе? Спасибо.
Требования к общеобразовательным знаниям и умениям учащихся, обучающихся на основе общего базового образования в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, определяются Министерством образования Республики Беларусь и отражаются в образовательных стандартах. При этом изучение общеобразовательных учебных предметов осуществляется в соответствии с учебными программами по учебным предметам для учреждений общего среднего образования (10 – 11 класс).
Отмечу также, что количество учебного времени на изучение общеобразовательного компонента, предусмотренное типовыми учебными планами учреждений ПТО и ССО, составляет 80% от объема учебного времени, предусмотренного учебными планами учреждений общего среднего образования. Требования образовательных стандартов к общеобразовательным знаниям и умениям учащихся в учреждениях ПТО и ССО достигаются также за счет межпредметных связей, реализуемых при изучении учебных предметов профессионального компонента учебных планов, чем и оправдана целесообразность уменьшения объема учебного времени на изучение общеобразовательных учебных предметов.
В целях более полного удовлетворения образовательных запросов учащихся, готовности их к продолжению образования по избранному профилю в учебных заведениях высшего образования, в учреждениях ПТО и ССО организуются факультативные занятия. Сравнение итогов сдачи централизованного тестирования выпускниками различных учреждений образования может быть корректным в случае сравнения качества подготовки учащихся на входе и на выходе (средний балл аттестата об окончании базовой школы учащихся, которые продолжили обучение в учреждениях общего среднего образования и поступали в вузы и среднего балла выпускника базовой школы, который стал учащимся учреждения ПТО или ССО.
Цвирко Тарас
Здравствуйте, недавно услышал про существование системы непрерывного профессионального образования. Меня это очень заинтересовало. В профессии я давно и считаюсь хорошим специалистом, но мне интересно освоить еще несколько специальностей. Расскажите, пожалуйста, об этой системе подробнее.
Непрерывное профессиональное обучение рабочих - обучение, которое происходит в течение всей трудовой деятельности рабочего. Целью такого обучения является последовательное углубление и расширение профессиональных знаний, совершенствование мастерства в соответствии с развитием научно-технического прогресса данной отрасли, организации; углубление экономических реформ.
Порядок осуществления непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих регулируется Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, Кодексом Республики Беларусь об образовании и другими документами. Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих включает реализацию следующих образовательных программ дополнительного образования взрослых: образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Характерным для данной системы также являются сроки обучения и присваиваемый начальный разряд, что определено Перечнем профессий для подготовки рабочих. В вашем случае получить новую профессию рабочего возможно через освоение образовательной программы переподготовки, которая организуется с целью приобретения новой профессии (должности) лицами, имеющими профессию рабочего (должность служащего). Освоить данную образовательную программу вам можно в любых учреждениях образования и организациях, осуществляющих непрерывное профессиональное обучение рабочих. Переподготовка предусматривает определенное сокращение времени на обучение согласно знаниям и умениям, которые уже имеются у обучаемого. Переподготовка заканчивается сдачей квалификационного экзамена и выдачей документа о получении новой профессии.
Михаил, первокурсник:
Что такое ресурсные центры и чем они могут быть полезны учащимся?
Сегодня на рынке труда появилась потребность в рабочих и специалистах - выпускниках профколледжей и лицеев, уже адаптированных к условиям современного производства, повышены требования работодателей к уровню профессиональной квалификации выпускников учреждений профессионально-технического образования, что нашло отражение в преимущественном приеме на работу рабочих кадров с повышенным квалификационным разрядом. Эти задачи решает именно ресурсный центр. Сегодня таких центров 23, и расположены они по всей стране.
Ресурсный центр может быть как обособленным, так и находиться в структуре учреждения образования. В нем созданы условия для качественного освоения обучающимися учреждений образования учебных программ производственного обучения, практики, приобретения практических навыков работы на современном оборудовании при освоении ими образовательных программ профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых.
Идеи, лежащие в основе создания ресурсных центров - уровень профессионального образования должен соответствовать или опережать уровень развития производства; повышение привлекательности профессионального образования. Обучение в ресурсном центре позволяет создать условия для приобретения обучающимися навыков работы на современном оборудовании преимущественно при подготовке специалистов, рабочих для высокотехнологичных, наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Все это дает учащимся гарантированное трудоустройство, самодостаточность благодаря востребованности на рынке труда, более высокую заработную плату.
Корр. БЕЛТА:
Аркадий Хононович, можете ли вы сказать, когда и почему возникла диспропорция спроса и предложения на рынке труда Беларуси? Применяются ли в Беларуси современные механизмы прогнозирования потребностей рынка труда, и как это отражается на планировании профессионального образования?
В советские времена система профессионально-технического образования обеспечивала потребность экономики примерно на 17%. Сегодня в республике система профтехобразования обеспечивает подготовку кадров примерно на 22-23% от потребности, которая имеется сегодня на предприятиях и в организациях.
Эта острая проблема. Она возникла из-за демографической ситуации, которая складывается в стране, - резкого сокращения количества молодежи, оканчивающей 9-11 классы. Но я бы не уповал только на объективные причины. Дело в том, что наши предприятия и организации конкретно не могут сформулировать потребность кадров по тем или иным специальностям. Это все связано с тенденциями развития рыночной экономики, планирования. Например, когда-то у нас был большой спрос на строительные профессии. Мы увеличили прием на них в разы. Сейчас идет небольшой спад. Мы же не можем готовить кадры только для конкретных отраслей. Если увеличили прием на строителей, то что будет происходить в торговле, других отраслях экономики.
Беларусь была первой страной на пространстве бывшего СССР, которая приняла положение о порядке прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку рабочих и служащих. Положение это было принято Советом Министров в 2011 году. Предприятия начинают к нему относиться более серьезно. Мы не справимся без заинтересованности соответствующих отраслей экономики или структур обл- и горисполкомов.
Пока, к сожалению, наши работодатели оценивают возможности кадрового обеспечения своей экономики, относятся к этому как к чему-то второстепенному. Но можно привести ряд примеров, когда отрасли экономики очень внимательно отнеслись к формированию заказа. В нашем институте идет обучение кадровых служб министерств и ведомств.
Система профессионального образования не может полностью обеспечить потребности кадров по конкретным специальностям. Поэтому еще с 1996 года принято решение, что мы занимаемся профессиональным образованием не только молодежи, но и взрослых. У нас в республике примерно 3,8 млн. человек заняты в экономике. Для того чтобы развить экономический потенциал наших предприятий, надо 60-70% этих работников переобучить либо повысить квалификацию. Система профессионального образования к этому подготовлена как нормативно, так и содержательно. В каждом райцентре есть либо колледж либо профессионально-техническое учебное заведение с хорошей материально-технической базой, кадровым потенциалом. Благодаря вниманию Президента, правительства система профтехобразования в Беларуси не только сохранена, но и развивается. Мы способны совместно с работодателями в структуре наших учреждений образования взять на себя какую-то долю переподготовки взрослых. Нужно уповать не только на молодежь, которой не хватает, но и совместно заниматься переподготовкой работающего населения и безработных.
Лицкевич Матвей
В этом году для поступающих в вузы впервые был установлен минимальный проходной балл по ЦТ. Более трети участвовавших в ЦТ не преодолели этот порог. Увеличилось ли в этой связи число абитуриентов, поступавших в ПТУ и ссузы после 11-го класса (те, кто не прошел в вузы)?
Квалификация специалистов, которая требуется на производстве, давно ушла от таких понятий, как рабочий, техник, инженер. Иногда сложно определить, кто должен работать на той или иной должности, инженер или рабочий. Уровень знаний, который требуется для некоторых квалификаций, давно перешагнул тот уровень, который требовался раньше от рабочего и специалиста со средним специальным образованием, к примеру, в любом направлении сейчас применяются информационные технологии. Сейчас хорошо укомплектованы колледжи, впервые за долгие годы мы легко выполнили планы набора. Что касается системы профессионально-технического образования, то принято решение продлить прием в учреждения данного типа. Стоит отметить, что по многим специальностям (например, парикмахер, повар) есть конкурс. На специальности, связанные с металлообработкой, строительством, набор идет очень сложно, но я уверен, что мы выполним план. В то же время считаю, что планку для высшего образования надо повышать, и в этом нет ничего страшного. Тот, кто хочет получать высшее образование, должен иметь соответствующие знания.
Стома Анатолий
Планируется ли в Беларуси внедрять европейскую систему кредитных единиц в профессиональном образовании?
Это неизбежный процесс. Но страны рассматривают введение этой системы по-своему. Сейчас каждая компетенция имеет определенную ценность. Мы уходим от предмета и будем оценивать компетенцию. Поэтому только тогда, когда в Беларуси будут внедрены новые тенденции в национальной системе квалификаций, и будет автоматически введена система кредитных единиц. Существующие в Беларуси восемь разрядов уже не удовлетворяют требованиям времени. Нашим предприятиям крайне необходимы так называемые интегрированные специалисты, а значит требуется введение в национальную систему квалификаций механизмов, формирующих условия для непрерывного повышения человеческого потенциала и эффективного его использования. В этой связи нам предстоит большая подготовительная работа. Уже создана специальная комиссия, в состав которой вошли все заинтересованные ведомства. Как только нормативная база будет создана, начнется работа по внедрению кредитных единиц в системе профтехобразования и среднего специального образования. Сейчас мы сконцентрировали все усилия на развитии национальной системы квалификаций Беларуси и формировании необходимой правовой базы.
Корзун Ольга
По вашему мнению, насколько оправданно платное обучение на средней ступени образования? Если мы хотим привлечь молодежь в определенные профессии, зачем им ставить барьеры в виде оплаты? Нужно дать возможность получить профессиональное образование всем на равных условиях (бюджетники при этом получают стипендию и бесплатные обеды). Или давайте введем плату за обучение таких же ребят в 10-11 классах. Более того, в дальнейшем многие выпускники ПТУ или ссузов поступают в вузы и тоже платят, а для части из них высшее образование будет недоступно, потому что родители уже выложили круглую сумму за их обучение в ссузе и не могут дальше платить. Слишком дорогое у них получится образование.
Считаю, что государство должно оплачивать обучение такого числа людей, сколько ему нужно специалистов. Именно так происходит во всем мире. Если человек считает нужным получить то или иное образование, но не смог поступить на бюджетную форму обучения, почему он не может учиться на платном отделении? Я не сторонник плановых цифр приема на платную форму обучения. Учреждения образования не будут рисовать абитуриенту траекторию его профессиональной деятельности, если он хочет заплатить за свое обучение и осознает, что впоследствии его специальность может быть не востребована, то он должен сам принимать решение. В этой связи хотелось бы отметить, что сегодня стоимость платного обучения не соответствует тем средствам, которые государство направляет на финансирование обучения бюджетников.
Головчик Сергей
В настоящее время в Беларуси реализуется программа "Замки Беларуси" по реставрации старинных дворцов и замков. В то же время в Беларуси нет такой специализации в учебных заведениях, как "строитель-реставратор", поэтому на этих объектах работают обычные строители, не обученные работе со старинными строительными материалами, технологией реставрации зданий. Планируется ли введение такой специальности в Беларуси в ближайшее время?
Если есть потребность в строительных реставраторах, то мы должны совместно с работодателями изучить квалификационные требования и сделать типовой учебный план. Более того, Республиканский институт профессионального образования готов инициировать включение данной специальности в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Недавно мы провели в Гродненской области исследование соответствия потребностей рынка труда и подготавливаемых специалистов. По результатам этой работы мы увидели, что примерно 15% необходимых Гродненской области специалистов не готовятся ни в профессионально-технических, ни в средних специальных учреждениях. Например, нет подготовки по специальностям, связанным с мясоперерабатывающей отраслью.
Однако следует понимать, что формирование плана по подготовке специалистов идет с учетом предложений областей. С одной стороны, регионализация оправданна. С другой стороны, есть уникальные профессии, которые мы теряем, так как одна область не может их финансировать и готовить специалистов для всей республики.
Стома Анатолий
Слышал, что в Беларуси рассматривается возможность участия во всемирной олимпиаде учреждений профтехобразования? Так ли это?
Беларусь планирует стать участником WorldSkills International (WSI) - уникальной некоммерческой международной организации ведомств, учреждений и агентств, ответственных за развитие профессионального образования и обучения в своих странах. Организация была создана в 1946 году. Страна - участник WSI должна быть представлена официальным и техническим делегатом, назначаемым соответствующим органом данной страны (как правило, Министерством образования). Миссия WorldSkills International состоит в повышении статуса и стандартов профессиональных навыков и профобучения во всем мире. Как независимая, политически и религиозно нейтральная организация WSI является экономически эффективным средством в достижении более высоких стандартов и статуса профессионального образования по всему миру.
Основной деятельностью WSI является организация конкурсов WorldSkills в различных государствах - членах каждые два года по следующим шести отраслям: транспорт и логистика, строительство и технология строительного производства, технология производства и технология машиностроения, информационно-коммуникационные технологии, изобразительное искусство и мода, социально-бытовое обслуживание.
Каждая страна-член может выставлять одного конкурсанта или команду по каждой профессии. Молодые конкурсанты, которые проходят отбор на национальном уровне, могут принимать участие в конкурсе WorldSkills только один раз. Существуют также возрастные ограничения: конкурсанты не должны быть старше 22 лет на год проведения конкурса. Исключение существует в отношении квалификаций "кабельная система информационной сети", "мехатроника", "производственный командный конкурс", "техническое обслуживание и ремонт самолетов", где конкурсанты не должны быть старше 25 лет. Конкурсанты с ограниченными возможностями также могут участвовать в конкурсе, но в той мере, насколько их ограничения не препятствуют выполнению ими тестовых проектов в указанные временные рамки.
В настоящее время насчитывается 66 стран - участниц WSI, включая такие ведущие и активно развивающиеся экономики мира, как Германия, Швеция, Китай, Великобритания, Канада, США. В 2012 году членом организации стала Россия. По оценкам экспертов, наряду с очевидным вкладом WorldSkills в популяризацию рабочих профессий это движение - самая быстрая и эффективная система распространения международных профессиональных стандартов и поднятия планки национального профтехобразования.
Мы хотим сделать рабочего более адаптированным к современным технологиям, а значит более конкурентоспособным, формируя настоящую рабочую аристократию. Для ребят-участников таких конкурсов это великолепная возможность презентовать свои навыки и мастерство в международном формате. Очевидно, что подготовка команды для участия в таких соревнованиях, как WorldSkills, - дело не менее серьезное, чем подготовка олимпийцев.
Дмитрий Анатольевич
Когда завершится оптимизация системы среднего специального и профессионально-технического образования, что уже сделано, что планируется сделать и когда? С какой целью это делается, как это отразится на качестве образования?
Некоторые оптимизацию системы профессионального образования понимают как то, что у государства нет средств, и связывают с уменьшением финансирования. Оптимизацию системы образования нужно понимать как необходимость более эффективного использования денежных средств. Со времен существования Советского Союза, к нашему счастью, мы не закрыли и не перевели ни одного учебного заведения. Ну а ту мощную структуру, которая у нас сегодня есть, требуется оптимизировать - то есть создать какие-то объединенные учреждения образования, которые могли бы решать конкретные задачи. Мы начали этот процесс, в Министерстве образования состоялась коллегия совместно с руководством областей. Мы создаем в республике два типа учебных заведений. Первый - это колледж, который будет реализовывать все виды образовательных программ согласно Кодексу (это четыре программы профессионально-технического образования и четыре программы среднего специального образования). Второй, как мы предполагаем, - профессиональный лицей, в котором будут реализовываться только программы профессионально-технического образования. Причем колледж будет заниматься не только программой ссуза, но также программой профессионально-технического образования. Это поможет лучше адаптироваться к потребностям региона.
Такие колледжи мы уже создаем. Потом часть учреждений образования с республиканского бюджета мы передаем на областные, потому что у нас средние специальные учебные заведения, которые фактически готовят людей для областей, содержались за счет республиканского бюджета. При переходе на областной бюджет учреждение образования сможет в большей степени ориентироваться на потребности своего региона.
Думаю, что колледжи, которые находятся сегодня в подчинении различных министерств и ведомств, тоже должны перейти в подчинение Министерства образования. Мы и так проводим единое научно-методическое обеспечение, но есть перекосы. Например, во многих колледжах, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия, готовят экономистов и юристов, так что в этих учреждениях сами определяют планы набора. Я бы не сказал, что в таком случае Министерство сельского хозяйства и продовольствия перестанет оказывать им содействие. Но если мы создадим соответствующие механизмы, многие вопросы отпадут сами по себе.
Корр. БЕЛТА
Посещая один из столичных лицеев, премьер-министр Михаил Мясникович предложил официально трудоустраивать учащихся строительных специальностей на время практики. Готовы ли к такому шагу работодатели и сами учащиеся?
Это общепринятая система подготовки специалистов в профессионально-технической школе. У нас есть сплошная производственная практика, где-то в течение шести месяцев на третьем курсе студенты идут работать на предприятии. Если сегодня предприятие скажет, что готово принять их на работу или практику, то мы будем очень рады. У нас сейчас нет проблем со стороны научно-методического обеспечения, но есть проблемы по оплате труда, которые должны решать сами предприятия.
Валентина
Зарубежные эксперты отмечают, что Беларусь имеет значительные преимущества благодаря тому, что сохранила систему профессионально-технического образования. Как бы вы оценили в этой связи привлекательность наших ПТУ для иностранных абитуриентов? Сколько иностранных учащихся получает профессионально-техническое и среднее специальное образование в Беларуси?
Конечно, признание нашей системы национального образования на постсоветском пространстве - очень приятный факт. Мы проводим переподготовку и курсы по повышению квалификации специалистов России и Казахстана. В конце сентября планируется открытие ресурсного центра по строительным профессиям в Азербайджане. Сейчас мы активно сотрудничаем с Вьетнамом и Таджикистаном, а также в ближайшее время планируем открыть представительство республиканского института образования в Казахстане. Это позволит выйти Беларуси на рынок профессий в Средней Азии.
Сейчас в Беларуси на уровне профессионально-технического образования проходят обучение 281 человек из 15 стран, а на среднем специальном - 768 из 27 стран. Тенденция роста количества иностранных студентов, желающих получить в Беларуси профессиональное образование, конечно, есть, но многое зависит от нас. Нам необходимо правильно проводить маркетинговые исследования и постоянно предоставлять информацию о своих возможностях в сфере профобучения. Так, недавно мы подготовили 30 нигерийцев. Они выбрали Беларусь для получения рабочей квалификации газоэлектросварщика и оператора-штамповщика. Мы предлагали предприятиям и миграционным службам разработать программу по обучению. Например, сегодня нам необходимы кадры в строительной отрасли. Мы можем привести людей, но для начала их необходимо отобрать, доставить в Беларусь и через нашу систему профессионального образования изучить русский язык и профессии. Было предложено нуждающимся предприятиям оплатить их обучение. В свою очередь иностранцы готовы подписать контракт о сотрудничестве сроком не менее 3 лет. Я считаю, что привлекательная система профессионального обучения страны имеет под собой определенную почву, но для этого необходимы дилерские структуры во всех странах, где есть наши интересы. Это привлечет серьезный капитал в Беларусь.
Михаил
Говоря о профессиональном образовании, мы всегда говорим о молодежи. Но учитывая то, что у нас, наверное, один из самых низких пенсионных возрастов - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, - как вы считаете, актуально ли для Беларуси получение профессионального образования среди пенсионеров или переобучение с дальнейшим использованием их трудовых ресурсов?
Если говорить о системе непрерывного профессионального образования, то мы занимаемся не только молодежью, но и взрослыми людьми. Мы убеждены, что для обеспечения трудовых ресурсов требуются люди разных возрастов и разных возможностей. Поэтому такая система для подготовки взрослого населения может совершенно нормально у нас работать. Кстати, мы правильно сделали: не лицензировали это, а даем возможность людям заниматься под жестким научно-методическим контролем. То есть в этом направлении мы применяем рыночные механизмы. Мы даем всем свободу, но, если ты хочешь получить государственно признанное свидетельство, работай по правилам. Поэтому то, что вы говорите, естественно: любой человек любого возраста должен иметь право получить соответствующее образование и профессиональную подготовку. Такая возможность есть сейчас, и есть учебные заведения в разных областях страны, где пенсионеры, например, учатся вязать, занимаются соломкой и т.д.
Анна
Если смотреть с точки зрения выгоды для профессионально-технического образования, нужно ли ужесточать набор в 10-11-е классы?
Введение такого ограничения проблематично. Я лично являюсь сторонником проведения экзаменов после 9-го класса для тех, кто хотел бы продолжить обучение дальше в школе. Но мы пока этого не можем сделать, потому что у нас сейчас такие учебные программы, что после 9-го класса дети по математике, физике и химии еще многих тем не изучили, им нужно обучение по ряду предметов в 10-11-х классах. Поэтому нужно обязательно выполнить ту задачу, которую сейчас ставит министр образования, чтобы после 9-го класса образование было законченным по основным предметам. Мы тогда обеспечили бы поступление детей в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, а продолжение среднего образования осталось бы для тех, кто хочет его получать. Важно, повторюсь, сделать образование законченным после 9 классов. Это важно, а не то, сколько лет учиться в средней школе - 11 или 12. Россияне и казахи уже перешли к этому, и специалисты нашего Минобразования также работают над этим вопросом.
Антонина
Слышала, что в Могилевской области будут создавать региональные колледжи. Это новый тип учебного заведения? Для чего они нужны?
Конечно, есть специфика регионального колледжа: имеется в виду единый тип учебного заведения с разными образовательными программами. Мы вводим понятие регионализации, а это означает, что такой колледж должен стать центром культурного, нравственного и профессионального досуга молодежи и взрослого населения. То есть введение понятия "региональный колледж" обусловлено применением образовательных программ. Это обычный колледж, но с большими возможностями.
Корр. БЕЛТА
В Беларуси идет мониторинг Кодекса об образовании. На ваш взгляд, какие изменения в части профессионально-технического и среднего специального образования необходимы? Как будет развиваться система профессионального образования?
По мониторингу Кодекса об образовании, в соответствии с указом Президента, проведена колоссальная работа с участниками образовательного процесса, не один раз обсуждались проблемные вопросы на совещаниях в министерстве, в профильной комиссии Палаты представителей проходили заседания, было изучено много замечаний, поступивших от граждан, в том числе по профессионально-техническому образованию. Я бы не сказал, что грядущие изменения будут носить некий кардинальный или стратегический характер, но их достаточно много, потому что в ходе мониторинга было обнаружено много различных нюансов, которые людей не устраивают. Но то, что Беларусь в свое время пошла на создание единого нормативного акта - Кодекса об образовании, наш успех. И этот успех надо развивать и дорабатывать. Из главных изменений - появится единый тип учреждений образования ПТО-ССО, это будет закреплено законодательно. Хотя коллегия министерства уже приняла решение, и мы движемся в данном направлении. При этом я не являюсь сторонником привязки уровня образования, программ к определенному типу учебного заведения, но нам пока это не удается реализовать, пока все остается жестко привязанным. В России этого уже нет. Отступление от этой привязки необходимо, потому что изменились требования к квалификации подготавливаемых кадров. Например, кто может сегодня с уверенностью сказать: наладчику станков с числовым программным управлением необходимо дать среднее специальное или высшее образование? Но если определено среднее специальное, значит, он может готовиться только в ссузе. Вуз может готовить тоже таких специалистов, но это уже будет не профильная деятельность для него со всеми вытекающими последствиями. Моментов вроде этого в ходе мониторинга выявлено много, и мы попробуем решить проблемы. Но это не значит, что завтра не потребуются опять какие-то изменения. Жизнь меняется, а с ней и образование.
Ольга Крученкова
Сохранилась ли сокращенная форма обучения в вузах для выпускников колледжей, когда можно поступать на дневное отделение на второй-третий курс? Если да, каких специальностей это касается?
Сокращенная форма обучения в одном случае сохранилась, в другом - нет. Нам нужно возвращаться к непрерывности ПТУ - ссуз - вуз, и возвращаться очень быстро, чтобы у детей была возможность быстро идти на сокращенный срок обучения. Есть вузы, которые сохранили эту тенденцию, кто-то отказался от нее. Но это не должно быть прихотью высшей школы. Человек, получивший среднее специальное образование, должен иметь возможность за два-три года получить хорошее техническое образование. К сожалению, были упущены некоторые моменты непрерывности образования. Не думаю, что это катастрофа, просто нужно вернуться еще раз к некоторым аспектам. Мы над этим работаем, работает министерство. Правда, не все так легко получается. Но мы первые на просторах Советского Союза еще в 1989 году создали непрерывную систему образования ПТУ - ссуз - вуз. То есть мы занимаемся этим очень долго.
Олег, предприниматель
Будут ли у нас развивать государственно-частное партнерство в сфере профессионально-технического и среднего специального образования? Например, предприниматели, частные предприятия могли бы предоставлять на производстве места для практики. Такая система, как я знаю, есть в Германии, Австрии.
Да, это один из актуальнейших вопросов, которые необходимо решить в нашей стране. Причем решить как можно быстрее. Мы одна из немногих стран, которая обеспечивает подготовку кадров исключительно за счет государственного бюджета. Ни в одной стране профобразование не обеспечивается только за счет государства - оно дорогое. Поэтому со стороны государства создаются различные механизмы, чтобы заинтересовать предприятия в подготовке кадров. Очень важно, чтобы бизнес и предприятия были заинтересованы вкладывать в это средства, не исходя из своей экономической ситуации. Во всех странах профессиональное образование - это инвестиции. Михаил Владимирович (премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. - Прим. БЕЛТА) при посещении одного из учебных заведений правильно поставил задачу об увеличении заработной платы мастерам производственного обучения, а также о том, чтобы в этой работе участвовал бизнес. Сейчас над этой темой работает Министерство образования. Мы будем вносить предложения по нахождению механизмов участия (бизнеса в подготовке кадров. - Прим. БЕЛТА). Мы знаем эти механизмы, знаем, как они работают в передовых странах. В частности, одно из предложений, которое мы будем вносить, касается создания фонда профессионального образования, которым бы распоряжалось Министерство образования. В дальнейшем будут рассматриваться источники финансирования, будем смотреть, как это делать.
Ирина Ивановна, Минск
Уважаемый Аркадий Хононович, как Вы оцениваете сегодняшний уровень профориентационной работы в школах? Лично я считаю ее неудовлетворительной. Большинство ребят ни к 9-му, ни к 11-му классу не могут определиться с будущей профессией. Во многом из-за того, что не имеют никакого представления о разнообразии профессий и, что важно, сферах, отраслях их применения. Дни открытых дверей, которые проводят ПТУ и ссузы, посещают неохотно и далеко не все. Да и программа этих презентаций неинформативна, зачем детям концерты самодеятельности? Им нужно рассказать и показать профессии и желательно те предприятия, на которых они смогут работать. В советское время детей возили на экскурсии на предприятия. Почему сейчас этого нет? Да и сломать стереотип о рабочей профессии, как о тяжком грязном труде можно только тогда, когда дети своими глазами увидят современные, чистые, высокотехнологичные предприятия, на которых мастер работает в чистой красивой форменной одежде и в белых перчатках. Даже если не водить, то хотя бы снимать качественные ролики и демонстрировать их ребятам. Чем больше у них будет информации, тем осознаннее будет их выбор. Вы со мной согласны? Какие новые формы профориентационной работы планируете внедрить в ближайшее время?
Профориентационная работа не только должна быть планомерной, но и требует активного участия государственных и региональных органов, школы, семьи, общественности и других социальных институтов. В последнее время учреждения профтех- и среднего специального образования занялись активно созданием видеороликов профориентационной направленности, содержащих исчерпывающую информацию, отражающую престижность профессии, условия организации профессионального и производственного обучения, социальную поддержку учащихся, материально-техническую базу учреждения образования, условия труда, возможности карьерного роста, перспективы трудоустройства. Они выложены на сайтах учреждений, на портале Министерства образования и Республиканского института профобразования, в социальных сетях и других ресурсах Интернета. Безусловно, активность аудитории значительно увеличивается при проведении учреждениями образования онлайн-конференций и семинаров-практикумов.
Активное внедрение информационных технологий в современный образовательный процесс внесло свои направления и в профориентационную работу. На всех сайтах учреждений ПТО и ССО имеется рубрика "Абитуриенту" и "Выпускнику", в которой представлена информация профориентационной направленности: о перечне специальностей, условиях и контрольных цифрах приема, об особенностях и специфике профессий, о престиже профессии на рынке труда, о взаимодействии с базовыми предприятиями, об условиях и местах трудоустройства выпускников и др. С целью активизации привлечения молодежи в наши учреждения мы начали активно использовать современные формы и методы информирования.
Так, например, учреждения начали выпускать флаеры (небольшая рекламная листовка профориентационной направленности, раскрывающая приоритеты и уникальность учебного заведения, традиции, виды образовательных услуг, возможности продолжения образования, направления социальной защиты учащихся, перспективы трудоустройства выпускников в соответствии с запросами рынка труда) и распространяют их через торговую сеть, транспорт, организации культуры, общественного питания. Кроме того, в последнее время популярным стало размещение на рекламных щитах постер-мотиваторов, особенно на тех объектах, которые чаще всего посещает молодежь. Эксперты считают, что такие изображения способны побудить человека к действию и привлечь молодежь в профессию. Речь идет о таких слоганах, как "С профессиональным образованием - к успеху в жизни", "Профессиональное образование сегодня - стабильное будущее завтра".
Также хорошие отклики получает организация профессиональных консультационных пунктов на базе учреждений ПТО и ССО с целью оказания помощи учащимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности.
Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования строят свою работу по профессиональной ориентации обучающихся на протяжении всего учебного года. Традиционно организовано проведение Дней открытых дверей, мастер-классов, экскурсии на предприятия. Кроме того, организована работа выездных агитбригад в учреждениях общего среднего образования. В нынешнем году будет активизирована работа по выступлению в школах выпускников учреждений профтехобразования, представителей базовых организаций. Также будут проведены выставки-ярмарки профессий, фестивали ("Профбум", "Арт-вакация"), выставки технического творчества учащихся и работников системы ПТО и ССО.
Кон Дмитрий
Аркадий Хононович! Позвольте сказать вам огромное спасибо за многогранную и многолетнюю деятельность на ниве профессионального образования! Белорусские колледжи должны в течение определенного периода пройти сертификацию СМК. У нас есть достаточно "автономных" колледжей и ПТК, которые не завязаны на экспорт образовательных услуг, и к тому же это очень недешевая услуга - насколько СМК обязательно и как оно увязывается с аккредитацией по линии департамента контроля качества образования? Каково ваше мнение насчет квалификационных требований к руководителям колледжей и их заместителям? Должен ли хотя бы один из руководителей иметь образование и опыт работы, соответствующее профилю учебного заведения?
Считаю, что СМК не обязательно, но это не имеет никакого отношения к департаменту контроля качества образования. Потому что само учреждение образования должно понимать, что если оно готовит специалиста для любой отрасли экономики, сегодня наше производство сертифицировано в соответствии с международным стандартом ИСО 9000. Один из вопросов, когда производство сертифицирует свою продукцию, подготовлены ли кадры соответственно этому направлению? У нас есть учебные заведения, работающие, например, для Минского тракторного завода, и, если мы сертифицированы, естественно, предприятию уже не надо переподготавливать этих рабочих. Поэтому что касается обязательности в этом вопросе - не считаю нужным. К тому же это очень дорого. Не думаю, что для мелких учреждений образования это имеет смысл. Это моя точка зрения.
Если говорить о квалификационных требованиях к руководителям колледжей и их заместителям, они должны иметь соответствующую профессионально-педагогическую подготовку. Сегодня нельзя руководить или даже быть преподавателем в профессиональной школе, не имея профессиональной педагогической подготовки. У нас есть примеры, когда ребята знают отрасль хорошо и при этом не могут руководить. Есть и другие примеры. Современный руководитель - это менеджер. Естественно, менеджер должен знать сферу своей деятельности. Он должен разбираться в современных понятиях - что такое бизнес-план и как его необходимо формировать. То есть он должен знать и понимать специфику рынка образовательных услуг.
Инна
Изменились ли, по-вашему, характер и условия труда современного рабочего по сравнению с тем, какими они были, скажем, 15-20 лет назад? Какой он - обладатель рабочей профессии - сегодня? Оправданно ли до сих пор бытующее в обществе мнение, что труд рабочего непрестижен?
Человек рабочей профессии сегодня изменился кардинально. Он должен иметь очень серьезные фундаментальные знания и уметь работать на определенном оборудовании. Что касается мнения о непрестижности профессионально-технической школы, то есть в этой сфере вопросы, на которые мы должны ответить. Необходимо создать перечень профессий, которые относятся только к профессионально-технической школе, и изменить тенденцию, что того же, условно говоря, каменщика, нужно готовить три года. Будем смотреть в зависимости от направлений.
Конечно же, в плане профориентирования тоже нужно еще многое сделать, здесь нам очень могли бы помочь СМИ. Но есть сдерживающие факторы, которые отражаются на желании поступать в те либо иные учебные заведения. Мы не могли четыре года набрать людей в один из минских ссузов для обучения их в качестве сантехников. Но как только мы поставили туда современнейшее оборудование, сразу получили конкурс 1,5 человека на место. Человек сегодня информирован, и если он видит, что получит квалификацию, знания, нужные для жизни, для достойного заработка, то непрестижные профессии сразу же могут стать престижными.
Недавно мне довелось быть в России, в Нижнем Новгороде, на инновационном мероприятии по образованию, которое проводил губернатор Шанцев. Там были директора всех крупнейших предприятий, и они готовы драться за кадры, говорят, что и стипендию готовы платить, и прочее, только дайте им необходимых специалистов. Менталитет поменялся не у детей и родителей, а у производственников, которые стали крайне заинтересованы в кадрах.
На самом деле, принимая решение, какую специальность и когда выбрать, надо учитывать экономические факторы. Родителям просто стоит взять и посчитать, сколько денег надо затратить на обучение в школе старшеклассника и сколько надо затратить на обучение в ПТУ. Я посчитал - в три раза меньше надо денег в ПТУ. Мы там его и кормим, и одеваем, и после обучения ребенок уже имеет специальность, и тем, кто хочет учиться дальше, двери ведь тоже не закрыты. Однако если человек хочет получить высшее образование, а у него не хватает потенциала, то об этом ему тоже надо честно говорить, и родители должны объяснять, что дальнейшая теоретическая учеба будет пустой тратой времени.