За последние годы в Беларуси многое сделано для совершенствования первичного звена здравоохранения и внедрения современных методов диагностики и лечения пациентов. Тем не менее пока не теряют актуальности проблемы очередей, доступности и качества медицинской помощи в регионах и новых микрорайонах крупных городов. Где и когда появятся новые поликлиники? Когда электронные карты полностью заменят бумажные? Как будет совершенствоваться система электронной записи? Как решается вопрос обеспечения кадрами? На эти и другие волнующие посетителей сайта БЕЛТА вопросы ответили эксперты.
Задачей, поставленной перед системой здравоохранения на самом высоком уровне, является обеспечение доступности медпомощи и исключение очередей при ее оказании в амбулаторно-поликлиническом звене.
Первое, что делается для реализации этой задачи, - это подготовка кадров и переподготовка кадров первичного звена по принципу врача общей практики. К 2020 году 100% врачей-терапевтов должны так работать. У нас открыты курсы повышения квалификации во всех медицинских вузах: в Гродно, Гомеле, Витебске и Минске. Специалисты могут получить переподготовку. В 2016 году 21% врачей-терапевтов прошли переподготовку и работают как врачи общей практики. В 2017 году мы должны выйти на 40%. Мы говорим о достаточно большом количестве врачей - почти 4 тыс., которых необходимо переобучить.
Второе - оснащение рабочих мест. Когда мы говорим, что врач должен работать по принципу врача общей практики, у него должен быть инструмент для этой работы: неврологический молоточек, инструментарий для осмотра пациентов как ЛОР-врач и т.д. На эти цели предусмотрены средства, должно быть закуплено оборудование.
Также сегодня активно развиваются выездные формы работы. В Беларуси есть деревни, где проживают несколько человек. Естественно, обеспечить там функционирование ФАПа просто невозможно. Но это не значит, что жители остаются без медпомощи. Работают передвижные пункты. Например, в Минской области функционирует передвижной ФАП, который 2-3 раза в неделю приезжает в деревни с малой численностью населения. Минздрав согласовывает закрытие каждого ФАПа. И никогда не согласовывает, если не проведены встречи с населением, не рассказано, как гражданам будет оказываться медицинская помощь.
В социальный стандарт входит также обеспечение граждан аптечной сетью. В населенных пунктах, где нет аптечной сети, "Белфармация" создала аптечные пункты при ФАПах, амбулаториях врача общей практики, сельских участковых больницах. Граждане, получив назначение, могут приобрести там лекарства.
У нас ежегодно готовится план закупок Минздрава, точно такие же планы закупок на уровне управления здравоохранения и комитета здравоохранения с учетом существующих приоритетов.
Например, идет масштабная закупка аппаратов УЗИ для поликлиник, республиканских и областных центров. Основная часть, конечно, пойдет в поликлиники. Закупаются рентгеновские аппараты - ежегодно достаточно большой процент по их замене. Так, в 2017 году уже закуплено около 60 рентгеновских аппаратов, которые устанавливаются от сельских участковых больниц до центральных районных. Кроме того, ведется закупка видеоэндоскопических стоек.
Ежегодно закупаются аппараты КТ и аппараты МРТ. У нас почти 90 аппаратов компьютерной томографии есть в стране. В 2017-м осуществляется закупка еще двух - для Борисовской центральной районной больницы и для Республиканского центра детской онкологии и гематологии. Плюс проводится параллельно работа - мы всей страной строим Гомельскую областную детскую клиническую больницу, и, естественно, идет закупка оборудования для этой больницы за счет средств Министерства здравоохранения.
На сегодня у нас в амбулаторном звене есть почти 1,4 тыс. ультразвуковых аппаратов.
В настоящее время Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения (РНПЦ МТ) совместно с Национальным центром электронных услуг разрабатывает технические условия и регламент подключения аптечных организаций негосударственной формы собственности к автоматизированной информационной системе "Электронный рецепт" (АИС ЭР) через общегосударственную автоматизированную информационную систему (ОАИС). Завершить эту работу планируется к концу сентября 2017 года, тогда коммерческие аптеки смогут подключаться к системе электронного рецепта.
В 2016 году была запущена 1-я очередь республиканской системы телемедицинского консультирования. К ней подключена 121 организация здравоохранения всех уровней: районного, областного и республиканского. Система позволяет реализовать такое направление в телемедицине, как offline консультирование. Она связывает организации здравоохранения (например, центральную районную больницу), специалисты которых нуждаются в получении консультаций по поводу установления диагноза, выбора тактики лечения, реабилитации пациента, с организациями здравоохранения более высокого уровня (областными, республиканскими).
При этом консультирование проводится на основе информации так называемой телемедицинской электронной истории болезни (ТЭИБ), которая формируется врачом организации здравоохранения нижестоящего уровня и направляется через систему специалистам медучреждения вышестоящего уровня. Телемедицинская электронная история болезни может включать в себя всю необходимую описательную и диагностическую информацию, в том числе цифровые снимки. При необходимости offline консультирование может быть дополнено online обсуждением специалистов с использованием средств видео-конференц-связи (например, Skype).
Планируется, что в 2017 году к республиканской системе телемедицинского консультирования подключатся все организации здравоохранения Беларуси.
Особое внимание уделяется первичному звену здравоохранения - амбулаторно-поликлиническим учреждениям. Локальные вычислительные сети созданы в 86% поликлинических учреждений от их общего количества. В значительной степени автоматизированы такие ключевые аспекты деятельности поликлиник, как регистратура (автоматизация в 100% от общего количества поликлиник), статистика (91%), диспансеризация (92%), иммунопрофилактика (85%), участковые терапевты (80%), учет временной нетрудоспособности (77%). Все амбулаторно-поликлинические учреждения имеют подключение к интернету. Практически завершено внедрение автоматизированной информационной системы "Врач общей практики" во врачебных амбулаториях, амбулаториях врача общей практики и участковых больницах (в 802 из 809), 745 из них подключены к интернету.
Если оценивать степень информатизации лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях (степень обеспеченности врачей и среднего медицинского персонала автоматизированными рабочими местами), то в Минске - это около 85%, в регионах - в среднем 40-45%.
Есть разные варианты приглашения на диспансеризацию. Если это пожилые люди, то им сообщают по телефону, либо участковые медицинские сестры ходят и приглашают их. По возрасту у нас разный объем обследований.
Самое главное, что хочу сказать по поводу диспансеризации: не нужно ждать приглашения. Каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье, и для того, чтобы прийти в поликлинику и пройти минимальный комплекс обследований по возрасту, к врачу идти не обязательно. Первый контакт может быть на разных этапах - это и доврачебный кабинет, и медицинские сестры, и помощники врача. Если человек страдает хроническим заболеванием и часто ходит к какому-то профильному специалисту, то тот же объем обследования, минуя терапевта, назначит и профильный специалист. Сегодня в процессе диспансеризации задействованы все сотрудники медучреждений.
Говорить о записи из дома посредством электронной очереди неправильно. Из дома к врачу люди записываются по интернету. К электронной очереди мы привыкли в банках. Человек взял талончик и спокойно ожидает. Если человек имеет какую-то льготу в этом плане, предусмотрена возможность выдачи талончика вне очереди, например, беременным.
На сегодня в 69 учреждениях здравоохранения города установлено 185 комплектов электронной очереди. Таковые установлены во всех взрослых поликлиниках и фактически всех детских (за исключением 10-й поликлиники). На сегодня такие же очереди установлены в ряде стационаров. Т.е. по городу сформирована достаточно большая сеть, укомплектованы практически 70% учреждений здравоохранения.
Хочу обратить внимание, что в Минске в амбулаторно-поликлиническом звене во взрослой службе у нас нет каких-то норм выдачи направлений на те или иные исследования. Пришло сегодня к доктору 30 человек - на следующий день при необходимости все смогут сделать общий анализ крови или биохимию. Придет 300 человек - и все 300 мы примем. Для этих целей электронные очереди мы ставим не только в одном конкретном процедурном кабинете или каком-то лабораторном помещении. В крупных поликлиниках может быть несколько точек по забору крови из вены, пальца. Это рассредоточение пациентов по всей поликлинике, чтобы было удобно. Электронная очередь в этом плане очень помогает. Взяв талончик, пациент, если видит, что перед ним достаточное количество людей, может спуститься в аптечный киоск за необходимым препаратом, может спуститься в регистратуру заказать карточку к тому или иному специалисту, взять какое-то направление. Самое главное, чтобы первичный контакт пациента с медицинским работником в поликлинике состоялся.
Более того, электронные очереди сегодня ставятся в приемных отделениях клинических больниц, травматологических кабинетах, отделениях. В принципе, там, где есть скопление людей, чтобы максимально обеспечить доступность и комфортные условия.
Все поликлиники, которые введены недавно, полностью информатизированы. Сегодня поликлиника не сдается без того, чтобы в ней не было полной локальной сети, комплексного оснащения всех рабочих мест участковых врачей-терапевтов, даже медицинских сестер. Идет комплексная система подготовки именно на этапе строительства поликлиник.
В регионах в этом плане дела обстоят по-разному. Есть центральные районные больницы, где установлена электронная очередь. Вчера, например, я была в РНПЦ онкологии, смотрела работу консультативно-диагностического отделения, там тоже установлена электронная очередь. Достаточно удобно для пациентов. Естественно, этот процесс будет продолжаться и дальше. Но четко привязаться к какой-то дате, сказав, когда электронные очереди будут установлены во всех учреждениях здравоохранения, просто невозможно.
В этом случае нужно говорить о степени информатизации, которая в Минске, например, очень высока. Другое дело, у нас особенность такова, что даже в городе Минске все равно в какой-то степени каждая организация здравоохранения информационно изолирована друг от друга. Каждый имеет свою базу данных и с ней работает. Более того, если говорить о связи клиник с поликлиниками, то в Минске давно уже налажен обмен эпикризами в электронном формате, то есть они оперативно по каналам связи поступают в поликлинику и там дальше распечатываются и вклеиваются в амбулаторную карту.
Мы пока работаем с бумажными документами, их никто не отменял. Если говорить об их отмене, я думаю, что и в течение пяти лет этого не произойдет. Во многих странах к этому вопросу подходили достаточно аккуратно. Понятно, что необходима тотальная информатизация, компьютеры должны будут стоять и в процедурных кабинетах, и на физиотерапии, потому что все назначения врача будут идти через компьютер.
Для того чтобы отменить бумажную карту, должно быть сделано то, чего пока нет: информационные системы должны быть сертифицированы. Программные продукты, даже самые лучшие, должны пройти сертификацию, что позволит хранить информацию надежно, в неизменном виде, без возможности каких-то поздних подчисток и так далее. Пока еще мы к этому только подходим. Поэтому когда все эти вопросы будут решены (тотальная информатизация плюс сертификация и плюс защита информации), можно будет поставить вопрос об отмене бумажных носителей.
Что касается электронного рецепта, это тот самый пример, когда организации здравоохранения - поликлиники и аптечная сеть - уже общаются друг с другом через электронные каналы связи. Выписка электронного рецепта - это одна из функций доктора, сидящего за компьютером. Вообще печать рецепта на принтере давно существует, это очень сильно облегчает работу врачей. К тому же сделан следующий шаг: пересылка рецептов в электронном формате на центральный сервер, к которому получили доступ аптеки.
Сегодня во всех поликлиниках Минска налажена выписка рецептов в электронном формате. Но сразу хочу подчеркнуть: для того чтобы не ущемить права граждан, не нарушить процесс получения лекарств, пока этот процесс дублируется выдачей бумажных рецептов. Еще не решен вопрос, что будет с льготными лекарственными средствами, где рецепт - это еще и своего рода финансовый документ, и с теми лекарствами, которые находятся на особом учете (наркотические, психотропные вещества). К его решению надо подходить очень тщательно. Но, как показывает опыт других стран, все это тоже переходит в электронный формат, хотя и есть некоторая специфика.
Что касается выписки в Минске электронных рецептов, хотелось бы добавить, что отоварить их пока можно только в сети "Белфармация". Это не дискриминация, просто на сегодня этот проект работает в пилотном режиме, хотя уже довольно сильно расширился по республике. Конечно, гораздо удобнее отрабатывать его с государственной фармацевтической сетью, решать все вопросы взаимодействия и потом уже распространяться дальше. Тем более что здесь были впервые применены международные стандарты обмена информацией, к чему мы и дальше будем стремиться.
Что касается коммерческих аптечных сетей, здесь есть определенные нюансы. У нас существует общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), оператором которой является Национальный центр электронных услуг. И взаимодействие всех внешних потребителей должно идти через так называемую интеграционную информационную систему. Сейчас разрабатываются все необходимые документы, технические регламенты для подключения, и где-то к концу сентября все будет готово. Необходимо также разработать программное обеспечение. Дальше все будет зависеть только от коммерческих сетей. Они возьмут эти материалы, доработают программное обеспечение и будут подключаться.
Во-первых, нормативно никак не оговаривается, что возможно скайп-консультирование и телеконсультирование. Прежде всего должен быть осмотр пациента. Второе, от врача зависит, как будет выстроена коммуникация с пациентом. У нас есть абсолютно различные формы, в том числе активы на дому. Очень часто участковая медсестра или врач перезванивает пациенту и уточняет, насколько эффективно идет назначенное лечение, приглашает его на прием. Есть продвинутые врачи общей практики, которые общаются с такими же продвинутыми пациентами по скайпу и с использованием соцсетей. Но нормативно это никак не регулируется.
Говоря об электронном здравоохранении, о том, что таковым, как предполагается, будут охвачены 100% пациентов, нельзя равнять всех по себе. У нас в январе-феврале было много обращений, причем коллективных, от людей пожилого и старческого возраста о том, что они не хотят электронного рецепта, электронной медицинской карты. Это связано с тем, что некоторые не владеют персональными навыками работы на компьютере, у них нет компьютеров, продвинутых телефонов с интернетом. Люди боятся, что таким образом они не получат медпомощь. Поэтому хочу акцентировать внимание на том, что Минздрав написал не одно письмо с поручениями, чтобы у пациента всегда спрашивали, согласен ли он на ведение его медицинской документации в электронном виде и выдачу ему электронного рецепта. Обязательно должно быть информированное согласие. Это личное право граждан на их личную информацию.
С одной стороны, это возможность для пациента получить квалифицированную медицинскую помощь. С другой - внедрение этой практики повышает престиж профессии врача, его самооценку. Переквалифицировав первых 53 человека еще год назад, мы увидели, что врачи стали делать обследования, свойственные специалистам узкого профиля, принимать ряд серьезных решений. И это сразу отразилось на количестве талонов и посещений. Мы проводили анализ по поликлиникам, где работают такие врачи. В результате снизилось количество посещений на одного врача, уменьшилось количество повторных посещений. Врач общей практики старается максимально посмотреть пациента, решить вопрос неврологического или отоларингологического профиля на месте, чтобы пациент не бегал по поликлиникам, не стоял в очередях и не тратил дополнительное время.
С этой целью у нас есть определенные врачи первичного и вторичного доступа. Не должен пациент идти без обследований и необходимого пакета информации сразу к узким специалистам. Терапевт или врач общей практики делает первичное назначение плана обследований, а потом направляет к профильному врачу. В этом случае консультация является более полноценной и качественной.
На самом деле врачи общей практики появились в Беларуси в 1992 году и, естественно, начинали свою работу в сельской местности с малой численностью населения, где было необходимо вводить врача и на детское, и на взрослое население. Начиная с сельской местности, и отрабатывались все эти модели, которые мы сейчас внедряем повсеместно. В сельской местности есть специфика ввиду ограничения доступности специализированной помощи. Пациент в любом случае сначала обращается к своему участковому врачу. Есть нормативно-правовые акты, которые четко прописывают, при каких жалобах какие обследования назначать. Поэтому даже если пациент сразу придет к врачу-неврологу, то, скорей всего, ему назначат те же обследования, что и терапевт. Должен быть врач, который может соединить воедино заключение эндокринолога, невролога, отоларинголога - и это именно врач общей практики. К тому же он выпишет рецепт, проведет вакцинацию.
Сегодня пилотный проект расширен на 16 городов республики. До конца года поставлена задача (сейчас готовится соответствующий приказ) подключить все поликлиники в областных центрах. Может возникнуть вопрос почему не всех сразу (подключить к системе. - Прим. БЕЛТА). Может и потому, что наш центр рецептов надо технически усилить. Сейчас процентов на 80 загружены мощности. Мы приобретаем дополнительное оборудование.
В Государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы есть сводные целевые показатели, которые в том числе касаются доли врачей в государственных организациях здравоохранения, имеющих возможность выписки рецептов на лекарственные средства в электронном виде. Число врачей, выписывающих такие рецепты, в 2017 году должно составить 50% от их общего количества. К этому и стремимся.
Мы поэтапно переходим на принцип работы с пациентами врачей общей практики. Сейчас на такого врача приходится меньшая численность населения. В соответствии с нашими нормативами на прием пациентов врачами общей практики выделяется больше времени, чем на прием врача-терапевта. Что касается количества врачей в поликлиниках, то обеспечить докторами это звено является нашим приоритетом. В этом году по итогам распределения мы должны закрыть 100% от запроса. Мы стараемся обеспечивать потребность поликлиник в кадрах в первую очередь. Но мы должны понимать, что основная масса тех, кто учится в университетах, - девушки, которые зачастую недолго поработают и уходят в отпуск по уходу за ребенком. Выпускники приходят на работу с 1 августа, в декрет девушки могут уйти уже в течение года. Следующего молодого специалиста Минздрав может предоставить тоже только к 1 августа. Поэтому у нас часто есть совмещение, когда один врач работает на нескольких участках. Для этого есть такие нормативы, как работа в команде, где работают помощники врача, участковая медсестра. Кстати, в Минске началась очень интересная практика по расширению полномочий медицинской сестры, увеличению времени ее приема. Участковая медицинская сестра теперь работает самостоятельно.
Хочу отметить очень интересное нововведение - помощник врача в доврачебном кабинете. В рамках диспансеризации он проводит опрос по онкозапущенности, группам риска с учетом образа жизни, возраста, употребления тех или иных продуктов в пищу. До приема врача помощник уже заполняет анкету с учетом всех ответов, объясняет все нюансы диспансеризации, выдает талоны и направления и говорит, каких специалистов и какие обследования надо пройти. Также проводит консультацию по здоровому образу жизни, исходя из ответов в опроснике. Вот это, на мой взгляд, одна из главных функций помощника врача в доврачебном кабинете.
Хочу добавить, что хотя у нас не определено нормативными документами понятие консультирования посредством различных мессенджеров, но получить совет от медицинского персонала пациенты могут уже сейчас. В 18 поликлиниках Минска организована такая работа, на сайтах поликлиник определено время и специализация врача, который может дать совет или предоставить информацию без осмотра пациента.
Что касается работы медицинских сестер, то в столице началась практика по увеличению времени работы участковых медицинских сестер. Увеличено время работы непосредственно на своем участке до двух часов ежедневно в графиках основного времени. Объясню на примере, как это работает. Доктор ведет прием вместе с медсестрой. После окончания приема доктор уходит на назначения и визиты, медицинская сестра остается в этом кабинете и может принимать пациентов, которые приходят за получением направления на сдачу анализов, флюорографию. Причем выписки и другие документы она готовит под контролем заведующей отделением. Самый главный и важный момент - это приглашение на диспансеризацию, особенно лиц, которые два и более лет не обращались в поликлиники. С этой целью во всех поликлиниках города с мая текущего года увеличивается время работы медицинских сестер в поликлиниках.
Сейчас внедряется практика приглашения на диспансеризацию пациентов, которые редко обращаются за консультациями в поликлиники. Это может быть телефонный звонок или письмо с приглашением каждого члена семьи, где будут указаны данные участкового терапевта и график его работы.
В учреждениях здравоохранения Минска работают так называемые автоматизированные комплексные системы, в которые мы заложили приглашения на диспансеризацию.
Пилотные проекты по проведению целевых скринингов начались в Беларуси с 2012 года: они проводилась в городе Минске и районных центрах. Например, скрининг рака предстательной железы - в Молодечненском и Солигорском районах, рака молочной железы - в Минске. В рамках этих проектов производилась выборка и обследование населения на онкологические заболевания с учетом их распространенности в той или иной возрастной группе.
В настоящее время готовятся приказы Министерства здравоохранения по организации этих скринингов по всей республике. Это скрининг рака шейки матки, молочной железы, простаты, колоректального рака. Сегодня в каждом регионе республики элементы всех четырех скринингов уже есть.
Но необходимо понимать, что за год скрининг по всей стране организовать невозможно. Это процесс поэтапный. Во-первых, необходимо закупить оборудование и обучить специалистов. Во-вторых, нужно разработать специальную информационную систему с базами данных пациентов, подлежащих скринингу, в которой будет аккумулироваться информация обо всех этапах и результатах их обследования. Наличие такой информационной системы позволит приглашать на обследование именно пациентов из групп риска. Еще один этап - собственно организация обследования, а также дообследования тех пациентов, у которых в рамках скрининга выявлена предопухолевая или опухолевая патология. Первые будут находиться под динамическим наблюдением, а вторые - направляться в онкологические центры.
Сегодня все эти вопросы отрабатываются. Мы изучили опыт других стран по проведению таких программ, в РНПЦ онкологии создан отдел по скринингам, который будет координировать работу по организации скрининговых программ во всех регионах.
Основная задача скрининга - выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях, когда возможно лечение и минимум осложнений.
У нас скрининг рака молочной железы проходил в 2012-2015 годах. На мой взгляд, полученные результаты доказывают необходимость проведения таких мероприятий. Если до начала проведения скрининга выявление рака молочной железы в ранних стадиях было на уровне 25,2%, то в рамках скрининга эта цифра увеличилась до 52%.
Суть пилотного проекта - выявить в процессе его реализации проблемы и найти пути их решения, чтобы в дальнейшем распространить уже опробованные технологии на остальные регионы. В настоящее время по его результатам готовится проект приказа, который будет все это учитывать.
Сегодня в каждом районе города есть маммографы: 10 в поликлиниках и 3 аппарата в стационарах, которые работают на город.
Талоны выдаются в течение всего рабочего дня. Как правило, есть несколько вариантов записи. Во-первых, это самозапись: человек может прийти в любое время и записаться в соответствующих журналах на удобное для него время. Второе - можно позвонить в регистратуру, записаться через интернет, через инфокиоски в поликлиниках. Плюс есть кабинеты доврачебного приема. Я недавно была в Полоцке и Новополоцке. Мне очень понравилась работа кабинета доврачебного приема в Новополоцке. Пришла, представилась, сказала, что, мол, живу на таком-то участке, но недавно перезакрепилась. Помощник врача, который там работал, четко расписал процедуру по диспансеризации, сам выдал мне талоны на прием и сказал, когда должна прийти к своему участковому терапевту с полным пакетом обследований. Вот еще одна возможность получения талонов.
Не все люди владеют интернетом, не все имеют к нему доступ. Поэтому говорить, что у нас должна быть 100-процентная запись через интернет, это, наверное, не правильно. И это нереально сделать для наших граждан.
У учреждений здравоохранения, в принципе, есть квоты выдачи талонов через интернет, они зависят от структуры обслуживаемого населения. Если на участке население достаточно молодое, прогрессивное, то, конечно, квота выдачи талонов через интернет будет выше. И наоборот, если в основном это пожилые люди, то мы стараемся большее количество талонов оставлять в регистратуре. Поликлиники должны оперативно анализировать ситуацию: если в регистратуре остаются невостребованные талоны, тогда нужно увеличивать квоты на интернет.
Врач первичного звена - это врач первичного контакта. И если к нему пришел пациент и поделился своими проблемами, врач должен помочь ему найти выход из этой ситуации.
Планируется провести обучающие семинары для врачей первичного звена по вопросам психиатрии, наркологии, психотерапии, чтобы они могли выявлять настороженности в отношении употребления алкоголя, наркотиков, депрессивных состояний, суицидальных проявлений и направлять пациентов к соответствующим специалистам. Это абсолютно по всей стране, не только по городу Минску.
Разработан целый ряд памяток для первичного звена, в которых содержатся основные подходы, как помогать этим людям, указаны телефоны специализированных диспансеров, чтобы пациент при желании смог и анонимно обратиться. Это очень важно. Главное, чтобы мы оказали реальную помощь.
Мы очень активно работаем с социальными службами. Когда мы видим, что пациент проживает один или есть какие-то сложности, мы даем ему телефоны службы доверия, горячей линии поликлиники, чтобы он не оставался один на один со своими проблемами и в любой момент мог обратиться за помощью. И мы видим, что это работает.
Речь идет о скрининге колоректального рака. Скрининг запускается в этом году и будет внедряться поэтапно, начиная с Минской области. Уже закуплены тест-системы.
Он будет состоять из нескольких этапов. На первом этапе берется анализ на скрытую кровь. По результатам этого теста пациент при необходимости будет направлен на колоноскопию.
Наша задача - максимально обеспечить своевременность выявления этого заболевания на ранних стадиях. Сегодня в каждой минской поликлинике организована работа по выявлению пациентов группы риска. Из всех пациентов, которые сдают анализы, а это очень большой объем, мы выбираем тех, у которых мы видим серьезные отклонения, например высокая СОЭ и низкий гемоглобин. Далее работаем прицельно с этой категорией пациентов по онкопоиску. Эта работа показала свою эффективность.
Пользуясь возможностью, хочу попросить пациентов: если приглашают в поликлинику сдать повторно анализы или сделать колоноскопию, обязательно идите, убедитесь, что у вас все в порядке.
С острой болью не нужно заказывать талон. Просто придите в поликлинику, вам обязательно помогут. Если состояние не позволяет прийти в поликлинику, можно вызвать врача на дом или скорую помощь.
При отсутствии талонов к терапевту пациент может обратиться в доврачебный кабинет. Если есть необходимость, помощник врача без талона отправит к терапевту. Без талонов принимает заведующий отделением, в некоторых учреждениях есть дежурные терапевты. Есть средние смены, когда прием пациентов по неотложным состояниям ведут врачи других специальностей. Наконец, в каждом учреждении есть административный дежурный, который разрешит ситуацию.
Конечно. Вы должны обратиться с заявлением на имя главного врача, чтобы вас прикрепили для плановой амбулаторной помощи к поликлинике.
Неотложная помощь оказывается в любом учреждении здравоохранения независимо от регистрации.