Лица, сопровождающие инвалидов I группы в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультативной комиссии государственной организации здравоохранения.
Обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление осуществляется Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.
Поэтому по вопросу обеспечения санаторно-курортной путевкой Вам следует обратиться в представительство Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения по месту Вашего жительства с письменным заявлением и приложением медицинской справки о рекомендуемом лечении, заключением ВКК о необходимости сопровождения Вас на санаторно-курортное лечение, копии пенсионного удостоверения и удостоверения инвалида 1 группы.
Необходимо отметить, что социальное пособие предоставляется детям в возрасте до 18 лет не только для обеспечения ортопедической обувью, но и для приобретения ортезов верхних и нижних конечностей (аппараты, туторы), ортезов туловища (корсеты, бандажи, спиноголоводержатели, жесткие пояса), изделий для лечебного протезирования детей (абдукционные трусики, распорки), слуховых аппаратов, тест-полосок для определения сахара в крови.
По вопросу предоставления социального пособия на оплату ортопедической обуви и других перечисленных средств реабилитации необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» для инвалидов 1 группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, установлены следующие льготы:
Инвалиды 1 группы, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, имеют право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и 50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтами) по установленным законодательством тарифам (ставкам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению.
Для инвалидов 1 группы предусмотрены также льготы и гарантии в сфере трудовых отношений, уплаты налогов и сборов, жилищных отношений и другие.
среднедушевой доход семьи (гражданина) за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышает 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала;
наличие трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина).
При этом под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина), понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства).
Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право семье (гражданину) на получение государственной адресной социальной помощи в виде единовременного социального пособия, подтверждается документально либо устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, центра с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.
При соблюдении указанных выше условий, комиссия по оказанию государственной адресной социальной помощи местного исполнительного и распорядительного органа может принять соответствующее решение о предоставлении семье (гражданину) единовременного социального пособия.
Семья получает очередное право на обращение за предоставлением ежемесячного социального пособия с февраля 2011 г.
В изложенной выше ситуации семья (гражданин) получит право на очередное предоставление единовременного социального пособия с 1 января 2011 г.
Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;
неработающим инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств;
неработающим участникам Великой Отечественной войны;
неработающим лицам, принимавшим участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943 - 1945 годах;
неработающим гражданам из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
Помощь на оздоровление выплачивается вышеуказанным гражданам, не использовавшим право на бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление в истекшем календарном году, органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, в размере 10 базовых величин по состоянию на 31 декабря года, в котором не было использовано право на бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление.
Выплата денежной помощи на оздоровление инвалидам вследствие общего заболевания законодательством не предусмотрена.
В изложенной выше ситуации отсчет 12 месяцев начинается с месяца первичного обращения семьи (гражданина) за ежемесячным социальным пособием, т.е. с февраля 2010 г.
Семья получает очередное право на предоставление ежемесячного социального пособия с февраля 2011 г.
В изложенной выше ситуации семья (гражданин) получит право на обращение за предоставлением единовременного социального пособия с 1 января 2011 г.
Территориальные центры социального обслуживания населения (далее – Центры) предназначены для оказания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, разнообразных социальных услуг с учетом их нуждаемости, а также в соответствии с показаниями и противопоказаниями к обслуживанию, которые определяются учреждениями здравоохранения.
В этих целях в структуре Центров открываются специализированные отделения: первичного приема, срочного социального обслуживания, социальной помощи на дому, социальной адаптации и реабилитации, дневного и круглосуточного пребывания.
Так, гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и передвижению и не имеющим противопоказаний к обслуживанию, социальные работники отделений социальной помощи на дому оказывают социально-бытовую помощь на дому (доставка продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости, содействие в уборке квартиры, оплата жилья и коммунальных услуг, доставка воды, топлива и картофеля из хранилища и т.п.), предоставляют необходимую информацию и консультации по вопросам социальной помощи, организуют социально-бытовое обслуживание предприятиями торговли и некоторые другие услуги.
В отделениях срочного социального обслуживания Центров предоставляются разовые социально-бытовые услуги на дому. Также для граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию и передвижению, т. е. для т.н. «лежачих», разово или временно предоставляются услуги почасового дневного ухода, а если человек постоянно нуждается в присмотре и уходе, он может обратиться за услугами сиделки.
В отделениях социальной адаптации и реабилитации можно воспользоваться услугами психолога.
В сельской местности для одиноких и одиноко проживающих граждан, которые по каким-либо причинам не могут проживать самостоятельно, в Центрах функционируют отделения круглосуточного пребывания. Здесь гражданам временно (на срок от одного до шести месяцев) предоставляется жилье с комплексом материально-бытового обеспечения, в том числе трехразовое питание, создан благоприятный микроклимат, проводятся санитарно-гигиенические и реабилитационные мероприятия, лечение, организуется уход, культурные мероприятия и досуг проживающих. В отделениях выделяются помещения для клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских и т.д.
Для молодых инвалидов, в первую очередь для выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы Министерств образования, в Центрах функционируют отделения дневного пребывания для инвалидов, обеспечивающие инвалидам возможность развития трудовых навыков, занятий по интересам и досуга.
Работа Центров с инвалидами и пожилыми людьми включает в себя и организацию их культурного досуга, привлечение пожилых людей к общественно-полезной деятельности. В этих целях в Центрах созданы кружки и клубы по интересам, где люди старшего поколения занимаются прикладным искусством, сохраняя народные традиции самодеятельного творчества и ремесла, развивая свои таланты и способности.
За подробной информацией необходимо обращаться в Центр по месту жительства.
Перечень услуг, предоставляемых социальными работниками отделений социальной помощи на дому, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2001г. № 858 «Об утверждении Перечня бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите в соответствии с их профилем и Положения о порядке и условиях предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду занятости и социальной защите».
В названном перечне нет услуг по оказанию помощи обслуживаемому лицу в прополке гряд.
Что касается влажной уборки пола, то такая услуга входит в перечень только для граждан, которые относятся к гражданам со значительной или утраченной способностью к самообслуживанию и передвижению. Степень снижения двигательной активности определяется учреждениями здравоохранения.
Однако, обе эти услуги могут оказываться гражданам за дополнительную плату по социально низким ценам, утверждаемым облисполкомами и Минским горисполкомом.
Условия признания граждан бывшими узниками определены Положением о порядке установления фактов и периодов нахождения граждан Республики Беларусь в местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в годы Второй мировой войны, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29 июля 2010 г. № 1132 (далее - Положение).
Факты и периоды нахождения граждан в местах принудительного содержания устанавливаются комиссиями по назначению пенсий, созданными районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами (далее - комиссии по назначению пенсий), на основании запрашиваемых органами по труду, занятости и социальной защите необходимых сведений из органов государственной безопасности, Министерства обороны, архивов, музеев, созданных в местах размещения бывших фашистских концлагерей.
Согласно Положению граждане вместе с заявлением вправе представлять имеющиеся у них документы военного или послевоенного времени с необходимыми сведениями: справки из органов государственной безопасности, Министерства обороны, архивов, музеев, созданных в местах размещения бывших фашистских концлагерей, из архивов международных антифашистских организаций; справки Международной службы розыска; учетные карточки отдела устройства Исполкома Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР; справки из архивов интернатных учреждений Наркомобразования СССР и союзных республик (школьный возраст), Наркомздрава СССР и союзных республик (дошкольный возраст); выписки из книг перемещения воспитанников детских домов в республиках, краях, областях с указанием времени и места поступления ребенка в детский дом после войны; истории болезней с указанием причины заболевания и места поступления больного; учетные карточки членов КПСС, автобиографии, характеристики, анкеты и другие документы по личному учету, составленные до 6 октября 1989 г.
Для случаев, когда архивных документов не имеется, Положение предусматривает установление фактов и периодов содержания в местах принудительного содержания по показаниям не менее двух свидетелей.
При этом у свидетелей должны быть архивные документы, подтверждающие, что они сами находились в месте принудительного содержания, за нахождение в котором они свидетельствуют. Во внимание принимаются показания свидетелей, возраст которых на день освобождения составлял не менее 10 лет.
Установление фактов и периодов нахождения граждан в местах принудительного содержания по свидетельским показаниям производится только на заседаниях комиссий по назначению пенсий с обязательным участием заявителя и свидетелей.
Удостоверения узников, выданные на основании свидетельских показаний и решений судов, в том числе и Верховного суда, о признании граждан узниками мест принудительного содержания не дают гражданам права на подтверждение свидетельскими показаниями фактов нахождения в этих местах других граждан.
В соответствии с Положением о порядке представления документов, на основании которых осуществляется реализация права на государственные льготы, права и гарантии отдельными категориями граждан, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 1738, документами, подтверждающими право лиц, работавших на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, на выдачу удостоверения установленного образца, являются:
выписки из приказов организаций, записи в трудовых книжках о работе на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
выписки из приказов организаций о работе на прифронтовых участках железных дорог Народного Комиссариата путей сообщения и установлении ежемесячных надбавок к основному окладу в размере 25 процентов в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 5 января 1943 г. № 14 «О повышении заработной платы и пенсионном обеспечении работников прифронтовых участков железных дорог НКПС»;
справки архивных учреждений о сроках нахождения соответствующего военного объекта в пределах тыловых границ действующих фронтов.
В настоящее время законодательствами Республики Беларусь, Украины и Российской Федерации определены различные подходы в установлении категорий граждан, пострадавших от последствий Великой Отечественной войны.
Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» в редакции Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года определены категории граждан, пострадавших в годы войны, кому установлены социальные льготы. К ним отнесены: члены семей погибших (умерших) военнослужащих, партизан и подпольщиков из числа родителей, не вступивших в новый брак супругов, детей (в том числе усыновлённых) и других иждивенцев погибшего (умершего), получающих пенсию по случаю потери кормильца; бывшие узники фашизма; инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий.
Правовой статус гражданам, находившимся в период Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте, а также начавшим трудовую деятельность в указанный период законодательством Республики Беларусь не установлен.
Внесение изменений и дополнений в законодательство в части установления статуса и мер социальной защиты указанной категории граждан не предполагается.
Правовой статус и меры социальной защиты членов семей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы Великой Отечественной войны и при исполнении воинских (служебных) обязанностей, определены статьями 22 и 23 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» в редакции Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года (далее-Закон).
Статья 22 Закона к категории членов семей погибших (умерших), на кого распространены социальные льготы, относит: родителей; супругу (супруга), не вступившую (не вступившего) в новый брак; детей (в том числе усыновлённых) и других иждивенцев погибшего (умершего), получающих пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, в частности, дети, не достигшие 18 лет, и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь родителям, супруге (супругу), не вступившей (не вступившему) в новый брак, предоставляются следующие права и льготы:
повышение размеров пенсий на 180 процентов минимального размера пенсии по возрасту, льготное налогообложение;
льготы в области жилищных (получение льготных кредитов на строительство жилья, внеочередное обеспечение жилыми помещениями социального пользования, приватизации занимаемых жилых помещений) и трудовых отношений;
прием в установленном порядке в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания и на обслуживание отделениями социальной помощи на дому и другие.
Родителям военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) дополнительно предоставляется право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, а также право для неработающих граждан на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление один раз в два года.
Право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги предоставляется неработающим родителям погибших (умерших), достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, либо не достигшим такого возраста, но являющимся инвалидами 1 или 2 группы.
Детям (в том числе усыновленным) и другим иждивенцам погибшего (умершего), получающим пенсию по случаю потери кормильца, предоставляются следующие права и льготы:
в области жилищных отношений (предоставление социального жилья, льготная приватизация занимаемых жилых помещений, недопустимость выселения из занимаемого служебного жилого помещения, общежития);
в области образования (выплата специальных или социальных стипендий, льготы при зачислении в государственные учреждения высшего, среднего специального и профессионально - технического образования);
внеочередное пользование всеми видами услуг связи, транспорта, торговли и бытового обслуживания.
Кроме того, на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 1994 г. № 243 детям (дошкольного, школьного возраста, студентам) из семей военнослужащих, погибших (умерших) в мирное время ежегодно выплачивается за счет средств республиканского бюджета единовременное пособие в размере минимальной пенсии по возрасту.
С семей военнослужащих, погибших (умерших) в мирное время при исполнении служебных обязанностей, не взимается плата за пользование детьми школьными учебниками.
Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» для ветеранов труда (пенсионеров) льготы по проезду на пассажирском транспорте не предусмотрены.
Внесение изменений и дополнений в указанный Закон, связанных с предоставлением пенсионерам льгот по проезду на городском пассажирском транспорте, в настоящее время не предполагается.
Советом Министров Республики Беларусь Министерству труда и социальной защиты совместно с Министерством финансов поручено обеспечить изготовление листов талонов на льготный проезд на 2011 – 2015 годы, предусмотренных Соглашением.
15 февраля 2011 года Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь заключен договор с РУП «Криптотех» Гознака по изготовлению бланков листов талонов на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, общим тиражом 73 000 экземпляров. Исполнитель обязуется изготовить и поставить продукцию заказчику в течение 50 дней со дня подписания договора.
Изготовленные бланки листов талонов на льготный проезд Министерством труда и социальной защиты будут переданы органам, осуществляющим пенсионное обеспечение граждан, которые их выдадут инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В соответствии с Соглашением право на льготный проезд по территории государств участников СНГ имеют:
инвалиды Великой Отечественной войны I и II группы и лица, приравненные к ним по льготам, на проезд в междугородном транспорте;
инвалиды Великой Отечественной войны III группы и лица, приравненные к ним по льготам, на проезд в междугородном транспорте;
участники Великой Отечественной войны;
родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
лица, работавшие в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года на предприятиях, в учреждениях, организациях города Ленинграда и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943 – 1945 годах;
военнослужащие, рабочие и служащие, получившие ранения, контузии или увечья в боевых действиях в Афганистане или других странах, в которых велись боевые действия;
бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
лица, сопровождающие в поездках инвалидов Великой Отечественной войны I группы и лиц, приравненных к ним.
Уважаемый Александр Сергеевич. Приспособление жилых помещений осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, в ведении которых находится жилищный фонд, с участием общественных объединений инвалидов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счте средств местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством. В связи с чем рекомендуем Вам обратиться в администрацию района по месту жительства или Минский горисполком.
Неработающий пенсионер, получающий пенсию в органе по труду, занятости и социальной защите, в сложной жизненной ситуации может обратиться в управление (комитет) по труду, занятости и социальной защите с просьбой об оказании материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Данный вид материальной поддержки оказывается по результатам обследования материально-бытового положения заявителя, как правило, не более одного раза в течение календарного года, и размер помощи в каждом конкретном случае устанавливается индивидуально: управлением - в размере до 1 величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (на сегодняшний день – 296 870 рублей); комитетом - на основании ходатайства управления в размере до 3 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Минтруда и соцзащиты оказывать гражданам материальную помощь не уполномочено.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи» неработающий пенсионер в сложной жизненной ситуации может обратиться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации за предоставлением государственной адресной социальной помощи.
Государственная адресная социальная помощь предоставляется населению как в виде ежемесячного, так и в виде единовременного социальных пособий.
Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам) при условии, что их среднедушевой доход по объективным причинам ниже величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Размер ежемесячного социального пособия на каждого члена семьи (гражданина), включая каждого студента (учащегося), обучающегося в дневной форме получения образования, независимо от места его учебы, составляет положительную разность между величиной бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и среднедушевым доходом семьи (гражданина).
Ежемесячное социальное пособие семьям (гражданам) назначается с месяца подачи заявления о назначении государственной адресной социальной помощи на период от одного до шести месяцев с учетом предпринимаемых семьей (гражданином) мер по улучшению своего материального положения. Ежемесячное социальное пособие может быть назначено повторно. При этом суммарный период его выплаты в течение двенадцати месяцев начиная с месяца обращения не должен превышать шести месяцев.
Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход не превышает 1,5 величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (на сегодняшний день – 445 305 рублей).
Под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина), понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства).
Единовременное социальное пособие назначается семьям (гражданам) один раз в течение года.
Размер единовременного социального пособия устанавливается в сумме до 5 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь и действующего на дату обращения, в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья (гражданин).
По вопросу нанесенного ущерба Вашей квартире при проведении капитального ремонта Вам необходимо обратиться в администрацию Партизанского района г. Минска или Минский городской исполнительный комитет.
Что касается оказания материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, то материальная помощь оказывается неработающим пенсионерам, инвалидам и детям инвалидам в случае:
причинения вреда их здоровью и (или) имуществу в результате стихийных бедствий (пожаров, засух, наводнений и других), техногенных катастроф, краж личного имущества;
возникновения иных ситуаций, объективно нарушающих их нормальную жизнедеятельность и сложных для самостоятельного разрешения, требующих оперативного оказания материальной помощи.
Помощь оказывается, как правило, не более одного раза в течение календарного года, и размер её в каждом конкретном случае устанавливается индивидуально.
Решение об оказании материальной помощи принимается руководителем органа по труду, занятости и социальной защите или директором центра по месту жительства на основании заявления, акта обследования материально-бытового положения и, при необходимости, других документов, подтверждающих нуждаемость вышеназванных категорий граждан.
Министерством труда и социальной защиты материальная помощь не оказывается.
Для рассмотрения вопроса об оказании такого вида помощи Вам необходимо обратиться с заявлением в управление социальной защиты администрации Партизанского района г. Минска, которое находится по адресу: г. Минск, ул. Захарова,53.
В Республике Беларусь на 01.01.2011 года проживало 633 человека, возраст которых достиг 100 и более лет. Среди них есть два человека ( в г. Минске и Минской области), возраст которых согласно паспортным данным превышает 115 лет.
Но следует отметить, что в годы Великой Отечественной войны документы, подтверждающие их возраст, по тем или иным причинам были утеряны. Восстановление документов происходило после Великой Отечественной войны специально созданными в то время комиссиями по определению возраста. Была установлена целая процедура по определению возраста.
Поэтому подать заявку на присвоение статуса «самого старого жителя планеты» в связи с отсутствием подлинных документов о рождении не представляется возможным.
В 2011 году выплата единовременной материальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны к Дню Победы не предусмотрена.
Традиционно единовременная материальная помощь ветеранам Великой Отечественной войны выплачивается к юбилейным датам (День освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, День Победы).
Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» для пенсионеров льготы по проезду на пассажирском транспорте не предусмотрены.
Внесение изменений и дополнений в указанный Закон, связанных с предоставлением пенсионерам льгот по проезду на городском пассажирском транспорте, в настоящее время не предполагается.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (глава 33) по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты изучается вопрос об организации социального обслуживания одиноких граждан с заключением договоров ренты.
Внедрению данного механизма на территории Республики Беларусь будет предшествовать эксперимент по его апробации на протяжении нескольких лет в г. Минске. Проект постановления Правительства по данному вопросу находится на стадии подготовки.
Действительно, доля пожилых граждан в структуре населения республики увеличивается и к 2015 году составит 24 %. Соответственно, растет и численность одиноких пожилых граждан, которых сегодня насчитывается 154,3 тыс. человек.
Такая тенденция стала одной из предпосылок разработки Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 1126).
Основной целью Комплексной программы является создание условий для устойчивого повышения уровня и качества жизни ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, повышение эффективности и доступности социальной защиты.
Мероприятия Комплексной программы направлены на развитие учреждений социального обслуживания, на внедрение новых видов социальных услуг, на совершенствование медицинского, торгового и бытового обслуживания пожилых людей и инвалидов, обеспечение их общественной безопасности и др.
К примеру, Комплексной программой предусмотрено открытие в территориальных центрах социального обслуживания населения отделений дневного пребывания для граждан пожилого возраста, создание стационарных учреждений малой вместимости и повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.
Территориальными центрами социального обслуживания населения, функционирующими во всех административных районах республики, предоставляются платные услуги почасового дневного ухода за гражданами, утратившими двигательную активность, и услуги сиделки. Данные услуги предусматривают подогрев и (или) приготовление пищи, кормление, мытье посуды, смену белья и одежды, подачу и уборку судна, помощь в проведении санитарно-гигиенических процедур. Аналогичные услуги предоставляются сестрами милосердия Белорусского Общества Красного Креста.
Кроме того, в некоторых населенных пунктах в системе органов здравоохранения функционируют больницы (палаты) сестринского ухода, также предназначенные для организации ухода за нетрудоспособными гражданами в стационарных условиях.
Что касается организации временного ухода за нетрудоспособными гражданами в стационарных условиях, то в соответствии с действующим законодательством, граждане могут оформиться как для постоянного проживания в доме-интернате, так и для временного (от 1 до 6 месяцев) проживания по заявлению в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с представлением следующих документов:
паспорт гражданина Республики Беларусь (вид на жительство в Республике Беларусь;
медицинское заключение врачебно-консультационной комиссии;
выписку из медицинской карты амбулаторного больного;
документы, подтверждающие право на льготы;
две фотографии 30 x 40 мм.
Специальные жилые помещения в домах-интернатах общего типа предоставляются гражданам, достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, инвалидам I и II группы, утратившим полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждающимся в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании, не имеющим трудоспособных членов семьи либо других физических или юридических лиц, обязанных по закону их содержать (на основании договора ренты с предоставлением средств на содержание, договора пожизненного содержания с иждивением). Такие граждане поселяются в дома-интернаты на государственное обеспечение.
Граждане, имеющие трудоспособных членов семьи либо других физических лиц или юридических лиц, обязанных по закону их содержать, поселяются в дома-интернаты общего типа и специальные дома-интернаты на платных условиях.
Во время посещения Президентом Республики Беларусь Минского городского дома-интерната для ветеранов войны и труда "Світанак", который состоялся 30 декабря 2010 г., был поставлен ряд задач по совершенствованию системы социального обслуживания. В ближайшие годы в г.Минске будет проведён пилотный проект, который в т.ч. предусматривает предоставление гражданам новой услуги – краткосрочного (до 1 месяца) проживания в домах-интернатах на платной основе. После его завершения будут внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты Республики Беларусь в части предоставления краткосрочного проживания в домах –интернатах.
В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы планируется включение в систему государственной адресной социальной помощи пособий на детей старше трех лет и бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.
Вопрос об изменении критерия нуждаемости при предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий в настоящее время не рассматривается.
Действительно, с 1 января 2010 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи» безналичные жилищные субсидии населению не предоставляются. При этом одной из целей назначения государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий стала оплата (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг.
По итогам 2010 года государственная адресная социальная помощь назначена 165,4 тыс. человек на сумму 50,8 млрд. рублей, из которых 586,0 млн. рублей направлены на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы планируется включение в систему государственной адресной социальной помощи пособий на детей старше трех лет и бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.
При этом планируется, что бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни будет выделено в отдельное социальное пособие.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи» государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия не предоставляется неработающим трудоспособным лицам, не зарегистрированным в установленном законодательством порядке в качестве безработных (кроме лиц, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также лиц, закончивших общеобразовательные учреждения в год их окончания (на период до 1 сентября), и лиц, направленных комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите районного (городского) исполнительного комитета на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации).
Таким образом, неработающие инвалиды 3 группы, не зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве безработных, не имеют право на предоставление государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия.
Вместе с тем, указанные нормы, предусмотренные пунктом 3 Указа № 458, не являются ограничением для предоставления инвалиду 3 группы государственной адресной социальной помощи в виде единовременного социального пособия.
Такое пособие предоставляется при условии наличия среднедушевого дохода ниже 150 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, а также наличия трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина).
При этом под трудной жизненной ситуацией, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина), понимаются обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, а также стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства).
Для получения содействия в трудоустройстве рекомендуем Вам обратиться в территориальный отдел трудоустройства комитета по труду, занятости и социальной защиты Мингорисполкома, по месту постоянного жительства, где Вам будет оказано содействие в поиске подходящей работы в соответствии с действующим законодательством.
В настоящее время для инвалидов при решении проблемы трудоустройства имеются реальные возможности, предоставляемые государством.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» инвалидам предоставляются дополнительные гарантии занятости, которые обеспечиваются путем:
разработки и реализации фцелевых государственных программ содействия занятости;
создания дополнительных рабочих мест;
установления брони приема на работу;
предоставления услуг по профессиональной ориентации, организации обучения по специальным программам;
организации адаптации к трудовой деятельности;
содействие в организации предпринимательской деятельности.
Что касается социальной пенсии, то параметры ее исчисления установлены исходя из того, что она не должна стать единственным источником дохода, а компенсирует только часть заработка в связи с ограниченной трудоспособностью.
В целом обязательства, взятые в отношении социально уязвимых лиц, пенсионная система выполняет: пенсии выплачиваются регулярно и в полном объеме. Повышение пенсионных выплат будет производиться в соответствии с законодательством исходя из возможностей экономики с учетом роста заработной платы.
Задача создания стационарных учреждений социального обслуживания малой вместимости и повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе будет реализована в Витебской, Гомельской, Минской и Могилёвской областях в 2014-2015 годах в ходе реализации Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2010 №1126. Номера повышенной комфортности в домах-интернатах появятся и в других регионах республики.
С учётом мирового передового опыта в области социального обслуживания в стационарных учреждениях, Министерством будет разработано Примерное положение о доме-интернате малой вместимости повышенной комфортности и штатное расписание такого дома в 2012-2013 годах. Это небольшие учреждения максимум на 50 проживающих. Проживание в таких учреждениях планируется на платной основе в одноместных и двухместных номерах, имеющих отдельную санитарную комнату и обеспеченных безбарьерной средой. При этом каждый номер должен иметь систему экстренной связи с медицинским персоналом и обеспечен в полной мере бытовой техникой и средствами технической реабилитации индивидуального пользования, такими как кресло-коляска, функциональные кровати, приставки, столики. Наряду с комфортными бытовыми условиями проживания в таких учреждениях будет предусмотрена возможность индивидуального ухода. Без преувеличения можно сказать, что создание стационарных учреждений нового типа – это новое слово в государственной системе социальной помощи.
Поселение в дом-интернат осуществляется согласно очерёдности. По состоянию на 01.01.2011 в Брестской области имеется очередь на поселение в психоневрологические дома-интернаты в 62 человека. Брестским облисполкомом предпринимаются необходимые меры для решения этого вопроса. В 2011 году в Брестской области будет открыт Брестский психоневрологический дом–интернат для престарелых и инвалидов на 128 мест, а также в Коссовском психоневрологическом доме-интернате будет введён новый корпус на 30 койко-мест.
В Республике Беларусь очередность в дома-интернаты психоневрологического профиля составляет 603 человека. Задача предоставления мест в домах-интернатах для всех нуждающихся будет решаться в ходе реализации Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2010 №1126 во исполнение поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. от 21 мая 2010 г. № 13, данных 20 апреля 2010 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.
Данная Программа с общим объёмом финансирования по стационарным учреждениям социального обслуживания более 291,0 млрд. рублей предусматривает создание более 1600 новых койко-мест в домах-интернатах до 2015 года. Выполнение данной задачи будет достигнуто как за счёт строительства новых спальных корпусов в уже имеющихся психоневрологических домах-интернатах, так и путём открытия новых домов-интернатов.
Прежде всего, отметим, что размер пенсии определяется в зависимости от объема участия гражданина в финансировании пенсионной системы, который оценивается продолжительностью стажа работы, в течение которого производилась уплата страховых взносов, и размера заработка (дохода), из которого эти взносы уплачивались.
Согласно статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. Учитывая изложенное, оснований для зачета периодов предпринимательской деятельности без уплаты взносов на пенсионное страхование в стаж работы для назначения пенсии не имеется.
Согласно Положению о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите кресло-коляска выдается инвалиду 1 группы бесплатно на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохраниения.
При наличии заключения о нуждаемости Вашего сына в кресле-коляске Вам следует подать заявление с необходимыми документами в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Для получения медицинской консультации обращаться следует в государственную организацию здравоохраниения либо Министерство здравоохранения.
Доплата в размере 40 000 руб. с 01.11.2010 установлена к социальным пенсиям, в том числе и инвалидам детства 1 и 2 групп. К сведению, социальная пенсия назначается лицам, не имеющим права на трудовую пенсию.
Законодательством не предусмотрено обеспечение инвалидов спецавтотранспортом.
Формат он-лайн конференции не предполагает ответы на вопросы, по которым требуется изучение дополнительных документов, в том числе документов пенсионного дела. По данному вопросу следует обращаться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. В случае несогласия с решением указанного органа, оно может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите – комитет по труду, занятости и социальной защите соответствующей области (в зависимости от места проживания). При несогласии с ответом комитета Вы вправе обратиться Министерство или в суд.
В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее – Закон) признаны утратившими силу часть первая статьи 37 и части третья и четвертая статьи 38 Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» в части обеспечения инвалидов автомобилями и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание, бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобилей.
Поэтому с 17 декабря 2007 г. оснований для обеспечения инвалидов, в том числе из числа участников Великой Отечественной войны, автомобилями с ручным управлением органы по труду, занятости и социальной защите не имеют.
Вопрос постановки на учет и выделения жилья участникам Великой Отечественной войны находится в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов. Сведений о состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны не располагаем.
По информации Министерства архитектуры и строительства в республике сформирован комплекс технических нормативных правовых актов (технические регламенты, технические кодексы, государственные стандарты, технические условия), позволяющий при проектировании зданий и сооружений выполнять базовые нормы по созданию безбарьерной среды. При этом требования действующих строительных норм и правил являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, юридических и физических лиц, осуществляющих разработку проектно-сметной документации.
Законодательством республики определена ответственность за невыполнение норм безбарьерной среды при проектировании, строительстве и приемке объектов.
Контроль и надзор в области строительной деятельности возложен на органы государственного строительного надзора.
Необходимо отметить, что создание безбарьерной среды требует как соответствующего финансирования, так и времени.
Только за период выполнения Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы сделано не мало. Так, Белорусской железной дорогой за счет собственных средств изготовлено и поставлено 20 пассажирских вагонов, специально оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников, облисполкомами и Минским горисполкомом приобретено 2156 низкопольных транспортных средств. Работы по созданию безбарьерной среды выполнены на 10847 объектах республики, что позволило увеличить удельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, по сравнению с 2006 годом в 2 раза.
Вместе с тем, не могу не согласиться, что требуется значительно улучшить качество выполняемых работ по созданию безбарьерной среды. В этих целях органам государственного строительного надзора следует усилить контроль и обеспечить безусловное соблюдение строительных норм и правил, направленных на внедрение элементов безбарьерной среды при возведении зданий и прокладке дорог (в частности, устройство пандусов и пониженных бордюров и пр.).
В этой связи мероприятиями Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы предусмотрено внесение изменений в нормативные правовые акты в части усиления административной ответственности за невыполнение требований технических нормативных правовых актов по созданию безбарьерной среды, а также включения представителей общественных объединений инвалидов в составы комиссий по приемке в эксплуатацию объектов общественного назначения и благоустройства.
Также информируем, что на очередном заседании Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов будет рассматриваться вопрос о работе КУП «Минский метрополитен» по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц.
В настоящее время по поручению Правительства дополнительно прорабатывается вопрос о предполагаемых финансовых затратах и сроках реализации Конвенции о правах инвалидов.
Государственное учреждение «Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда «Свiтанок»» является стационарным учреждением социального обслуживания общего типа и находится в введении комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома. Данное учреждение является наиболее комфортабельным в сети столичных стационарных учреждений социального обслуживания пенсионеров и инвалидов и отвечает самым современным требованиям. В «Свiтанке» имеется клиническая лаборатория, фитобар, процедурный кабинет, дневной стационар, физиотерапевтический кабинет, оснащенный современный оборудованием для электро, свето, теплолечения. Предусмотрен массаж, механотерапия, а также лечебная физкультура в оснащённом современном оборудованном зале. Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда начал функционировать в декабре 2010 года и на текущий момент заселение в него инвалидов и пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе нуждающихся в постоянном постороннем уходе завершено. Граждане, нуждающиеся в социальном обслуживании в стационарных условиях будут приниматься в «Свiтанок» по мере высвобождения мест.
Порядок предоставления гражданам специальных жилых помещений в стационарных учреждениях социального обслуживания регулируется Положением о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 1408 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 292» с изменениями и дополнениями.
В соответствии с действующим законодательством, граждане могут оформиться как для постоянного проживания в доме-интернате, так и для временного (от 1 до 6 месяцев) проживания по заявлению в управление социальной защиты по месту жительства с представлением следующих документов:
паспорт гражданина Республики Беларусь (вид на жительство в Республике Беларусь);
медицинское заключение врачебно-консультационной комиссии;
выписку из медицинской карты амбулаторного больного;
документы, подтверждающие право на льготы;
две фотографии 30 x 40 мм.
Специальные жилые помещения в домах-интернатах общего типа предоставляются гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь в соответствии с перечнем показаний, медицинских показаний и противопоказаний для помещения граждан в дома-интернаты соответствующего типа, утвержденным Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения.
В данном учреждении могут проживать граждане, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, инвалиды I и II группы, утратившим полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждающимся в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании, не имеющим трудоспособных членов семьи либо других физических или юридических лиц, обязанных по закону их содержать (на основании договора ренты с предоставлением средств на содержание, договора пожизненного содержания с иждивением). Такие граждане поселяются в дома-интернаты на государственное обеспечение.
Граждане, имеющие трудоспособных членов семьи либо других физических лиц или юридических лиц, обязанных по закону их содержать, поселяются в дома-интернаты общего типа на платных условиях.
Задача создания стационарных учреждений социального обслуживания малой вместимости и повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе будет реализована в Витебской, Гомельской, Минской и Могилёвской областях в 2014-2015 годах в ходе реализации Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2010 №1126. Номера повышенной комфортности в домах-интернатах появятся и в других регионах республики.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 1722 «О Государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан» (далее – Положение), инвалиды 1 группы обеспечиваются сотовыми телефонами, в том числе с программным обеспечением, синтезирующим речь (смартфонами), с оплатой 50 процентов стоимости данного средства реабилитации.
На основании Положения сотовые телефоны приобретаются комитетами по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов за счет средств местных бюджетов на конкурсной основе в порядке, установленном законодательством.
В связи с чем, по вопросу обеспечения сотовым телефоном Вам необходимо обратиться в комитет по труду, занятости и социальной защите Витебского областного исполнительного комитета.
Социальная реабилитация инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата организована с 2004 года в Витебской области в отделении социальной реабилитации инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее – отделение реабилитации) на базе Витебского областного территориального центра социального обслуживания ветеранов и инвалидов.
Финансирование расходов за проведение курса реабилитации, включая проживание, питание производится за счет средств областного бюджета.
Для прохождения курса реабилитации на базе Витебского областного территориального центра социального обслуживания ветеранов и инвалидов рекомендуем Вам обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите Лиознинского районного исполнительного комитета по месту жительства.
Кроме этого, организации здравоохранения осуществляют патронат инвалидов 1 группы. Также Вы можете обратиться в Территориальный центр социального обслуживания населения по месту жительства для оказания социальной помощи на дому.
Для организации санаторно-курортного лечения и оздоровления ветеранов войны, труда и инвалидов в системе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь функционируют четыре санатория на 778 мест. Содержание этих санаториев финансируется за счет средств республиканского бюджета.
Санатории расположены в благоприятных природно-климатических условиях, два из них расположены в Минской области и два – в Брестской области.
Учитывая, что в санаториях системы Минтруда и соцзащиты проходят курс лечения лица пожилого возраста и инвалиды, которые имеют множество заболеваний и интенсивные способы лечения для большинства из них противопоказаны, то в санаториях разработаны методы лечения, адаптированные к данному контингенту. Все санатории оснащены современным медицинским оборудованием и диагностической аппаратурой для обследования ветеранов и инвалидов. К услугам оздоравливающихся граждан представлен широкий перечень диагностических, физиотерапевтических процедур.
Наши санатории постоянно работают со 100-процентной загрузкой и ежегодно в них поправляют свое здоровье более 14,5 тыс. человек. Вместе с тем, обеспечить всех желающих санаторно-курортным лечением в здравницах системы Министерства труда и социальной защиты в настоящее время не представляется возможным.
Министерством принимаются меры по расширению коечной мощности санаториев и укреплению их материально-технической базы, проводится работа по обновлению медицинского оборудования, созданию комфортных условия пребывания.
Так в декабре 2010 г. введен в эксплуатацию новый спальный корпус на 54 места в санатории «Белая Вежа» Брестской области, продолжается строительство спального корпуса ещё на 54 места, ориентировочно планируется ввести его в эксплуатацию в 2012 году.
В перспективе планируется расширение санатория «Вяжути» до 200 мест (дополнительно 68 мест, в настоящее время 132 мест). В течение 2011-2012 годов планируется завершить строительство лечебного корпуса.
Кроме того, для создания комфортных условий в санаториях планируется:
- реконструкция главного корпуса санатория «Березина» (в настоящее время изготавливается проектно-сметная документация, работы планируется начать с 2012 года);
- строительство бассейна и реконструкция здания 1908 года постройки санатория «Ясельда» (работы будут начаты со 2-го квартала текущего года).
В целом, только в 2010 году на развитие санаториев системы Минтруда и соцзащиты направлено 24,35 млрд. рублей.
В порядке информации полагаем возможным отметить, что пожилые граждане и инвалиды могут пройти курс санаторно-курортного лечения или оздоровиться и в иных здравницах Республики Беларусь, которые прошли государственную аттестацию и входят в перечень санаторно-курортных и оздоровительных организаций, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 720.