Онлайн-конференция
27 ноября 2014, 11:00
Рождественский оперный форум в Минске: блеск звезд мировой величины
Минский международный Рождественский оперный форум за короткое время успел не только стать знаковым событием в культурной жизни Беларуси, но и приобрести широкую известность за пределами страны. Приглашение выступить на сцене Большого театра Беларуси охотно принимают мировые знаменитости, чьи голоса можно услышать в лучших залах мира.
А нынешний, пятый по счету Рождественский оперный форум даст старт новому проекту: с 10 по 18 декабря на сцене Большого театра впервые состоится Минский международный Рождественский конкурс вокалистов. Имена каких звезд украсят афишу Рождественского оперного форума? Кто будет состязаться за пальму первенства I Минского международного Рождественского конкурса вокалистов? Какие нововведения планируют устроители форума в будущем году? Как оценивают белорусских вокалистов за рубежом? На эти и другие вопросы ответит во время онлайн-конференции председатель оргкомитета Минского международного Рождественского конкурса вокалистов - генеральный директор Большого театра Беларуси Владимир Гридюшко.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 27 ноября после 11.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Виолетта П., Минск
Станет ли конкурс вокалистов ежегодным? Есть ли у оперных исполнителей потребность в такой сцене?
Немного рано об этом говорить. Хотя факт, что все проекты, которые рождаются в Большом театре Беларуси - Большой новогодний бал, Рождественский оперный форум, Вечера Большого театра в резиденции Радзивиллов, новый балетный проект, - становятся традиционными. Мы думаем, что и этот конкурс тоже станет традиционным и будет проходить каждый год.
Может быть, по временным рамкам не будем делать его близко с Рождественским оперным форумом, а сделаем, например, недельную или десятидневную разницу во времени, с тем расчетом чтобы победители смогли спеть потом на гала-концерте звезд мировой оперы Рождественского оперного форума. Но эту тему мы будем обсуждать по завершении первого конкурса вокалистов.
Кристина Ковалькова, Брест
Кто войдет в состав профессионального жюри конкурса вокалистов?
В состав жюри к тем руководителям театров многих стран мира, которые были уже представлены, мы добавили нескольких человек из Беларуси. Это главный хормейстер Большого театра Беларуси народная артистка Беларуси Нина Ломанович, главный дирижер Большого театра Беларуси заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, солистка оперы Большого театра Беларуси заслуженная артистка Беларуси Оксана Волкова и руководитель труппы солистов оперы Большого театра Беларуси заслуженная артистка Беларуси Нина Козлова. Все остальные члены жюри были озвучены ранее.
Виктория Ивановна Железнякова, Гродно
Конкурс вокалистов - по-моему, очень хорошее начинание, он предоставляет молодым оперным исполнителям возможность показать себя большому числу профессионалов, а значит рассчитывать на развитие творческой карьеры. Предполагаете ли вы завязать сотрудничество с кем-то из артистов? Возможно, победитель получит контракт с белорусским театром?
Эти предложения могут исходить не только от нас, но и от других членов жюри, и на таких конкурсах так всегда бывает. Например, в прошлом году на конкурсе молодых исполнителей итальянской оперы я победителю, хоть он получил не первую, а вторую премию, вручил свой приз, это возможность выступить на гала-концерте Рождественского оперного форума. Заслуженный артист Узбекистана молодой прекрасный тенор Рамиз Усманов спел у нас тогда, а потом мы дали ему возможность спеть партию Альфредо в "Травиате". Точно так же и другие руководители театров, которые были представлены в жюри, вручали свои призы, думаю, что аналогичная ситуация будет и у нас, и руководители театров тоже учредят свои призы.
Что касается нашего театра, то, если мы будем видеть прекраснейшие голоса, которые нас устраивают и которых нам не хватает, конечно же, мы будем иметь с ними договорные отношения. В прошлом году по завершении Рождественского оперного форума я объявил, что четыре артиста будут петь в наших спектаклях по одной партии в каждом спектакле. Это нормальная практика, и, безусловно, такие цели тоже преследуются.
Инна Голубок, Минск
Имена каких звезд украсят афишу V Рождественского оперного форума? Гостьей нынешнего форума станет Елена Образцова. А кого планируете пригласить на будущий форум?
На этот форум мы выносим три своих премьерных спектакля: "Риголетто", "Пиковую даму", впервые свет в рамках форума увидит спектакль "Паяцы" в постановке главного режиссера театра Михаила Панджавидзе. Партию Канио в этой опере исполнит народный артист Грузии Теймур Гугушвили. Этот артист известен нашей публике со второго Рождественского форума. С тех пор он исполнял у нас в гостях партии Радамеса, Каварадосси, Герцога в "Риголетто", давал сольный концерт, принимал участие в гала-концерте звезд мировой оперы. То есть публика с большим воодушевлением принимает этого солиста.
Сроки приезда народной артистки СССР Елены Образцовой, которая должна была выйти на сцену белорусской оперы в "Пиковой даме", немного переносятся. Это связано с тем, что она по настоянию врачей выехала на реабилитацию в Германию. Так как все концерты с участием оперной дивы отменены и перенесены, на рождественский форум она приехать не сможет. Мы позавчера получили от артистки письмо, в котором она приносит извинения нашим зрителям и заверяет, что в обязательном порядке споет Графиню в "Пиковой даме" в следующем году и не обязательно на Рождественском оперном форуме. Думаю, что это произойдет зимой или в начале весны. Исполнить партию Графини на форуме согласилась не менее известная народная артистка СССР Ирина Богачева.
В гала-концерте звезд мировой оперы примут участие представители 11 стран. Приедут звезды и Софийской, и Пражской, и Братиславской, и Литовской, и Варшавской опер, и Мариинского театра, и из Азербайджана, и Армении, и Узбекистана.
Павел Вытришков, Минск
Какие нововведения планируют устроители форума в будущем году?
Рождественский оперный форум в Минске нашел свой уникальный формат. Такого больше нигде нет. Вряд ли где-то можно увидеть выступление приглашенных театров. Интересным является и участие артистов других театров, с которыми у нас есть давние партнерские связи, в наших премьерных постановках. А ведь не так-то просто ввести солиста в ту или иную партию в спектакле.
В нынешнем году мы не приглашали в Минск со спектаклем другой театр, поскольку в эти же сроки проводим Первый Минский международный Рождественский конкурс вокалистов. Организовать эти два мероприятия одновременно было бы проблематично.
И.Первушин, Минск
Как оценивают белорусских вокалистов за рубежом? В каких проектах за пределами страны успешно выступают белорусские оперные исполнители? И каких голосов не хватает Большому театру Беларуси?
Самая большая проблема в любом театре и самым дефицитным голосом, безусловно, является тенор, особенно драматический тенор. Конечно же, это "кровавые" партии, которые не так просто спеть, к тому же возраст должен быть соответствующий. Не каждому дано сразу спеть, к примеру, герцога или Калафа в опере "Турандот", Измаила в спектакле "Набукко" - это сложнейшие партии. Народный артист Беларуси Сергей Франковский и Эдуард Мартынюк - это, пожалуй, на сегодня два голоса, которые реально могут петь все. Далее тенора идут по своим группам и по своим партиям. Конечно же, нам хотелось бы иметь хорошие голоса, хотя бы в качестве приглашенных артистов, такая практика много где существует, и некоторые наши солисты являются приглашенными артистами в других театрах.
Что касается выступления наших солистов за рубежом, такая практика тоже существует, достаточно много где наши артисты выступают. Например, наши солисты уже "прописались" в Азербайджане, мы с этим театром несколько лет назад подписали меморандум о сотрудничестве, а таких меморандумом у нас уже 25, и не только со странами бывшего Советского Союза, но и европейскими странами, Китаем и др. Так выступают Владимир Громов, Нина Шарубина, Сергей Франковский, Владимир Петров, Эдуард Мартынюк, Анастасия Москвина, Оксана Волкова, Юрий Городецкий, и этот перечень можно продолжать. А есть еще обменные гастроли наших солистов с театрами, с которыми мы сотрудничаем, и не только в рамках спектаклей, но и индивидуальные туры.
Корр. БЕЛТА
Победы наших артистов в различных конкурсах и проектах добавляют внимания со стороны зрителей? Может быть, публика на таких артистов начинает реагировать иначе?
Публика ценит своих артистов и очень сильно. Когда кто-то из чужих танцует или поет, люди получают удовольствие, аплодируют, но при этом говорят, что наш, белорусский артист лучше и ярче. И это очень приятно!
Хотел бы еще сказать, что Минск, хоть и большой город, для поклонников оперного искусства очень маленький город, и публика примерно одна и та же. А сколько мы премьер делаем ежегодно?! Ведь сегодня в репертуаре театра 75-76 спектаклей, 45-46 из них мы поставили за последние годы вместе с камерным залом и малой сценой, но даже на большой сцене мы ставим как минимум три оперных и три балетных спектакля, а то и по четыре, и люди идут на них. Потом интерес немного остывает, но новое имя - и опять интерес поднимается. Публика все равно одна и та же, поэтому, если мы будем одни и те же спектакли крутить постоянно, то к нам не будут ходить. К тому же есть оперы, которые не так просто воспринимаются зрителем (они могут быть яркими и замечательными, и без них невозможен репертуар Большого театра), но к ним нет большого интереса, а новым именем можно привлечь интерес публики.
Е.В.Волынец, Гомель
Такие масштабные проекты, как оперный форум и конкурс вокалистов, требуют немалых затрат. Где театр берет средства на это? Насколько в этом участвует государство? И есть ли в нашей стране меценаты, готовые поддерживать большое искусство?
Бюджетные деньги мы не тратим. Деньги от реализации билетов на мероприятия форума значительно больше, чем от обычных показов. Если билетная книжка на обычный спектакль стоит порядка Br120-130 млн, на премьерные спектакли это может быть Br250-350 млн. Есть билеты стоимостью Br30-40 тыс., это места с ограниченной видимостью. На мероприятия форума продаются билеты, которые стоят Br1-1,5 млн, в партере есть места стоимостью Br500-600 тыс. Это ложится в основу тех затрат, которые мы несем. Это один источник финансирования. Билетная книжка - это 1 тыс.188 билетов на один спектакль, столько, сколько составляет коммерческая вместимость зрительного зала. Средняя стоимость билета в театре на каждый спектакль - порядка 10 евро, на мероприятия такого уровня, как Рождественский форум или спектакль с участием звезд, она на порядок выше.
Безусловно, есть меценаты. Пятый год подряд в качестве генерального партнера Рождественского оперного форума выступает Банк БелВЭБ. Вместе с нами в течение всех пяти лет автомобильный холдинг "Атлант-М". Здесь же и "Белгосстрах", и "Белавия", и Белорусская железная дорога помогает. А если брать первый конкурс вокалистов, то в качестве генерального партнера выступает Беларусбанк. В разные годы в разных проектах выступали другие организации в качестве партнеров.
Личных вложений как таковых не было, об этом мы не говорим. А вот организация-меценат - да, это есть. А называем партнерами, потому что это взаимовыгодное сотрудничество. Мы предлагаем им свои услуги, они нам свои. Это общепринятая мировая практика.
З.П.Ягодкина, Гродно
Как бы вы охарактеризовали публику, которая посещает театр? И какие предпочтения у зрителей, вкусы? Что они выбирают?
Аншлаги у нас всегда и абсолютно на все спектакли. Редко когда зал заполнен на 80%, такое бывает на некоторых операх, но в основном зал заполнен на 100%, билеты нужно покупать заранее, притом что они недешевые. Люди приходят с удовольствием и приходят не просто на стены посмотреть, а посмотреть и послушать искусство. И мы действительно создаем те премьеры и те спектакли, которые заслуживают того, чтобы их смотрели и слушали.
Публика у нас разная, по возрасту в том числе. Если кто-то думает, что к нам приходят в основном люди пожилого возраста, то они глубоко заблуждаются, потому что очень много приходит к нам молодежи, людей среднего возраста, и приходят они не потому, что стало модно посещать Большой театр, а потому что им это интересно и им это нужно. Ну а в репертуаре театра обязательно должны быть знаковые и яркие названия и имена зарубежной классики, должен, безусловно, присутствовать Верди, Пуччини, Бизе, Россини и другие известные названия русской классики - "Евгений Онегин", "Иоланта", "Пиковая дама". Безусловно, и национальная классика должна присутствовать в репертуаре, и она есть. Вот недавно был поставлен шедевр - "Седая легенда" (композитор Дмитрий Смольский и автор либретто Владимир Короткевич). Может быть, национальной классики мало, но будут достойные предложения, появится что-то еще. Это все должно способствовать привлечению публики, к тому же мы делаем концерты в камерном зале, ставим камерные оперы, это способствует повышению имиджа театра и привлечению публики.
Евгения Плотникова, Могилев
Как родилась идея организации конкурса вокалистов? Какие аналоги конкурса вокалистов существуют в мире?
Конкурсов в мире проводится много. И в качестве члена международного жюри я немало ездил. Как правило, конкурсы проводятся для молодых вокалистов, а люди в возрасте, например, 35-36 лет остаются не у дел. Не так много существует площадок, где они могли бы посостязаться, показать свое мастерство, голос, завязать контакты.
Идея создать подобный конкурс в Минске появилась у меня в прошлом году по приезду с конкурса вокалистов "Монмартр-2013". Это очень престижно и для театра, и для страны, и очень нужно солистам. Вроде бы и конкурсов много, а в тоже время на некоторые из них выстраивается очередь. Потому что каждому артисту хочется быть услышанным, многим хочется, чтобы их послушали менеджеры, для кого-то это новые перспективы в профессиональной деятельности, новые контракты, работа.
Разрабатывая положение конкурса, мы изучили огромное количество положений аналогичных мероприятий, учли все плюсы и минусы, ведь лучше учиться на чужих ошибках. Хотя и от своих никто не застрахован.
Ожидали мы или нет такого ажиотажа вокруг нашего конкурса? Но то, что он существует - это факт. Я ни разу не видел такого количества желающих принять участие в конкурсе. В последний день приема заявок, 25 октября, мы просмотрели 280 заявок от 21 страны. И это что-то невероятное. Я могу только порадоваться тому, что наша театральная команда, служба маркетинга и рекламы, так прекрасно сработала. Мы смогли раскрутить наш конкурс.
О себе дали знать и четыре года работы в рамках Рождественского оперного форума, наша активная международная деятельность. Не случайно журналисты называют Минск оперной столицей СНГ. Такое сравнение появилось после того, как мы провели в столице фестиваль молодежной оперной элиты стран СНГ. То есть нас узнают, нас знают, к нам хотят приезжать.
Жанна Солнышкина, Минск
Подрабатывают ли артисты вашего театра?
Некоторые наши ведущие солисты являются доцентами, профессорами или просто преподавателями в Академии музыки - не с целью подработать, а чтобы участвовать в процессе подготовки кадров, певцов, в том числе для нашего театра.
Любовь Ковальчук, Могилев
В Беларуси остро стоит проблема кадров для вокально-хоровых коллективов. Одной из основных причин увольнения квалифицированных кадров (особенно мужчин-певцов) является низкая заработная плата. Так, недавно в прессе называлась среднемесячная зарплата работников профессиональных хоровых и вокальных коллективов за январь-август 2014 года в размере от Br2 млн 485 тыс. до Br6 млн 451 тыс. Актуальна ли тема заработной платы в Большом? И как решается вопрос заработной платы в театре? Ведь уход профессиональных певцов негативно сказывается на творческих возможностях коллективов.
Вопрос этот щекотливый, очень тонкий и деликатный. Могу сказать, что от нас по этой причине не уходят. Повального ухода не было, нет и надеюсь не будет. Согласитесь, деньги обладают весьма важным и исключительным свойством, их никогда не бывает много, всегда не хватает, поэтому сказать, что всех устраивает заработная плата, было бы наивно и глупо. Какой бы она ни была высокой. У нас ситуация, может быть, лучше, чем в тех коллективах, о которых идет речь в вопросе, но в любом случае, это не может устраивать ни нас, ни артистов, и мы работаем над совершенствованием.
Стимул для артистов - гастрольные поездки. В договорные отношения с другими театрами мы закладываем мысль о том, что обмениваемся солистами. Они туда едут и получают соответствующее денежное вознаграждение. Очень много гастролируем. Это важно, потому что, во-первых, представляем страну, во-вторых, зарабатываем авторитет театру за рубежом. И денежная составляющая имеет немалое значение. В прошлом году только одними суточными для артистов, а это не входит в среднюю заработную плату, импресарио, заключившие контракт с театром, выплатили около $500 тыс. А еще $500 тыс. за год мы получили гонорар театру для вознаграждения здесь солистов, которые за границей танцевали или пели сольные партии. И потом, из чего складывается заработная плата артистов, солистов? Согласно штатному расписанию есть должностной оклад, соответствующие надбавки - за статус национального, академического, Большого, за стаж работы в отрасли. Есть профессиональная надбавка, премия, и понятно, что возможности в Большом театре отличаются от того, что есть в других учреждениях культуры. Но так в мире принято. Большой театр - это элитарное искусство и иным оно быть не может. Понятно, что на сцене Большого театра России сегодня выход одного артиста стоит столько, сколько у нас средняя заработная плата его в месяц. Но в целом ситуация такова, жаловаться и плакаться было бы грешно и несправедливо, при всем том, что, безусловно, система оплаты труда, стимулирования требует совершенствования. И если говорить об упомянутой коллегии Министерства культуры, то на ней премьер-министр Михаил Мясникович сказал, что в правительстве рассматривается этот вопрос. Мы ни один раз выходили с такого рода предложениями, что должна присутствовать система грантов в Большом театре на стимулирование труда и некоторых других учреждениях культуры и искусства по образу и подобию того, что есть, например, в России. Это очень важно, потому что артисты имеют особый дар и особый талант, который нужно поддерживать и стимулировать. В стране есть много стимулирующих факторов.
Ольга Терещенко, Минск
Театр оперы и балета радует интересными постановками. Какие новинки появятся в репертуаре Большого в ближайший год?
Основательно и детально не обсуждали, кого пригласим на следующий Рождественский форум. А если говорить по году, то репертуар и афиша до конца театрального сезона, до июня 2015 года, сверстаны, билеты уже продаются. Но еще не до конца определились, кого пригласим. Пройдет форум, пройдет конкурс, некое количество тех, кто участвует в этом мероприятии, позже будут петь у нас на сцене. Могу сказать, что Гордей уже заявлена на "Тоску" в январе или феврале. Елена Васильевна Образцова обязательно в "Пиковой даме" споет. Потом Венера Гимадиева, молодая певица, планируем, споет партию в спектакле "Риголетто". Будут еще имена, и их будет много. Если говорить про постановки, то в марте - премьера "Царской невесты", начало июня - премьера спектакля "Кармен" Безе. В качестве режиссера-постановщика выступает Галина Галковская, а в качестве художника-постановщика - Анна Контак из Финляндии, мы уже сотрудничали с ней. Будет детская постановка "Доктор Айболит". Музыку написала белорусский композитор Марианна Морозова и либретто к спектаклю сделала белорусский театральный критик Татьяна Мушинская. Во второй половине 2015 года будет этот спектакль. На следующий год также запланирована новая редакция "Бахчисарайского фонтана" и на осень спектакль в постановке Бориса Эйфмана "Анна Каренина". В 2016 году заявлена постановка "Маленький принц" Глебова.
Ольга Терещенко, Минск
Театр оперы и балета радует интересными постановками. Какие новинки появятся в репертуаре Большого в ближайший год?
Основательно и детально не обсуждали, кого пригласим на следующий Рождественский форум. А если говорить по году, то репертуар и афиша до конца театрального сезона, до июня 2015 года, сверстаны, билеты уже продаются. Но еще не до конца определились, кого пригласим. Пройдет форум, пройдет конкурс, некое количество тех, кто участвует в этом мероприятии, позже будут петь у нас на сцене. Могу сказать, что Гордей уже заявлена на "Тоску" в январе или феврале. Елена Васильевна Образцова обязательно в "Пиковой даме" споет. Потом Венера Гимадиева, молодая певица, планируем, споет партию в спектакле "Риголетто". Будут еще имена, и их будет много. Если говорить про постановки, то в марте - премьера "Царской невесты", начало июня - премьера спектакля "Кармен" Безе. В качестве режиссера-постановщика выступает Галина Галковская, а в качестве художника-постановщика - Анна Контак из Финляндии, мы уже сотрудничали с ней. Будет детская постановка "Доктор Айболит". Музыку написала белорусский композитор Марианна Морозова и либретто к спектаклю сделала белорусский театральный критик Татьяна Мушинская. Во второй половине 2015 года будет этот спектакль. На следующий год также запланирована новая редакция "Бахчисарайского фонтана" и на осень спектакль в постановке Бориса Эйфмана "Анна Каренина". В 2016 году заявлена постановка "Маленький принц" Глебова.
Ольга Маевская, Минск
Хорошее начинание театра - вывоз постановок в регионы. Они востребованы?
Действуем по принципу филиалов. Договора подписаны с Гомелем, Новополоцком, Могилевом. Где-то в течение пяти лет действуют, где-то в течение трех, по постоянной схеме. Мы раз в месяц выезжаем с оперным спектаклем или с балетом. Это отработано и востребовано. Мы исходим из того, что театр должен быть ближе к регионам, более доступным. Ведь не всегда у человека есть возможность приехать в Минск, купить еще и билет в театр. Поэтому есть такой путь зрителю получить удовольствие от театра.
Колобкова Анна
Что стоит за формулировкой: Большой театр оперы и балета Беларуси уехал на гастроли? Это фуры декораций, костюмов?
И симфонический оркестр в придачу. Гастроли - в первую очередь престиж страны. В прошлом году мы вывозили спектакли "Богема" и "Мадам Баттерфляй" с симфоническим оркестром. Проехали около 30 крупнейших городов Великобритании. Это важно для страны. В Великобритании, пожалуй, немного знают о Беларуси. А в декабре-январе у нас традиционно проходят гастроли по 25 городам Австрии, Германии, в некоторых городах дадим по два спектакля "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". В этом году гастроли начинаются с 10 декабря. В прошлом году 30 с лишним городов Франции и Бельгии принимали белорусский театр. Эти гастроли для нас традиционные, но они очень важные. И для театра, и для страны в целом. Это имидж. Когда в Вене выступал балет с "Лебединым озером", ночью мне звонил наш посол, в восторге рассказывая, что белорусы произвели фурор, зал аплодировал балету стоя. Разве это для нашей страны не авторитетно? Через культуру и искусство мы движемся к развитию и экономических, и торговых, и политических отношений. В конце концов, дружба между народами рождается на основе культурных связей.
Мы не так давно поставили спектакль "Семь красавиц" на музыку азербайджанского композитора. 6 декабря состоится показ этого спектакля в Азербайджане. А в прошлом году поменялись на целую неделю театрами с Эстонией согласно меморандуму о сотрудничестве между двумя театрами. В Эстонии не видели никогда нашего театра. Повезли 300 человек с хором, симфоническим оркестром, балетом, с декорациями. Был грандиозный обмен. Работаем по Италии, Испании, а сейчас прорабатываем гастроли по Канаде. Когда наша Катя Олейник в течение двух или трех месяцев танцует в Вашингтонском балете, это тоже престиж нашей страны.
Катерина Демченко, Молодечно
Какие необычные проекты театр оперы и балета реализовал и планирует осуществить? Был проект на воде в Прибалтике, в котором участвовали белорусские артисты. А у себя на родине Большой не планирует что-то подобное?
У стен Тракайского замка мы выступали с "Лебединым озером". На понтонах была установлена сцена, где танцевал наш балет. Потрясающее зрелище. К реализации такой идеи у стен Несвижского замка мы подходим. Но не так просто было реализовать проект "Вечера Большого в замке Радзивиллов". Мы ведь устанавливаем во внутреннем дворике две сцены. Одна для симфонического оркестра, вторая для спектакля и партер на 1,5 тыс. мест. Это тоже уникальный проект… Да, мы заглядываемся на озеро. На откосах думаем установить места для зрителей, а на водной глади - сцену. Но все это технически сложно реализовать. Когда такое случится - трудно сказать, ничего не могу обещать.
Корр. БЕЛТА
Приезжают ли иностранные зрители на форум?
Приезжают и на форум, и просто на спектакли. И из Литвы, и из Латвии, и из Польши. Посещение театра включается в программы туристических туров. Например, из Германии одно агентство постоянно привозит по 30 человек. Был случай, когда немецкий банк отправил своих сотрудников на представление в Минск. Мне звонили из Москвы с просьбой задержать на пять минут начало спектакля, потому что автобус с гостями застрял в пробке. Технически в театре все сделано, чтобы иностранным зрителям было комфортно смотреть наши постановки. Есть бегущая строка перевода внизу сцены на английский язык.
Алла Владимировна Крученкова, преподаватель музыки
Согласны ли вы с предложением Министерства культуры Беларуси включить в школьную программу предмет "отечественная и мировая художественная культура", а также увеличить число часов музыки?
Это реализуемо, и я смотрю на это положительно. Не раз говорил, что в школах отменили уроки пения, необходимо это восстановить. И когда говорят, давайте заниматься просвещением в театре, привлекать молодежь, я отвечаю, что не будем мы этого делать. Каждый должен заниматься своим делом. Ликбезом мы не обязаны заниматься. Мы создаем творческий продукт. На уроках музыки в школе нужно давать азы, как это и было раньше. И тогда в театр придет сформировавшийся человек, имеющий минимальное представление о театре, музыке. Никто не будет сам по себе заниматься, изучать, какие композиторы писали. Отсутствие уроков музыки - потеря и для эстетического воспитания личности в целом.