В Беларуси функционирует более 8 тыс. учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в которых свыше 200 тыс. педагогов обеспечивают обучение и воспитание около 2 млн воспитанников, учащихся и студентов.
В преддверии Дня учителя эксперты ответят на вопросы, касающиеся подготовки педагогических кадров, работы с молодыми специалистами и повышения квалификации, практических аспектов труда современного учителя и организации учебного процесса.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время конференции. Ответы будут публиковаться 29 сентября после 10.00 по мере готовности.
Педагог - профессия не только замечательная, но и достаточно массовая. На сегодня количественный состав педагогов дошкольных учреждений составляет свыше 54 тыс. человек, общеобразовательных - почти 97,8 тыс., профессионально-технического образования - 11,9 тыс., среднего специального образования - 9,2 тыс. Число профессорско-преподавательских кадров в подведомственных Министерству образования высших учебных заведениях - 15,2 тыс. человек.
Что касается их квалификации и образования, то в дошкольных учреждениях число педагогов с высшим образованием - 56,9%. В настоящее время 45,1% педагогических работников имеют образование по профилю "Педагогика" (направление образования "Педагогика детства").
В школах, гимназиях, лицеях высшее образование имеют 92,8% работников, высшую квалификационную категорию - 17,8%, первую - 35%. Здесь работают 84,7 тыс. женщин (86,6%) и 13,1 тыс. мужчин (13,4%). Количество учителей пенсионного возраста составляет 10,5%. Положительная динамика качественного состава педагогических кадров дополняется в последние годы ростом квалификационного уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений. Количество педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории, выросло с 76,3% в 2014 году до 76,7% в 2015 году.
Качественно улучшилась профессионально-педагогическая структура учреждений профессионально-технического образования. Высшее образование имеют 98% преподавателей, 84,3% - квалификационные категории. Среди мастеров производственного обучения 98% имеют высшее или среднее специальное образование, 69% - квалификационные категории.
В 2015 году в высших учебных заведениях, подведомственных Министерству образования, работают 900 докторов наук, 5720 кандидатов наук, ученое звание профессора имеют 792 человека, доцента - 4873 человека.
В 2015 году направлено на работу в учреждения образования 5 тыс. 36 молодых специалистов (96,2% от подлежащих распределению). Конечно, вопросы по закреплению молодых специалистов и их социальной поддержке находятся на постоянном контроле управлений образования облисполкомов. Их поддержка включает в себя, прежде всего, материальное стимулирование (повышение тарифного оклада за работу на контрактной форме найма, частичная оплата за аренду жилья, организация бесплатного проезда или частичная оплата проезда, предоставление дополнительного отпуска, премиальные и другие выплаты).
Безусловно, оказывается содействие в получении льготных кредитов на приобретение домашнего имущества, товаров первой необходимости выпускникам учреждений высшего и среднего специального образования, приступившим к работе не по месту жительства родителей, в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2000 года № 631 "О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям граждан". Ежегодно проводятся встречи с молодыми специалистами, прибывшими на работу в текущем учебном году, их анкетирование с целью оперативного реагирования на имеющиеся проблемы.
В областях по-разному решаются вопросы социальной помощи молодым специалистам. Так, например, в Несвижском районе Минской области к новому учебному году открылся Дом молодого учителя (общежитие на 8 мест) - подарок от хозяйства "Снов". В Добрушском районе Гомельской области проводится ежегодный конкурс "Молодой учитель года" для педагогов со стажем работы до 2-х лет, в Жлобинском районе - ежегодный фестиваль для молодых специалистов "Дебют", в Мозырском районе работает клуб "Молодой педагог". В Могилевском районе по договоренности с шефствующими предприятиями молодым педагогам отпускается производимая продукция без торговых надбавок. А руководители учреждений образования Сморгонского района Гродненской области по ходатайству районного комитета профсоюзной организации устанавливают надбавки в размере 20% от ставок (окладов) молодым специалистам, завершившим обучение с отличием. Меры поддержки в районах разные и чаще всего исходят из реальной жизненной ситуации. В целом замечу, что дополнительные меры по поддержке молодых педагогов, принятые на уровне местных органов власти, позволили увеличить процент закрепления молодых специалистов после 2-летней отработки. В частности, в Гродненской, Минской, Гомельской областях, а также Минске этот процент увеличился в разы.
Что касается других бонусов, то кроме большого отпуска, льготных путевок в санатории и профилактории и так далее, по ходатайству Министерства образования операторами сотовой связи МТС и Velcom разработаны специальные предложения, предусматривающие минимальную ежемесячную плату и льготные тарифы на звонки для работников системы образования. Кроме того, по состоянию на 1 сентября 2015 года в жилом комплексе "Магистр" выделено более 370 квартир коммерческого пользования для профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников учреждений высшего образования.
Для повышения социального статуса педагогических кадров требуется внедрять систему мер социальной поддержки молодых учителей (введение региональных надбавок, совершенствование системы медицинского обслуживания, приобретение жилья), систему морального стимулирования учителей (расширить перечень наград Министерства образования и иных органов управления образованием, в том числе почетное звание "Народный учитель Беларуси", Премия правительства за высокие достижения в сфере образования), а также установить надбавки к стипендиям студентам педагогических специальностей учреждений образования за счет местных бюджетов.
Все достаточно просто. Если это выпускники дневной бюджетной формы получения образования, значит, они обязаны отработать по распределению. 99% выпускников приходят по распределению и работают. Важно, чтобы они остались в профессии, чтобы не ушли из школы.
Кстати, текучесть по нашему университету составляет около 80%. То есть 80% выпускников БГПУ остаются работать в школах после двухлетнего срока отработки. 20% по разным причинам уходят, большинство из них не в другие сферы. Это по причине ухода в декрет, переезда жены на место работы мужа и т.д. То есть миграция в основном внутри сферы образования.
Но для того, чтобы педагог оставался в школе, должен быть комплекс условий. Учитель - это массовая профессия. Во всем мире учителя не получают больше айтишников, банкиров. Идеальный вариант, и это показывает мировой опыт, европейских, российских коллег, если зарплата учителя не меньше, чем в среднем по региону, то проблема решается. Поэтому задача сделать зарплату педагогов не меньше, чем в среднем по региону, нормальна и выполнима. Это в ведении местных органов власти. И этого можно добиться. По итогам первого полугодия 2015 года уже в двух регионах страны (Могилевской и Витебской областях) зарплата педагогов была не меньше, чем средняя по области. Это уже хорошо. Думаю, если эту задачу потихонечку решать, то проблема в этой части будет снята.
Другой вопрос - какие условия работы молодого специалиста. Мы знаем много школ в стране, где в педагогическом коллективе работают от 30% до 50% выпускников этой школы. Например, Ошмянская школа №1 - там около 50% свои выпускники. Возникает вопрос: почему они туда возвращаются? Значит, там соответствующая атмосфера, в педагогическом коллективе поддерживают молодых педагогов, корпоративный дух, комфортно работать педагогу. Это тоже очень важно - социальное самочувствие педагога.
Кроме того, мы мало говорим о преимуществах педагогической профессии. Это нормальные кабинеты, оснащенные хорошим оборудованием, это не работа в поле или на стройке. Отпуск летний - 2 месяца. У кого еще такие отпуска?
Подготовка педагогов с высшим образованием осуществляется по 30 специальностям профилей образования "Педагогика" и "Педагогика. Профессиональное образование", 50 специальностям других профилей, в рамках которых присваиваются педагогические квалификации (преподаватель, педагог). Эту специальность можно получить в 25 университетах страны, в том числе в 15 вузах Министерства образования. Речь идет о 4 профильных (БГПУ имени М.Танка, МозГПУ, МГЛУ, БГУФК) и 9 классических (БГУ, Брестский, Могилевский, Гродненский, Гомельский, Витебский, Полоцкий, Барановичский университеты), Белорусском национальном техническом университете, Минском радиотехническом колледже (с 1 сентября 2015 года стал структурным подразделением БГУИР) и других.
За период с 2011 по 2014 год в учреждения высшего образования на педагогические специальности было принято около 31 тыс. человек, из них за счет средств республиканского бюджета - 16,1 тыс. (52%), на платной основе - 15 тыс. (48%).
В 2015 году прием на педспециальности увеличился, что обусловлено возросшей потребностью в педагогах дошкольного, начального образования, преподавателях естественнонаучных дисциплин. И в соответствии с прогнозом заказ на подготовку педагогических кадров до 2020 года не уменьшается, а остается приблизительно на одинаковом уровне. Например, по специальности "Дошкольное образование" требуется: в 2015 году - 615 челочек, в 2016-м - 587, в 2017-м - 600, в 2018-м - 554, в 2019-м - 573, в 2020 году - 567 человек. По специальности "Начальное образование" требуется: в 2015 году - 402 человека, в 2016-м - 398, в 2017-м - 412, в 2018-м и в 2019-м - по 386 чел., в 2020 году - 393 человека.
Для привлечения наиболее мотивированных и одаренных выпускников в учреждения высшего образования на педагогические специальности введена норма, позволяющая поступать в вузы без вступительных испытаний победителям третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, а также лицам, награжденным золотой, серебряной медалью или закончившим учреждения среднего специального образования с дипломом с отличием. Это позволило повысить проходной балл.
Объемы и структура подготовки педагогических кадров формируются в соответствии с обоснованной перспективой развития системы образования. Так, в 2012 году в целях исключения невостребованных педагогических специальностей I ступени высшего образования, упорядочения их номенклатуры и уточнения квалификаций аннулированы 22 педагогические специальности (45,8% от общего количества специальностей профиля "Педагогика"), исключены 89 дополнительных специальностей, уточнены наименования 16 специальностей и отдельных квалификаций, включены 2 новые специальности.
Да, действительно, в последнее время в сознании молодежи изменилось отношение к педагогической профессии. Думаю, здесь несколько факторов сработало. Во-первых, в прошлом году в нашем университете отмечали 100-летний юбилей. Глава государства был у нас и провел трехчасовой семинар со студентами, преподавателями и выпускниками университета. Это был серьезный разговор о роли учителя в современном мире. Выступление Президента, сама дискуссия и решения, которые были приняты по итогам встречи, способствовали тому, что ситуация поменялась. Например, главой государства принято решение о создании педагогических классов и о том, чтобы их выпускники поступали на педагогические специальности без экзаменов. Это очень важно. Благодаря этому решению в ближайшее время в педвузы придут хорошо подготовленные абитуриенты, мотивированные на получение педагогической профессии. Тем самым государство создает условия, чтобы привлечь в профессию лучших, подготовленных и мотивированных. Это исключительно важно. Во-вторых, это формы социальной поддержки. В-третьих, педвузы сами должны работать. Нам надо идти в школы, работать с учителями, детьми и их родителями.
Стратегия развития педагогического образования определяется рядом принятых Министерством образования документов с учетом международных тенденций развития высшего образования, в том числе, вступлением Беларуси в Болонский процесс. Разработана и после широкого обсуждения утверждена Концепция развития педагогического образования на 2015-2020 годы и План мероприятий по ее реализации. Поэтапное выполнение этих мероприятий позволит к 2020 году преодолеть имеющиеся в педагогическом образовании недостатки, добиться системных качественных изменений в профессиональной подготовке педагогов, создать эффективную непрерывную систему педобразования - от педагогических классов до дополнительного образования педагогов.
В качестве механизма эффективного решения поставленных в Концепции задач рассматривается переход на кластерную модель непрерывного педагогического образования, предполагающую объединение потенциалов входящих в кластер субъектов на основе социального партнерства, заключенных соглашений и договоров.
Министерством образования утверждено Положение об учебно-научно-инновационном кластере непрерывного педагогического образования. Кластеры будут созданы на республиканском и региональных уровнях. Также утвержден состав Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования, который возглавляет ректор БГПУ им.М.Танка. Координационный совет является постоянно действующим совещательным и экспертно-консультативным органом общественного самоуправления в кластере.
Одна из главных задач на ближайшее время - усиление практико-ориентированности подготовки учителей. Решение этой задачи носит комплексный характер и предусматривает прежде всего модернизацию педагогической практики студентов, придание ей непрерывного и продуктивного характера. С этой целью предусматривается организация педагогической практики студентов начиная с 1-го курса. Это возможно сделать посредством включения первокурсников в волонтерскую деятельность, которая формирует опыт профессиональной деятельности будущих педагогов, является эффективным средством развития их профессиональной мотивации. Поэтому ее нужно рассматривать как один из видов педагогической практики и включать в структуру непрерывной.
Важным направлением развития взаимодействия вузов, готовящих педагогические кадры, и школ является создание на их базе филиалов кафедр (всего в стране - 196), которые позволяют получить обратную связь от работодателей относительно требований к качеству подготовки будущих специалистов, а также использовать научно-методические продукты, разрабатываемые на базе университетов и при непосредственном участии учителей. Все это обеспечивает более эффективное формирование профессиональных компетенций будущих педагогов.
Для оптимизации структуры непрерывного педагогического образования необходимо создать действенную систему такого образования, включая педагогические классы, гимназии, среднее специальное и высшее образование, повышение квалификации и переподготовку специалистов образования. Необходимо уточнить государственный классификатор специальностей педагогического профиля, в части социально ориентированных специальностей в соответствии с современными запросами отечественного образования и социума, разработать Концепцию магистерской подготовки педагогических кадров с учетом национальных традиций педагогического образования и международных соглашений, определения статуса выпускника магистратуры по педагогическим специальностям.
Для решения проблем совершенствования содержания и форм подготовки педагогов нужно модернизировать образовательные стандарты и учебно-программную документацию с учетом международных требований и национальной рамки квалификаций, увеличить продолжительность педагогической практики на последнем курсе обучения (8 семестр - работа в качестве учителя-стажера) с защитой на государственном экзамене дипломной работы (проекта), подготовленной на практическом материале учреждения образования, выступавшего базой практики.
В настоящее время разрабатывается проект профессионального стандарта педагога с учетом новых компетенций и национальной рамки квалификаций. На основе профессионального стандарта педагога будут разрабатываться новые образовательные стандарты и компетентностные модели на всех ступенях непрерывного педагогического образования. Подготовка проекта должна быть завершена уже к весне 2016 года.
Министерством образования принят ряд мер, направленных на сокращение документооборота в учреждениях общего среднего образования. Однако вопрос окончательно не решен.
Для сокращения документооборота, конкретизации перечня документов, которые образуются в деятельности отдельных категорий педагогических работников в соответствии с их должностными обязанностями, утвержден перечень документов для отдельных педработников учреждений общего среднего образования. Этот перечень является типовым, на основании которого составляется номенклатура дел конкретного учреждения образования. Следовательно, руководитель учреждения образования с учетом специфики деятельности этого учреждения определяет перечень документов, образующихся в работе, и несет ответственность за состояние дел по вопросам документооборота.
Сегодня проводится работа по активному использованию возможностей IT-технологий для уменьшения документооборота. Так, в настоящее время идет работа с проектом "Электронная школа", в который входит два сервиса "Электронный журнал-дневник учащегося" и "Электронная карта учащегося". Сейчас проект внедряется в нескольких крупных регионах Беларуси. Через год в этот эксперимент будет вовлечена практически вся республика. Проект предполагает внедрение онлайн-решений по предоставлению различных информационных сервисов, таких как электронные журнал, дневник, расписание занятий.
Внедрение электронных сервисов должно происходить тогда, когда руководство школы готово, и при наличии желания родителей учащихся. Хочу отметить, что во внедрении электронных форм журналов, дневников мы видим решение вопроса снижения административной нагрузки на учреждения образования и уменьшения документооборота в целом.
Проект "Модернизация системы образования Республики Беларусь" разработан Министерством образования при участии Всемирного банка. Одним из компонентов этого проекта является модернизация системы управления общим средним образованием. В частности, средства будут направлены на совершенствование национальной системы оценки образовательных достижений учащихся, на совершенствование существующей информационной системы управления в секторе образования для модернизации систем и практик сбора и анализа данных в секторе образования за счет формирования интегрированной системы.
Вопрос действительно серьезный, актуальный и достаточно непростой. Сейчас идет подготовка к совещанию у Президента, где будет рассмотрен весь комплекс вопросов, связанных с системой, в том числе будут вопросы, касающиеся социальных гарантий, расширения преференций для педагогов - особенно для молодых специалистов, а также педагогов в малых городах и населенных пунктах. Мы готовим предложения для рассмотрения у главы государства - по заработной плате, жилью, в том числе арендному, бонусам по оплате жилья для молодых специалистов.
По итогам посещения БГПУ в день 100-летия университета появился протокол Президента по этому вопросу, где председателям облисполкомов, руководителям местных органов власти поручено изыскать дополнительные возможности по поддержке молодых педагогов и студентов-целевиков, которые обучаются на педагогических специальностях. Поэтому они могут принимать решения, которые касаются надбавок к студенческим стипендиям и поддержки начинающих работать в школе молодых специалистов.
Учитель – это прежде всего призвание. И мы сейчас много делаем, чтобы как можно раньше молодые люди смогли определить в себе способности, склонности и мотивацию стать педагогом. Вот почему сейчас в стране открываются педагогические классы и профильные классы педагогической направленности. Старшеклассники, изучая факультатив "Введение в педагогическую профессию" могут понять для себя несколько важных моментов, во-первых, они будут знать, какие требования предъявляются к учителю, какими личностными качествами он должен обладать. И с другой стороны, там есть два психологических модуля, которые помогут ребятам проверить себя, задать себе вопрос: "Обладаю ли я такими качествами, смогу ли я быть учителем? И самое главное – хочу ли я им быть, есть ли у меня интерес к этой работе, коммуникативные качества и любовь к этой работе". Я думаю, что открытие педагогических классов – а их в стране открыто уже более 100, где обучается 1,5 тыс. десятиклассников – это возможность осуществить раннее самоопределение будущих педагогов.
Что касается психологических тестов, то когда-то мы уже вводили их на определенные специальности. Но тест – есть тест. Тестируемые иногда понимают, как надо ответить, чтобы выглядеть соответствующим образом. Мне думается, что ранняя профориентационная работа в школе, когда ребята не только узнают, что такое педагогическая профессия и проверят себя, но и попробуют себя в роли педагога, работая в младших классах в качестве воспитателей, помощников классного руководителя, гораздо эффективнее. И выбор профессии тогда будет сознательным.
Когда мы на протяжении нескольких лет готовились к введению профильного обучения и изучали мировой опыт и наши учебные планы с 1991 года, то было отмечено, что сокращалось количество часов для изучения именно гуманитарных предметов. Сейчас возможность увеличения часов для изучения физики, математики, химии, биологии предоставлена профильным обучением. Если на базовом уровне физика в 10-м классе - 2 часа, то на повышенном - 4 часа, т.е. ее действительно можно изучать на достаточно серьезном уровне. То же самое касается математики: 4 часа - на базовом уровне, 6 часов - на повышенном. Таким образом, возможности для более углубленного изучения отдельных предметов есть. В целом школьная программа сейчас абсолютно сбалансирована, изменений в этом плане не ожидается.
В планах строительства школ и ввода новых учебных заведений мы предусмотрели погодовое увеличение числа первоклассников. Темпы и планы строительства соответствуют тому приросту молодого населения, которое наметилось. Мы с удовольствием примем в наши школы всех первоклашек.
Сейчас школа приобретает другое значение и становится образовательным, культурным и спортивным центром определенного микрорайона. В последнее время строятся крупные школы, которые рассчитаны на большое количество обучающихся. К тому же в этих школах хорошие стадионы, несколько спортзалов, бассейн и т.д. На наш взгляд, это оправданно - можно лучше сконцентрировать преподавательский состав, организовать шестой школьный день, выходные. Это удобно и в плане проведения массовых мероприятий. Хотя, конечно, не отрицается тот факт, что школа должна располагаться недалеко от жилого массива. Естественно, будут строиться и развиваться и небольшие школы.
Технологии дистанционного обучения актуальны не только для малокомплектной школы либо для детей, обучающихся на дому. У нас достаточное количество детей, которые проходят обучение по индивидуальному учебному плану. Это, как правило, одаренные дети, дети, которые идут с опережением в обучении. В проект закона о внесении изменений в кодекс (об образовании. - Прим. БЕЛТА) понятие о технологиях дистанционного обучения уже внесено. За этим действительно будущее. Это нужно в обязательном порядке развивать. Для сельских школ здесь нет никаких проблем, потому что вопрос доступа к интернету, по-моему, вообще не стоит.
Сам термин "дистанционное обучение" несколько устарел. Мы уже не говорим, что есть очное, вечернее, заочное и дистанционное как форма заочного. Сегодня информационные технологии настолько проникли во все формы обучения, что можно говорить о смешанной системе, когда в любой форме используются ИКТ (информационно-коммуникационные технологии. - Прим. БЕЛТА). Я думаю, что уже в ближайшем будущем вообще сотрутся границы между очным, заочным, дистанционным. Сегодня в любой школе учитель может использовать колоссальные возможности интернета, а также электронных ресурсов и баз данных.
С 2014 года открываются профильные классы и группы педагогической направленности, или педклассы. Министерство образования планирует ввести особый порядок приема на педагогические специальности вузов выпускников педагогических классов, имеющих в аттестате хорошие и отличные баллы и получивших направления от педагогических советов, чтобы они могли поступать на педагогические специальности без вступительных испытаний. Это позволит привлечь в педагогическую профессию мотивированных и подготовленных абитуриентов, а значит, хороших будущих педагогов.
Министерство образования к началу учебного года, издав инструктивно-методическое письмо об открытии профильных классов, предусмотрело и возможность создания таких педагогических классов. БГПУ им. М. Танка разработал соответствующую программу обязательного факультатива, создано учебно-методическое обеспечение, организованы курсы повышения квалификации для педагогов. Процесс пошел.
По предварительным данным, в 2015/2016 учебном году в учреждениях общего среднего образования открыто 103 профильных класса педагогической направленности, в которых обучаются 1220 учащихся X классов. По количеству лидирует Минская область - 35 педагогических классов, в Гродненской области более 20 таких классов и групп, Витебской - около 30. Сейчас самое главное - сделать так, чтобы в них работали лучшие педагоги, которые любят профессию и смогут донести ее преимущества до учащихся.
В педклассах учащиеся изучают два-три учебных предмета на повышенном уровне (по выбору) и дополнительно осваивают содержание учебной программы факультативных занятий "Введение в педагогическую профессию. X-XI класс".
Учителя, которые осуществляют образовательный процесс в педклассах, проходят повышение квалификации с учетом специфики работы спецклассов.
В одной из школ (речь идет о школе №101 Минска) начался своеобразный пилотный проект по одежде делового стиля для учащихся. Пока пять учреждений образования принимают участие. Школа №101 Минска является подшефной школой концерна "Беллегпром". Для учащихся некоторых параллелей этой школы концерн на своих предприятиях пошил одежду. Когда речь шла о проекте для учащихся, рассматривались разные варианты: должна это быть единая форма либо это должен быть какой-то элемент формы, как это есть во многих странах: у кого-то галстук, у кого-то эмблема или косынки - все в зависимости от менталитета. Над этим нужно еще работать. Когда учителя школы увидели одежду учеников, то отметили, что неплохо было бы и для себя разработать единую форму. Однако вопрос о введении единой формы для всех учителей республики министерство пока не рассматривает.
Вы правы, что начинать педагогическую практику нужно как можно раньше, чтобы будущий педагог погружался в эту атмосферу, в будущую профессиональную деятельность. Что касается первого курса, наверное, называть это в строгом смысле педагогической практикой сложно. Поэтому мы вводим с первого курса так называемую волонтерскую практику. Мы ее апробируем и через год будем рекомендовать свои наработки министерству, чтобы вводить во всех университетах. Тем более есть поручение Президента по итогам встречи в нашем университете, чтобы эту волонтерскую практику вводить и как можно раньше начинать педагогическую. Поэтому уже с первого курса все студенты посещают учреждения образования - дошкольные, школы, специального образования и другие, где они осуществляют знакомство с постановкой учебного процесса, организацией воспитательной работы. Что касается второго курса, мы в прошлом году уже провели эксперимент на трех факультетах, когда ввели так называемый один день в школе. Один день в неделю все студенты второго курса идут в учреждения образования и там проводят целый день. Они помогают учителю-предметнику готовиться к занятиям, проверяют тетради, помогают в проведении тестов, оказывают помощь классному руководителю в его работе, участвуют в подготовке школьных мероприятий и т.д.
Чтобы они там, как говорится, не болтались, а все это было системно, разрабатываются программы такой практики. Учащиеся готовят учебно-исследовательские проекты, которые в конце практики после второго курса попытаются даже внедрить. Это очень важно. Мы считаем, что за этим будущее. Второй, третий и последующий курсы - обязательно практика. Она будет все время усложняться и расширяться. Таким образом, к концу обучения мы будем иметь готового педагога, для которого не нужен период адаптации, он будет сведен к нулю.
Этот вопрос находится в компетенции местных органов власти, директора, который возглавляет школу. Конечно, нагрузка учителя должна быть сбалансированной. Например, в школах, которые учувствуют в эксперименте по введению новой системы оплаты труда, вопросов с дополнительными нагрузками не возникает. В данном же случае обратившийся молодой специалист, наверное, пока не может отказаться от такой массы дополнительных поручений, а директор школы руководствуется принципом "кто везет, на того и грузят".
Что касается школ, задействованных в эксперименте, то там существует четкое разграничение: учитель, не имеющий дополнительной нагрузки, получает положенную ему зарплату, педагог, который помимо преподавания предмета готовит олимпиадников, участвует с детьми в различных мероприятиях, имеет в разы больше.
Поскольку в основном мероприятия доводятся местными органами власти, думаю, что было бы правильным разрабатывать некий координационный план с участием всех заинтересованных.
Согласен. Совместный план мероприятий помог бы решить проблему. Когда во время посещения школ я спрашиваю у педагогов о наличии несвойственных функций, то они часто сетуют на нескоординированность действий некоторых ведомств и служб, которые присылают в школы разобщенные планы своих мероприятий. Чтобы не получалось таких накладок, нужно видеть картину в целом.
Немаловажно, чтобы у ученика был выбор. Мероприятий должно быть много, а их посещение не должно превращаться в некую обязаловку. Ведь один ребенок с удовольствием сходит на стадион поболеть за футбольную команду, другой - в музей или театр.
Что касается IT-компетентности педагогов, то нельзя сказать, что учителя не готовы к работе с современными технологиями. Мы сегодня все живем в информационном обществе, поэтому практически каждый день осваиваем что-то новое из мира технологий. При этом стоит заметить, что наступает эпоха, когда старшее поколение может чему-то научиться у молодежи.
В БГПУ имени М.Танка мы сейчас создаем очень мощную информационно-образовательную среду, когда учебный процесс не просто сочетает традиционные элементы с возможностями информационных технологий, а как раз фактически превращается в электронное обучение.
Мы сегодня "закольцовываем" все наши учебные и жилые объекты с тем, чтобы у студентов была возможность доступа к нашим электронным ресурсам из любого учебного корпуса и общежития. Мы увеличили в 7 раз скорость работы интернета. Думаю, в будущем такая хорошая база косвенно поможет нашим выпускникам быть более успешными в преподавательской работе.
Хочу отметить, что сегодня Национальный институт образования ведет очень активную деятельность как раз по обучению педагогов работе с информационно-образовательными ресурсами. Причем обучение идет не только очное, но и заочное - это онлайн-обучение.
У нас есть официальная статистика за 2014 год: более 70% педагогов готовы использовать информационно-коммуникационные технологии. Современные ученики очень мобильны, у них нет какого-то страха перед программами, техникой. Поэтому здесь решающую роль играют скорее вопрос самообразования и желание учителя быть на высоте, не отставать по части владения технологиями от своих учеников. Потому что дети все четко чувствуют и сразу замечают, что учитель не владеет на должном уровне тем, что могут они сами.
А что касается тезиса "быть в тренде", то стоит посмотреть не только на столичные и областные учреждения образования, но и взглянуть на ситуацию в районах. Есть яркий пример - в Борисовском районе действует Лошницкая районная гимназия, расположенная в агрогородке. Откройте ее сайт - там предлагается дистанционное обучение для педагогов, причем этой услугой могут воспользоваться педагоги по всей республике. У них также имеется богатая методическая "копилка", которая будет полезной и интересной для очень многих. Так что те, кто хотят и прилагают соответствующие усилия, - в русле современных тенденций.
Ну а в целом процесс повышения квалификации был всегда достаточно консервативным, потому что он идет с некоей периодичностью, но ведь гораздо важнее самообразование и то, что происходит в межкурсовой период.
Что касается педагогических вузов, то в последние два года оно не слишком доступно. Приведу пару цифр. В этом году на факультет русской и белорусской филологии все бюджетные места у нас заняли медалисты и целевики. И выпускница одной школы из Бобруйска, которая набрала 324 балла, не прошла на бюджет. Поэтому принято решение ректората в течение года ей выплачивать стипендию. Что касается физико-математического факультета, где еще в прошлые годы был колоссальный недобор, в этом году набор осуществлен с первого захода. К нам пришло 15 медалистов и выпускница из Барановичской гимназии с самым высоким баллом - 361. За последние два года в нашем университете проходные баллы выросли на все специальности.
Мы надеемся на приток медалистов. В этом году выпускников лицеев и гимназий пришло на 40% больше. Я думаю, что, когда через год выпускники педклассов пойдут к нам и вообще в педвузы, у нас будет колоссальный конкурс. И мы будем отбирать действительно достойных, подготовленных. Миф о том, что в педвузы легко поступить, уже ушел в прошлое. Практически во всех педвузах в этом году набор был осуществлен с первого раза, без допнабора. Это говорит о том, что меняется отношение к профессии педагога. А с другой стороны, это сигнал и родителям, и особенно абитуриентам, что для поступления в вуз вообще и на педспециальность в частности нужно работать.
Касательно первой части вопроса. Такой опыт есть в Московском государственном университете имени Ломоносова. У них студенты разных факультетов, получая глубокое профильное образование, параллельно на старших курсах получают и педагогическую специальность. Это себя оправдывает. Но что касается мотивации, то здесь я бы немного посомневался. Какие мотивы могут быть, закончив классический университет, получить еще и педобразование? Если это сознательный выбор, тогда мы приветствуем. А если это случайность, чтобы просто получить дополнительную специальность? Потом человек придет в школу, и окажется, что это не его. Здесь надо думать. Педклассы, которые мы создаем, как раз позволят на более раннем этапе определить мотивированных учащихся.
Что касается более широкой подготовки, то сегодня мы готовим учителя химии, биологии. Это подготовка и глубокая, и широкая. Если сдваивать специальности, то это надо делать по родственным. Например, математика и информатика, физика и информатика. А, скажем, по дисциплинам или предметам, которые не близки, не родственны, это должна быть отдельная подготовка, потому что мы можем потерять в качестве, если не увеличить срок подготовки. Мы готовим специалиста четыре года, а как по двум специальностям подготовить за это время? Надо срок подготовки увеличивать либо до пяти лет, либо еще больше. То, о чем вы говорите, легко решается через систему переподготовки. Если в учреждении образования требуется какая-то дополнительная специализация учителя, он может через курсы повышения квалификации, через переподготовку за два года ее получить.
Я только за! Шахматы дисциплинируют, развивают логику, воспитывают культуру мышления. И мы видим заинтересованность родителей в развитии детей. Недавно наш университет заключил договор с одним из детских садов Минска, и родители ставят вопрос об организации шахматного кружка. Поэтому, считаю, стоит подумать над этим. Для начала можно организовать факультативы. Тем более что есть кого привлечь к этой работе: у нас много хороших шахматистов, которые с удовольствием бы за это взялись. А если мы увидим заинтересованность детей, родителей, то можно двигаться дальше. Есть и другой путь - в порядке эксперимента в одной школе каждого региона ввести такие занятия для желающих.
В Армении, например, с 1-го по 4-й класс "Шахматы" являются обязательным предметом. Почему бы не позаимствовать опыт армянских коллег и не применить его в порядке эксперимента?
Во многих учреждения образования очень успешно работают шахматные клубы, и эта работа поставлена на серьезную основу. Мы за развитие этого начинания.
В основе десятибалльной системы оценивания - уровни усвоения учебного материала. Десятибалльная система позволяет более объективно оценить знания школьников, нежели существовавшая ранее пятибалльная, когда можно было получить "пятерку" как за развернутый ответ с использованием дополнительной литературы и выражением собственной точки зрения, так и просто за четкое воспроизведение текста параграфа. В десятибалльной системе все отметки положительные. Каждая отметка означает определенный уровень учебных достижений.
Учитель должен пользоваться всем набором отметок и должен составить или подобрать соответствующие задания, которые позволят ученику ответить на 10 баллов. Ставить десятку за задания третьего уровня (пересказ выученного материала из учебника) непрофессионально, нельзя также ограничивать возможность получить десятку.
Тест же - это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся. Это одна из форм контроля. Это не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил и умения их применить.
Бесспорно, наряду с преимуществами, такими как быстрота проверки, проверка большого объема материала малыми порциями, возможность определить проблемные зоны, формирование навыков самоконтроля и так далее, тесты имеют и недостатки: возможность угадывания, часто невозможно проследить логику ученика и др.
Замечу, что тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся и должны использоваться наряду с традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в школе и оправдали себя на практике. Выбор используемых методов и средств для контроля результатов учебной деятельности учащихся остается за педагогом.
Ну, по поводу критики совершенно не согласна с вами. В республике создана национальная система учебного книгоиздания. С 2010 по 2015 год издано 800 наименований учебников и учебных пособий, 291 наименование методической литературы. В целях повышения качества подготовки учебников, начиная с 2008 года, проводится конкурс на их написание. К подготовке и рецензированию учебных пособий привлекаются победители и лауреаты республиканских конкурсов профессионального мастерства, известные учителя-практики, методисты.
Однако идет постоянная работа над совершенствованием существующих учебных пособий, в том числе и на основе обратной связи: как учебник работает, насколько он эффективен, какие компоненты работают лучше, а какие, может быть, стоит скорректировать.
В текущем учебном году в Национальном институте образования разрабатывается макетный образец электронного учебника-навигатора по химии для 10-го класса, который станет новым типом электронного учебного издания. Учебник-навигатор, безусловно, расширяет возможности классического учебного обеспечения. Гипертекстовая организация материала позволяет быстро перейти к необходимому разделу, параграфу, словарю или к тестовым заданиям. Можно в случае необходимости выйти по ссылке на ресурс удаленного доступа, например на сайт или портал, где размещены другие компоненты учебно-методического комплекса (хрестоматии, справочники, другой дополнительный материал). Кроме того, можно попробовать себя в моделировании каких-либо процессов, если учебник содержит виртуальную лабораторию с соответствующими возможностями. Одной из особенностей такого учебника станет наличие оригинального медиаконтента.
Педагоги-практики могут и сами записать мини-фильмы с демонстрацией химических опытов, которые войдут в содержание нового учебного пособия. В идеале учебник-навигатор должен быть таким, чтобы его можно было использовать на различных типах электронных устройств - начиная от мобильного телефона и заканчивая интерактивной доской.
Макетный образец первого электронного учебника-навигатора будет представлен разработчиками до конца текущего года, а в следующем году он пройдет экспериментальную апробацию в ряде учреждений образования республики.
У нас сегодня два урока физкультуры и один час здоровья и спорта. Последний введен несколько лет назад, чтобы повысить двигательную активность. Это возможность поиграть, научиться играть в волейбол, баскетбол, хотя эти элементы есть и в учебной программе. Что касается самого урока физической культуры, не скрою: разговоры о том, что этот предмет надо сделать безотметочным, идут давно и достаточно бурно обсуждаются у нас и в Министерстве спорта и туризма. Пока мы не пришли к окончательному мнению.
Во-первых, что касается подготовительной группы. Если у ребенка подготовительная группа, это означает, что определенные виды деятельности он просто не выполняет. Соответственно учитель, у которого в обязательном порядке должны быть сведения о состоянии здоровья учащихся, он эти виды деятельности не предусматривает, ребенок в зависимости от заболевания определенные нормативы не сдает. То есть не обязательно, что бег может быть запрещен. Во-вторых, десятибалльная система предусматривает отметки от 1 до 10, и они все положительные. Пробежал ребенок в свою силу и получил не 10, а 8. Наверное, проблемы в этом никакой нет. Мы в ближайшее время очень серьезно будем анализировать этот вопрос и изучать состояние вообще организации образовательного процесса и по физической культуре в целом по республике, обязательно к этому вопросу еще вернемся.
Мы реагируем на какие-то частные вещи. Если посмотреть системно, мы должны формировать культ здорового образа жизни. У нас есть замечательные примеры в стране, как к спорту относится государство и его руководство. Надо, чтобы в семьях с самого раннего детства дети занимались физкультурой, чтобы так же, как почистить зубы и умыться утром, было сделать зарядку. Не обязательно ставить оценки за нормативы, но двигательная активность должна присутствовать. Сегодня серьезно влияют компьютеры, интернет. Дети постоянно сидят за ноутбуками и в смартфоне. Их надо выводить из этой ситуации и заставлять больше двигаться, придумывать различные игры.
Я бы назвал двух учителей. Это моя первая учительница - Галина Николаевна, которая действительно была настоящим учителем. Она очень тонко чувствовала всех учеников нашего класса. Я был не очень дисциплинированный ученик в начальной школе. И она каким-то образом сумела меня убедить, что я должен свое поведение перестроить, чтобы вписаться в рамки и требования, которые приняты в школе. Поэтому я очень хорошо ее помню. Может быть, скульптурная композиция, которая возникла при входе в наш университет к его столетию в прошлом году, была навеяна воспоминаем о моей первой учительнице. Мы так и назвали эту композицию "Учительница первая моя". У каждого из нас есть любимые учителя, но первая учительница одна. И это тот человек, который впервые встречает школьников после детского сада, переходящих в совершенно другую жизнь. Роль первого учителя трудно переоценить.
Еще в 10-м классе у нас была классный руководитель Анна Евсеевна, которая работала с нами всего один год. Но за это время мы побывали в Третьяковской галерее, ходили в походы и провели очень много культурных, воспитательных и спортивных мероприятий. Она, может быть, дала нам больше, чем учителя, которые с нами дольше работали. Я считаю, что от учителя очень многое зависит. Поэтому важно, чтобы у каждого в жизни был хотя бы один любимый учитель.