Онлайн-конференция
11 июля 2011, 12:00
Роль Министерства юстиции в осуществлении правовой политики государства
Правовая политика - разновидность и составная часть единой политики государства наряду с экономической, бюджетной, налоговой, таможенной, валютной. Немалую роль в формировании государственной правовой политики, прежде всего в сфере защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, играет Министерство юстиции.
Вопросы конференции
Александр, студент
Могу ли я создать общественное объединение, и какое минимальное количество членов должно быть в нем?
Александр может создать общественное объединение, но для этого ему необходимо собрать вокруг себя единомышленников и определить для каких целей создается данное общественное объединение. Количественный состав общественного объединения можно установить только исходя из того, на какую территорию буде распространяться деятельность этого объединения. Если оно будет республиканским, то необходимо, чтобы количество учредителей (членов) в данном объединении составляло не менее чем по десять учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Если общественное объединение будет местным, то для его регистрации необходимо не менее десяти учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения, например, Минска.
Необходимо помнить, что законодательством запрещено создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной вражды, а также общественных объединений, деятельность которых может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан.
Такого рода запреты содержатся в статье 5 Конституции Республики Беларусь, а также в законах Республики Беларусь «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О противодействии экстремизму».
Кириленко Владимир Петрович
Какие Министерство юстиции видит перспективы совершенствования законодательства в целях повышения роли общественных объединений?
На наш взгляд, в законодательстве должна быть закреплена возможность создания общественных советов при государственных органах. Данные советы будут вырабатывать совместные предложения по решению актуальных проблемных вопросов, что позволит значительно повысить активность и значимость общественных объединений.
Также мы видим необходимость введения на уровне закона понятия «социально значимые общественные объединения», определения порядка получения данного статуса, а также выработки механизмов первоочередного предоставления данным организациям определенных льгот для осуществления их деятельности.
Кроме того, мы считаем, что назрела необходимость создания законодательных механизмов регулирования применения в нашей республике отношений, связанных с государственным социальным заказом. Наличие в законодательстве данных норм позволит повысить качество социальных услуг, эффективность использования бюджетных средств, а также создать инновационные формы социальной помощи населению.
Сергей Зенин
Нижняя палата белорусского парламента приняла в первом чтении поправки в Кодекс о браке и семье. Поскольку эта тема касается каждого, всех волнует вопрос, насколько судьбоносны изменения?
Действительно, Национальным центром законодательства и правовых исследований совместно с Министерством юстиции был подготовлен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье».
Данный законопроект довольно объемный, так как, в целом, корректируется более 120 статьей кодекса. Отдельные положения проекта существенно изменяют действующий сейчас порядок. Однако нужно сказать, что все изменения идут от жизни, мы попытались разрешить все проблемы, которые возникали на практике. Основными поправками, прежде всего, являются следующие.
Поскольку в республике все большие обороты набирает практика заключения брачных договоров (к примеру, в 2009 году было заключено 2418 брачных договоров, а в 2010 - уже 2811), проектом закона с учетом существующих проблемных вопросов скорректирован порядок заключения брачного договора.
В проекте прописывается такой важный момент как государственная регистрация брачного договора. На сегодняшний день кодекс предписывает лишь нотариально удостоверять брачные договоры. Но, в проекте закрепляется, что если предметом брачного договора является недвижимое имущество (квартира, дом, земельный участок и т.д.), то такой договор нужно зарегистрировать и в организации по государственной регистрации недвижимого имущества.
Все мы понимаем, что в обществе должны преобладать интересы детей в целом и каждого конкретного ребенка в частности. Поэтому, многие со мной согласятся, что место жительства должника по алиментам не должно влиять на размер задолженности по алиментам. Сейчас при расчете задолженности по алиментам судебный исполнитель исходит из средней заработной платы для конкретной местности, в которой проживает должник. Но в жизни может быть так, что отец (плательщик алиментов) живет, к примеру, в Слониме, а ребенок в Минске. Поэтому, в проекте устанавливается, что задолженность по алиментам будет определяться исходя из средней заработной платы работников в республике, что, на мой взгляд, позволит защитить материальные интересы детей, родители которых находятся в разводе.
Понимая важность и торжественность момента регистрации заключения брака, а также учитывая многочисленные обращения граждан в кодексе теперь будет установлена возможность зарегистрировать брак не только в здании загса, но и за его пределами в порядке и на условиях, определенных Правительством. А также теперь можно будет зарегистрировать брак в загсе не только по месту жительства вступающих брак или их родителей, но и в целом в любом органе загса республики. В этом направлении министерством уже проделана значительная работа. Постановлением Минюста от 18 августа 2009 года № 62 закреплена возможность проведения торжественной регистрации брака в историко-культурных местах, которые определяются для органов загса главными управлениями юстиции по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.
Проектом также скорректирован порядок общения дедушек и бабушек с внуками, когда родители (опекуны, попечители) не дают им общаться. Надо сказать, что, по своей сути, проектом не меняются действующие подходы. Так, в случае отказа родителей, опекунов, попечителей ребенка от предоставления деду и бабке возможности общаться с внуками порядок общения определяет суд, который в своем решении указывает время, место и порядок такого общения. При этом нововведением является то, что при вынесении такого решения судом должно учитываться мнение ребенка, достигшего десяти лет.
Следует отметить, что поскольку десятилетний ребенок уже может иметь собственную точку зрения по отдельным вопросам с ним связанным, проект уделил моменту учета мнения такого ребенка большое внимание. Так, проектом предлагается учитывать мнение (желание, согласие) ребенка, достигшего десяти лет, при изменении его фамилии и места жительства, возврате отобранного ребенка родителям, усыновлении или передаче на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, при решении вопроса об общении с ребенком родителей, лишенных родительских прав, и родителей, у которых ребенок отобран без лишения родительских прав, восстановлении родителей в родительских правах, выборе опекуна, попечителя и патронатного воспитателя.
Светлана Жданова
Недавно сенаторы одобрили законопроект «Об обращениях граждан и юридических лиц». Расскажите, что нового предусматривает данный законопроект?
Действительно, 30 июня 2011 года на заседании Совета Республики был одобрен законопроект «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Помимо предусмотренных действующим законодательством письменной и устной формы обращений, проектом закона вводится регулирование электронной формы обращения.
Сегодня у многих государственных органов, иных организаций имеются официальные интернет-сайты, электронные адреса и электронная форма обращений получила широкое применение на практике. Однако в действующем законодательстве об обращениях граждан отсутствует регулирование такой формы обращения. В этой связи в проекте закона необходимо было устранить данный пробел. Кроме того, граждане должны знать, что они могут напрямую обратиться в госорганы или организации в оперативном порядке.
Законопроект устанавливает обязанность для государственных органов и организаций рассматривать электронные обращения в порядке, установленном для письменных обращений. Справочно: к примеру, в 2010 году в Министерство юстиции поступило около 370 электронных обращений.
Одним из нововведений проекта закона в части организации личного приема явилось предоставление права по решению руководителя государственного органа, организации применять при осуществлении личного приема технические средства (аудио – и видеозапись, кино- и фотосъемку). При этом это возможно при условии, что заявитель будет уведомлен о применении технических средств до начала приема. Данная норма направлена как на защиту прав граждан, так и интересов государственных органов, организаций, поскольку позволит исключить бездоказательные ссылки на имевшиеся злоупотребления в ходе проведения личного приема должностными лицами.
Еще одной новацией проекта закона явилось законодательное закрепление права заявителя отозвать свое обращение в любое время до рассмотрения обращения по существу.
При поступлении обращения, содержащего вопросы, не относящиеся к компетенции госоргана или организации, законопроектом помимо переадресации такого обращения для рассмотрения по компетенции, предоставляется возможность оставлять такое обращение без рассмотрения по существу. При этом заявителю разъясняется, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения изложенных в обращении вопросов.
Конституция Республики Беларусь предоставляет право гражданам Республики Беларусь пользоваться одним из национальных языков. Законопроект предусматривает обязанность письменные ответы на письменные обращения излагать на языке обращения.
Законопроектом урегулирован порядок оставления без рассмотрения повторных обращений заявителей, переписка с которыми прекращена – такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.
Татьяна
Интересы каждого человека так или иначе затрагивают вопросы правового регулирования жилищных отношений, поскольку жилищная проблема является одной из наиболее актуальных для подавляющего большинства граждан нашей станы. Каковы перспективы регулирования современных жилищных правоотношений?
В Республике Беларусь давно назрела необходимость принятия нового Жилищного кодекса, который упорядочил бы регулирование жилищных отношений.
В новой редакции жилищного закона сохранена концепция о путях улучшения жилищных условий граждан и более полно и четко урегулированы жилищные отношения, устранен ряд пробелов и неточностей, позволяющих двоякое толкование отдельных его норм.
Законопроектом закреплено то новое и перспективное, что наработано в жилищной политике государства за последние годы и сохранена социальная направленность существующего правового механизма реализации гражданами конституционного права на жилище.
Отмечу только основные особенности законопроекта и отличия его от действующего Жилищного кодекса Республики Беларусь 1999 года.
Поскольку в настоящее время в республике остро стоит вопрос о принятии мер к неплательщикам жилищно-коммунальных услуг, проект Кодекса уделяет особое внимание вопросам обеспечения оплаты населением текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Согласно действующему Жилищному кодексу наниматель за неуплату жилищно-коммунальных услуг в течение 6 месяцев может быть выселен с предоставлением ему жилого помещения только типовых потребительских качеств по общей площади менее занимаемого и только в пределах данного населенного пункта.
Проект Кодекса предусматривает возможность выселения в судебном порядке нанимателя жилого помещения и членов его семьи, уклоняющихся без уважительных причин в течение не менее трех месяцев подряд от внесения полной платы за жилищно-коммунальные услуги, с предоставлением им другого жилого помещения, по общей площади менее занимаемого и (или) уступающего ему по своим потребительским качествам, в том числе вне пределов данного населенного пункта, либо принудительного обмена в судебном порядке занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение меньшей площади.
В свою очередь для собственников за подобное нарушение предусмотрено принудительное (по решению суда) отчуждение жилого помещения. Истцом по таким делам будет выступать местный исполнительный и распорядительный орган. В частности, проектом Жилищного кодекса предусмотрено право суда принять решение о понуждении отчуждения собственником, не погасившим задолженность за жилищно-коммунальные услуги, своего жилого помещения. В случае, если в течение года после вступления в законную силу решения суда жилое помещение не будет отчуждено собственником, оно по решению суда подлежит принудительной продаже с публичных торгов.
Среди новшеств, предусмотренных в новой редакции Кодекса, – возможность принудительного выселения лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Если гражданин делает невозможным проживание других лиц в жилом доме, допускает разрушения, в течение трех месяцев подряд не вносит плату за жилищно-коммунальные услуги, местные исполкомы буду вправе обратиться в суд с иском о понуждении собственника к отчуждению жилого помещения.
Кроме того, в проекте предоставляется право как собственнику жилого помещения, так и местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям, имеющим жилые помещения, на сдачу гражданам за плату во временное пользование жилого помещения на основе договора аренды жилого помещения. В действующем законодательстве предусмотрена сдача жилья только внаем. Полагаю, что, данная норма будет способствовать развитию арендных отношений в республике и поможет решить гражданам некоторые проблемы за счет возможного снижения платы за жилье при заключении договора аренды жилого помещения.
Виктор Васильев
Часто можно слышать, особенно в разговоре с профессиональными юристами, что суды нашей страны в последнее время просто перегружены рассмотрением большого количества дел. Какие меры принимаются для разрешения сложившейся ситуации?
Да, ситуация с высокой нагрузкой на судей действительно имеет место.
Так, за последние 5 лет (с 2006 по 2010 год) в порядке гражданского судопроизводства в суды республики обратилось около 2 млн. граждан, при этом, если в 2006 г. в суды было подано 233 тысячи заявлений, то в 2010 г. уже почти 370 тысяч заявлений.
С вынесением решения было рассмотрено свыше 1 млн. 200 тыс. дел, причем 96% предъявленных исков удовлетворены.
Например, судьями суда Московского района г.Минска ежедневно рассматриваются десятки гражданских и административных дел, а порой и по 3-4 уголовных дела. С повышенной нагрузкой работают также судьи суда Фрунзенского района Минска и ряда других судов республики.
Вместе с тем, абсолютное большинство дел рассматриваются судами в кратчайшие сроки.
Сейчас наиболее остро стоит проблема по делам, рассматриваемым судами в порядке приказного производства. Данный порядок применяется, в том числе, в отношении дел, которые являются бесспорными. Но при отсутствии спора между взыскателем и должником о размере суммы, подлежащей взысканию, обязательный судебный порядок рассмотрения таких заявлений, даже в виде приказного производства, лишь загружает суды и не соответствует принципу разумной затратности.
В этой связи Министерством юстиции подготовлен и внесен в Совет Министров Республики Беларусь проект Указа Президента Республики Беларусь, направленный на совершенствование порядка разрешения бесспорных требований граждан и юридических лиц. Разрешение всякого рода бесспорных требований во внесудебном порядке позволит существенно снизить государственные расходы на обеспечение судебной деятельности, более эффективно использовать кадровые ресурсы, и позволит значительно снизить существующую нагрузку.
Сергей Петров
Какие меры принимаются судами по профилактике преступлений и правонарушений?
Во всех судах широко используются различные формы и методы правового воспитания: правовая пропаганда и просвещение через печать, радио и телевидение, организация лекций и бесед, семинаров-совещаний на правовые темы. Вошли в систему встречи с трудовыми коллективами, молодежью, судьи привлекались к участию в информационно – пропагандистских группах и выездных приемах граждан.
Председатели судов стали более активно участвовать в решении экономических и социальных вопросов регионов, выступать перед руководителями предприятий по разъяснению действующего законодательства. Систематически проводятся встречи руководителей судов в трудовых коллективах по актуальным для граждан вопросам о работе, проводимой судами по укреплению правовой стабильности в государстве, защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Положительные результаты по профилактике правонарушений и преступлений оказывает практика рассмотрения дел в выездных судебных заседаниях, оперативное реагирование частными определениями на нарушения требований законодательства.
Только в 2010 году судьи общих судов республики рассмотрели в выездных судебных заседаниях более 7 тысяч дел, вынесли свыше 9 тысяч частных определений по уголовным и гражданским делам. Проводимые судами меры по профилактике правонарушений способствовали сокращению за последние пять лет количества осужденных более чем на 20%.
Екатерина
Сейчас разрабатываются изменения в закон о нотариате. Какие конкретно изменения ожидают нас в данной сфере, что нового они привнесут в работу нотариуса?
Министерством юстиции уже подготовлен и внесен в правительство проект закона, который расширит поле деятельности нотариусов и продолжит внедрение модели «активного нотариуса».
Помимо сбора документов, необходимых для совершения нотариального действия, подготовки проекта договора, его удостоверения, проверки отсутствия арестов и запрещений, по желанию граждан нотариус сможет передать договор на госрегистрацию в территориальную организацию по госрегистрации недвижимого имущества, получить его из этих органов, после чего выдать зарегистрированные документы сторонам. Т.е. нотариус будет сопровождать сделку с недвижимостью. Такой порядок планируется распространить и на выдачу свидетельств о праве на наследство на недвижимое имущество.
Предложена также передача приказного производства (упрощенной системы взыскания долгов) в компетенцию нотариуса. Это позволит в значительной степени разгрузить суды.
Нотариус сможет совершить исполнительную надпись о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику зарплаты, расходов по розыску ответчика или должника, задолженности по договору страхования, по кредитному договору и др. У граждан появится возможность решить свои спорные вопросы без обращения в суды.
Предлагается введение нового вида нотариального действия, в соответствии с которым нотариус будет участвовать в организационной деятельности хозяйственных обществ как независимый представитель при учреждении хозяйственного общества, проведении общих собраний, например, по вопросу совершения крупных сделок по отчуждению имущества. При этом нотариус сможет разъяснить правовые последствия принимаемых учредителями (участниками) решений, и оказать, таким образом, правовую помощь большому числу граждан.
В целях упрощения порядка совершения и доступности нотариальных действий отменяется территориальная привязка по удостоверению договоров залога, территориальный принцип удостоверения сохраняется только для договоров ипотеки земельного участка.
Александр Сидоревич
Услуги нотариусов становятся все более доступными, это ярко видно и на примере выезда нотариусов в агрогородки. В прошлом году Минюстом принято постановление о некоторых вопросах нотариального обслуживания в малых и средних городских поселениях. Каковы результаты его реализации нотариусами?
С прошлого года Минюстом организовано обслуживание нотариусами жителей малых и средних городских поселений, в которых отсутствуют государственные нотариальные конторы, и таким населенным пунктам не был присвоен статус агрогородка.
Нотариусами обслуживается 44 таких населенных пункта, нотариусами было совершено с выездом в малые и средние городские поселения 636 нотариальных действий и дано 720 консультаций, для получения которых гражданам и субъектам хозяйствования не пришлось затрачивать время и деньги на поездку в районный центр к месту нахождения нотариальной конторы.
Продолжается работа нотариусов и в агрогородках.
Количество жителей агрогородков, обращающихся к нотариусам за консультацией и совершением нотариальных действий постоянно растет. Если за консультацией и совершением нотариальных действий за первые шесть месяцев 2010 года на прием обратилось более 7,2 тыс. граждан, то в первой половине 2011 года уже почти 12,4 тыс. (рост составил 72%). Количество осуществленных нотариусами выездов в агрогородки увеличилось на 18% (с 1185 до 1395), а количество совершенных нотариальных действий возросло почти в 2 раза.
За последние пять лет нотариусами для жителей агрогородков совершено свыше 20,6 нотариальных действий, число данных консультаций увеличилось до 30 тыс. За этот период более 32 тыс. сельчан избавлены от необходимости выезда в районные центры для посещения нотариуса.
Марина Швед
Виктор Григорьевич, сейчас много говорится о Директиве Президента Республики Беларусь № 4. Как вы охарактеризуете этот документ?
Директива № 4 направлена на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и дальнейшей либерализации белорусской экономики. Этот документ является одним из важных шагов по улучшению делового климата и повышению инвестиционной привлекательности нашего государства.
Согласно аналитическому докладу «Ведение бизнеса в 2011 году» Беларусь занимает 68 место среди 183 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса. Сейчас поставлена задача по вхождению республики в тридцатку стран-реформаторов.
Однако, как вы понимаете, что сам рейтинг не является самоцелью, а только способом создания условий для бизнеса, развития деловой активности и инициативы. К тому же, 2011 год в Беларуси объявлен Годом предприимчивости.
Я бы оценил этот документ как документ компромиссов и возможностей.
Документ компромиссов - потому что при его подготовке были выбраны самые востребованные бизнесом позиции.
А документ возможностей - потому, что главой государства определена общая направленность и основные задачи в сфере предпринимательства, а конкретные меры будут принимать на практике конкретные государственные органы, организации.
С принятием Директивы активизировалось сотрудничество государственных органов и бизнеса при подготовке решений в экономической сфере. Так, к обсуждению проектов, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, привлекаются представители бизнеса. Они принимают активное участие в выработке наиболее приемлемых решений. Таким образом, на новом уровне формируется диалог власти и бизнеса.
В Директиве № 4 содержатся как нормы прямого действия, которые подлежат исполнению с момента его принятия, так и нормы порученческого характера.
Примером норм прямого действия могут служить нормативные предписания о недопущении установления и осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административных процедур, не предусмотренных в законах и международных договорах Республики Беларусь, решениях главы государства и правительства Беларуси; о запрете использовать контролирующим (надзорным) органам полномочия, предоставленные для проведения проверок при осуществлении в отношении субъектов предпринимательской деятельности мониторингов и других аналогичных мероприятий, не являющихся проверками.
Для того чтобы заработали отдельные поручения, содержащиеся в Директиве № 4, необходима корректировка законодательства. Например, Директивой определена необходимость осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования, исключить вмешательство органов государственного управления в эту сферу, сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги). Чтобы эти положения заработали на практике, потребовалась подготовка отдельного указа Президента по ценообразованию. 25 февраля глава государства подписал указ № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», которым установлен исчерпывающий перечень товаров (работ, услуг), по которому будет осуществляться государственное регулирование. По иным товарам (работам, услугам) введено свободное ценообразование.
Другой пример: Директивой поставлена задача кардинально сократить количество административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Чтобы эту задачу выполнить, необходимо изменить более 30 нормативных правовых актов правительства, которыми определены административные процедуры, совершаемые в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей конкретными министерствами, государственными комитетами и концернами.
Для реализации Директивы № 4 Министерством юстиции будут приняты практические меры. Сейчас ведется работа по введению в Беларуси электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На сегодняшний день сдан в промышленную эксплуатацию проект веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Регистрация будет происходить на основе документов в электронном виде, подписанных электронной цифровой подписью. Такие документы можно будет заполнить со своего компьютера и направить в регистрирующий орган.
Подача документов для регистрации в электронном виде будет являться альтернативным способом представления документов. Подать документы можно будет и привычным способом, в порядке, предусмотренном Декретом Президента Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
В 2011 году будет реализована возможность подачи документов в электронном виде для регистрации унитарных предприятий и изменений в их устав, индивидуальных предпринимателей. В дальнейшем планируется реализовать такую возможность для государственной регистрации всех юридических лиц.
Кроме того, нормотворческие подразделения Минюста уже приступили к реализации положений Директивы, касающихся подготовки проектов нормативных правовых актов.
Например, в соответствии с подходами Директивы предусматривается введение в Республике Беларусь регулирования предпринимательской деятельности путем создания и деятельности саморегулируемых организаций. Речь идет о том, чтобы правила корпоративной этики, отраслевых стандартов работы в отдельных отраслях экономики (например, транспорт, связь, банковские услуги) определяло не государство, а организации, создаваемые самими субъектами предпринимательской деятельности.
Правовой основой к созданию безбарьерной деловой среды, как видится, будет являться принятие закона о саморегулируемых организациях. Разработка этого документа возложена на Министерство юстиции.
Для подготовки проекта Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях» создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители республиканских органов государственного управления, а также иных организаций, в числе которых Общественное объединение «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей», Республиканское общественное объединение «Белорусская научно-промышленная ассоциация», Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, Международная финансовая корпорация, Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского и другие. В настоящее время ведется активное обсуждение подготовленного проекта закона с заинтересованными государственными органами и общественными организациями, представляющими интересы бизнеса.
Министерство юстиции старается учитывать не только «букву», но и «дух» Директивы № 4 – все новые решения должны стимулировать инициативу, делать правила ведения бизнеса четкими и понятными, удобными для граждан. Например, в Министерстве юстиции в прошлом месяце находился на рассмотрении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь». Помимо оценки проекта на соответствие законодательству Министерство юстиции внесло предложение об исключении института платы за пользование банковским кредитом. Это предложение нашло поддержку у разработчиков. Дополнительно министерством прорабатываются вопросы о:
закреплении обязанности банка – владельца банкомата информировать держателя банковской пластиковой карточки о размере взимаемого комиссионного вознаграждения за осуществляемые банковские операции до момента осуществления им расчетов с использованием такой карточки;
исключении практики закрепления в договорах банковского вклада (депозита) норм, позволяющих банкам самостоятельно, без уведомления вкладчика осуществлять замену одного вида договора банковского вклада (депозита) на другой (например, договора срочного банковского вклада (депозита) на договор банковского вклада (депозита) до востребования в случае окончания срока возврата вклада (депозита) и необращения вкладчика за своим вкладом и доходом по нему в этот срок).
В целом при согласовании документов по предпринимательской деятельности Министерством юстиции в соответствии с требованиями Директивы строго отслеживаются сроки вступления в силу нормативных правовых актов (как правило, не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования), исключение придания актам обратной силы.
Дмитрий Кротов
По вашему мнению, сколько времени нужно для реализации Директивы №4? В СМИ можно встретить разные оценки…
Директива № 4 уже много дала в плане изменения общих подходов к осуществлению бизнеса. Полностью либерализировано законодательство о ценообразовании и первичных учетных документах. Самой Директивой правительству и Национальному банку было поручено утвердить план мероприятий по реализации ее положений с указанием исполнителей и сроков выполнения.
Мероприятия, которые необходимы для реализации норм Директивы № 4, определены в совместном решении Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 года № 251/6.
Всего запланировано 133 мероприятия - более 60 из них связаны с подготовкой и принятием нормативных правовых актов.
Предусматривается, например, установить в Кодексе о земле возможность использования хозяйственных построек, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам под жилищное строительство, для предпринимательской деятельности.
Планируется в целях расширения благотворительной деятельности признать утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».
Также предполагается и корректировка Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В частности, будет предусмотрено, что проверки могут продлеваться исключительно по решению суда и не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.
В совместном решении правительства и Национального банка предусмотрены и мероприятия практического характера.
Например, сейчас на республиканском уровне будет осуществляться постоянный мониторинг решений местных исполнительных и распорядительных органов в целях недопущения установления межобластных и иных региональных ограничений.
К концу года должна быть создана единая информационная база о неиспользуемом или неэффективно используемом государственном имуществе, предназначенном для продажи и сдачи в аренду. К этой базе должен быть обеспечен свободный и бесплатный доступ всем пользователям сети Интернет.
Что касается сроков выполнения разработанных мероприятий, то практически все они должны быть реализованы в текущем году.
Александр Борисевич
Насколько мне известно, одним из направлений деятельности Министерства юстиции в сфере нормотворчества является как проведение юридической экспертизы проектов различных актов, так и их самостоятельная подготовка. В этой связи хотелось бы узнать, какого рода проекты готовятся и рассматриваются Минюстом в настоящее время, какие имеющиеся проблемы они призваны разрешить?
Вы правы, нормотворческая деятельность является крайне важной и объемной сферой приложения усилий со стороны Министерства юстиции.
Если говорить о конкретных цифрах, то за 2010 год одним лишь Главным управлением нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства Министерства юстиции была проведена экспертиза 1109 проектов нормативных правовых актов, что на 12 процентов больше в сравнении с 2009 годом, а также было подготовлено 36 проектов различных правовых актов.
В текущем году Министерством юстиции уже были рассмотрены подготовленные в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2011 год проекты законов Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» и «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оборота оружия и осуществления охранной деятельности».
Первым из этих проектов предлагается, в частности, комплексно решить вопросы профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ с учетом возрастающей социальной значимости этой проблемы.
Второй проект предусматривает уточнение ряда норм Закона Республики Беларусь «Об оружии» с учетом возникающих на практике вопросов (например, в части определения требований к отдельным видам оружия, конкретизации перечня видов оружия, доступного гражданам), а также совершенствование законодательных норм о трудоустройстве лиц в качестве работников, осуществляющих охранную деятельность.
В текущем году ведется подготовка законопроектов по комплексному совершенствованию уголовного и административного законодательства. Этими проектами предполагается, среди прочего, в целях совершенствования мер ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского учета исключить вызывающую много вопросов на практике статью 23.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также внести в УК и КоАП ряд иных изменений, направленных в том числе на реализацию требований Директивы Президента Республики Беларусь № 4 в части раскрепощения условий ведения бизнеса.
В рамках подготовки этих проектов Министерством юстиции уже направлены органам, ответственным за их разработку, соответствующие предложения для включения в проекты.
Готовится сейчас и законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон Республики Беларусь «Об административных процедурах». В нем предполагается решить возникшие на практике вопросы, связанные с порядком внесения изменений в административные решения, отмены, аннулирования, приостановления и возобновления этих решений, уточнить механизм обжалования административных решений.
Следует также отметить, что в 2011 году предполагается разработка проекта закона Республики Беларусь «Аб беларускiх суайчыннiках замежжа». Он будет направлен на содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов и выходцев из нашей страны, проживающих за пределами ее территории.
И, разумеется, Министерство юстиции как орган, ответственный за обеспечение скоординированности нормотворческой работы в правительстве, будет обеспечивать соответствие всех вновь разрабатываемых проектов актов Конституции и иному законодательству Республики Беларусь.
Олег Шевель
Проблема, которая на слуху у населения, – это работа судов по взысканию денежных средств с должников. Ведь судебным исполнителям не всегда удается полностью взыскать долг. В этой связи хотелось бы знать, какие меры предпринимаются Министерством юстиции для улучшения ситуации с исполнением.
Обеспечение исполнения постановлений судов и других органов является одной из приоритетных задач Министерства юстиции Республики Беларусь.
На протяжении последних пяти лет (2006 – 2010 г.г.) Министерством юстиции Республики Беларусь постоянно принимались значительные меры, направленные на повышения качества исполнения.
В период с 2006 года по 2010 год судебными исполнителями по исполнительным документам было взыскано практически 2 трлн. рублей.
Только в 2010 году в среднем один судебный исполнитель взыскал более 600 млн. рублей, и это при постоянном росте поступления исполнительных документов на исполнение и соответственно увеличения нагрузки.
Судебному исполнителю необходимо исполнить ежедневно не менее 9 производств в день, а производства, т.е. исполнительные документы в судах, не шаблонные: это и выселение, и возмещение ущерба, и взыскание любой суммы, которую должники, как правило, добровольно оплачивать не спешат.
Работа судебного исполнителя требует немалых физических и моральных затрат, знания закона и умения применять его в каждом конкретном случае, умения самостоятельно, порой в сложной, напряженной обстановке принимать быстрые и правильные решения.
Значительное количество должников умышленно уклоняются от исполнения денежных обязательств.
При этом они разъезжают на дорогостоящих машинах, живут в дорогостоящих особняках и квартирах, однако указанная собственность оформлена на их родственников и знакомых, чем они порой бахвалятся перед самими же взыскателями.
Должники научились скрывать свое имущество, оформлять его на других лиц, работать без оформления трудовых отношений и таким образом скрывать свой заработок.
Мы, видя эти проблемы, постоянно вносим необходимые предложения по совершенствованию законодательства.
В настоящее время Министерством юстиции внесены предложения по корректировке Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.
Предлагается предусмотреть ряд дополнительных мер, которые будут применяться в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения наложенных на них денежных обязательств: временное ограничение права должника на управление механическим транспортным средством соответствующей категории; запрещение выдачи должнику водительского удостоверения на право управления механическим транспортным средством.
Подобные ограничения предлагается установить также в отношении права управления маломерными судами и права охоты.
Исключения составят должники, которыми транспортные средства используются в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства для получения дохода.
Дополнительно нами предложено установить административную ответственность за представление должником недостоверных сведений о своих правах на имущество и несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.
Зачастую должники выезжают за пределы Республики Беларусь в страны постсоветского пространства (Россия, Казахстан), приобретают там имущество, устраиваются на работу.
В целях осуществления органами принудительного исполнения государств-членов ЕврАзЭС непосредственного обмена правовой информацией, исполнения запросов органов принудительного исполнения судебных и иных актов в связи с имеющимися у них исполнительными документами Министерство юстиции участвует в подготовке проекта Соглашения о сотрудничестве по оказанию правовой помощи и обмену информацией при осуществлении принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Проектом соглашения предусматривается возможность не только установления наличия имущества (денежных средств) должника, но и осуществление ареста имущества (денежных средств, ценных бумаг) и передача их на хранение на территории запрашиваемого государства без соответствующей процедуры признания судебного акта.
Александр Сухов
Уважаемый Виктор Григорьевич, одной из основных задач Министерства юстиции является представление интересов Республики Беларусь на международном уровне. Скажите, каким образом реализуется указанная задача на данном этапе?
Министерство наделено рядом функций международного характера. Одной из них является заключение международных договоров по оказанию правовой помощи, а также обеспечение их выполнения, проведение анализа и обобщение опыта этой работы.
Международные договоры о правовой помощи по гражданским делам имеют первостепенную важность для защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь за рубежом.
Они, по сути, уравнивают в правах наших граждан с гражданами иностранного государства.
На основании договоров о правовой помощи граждане Беларуси получают право на территории иностранных государств непосредственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы, предъявлять иски, возбуждать ходатайства, осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане соответствующих государств.
В случае если международный договор об оказании правовой помощи между Беларусью и иностранным государством не заключен, у граждан и государственных органов Беларуси отсутствуют правовые основания обращаться с просьбой об оказании правовой помощи в иностранное государство, а у органов иностранного государства – оказывать такую помощь.
В таком случае защита прав и интересов граждан Беларуси зачастую оказывается невозможной либо значительно затруднена, поскольку требуется гораздо больше временных и финансовых затрат.
Кроме того, следует отметить, что договоры о правовой помощи позволяют правоохранительным органам решать вопросы оказания взаимной помощи путем выполнения поручений о производстве различных процессуальных действий (в частности, допроса сторон, подозреваемых, обвиняемых свидетелей, экспертов и других лиц; проведения обыска, экспертизы, розыска и ареста имущества).
Договоры о правовой помощи предусматривают взаимное признание и исполнение судебных решений, устанавливают процедуру направления просьб о признании и исполнения таких решений. Это положительно влияет на развитие отношений, в том числе в сфере экономики, так как взаимность в признании и исполнении судебных решений является важным условием для укрепления международного сотрудничества как на уровне государств, так и на частном уровне.
Решения белорусских судов в настоящее время признаются и исполняются десятками стран мира - Италией, Чехией, Словакией, Венгрией, Польшей, Литвой, Латвией, Болгарией, Китаем и др.
Международные договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам заключены Республикой Беларусь в настоящее время с государствами-членами СНГ (Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной), Грузией, Ираном, Вьетнамом, Польшей, Латвией, Литвой, Китаем, Венгрией, Кубой, Чехией, Словакией.
Вопросы выдачи урегулированы в рамках международных договоров, заключенных с Индией, Вьетнамом, Латвией, Китаем, Литвой, Кубой, Чехией, Словакией, Венгрией.
За последний год были проведены переговоры и подписаны международные договоры в правовой сфере с Ираном, Венесуэлой, Египтом, Болгарией и Сирией. Всего же за последние пять лет Министерство юстиции подписало 25 различных договоров и соглашений с такими странами как Италия, Чехия, Индия, Куба, Словакия, Ливия, Польша и др.
Министерство юстиции прорабатывает возможность проведения переговоров по проектам договоров о правовой помощи с Латвией и Литвой. Целью таких договоров является внесение изменений и дополнений в уже заключенные договоры, совершенствование процессов оказания взаимной правовой помощи, обеспечение прав и свобод белорусских граждан и организацией за рубежом.
Так, например, планируется создать правовую базу для возможности непосредственного сотрудничества белорусских судов с судами Латвии и Литвы. В настоящее время такое сотрудничество осуществляется через министерства юстиции.
Это новшество соответствует интересам правосудия, а значит интересам граждан.
Разрабатывается проект договора с Эстонией по отдельным аспектам оказания взаимной правовой помощи. Имеются ввиду вопросы легализации документов. Ведется работа над тем, чтобы документы, составленные на территории Беларуси, принимались без прохождения дополнительных формальностей в Эстонии и наоборот.
В последнее время активизируется работа на новых для Республики Беларусь направлениях – со странами Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Готов к подписанию первый договор в правовой сфере с Индонезией. В ближайшем будущем будут подписаны договоры с Южной Кореей, Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром и Оманом.
Ведется работа по подготовке к подписанию договоров о правовой помощи с Сербией, Турцией, Румынией, Южно-Африканской Республикой и иными странами.
География государств, с которыми ведутся переговоры по проектам договоров о правовой помощи, свидетельствует о многовекторности внешней политики Беларуси. В целях обеспечения защиты прав наших граждан на территории иностранных государств, создания международных механизмов сотрудничества в борьбе с преступностью мы готовы сотрудничать абсолютно со всеми государствами. В этом наша сила и преимущество.
Одним из новых направлений деятельности Министерства юстиции Республики Беларусь является работа по созданию самостоятельного Суда Евразийского экономического сообщества.
Предложенные Министерством юстиции подходы к формированию Суда ЕврАзЭС были поддержаны партнерами по Таможенному союзу и ЕврАзЭС.
В настоящее время Министерством юстиции ведется работа по подготовке конкретных документов, принятие которых необходимо для фактического начала деятельности Суда ЕврАзЭС (о порядке финансирования деятельности Суда, условиях оплаты труда судей, структуре и численности Секретариата Суда ЕврАзЭС и др.).
Указанные документы в текущем году планируется рассмотреть и утвердить в ходе заседаний органов Евразийского экономического сообщества.
Суд ЕврАзЭС будет находиться на территории Беларуси – в Минске. Начало его работы запланировано на 1 января 2012 года.
Дмитрий Гречин
Недавно в правительстве Беларуси создана рабочая группа по дебюрократизации деятельности государственных органов и организаций и их взаимоотношений с гражданами и юридическими лицами. В состав группы входит и заместитель министра юстиции Алла Бодак. С какими инициативами будет выступать Минюст?
Несмотря на то что принят ряд нормативно-правовых актов, которые в корне меняют всю работу госорганов по отношению к гражданам и юридическим лицам, приняты законы и указы главы государства, тем не менее в этой работе есть еще пока много "белых пятен", которые необходимо ликвидировать. В связи с этим правительством создана еще одна такая рабочая группа, которая будет, несмотря на то что нормативно-правовые акты уже работают в этой сфере, непосредственно принимать предложения предпринимательских структур, индивидуальных предпринимателей и просто обычных граждан по дебюрократизации государственного аппарата.
Неделю как создана эта группа, я имею ввиду практическую реализацию, а уже поступило более 30 обращений граждан и юридических лиц по всевозможным вопросам. Граждане вносят предложения по упрощению и усовершенствованию работы госаппарата. Это пример того, как наглядно работает правительство непосредственно с обычными гражданами.
Я думаю, что эта рабочая группа внесет дополнительные предложения прежде всего по дебюрократизации.
У нас тоже есть некоторые предложения, но они касаются взаимодействия органов министерств внутри правительства. Мы их уже предлагали ранее, но они не нашли должной поддержки. Я думаю, мы их опять внесем, но это касается внутриаппаратной работы.
Василий Ивановский
Как вы относитесь к амнистиям?
Положительно. Есть разный опыт проведения амнистий. В некоторых странах они проводятся крайне редко. Например, в Италии или Франции амнистия считается чем-то из ряда вон выходящим. Под это подводится своеобразная правовая база. В частности, получается, что мы амнистией в некоторой степени девальвируем постановления судов. А решения судов являются обязательными для всех граждан и юридических лиц, и они вынесены в отношении конкретного гражданина.
Что же касается Беларуси, то в нашей стране амнистии проводятся довольно часто. Во-первых, главное не мера наказания, которая назначена конкретному человеку, а неотвратимость наказания. Кроме того, человек, который уже находился в следственном изоляторе до вынесения приговора, длительное время беседовал со следователем, прошел через всю процедуру судебного рассмотрения. Уже это в значительной степени воздействует на него. После того, как он отбыл некоторую часть назначенного наказания, вполне можно было бы провести амнистию. Однако амнистия должна проводиться вдумчиво, индивидуально в отношении каждого гражданина, с учетом его поведения в местах лишения свободы, необходимо учитывать раскаялся человек или нет, погасил ли он ущерб, надо учитывать его семейное положение.
По нашему законодательству, для того чтобы Президент страны рассмотрел вопрос об амнистии в отношении конкретного гражданина, надо, чтобы гражданин раскаялся в содеянном и лично обратился на имя главы государства. Кроме того, с учетом тех конституционных полномочий, которыми обладает белорусский Президент, я полагаю, что если и кто-то иной обратится с просьбой об амнистии в отношении осужденного (общественное объединение, республиканский орган госуправления, какой-то фонд, иная организация), Президент вполне имеет право принять в отношении конкретного гражданина акт о помиловании.
Геннадий Толмач
Уважаемый Виктор Григорьевич, много ли у нас в стране примеров, когда в случае развода родителей дети по решению суда остаются с отцом? Почему по-прежнему суды на стороне матери и что при вынесении такого решения является определяющим?
У нас закон устанавливает, что право на воспитание и содержание ребенка супруги имеют равное: и отец, и мать - одинаковое. Но когда расторгается брак конкретной семьи, конкретных супругов, то суду принадлежит право определить, с кем будет проживать ребенок. По новому кодексу, если ребенку уже более 10 лет, его будут спрашивать, с кем он будет проживать - с отцом или с матерью. Но так повелось (об этом говорят и педагоги, и врачи), что наибольшее значение все-таки в воспитании ребенка имеет мать. Поэтому почти в подавляющем большинстве суды выносят решение об оставлении ребенка матери. Но, конечно, есть и иные решения. Смотрят и на поведение матери, и на поведение отца, и кто виновник распада семьи, и почему это произошло, и мнение ребенка... Поэтому правила на все случаи жизни нет. В каждом конкретном случае судья должен смотреть, кто в наибольшей степени даст то, что нужно в данную минуту ребенку, то есть содержание, воспитание, чтобы он вырос полноценным гражданином нашей страны.
Сергей
Какие юридические последствия будет иметь резолюция ПА ОБСЕ по Беларуси, принятая 9 июля в Белграде?
Очень плохо, что уважаемые парламентарии ОБСЕ и представители других структур черпают информацию о нашей стране из определенных источников. Там правды не очень много... Вообще, считаю, что запретительные меры ничего не дают ни тем странам, которые их вводят, ни тем более нашей стране. Наоборот, нужно расширять диалог, в большой степени сотрудничать, искать точки взаимодействия. Тогда мы больше друг друга поймем.
Что касается решения ряда министров иностранных дел ЕС о запрете въезда в Евросоюз журналистов, судей и других, то это вообще внеправовое решение. Оно не соответствует нормам конституции как нашей страны, так и этих европейских государств. Не соответствует оно и основополагающим документам ООН, документу Хельсинского совещания (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе - прошло в 1975 году в Хельсинки и стало основой для создания ОБСЕ. - Прим. БЕЛТА). Имеется в виду принцип невмешательства во внутренние дела страны. Последнее время пошла уже такая тенденция, навязанная некоторыми политологами... Говорится, что права человека - это настолько важный вопрос, что, несмотря на упомянутый принцип, можно какие-то санкции вводить. Это неправильно. Никто не отменял документ Хельсинского совещания. Оно подписано главами ряда государств и должно соблюдаться.
Принятие санкций - это, конечно, неприятно для нашей страны и людей, против которых введены эти санкции. Например, в Минске судья Фрунзенского суда одна воспитывает ребенка. Он больной. Мать хотела его вывезти куда-нибудь на море, но ей же запрещен въезд в ЕС. Нарушены права ее ребенка. Вот это уходит в сторону.
Силоров Андрей
Правда ли, что последний вариант законопроекта об адвокатуре и адвокатской деятельности содержит исключительное право лишь адвокатов на предоставление интересов в судах по хозяйственным, уголовным, административным и гражданским делам? С чем связана такая дискриминация юристов-лицензиатов?
Дискриминации никакой нет. Просто принято такое решение, которое, на мой взгляд, вполне аргументированно. В стране должен быть единый правозащитный институт, который будет защищать интересы и граждан, и юридических лиц. В нашей стране так сложилось, что это адвокатура - достаточно давний правовой институт. Одновременно возникли юристы-хозяйственники, которые тоже активно работали, но защищали интересы только юридических лиц и только в хозяйственных судах.
Сейчас принято решение, и в законе "Об адвокатуре", который уже принят парламентариями в первом чтении, будет обозначено, что интересы юридических лиц вправе представлять в судах только адвокаты. Однако это не значит, что мы полностью откажемся от того опыта, который накоплен юристами-хозяйственниками. Мы для них сделаем льготные условия вхождения в адвокатуру. Я думаю, что они могут сохранить и свой имидж, в том числе за рубежом, и выполнять свои профессиональные функции, но уже с учетом высокого статуса адвоката, который будет на них накладывать определенные обязанности. Все это только на пользу и экономике страны, и гражданам.
Наталья Самсонова
В соответствии с законодательством Беларуси адвокатская деятельность лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь, незаконна. В тоже время выходцы из Беларуси работают успешными адвокатами в других странах СНГ, но не могут осуществлять свою деятельность в Беларуси, не будучи ее гражданами. Не считаете ли вы, что такой подход не соответствует нормам международного права?
В большинстве развитых стран адвокатская деятельность обязательно лицензируема, то есть право на осуществление адвокатской деятельности дает государство посредством выдачи соответствующих лицензий. И эта система действует практически во всех странах. Адвокатура не должна быть вне контроля государства. Но это вовсе не значит, что надо ходить и смотреть, что адвокат делает, как он защищает, правильную ли он позицию занял. Нет, контроль государства осуществляется исключительно за соблюдением правил профессиональной этики и действующего законодательства.
Нормы ВТО как раз предусматривают, что каждое государство может в интересах своей страны ограничивать тот или иной вид лицензируемой деятельности. И как раз в рамках соглашений ВТО мы ограничиваем право участия в качестве адвоката для неграждан Беларуси. Я считаю, что это вполне демократический подход, и он отвечает на сегодняшний день интересам не только белорусской адвокатуры, но и интересам нашей страны.
Наталья
Как вы относитесь к предложениям по принятию закона о соотечественниках?
Это вопрос непростой... Все граждане и люди равны вне зависимости от национальности. Но некоторые страны в последнее время стали принимать законы, которые позволяют гражданам соответствующей национальности получать большие права, если они приедут в это государство. С одной стороны, поддержка соотечественников - вроде бы это и неплохо, а с другой - люди делятся. Этот вроде бы свой, значит ему какие-то там льготы. А если человек другой национальности из той же страны, то ему в другую очередь становиться? Это совершенно неправильно.
Однако так уж складывается, что такие законы принимаются. На это откликнулась и наша страна. В том числе и потому, что наша соседка приняла соответствующий закон. Мы тоже по этому пути двигаемся. В какой редакции может быть принять такой закон, сейчас трудно говорить. Но мое мнение таково: по национальности делить людей неправильно.
Александр
Будет ли в Беларуси принят закон о натурализации для этнических белорусов? Чтобы, в частности, белорус, который был волею судеб какое-то время гражданином другой страны, а потом приехал сюда, мог поменять в загсе имя? Например, Михаил - на Михась, Александр - на Алесь и т.д.
Есть в этом резон определенный... Но однозначно трудно сказать. Конечно, если страна маленькая, она должна сохранить свою самобытность: культуру, язык, менталитет. Никто не против этого. Однако это вовсе не значит, что нужно делать за счет каких-то других стран.
Ирина Воронова
В настоящее время высокой популярностью пользуются различные телепрограммы, направленные на освещение деятельности судов, например "Час суда". Нет ли предложений от белорусских телекомпаний о трансляции наиболее интересных судебных слушаний? И как лично Вы относитесь к таким передачам?
Передача "Час суда" мне нравится. Конечно, с точки зрения профессионального юриста, коим я являюсь, там много огрехов даже по законодательству России. Это российская передача. Многое наиграно, многого в жизни нет. Но, тем не менее, подобные передачи учат граждан, как себя правильно вести в суде. У нас граждане не знают, они даже пугаются суда, этой вывески, самого процесса. Между тем, что касается гражданского судопроизводства, это самый действенный и цивилизованный путь отстаивания своих интересов. Значит, человеку надо разъяснить, кто он в процессе, какие он имеет права, какие вопросы он может поставить, заявить суду, как обращаться к судье, как потом обжаловать это судебное постановление и так далее. И хотя у нас во всех судах оформлены информационные уголки и там такая элементарная информация размещена, но, тем не менее, одно дело - написанное, и совсем другое, когда ты, например, воочию по телевидению видишь конкретную передачу о суде.
Поэтому Министерство юстиции относится положительно к таким передачам. Если надо, мы подготовим юристов, профессиональных судей, которые не хуже будут вести передачи. Не актеры, а именно юрист, который задаст правильный вопрос. И в целом это будет способствовать тому, чтобы граждане в судье видели в определенной степени своего защитника, защитника своих прав.
Со стороны телерадиокомпаний нам никаких предложений пока не поступало. Но мы готовы оказать содействие в подготовке таких передач на постоянной основе. Пусть она будет белорусская, по белорусскому законодательству, это будет наш судья, адвокат. Все можем подготовить. На первый взгляд, мне кажется, надо на элементарных каких-то делах просто людей научить, а потом, по мере того, как эта передача будет действовать, уже можно будет брать более сложные дела и вопросы. В целом это повысит правовую культуру нашего общества.
Кирилл Сивицкий
Виктор Григорьевич, насколько, по-вашему, законодательно обеспечены сегодня права граждан Союзного государства?
Что касается прав россиян в Беларуси и белорусов в России, то они не чувствует себя иностранцами. Это главное. Может быть, мы не всего достигли, но в правовой сфере успехи есть. Сегодня гражданин России может обратиться в любой белорусский нотариальный орган, ЗАГС, ему гарантировано право на передвижение, получение медпомощи...
Сейчас мы ведем переговоры с Министерством юстиции России о том, чтобы судебные решения белорусских судов напрямую исполнялись в России. Они сейчас исполняются, но идет своеобразный процесс их признания: то есть решения поступают в суд, проходит заседание суда, затем они признаются и только после этого вступают в силу на территории России. Министерство юстиции России никаких пока предложений против упрощения данной процедуры не выдвигает. Таким образом, мы в еще большей степени защитим права граждан Беларуси и граждан Российской Федерации. По мере того, как мы будем строить наше белорусское демократическое государство, а Россия - свое, думаю, мы еще ближе подойдем к решению сложных вопросов.
Олег Бусел
В минувшем году изменен порядок лицензирования, обязательное лицензирование многих видов деятельности было отменено. В то же время на юридические виды услуг лицензирование сохраняется. Не планируется ли в дальнейшем отмена лицензирования юридических услуг?
Если закон об адвокатуре, о котором мы уже говорили, будет принят в редакции, уже рассмотренной депутатами в первом чтении, самого по себе лицензирования юридической деятельности не будет. Останется лицензирование адвокатской деятельности. Еще раз хочу повторить для уважаемых юристов-лицензиатов, что для них будет льготное вхождение в адвокатуру.
Виктория
Как вы относитесь к инициативе союзных парламентариев разработать единый для Беларуси и России Уголовный кодекс? Эта идея была озвучена 24 марта в Минске на совместном заседании комиссии Парламентского собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью и профильных комиссий парламентов двух государств. С формирования единого Уголовного кодекса может начаться формирование других единых для Беларуси и России законов в сфере безопасности.
Вообще Министерство юстиции относится к вопросам унификации положительно. И в рамках стран СНГ, и стран ЕврАзЭС постоянно идет процесс унификации действующего законодательства. Например, в рамках СНГ постоянно принимаются модельные законы. И в рамках этих модельных законов строится в основном законодательство каждой из стран. То есть это уже говорит о том, что наши страны далеко в правовой сфере не отходят от сферы модельного законодательства.
Что касается конкретной деятельности, то каждая страна должна выбирать то законодательство, которое на сегодня в наибольшей степени отвечает ее интересам. Интересам безопасности, интересам соблюдения прав и свобод граждан. И в этой связи, естественно, законодательство, в том числе уголовное, может отличаться.
Что касается принятия такого акта, то у нас есть договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о строительстве Союзного государства. И там определено, что для того чтобы принимать вот такие нормативные акты, надо создать полноценный парламент СГ. Но он не создан. Поэтому в целом унификация приветствуется, но что касается принятия такого акта, то оно на сегодня с правовой точки зрения невозможно.
Андрей Ткачук
Какие инстанции занимаются сегодня сделками по недвижимости? Насколько мне известно, некоторые функции уже выполняют не нотариальные конторы, а БТИ и другие организации. Так ли это?
Раньше любой договор, связанный с недвижимостью, должен был обязательно пройти через нотариуса, но потом был принят закон "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним". После этого по ряду сделок, связанных с отчуждением недвижимости, к нотариусу можно не обращаться. То есть можно обратиться сразу в соответствующую организацию по регистрации недвижимого имущества, и там сразу же все оформят. Но некоторые граждане все равно к нам обращаются по старинке, потому что нотариус ставит печать гособразца, хотя она и в органах по регистрации есть.
Это упрощение было принято в целях дебюрократизации, чтобы граждане меньше ходили по инстанциям.
Светлана Олиферко
Виктор Григорьевич, что необходимо сегодня сделать для укрепления судебной власти, для того, чтобы судебный процесс был состязательным? Гарантирует ли тщательный пересмотр дела существующий у нас кассационный порядок пересмотра приговоров? Будет ли проведен эксперимент по замене института народных заседателей судом присяжных?
Прошло совещание по совершенствованию работы общих судов, которое проводил глава государства. Там присутствовали все председатели городских районных судов общей юрисдикции, были приглашены некоторые высшие должностные лица, глава правительства, генеральный прокурор. Разговор шел о том, как улучшить работу общих судов. Президент сразу оговорил, что это совещание не носит экстренный характер и проводится не потому, что у нас суды плохо работают. Но поскольку эти суды наиболее близко относятся к нуждам граждан, защищают их - это жилищные суды, трудовые, семейные, земельные и иные, - то все-таки нужно сделать все возможное, чтобы улучшить их работу.
Как сказал Президент, согласно социологическому опросу более 80% граждан на сегодняшний день доверяют судам, и это высокое доверие. Но, тем не менее, есть вопросы, которые требуют дальнейшего совершенствования.
Во-первых, у нас идет планомерная работа по совершенствованию уголовного законодательства в части его либерализации. Но либерализации не в том понятии, что возьмем и будем санкции снижать по конкретным уголовным статьям. Есть соответствующий указ главы государства по совершенствованию мер уголовной политики, где четко закреплено, что послабление должно быть не к тем лицам, которые совершили преступление против здоровья другого гражданина, а лицам, которые совершили преступление в сфере экономической деятельности. И это те лица, которые, как правило, раскаялись в содеянном, впервые совершили такое преступление. В отношении таких лиц уголовная политика будет направлена на оптимизацию мер ответственности или послабление в данной сфере. Но, как планируется, непременным атрибутом будет возмещение причиненного ущерба.
Что касается введения апелляционного производства, оно у нас частично есть в области гражданского судопроизводства. Самое главное, к чему нам нужно прийти, это создать полноценное апелляционное производство.
Президент поддержал эту идею, отметив, что это нужно вводить поэтапно, потому что это значительные затраты для бюджета страны. При апелляционном порядке рассмотрения дел уголовное дело после того, как было рассмотрено районным судом, поступает в вышестоящий суд и, если гражданин не согласен с вынесенным приговором, рассматривается заново по существу, с исследованием доказательств, допросом свидетелей, экспертов и так далее. То есть человек, в отношении которого вынесен уголовный вердикт, будет в наибольшей степени уверен, что приговор законен, потому что по сути дела его рассмотрением занимались два суда. В настоящее время у нас кассационный порядок, в соответствии с которым вышестоящий суд рассматривает дело только по материалам, не исследует все доказательства.
Что касается института судебных присяжных, у нас сейчас действует институт народных заседателей, он уже известен достаточно давно нашему правосудию, но, тем не менее, весь мир пошел по пути создания института присяжных, в том числе и Россия. Но, кстати, в России он себя не очень зарекомендовал, потому что есть разные негативные моменты вплоть до того, что преступники уходят от ответственности. Такой опыт желательно не перенимать, но, чтобы откликнуться на зов времени, на мой взгляд, нам тоже необходимо попробовать институт присяжных заседателей. Это тоже одна из форм взаимодействия правосудия с народом. Мы должны считаться с мнением народа, и поэтому в определенной степени можно было бы провести эксперимент по введению суда присяжных в нашей стране.
Но вообще страны Западной Европы уже отказываются от этого института, считая, что он не в полной мере себя оправдывает. Но нам отвергать его только потому, что он в другой стране прошел, не правильно, нужно самим попробовать. У нас достаточно грамотное общество, люди очень обязательные и ответственные, и я думаю, что при соответствующей подготовке они вполне могли бы справляться с возложенными на них обязанностями по осуществлению функций судебных присяжных.
Валентина Максимовна
Виктор Григорьевич, скажите, пожалуйста, будет ли сокращен срок ожидания для регистрации молодоженов или по-прежнему останется три месяца? Предполагается ли упростить процедуру развода для супругов, имеющих детей?
Проект нового кодекса о браке и семье предполагает этот срок уменьшить. Сейчас у нас срок от 15 дней. Три месяца уже мало кто дает. По новому кодексу, который депутаты уже поддержали в первом чтении, будет срок от трех дней, если есть соответствующие документы. Например, один из супругов уезжает на постоянное место жительство куда-то. Это будет решать должностное лицо загса.
Что касается расторжения брака, то в некоторых случаях будет предоставлена возможность суду расторгать брак в тот срок, который просят супруги. Но это если нет обременения спором о детях, их проживании, нет значительного объема имущества и т.д.
Александр Никифорович
Подготовкой каких документов занято в настоящее время Министерство юстиции Беларуси в связи с созданием Таможенного союза. Что в планах?
Сейчас идет огромный поток деловой переписки по линии Таможенного союза. Много новых постановлений, надо формировать нормативно-правовую базу. Сейчас идет работа уполномоченных государственных органов по этому вопросу: Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства экономики, Министерства юстиции. В конечном итоге все идет к нам. Мы постоянно консультируемся, наши представители выезжают в Российскую Федерацию. Но в целом это делается для того, чтобы Таможенный союз состоялся, чтобы себя зарекомендовал. Это ведет к взаимной экономической заинтересованности государств, которые в него входят. На данном этапе, конечно, много сложных вопросов, но мы их решаем.