Онлайн-конференция
17 января 2014, 12:00
Результаты и перспективы работы торговой инспекции
Онлайн-конференция на тему "Результаты и перспективы работы торговой инспекции" пройдет на сайте БЕЛТА 17 января с 12.00 до 13.00.
Управление контроля потребительского рынка, или проще - торговая инспекция, создано при Министерстве торговли в июле 2013 года. Инспекция осуществляет контроль за соблюдением организациями и гражданами, в том числе ИП, законодательства о торговле, в частности, требований к качеству реализуемых товаров. Ведет надзор за надлежащим выполнением субъектами хозяйствования работ и оказанием услуг.
Какие болевые точки удалось выявить в контролируемых сферах? Планируется ли усиливать меры воздействия на недобросовестных субъектов хозяйствования? Какие нарушения чаще всего допускают объекты торговли и общественного питания? На эти и другие вопросы ответят во время онлайн-конференции начальник управления контроля потребительского рынка - торговой инспекции Валерьян Беспалый, заместитель начальника управления контроля потребительского рынка - торговой инспекции Кирилл Слабко.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ". Ответы будут публиковаться 17 января после 12.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Андреевская Екатерина
Можно ли, на ваш взгляд, назвать санкции, предусмотренные Административным кодексом, действенными мерами против недобросовестной деятельности субъектов торговли (к примеру, реализация товаров с истекшими сроками годности, хранения наказывается штрафом в размере от 30 до 500 базовых величин)? Проводятся ли повторные проверки, мониторинги, которые должны показывать, что нарушения не просто устранены, но и не повторяются?
Как показал анализ рассмотренных судами дел, размеры штрафных санкций, установленных за большинство выявляемых во время проверок и мониторингов нарушений, низкие. При этом суды применяют, как правило, минимальные санкции.
Отсутствие единообразного подхода при рассмотрении дел и привлечение к минимальной ответственности виновных должностных и юридических лиц не позволяет обеспечить должный порядок в сферах торговли и услуг, сократить количество выявляемых нарушений. В некоторых случаях субъекту предпринимательской деятельности выгоднее заплатить за реализацию товаров с истекшими сроками годности штраф, чем списывать товар, стоимость которого существенно превышает размер штрафных санкций.
В этой связи Министерство торговли 13 декабря 2013 года обратилось в Верховный суд с просьбой рекомендовать судам при рассмотрении вопросов о привлечении к ответственности за подобные нарушения применять более существенные штрафные санкции, соизмеримые с характером совершенных административных правонарушений, степенью вины нарушителей законодательства, а также тяжестью возможных последствий.
Кроме того, в настоящий момент Министерство торговли готовит предложения по внесению изменений и дополнений в отдельные нормативные правовые акты, направленных на ужесточение ответственности за отдельные правонарушения в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и защиты прав потребителей. Эти предложения будут направлены в правительство в рамках работы по приведению законодательных актов в соответствие с законом "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь", который принят Национальным собранием.
Шалфей Юлия
Мониторинг, проверку каких объектов планируете провести в ближайшее время? На какой период придутся рейды? В каких населенных пунктах они пройдут?
Как уже говорилось, в 2014 году торговая инспекция продолжит контрольные мероприятия по уже упомянутым направлениям. Проведение контрольных мероприятий носит постоянный характер. С учетом структуры инспекции - отделы контроля имеются в каждом областном центре - они могут проводиться в любом регионе страны.
В ближайшее время особое внимание будет уделяться объектам придорожного сервиса, а также тем, которые расположены в местах возможного пребывания и перемещения участников и гостей чемпионата мира по хоккею.
Жаворонков Руслан
К сожалению, доступ на полки магазинов крупных торговых сетей по-прежнему открыт только крупным производителям, что противоречит принципам добросовестной конкуренции. Проводились ли проверки по данному факту? Когда доступ товаров в магазины станет равным для всех производителей?
В соответствии с перечнем контролирующих (надзорных) органов и сфер из контрольной (надзорной) деятельности, утвержденным указом № 510 от 16 октября 2009 года "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", контроль за соблюдением антимонопольного законодательства входит в сферу контрольной деятельности департамента ценовой политики Министерства экономики Беларуси.
У Министерства торговли отсутствуют полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях по статьям 11.24 "Нарушение антимонопольного законодательства" и 11.25 "Ограничение конкуренции" Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Вместе с тем Министерство торговли готово принять участие в совместных с Минэкономики контрольных мероприятиях.
Отмечу, что нормы закона о государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь, разработанного с учетом реализуемых в республике мер по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, направлены, в том числе, на упорядочение отношений, связанных с торговлей и общественным питанием, и устранение недобросовестной практики и давления на контрагентов со стороны торговых сетей и поставщиков.
Краснова Юлия
На какие нарушения в сферах торговли и общепита чаще всего жалуются граждане, обращающиеся на горячую линию торговой инспекции?
Основными нарушениями на объектах торговли и общественного питания являются реализация товара с просроченными сроками годности, отсутствие товара по ассортиментным перечням, неоформление или отсутствие ценников, контрольных весов и другие. Те, кто обращается на горячую линию, в большей степени жалуются на несоответствие цены на ценниках в магазинах, на реализацию просроченных товаров.
Пушной Алексей
Планируете ли изменять в преддверии чемпионата мира по хоккею график и режим проверок объектов обслуживания? Каким критериям должны будут соответствовать магазины, кафе, рестораны и т. д.?
До старта чемпионата мира по хоккею в Минске осталось уже не так много времени. И мы держим на особом контроле вопросы работы тех объектов, которые будут обслуживать гостей и жителей Минска в этот период. В соответствии с законодательством режим проверки таких объектов должен совпадать с режимом их работы. За последнее время проведены проверки объектов торговли и общественного питания, которые работают в Национальном аэропорту Минск и на столичном железнодорожном вокзале. Результаты этих проверок будут рассматриваться на заседании комитета под председательством министра торговли. По итогам проверок, к сожалению, было установлено достаточно много нарушений. В частности, выяснилось, что практически в каждом втором объекте торговли реализуется просроченный товар. Соответственно будет усилен и спрос с субъектов хозяйствования, в первую очередь с тех, кто осуществляет свою деятельность на территории аэропорта и вокзала.
Корр. БЕЛТА
Сколько должно поступить жалоб на конкретный магазин, чтобы сотрудники инспекции выехали на место?
В данном случае количество не имеет значения. Мы проверяем соответствие жалобы и принимаем решение по проверке. Покупателю, чьи права были нарушены, достаточно позвонить один раз, чтобы мы были готовы проверить любой объект. К сожалению, одномоментно отреагировать на все звонки мы не можем. У нас в штате на всю страну числятся 34 человека, тогда как количество торговых объектов и общепита превышает 72 тыс. В то же время число предпринимателей, которые занимаются реализацией товара и оказанием услуг, 120 тыс. Вместе с тем все звонки, которые поступают к нам на горячую линию, берем под контроль.
Руслан
Телефон доверия торговой инспекции пока только городской, планируется ли сделать его более доступным для граждан, создав, например, трехзначный номер, по которому без проблем можно было бы звонить из любой мобильной сети? Нет информации о режиме работы этого телефона. Можно ли, например, по нему звонить вечером и в выходные дни, когда основная масса жителей городов посещает магазины?
Мы подумаем над созданием короткого номера телефона. Однако и действующий номер в Минске совсем не сложный, его легко запомнить -
(017) 200-92-02. К нам пока не поступало жалоб от населения на то, что туда нельзя или сложно дозвониться. Он работает в рабочее время, автоответчика там нет, общение осуществляется напрямую с гражданином. Если люди сталкиваются с проблемой вечером, когда возвращаются с работы, или в выходные дни, можно позвонить по этому номеру позднее. В среднем в день к нам поступает около 50 сообщений, однако это общая цифра - она включает обращения в адрес Министерства торговли. В министерстве также организовано регулярное проведение горячих линий, куда могут обращаться граждане.
Лидия Старовойтова
По моему опыту, самое массовое нарушение во всех магазинах - игры с ценами: несоответствие ценника на прилавке цене в чеке, заведомо некорректная выкладка акционного товара, в результате которой покупатель, выбирая товар на акции, платит полную его стоимость. Много ли жалоб поступает на такие нарушения? Как вы реагируете на них? Имеет ли смысл писать об этом в книгу жалоб магазина, если эти жалобы рассматривает сам магазин? И могу ли я вернуть уже оплаченный товар, если обнаружила несоответствие цены на ценнике и в чеке? Спасибо!
Порядок оформления ценников и их наличия является одним из факторов, который мы при каждой инспекции проверяем у субъекта хозяйствования. Конечно, есть множество нареканий на несоответствие цен по многим объектам. Но мы принимаем меры, в том числе составляем документы для привлечения юрлиц и субъектов хозяйствования к ответственности. Если сам покупатель выявил несоответствие цены в торговом зале и при расчете, несомненно, он имеет право потребовать правильного расчета у любого субъекта и возврата товара.
Всегда нужно обращаться к руководителю объекта, который должен эту ситуацию рассмотреть и решить в пользу покупателя, если факт нарушения установлен. Нужно ориентироваться на цену, которая указана в ценниках в торговых залах. Если же в чеке стоимость выше, покупатель может потребовать вернуть ему разницу.
Что касается особенно крупных игроков, таких как торговые сети, они со своей стороны тоже принимают меры во избежание конфликтных ситуаций. Например, во многих объектах есть приборы, чтобы покупатель мог проверить цену товара.
Нестерович Евгения
В отделах фруктов и овощей часто встречаются указатели, информирующие об отсутствии в товаре генетически модифицированных организмов. При этом я ни разу не видела табличек, свидетельствующих о наличии в составе продукции ГМО. Кто и каким образом проверяет, есть ли в импортных фруктах трансгены? Или наличие таблички, свидетельствующей, что такие организмы в продукции не содержатся, всего лишь маркетинговый ход? Насколько велика вероятность купить продукцию с генетически измененными организмами, если таблички "без ГМО" на ней нет?
Субъект хозяйствования обязан известить покупателя о наличии ГМО в продуктах питания. Это можно сделать либо с помощью информации на ценнике, либо другими способами. Если же информации об отсутствии ГМО нет, а фактически ГМО присутствует в товаре, значит, субъект хозяйствования не выполняет правила торговли.
Береза Михаил
На протяжении последних лет крупные торговые сети постепенно вытесняют с рынка небольшие магазинчики, в которых всегда можно было найти товары от различных производителей и с ценой на любой кошелек. Однако большие магазины, несмотря на внушительную площадь, предлагают ограниченный ассортимент товаров, в основном дорогих. Какие меры собираетесь предпринять, чтобы переломить сложившуюся ситуацию?
Я думаю, что ситуация значительно и резко улучшится в этом направлении, когда вступит в действие закон о государственном регулировании торговли и общественного питания в Беларуси. Он, по нашим данным, уже подписан Президентом. Но сегодня ситуация неоднозначная, потому что и объекты разного уровня есть - и гипермаркеты, и супермаркета, и небольшие объекты, в которых весь ассортимент выпускаемых в республике товаров разместить невозможно. Речь идет о мелких магазинах.
Я бы не хотел пока комментировать документ, который еще не напечатан. Он вступит в действие только через полгода после официального опубликования. Я бы предпочел, чтобы комментарий дало руководство Министерства торговли.
Багрий Олег
Здравствуйте! Видят ли представители торговой инспекции результаты своей деятельности, когда ходят в магазины, кафе, которые до этого подверглись проверкам? Какие они?
Мы отслеживаем ситуацию. В том числе после каждой проверки субъекты хозяйствования нас информируют в письменной форме о том, какие меры они приняли для устранения нарушений. В последующем мы делаем обследование или мониторинг тех объектов, которые проверили. Принимается решение: заниматься ли последующими проверками объекта или нет.
Сержанович Алесь
Имеет ли торговая инспекция намерение проверить всех крупных продовольственных ретейлеров? В какие сроки? Когда планируется провести проверку магазинов Белкоопсоюза? Есть ли у торговой инспекции планы проверять оптовые организации?
Что касается крупных торговых сетей, то намерены охватить контрольными мероприятиями всех. По организациям Белкоопсоюза не было еще такого месяца, чтобы мы не занимались их проверками. Что касается последнего вопроса, то каждая оптовая сеть занимается и оптовой торговлей. В частности, это "Евроопт" и "Рублевский". Они тоже под контролем Торговой инспекции.
Александр Нестеров
Судя по последним сообщениям о работе торговой инспекции, большое внимание при проверках уделяется сетевым магазинам. Почему именно им? Какие торговые сети планируется проверить в ближайшем будущем? Можно ли говорить, что крупные игроки на рынке розничной торговли злоупотребляют своим выгодным положением по сравнению с небольшими магазинами?
Мы занимаемся проверками не только торговых сетей, но и тех небольших объектов, по которым мы располагаем информацией о том, что есть нарушения законодательства. Что касается дальнейших проверок, это небольшая служебная тайна, которую я раскрывать не буду, так как сейчас мы больше занимаемся внеплановыми тематическими проверками, чем плановыми. Плановая проверка включается в координационный план проверок, который составляет Комитет госконтроля, и мы обязаны за 10 рабочих дней известить субъект, что будем его проверять. Тот в свою очередь в последние дни делает все для того, чтобы устранить нарушения, которые допускал. Я считаю, что в таких отраслях, как торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, должен быть ежедневный порядок. Поэтому мы больше концентрируем свое внимание на внеплановых тематических проверках. И, конечно, при внезапных проверках устанавливается больше нарушений, чем при плановых.
Мы работаем по разным технологиям, в том числе и привлекаем свои территориальные отделы для проверки субъектов хозяйствования. В частности, с участием практически всех работников нашего управления прошла проверка магазинов торговой сети "Мила".
Петров Денис
Здравствуйте! Планирует ли торговая инспекция проверить, по какому принципу в продовольственных магазинах устанавливаются скидки? А то в разных отделах одного и того же магазина сок продается со скидкой в 30% и без скидки.
Этот вопрос можно понять двояко: если не оформляется ценник как положено, то это одно дело, что касается проведения скидок, то это прерогатива самого субъекта хозяйствования. Скидка должна быть прописана в документах магазина, и если правила проведения акции нарушены, то человек должен обратиться к руководству субъекта хозяйствования или к заведующему магазином.
Провалинский Игорь
В прессе не раз писали о том, что контроль за деятельностью интернет-магазинов будет усилен. Однако на практике у меня и знакомых периодически случаются с виртуальными магазинами неприятные инциденты. Например, в гарантийном талоне указан адрес несуществующего сервисного центра, а продавец перестает отвечать на звонки. Какие меры предпримет торговая инспекция, чтобы интернет-торговля в Беларуси стала более добросовестной?
Контролирует работу интернет-магазинов, которых в Беларуси насчитывается более 6,5 тыс., не только торговая инспекция, но и в целом Министерство торговли. За прошлый год проверкам подверглись более 250 интернет-магазинов. Установлено множество нарушений при организации их работы. Среди наиболее частых нарушений отсутствие указания цены на товар или указание не в белорусских рублях, а также непредоставление чека на товар. Если покупатель сталкивается с проблемами в работе с интернет-магазинами, ему следует обращаться или в Министерство торговли, или в общество по защите прав потребителей.
Работа интернет-магазинов контролируется при помощи камеральных проверок. То есть на основании информации, размещенной на сайте субъекта хозяйствования, можно составить соответствующий протокол о нарушении законодательства.
Стоит отметить, что наша задача заключается не в том, чтобы наказать субъект, а в том, чтобы провести профилактическую работу для его спокойной работы в последующем. Ведь работа интернет-магазинов находится под контролем также налоговой инспекции и других органов.
Корр. БЕЛТА
Какие основные нарушения встречаются на объектах общепита и бытового обслуживания?
За время своего существования торговая инспекция занималась в основном проверкой предприятий торговли. Предприятий общественного питания и бытового обслуживания было проверено небольшое количество - чуть более 50. Основные нарушения в сфере общественного питания - это обвесы, которые мы устанавливаем во многих случаях, нарушения правил торговли. При контроле работы предприятий бытового обслуживания, например, станций технического обслуживания были обнаружены такие нарушения, как неоформление транспортных средств, сокрытие выручки субъектами хозяйствования. В нынешнем году мы увеличим количество проверок в этих сферах, особенно в сфере общественного питания. Причем сотрудники торговой инспекции могут прийти на любой объект.
При оценке результатов проверок нельзя сказать, что сегодня все плохо. Многие субъекты хозяйствования работают, соблюдая законодательство. Факты, которые мы приводим по результатам проверок, не являются причиной для того, чтобы не ходить в магазин или не пользоваться услугами предприятий бытового обслуживания.
Анна Шишкова
Имеет ли право магазин ставить товар на акции на одну полку рядом с фактически идентичным ему товаром этого же производителя, который не находится на акции? Ведь потребитель может перепутать и взять не ту упаковку, будучи уверенным в том, что это акционный товар.
Расположение товара на полках нигде не регламентируется. Но для того, чтобы не было злоупотребления со стороны работников торговли, я бы никому не рекомендовал этого делать. При покупке товара на акции покупателям необходимо все очень внимательно выверить, так как доказать факт такого "обмана" очень сложно.
Корр. БЕЛТА
Зависят ли зарплаты или премии сотрудников торговой инспекции от количества проверенных магазинов и выявленных нарушений?
Нет. Мы пока эту зависимость не устанавливаем.
Ирина Желеобова
Где можно ознакомиться с результатами проводимых торговой инспекцией проверок? И, главное, с результатами контроля исправления нарушений?
Информация о проверках крупных субъектов хозяйствования размещается на сайте Министерства торговли. Об отчетности граждан не информируем, ее используем только для работы внутри министерства.
Что касается повторных проверок субъектов хозяйствования, то за время существования управления контроля потребительского рынка их проведено немного. Тем не менее в последующем эта работа будет продолжена, если будем видеть, что тот или иной субъект хозяйствования не принимает меры для устранения установленных ранее нарушений. Стоит отметить, что при повторных нарушениях штрафы удваиваются.
Все управления Министерства торговли являются инициаторами изменений в законодательство, которых требует жизнь. В постановление министерства внесены изменения, которые расширили количество наименований и разновидностей товаров для гипермаркетов. К слову, субъекты хозяйствования вправе вносить предложение об изменениях в законодательство.
Сторожева Елизавета
У меня вопрос-предложение. Для повышения качества оказываемых торговыми объектами услуг, создания дополнительных условий для развития сферы торговли инспекция могла бы стимулировать и поощрять добросовестных игроков через различные конкурсы и т.д. Как относитесь к такой идее?
Фактически такая работа органами управления торговли и в целом Министерством торговли проводится. В том числе и посредством проведения конкурса на лучшего продавца продовольственных и непродовольственных товаров, который министерство организовывает раз в три года. Каждый год Министерство торговли оценивает работу субъектов хозяйствования и присуждает лучшим по девяти направлениям награду "Бронзовый меркурий". Этот конкурс проходит в летний период времени, когда торговля подводит свои итоги, а работники торговли отмечают профессиональный праздник.
Дражин Виталий
За последние два месяца торговая инспекция Минторга провела две громкие проверки. В торговой сети "Евроопт" просроченные продукты обнаружены в каждом третьем магазине, в "Рублевском" - в 80%. Возникает вопрос: ужасами какой частной сети торговая инспекция собирается пугать общественность в следующий раз? И вопрос второй: когда общественность дождется информации об успехах в борьбе с просроченными продуктами в торговых организациях Белкоопсоюза?
Я не думаю, что мы преподносим ужас. Мы констатируем факты по всем организациям, особенно крупным. Мы занимаемся проверками не только торговых сетей, но также частных, государственных и небольших организаций, в том числе бытового обслуживания, общественного питания. В последнее время проверили магазины "Родной стороны". Много нарушений установлено в этих объектах. В ближайшее время разместим эту информацию в СМИ. Сейчас закончили проверку сети ОАО "ДорОРС" и в дальнейшем будем заниматься проверками не только тех организаций, которые занимаются реализацией продуктов питания, но и непродовольственных товаров. Тематика этих проверок определена, и мы уже реализуем свои намеченные планы. При этом избирательности в плане проведения проверок в отношении объектов каких-то торговых сетей не существует. Мы предвзято ни к кому не относимся.
Основная цель проверок - это убедиться в том, что действующее законодательство в части торговли субъектами хозяйствования выполняется. Если же этого не происходит, то мы, естественно, составляем протоколы, направляем материалы в суд для принятия решения о привлечении виновных к ответственности. В последнее время, как вы знаете, в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей ужесточена такая ответственность, как реализация просроченных товаров. Штрафы сегодня составляют от 30 до 500 базовых величин. Правда, суды еще по максимальной величине не принимали решения, но мы видим, что на отдельные субъекты небольшие штрафы не влияют. Поэтому не так давно Министерство торговли обратилось в Верховный суд, чтобы они тоже рекомендовали судам применять более жесткие штрафные санкции за эти нарушения.
Мы являемся специальным органом Минторга для того, чтобы своими действиями помочь разобраться по каждому субъекту, чтобы он навел порядок в своих магазинах. Я говорил, что пока численность наша небольшая, но торговая инспекция существовала в Минторге до 1991 года, и даже на то время в ней работало около 150 человек. Это в то время, когда не было столько индивидуальных предпринимателей и субъектов хозяйствования, которые занимались торговлей. Пока мы работаем только полгода, и в дальнейшем жизнь покажет, будем ли мы расширять штат.
Зинаида
Недавно в Интернете появилась информация о тотальных проверках сети магазинов "Евроопт". Неужели все так плохо, ведь я постоянно там покупаю продукты? И еще, я слышала, что директор "Евроопта" опроверг результаты проверок торговой инспекции. И даже пообещал крупную сумму тому покупателю, который выявит хоть один просроченный продукт в его сети магазинов. Спасибо.
Хочу сказать, что руководство "Евроопта", действительно, отреагировало на наши проверки. Мы проверили 40 магазинов этой сети, но это не значит, что мы на этом остановились. В сети "Евроопта" находится более 150 объектов. Если у нас будут факты по нашим мониторингам и обращениям граждан, которые подскажут о том, что там на самом деле есть нарушения, мы продолжим проверку.
Законодательство не запрещает руководству магазинов предпринимать такие оригинальные способы, как попытаться у самих себя с помощью покупателей выявить определенные нарушения. То, что организация стимулирует покупателя тем, что в двойном объеме заплатит ему за помощь, говорит о том, что организация не уверена, что у нее просроченного товара нет. Если бы она полностью себя контролировала, то зачем бы она прибегала к помощи покупателей?