В соответствии с указом №222 индивидуальные предприниматели-плательщики единого налога вправе до 1 января 2016 года осуществлять реализацию товаров, включенных в описи остатков. Не реализованные товары этой категории ИП обязаны с 1 января 2016 года вывести из предпринимательского оборота. Остатки изъятых (выведенных) из предпринимательского оборота товаров могут использоваться исключительно в целях личного, домашнего, семейного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Сколько индивидуальных предпринимателей пока не смогли реализовать остатки товаров? Как будут действовать налоговые органы после 1 января 2016 года? Какие штрафные санкции будут применяться к ИП, которые продолжат торговать товарами, включенными в описи остатков? На эти и другие вопросы ответит специалист Министерства по налогам и сборам Беларуси.
Если Вы приобретаете товары за наличный расчет, то в целях соблюдения требований налогового законодательства документами, подтверждающими приобретение товаров на территории Российской Федерации, являются в совокупности два вида документов. Во-первых, это первичные учетные документы, предусмотренные российским законодательством, к которым относятся унифицированная форма № ТОРГ-12 и формы первичных учетных документов, разработанных субъектами РФ самостоятельно и содержащие обязательные реквизиты, предусмотренные российским законодательством для первичных учетных документов.
Во-вторых, это кассовые (товарные) чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие оплату товаров.
Более подробную информацию о реквизитах, а также примеры форм документов, подтверждающих приобретение товаров на территории Российской Федерации, можно посмотреть на официальном сайте МНС nalog.by на главной странице в рубрике "Применение Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2014 года № 222".
Если представленные в ходе проведения контрольных мероприятий индивидуальным предпринимателем первичные учетные документы будут признаны судом не соответствующими действительности, то за данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, или без конфискации.
Основанием для признания документов не соответствующими действительности являются доказательства, опровергающие факт совершения отраженной в конкретном документе хозяйственной операции.
Индивидуальным предпринимателям остатки нереализованных товаров, включенных в опись, следует вывести из предпринимательского оборота, путем их изъятия до 1 января 2016 года из торгового объекта, торгового объекта общественного питания, торгового места на рынке, места хранения, используемого в предпринимательской деятельности.
При этом перемещение изымаемых остатков нереализованных товаров из торгового объекта до места, в котором такие товары будут использованы, должно производиться на основании оформленной индивидуальным предпринимателем накладной формы ТТН-1 (если товар перемещается автомобильным транспортом индивидуального предпринимателя) либо накладной формы ТН-2 (если товар перемещается без участия транспорта, например на тележке, в руках, в сумке и т.п.).
После 31 декабря 2015 года не реализованные остатки товаров могут использоваться только в целях личного, домашнего, иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В указе №222 прописан прямой запрет с 1 января 2016 года на розничную, оптовую торговлю остатками товаров, на иное их отчуждение, в том числе на безвозмездной основе, а также на внесение остатков товаров в качестве вклада в уставный фонд коммерческой организации.
За осуществление индивидуальным предпринимателем деятельности, которая в соответствии с законодательством запрещается, частью 2 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 20 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.
Если будет повторное нарушение, то мы опять же обратимся в суд. Думаю, если при первом обращении суд отнесется более благосклонно к нарушителю, то при неоднократном совершении правонарушения будет принимать меры административной ответственности по наивысшей планке и с конфискацией товара.
В 2016 году для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю товарами легкой промышленности, сохранится возможность применения системы уплаты единого налога.
В соответствии с указом №222 индивидуальным предпринимателям – плательщикам единого налога предоставлено право до 1 января 2016 года реализовать остатки товаров, ввезенных ими до 1 июля 2014 года из стран Таможенного союза без документов, подтверждающих приобретение (поступление) этих товаров и включенных в опись остатков товаров.
В настоящее время при розничной торговле остатками товаров ИП обязаны уплатить единый налог с применением повышающего коэффициента 2 за реализацию товаров без документов и налог на добавленную стоимость в фиксированных суммах с применением коэффициента 4.
Соответственно, поскольку с 1 января 2016 года запрещается реализация остатков товаров и индивидуальные предприниматели должны реализовывать только товары с документами, то единый налог с января 2016 года будет исчисляться без применения повышающего коэффициента 2, а НДС в фиксированных суммах исчисляться не будет. Вместе с тем, как и ранее, при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров в Беларусь с территории государств - членов Евразийского экономического союза на основании документов следует исчислять НДС по каждому факту ввоза по установленным ставкам в размере 10% либо 20% от стоимости ввозимых товаров.
Закрепление обязанности индивидуального предпринимателя самостоятельно обеспечивать проверку законности совершаемых хозяйственных операций предусмотрено указом №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств".
В этих целях индивидуальный предприниматель - получатель товаров обязан обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства. А в случае их оформления от имени белорусской организации или ИП - также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
В отношении белорусских субъектов хозяйствования информация о принадлежности первичного учетного документа отправителю товара является общедоступной, ее можно найти на сайте bisc.by. При этом индивидуальный предприниматель вправе проверить и деловую репутацию своего белорусского контрагента в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Министерства по налогам и сборам nalog.by в нижней части главной страницы.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации также предоставляет возможность по проверке российского продавца товаров. Так, на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ nalog.ru на главной странице размещена рубрика "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента", перейдя в которую, можно просмотреть сведения о государственной регистрации субъектов Российской Федерации (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств). Также там можно посмотреть информацию, не находится ли потенциальный продавец в стадии прекращения предпринимательской деятельности либо в состоянии экономической несостоятельности (банкротства).
Также можно поискать отзывы в интернете о потенциальном партнере.
Что касается приобретения товаров на розничных рынках в России, то необходимо отметить следующее. На российских розничных рынках, так же как и на белорусских рынках, товары реализуются продавцами для личного потребления граждан, а не для целей дальнейшей их перепродажи в рамках предпринимательской деятельности. Если все-таки вы решили приобрести товары на таком рынке, то обратите внимание, что наименование субъекта в документах на приобретение товаров и на личной нагрудной карточке, которая обязана в соответствии с российским законодательством иметься у физического лица - продавца, должны совпадать. Кроме того, информацию, действительно ли такой субъект осуществляет деятельность на рынке, можно уточнить в администрации рынка.
Сомнение в подлинности выдаваемых на рынке Российской Федерации документов должен вызвать факт выдачи продавцом незаполненных накладных и квитанций на оплату с предложением заполнить их самому белорусскому индивидуальному предпринимателю.
Согласно указу №222 до 1 января 2016 года индивидуальные предприниматели вправе осуществлять, в частности, оптовую торговлю остатками товаров с оформлением первичных учетных документов в соответствии с законодательством, с исчислением и уплатой необходимых налогов.
В соответствии с Налоговым кодексом реализацией товаров признается отчуждение товаров одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары или формы соответствующих сделок.
В рассматриваемой ситуации происходит возврат товаров, а не их реализация, следовательно, индивидуальный предприниматель не приобретает товары. При таких обстоятельствах накладная на возврат, оформленная юридическим лицом, не является для индивидуального предпринимателя документом, подтверждающим приобретение товаров. Другими словами, в декабре 2015 года у ИП по-прежнему будут иметься в наличии остатки товаров, ввезенные им до 1 июля 2014 года из стран Таможенного союза без документов, подтверждающих их приобретение. Соответственно, индивидуальный предприниматель не вправе реализовывать эти товары в розничной торговле после 1 января 2016 года.
Указ №222 не содержит ограничений и запрета по формам сделок, совершаемых индивидуальным предпринимателем при реализации товаров, включенных в опись остатков товаров, следовательно в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель (дочь) вправе осуществить безвозмездную передачу таких товаров индивидуальному предпринимателю (матери).
В силу требований статьи 22 Налогового кодекса договор дарения, заключенный в нотариальной форме, без оформления товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) или товарной накладной (форма ТН-2), не является документом, подтверждающим приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей. Соответственно, индивидуальным предпринимателем (дочерью) безвозмездная передача товаров, включенных в опись остатков товаров, осуществляется на основании договора дарения с оформлением товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) или товарной накладной (форма ТН-2).
В свою очередь индивидуальный предприниматель (мать), получивший по накладной (форма ТН-2 или форма ТТН-1) на основании договора дарения товары, вправе осуществлять их дальнейшую розничную торговлю, в том числе и после 1 января 2016 года.
При этом необходимо отметить, что стоимость безвозмездно полученных товаров у индивидуального предпринимателя (матери) является объектом налогообложения, независимо от применяемой системы налогообложения.
В свою очередь индивидуальный предприниматель (дочь) в соответствии с положениями указа №222 обязана исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с действующим законодательством индивидуальные предприниматели, независимо от применяемых ими режимов налогообложения, обязаны обеспечить:
в местах реализации - наличие документов, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей, при условии, что они поступают напрямую от поставщика (продавца) непосредственно в места реализации; в ином случае в местах реализации - наличие документов на отпуск товаров из мест хранения в места реализации;
в местах хранения - наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей в места хранения;
при транспортировке - наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) транспортируемых товарно-материальных ценностей.
Такими документами в Беларуси являются типовые формы первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная". ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товары, поступающие из-за пределов Беларуси, принимаются на учет на основании документов, выписанных грузоотправителем.
Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе при перевозке товаров (приобретенных на территории государств - членов Таможенного союза) на собственном автомобильном транспорте транспортировать их до места разгрузки (торговый объект индивидуального предпринимателя, место хранения таких товаров в Беларуси) только на основании документов, подтверждающих приобретение этих товаров, выписанных грузоотправителем - продавцом государства - члена Таможенного союза.
При поступлении товаров из государств - членов Таможенного союза непосредственно в место их реализации либо в место хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) индивидуальному предпринимателю достаточно в указанных местах иметь на такие товары документы, подтверждающие их приобретение, выписанные грузоотправителем - продавцом государства - члена Таможенного союза.
При поступлении товаров с территории государств - членов Таможенного союза непосредственно в место хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) их дальнейший отпуск в место реализации индивидуальный предприниматель должен оформить накладной формы ТТН-1 (если товар в торговый объект перемещается автомобильным транспортом индивидуального предпринимателя) либо накладной формы ТН-2 (если товар в торговый объект перемещается без участия транспорта, например на тележке, в руках, в сумке и т.п.).
Нет. Согласно указу № 222 вы вправе реализовать остатки товаров оптом до 1 января 2016 года. Таким образом, указанную сделку вы можете совершить не позднее 31 декабря 2015 года.
В соответствии с указом №222 уплатить НДС, а также представить налоговую декларацию по данному платежу вы должны не позднее 20 января 2016 года.
При транспортировке товаров на территорию Беларуси из Российской Федерации непосредственно в место хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) каждому индивидуальному предпринимателю, находящемуся в автобусе и перевозящему в нем свои товары, достаточно иметь документы, подтверждающие их приобретение, выписанные грузоотправителем – российским продавцом.
Контрольные мероприятия налоговыми органами после 1 января 2016 года будут проводиться в обычном режиме. Активизировать контрольную работу после 1 января 2016 года в отношении индивидуальных предпринимателей налоговые органы не планируют.
Хотелось бы отметить, что оперативные тематические проверки, в частности, назначаются руководителем налогового органа или его уполномоченным заместителем в случае необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов. В таких контрольных мероприятиях одним из проверяемых в вопросов, является, в том числе, вопрос соблюдения проверяемыми субъектами требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации.
Таким образом, после 1 января 2016 года налоговые органы продолжат выполнять возложенные на них обязанности по контролю за деятельностью субъектов хозяйствования, но, повторюсь, это будет осуществляться в обычном режиме работы налоговых органов.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе уплата НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Беларуси из государств – членов ЕАЭС, и представление налоговой декларации по указанному платежу осуществляется индивидуальным предпринимателем не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
В данном случае вам необходимо уплатить НДС по ввозу и представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 22 февраля 2016 года (так как 20 февраля выходной день, то сроки уплаты и представления налоговой декларации переносятся на следующий за ним рабочий день).
Если говорить о статистике, то изначально удельный вес предпринимателей, которые хотели реализовать остатки до 1 января 2016 года, составлял около 5% от всего количества предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю в Беларуси. Если говорить о тех, которые остались по состоянию на 1 декабря, то их удельный вес не доходит до 1%. Поэтому на сегодня это незначительное количество плательщиков. Если в численном выражении, то где-то около 9 тыс. ИП до сих пор не распродали остатки товаров. Львиную долю составляют предприниматели из регионов.
Если говорить о Минске, то здесь 16 тыс. ИП осуществляют розничную торговлю. Из них заявили остатки товаров по состоянию на 1 июля 2015 года 6 тыс. На сегодня мы имеем около 2 тыс., у которых остатки есть до сих пор. При этом из этих 2 тыс. ввоз товаров параллельно с реализацией остатков осуществляли 1,5 тыс. То есть они уже входят в новые условия, находят поставщиков и начинают работать.
Обращения есть. Не буду говорить, что их много, потому что большую разъяснительную работу организовало МНС и в целом налоговые органы в каждом регионе. Плюс на нашем сайте размещено большое количество информации, которой могут воспользоваться индивидуальные предприниматели. Это касается документов, того, как они должны выглядеть, вплоть до того, что сейчас мы разместили информацию, как можно проверить своего контрагента, например, из России. Также можно проверить белорусского поставщика.
Как правило, обращения касаются перечня документов - что необходимо предоставить в налоговый орган, а также порядка уплаты ввозного НДС. Эту информацию тоже можно найти на сайте. Причем все находится на главной странице.
Выскажу больше свою точку зрения как государственного служащего. Как можно прекратить контрольные мероприятия, когда есть факты, свидетельствующие о нарушениях законодательства? Налоговые органы не могу сказать, что закроют глаза и не будут проверять, если будет установлен факт нарушения налогового законодательства.
Подчеркну, налоговые органы не проводят проверки без причины - вот пришли на конкретную территорию и хотим ее проверить. Есть факт, который говорит о нарушении законодательства, и налоговый орган обязан проверить этот факт.
Есть обращения граждан. Чаще всего это обиженные субъектами хозяйствования покупатели - где-то не выдан чек, где-то продан некачественный товар.
Кроме того, в налоговых органах функционирует большое количество информационных систем. Информация сюда стекается много откуда - и почта предоставляет, и банки о движении на расчетных счетах. Плюс заключены договоры с органами ГАИ о покупках дорогостоящего имущества, с БРТИ. Всю эту информацию мы аккумулируем и используем в работе.
Указ №222 ввел коэффициенты по уплате ввозного НДС. ИП, реализовывая остатки товаров, является плательщиком единого налога и не вправе применять никакую другую систему, так как это было предусмотрено ранее (только эта категория плательщиков вправе была реализовывать товары без наличия документов, подтверждающих приобретение). Поэтому пока реализуются остатки товаров, ИП остаются плательщиками единого налога. Так как у них отсутствуют документы по ввозу товаров, они признаются плательщиками НДС в фиксированной сумме. Указ №222 предусмотрел поэтапное его увеличение. Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть предпринимателей быстрее реализовывать остатки. В настоящее время ИП уплачивают НДС в фиксированной сумме - ставка единого налога, умноженная на 4.
После 1 января 2016 года такого налога, как НДС в фиксированной сумме, не будет. Единый налог для уплаты останется. ИП, которые хотят осуществлять розничную торговлю после 1 января, будут иметь право выбора - уплачивать единый налог, использовать упрощенную систему налогообложения или уплачивать налоги в общеустановленном порядке. Что касается единого налога, то после 1 января ИП будут платить только его ставку - без коэффициентов. Она устанавливается местными органами власти.
Таким образом, если платим единый налог, то только его ставку. Если по упрощенной системе налогообложения, то с выручки платим 5%. Если переходим на общеустановленный порядок, то с чистого дохода платим 16%.
В результате все субъекты хозяйствования будут в равных условиях в части приобретения и реализации товаров. У ИП в отличие от юрлиц есть право выбора, применять ли такую систему, как уплата единого налога. У организаций этого нет. То есть они вправе оценить свои доходы и рассчитать, какая из систем будет более выгодной.
Мне кажется, что предприниматели несколько не понимают сути, почему сейчас для них ставка большая. Сейчас они ставку единого налога они уплачивают с коэффициентом 2. Например, в Минске Br850 тыс. - ставка единого налога за реализацию обуви. Конечно, когда ИП реализовывает остатки товаров, то он применяет коэффициент 2, и это уже не Br850 тыс., а Br1,7 млн. C нового года у него не будет коэффициента - будет только ставка.
Но тут нужно учитывать такой нюанс. Если ИП уплатил ставку в Br850 тыс. и реализует товары, то увеличение налога будет происходить только после того, как объем выручки превысит Br850 тыс., умноженные на 40. Тогда с разницы он будет обязан уплатить 5% налога. Упрощенная система предполагает, что при любом раскладе ИП уплачивает 5% с любой выручки.-0-
Речь идет о законопроекте о внесении в Налоговый кодекс. С этими изменениями можно ознакомиться на сайтах Минюста и МНС. В документе для ИП предусмотрено уменьшение размера выручки, при которой они вправе применять упрощенную систему налогообложения. Это действительно Br1,5 млрд. Если мы говорим о розничной торговле, то ИП будут вправе применять единый налог либо вести речь о налогообложении в общеустановленном порядке.
В ближайшее время каких-либо серьезных изменений в налоговом законодательстве для ИП не произойдет. Все изменения будут носить корректирующий характер, за исключением упрощенной системы налогообложения в части критерия по выручке.
Также планируется проиндексировать размеры социальных вычетов при уплате подоходного налога.
В следующем году планируется внести еще один вид деятельности, при котором индивидуальные предприниматели будут признаваться плательщиками единого налога, - когда они будут сдавать жилые помещения, машино-места, гаражи на длительный период времени. Сейчас в законодательстве действует норма, согласно которой предприниматели признаются плательщиками единого налога, если сдают жилые помещения на краткосрочный период.
Поясню эту норму. Физические лица вправе сдавать свои жилые помещения на длительный срок, и это не признается предпринимательской деятельностью, они уплачивают подоходный налог в фиксированных суммах. Но законодательство не запрещает зарегистрироваться физлицу в качестве ИП и сдавать жилое помещение уже как ИП. В результате были неравные условия, потому что ИП мог применять упрощенную систему налогообложения и выплачивать с выручки 5%, а физлицо было обязано платить подоходный налог в фиксированных суммах.-0-