Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
29 октября 2013, 11:00

Развитие гражданской авиации в Беларуси

3 ноября в Беларуси отмечается День работников гражданской авиации. Накануне профессионального праздника Владимир Костин подведет итоги работы отрасли за истекший период нынешнего года и расскажет о перспективах развития гражданской авиации в Беларуси. Когда вступит в силу новая редакция Воздушного кодекса и какие закрепленные в ней новшества являются наиболее значимыми? На каком этапе находится процесс акционирования Национальной авиакомпании "Белавиа"? Появятся ли в Беларуси лоу-кост авиакомпании? Какие новые маршруты будут открыты в ближайшее время? Когда в республике будет создана Академия авиации? Что планируется сделать для повышения комфорта пассажиров в Национальном аэропорту Минск? На эти и другие вопросы директор департамента по авиации ответит во время онлайн-конференции.

Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ". Ответы будут публиковаться 29 октября после 11.00 по мере готовности. >.

Вопросы конференции

Левченко Алексей
Насколько активно взаимодействуют организации и предприятия департамента с зарубежными партнерами? В последние месяцы состоялось много встреч, в том числе с государственными делегациями Китая, Шри-Ланки, Сербии. К каким важным договоренностям пришли стороны относительно взаимодействия в авиационной сфере?

Гражданская авиация - важнейший элемент транспортной системы, в значительной степени обеспечивающий экономический рост, внешнеторговые, деловые и туристические связи, а также мобильность населения и транспортную доступность регионов. Беларусь занимает центральное место на европейской карте. Через наше воздушное пространство проходят кратчайшие воздушные пути из Западной Европы на восток и в Юго-Восточную Азию, из Скандинавии на юг и средиземноморье. Такое выгодное географическое положение государства на карте мира создает экономические предпосылки для наращивания объемов авиаперевозок и успешной интеграции белорусской гражданской авиации в Европейскую авиатранспортную сеть. Значимую роль в достижении этого играет развитие договорно-правовой базы международного сотрудничества и активное взаимодействие с зарубежными партнерами.

Учитывая, что национальное законодательство каждой страны имеет свои особенности, в межправительственных соглашениях о воздушном сообщении оговаривается широкий круг вопросов, являющихся прерогативой каждого суверенного государства. В их числе - порядок предоставления полномочий, прав и обязанностей назначенным авиапредприятиям, определение количества авиакомпаний с каждой стороны и пунктов посадки на территории государств, объема провозных емкостей, системы утверждения расписания полетов и тарифов, порядок взимания таможенных, аэропортовых и других видов сборов и налогов, распоряжения выручкой, полученной от продажи билетов, организация представительств и агентств на иностранной территории.

Для создания нормативно-правовой базы и обеспечения международного сотрудничества в области гражданской авиации белорусская сторона на 1 октября 2013 года заключила 45 межправительственных соглашений о воздушном сообщении. Например, в ходе визита премьер-министра Беларуси в Монголию в августе текущего года подписан один из таких документов. Заключение международного договора обеспечит создание правового поля для организации в перспективе воздушного сообщения между нашими странами. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию политических связей, а также повысит предпринимательскую и деловую активность во многих сферах деятельности. Кроме того, подписание соглашения будет содействовать росту экономической эффективности внешней торговли между Беларусью и Монголией. Откроются широкие возможности и для развития туристического бизнеса в обеих странах.

В настоящее время в Беларуси насчитывается 56 международных воздушных трасс. Протяженность этой сети составляет около 25,4 тыс. км. Структура нашего воздушного пространства позволяет использовать транзитные маршруты, в частности между Европой и Азией. Так, через Беларусь проходит группа транссибирских авиамаршрутов (Европа - Юго-Восточная Азия), привлекательных для полетов иностранных авиакомпаний в сообщении со странами Европы. Направление Европа - Азия рассматривается как одно из самых интересных для авиатранспортного бизнеса. В этой связи основной целью является постоянное развитие сети международных трасс и маршрутов навигации в воздушном пространстве Беларуси, позволяющее наращивать поток воздушных судов.

Последние годы характеризуются особенным ростом объема пассажирских и грузовых перевозок в государствах СНГ. Несмотря на присутствие ведущих зарубежных авиакомпаний на рынке перевозок, на их стремление расширить свою маршрутную сеть, на национального авиаперевозчика приходится большее количество пассажиров, перевезенных в международном сообщении.

Дальнейшее развитие гражданской авиации Беларуси должно осуществляться в полном соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и обеспечивать безопасные и экономически выгодные воздушные сообщения. Предполагается расширение участия в международных перевозках пассажиров и грузов, а также полная реализация возможностей, предоставляемых выгодным географическим положением на обширном пространстве Евразии.

Корр. БЕЛТА:
На высшем государственном уровне не так давно было заявлено о целесообразности налаживания сообщения со Шри-Ланкой. Но в воздушном парке "Белавиа" в настоящее время нет дальнемагистральных самолетов. Когда и за какие средства планируется приобрести такую технику? Рассматриваются ли другие возможности связать Беларусь и этот остров?
Национальная авиакомпания "Белавиа" развивается как региональный перевозчик. Исходя из этого, программа модернизации парка воздушных судов предусматривает приобретение ближних и среднемагистральных воздушных судов, что не позволяет обеспечить выполнение прямых беспосадочных полетов из Минска в Шри-Ланку.

В настоящее время рынок авиаперевозок Беларуси ограничен и не оправдывает экономическую целесообразность приобретения в лизинг дальнемагистральных воздушных судов. Спрос на прямые авиаперевозки между Беларусью и Шри-Ланкой неустойчив и не является достаточным для обеспечения финансовой эффективности регулярных полетов. Так, за 2012 год по маршруту Минск-Коломбо-Минск был перевезен 651 пассажир "туда-обратно", или 325 пассажиров в одну сторону. Существующий невысокий спрос на авиаперевозки между двумя странами обеспечивается белорусским и иностранными перевозчиками с одной или двумя стыковками (преимущественно через Абу-Даби). С учетом этих факторов, в настоящее время отсутствуют физические и экономические предпосылки для организации авиакомпанией "Белавиа" прямых полетов из нашей страны в Шри-Ланку.
Великоселец Геннадий
Продолжается ли сотрудничество белорусской стороны с российским ООО "Новапорт", которое специализируется на выполнении комплексных программ развития аэропортов?

Это предприятие входит в группу компаний AEON Corporation. В мае текущего года состоялась встреча главы белорусского правительства Михаила Мясниковича с учредителем корпорации AEON Corporation Романом Троценко по вопросам развития Национального аэропорта Минск с участием россиян. В итоге был подписан протокол поручений премьер-министра, предписывающий продолжить сотрудничество Минтранса с российской компанией по созданию в Национальном аэропорту Минск международного транзитного авиаузла, который свяжет города Европы и страны СНГ. В соответствии с протоколом инвестору были представлены материалы по строительству второй взлетно-посадочной полосы и нового пассажирского терминала в столичном аэропорту.

Летом было принято решение о целесообразности заключения договоров на проведение оценки имущества РУП "Национальный аэропорт Минск" непосредственно ООО "Новапорт" с белорусским РУП "Институт недвижимости и оценки" и, по желанию инвестора, независимым оценщиком - компанией Ernst&Young (Украина). В июле стороны заключили соответствующий договор на проведение оценки имущества аэропорта, который представил полный пакет документации. Оценка имущества, которое будет предлагаться в качестве неденежного вклада создаваемого совместного предприятия, закончится 10 ноября, и после этого будет представлен уже доработанный бизнес-план, который будет проходить госэкспертизу.

"Новапорт" разработало бизнес-план развития РУП "Национальный аэропорт Минск" и проект инвестдоговора, однако в представленных материалах отсутствовала часть документов, необходимых для заключения договора согласно действующему законодательству Беларуси. По нашему мнению, предложенный бизнес-план также требовал доработки.

На основании полученной от авиакомпании "Белавиа" информации инвестор разработал стратегию развития авиакомпании в рамках создания в Национальном аэропорту Минск международного трансферного авиаузла между городами Европы и стран СНГ. После ее изучения стало ясно, что стратегические цели по отдельным направлениям развития совпадают с планами белорусского авиаперевозчика. Так, к приоритетным задачам отнесено развитие транзитных пассажиропотоков между западом и востоком через Национальный аэропорт Минск. Вместе с тем отдельные направления и информация, содержащиеся в стратегии, носят декларативный характер, не обоснованный анализом перспективных направлений авиаперевозок.

В конце июля состоялась очередная встреча с руководством ООО "Новапорт". Сейчас российский инвестор разрабатывает бизнес-план по строительству в Национальном аэропорту Минск современного авиаремонтного производства с учетом предложений компании "Интеко" (Россия), а также варианты включения белорусских областных аэропортов в обсуждаемый проект. Для оперативного решения возникающих вопросов в Минске постоянно находится представитель ООО "Новапорт".

На встрече, состоявшейся 13 сентября в национальном аэропорту, директор ООО "Новапорт" Сергей Рудаков проинформировал, что оценка имущества специалистами Института недвижимости и оценки проходит быстрее согласованных сроков. Он также выразил удовлетворение работой белорусской стороны и тем, что все обращения россиян выполняются в срок и качественно.

Тюхлов Г.Д.
На каком этапе находится процесс акционирования "Белавиа"? Смогут ли простые граждане стать акционерами "Белавиа"?
Акционирование РУП "Национальная авиакомпании "Белавиа" проводится в соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси № 348 "Об утверждении плана преобразования республиканских унитарных предприятий в ОАО на 2011-2013 годы". В настоящее время подготовленный пакет документов проходит отраслевую экспертизу. Завершиться процесс акционирования должен в декабре текущего года, а в начале 2014 года авиакомпания выступит уже в новом статусе.

На основании действующих нормативных актов продажи акций на льготных условиях для работников авиакомпании не будет.

Министерство транспорта и коммуникаций рассчитывает, что акционирование национальной авиакомпании позволит привлечь крупного инвестора, что даст возможность авиакомпании сделать серьезный шаг по пути обновления и увеличения флота.
Папкович Елена
В последнее время в сопредельных странах активно развиваются low cost перевозки, которые очень востребованы у пассажиров, в том числе у белорусов. Поступают ли заявки от иностранных компаний о выполнении соответствующих рейсов из Минска? Готова ли белорусская сторона к приходу таких компаний?
Low cost перевозчик (бюджетная авиакомпания) – это авиакомпания, предлагающая крайне низкие тарифы за авиаперевозку в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.

Относительно возможностей выхода одной из существующих бюджетных авиакомпаний на белорусский рынок авиаперевозок необходимо отметить, что в летнем сезоне 2013 года на маршруте Минск - Барселона оперировал испанский low cost перевозчик Vueling. На данный момент отсутствуют другие запросы от иностранных low cost авиакомпаний на выполнение рейсов в пункты Беларуси.

Кроме того, авиакомпания "Белавиа" приняла решение о создании на своей базе гибридной авиакомпании, которая будет сочетать в себе как элементы классической авиакомпании, так и элементы low cost. Определенное количество билетов уже продается по весьма низким ценам, но правила использования таких билетов являются жесткими (запрет возврата, обмена и т.д.). Авиакомпания постепенно внедряет данные элементы в свою работу.
Корр. БЕЛТА
Каковы экономические итоги деятельности ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт" за истекший период 2013 года? Какие меры предпринимаются для стабилизации и улучшения ситуации?
Основным перевозчиком грузов в Беларуси является ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт". В настоящее время "Трансавиаэкспорт" находится в крайне тяжелом финансовом положении: ее чистый убыток за январь-август текущего года составил Br22,1 млрд. Для сравнения - в 2012 году за аналогичный период была получена чистая прибыль в размере Br226,7 млн. Рентабельность реализованной продукции за январь-август сократилась до минус 23,2%. Грузооборот за 9 месяцев 2013 года составил 75,3% к девяти месяцам прошлого года.

Основной причиной убыточности ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт" в целом является неблагоприятная конъюнктура рынка грузовых авиаперевозок, которая, в частности, обусловлена снижением деловой активности в еврозоне. Также это связано с изменением геополитической ситуации в мире, отчего сократилась доля экспорта специмущества с территории Беларуси с использованием воздушного транспорта. Высокая стоимость авиационного топлива привела к существенному удорожанию авиауслуг и снижению их конкурентных преимуществ перед другими видами транспорта. Кроме того, из-за несоответствия авиадвигателей нормам по шумам, на рынке Западной Европы невозможно эксплуатировать воздушные суда Ил-76ТД, которые находятся в парке авиакомпании.

На сегодняшний день руководство ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт" принимает меры для наращивания объема услуг и проводит разностороннюю коммерческую работу. С заказчиками чартерных рейсов проводятся двусторонние переговоры по поиску возможностей увеличения грузоперевозок. Так, были проведены переговоры с компанией TURSER S.A. по выполнению полетов к Южному Полюсу с использованием судов авиакомпании.

Также в настоящее время проводятся переговоры с представителями ООН и компанией Adriyatik по возобновлению работы по программе World Food Program в Южном Судане. Завершены все подготовительные работы по направлению на базирование в ОАЭ воздушного судна по договору с компанией UKAS FZE. Сейчас авиакомпания ожидает официального разрешения на базирование одного самолета. Произошла задержка, связнная с временным ограничением транзита грузов из Афганистана через Объединенные Арабские Эмираты. Всего в четвертом квартале запланирована работа двух воздушных судов на условиях базирования в ОАЭ по договорам с компанией UKAS FZE.

Кроме того, проведены переговоры с компанией Euroway по возобновлению рейсов в африканском регионе, в результате чего одно воздушное судно базируется в Йоханнесбурге (ЮАР).

В Госкомимуществе подготовлен и согласован с заинтересованными органами проект распоряжения Президента Беларуси "Об отчуждении акций", предусматривающий привлечение прямых иностранных инвестиций в модернизацию воздушных судов путем продажи 99,88% пакета акций ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт", принадлежащих государству, на условиях конкурса. По условиям тендера инвестор обязан направить не менее $20 млн. в модернизацию воздушных судов и восстановление летной годности семи планеров Ил-76, принадлежащих обществу и находящихся на длительном хранении. Это должно быть выполнено в течение двух лет с даты заключения договора купли-продажи акций. Кроме того, условием является выделение не менее $5 млн. на строительство авиационного ангара. Также должно быть сохранено количество рабочих мест и профиль деятельности общества в течение пяти лет с момента заключения договора купли-продажи акций.

К слову, белорусская сторона предложила турецкой компании AIC GROUP рассмотреть возможность участия в приватизации компании "Трансавиаэкспорт".
Корр. БЕЛТА
Начато ли строительство ангара для ремонта грузовых воздушных судов белорусских и иностранных компаний на территории Национального аэропорта Минск? Сколько средств потребуется на реализацию этого проекта?

Решением Мингорисполкома №2164 от 22 августа нынешнего года ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт" выделен земельный участок в Национальном аэропорту Минск для строительства ангара и обслуживания авиационной техники.

Госкомимущество направило в органы государственного управления для согласования проект распоряжения Президента "Об отчуждении акций" по конкурсу на условиях, доработанных в соответствии с поручением правительства от 17 августа 2013 года. Согласно этим условиям, предусматривается отчуждение путем продажи по конкурсу находящихся в республиканской собственности акций открытого акционерного общества "Авиакомпания Трансавиаэкспорт". А именно - внесение участником, выигравшим конкурс, в уставный фонд АО в виде вклада денежных средств в размере не менее $25 млн., в том числе не менее $5 млн. - на строительство ангара, рассчитанного не менее чем на три самолетоместа. Эти средства должны быть предоставлены в течение двух лет со дня выделения обществу земельного участка для строительства.

Кулагин Евгений
Как развиваются региональные аэропорты Беларуси?
Аэропорты Брест, Витебск, Гродно, Гомель, Могилев входят в состав государственного предприятия "Белаэронавигация", которое постоянно поддерживает их основные фонды и инфраструктуру согласно сертификационным требованиям к аэродромам гражданской авиации Беларуси, обеспечивая безопасность выполняемых полетов и соответствие их статуса международным. Большое внимание уделяется состоянию взлетно-посадочных полос в аэропортах. Так, в 2011-2012 году реконструировали несущую поверхность ИВПП, перрона и РД в аэропорту Гомель, в 2012-2013-м - в аэропортах Могилев и Витебск.

Нужно отметить, что в текущем году в Витебске прошел фестиваль ОАО "Газпром" (Россия) – "Факел". В Витебск слетелись самолеты из многих уголков России, в том числе Тюмени, Оренбурга, Нижневартовска. В период проведения мероприятии было принято 46 самолетов разных типов (Боинг 737, CRJ 100/200, Ту 154, 134, Як-40,42 и др.) и обслужено 1700 пассажиров.

В основном областные аэропорты используются для посадок воздушных судов грузовых авиакомпаний с парком самолетов Ил 76 и АН 12.

С июня этого года региональные аэропорты обеспечивали полеты авиакомпании "Белавиа", которая выполняла регулярные рейсы по маршрутам в Брест, Гродно и Гомель из Калининграда. Также действовали чартерные программы из Бреста в Болгарию и Турцию, из Гомеля в Италию и Германию для оздоровления детей из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, а также по перевозке вахтовых бригад в северные районы России. На протяжении многих лет на круглогодичной основе из Гомеля выполняется чартерная программа по перевозке вахтовиков-нефтяников в российские города (Ноябрьск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нягань). Кроме того, "Белавиа" выполняет разовые чартерные рейсы из Витебска в рамках сотрудничества с международным фестивалем искусств "Славянский базар в Витебске", а также из других областных аэропортов.

Работу по привлечению иностранных авиакомпаний в областные аэропорты государственное предприятие "Белаэронавигация" проводит постоянно.
Густырь А.Н.
РУП "Белаэронавигация" постоянно модернизирует оборудование, поскольку это напрямую связано с обеспечением безопасности полетов. Что значимого было сделано на предприятии в последние месяцы?
Авиационный комплекс Беларуси является крупным производителем авиатранспортных услуг. К основным их видам относятся услуги по перевозке пассажиров и грузов, аэронавигационные и аэропортовые. Основным видом деятельности "Белаэронавигации" является аэронавигационное обслуживание в нашем воздушном пространстве. Возможности предприятия находятся в прямой зависимости от интенсивности полетов иностранных авиакомпаний и технических возможностей систем управления воздушным движением. Поскольку иностранная авиакомпания выбирает маршрут полета с учетом его экономической целесообразности, главной целью "Белаэронавигации" является создание привлекательности воздушного пространства нашего государства. В этой связи проводится замена устаревшего радионавигационного и радиолокационного оборудования, вводятся новые воздушные трассы.

За последнее время на предприятии "Белаэронавигация" были модернизированы средства радиолокации, радионавигации и связи. Ввод в эксплуатацию новых современных радиолокаторов позволяет повысить безопасность и качество управления воздушным движением над территорией Беларуси. Такое оборудование производства французской фирмы Thales установлено в аэропортах Гродно, Могилев и в Национальном аэропорту Минск. Заключен договор с Thales на установку в течение 2014 года таких же радиолокаторов в аэропортах Брест и Гомель.

В ближайшее время планируется заключение контракта на закупку и установку в течение будущего года радиолокатора обзора летного поля в Национальном аэропорту Минск. Это позволит присвоить аэродрому Минск-2 категорию 3А, что значительно сократит задержки рейсов по метеоусловиям, так как диспетчер получит возможность контролировать и управлять движением воздушных судов и транспортных средств по территории аэродрома в плохую погоду.

В настоящее время на всей территории нашей республики работают средства воздушной электросвязи. Для этого используется сеть радиоретрансляторов серии 4200 немецкой компании ROHDE&SCHWARZ. Это самые современные радиостанции, обеспечивающие управление воздушным движением в Беларуси. Для обеспечения наземной электросвязи со смежными центрами УВД планируется переход на цифровые каналы. Данные потоки позволят увеличить объем передаваемой информации и ее качество, что повысит безопасность полетов в целом.
Корр. БЕЛТА
К каким главным результатам подошли предприятия и организации отрасли гражданской авиации в 2013 году?

Развитие гражданской авиации соответствует целям и задачам достижения темпов роста экономики Беларуси. Многие международные маршруты проходят через воздушное пространство республики, что дает экономические предпосылки для поиска резервов по развитию авиационной подотрасли.

Как объект развития, гражданская авиация является многофакторной динамической системой, включающей в себя авиакомпании, аэропорты, авиаремонтный завод и другие структуры, обеспечивающие единый технологический процесс по безопасной авиаперевозке пассажиров и грузов. К наиболее эффективным проектам, обеспечивающим безусловное развитие гражданской авиации, на ближайшую перспективу относятся такие как расширение парка воздушных судов, реконструкция аэровокзального комплекса, строительство второй взлетно-посадочной полосы, строительство авиационно-ремонтного завода в Национальном аэропорту Минск.

Если говорить об увеличении самолетного парка гражданской авиации, то согласно отраслевой программе развития гражданской авиации на 2011-2015 годы предусматривалось приобретение в лизинг четырех средне- и ближнемагистральных воздушных судов. С начала реализации программы авиакомпания "Белавиа" увеличила свой парк на пять единиц - приобретено в оперативный лизинг три самолета Boeing 737/300 и два Embraer-175. Сегодня парк авиакомпании состоит из 21 самолета (Boeing, Embraer, CRJ, Ту-154).

Постоянное пополнение флота позволяет увеличивать количество выполняемых рейсов и способствует развитию пассажирских авиаперевозок. Так, объем перевозок пассажиров по отношению к предыдущему периоду в 2011 году увеличился на 4,8%, в 2012 году - на 23,7%, а за 9 месяцев этого года прирост составил уже 26,4%.

Основная доля полетов приходится на регулярные рейсы, перечень которых постоянно расширяется. Согласно программе развития гражданской авиации открыты новые регулярные маршруты из Минска в Ашхабад, Астану, Хельсинки. Сверх установленных планов открыты рейсы в Ганновер, Барселону, Самару, Кутаиси, Будапешт, Белград. В соответствии со спросом увеличена частота полетов на 18 маршрутах. Кроме того, ежегодно в летний период выполняются регулярные полеты в Калининград из Бреста, Гродно, Гомеля.

Еще одним приоритетным направлением развития авиационной отрасли является техническое переоснащение и обновление основных производственных фондов аэропортовых комплексов. Особое значение имеет реконструкция действующего аэровокзального комплекса Национального аэропорта Минск. Там  создается современный международный терминал. Реконструкцию действующего терминала выполняет белорусская сторона за счет собственных средств и силами отечественных организаций без привлечения китайской кредитной линии. Генподрядной организацией стало ОАО "Гроднопромстрой". К чемпионату мира по хоккею 2014 года планируется осуществить реконструкцию в объеме, необходимом для качественного обслуживания пассажиров, которые будут прибывать в Беларусь в связи с этим событием.

На сегодняшний день закончена реконструкция VIP-зоны, ведутся работы по пристраиваемой части со стороны привокзальной площади и со стороны перрона. Все работы будут завершены в марте 2014 года согласно утвержденному графику.

Значимым направлением является совершенствование авиаремонтных услуг. В связи с необходимостью развития авиаремонтного производства и модернизации Минского авиаремонтного завода на территории Национального аэропорта Минск планируется строительство новых корпусов предприятия для покраски, технического обслуживания и ремонта воздушных судов западного производства. Реализация этих планов позволит увеличить экспорт транспортных работ и услуг.

В целом в январе-августе 2013 года авиационные организации получили чистую прибыль в размере Br342,4 млрд. Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг составила 20,4%, продаж - 16,8%. Что касается экспорта услуг, то за восемь месяцев этот показатель составил $227,1 млн., что на 24,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Национальная авиакомпания "Белавиа" экспортировала услуг на 34,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, Национальный аэропорт Минск – на 53,2%. При этом в целом по авиационным организациям положительное сальдо внешней торговли услугами за январь-август этого года составило $151,2 млн. и увеличилось на 27,9% к уровню прошлого года.

В январе-сентябре воздушным транспортом было перевезено  1305,3  тыс. пассажиров (на 26,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года). Пассажирооборот составил 2038,3 млн. пассажиро-километров (плюс 24% к прошлому году).

Корр. БЕЛТА
18 октября состоялась встреча премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича с представителями предприятия "Аэропорты Регионов". Каковы итоги этой встречи? Возможно, получили продолжение ранее достигнутые договоренности?
Что касается этой компании, то она заявилась гораздо позже другой российской компании "Новопорт". С ними прошла встреча на уровне Министерства транспорта и коммуникаций. С ними дважды встречался министр и директор департамента по авиации. Были проговорены возможные варианты сотрудничества. И, действительно, также прошла встреча с премьер-министром Михаилом Мясниковичем, на которой подтвердились те направления сотрудничества, о которых мы говорили ранее на уровне Минтранса. Премьер-министра интересовало сотрудничество не только в авиационной сфере, но и по другим направлениям.

Было принято решение создать рабочие группы с белорусской и российской сторон. Мы наметили работу по сотрудничеству в развитии Национального аэропорта Минск. Второе - это развитие Минского авиаремонтного завода. Третье - возможное сотрудничество в плане развития региональной авиации. По просьбе руководства аэропортов регионов первая встреча состоится после 1 ноября.

Эта компания также предлагает создание управляющей компании для Национального аэропорта Минск с вариантом вложения имущества со стороны Беларуси - 55%, а с российской стороны - денежного вклада 45%.
Гавриков Степан Аркадьевич
Как известно, интерес к инвестированию в Национальный аэропорт Минск проявляют компании из Турции и России. Рассматривались ли их предложения, о каких проектах и инвестициях идет речь?
В середине сентября текущего года встретились руководство Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси и департамента по авиации и компании AIC GROUP (Турция). Белорусская сторона проинформировала потенциального партнера о своей заинтересованности в сотрудничестве по нескольким направлениям. В первую очередь речь шла о развитии областных аэропортов (Брест и Гродно), Национального аэропорта Минск, Минского авиаремонтного завода. Также прошла и встреча в Совете Министров под председательством премьер-министра Михаила Мясниковича.

Турецкая компания заявила о готовности совместно с белорусской стороной проработать вопрос создания новой авиакомпании на территории Беларуси с применением воздушных судов последних моделей. Что касается Национального аэропорта Минск, то AIC GROUP заинтересовалась реконструкцией действующего и строительством нового терминала, а также возведением жилого микрорайона с социальной инфраструктурой на 20 тыс. человек. Интерес компании вызвала перспектива создания грузового терминала по перемещению международных потоков грузов в аэропорту Брест. AIC GROUP также предложила сотрудничество в автомобильной и железнодорожной отраслях, в сфере морского транспорта.

По результатам переговоров принято решение о создании трех совместных рабочих групп по направлениям, затрагивающим создание авиакомпании, развитие Национального аэропорта Минск и областных аэропортов. В департаменте по авиации созданы рабочие группы, информация о составе которых направлена в Турцию. После формирования компанией AIC GROUP рабочих групп со своей стороны будет начато обсуждение конкретных инвестиционных проектов и форм предполагаемого сотрудничества.

Были предложения и от других компаний, в том числе из Турции, но встречи еще не проходили. Мы ознакомились с письменной информацией. Конкретно темы сотрудничества с ними пока не оговаривались. Для организации целенаправленной работы, для изучения всех предложений мы хотим выйти на правительство, чтобы провести международный конкурс по выбору инвестора с определенными условиями. То есть мы проработаем именно такие условия, которые выгодны для Беларуси. Речь идет об инвесторе для реализации проектов в авиационной отрасли в целом. Мы сформулируем перечень предложений, и та компания, которая их примет, думаю, победит. Но если будут какие-то другие предложения со стороны правительства, то, естественно, мы их рассмотрим и внесем.

Пока предполагается, что в дальнейшем мы будем работать с каким-то одним инвестором, потому что сразу работать со всеми невозможно. Это требует множества людских ресурсов, подготовки большого количества документов, и это не идет на пользу. Мы определимся с одним инвестором, который будет в дальнейшем взаимодействовать с остальными инвесторами.
Корр. БЕЛТА
Нашла ли поддержку инициатива департамента о переходе на уведомительный принцип использования воздушного пространства. И каковы дальнейшие шаги ее реализации?
Нами было предложено внести изменения и дополнения в Воздушный кодекс: наравне с существующим разрешительным принципом использовать уведомительный. То есть желающие использовать воздушное пространство не ожидают разрешения, а просто информируют диспетчера, что будут выполнять полеты в той части воздушного пространства, которое должно было быть выделено для этих целей: скажем, оно будет ограничено по высоте, по радиусу. Пока конкретно вопрос не шел о том, где это будет создано. С точки зрения департамента по авиации, это было бы правильно, потому что многие граждане Беларуси, да и те, кто к нам приезжает, которые бы хотели реализовать желание полетать, почувствовать себя пилотом, если они не смогли стать профессионалами.

Существование такого принципа получения разрешения, как информирование, дало бы толчок к развитию любительской авиации. Мы бы могли с учетом увеличения количества людей, которые занимаются авиацией, организовать курсы подготовки пилотов в учебных заведениях. Это привело бы к уменьшению себестоимости обучения за счет увеличения числа посещающих курсы, помогло более организованно контролировать как использование воздушного пространства любителями, так и подготовку. Считаю, что была бы большая польза, потому что все было бы организованно.

Замечу, если взять государства, которые находятся вокруг нас - Восточная и Западная Европа, - Беларусь является единственным государством, которое не имеет возможности использовать уведомительный принцип, у нас только разрешительный. Когда дорабатывался Воздушный кодекс в предыдущей редакции, это предложение было поддержано всеми участниками рабочей группы, но при согласовании кодекса с изменениями и дополнениями Минобороны посчитало, что еще рано вводить уведомительный принцип. Не стоит оспаривать их мнение, у них свое видение этой проблемы.

В дальнейшем мы вернемся к рассмотрению этого вопроса, имея определенный опыт его проработки и с учетом информации, которая будет поступать из государств, где используется уведомительный принцип, в частности из России. Там приходится на первоначальном этапе сталкиваться с определенными трудностями, но любое новое мероприятие не может проходить гладко. Поэтому мы рассматриваем возможность решения всех проблемных вопросов при введении уведомительного принципа. Например, внесение изменений в УК - при грубых нарушениях условий выполнения полетов будем привлекать пилотов к ответственности, забирать воздушные суда и т.д. Это большая кропотливая работа, которую нам предстояло проделать, но, поскольку не было принято решения включить уведомительный принцип в доработанный Воздушный кодекс, думаю, к этой проблеме вернемся позже.
Нестерович Елена Петровна, Минск
Почему откладывается строительство второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск? Ведь, судя по развитию событий, еще в 2010 году была достигнута договоренность с китайскими инвесторами о совместном ее строительстве.
Немного неправильно поставлен вопрос. Мы продолжаем сотрудничество с китайской стороной. Тот договор, который подписан между Республикой Беларусь (в лице департамента по авиации Минтранса) и китайской компанией "Точмаш", работает. Но дело в том, что на сегодняшний день еще нет подготовленного документа, который должен пройти госэкспертизу.

Было подписано дополнительное соглашение с китайской стороной по разработке проектно-сметной документации. В нем сказано, что до 10 ноября этого года китайская сторона должна представить архитектурный проект, который пройдет госэкспертизу, а после этого уже можно приступать к реализации строительного проекта. Если китайская сторона выполнит все взятые на себя обязательства по срокам, то начало строительства второй полосы в Национальном аэропорту Минск можно будет начинать уже с 2015 года.

Сегодня, по оценке российской компании "Ленаэропроект", состояние действующей взлетно-посадочной полосы будет обеспечивать безопасный прием и выпуск воздушных судов вплоть до 2018 года. Поэтому, чтобы построить вторую полосу, нужно начать работы не позднее 2015 года. Как правило, на строительство полосы в среднем уходит два года. Если оно будет завершено в 2017 году, то это нас вполне устроит.
Сергей Кочетов, Витебск
На днях завершена дорогостоящая реконструкция взлетно-посадочной полосы в витебском аэропорту. Продолжится ли его модернизация, в частности реконструкция здания аэровокзала? Какую помощь в расширении технических возможностей региональных аэропортов, и в частности аэропорта Витебск, готов и планирует оказать возглавляемый вами департамент?
Все аэропорты, включая Витебск, на сегодня являются международными. Поэтому они соответствуют всем сертификационным требованиям. Чтобы они были привлекательны и соответствовали требованиям, мы проводим плановую работу по модернизации взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, терминалов и аэровокзальных комплексов, включая оборудование, которое находится в аэровокзальном комплексе, на территории аэропорта. Я имею в виду оборудование, связанное прежде всего с управлением воздушным движением в этом аэропорту.

В Витебске была проведена плановая реконструкция взлетно-посадочной полосы. Как я уже говорил, на крупное мероприятие в этот город прилетало огромное количество воздушных судов. Аэропорт достойно их принял, и мы получили благодарность за прекрасную организацию. Будут продолжаться в Витебске работы по реконструкции действующего терминала и его расширению. На это будут потрачены деньги государственного предприятия "Белаэронавигация".

Помимо Витебска реконструкция была проведена в аэропорту Могилева, а также в Гомеле. Работа будет продолжаться планомерно во всех аэропортах, где уже подходит время для реконструкции взлетно-посадочных полос и других авиаобъектов.

Мы проводим работу не только по реконструкции полос и терминалов. Мы также устанавливаем оборудование, которого у нас ранее не было. Чтобы качественно и безопасно обслужить воздушные суда при любых погодных условиях, нужно очень сложное оборудование. В этом году французской компанией были установлены локаторы в аэропортах Гродно, Могилева и Гомеля. В следующем году мы рассчитываем установить такое же оборудование в Национальном аэропорту Минск и аэропорту Витебск. Эта работа проводится планомерно. Закупка такого оборудования - очень дорогостоящее мероприятие. Это запланировано "Белаэронавигацией", и наш департамент полностью поддерживает эти мероприятия.
Ivan Ochievish, Гродно
В советское время в Минске был завод 407ГА. Я работал на летно-испытательной станции этого завода. Сейчас завод не загружен заказами и практически исчез. Планируется ли его возрождение?
407ГА - это и есть Минский авиаремонтный завод. Есть предложение руководства Минского авиаремонтного завода опять вернуться к названию "407-й завод гражданской авиации". К слову, Минский авиаремонтный завод в числе других организаций департамента по авиации акционируется. Согласно постановлению Совета Министров завод должен быть акционирован в нынешнем году.

Сегодня завод действительно не загружен. Проблема заключается в том, что техника, которую ремонтирует Минский авиаремонтный завод, производства Советского союза. Это самолеты Ту-134, Як-40, Як-42. По самолетам Як-40 минский завод - монополист, то есть на постсоветском пространстве нет ни одного завода, который бы ремонтировал эти самолеты. Что касается самолета Ту-134, то этих самолетов становится все меньше. Как правило, они в основном находятся на территории России, где есть свой авиаремонтный завод. Сегодня Россия делает все, чтобы защитить свой авиаремонтный рынок и направляет самолеты для ремонта на свой завод. Учитывая количество самолетов, которое планируется к ремонту, российский завод не может отремонтировать их в короткие сроки, часть самолетов предлагается отремонтировать Минскому авиаремонтному заводу. В течение 2013 года у нас планировалось отремонтировать 7 самолетов Ту-134. К сожалению, так получилось, что предварительные договоренности, достигнутые с Министерством обороны России, в определенное время перестали действовать по причине некоторой несогласованности внутри российских ведомств, поскольку решения о ремонте самолетов в Беларуси принимают много структур. Пока из семи самолетов прибыли два, думаю, в начале ноября будут заключены договора на их ремонт. Окончательное решение о ремонте остальных самолетов будет принято в ближайшее время на коллегии.

Мы рассчитывали, что эти семь самолетов наряду с Як-40 обеспечат Минский авиаремонтный завод портфелем заказов не только на 2013-й, но и на 2014 год. Сегодня достаточно трех-четырех таких, как Ту-134, самолетов, чтобы обеспечить выполнение социально-экономических задач, которые перед нами ставит правительство. К сожалению, произошел сбой, но я считаю, что это временное явление и мы скоро выйдем из этого кризиса.
Тарайковский Василий
Когда в Беларуси планируется создать Академию авиации? Просчитывалось ли, сколько специалистов будет ежегодно готовить академия?
Вопрос создания Академии авиации - вопрос времени. Давно назрела объективная необходимость иметь в нашем независимом суверенном государстве учреждение высшего образования авиационного профиля с таким статусом.
Была проведена большая работа по подготовке проекта указа "О создании учреждения образования "Белорусская государственная академия авиации" и согласованию этого документа с госорганами. В настоящее время проект находится на рассмотрении в Администрации Президента, и мы надеемся, что Академия авиации в Беларуси очень скоро появится.

В отношении предполагаемого количества выпускаемых авиационных специалистов можно привести некоторые цифры: в Минском государственном высшем авиационном колледже, на базе которого планируется создать академию, в настоящее время общая численность обучающихся - более 3 тыс. человек. Обучение ведется по шести специальностям по уровню высшего образования и еще по шести - среднего специального. Высшее образование всего получают 1661 человек, из них на бюджетной основе - 474 человека. Курсы повышения квалификации проходят более 1300 человек в год. В колледже обучаются и иностранные граждане.

Сегодня, к сожалению, Минский государственный высший авиационный колледж не может решить одну проблему: согласно законодательству, на кафедре должны быть специалисты с учеными степенями, т.е. профессор и кандидаты наук. В настоящее время в колледже нет магистратуры. Уверен, что после создания академии авиации, а значит, и магистратуры, значительно увеличится и число иностранных учащихся.

Колледж полностью покрывает потребность в авиационных специалистах для соответствующей отрасли страны, его выпускники успешно работают и в других отраслях народного хозяйства, например, в силовых структурах, то есть там, где нужны дисциплинированные и ответственные за порученное дело специалисты. Кроме этого, выпускники колледжа работают за рубежом, в частности в России, где рынок труда авиационных специалистов практически неисчерпаем.

Ежегодно колледж выпускает 140-150 авиационных специалистов, обучаемых за счет средств республиканского бюджета и 170-180 авиационных специалистов, обучаемых за счет собственных средств, как по уровню высшего образования первой ступени, так и по уровню среднего специального образования с учетом заказа Министерства обороны. С созданием академии авиации число выпускников, безусловно, возрастет, в основном за счет увеличения экспорта образовательных услуг.
Шапетько Евгений, Гомель
Существует ли проблема дефицита кадров в гражданской авиации Беларуси? Слышал, что многие пилоты из-за низкой зарплаты уходят работать в авиакомпании стран-соседей, правда ли это? Сопоставим ли уровень зарплат с заработком в иностранных компаниях?
Сегодня говорить о низкой зарплате летного состава не приходится. Этот вопрос был актуален примерно два года назад, когда заработная плата пилота гражданской авиации в Беларуси отличалась от заработной платы российских пилотов.

Дефицит летного состава во всем мире достаточно большой. Естественно, что, пройдя соответствующую подготовку на современных воздушных судах западного производства, пилоты из той же России переходили на работу в Корею, Германию, Канаду и другие страны. Чтобы российские пилоты не переходили работать в другие страны, было принято решение поднять заработную плату до уровня зарплат в лучших авиакомпаниях мира. Она была значительно выше зарплаты пилотов в Беларуси. Учитывая, что Беларусь и Россия взаимно признают документы летного состава, выданные в наших странах, некоторые белорусские пилоты переходили работать в российские авиакомпании. Для нас этот вопрос был болезненным в том плане, что мы тратим большие деньги на подготовку авиационного персонала, летного состава. Когда они уходят, мы теряем опытных классных специалистов. Поэтому было принято решение значительно повысить заработную плату летному составу, после чего специалисты перестали переходить на работу в российские авиакомпании и более того - некоторые вернулись работать из России в Беларусь.

Сегодня зарплата летного состава в Беларуси соизмерима с зарплатой в России. Дефицита кадров мы не ощущаем.
Атарик Семен, Орша
СМИ озвучили информацию о создании на базе ОАО "Оршанский авиаремонтный завод" авиакомпании "Орша Эйр". Она уже зарегистрирована. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте, какова будет его специализация, сколько будет создано рабочих мест и т.д.
На базе Оршанского авиаремонтного завода создается вертолетная авиакомпания. Кстати, хочу обратить внимание, что в Беларуси в настоящее время нет именно вертолетных компаний. Эта авиакомпания уже зарегистрирована, часть документов "Орша Эйр" направила в департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций для выдачи необходимых документов. В настоящее время готовится заключение по выдаче авиакомпании "Орша Эйр" свидетельства на право летной эксплуатации. Для этого необходимо выполнить определенную работу, компания должна представить все необходимые документы согласно перечню авиационных правил регистрации воздушных судов. После необходимой проверки департамент выдаст документы, которые позволят "Орша Эйр" в соответствии с законодательством заниматься той деятельностью, которой они планируют. Данная авиакомпания будет перевозить пассажиров и грузы. В настоящее время у нее уже есть один вертолет Ми-8 МСБ и четыре вертолета Ми-2.

Также одной из задач компании "Орша Эйр" будет демонстрация возможностей вертолетов, которые проходят модернизацию на Оршанском авиаремонтном заводе. Думаю, что эта компания будет расширяться по мере того, как будут появляться деньги для закупки дополнительных вертолетов. Кстати, производиться это будет за счет собственных средств.
Пипченко Артем, Москва
Получили ли развитие планы о сотрудничестве с Россией по изготовлению запасных частей для гражданских и военных самолетов?
Руководство Минского авиаремонтного завода провело переговоры с руководством крупного российского предприятия в Комсомольске-на-Амуре, где производится современная техника, в том числе "Суперджет-100" и военные самолеты Су-30. Предварительные договоренности есть. Сегодня предприятие в Комсомольске-на-Амуре испытывает дефицит в рабочей силе. Поэтому российское руководство поддержало инициативу белорусской стороны  организовать у себя производство запасных частей и комплектующих к гражданским и военным самолетам.

Хочу сказать, если мы реализуем предварительные договоренности, для нас это будет прорывом в дальнейшем развитии Минского авиаремонтного завода. Учитывая большую потребность в самолетах, мы можем себя обеспечить постоянной работой на многие годы, как минимум на десятилетия. Спрос на производство самолетов большой, и мы могли бы выполнять хоть и незначительную часть в общем объеме производства запчастей, комплектующих, но и ее бы хватило для того, чтобы не только сохранить, но и увеличить персонал Минского авиаремонтного завода. Потребности в запчастях огромные, и мы готовы организовать их производство.

Замечу, пока речь о контракте не идет. Речь шла о предварительных договоренностях на уровне руководства. Как только мы определимся со сроками строительства цеха по производству запчастей, мы уже сможет с российской стороной конкретно говорить о заключении контракта о производстве этих запчастей. Был также проработан вопрос подготовки специалистов. Когда определимся со сроками строительства цеха, будем конкретно прорабатывать вопрос о подготовке специалистов и сроках, когда мы будем начинать производство запчастей. Думаю, что в течение 2014 года этот вопрос решим.


К слову, мы считаем приоритетной задачей при переносе производства Минского авиаремонтного завода на территорию Национального аэропорта Минск одним из первых цехов запустить цех по производству запасных частей для военных и гражданских самолетов. Этот план реализуется. Думаю, что в начале следующего года мы подойдем реально к заключению договоров с Россией. Сейчас мы изыскиваем финансовые возможности, для того чтобы закупить соответствующее оборудование, которое будет установлено в цехе для производства этих запасных частей и комплектующих.  

Это будет одно из первых направлений развития авиаремонтного производства в Беларуси, наряду со строительством цеха по покраске воздушных судов и цеха технического обслуживания и ремонта воздушных судов на территории Национального аэропорта Минск. Мингорисполком уже выделил площадь на территории Национального аэропорта где-то в пределах 29 га, у нас разработан и утвержден план на коллегии департамента по авиации.

Однако хоть участок выделен, мы немного отстаем от графика. Это связано с тем, что не состоялся первый конкурс на выбор генподрядчика на разработку проектно-сметной документации. Конкурс не состоялся из-за того, что это были первые электронные торги, и те, кто хотел в нем поучаствовать, не смогли правильно зарегистрироваться. Затем мы объявили второй тендер, он прошел, конкурс выиграл "Белжелдорпроект". Но опять-таки, из-за задержки конкурса вовремя не были поданы документы на прохождение госэкспертизы.  Сейчас мы делаем все возможное, чтобы наверстать упущенное время. По крайней мере, согласно утвержденному плану, будут проведены работы по планировке территории, которая выделена под Минский авиаремонтный завод. Там пройдут земельные работы, которые будут первым этапом начала реализации этого проекта. То есть на земле проведем конкретные работы. В этом году также планируем освоить те деньги, которые сегодня выделены на модернизацию завода. Будем считать, что конец 2013 года - тот период, когда начнется практическая реализация этого проекта по выносу Минского завода. В 2014 году будет строить цеха в той последовательности, в которой мы определились.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/razvitie-grazhdanskoj-aviatsii-v-belarusi-658/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024