Онлайн-конференция
13 февраля 2015, 11:00
Развитие белорусского АПК в условиях евразийской интеграции
В Беларуси в 2014 году проделана большая работа по изучению и решению проблемных вопросов в агропромышленном комплексе, результатом которой стало принятие комплекса указов, направленных на совершенствование государственной аграрной политики и повышение эффективности работы организаций АПК. Особую актуальность этот вопрос приобретает в условиях формирования согласованной агропромышленной политики и общего рынка сельхозпродукции и продовольствия с государствами - партнерами Беларуси по Евразийскому экономическому союзу.
Вопросы конференции
Владимир, Минск
Специалисты Россельхознадзора посещали различные белорусские мясоперерабатывающие предприятия и опубликовали отчет по итогам этой инспекции. Да, ими были выявлены нарушения, но мы же все время занимаемся модернизацией наших предприятий и решаем проблемные моменты. Не раздувают ли российские коллеги, скажем так, из мухи слона, ведь вопрос качества на предприятиях постоянно решается?
Я хотел бы сказать, что не стоит драматизировать, в Беларуси ситуация с производством пищевых продуктов управляемая. За качество, естественно, сегодня отвечают непосредственно службы, которые обязаны отвечать за это на мясокомбинатах, это технологи, специалисты, руководство и т.д. Те замечания, которые были высказаны Россией и касаются именно санитарии и прочего, по большому счету не носят для нас постоянный характер. Да, есть на отдельных участках мелкие недоработки, например, швабра не там стоит, где-то в кожаной обуви человек ходит, есть вопросы по разморозке камер хранения, но глобальных же замечаний не выявлено. Наш пищевой продукт по-прежнему является безопасным для внутреннего потребления и поставки на экспорт.
Но вместе с тем нужно отметить, что эти факты, которые выявляются и нашими специалистами, обязывают руководство предприятий и специалистов более плотнее посмотреть на недостатки, ведь от этого зависит имидж их предприятия на внешних рынках. А перед нами непростая задача - с имеющегося на сегодня экспорта продовольствия в $5,8 млрд выйти на $7 млрд, и это делать надо. Но у нас есть прирост, и я считаю, что положительная динамика сохранится до конца года. Мы твердо стояли на ногах на российском рынке, многое могли предложить на рынки третьих стран и, безусловно, должны бороться за качество нашей продукции, за высокую санитарию, высокое качество сырья, которое требуется сегодня для предприятий переработки. В этой части главный приоритет Минсельхозпрода заключается именно в качестве нашей продукции, а главная движущая сила на рынках третьих стран или на российском рынке будет, безусловно, - высокая безопасность нашей продукции, качество и стоимость.
Сержанович Александр Владимирович, Минск
Ранее заявлялось, что Беларусь и Россия будут пересматривать ранее согласованные прогнозные балансы по поставкам продовольствия на российский рынок. Пересмотрены ли они? В каких объемах будет поставляться белорусская молочная и мясная продукция на российский рынок в 2015 году согласно балансам?
В марте текущего года у нас состоится совместная коллегия на площадке Республики Беларусь с участием Минсельхоза Российской Федерации на предмет поставок нашей продукции на российский рынок, по объемам продовольственных балансов. Мы, к счастью, выросли относительно 2014 года - и по молоку, и по мясу.
Ограничений в поставках у нас нет. Более того, могу сказать, что Россия сегодня потребляет 800 тыс. т сыра, причем 400 тыс. т она импортирует. Из этих 400 тыс. т 120 тыс. т идет из Беларуси. Поэтому наша ниша здесь может быть достаточно большая, и нам необходимо сегодня развивать дополнительные мощности по производству сыра, в том числе за счет модернизации существующих предприятий. Этот сегмент продукции должен быть приоритетным в настоящее время, и вопрос увеличения производства находится на стадии проработки - чтобы мы могли производить не 191 тыс. т сыра по нашим мощностям, а добавить хотя бы еще 60-70 тыс. т за 2015 год.
Кроме того, РФ завезла за 11 месяцев по импорту около 560 тыс. т мяса КРС, из которых 447 тыс.т было поставлено из третьих стран, из Беларуси - 113 тыс. т, то есть 20,3% - тот объем, который поставила наша страна на российский рынок.
В целом потребность РФ в молочных продуктах составляет около 38 млн т. За 2014 год они произвели 30,5 млн т и уменьшили объем производства к уровню 2008 года на 1,7 млн т молока, а также уменьшили объемы производства говядины на 258 тыс. т. В то же время наши объемы производства выросли.
В этой части представляется очень важным для нашей страны занять нишу в молоке и в выращивании мяса КРС, потому что, например, по птице в плане самообеспеченности РФ уже вышла на 90%. Приоритетными в плане экспорта в Россию для Беларуси являются два сегмента: молоко и молочные продукты, а также мясо КРС. Здесь необходимо нашей стране повысить продуктивность дойного стада и увеличить количество голов КРС. Это даст возможность сегодня производить около 1 млн т мяса говядины, и на 10 млн т к 2020 году мы должны выйти по объемам производства молока. При этом создавать экспортный потенциал в объеме примерно 5-5,5 млн т молока к 2020 году и выйти по большому счету на 400-500 тыс. т мяса, которое будет поставляться на российский рынок.
Все это даст возможность получить около $8-8,5 млрд - такую задачу ставим перед собой, чтобы обеспечить сегодня поступление валютных средств по экспорту от продукции сельского хозяйства, потому что в стране вложено немало денег в развитие АПК. У нас еще, по большому счету, есть большой запас возможностей для того, чтобы пополнить нашу продовольственную нишу тем объемом продукции, который обеспечил бы сегодня $7 млрд. Эта задача приоритетная для АПК Беларуси. При этом необходимо обеспечить положительное сальдо, а не просто торговать. К счастью, за 2014 год положительное сальдо у нас составило $2,4 млрд. Поэтому мы ставим задачу и в текущем году обеспечить его не ниже этой цифры.
Корр. БЕЛТА
2014 год был довольно непростым для отечественной экономики с учетом ситуации на рынках стран - основных партнеров Беларуси, а также ряда внутренних факторов. Как результат - далеко не все из плановых показателей выполнены. Если же говорить об агропромышленном комплексе, то каким был прошедший год для отрасли? Как вы оцениваете итоги работы АПК в 2014 году?
Безусловно, для агропромышленного комплекса республики 2014 год был непростым, но достаточно результативным. В целом сохранена положительная динамики развития. Темп роста сельскохозяйственного производства во всех категориях хозяйств составил 103,1%, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 103,8 %.
Благоприятным год стал для растениеводства. Получен значительный урожай зерновых и зернобобовых культур – 9,7 млн.т. На 463 тыс.т больше получено сахарной свеклы, на 4 тыс.т - льноволокна, 54 тыс.т - рапса, картофеля и овощей - на 370 и 49 тыс. т соответственно.
Обеспечена положительная динамика в производстве молока, яиц, мяса птицы. Практически полностью удовлетворены внутренние потребности в продовольственном зерне и кормах для общественного животноводства. В полном объеме выполнены обязательства по поставкам зерна в счет государственных нужд - поставлено около 1,2 млн. т зерна, или 101% к плану.
Полученные объемы производства картофеля и плодоовощной продукции в 2014 году позволили обеспечить потребности торговли (включая закладку в стабилизационные фонды), общественного питания, промышленной переработки, а также иметь свободные ресурсы, в том числе экспортные поставки.
Поставки сельскохозяйственного сырья на переработку позволили обеспечить рост производства пищевых продуктов по итогам года на 1,4%. Так, производство молочной продукции возросло на 6,7%, макаронных и кондитерских изделий – на 13,9%. Вместе с тем темп роста производства мясных изделий составил 91% к уровню 2013 года, мукомольно-крупяных – 88%, готовых кормов для животных - 96,7%.
Довольно непростая ситуация на рынках стран – основных партнеров Беларуси негативно сказалась на внешнеэкономической деятельности. В 2014 году организации системы Минсельхозпрода на экспорт поставили товаров на сумму более $3 млрд., или 94,6 % к уровню 2013 года.
Снижение экспортных поставок обусловлено в первую очередь падением спроса на внешних рынках на некоторые виды молочной продукции (цельного и обезжиренного сухого молока), сокращением объемов поставок в натуральном выражении мясной продукции (свинины, говядины), а также девальвацией российского рубля по отношению к доллару США.
Вместе с тем в сложившихся условиях обеспечен рост экспорта в натуральном выражении таких продуктов, как масло животное (на 1,1%), сыров – (на 20,6%), творога (на 9,6%), цельномолочной продукции (на 21,1%), а также отдельных видов мясной продукции - колбасных изделий (на 18,6%), изделий из мяса (на 22,8%).
В целом также обеспечена и эффективность экспортных поставок.
Корр. БЕЛТА
Если 10 млн т зерна отечественный АПК уже смог получить, то 10 млн т молока пока остаются заветной целью. Почему, на ваш взгляд, молочное животноводство не развивается такими быстрыми темпами, как хотелось бы, и что нужно для того, чтобы выйти на необходимые темпы и объемы?
Генетический потенциал продуктивности молочного скота в республике превышает 10 тыс. кг молока на одну корову в год. Для реализации этого потенциала необходимо создать оптимальные условия содержания и кормления скота. Модернизация молочно-товарных ферм приблизила условия содержания коров на этих фермах к оптимальным, но проблема обеспечения полноценного кормления еще решена не везде, и ее решение является основной задачей производителей молока.
К 2020 году предполагается завершить комплексное оснащение современными технологиями и оборудованием всех молочно-товарных ферм с одновременным созданием кормовой базы, соответствующей потребностям молочной отрасли. Полноценное кормление скота позволит улучшить основные параметры по воспроизводству стада и обеспечить его ремонт только высокопродуктивными коровами. Обеспечение технологических норм при производстве молока на всех этапах, от заготовки кормов, выращивания ремонтного молодняка до организации кормления и доения коров, а также ветеринарного обслуживания - залог высокой продуктивности дойного стада и увеличения объемов производства молока.
В 2020 году предполагается произвести 9 млн т молока, что на 44% превысит уровень производства в 2014 году. Поставки молока и молокопродуктов на внутренний рынок должны составить около 3,7 млн т, при этом будет создан экспортный потенциал в объеме 5,3 млн т.
Иван Павлович Васильев, Минск
Почему Минсельхозпрод устанавливает индикативные цены на молочку, вместо того, чтобы дать цене самой сформироваться на основе спроса и предложения, скажем, на торгах Белорусской универсальной товарной биржи?
Мы индикативные цены устанавливаем затем, чтобы не обвалить, по большому счету, цены на внутреннем и внешнем рынках. По распоряжению премьер-министра создана рабочая группа по определению индикативных цен на молочную продукцию. В рабочую группу, например, входят все ответственные работники мясо-молочных компаний областей, чтобы принимать коллективные решения по поводу индикативной цены. На бирже мы не имеем права продать молочную продукцию ниже этой цены. Важно сегодня иметь постоянные рынки и иметь цену реализации, которая обеспечит безусловную рентабельность предприятий.
По мере реализации продукции необходимо внимательно подходить к изменению цены в сторону повышения или снижения в период спроса. Такие задачи мы должны ставить перед собой - чтобы были постоянные клиенты и постоянный рынок.
Ольга Бельская, Минск
Одним из основных импортеров белорусской продукции, в том числе и продукции животноводства, является Российская Федерация. В прошлом году отношения с восточной соседкой складывались непросто - начиная с осени было закрыто более двадцати отечественных мясоперерабатывающих предприятий для поставок продукции в РФ из-за претензий к ее качеству. Недавно была озвучена сумма потерь от этих запретительных мер - более $100 млн. Еще свыше $200 млн Беларусь недосчиталась из-за девальвации российского рубля. Как это повлияло в целом на экспорт отечественной животноводческой продукции? Удалось ли выполнить задание по году?
Экспорт продукции животноводства в 2014 году, как и во все предыдущие годы, имел решающее значение для формирования положительного торгового сальдо по сельскохозяйственной продукции и продовольствию. На внешние рынки мы поставили мясной и молочной продукции примерно на $3,5 млрд, это около 63% от общего экспорта сельхозпродукции и продовольствия.
Что касается российского рынка, то он по-прежнему для белорусских экспортеров остается привлекательным. Это обусловлено и развитыми долгосрочными связями между белорусскими производителями и российскими потребителями, и хорошей логистикой, и благоприятной конъюнктуры рынка. Если говорить об объемах, то за прошлый год восточной соседке мы поставили около 95% продукции животноводства.
Да, в связи с временными ограничениями на поставку продукции отдельных предприятий в Российскую Федерацию ряд птицефабрик, мясокомбинатов и отдельные молочные заводы не смогли реализовать своим российским потребителям продукцию в полном объеме, как было запланировано, и, соответственно, не получили валютной выручки. Однако по мере снятия ограничений торговля налаживается, сейчас она вошла в свое нормальное русло, если не принимать во внимание те экономические процессы, на которые производители не оказывают влияния, но зависимы от них.
Сегодня перед нашими производителями стоят очень серьезные задачи. Это и организация производства конкурентоспособной продукции в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза, повышение качества и безопасности производимой сельхозпродукции и продовольствия. Ставится также задача по наращиванию доли продукции с высокой добавленной стоимостью, фасованной продукции, предназначенной для реализации в торговых сетях, а не для последующей переработки. Кроме того, необходимо совершенствовать маркетинговую политику.
Виталий, Минск
В Беларуси в тепличных условиях выращиваются огурцы и помидоры, но их производство, по сути, обходится дорого, если учесть такую составляющую, как, например, электроэнергия или необходимое оборудование. Насколько наши производители готовы работать в условиях прежних цен и следит ли за этим Минсельхозпрод? И еще - в Беларуси сейчас выращиваются бахчевые культуры. Будет ли расширяться эта практика? Спасибо.
Что касается производства тепличной продукции, должен сказать, что в Беларуси достаточно хорошо развито это направление. Однако по причине того, что производство таких овощей носит сезонный характер и есть большой разрыв от урожая до урожая, эта ниша заполняется продуктами из стран Европейского союза и других государств. Образно говоря, сегодня помидоры, выращенные в открытом грунте, нет необходимости подсвечивать, обогревать и производить другие затраты, поэтому, конечно, они стоят дешевле, чем в наших тепличных условиях. При этом наши новые теплицы, построенные в хозяйствах, позволяют сделать вывод, что урожайность с одного квадратного метра не ниже, чем в европейских государствах. Но на килограмм производства мы тратим электроэнергии, энергоносителей около 50%. Поэтому за счет оборота, увеличения продуктивности с одного квадратного метра, за счет того, что больше продукции продадим на внешних рынках по хорошей цене (а продавать некоторым предприятиям удается), мы можем, безусловно, и дальше развивать наше тепличное хозяйство. Альтернатив больше нет: надо думать, как сэкономить и каким образом выгоднее продать, как больше получить продукции с одного квадратного метра.
Что касается фруктов, которые импортируются в Беларусь... Сегодня перед субъектами хозяйствования, тепличными предприятиями стоит задача, что перечень продукции, которая выращивается в тепличных условиях, должен расширяться. Идет культивирование той продукции, которая раньше завозилась из Греции, - земляника и клубника уже выращивается в тепличном хозяйстве Беларуси. В этом направлении будем и дальше вести ту политику, которая направлена на замещение импортируемой продукции. Нам необходимо до 2020 года обеспечить импортозамещение $519-520 млн, мы должны эти объемы найти у себя и вырастить то, что закупаем за пределами страны. И это, по большому счету, не окончательная цифра, у нас есть соответствующие возможности работать, чтобы эту планку повышать.
Кроме того, отдельные хозяйства Беларуси выращивают арбузы и дани. По опыту прошлого года, в хозяйствах Пинского района Брестской области, в ряде хозяйств Минской области удалось произвести ту продукцию, которая импортируется сегодня из Астраханской области и других стран, в том числе бахчевые культуры - арбузы, дыни. Они произведены на основе научного опыта белорусских ученых, выращены в нашей стране, и по качеству эта продукция ни сколько не уступает зарубежной. Наш потребитель должен оценить - расширять нам это направление дальше или нет.
Николай Петрович, Орша
Леонид Константинович, в последнее время довольно большое внимание уделяется диверсификации экспорта: руководство страны неоднократно заявляло о необходимости поиска новых рынков сбыта с учетом нестабильной ситуации на традиционных рынках. Какая работа в этой связи проводится Минсельхозпродом? Планируется ли перераспределение экспорта с учетом новых регионов в 2015 году, в частности в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза и присоединения к нему Армении и Кыргызстана?
Тема диверсификации экспорта для наших производителей важна и необходима. Да, сегодня статистика экспорта в страны СНГ и другие страны пока не в нашу пользу: в эти страны мы поставляем лишь 2% мяса и мясной продукции и 7% молока и молочной продукции. Незначительные объемы поставок в эти страны по сравнению с экспортом в Российскую Федерацию обусловлены прежде всего высокой прибыльностью российского рынка для белорусских производителей.
Но мы не должны замыкаться только на российском рынке (хотя и эти объемы, безусловно, нам терять нельзя). Сегодня отдельные виды продукции белорусских производителей могут быть востребованы в странах Европейского союза, Азии, Южной Америки. И это не просто слова: продукция организаций Минсельхозпрода поставляется в 46 стран мира. Мясо и мясопродукты - в 12 стран (8 стран СНГ, Грузия, Корея, Гонконг, Испания), молоко и молокопродукты - в 23 страны (10 стран СНГ, Вьетнам, Венесуэла, Грузия, Египет, Израиль, Иордания, Китай, Корея, Литва, Монголия, Нидерланды, ОАЭ, Сингапур).
Кроме того, решение Европейской комиссии о предоставлении Беларуси права поставки молочной продукции на рынок стран ЕС позволило молокоперерабатывающим предприятиям республики начать поставки своей продукции на этот рынок. К примеру, ОАО "Савушкин продукт" заключило долгосрочный договор с торговой сетью "Максима" (Литва) на поставку йогуртов и других питьевых молочных продуктов.
Если говорить о приоритетных направлениях диверсификации рынка мясо-молочной продукции, то с точки зрения экономической эффективности это могут быть рынки стран СНГ, так как в Содружестве действует соглашение о зоне свободной торговли. Далее - страны Азии и Африки, то есть страны, которые не прибегают к тарифной защите своих рынков, как это делают страны Европейского союза, где импортные таможенные пошлины по многим видам продукции фактически составляют всю стоимость товара.
Однако резкого роста продаж в указанные регионы ожидать не стоит, так как ввиду длительного отсутствия предложений белорусский товар стал незнаком для местного потребителя. Диверсификация экспорта белорусской продукции будет происходить по восходящей плавно, по мере вхождения на рынки третьих стран, сопряжена с прохождением ряда процедур. Это аттестация системы государственного ветеринарного контроля и перерабатывающих предприятий, проведение лабораторных исследований образцов продукции, поставка и выработка пробных партий, маркетинговое и рекламное сопровождение. Немаловажным условием является возможность поставки на рынки третьих стран на беспошлинной основе.
Сегодня мы работаем над расширением перечня животноводческой продукции для поставок в страны Евросоюза. Уже проведена первая инспекционная миссия экспертов ЕС в целях оценки имеющихся систем контроля, регулирующих производство мяса птицы, предназначенного для экспорта в ЕС. Республика подала в Еврокомиссию заявку на проведение повторной инспекции в удобное для экспертов Генерального директората по здравоохранению и защите прав потребителей Европейской комиссии время.
В целом я считаю, что работу по освоению новых рынков, особенно стран дальнего зарубежья, надо проводить централизованно, продукцию реализовывать через единого оператора.
Сейчас предварительные договоренности и возможность поставки сухих молочных продуктов, животного масла, сыров в регионы Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Китая имеет ЗАО "Мясо-молочная компания". Если помните, основная задача, которая ставилась при ее создании, - это увеличение экспорта молочной продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья, диверсификация рынков сбыта и устранение внешней конкуренции белорусских производителей на мировых рынках. Проработка рынков сбыта этих стран показывает их высокую емкость. Такие страны, как Алжир, Ангола, Бангладеш, Никарагуа, Оман, Саудовская Аравия ежегодно закупают в значительных объемах сухое обезжиренное и сухое цельное молоко, животное масло 82% жирности, сухую молочную сыворотку, сыры. Но, чтобы проводить масштабную диверсификацию (в условиях падения мировых цен), важно выработать механизм поддержки производителей. Над этой задачей Министерство сейчас и работает.
Владимир Гусько, Могилевская область
Если не ошибаюсь, во время посещения Президентом филиала холдинга "Бабушкина Крынка" в Белыничах, около года назад, было отдано поручение по базе Могилевской области провести эксперимент. Он заключался в том, чтобы производители молока смогли отвозить свою продукцию на тот молокозавод, где им дают более выгодную цену. Как этот эксперимент завершился, как он показал себя? Возможно, такая схема уже внедряется в регионах страны?
Очень правильное было поручение. Сам холдинг "Бабушкина крынка" должен обеспечить работу поставщиков молока таким образом, чтобы они в полной мере были заинтересованы в совместной работе. Должен сказать, что поручение не выполнено в том плане, что не обеспечена сегодня привлекательность цен для реализации поставщиками сырья на филиалы, входящие в состав названной компании. Например, средняя закупочная цена по республике сложилась на уровне Br4200 за килограмм молока, в то время как на "Бабушкиной крынке" - Br3950 за килограмм, что значительно ниже, чем в Гродненской, Минской, Брестской, Гомельской и Витебской областях. При этом рентабельность продаж "Бабушкиной крынки" находится на уровне 8%, в то время как рентабельность продаж, скажем, предприятий переработки в Витебской области - 7,5%, Гомельской - около 5,5%. В результате в "Бабушкиной крынке" по результатам за 2014 год заработано Br92 млрд чистой прибыли. То есть надо было в течение года, безусловно, повысить цену на молоко и перераспределить часть этой прибыли путем поднятия закупочной цены для предприятий, производящих сырье. Это им бы позволило купить топливо, удобрения, технику отремонтировать и так далее.
В итоге рынок "Бабушкиной крынки" в Могилевской области стал не привлекательным для тех, кто производит сырье. В регионе должен быть регулятор. Вместе с тем возможность свободного перемещения сырья по Беларуси позволит "Бабушкиной крынке" взглянуть по-другому на свой ценовой сегмент, потому что молоко из могилевского региона пойдет в Гомель, Витебск, Минск, а не останется на месте. Система свободного рынка в Беларуси будет работать. В некоторой степени открытый рынок, некоторые его элементы есть уже сейчас. Уже подписаны соответствующие указы. Теперь переработчики, понимая, что молоко уйдет с их зоны в другую, будут всячески стимулировать производителя ценой, чтобы закрепить их на своих мощностях. Мощности, кстати, мы нарастили.
Открытый внутренний рынок, позволяющий производителю иметь право поставлять свою продукцию на любое предприятие переработки, касается не только молока, но и других видов сельскохозяйственной продукции. Поэтому переработчики должны бороться за свою сырьевую зону.
Кристина Новикова, Гродно
За годы функционирования Таможенного союза законодательства стран-участниц в части АПК уже в основном гармонизированы. Какая работа проводится сейчас с учетом присоединения к ЕАЭС еще двух государств?
Действительно, за годы функционирования Таможенного союза проделана большая работа по гармонизации законодательства в области ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, а также государственной поддержки сельского хозяйства. Вместе с тем с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе идет активная работа в части совершенствования договорно-правовой базы межрегионального сотрудничества.
Планом разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о ЕАЭС до 2017 года предусмотрено, в частности, принятие четырех документов по агропромышленной политике, 16 документов по ветеринарным, ветеринарно-санитарным и карантинным фитосанитарным мерам на территории стран - участниц договора. Совместно с Евразийской экономической комиссией мы уже начали работу и обсуждение перечня чувствительных товаров. В соответствии с нормами Договора о ЕАЭС все государства - члены союза осуществляют взаимное предоставление друг другу и в комиссию планов развития производства по каждому из этих товаров.
Кроме того, если говорить о планах на ближайшее время, в этом году с целью реализации концепции согласованной агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, должны быть разработаны такие документы, как методология расчета разрешенного уровня мер господдержки сельского хозяйства, проект международного договора в сфере обращения племенной продукции и проект перечня перспективных научно-исследовательских работ в сфере АПК государств-членов до 2020 года. Также мы должны подготовить проект рекомендации Коллегии ЕЭК о порядке проведения совместных научных исследований в сфере агропромышленного комплекса.
Разработка всех запланированных актов будет осуществляться с участием присоединившихся к ЕАЭС государств.
Геннадий Бондарь, Минск
Леонид Константинович, какие перспективы для развития агропромышленного комплекса нашей страны дает создание Евразийского экономического союза? И еще такой вопрос: когда велась подготовка к созданию союза, речь шла о постепенном снижении объемов государственной поддержки сельхозпроизводителей (есть конкретные ориентиры). Насколько Беларусь готова работать согласно этой схеме?
Давайте начнем с перспектив от евразийской интеграции. Прежде всего создание Евразийского экономического союза (как и Таможенного) создает для наших производителей перспективы работать в условиях согласованной агропромышленной политики, в соответствии с которой будут урегулированы вопросы по сбалансированному развитию производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечению справедливой конкуренции, равного доступа на общий аграрный рынок, унификации требований, связанных с обращением продукции, ветеринарным и фитосанитарным мерам, а также защите интересов производителей на внутреннем и внешних рынках.
Работа по разработке необходимой нормативной базы для этого уже ведется в соответствии с планом мероприятий, утвержденным высшим Евразийским экономическим советом.
Что касается господдержки АПК, то во всем мире сегодня осуществляется дотация субъектов хозяйствования агропромышленного комплекса. Все страны в меру своих возможностей поддерживают свой аграрный сектор. Поскольку Беларусь не обладает какими-то полезными ископаемыми, у нас нет других ресурсов, которыми мы могли бы торговать и приносить стране валюту, главным достоинством для нас является земля. Каждый доллар мы должны зарабатывать своим трудом, в том числе за счет реализации продуктов питания.
Вашерова Надежда, Орша
Как выполняются поручения Президента Беларуси, данные им на осеннем совещании по льняной отрасли?
Исходя из последних событий на внешнем рынке и той цены, по которой сегодня поставляется наше льноволокно на внешние рынки, заводам стало выгодно заниматься льном. Это подтверждает тот ценовой сегмент на внешнем рынке, который установился уже с ноября-декабря прошлого года. Стало выгодно продавать льноволокно на экспорт, поэтому Президент Беларуси поставил задачу обеспечить производство льноволокна в республике в объемах 50-60 тыс.т. В этой части мы рассматриваем эту программу как обязательную для субъектов хозяйствования Беларуси, и по-прежнему лен будет выращиваться во всех регионах нашей республики.
10 модернизированных предприятий, на которых перерабатывается основная часть льнотресты, и 70% льнотресты будет перерабатываться на этих заводах. Из всех 38 предприятий, которые есть в списке, эти экономически более крепкие. Из 38 заводов 25 будут перерабатывать льнотресту, все остальные потеряют свое предназначение. Некоторые из них будут заниматься переработкой льносемян масличного льна, у нас таких три предприятия. Все остальные предприятия будут участками главных льнопредприятий, которые будут обеспечивать производство льнотресты и ее переработку в льноволокно.
Глава государства поставил задачу выйти на новые показатели по качеству льнотресты и льноволокна. Оршанский льнокомбинат необходимо полностью обеспечить качественным волокном не ниже №12 для выпуска приоритетной продукции из льняных тканей, которые обеспечили бы высокую эффективность и рентабельность именно этому предприятию.
На базе Пружанского льнозавода в Брестской области как на одном из передовых предприятий республики под руководством Минсельхозпрода будут проводиться семинарские занятия с льноводами страны. Там будут раскрыты секреты производства льнотресты, показаны современные подходы с учетом европейского опыта Франции, технические приемы и подходы по выращиванию льнотресты, показаны особенности переработки льнотресты.
В работе льняной отрасли ориентиры взяты на повышение эффективности, чтобы было выгодно производить льнотресту всем, кто этим занимается. Мы еще в прошлом году выработали подходы, при которых 1 га сахарной свеклы, предположим, в Несвижском районе и тех хозяйствах, которые занимаются свеклой, был равнозначно доходным 1 га льна. Это выравнено дотациями и надбавками на льнотресту и на льноволокно. При том объеме государственного заказа и объеме переработки льнотресты у сельхозпредприятий, которые занимаются льнотрестой, и льнозаводов появляется реальная возможность существенным образом поправить свое экономическое положение.
Я считаю, что удачно сложился конец 2014 года и удачно складывается текущий год, ко льноволокну повышенный спрос, а раз за пределами государства за эту продукцию платят хорошие деньги, то это возможность пополнить валютой казну нашего государства путем поставок на экспорт.
Александр Белый, Воложинский район
Планируется ли создание в структуре Минсельхозпрода подразделения, занимающегося систематической поддержкой фермеров, личных подсобных хозяйств, органического земледелия? В настоящее время ассортимент белорусской сельхозпродукции очень ограничен, особенно это касается мелкотоварного производства, локальных оригинальных продуктов. В соседних странах такая продукция может занимать до 5-10% объема сельхозпроизводства и создавать значительное число рабочих мест, независимых от крупных земельных латифундистов. В Беларуси же есть случаи, когда все хозяйства в некоторых районах объединяются в один гигантский суперколхоз. Понимает ли министерство недостатки такой концентрации, готово ли оказывать мелкотоварному производству методическую и иную помощь, как это делают аналогичные министерства в других странах?
Что касается развития фермерского хозяйства, наша страна уделяет немало внимания, поддерживает, по большому счету, материально наши фермерские хозяйства, для этого создается база. Принято постановление Совета Министров, которое определило перспективы дальнейшего развития фермерских хозяйств, - выделяются земли и так далее. До 2,5 тыс. фермерских хозяйств занимают 2% территории и производят около 2% всей продукции.
Личные подсобные хозяйства в удельном весе продукции сельского хозяйства занимают 22-25%. Основная часть картофеля, плодов, овощей производится в личных подсобных хозяйствах. Что касается поддержки личных подсобных хозяйств, за прошлый год страна выплатила около Br58 млрд, из которых 57 млрд - за молоко, закупаемое у населения. У нас действует система дотаций, которая является неплохой поддержкой для личных подсобных хозяйств.
Кроме того, фермерским хозяйствам была оказана поддержка в плане приобретения техники специализированной, более Br82 млрд кредитных ресурсов было направлено на удовлетворение потребностей фермерских хозяйств в технических механизмах отечественного производства.
Если говорить о специализации фермерских хозяйств, не исключаю, что она может меняться в зависимости от спроса, условий рынка. Что касается создания структуры по поддержке фермеров, она есть сегодня. Минсельхозпрод уделяет этому вопросу немало внимания.
Ольга Среднева, Минск
В связи с девальвацией белорусского рубля и инфляционными процессами значительно увеличились затраты аграриев на производство сельхозпродукции. Учитывая это, не планирует ли Минсельхозпрод пересматривать в ближайшее время закупочные цены на продукцию растениеводства и животноводства, когда может быть принято это решение и каким будет рост цен?
Поднимая цену на нашу продукцию, прежде нужно посмотреть на стоимость товара в сопредельных государствах. Что касается продукции животноводства, то на данный момент нет необходимости поднимать закупочную цену. В частности, рентабельность молока сегодня позволяет обеспечить производство именно в действующих ценах. В отношении продуктов растениеводства отмечу, что у нас есть указ о госзакупках, в котором определены цены до 1 апреля. После этой даты (с учетом спроса, конъюнктуры рынка) цены по государственному заказу на продукцию растениеводства будут отрегулированы.
Елена Сосновская
Не секрет, что опыт Беларуси в развитии сельского хозяйства высоко отмечают за рубежом и к нам едут перенимать его. Здесь хотят создавать совместные предприятия (а также на своей территории), нашу продукцию хотят видеть на своих рынках во многих государствах. В частности, интерес к созданию СП несколько возрос после ввода Россией эмбарго на поставки продукции из ряда европейских стран. Известно, что Беларусь обсуждала возможность создания совместных перерабатывающих предприятий для дальнейшей поставки продукции, в том числе в Российскую Федерацию, со странами Балтии, Польшей. Эти переговоры дали какой-то результат?
действительно, со стороны Польши и Литвы проявлен интерес к созданию на территории Беларуси совместных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и дальнейшей реализации продукции на территории стран Таможенного союза. Более того, при содействии Минсельхозпрода прошла встреча по установлению деловых контактов с представителями бизнес-кругов Польши и Беларуси. Польская сторона проявила интерес к переработке овощей и фруктов, да и белорусские производители выразили большую заинтересованность. О конкретных результатах говорить рано, так как любые договоренности и идеи требуют экономически выверенных расчетов, чем сейчас и занимаются участники встречи.
Литовские инвесторы имеют уже свою историю, так как реализуют на территории нашей страны ряд проектов в области сельского хозяйства.
Например, группа компаний "АРВИ" реализовала в Гродненской области на базе Лидского ветсанутильзавода проект по строительству предприятия по производству продукции из животных отходов. Проведена модернизация старого производства и организовано высокотехнологичное предприятие специфического профиля. Современный завод решает сразу несколько серьезных задач, таких как утилизация специфических отходов птицефабрик, мясокомбинатов и животноводческих комплексов, производство компонентов для комбикормов и биодизельного топлива. Эта компания ведет работу по проекту "Создание вертикально-интегрированного комплекса по промышленному производству продукции из мяса индейки в Лидском районе".
Кроме того, могу сказать, что проявлен интерес со стороны литовских молокоперерабатывающих предприятий к сотрудничеству в области производства и переработки молока. В ближайшее время состоятся переговоры, в результативности которых мы крайне заинтересованы.
Корр. БЕЛТА
Подводя итоги 2014 года, руководство страны отметило: год был непростым для нашей республики, однако 2015-й может оказаться еще более сложным. Как вы оцениваете перспективы этого года? На что, по вашему мнению, стоит делать ставку, чтобы добиться положительных результатов как по количественным, так и по качественным показателям?
Итоги работы организаций системы Минсельхозпрода в 2014 года уже подведены. Помимо достигнутых результатов и созданной производственно-технической базы, мы имеем ряд организационных, технических и технологических недоработок, в которых заложен наш нереализованный потенциал, как в количественных, так и качественных показателях. Эти вопросы мы подробно обсудили на итоговой коллегии Минсельхозпрода и определили механизмы и пути их устранения.
Так, в 2015 году мы должны делать ставку на максимальное использование внутренних резервов отрасли по наращиванию производства, снижению удельных затрат через комплекс мер по дальнейшей отработке технологий в производстве продукции, оптимизации организационной структуры АПК и переведения отрасли на инновационные механизмы хозяйствования. В первоочередном порядке необходимо восстановить севооборотную систему на основе оптимальной ротации сельскохозяйственных культур, максимально использовать потенциал бобовых многолетних трав для повышения эффективности севооборота, ориентировать растениеводческую отрасль на исключительное доминирование кормопроизводства.
Чтобы добиться положительных результатов в производстве продукции животноводства и обеспечить стабильное качество продовольствия, ставка должна быть сделана на максимальную отработку технологий производства продукции на новых и реконструированных комплексах и фермах, а также усиление входного контроля качества, в том числе лабораторного, поступающего на перерабатывающие предприятия сырья.
Для стабилизации финансового состояния организаций агропромышленного комплекса и совершенствования организационной структуры необходимо продолжить работу по реализации норм принятых в июле 2014 года указов Президента по снижению финансовой нагрузки, активизации интеграционных процессов, привлечению заинтересованных инвесторов, созданию на базе финансово устойчивых перерабатывающих организаций крупных агропромышленных холдингов и агрокомбинатов, объединяющих производство сельскохозяйственного сырья, переработку и сбыт конечной продукции.
Корр. БЕЛТА
Президент страны Александр Лукашенко во время открытого диалога с отечественными и зарубежными СМИ отметил, что интеграция в Евразийском экономическом союзе позволит его участникам избежать так называемых продуктовых войн. Как вы считаете, что на сегодня является основной причиной возникающих разногласий? Какую работу над ошибками необходимо сделать белорусским предприятиям, чтобы избежать повторения ситуации с ограничением поставок в Россию?
Мы уже ее проводим. В целях возобновления поставок говядины в Российскую Федерацию в настоящее время в соответствии с приказом Минсельхозпрода проводится мониторинг мясоперерабатывающих организаций на предмет устранения недостатков, выявленных специалистами Россельхознадзора (по девяти мясокомбинатам). В зависимости от результатов будем принимать соответствующее решение.
Ну а в целом, при производстве продовольственного сырья и пищевых продуктов, безусловно, должны соблюдаться требования нормативно правовых актов, в том числе требования Таможенного союза, включая технические регламенты. Технологии производства, используемое оборудование, система и методы контроля безопасности производимых продуктов питания должны не только соответствовать мировым, но и на шаг опережать наших торговых партнеров. Для этого требуется модернизация оборудования и предприятий производителей животноводческой продукции, совершенствование лабораторной диагностики для исключения попадания на рынок небезопасной продукции.
5 февраля в Минсельхозпроде было проведено совещание с руководителями предприятий мясо-молочной промышленности, где поставлены цели и определены задачи. Персональная ответственность за безопасность выпускаемой продукции возложена на руководителей перерабатывающих предприятий.
В целом же, возвращаясь к формулировке вопроса, нельзя говорить о продуктовых войнах. Речь идет о временных ограничениях, введение которых связано с повышением требований к качеству продукции. Необходимо подчеркнуть, что под постоянным контролем находятся все импортеры мясо-молочной продукции, в том числе производители, имеющие мировые бренды. Вместе с тем причиной введения временных ограничений могут быть и нарушения при оформлении сопроводительных документов, что связано с человеческим фактором. Поскольку нам удавалось снимать временные ограничения за достаточно короткие сроки по сравнению с европейскими производителями, это указывает на то, что белорусские производители принимают все меры по производству продукции в соответствии с Техническими регламентами Таможенного союза.
Как вы знаете, у нас были определенные проблемы с реализацией говядины в Российскую Федерацию - девять предприятий попали под ограничения в конце прошлого года. 29-30 января четыре из этих предприятий проинспектировали специалисты Россельхознадзора. Впоследствии семь из девяти предприятий смогли возобновить поставки, два (это Минский и Бобруйский мясокомбинаты) должны устранить некоторые недостатки. В частности, Бобруйский мясокомбинат вскоре должен ввести новый цех убоя, который будет представлять собой современную линию, отвечающую европейским требованиям. Планируется, что он начнет работать 1 марта. Работает над устранением замечаний и Минский мясокомбинат. Таким образом, мы можем полагать, что ограничения с двух этих предприятий будут сняты в ближайшее время.
Екатерина
В последние годы в стране проводится масштабная модернизация. Большие средства выделяются, в том числе на техперевооружение молочно-товарных ферм, создание и реконструкцию свинокомплексов. Разумеется, что от каждого рубля вложенных средств государство ждет отдачи. В этой связи хотелось бы узнать, сколько из модернизируемых объектов АПК уже введено в строй? Как бы вы оценили эффективность их работы?
В последние годы в животноводческую отрасль пришли современные инфраструктурные объекты, позволяющие реализовать самые прогрессивные технологии. Если говорить о молочно-товарных фермах, при реализации Республиканской программы развития молочной отрасли на 2010-2015 годы построено 300 молочно-товарных комплексов и ферм, еще 1063 прошли коренную реконструкцию. Только за 2014 год введены в эксплуатацию 62 новые молочно-товарные фермы, проведена реконструкция и модернизация 189 ферм.
Строительство, реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм позволит увеличить количество размещаемого поголовья молочных коров и обеспечить современные условия для роста их продуктивности, значительно улучшить условия труда работающих и ликвидировать старые аварийные фермы. Так, за 2014 год их количество сократилось на 79 единиц (с 4423 до 4344). При этом не только проводится комплекс мероприятий по усовершенствованию технологии производства молока и содержанию животных, но и выполняются работы по установке (замене) доильного оборудования, приводятся в надлежащее состояние помещения доильно-молочных блоков, коровников, цехов сухостоя, ремонтируются подъезды и ограждения ферм.
В результате работы по строительству и реконструкции молочно-товарных ферм в стране есть 1,6 тыс. современных молочно-товарных ферм (37% от всех имеющихся) с беспривязным содержанием и доением коров в доильном зале и на роботизированных доильных установках. На этих фермах содержится 770 тыс. голов коров и производится 52% молока. Совершенствование технологии содержания и доения коров позволяет исключить ручной труд при производстве молока, сократить затраты труда и кормов. Продуктивность дойного стада на этих фермах превысила в 2014 году среднереспубликанский показатель на 763 кг молока, доля молока сорта "экстра" составила 60,2%. Модернизация молочной отрасли позволит в 2015 году произвести 6,9 млн т молока, что на 10% больше по сравнению с прошлым годом, и обеспечить на фермах с новыми технологиями выпуск молока сорта "экстра" на уровне не менее 85%.
Определена приоритетной работа по переводу молочного скотоводства на современные технологии производства с беспривязным содержанием, в том числе на глубокой подстилке. В Беларуси реализуется Республиканская программа реконструкции, технического переоснащения и строительства комплексов по выращиванию свиней на 2011-2015 годы. По этой программе уже введены в эксплуатацию 3 новых свинокомплекса, оснащенных самым современным оборудованием, - по одному в Брестской, Гомельской и Минской областях.
Кроме того, пусковыми комплексами в 2013-2014 годах введены еще 5 свинокомплексов в Минской области. Их окончательный ввод в эксплуатацию запланирован на текущий год. Ведется строительство 3 объектов: двух комплексов на 12 тыс. голов откорма в год в Гомельской области и репродуктора первого порядка на 950 основных свиноматок в Гродненской области. По поручению главы государства также ведется работа по строительству 8 свинокомплексов - трех в Минской области и по одному в других областях. Ввод этих объектов запланирован на 2015 год.
Что касается эффективности вложенных в строительство новых свинокомплексов средств, ее можно оценивать по-разному. Но неоспоримо одно: мы создаем предприятия, производящие конкурентоспособную свинину. Предприятия с энерго- и ресурсосберегающими технологиями, способными максимально реализовать генетический потенциал животных при значительном снижении затрат.
Большинство свинокомплексов нашей страны построено в 70-80-х годах прошлого века. Моральный и физический износ технологического оборудования, используемого при выращивании свиней на этих комплексах, не позволяет увеличить суточную и валовую продуктивность животных. Поэтому согласно республиканской программе ведется работа по реконструкции и техническому переоснащению действующих свинокомплексов. С 2011 по 2014 год реализован 21 проект. На 1 февраля этого года велись работы на 45 объектах, в том числе на 7 в Брестской области, 9 - в Гомельской, 3 - в Могилевской, по 13 - в Витебской и Гродненской. Завершение работ на этих объектах запланировано на 2015-2016 годы.
Как и в случае со строительством комплексов, эффективность вложенных средств в реконструкцию можно оценивать по-разному. В качестве примера приведу производственные показатели свинокомплекса в СПК "Агрокомбинат "Снов" Несвижского района. За январь текущего года среднесуточный привес свиней на выращивании и откорме составил 734 г, а затраты кормов на 1 ц привеса - 3,1 ц кормовых единиц.
Корр. БЕЛТА
Одна из самых актуальных тем в животноводстве в последнее время - африканская чума свиней. Что делается в Беларуси, чтобы не допустить распространения этой болезни, и как обстоят дела с выполнением поручения по восстановлению объемов производства свинины?
Дикий кабан - главный разносчик африканской чумы свиней. В сопредельных нам государствах, особенно в Российской Федерации, выявлено более 40 очагов АЧС. Принято постановление Совета Министров №758 (от 29 августа 2013 года "О дополнительных мерах по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней и других опасных заболеваний животных". - Прим. БЕЛТА), создан республиканский штаб по борьбе с АЧС и предупреждению ее заноса на территорию Беларуси. Всем нам необходимо быть очень бдительными. Чтобы содержать свиней, необходимо иметь достаточно хорошую базу и ориентироваться в плане безопасности производства свинины в нынешних условиях.
Зная, что главный источник распространения АЧС - дикий кабан, нужно иметь все варианты биологического предупреждения заноса АЧС на субъекты хозяйствования. На уровне республики и субъектов хозяйствования приняты соответствующие меры, упреждающие занос вируса. Тем не менее мы должны сохранять бдительность.
Президент страны поставил задачу, чтобы мы обеспечили производство свинины на уровне 2012 года. В первом квартале мы должны произвести 124 тыс. т во всех субъектах хозяйствования, в том числе фермерскими. Времени остается очень мало. Программа находится на контроле Минсельхозпрода, правительства, облисполкомов.
Что касается дополнительно созданных мощностей, то в 2011-2012 годах мы построили три новых свиноводческих комплекса. Пять комплексов первыми очередями сдали в 2014 году. Сейчас восемь комплексов по поручению главы государства будут строиться в различных областях Беларуси, в том числе 3 - в Минской области. Это позволит уйти от старых технологий, которые достались нам еще от Советского союза, и использовать новые, обеспечивающие высокие среднесуточные привесы и низкие затраты.
Такие новые комплексы уже созданы, например, в агрокомбинате "Ждановичи" в Минском районе, хозяйстве "Александрийское" Шкловского района. Они производят конкурентное по цене мясо. Такие комплексы нам необходимы. Мы должны уйти от старых затратных технологий. Чем быстрее мы это сделаем, тем будем сильнее.
Сергей Владимирович Кищенко
В указе №347 от 17 июля 2014 года "О государственной аграрной политике" заложены нормы по компенсации потерь сельхозпроизводителей от диспаритета цен на промышленную продукцию, а также по их субсидированию. Какие решения уже приняты и какой эффект от них ожидается?
Закон "О республиканском бюджете на 2015 год" сформирован с учетом норм, заложенных указом №347, где предусмотрено введение в практику новых механизмов оказания поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. В частности, путем субсидирования деятельности, включая предоставление прямых выплат на единицу реализованной или произведенной сельхозпродукции либо на единицу площади земельного участка, голову скота, за счет средств местных бюджетов. Это позволит сконцентрировать ресурсы непосредственно у субъектов АПК и повысит эффективность их деятельности, что в конечном итоге положительно отразится на продуктивности растениеводства и животноводства, повысит их доходность.
Выплаты на единицу реализованной сельхозпродукции предусмотрены в местных бюджетах на 2015 год.
Предусмотрены в законе о бюджете на 2015 год и выплаты, позволяющие выравнивать условия хозяйствования сельхозпроизводителям, работающим в разных природно-климатических, почвенных, экологических условиях, то есть в неблагоприятных для производства сельхозпродукции районах. Это позволит повысить доходность организаций агропромышленного комплекса, работающих на территориях с более сложными условиями хозяйствования. Таким организациям будет оказана поддержка в виде субсидирования деятельности с учетом повышающего коэффициента.
Также предусмотрена норма компенсации за счет средств республиканского бюджета потерь сельхозпроизводителям при опережающем росте цен на потребляемые ими в производстве промышленную продукцию, работы и услуги при условии, что частичное удешевление стоимости сырья, продукции, работ, услуг и меры по регулированию цен на сельхозпродукцию не позволили поддержать паритет цен.
Кроме того, указом №347 предусмотрена замена нормы возмещения организациям АПК части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставляемыми на реализацию госпрограмм и мероприятий, на норму, позволяющую компенсировать потери непосредственно банкам от выдачи льготных кредитов.
Жовнер Василий
Уважаемый Леонид Константинович! В прошлом году был принят указ №350, который должен был решить проблему расчетов с сельхозпроизводителями за поставленную продукцию. Когда эти нормы заработают? Спасибо!
Речь идет об указе №350 "Об особенностях поставки сельскохозяйственной продукции для республиканских государственных нужд". В ходе его реализации Министерство сельского хозяйства и продовольствия установило перечень заготовителей и объемы поставок (закупок) зерна и маслосемян рапса для республиканских государственных нужд на 2015 год.
Для упрощения и ускорения работы поставщиков и заготовителей при проведении договорной кампании утверждена типовая форма договора поставки товаров (сельскохозяйственной продукции) для республиканских государственных нужд. Это особенно актуально, так как срок для заключения договоров установлен до 1 апреля года, в котором выращивается закупаемая сельхозпродукция, от даты выдачи извещения о прикреплении поставщика к заготовителю.
Извещение о прикреплении поставщика к заготовителю выдается поставщику не позднее 1 февраля облисполкомом (или по его поручению райисполкомом).
Поэтому можно с уверенностью говорить, что механизм реализации указа №350 запущен, и с 1 февраля договорная кампания 2015 года по заключению договоров поставки товаров (сельскохозяйственной продукции) для республиканских государственных нужд началась.
Корр. БЕЛТА
К числу значимых для агропромышленного комплекса страны событий прошлого года можно отнести принятие нескольких указов, направленных на совершенствование государственной аграрной политики и повышение эффективности работы организаций АПК. В их числе и указы №348 "О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса" и №349 "О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных продовольственных кооперативов)". Предусматривалось, что некоторые нормы этих документов начнут действовать уже в прошлом году. Расскажите, какие механизмы принятых указов уже запущены. Можно ли говорить о каких-то положительных результатах? Какая работа по дальнейшей реализации этих документов ведется в настоящее время?
Указом № 348 "О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса" предусматривается проведение реструктуризации кредитной задолженности организаций агропромышленного комплекса с учетом финансовых возможностей организаций.
По информации банков и комитетов по сельскому хозяйству облисполкомов на 1 января 2015 года, в банки с заявлениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) банковских кредитов обратились 572 организации АПК, из них 228 организаций (40%) получили отсрочку на общую сумму Br7,5 трлн. Предполагаемый экономический эффект от проведенной реструктуризации банковских кредитов в 2014 году составил Br600 млрд.
В указе также имеется норма о предоставлении ряда преференций организациям - инвесторам, присоединившим неплатежеспособные сельскохозяйственные организации. В 2014 году облисполкомами сформированы перечни неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, права и обязанности которых предполагается передать организациям-инвесторам. В эти перечни включено 146 организаций, в том числе 7 в Брестской области, 108 – в Витебской, 2 - в Гомельской, 18 – в Гродненской, 7 – в Минской и 4 организации в Могилевской области.
Для получения преференций в облисполкомах должна быть организована работа по разработке бизнес-планов, подтверждающих эффективность создаваемых структур.
Для реализации указа № 349 "О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)" Государственным комитетом по имуществу утверждена Инструкция о порядке формирования уставного фонда хозяйственного общества, создаваемого в результате преобразования колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), определения размера долей в уставном фонде (количестве акций) его участников и порядке формирования уставного фонда коммунального унитарного предприятия.
В 2014 году реорганизованы 22 колхоза (в форме присоединения – 9, преобразования – 13). Из них в Брестской области реорганизовано 6 колхозов, в Гомельской – 7, Гродненской – 5, Минской – 1, в Могилевской области – 3 колхоза.
На 20 января 2015 года в АПК Беларуси насчитывалось 312 колхозов, в том числе в Брестской области – 117, Витебской – 4, Гомельской – 9, Гродненской – 89, Минской – 4, Могилевской – 89.
Работа по реорганизации колхозов будет продолжена.