Беларусь - первая страна на постсоветском пространстве, которая подготовила проект Кодекса о культуре. Свод норм в сфере культуры стал трудом более чем в 200 страниц, в котором разработчики попытались охватить все стороны отрасли. Проект документа принят в первом чтении парламентом и представлен на общественное обсуждение. Свое видение вопроса могут озвучить как специалисты, так и просто заинтересованные.
Белорусское телеграфное агентство предоставило возможность получить комментарии по проекту Кодекса о культуре из первых уст. Представители Министерства культуры расскажут о планируемых нововведениях и ответят на вопросы посетителей сайта.
Общественное обсуждение проекта кодекса, на самом деле, началось достаточно давно, еще до внесения в Палату представителей. Кодекс обсуждался, в частности, на сайте Министерства культуры. Предложения, которые поступали, рассматривались, и если были разумными и дельными, то учитывались. Сейчас идет второе обсуждение, и каких-то серьезных коррективов мы не ожидаем. Проект достаточно отработан, это системный документ.
Беларусь первая страна, где принимается такой кодекс. У нас накоплен достаточный опыт кодификации законодательства в важных сферах деятельности: Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс. Что касается социальной сферы, то есть Кодекс об образовании. Поэтому вопрос кодификации законодательства о культуре назрел. Есть множество правовых актов разного уровня, которые необходимо объединить и систематизировать, потому что жизнь не стоит на месте. К законодательству о культуре обращаются разные категории граждан. Это не только те, кто профессионально работает в этой сфере, но и потребители культурных услуг. Естественно, удобней, если есть единый документ.
Также, анализируя законодательство, мы увидели, что некоторые нормы устарели. Где-то в законодательстве есть лакуны, есть противоречия. Разработка кодекса позволила их снять. Нормы порядка 60 нормативных правовых актов, начиная от законов и кончая документами правительства и Министерства культуры, будут объединены в кодекс. Самое главное, что их приведут в соответствие с требованиями жизни.
Представители других стран пока к нам не обращались, что ознакомиться с кодексом. Думаю, это связано с тем, что он пока не принят. Полагаю, что после принятия и официальной публикации документом заинтересуются. Если наш опыт будет кому-то полезен, мы им с удовольствием поделимся.
Общественная наблюдательная комиссия при Министерстве культуры по охране историко-культурного наследия создана по постановлению правительства от 22 октября 2008 года исходя из статьи 4 закона "Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь", которой определено участие общественных объединений в сфере охраны историко-культурного наследия.
Проект Кодекса о культуре предусматривает передачу местным исполнительным и распорядительным органам части функций по охране наследия, например, по приданию материальным объектам статуса историко-культурной ценности и категории "3". Также сохраняется ряд функций, которые установлены действующим законодательством. Естественным является и более активное вовлечение общественности в сферу охраны наследия на местном уровне.
Формироваться общественные наблюдательные комиссии будут из представителей местных подразделений общественных организаций, основной уставной деятельностью которых является охрана, изучение, пропаганда наследия, организация творческой работы. Проект кодекса не содержит ограничения по привлечению к работе наблюдательной комиссии представителей учебных заведений, творческой и научной общественности. В каждом областном центре есть университеты, где работают специалисты, связанные со сферой охраны историко-культурного наследия.
При Совете Министров Республики Беларусь создана комиссия по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот национальных культурных ценностей, которые оказались за пределами Беларуси. Комиссия выполняет координирующую роль в принятии решений по возвращению культурных ценностей на национальном уровне. В ее состав включены представители различных министерств и ведомств республики, учреждений культуры, образования, отдельные научные работники, имеющие опыт в осуществлении поиска и изучения культурных ценностей, оказавшихся за пределами Беларуси. Ежегодно проводятся заседания, на которых рассматриваются вопросы по возвращению в страну культурных ценностей.
Компетенция комиссии обозначена в статье 79 проекта Кодекса о культуре. В 2015 году была создана база данных и интернет-портал национальных культурных ценностей, которые оказались за пределами Беларуси. В начале следующего года на заседании комиссии будет рассмотрен вопрос о дальнейшем ведении этой базы данных, а также о координации и ответственности различных ведомств по ее дальнейшему развитию.
Согласно статье 78 проекта Кодекса о культуре культурные ценности, вывезенные из Беларуси с нарушением актов законодательства, международных договоров, которые действовали в стране на момент их вывоза, и других норм международного права, а также временно вывезенные из Беларуси в эвакуацию во время вооруженных конфликтов или на ином основании и не возвращенные без законных оснований, подлежат обязательному возвращению независимо от времени, обстоятельств и места вывоза.
По сложившейся мировой практике оригиналы культурно-исторических ценностей, за редким исключением, практически не возвращаются странам их происхождения.
В Беларуси принимаются меры по возвращению культурных ценностей альтернативными способами. В частности, на условиях долгосрочного депозита, который в настоящее время широко практикуется во всем мире, организации выставок зарубежных коллекций, оцифровки произведений искусства, архивных документов, библиотечных собраний. Примером может служить передача польской стороной в качестве депозита на 25 лет предметов интерьера для Дома-музея Адама Мицкевича в Новогрудке. В результате музей воспользовался возможностью подготовить свою равноценную экспозицию.
Еще один пример - организация в Национальном художественном музее выставки Слуцких поясов из фондов Государственного исторического музея Российской Федерации. Это случай совместного использования культурных ценностей. В настоящее время по дипломатическим каналам изучается вопрос о возможной передаче Слуцких поясов в собственность Национального художественного музея.
Национальной библиотекой Беларуси при содействии секретариата Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО осуществлен проект "Создание каталога "Библиотека Хрептовичей". Сохранившаяся часть библиотеки в настоящее время находится в фондах Национальной библиотеки Украины имени В.И.Вернадского. Проект позволил объединить части библиотеки Хрептовичей путем создания библиографической базы данных и обеспечить доступ к ней заинтересованных.
При содействии Бюро ЮНЕСКО в Москве переведены находящиеся в Российском государственном архиве древние акты архива политического деятеля и композитора М.К.Огинского на микрофильмы, а наиболее ценные материалы были сканированы. Архив включает 5 930 листов документов, писем, нотных рукописей, рисунков, литературных трудов композитора. Эти материалы переданы Государственному музею истории театральной и музыкальной культуры Беларуси.
Совместно с библиотеками и архивами России, Украины, Литвы, Польши, Финляндии, на территории которых находятся части архивно-библиотечного комплекса Несвижской ординации Радзивиллов, реализуется проект по виртуальной реконструкции документального наследия и библиотеки. Итогом проекта должен стать единый информационный ресурс, отражающий все сохранившиеся части архива, библиотеки, музейных коллекций. Ресурс будет доступен для международного научного сообщества и широкой общественности.
Начата реализация проекта виртуальной реконструкции библиотеки Сапег. Фонды Национальной библиотеки Беларуси пополнили электронные копии 11 изданий Франциска Скорины из фондов Верхнелужицкой научной библиотеки (г. Герлиц, Германия); 13 электронных копий изданий Франциска Скорины из Российской государственной библиотеки; 7 книг и 42 наименования газет (1 208 экземпляров) из Национальной библиотеки Литвы им. М.Мажвидаса.
В нынешнем году фонды Национального художественного музея Беларуси пополнились несколькими ценными предметами. Это пояс кунтушовый односторонний Слуцкой мануфактуры (1767-1780-е годы), пояс кунтушовый двусторонний, аналог Слуцкого пояса, изготовленный на мануфактуре Пасхалиса Якубовича (после 1791 года - до 1795 года). В музее также экспонировались пояса Слуцкой мануфактуры и пояса Гродненской королевской мануфактуры из собраний Национального музея Варшавы и Национального художественного музея им. М.К. Чюрлёниса (Каунас).
Это лишь часть проводимой в стране работы по возвращению культурного наследия, оказавшегося в силу различных причин за пределами Беларуси.
Приоритет для нас - собрать в Беларуси коллекцию слуцких поясов. Мечта наша - чтобы в Беларуси появилось более или менее полное собрание оригиналов изданий Скорины. Хотя этот вопрос тоже непростой, здесь мы опять идем по альтернативной методике - факсимильное воспроизведение произведений.
Конечно, хотели бы вернуть и Крест Ефросиньи Полоцкой.
Сначала надо проанализировать, что где находится и представляет для нас наибольший интерес. Поэтому был подготовлен электронный каталог, в который можно вносить сведения по культурным ценностям, которые находятся за рубежом.
Это тема не только Министерства культуры. Над этим работают, в частности, и представители Министерства иностранных дел, которые проводят большую работу. В этой сфере нужна также юридическая и научная поддержка.
Ни одно государство не может решить вопрос по возвращению всех ценностей. Если бы прежние собственники захотели себе что-то вернуть, то, например, надо было бы ликвидировать такое хранилище, как Британский музей, которое состоит полностью из греческих, египетских и других предметов.
Поэтому и ЮНЕСКО рекомендует использовать альтернативные варианты возвращения историко-культурных ценностей.
Сама практика оказания спонсорской помощи не вводится с принятием кодекса. Есть указ №300, который определяет порядок и условия оказания безвозмездной спонсорской помощи. Там есть два пункта, касающиеся спонсорской помощи на проведение культурных мероприятий. Поэтому для культуры это дело не новое. Мы ежегодно работаем со спонсорами и меценатами. Многие наши проекты осуществляются целиком за счет спонсорской помощи. В чем же новация? Впервые в белорусской практике вводим понятия "спонсор культуры" и "меценат культуры" в качестве юридических терминов. Что касается определенных налоговых льгот для тех, кто оказывают поддержку культуре, то они предусмотрены указом №145. Там, в частности, предусмотрено освобождение от налога на прибыль определенной доли прибыли, которая направлена в качестве спонсорской помощи организациям культуры. Этот указ был инициирован Министерством культуры. Если говорить о дальнейшем расширении льгот, то такие вопросы могут рассматриваться, но комплексно: не только с учетом наших желаний, но и с учетом тех возможностей, которые есть у государства. Поэтому вопрос этот пока открытый.
Сейчас в кодексе спонсоры и меценаты получат, скажем так, свой законный статус. Это свидетельство того, что государство видит и замечает этих людей, делает шаг им навстречу. На самом деле люди нам помогают не столько в расчете на налоговые льготы, а потому, что хорошо относятся к культуре и хотят, чтобы названия их компаний и фамилии звучали в связи с каким-то знаковым культурным проектом. Мы благодарны спонсорам и меценатам. Ежегодно проводим акцию "Меценат культуры", во время которой чествуем этих людей, вручаем дипломы и награды. Для уважаемых организаций это приятно. Для них важно признание социальной миссии. При этом частные лица помогают в меньшей степени. Есть примеры, когда они покупали или передавали в музеи какие-то исторические предметы и произведения искусства. Насколько для них это будет интересно в дальнейшем, будет зависеть и от нас. Потому что им интересно, чтобы было двустороннее движение, не только от них, но и от нас, от государственных органов. Меценат, который передал что-то в музей, должен быть замечен. Например, в Третьяковской галерее есть табличка, где указаны, кто принимал участие в переоформлении зала.
Сейчас мы уже узакониваем ту ситуацию и те добрые связи, которые складывались у нас естественным путем. Недаром еще до появления кодекса были соответствующие документы на уровне правительства и Министерства культуры о создании попечительских советов. Наши наиболее крупные и активно работающие организации: Купаловский театр, Национальный художественный музей и другие - создали такие советы, и их члены помогают не только привлекать спонсорскую помощь, но и решать некоторые организационные и правовые вопросы. Ведь туда входят влиятельные и авторитетные в нашем обществе люди.
Что касается развития государственно-частного партнерства, у нас есть хороший опыт сотрудничества по разным проектам, например, с Белгазпромбанком (фестиваль "Теарт)", Центром визуальных и исполнительских искусств "Арт Корпорейшн" (фестивали "Теарт", "Лістапад").
Все наши крупные фестивали: "Славянский базар в Витебске", "Купалье" и другие - тоже являются примерами государственно-частного партнерства. Кроме того, спонсорская помощь оказывается при проведении национальных белорусских выставок за рубежом, например, "ЭКСПО-2015" в итальянском Милане.
Появление кодекса придаст большую уверенность тем организациям, которые оказывают нам поддержку. Ведь для многих из них это социальная миссия, они хотят что-то делать для общества и сохранения культуры.
Практика классификации присвоения определенных возрастных категорий фильмам для нашей страны не нова, она существует и сейчас. Министерство культуры выдает прокатное удостоверение, только не возраст указывается, а определенная, скажем так, звездочка. Звездочки ориентированы на то, какие категории зрителей могут посещать данный фильм, до какого возраста - в сопровождении законных представителей. То есть практика такая имеется, и особых неудобств или нареканий со стороны зрителей она не вызывает. К сожалению, мы сталкивались с другими фактами. Например, несколько лет назад демонстрировался "Самый лучший фильм". Поступила жалоба от зрителя, который пришел с внуком на этот фильм, а он оказался, мягко говоря, не по возрасту для ребенка. Ограничение было прописано, но зритель принял решение, что он пойдет на этот фильм с внуком, администратор кинотеатра пропустила в зал.
В правилах киновидеообслуживания населения, которые мы имеем сейчас, содержится норма, что зрители допускаются на сеансы с учетом в том числе указанных возрастных ограничений, поэтому введение классификаций "0+", "6+", "12+" и далее не является чем-то принципиально новым для системы белорусского проката. Мы здесь синхронизируем наши подходы с той практикой, которая применяется в России, где такая классификация уже действует. Как этот вопрос будет регулироваться правилами киновидеообслуживания, будет решаться после принятия Кодекса о культуре. Пока же в правилах киновидеообслуживания определенные подходы и ограничения на допуск зрителей на фильмы, которые не предназначены для их возрастной категории, предусмотрены. Именно несоблюдение этих правил может вызвать потом у зрителей нарекания. Ограничения не выдумываются, не берутся произвольно, они вводятся на основе нормативных документов, которые существуют.
Что касается критериев отнесения той или иной продукции к определенному возрасту, то они, конечно, будут синхронизированы с рекомендациями, которые будут относиться не только к кинопродукции, но и к печатной продукции, зрелищным мероприятиям, что предусматривается законодательством о защите детей от нежелательной информации. Здесь во всем государстве у нас будут единые подходы. Какие именно будут критерии, пока еще рано комментировать, поскольку после принятия кодекса будут разрабатываться подзаконные акты.
Вопрос этот будет решаться разумно. Определенная оговорка в законодательстве будет сделана относительно заведений, где совмещаются услуги общественного питания и культурная программа. Например, ресторан по определению оказывает услуги общественного питания с продажей алкогольных напитков и представлением определенной культурной программы. Естественно, если какая-та организация оказывает одновременно услуги общественного питания и проведения культурно-зрелищных мероприятий, мы продумаем и обязательно откорректируем этот вопрос ко второму чтению Кодекса о культуре в Палате представителей - каким образом установить на законодательством уровне особенности проведения мероприятий, в том числе танцевальных программ и дискотек, сопровождаемой работой диджеев, показом видеоматериалов, конкурсными программами в таких организациях.
Если же говорить о дискотеках как чисто культурных мероприятиях, у нас и раньше на них не допускались люди в состоянии алкогольного опьянения. Эта норма будет действовать в дальнейшем, что будет способствовать поддержанию порядка в таких местах. А там, где нужно установить некие разумные требования, чтобы сочетать два направления деятельности ресторана, на законодательном уровне будут предусмотрены соответствующие оговорки.
Для инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны Кодексом о культуре предусмотрено предоставление на постоянной основе права бесплатного посещения экспозиций государственных музеев, организуемых на основе собственных музейных фондов. Негосударственные музеи сами определяют, какие льготы они готовы предоставить для инвалидов и ветеранов.
Кроме того, для инвалидов и иных физически ослабленных лиц установлено приоритетное право получения документов из библиотечных фондов публичных библиотек по месту жительства или месту пребывания.
Занятия в кружках, студиях, непрофессиональных (любительских) коллективах художественного творчества, созданных в государственных клубных учреждениях, осуществляются, как правило, на бесплатной основе.
Если говорить о создании условий для обеспечения доступа названной категории лиц к культурным ценностям, услугам организаций культуры, то в этом вопросе деятельность организуется, исходя из общих подходов государственной политики. Так, согласно Государственной программе по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы, одним из заказчиков и исполнителей которой является Министерство культуры, в частности, предусматривается выполнение работ по созданию безбарьерной среды на 5 032 объектах социальной и другой инфраструктуры, включая объекты культуры.
Кроме того, в соответствии со статьей 29 закона "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" на местные исполнительные и распорядительные органы возложена обязанность обеспечивать инвалидам необходимые условия для свободного доступа и пользования организациями культуры для развития творчества.
Дело в том, что нормативы, касающиеся культурной деятельности, регулируются социальными стандартами. В Беларуси достаточно универсальный социальный стандарт - он предусматривает определенную сумму расходования бюджетных и внебюджетных средств на культуру в расчете на одного жителя.
Что касается мнения, что не все учреждения, входящие в сферу культуры, могут полноценно осуществлять внебюджетную деятельность, то следует отметить, что какие-либо нормативы или планы по оказанию платных услуг учреждениям не доводятся. Те учреждения, которые могут это делать, стремятся заработать, внебюджетные средства идут на укрепление материальной базы, стимулирование работников. Но никакого законодательного закрепления норматива платных услуг сейчас нет.
Возможность установить уровень финансирования не ниже оптимального процента от ВВП прорабатывалась на ранних стадиях разработки Кодекса о культуре. Но здесь вопрос более "плавающий" - все будет зависеть от экономической ситуации в стране. Правительство и Министерство культуры предлагают необходимые объемы финансирования с учетом развития учреждений культуры. В финансовом плане для культуры делается многое, но при этом само Министерство и работники отрасли не должны ждать только манны из бюджета, нужно эффективно проводить платные мероприятия, стараться заработать самим.
Что касается оптимизации, то, как правило, объединяются или закрываются учреждения культуры в сельской местности, причем в малонаселенных пунктах, где держать их нерентабельно и неэффективно не только с экономической, но и с содержательной точки зрения. Зачем клуб, который из-за отсутствия посетителей открывается только раз или два в неделю для проведения какого-либо мероприятия? Поэтому здесь учитывается экономическая и социальная целесообразность.
Однако это не значит, что жители малонаселенного пункта с закрытием учреждения остаются без культурного обслуживания. В таких ситуациях мы идем разными путями, например, объединяем два учреждения - библиотеку и клуб. Распространение получила практика объединения школьной и публичной библиотек, которые находятся в сельских населенных пунктах. В малонаселенных пунктах также применяются передвижные формы обслуживания. То есть оптимизация проводится там, где это обусловлено требованиями жизни и экономики, однако жители без культурного обслуживания не остаются.
Поддержка белорусов зарубежья - это широкий комплексный вопрос, который находится не только в ведении Министерства культуры. Есть отдельное законодательство о соотечественниках за рубежом. В проект государственной программы "Культура Беларуси" на 2016-2020 годы включена подпрограмма "Белорусы в мире", где наше ведомство выступает одним из исполнителей.
Поддержка белорусов зарубежья оказывается не только в плане сохранения культурной самобытности и идентичности, но и в вопросах образования, ведения бизнеса. Что же касается поддержки в сфере культуры, то она может оказываться через культурные центры Беларуси в странах пребывания. Пока такая практика у нас только развивается, потому что создание культурных центров, как правило, сопряжено с определенными финансовыми вопросами. Работает такой центр достаточно давно в Польше. Деловой и культурный комплекс открыт в России, там предусмотрены специальные помещения для белорусских диаспор. В планах работы этого комплекса - введение курсов белорусского языка.
На прошлой неделе Совет Республики одобрил законопроект о ратификации соглашения между Беларусью и Китаем о взаимном учреждении культурных центров, которым как раз предусматривается создание культурного центра Беларуси в Китае, куда наши граждане ездят с разными целями (на учебу, на работу), и это для них будет такой "беларускі куточак" на китайской земле.
Планируется, что этот центр будет создан в следующем году на базе посольства. Но даже там, где в отделении посольства нет подобного центра, обязательно наше посольство сотрудничает с представителями белорусских диаспор в странах пребывания, если они проявляют интерес к такому взаимодействию. На протяжении ряда лет белорусам зарубежья передаются комплекты национальных костюмов, методической и художественной литературы, аудио- и видеоматериалы, предметы декоративно-прикладного искусства, сувениры и предметы с белорусской символикой, музыкальные инструменты, периодические печатные издания и иное. На эти цели Министерством культуры ежегодно выделяются средства, за счет их оказывается такая практическая помощь.
Думаю, подведение итогов по реализации государственной программы "Белорусы в мире", равно как и программы "Культура Беларуси" - это все-таки дело начала следующего года, поэтому сейчас говорить об этом и приводить какие-то цифры несколько преждевременно. Когда будут подводиться итоги этой госпрограммы, мы проведем соответствующую коллегию и обязательно проинформируем СМИ. Что касается того, будет ли продолжена программа, да, будет. В проекте государственной программы "Культура Беларуси" на 2016-2020 годы предусмотрена подпрограмма "Белорусы в мире", и она касается не только вопросов культурной поддержки, но и иных - информационных, образовательных и т.д.
Действительно, отдельное закрепление на правовом уровне вопросов охраны археологического наследия можно расценивать как значительный шаг в национальном законодательстве. Археологические исследования и в предыдущий период могли выполняться лишь на основании разрешения Национальной академии наук Беларуси. В случае проведения работ на памятниках археологии, которым придан статус историко-культурной ценности, их условия определяются также разрешением Министерства культуры.
Проект кодекса более четко определил порядок получения разрешения НАН Беларуси, установил квалификацию специалиста, который может, исходя из своего опыта и практики, иметь допуск к археологическим раскопкам и поиску археологических объектов. В проекте прописан порядок выдачи такого разрешения НАН по заявлению музея или научной организации, в которой работают на договорных основах граждане, обладающие соответствующей квалификацией, опытом работы по проведению археологических исследований, а также имеют достаточную практику проведения таких исследований.
Вознаграждение выплачивается лицу в случае выявления клада или предметов, которым придается статус историко-культурной ценности. При выявлении культурной ценности и ее передаче в музей может выплачиваться объем средств, определенный фондово-закупочной комиссией.
Хочу уточнить, что я по своей прежней профессии являюсь профессиональным археологом, так что представляю, что такое ходить по полям и искать монетки. Это несколько надуманная фраза, но вместе с тем хочу отметить, что в Национальной академии наук есть договоры с определенными поисковиками. И если этот поиск проводится в рамках законодательства, то больших препятствий в его осуществлении нет. Более того, если мы возьмем указ президента, а эта норма также должна быть отражена и в проекте, там сказано, что для проведения поиска археологических объектов, археологических артефактов могут привлекаться граждане во время студенческой практики, подсобные рабочие и специалисты на договорных основах. Но основное здесь то, что за такими действиями все равно должен стоять профессиональный археолог, определенная профильная организация, на адрес и имя которой выдан открытый лист - разрешение Национальной академии наук. Ведь важно все то, что обнаруживается, скажем, в полях, ввести в культурный и научный оборот.
Разрешение НАН вряд ли получит обычный поисковик, но иметь какие-то договорные отношения с организацией археологического профиля и сотрудничать с профессиональным археологом, который имеет на руках открытый лист на свою организацию, на свое имя (а открытые листы будут именными), здесь я больших препятствий не вижу. Возможно, придется несколько отработать еще механизмы этой новой формы, так как законодательством такого требования не было установлено. Но, наверное, большой проблемы здесь возникать не будет, потому что такие договоры, хоть их немного, но они у НАН, в частности у Института истории, существуют.
Мы, наверное, одна из последних стран в нашем окружении, которая принимает такое законодательство. В России, Польше, Литве, Украине оно уже есть. И пускай кто-нибудь попробует поехать в Россию (у нас границы открыты) и попытается реализовать там что-нибудь. Больших надежд тут не следует питать. И не надо думать, куда и что продать, а стоит подумать, как свою деятельность узаконить. Более того, указ президента на сегодняшний день позволяет легализовать приобретенные археологические артефакты. Действительно, это было специально проработано, продумано, чтобы не поставить некоторых людей в крайне неприятную ситуацию. Поэтому в течение 2016 года до 1 января 2017 года все свои археологические артефакты, если это действительно артефакты, можно легализовать. Правда, не обязательно, что то, что есть у коллекционеров на руках, будет являться археологическим артефактом. Для определения этого тоже продуман специальный механизм. Будут созданы комиссии, в состав которых войдут специалисты определенного профиля, при Минском горисполкоме и облисполкомах, куда можно будет предоставить свои предметы, и комиссия определит - артефакт это или нет. Если это артефакт, его просто надо будет зарегистрировать в НАН в специальном реестре. Но это не значит, что Академия наук изымет это артефакт. Главное - знать, где и у кого что есть, чтобы иметь возможность этот артефакт ввести в научный и культурный оборот.
Как правило, на полях нет россыпи монет раннего советского периода и времен Российской империи. Если человек занимается нумизматикой и это его хобби, то законодательство этому не препятствует.
Что касается вопроса обнаружения этих или других предметов на распаханных полях, надо понимать, что культурный слой находится не только на глубине воздействия плуга, он может находиться и глубже. В таких случаях важно рассматривать найденную монету не в отдельности, а в комплексе археологических артефактов, совместно с керамикой и другими предметами. Тогда монета несет определенную научную информацию и имеет культурное значение. Вырывая какой-то предмет из комплекса артефактов, мы фактически приносим вред науке и культуре.
Такая возможность как раз предусмотрена. Если вы прочитаете подпункт 1,6 указа №485, то там это прописано. Эта норма также будет отражена ко второму чтению и в проекте Кодекса о культуре. Потому наладить такое взаимодействие для общего интереса - и для коллекционера, и для ученых, исследователей - можно в рамках законодательства.
Что касается предметов старше 120 лет, то их придется регистрировать. Их нужно будет предоставить для того, чтобы они были внесены в реестр археологических артефактов. Будут созданы специальные комиссии при облисполкомах и Мингорисполкоме, которые определят, артефакт это или нет, и дальше их путь - в Институт истории НАН Беларуси, где будет зафиксировано, где, у кого, что за предмет хранится. Картина, к примеру, является археологическим артефактом априори.
ЮНЕСКО рекомендует брать период в 100 лет, и в РФ тоже взята эта цифра. Но мы вынуждены были как-то подкореллировать ее с нашим законодательством. Здесь затрагиваются вопросы оружия: у нас есть понятия исторического оружия, антикварного оружия. Мы посмотрели, что если уходим за 120 лет, то не вступаем в противоречие с законодательством об оружии. Потому и отступили от рекомендаций ЮНЕСКО, чтобы сюда не попало оружие Первой мировой войны.
Эта инициатива не столько Министерства культуры Беларуси, сколько творческих работников, творческих союзов. Проект указа сейчас готовится.
Наступающий год в сфере культуры - год знаковых юбилеев. Это и 125-летие со дня рождения Максима Богдановича, 75-летие со дня рождения Владимира Мулявина, юбилеи Кондрата Крапивы, Ивана Шамякина, еще многих наших литераторов. Это юбилейный год для нашего фестиваля искусств "Славянский базар" - ему 25 лет. Естественно, каждое из этих событий, каждая из этих персон достойны того, чтобы выстраивать комплексы мероприятий. Например, мулявинский цикл мероприятий фактически начался, недавно ему дан старт пресс-конференцией, и одним из первых знаковых событий станет концерт 12 января в день рождения Владимира Мулявина в Белгосфилармонии. Готовится и проект под творческим руководством супруги Владимира Мулявина - Светланы Пенкиной. Это будет оригинальная программа, авторский вечер, представление произведений, которые были написаны самим Владимиром Георгиевичем, при участии "Песняров", солистов разных поколений. Будет задействован Национальный академический народный оркестр имени Жиновича. Кроме того, мы планируем показ спектакля "Песняр" Национального академического драматического театра имени М.Горького и рок-оперы "Песня пра долю" Национального академического народного оркестра Беларуси имени Жиновича не только в Минске, но и в других городах Беларуси.
А на фестивале белорусской песни и поэзии, который традиционно концентрируется вокруг знаковых событий, персон белорусской культуры, состоится премьера программы Национального академического концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Финберга, тоже посвященная песням Владимира Мулявина. Это будут не только известные хиты, маэстро обещает много сюрпризов.
Уже разработана и передана на утверждение главы государства новая концепция "Славянского базара". Красной нитью проходит тема подведения творческих итогов, определения новых перспектив развития фестиваля. Все секреты раскрывать не хотелось бы, но будет много звезд, будет представлено творчество лауреатов фестиваля разных лет. Будут и сюрпризы, подчеркивающие статус фестиваля, его роль, значение в развитии не только белорусской культуры (фестиваль, бесспорно, является символом Беларуси), но и его вклад в развитие мирового музыкального искусства.
В будущем году запланировано много мероприятий к юбилею Максима Богдановича. Это один из самых востребованных молодежью поэтов. Кроме традиционных мероприятий пройдут различные акции, как например, "Читаем Богдановича вместе", которую организуем вместе с Белтелерадиокомпанией.
Другие мероприятия также привлекут внимание белорусов к известным именам. Красной нитью проходит тема пропаганды белорусского искусства, ярких имен белорусской культуры. Будут открыты некоторые объекты культуры после реставрации. В городе Слуцке планируется установить памятник легендарной княгине Анастасии Слуцкой.
Постараемся наполнить новым ярким содержанием те проекты, которые проводятся в Беларуси не один год. Речь идет о кинофестивале "Лiстапад", о театральных фестивалях и т.д. Будут театральные и музыкальные премьеры. План мероприятий еще верстается.
Культура - понятие многослойное, означает еще и взращивание, воспитание. Поэтому будут проходить мероприятия, которые затронут культуру как порядок на земле, культуру на производстве и в человеческих отношениях.
Не совсем точно поставлен вопрос. В 2002 году был образован департамент по охране наследия, сейчас это управление по охране наследия Министерства культуры. И как раз сотрудники департамента и сотрудники управления поставили вопрос о том, что необходимо провести инвентаризацию историко-культурных ценностей, которые были включены, а некоторые перешли даже автоматом, из прежних учетных списков. Это список памятников истории культуры республиканского значения, списки памятников истории культуры местного значения, которых было 26. Это то, что принято облисполкомами и два списка были приняты Минским горисполкомом. И здесь речь идет прежде всего о памятниках археологии.
Министерство культуры примерно с 2004-2005 годов инициировало работу и направило средства республиканского бюджета на проведение инвентаризации памятников археологии. Министерство культуры сумело провести эту работу по Минской области и частично по Витебской области, потом на одной из коллегий в 2008 году было предложено и управлениям облисполкомов и Минского горисполкома подключиться средствами местного бюджета и, привлекая археологов университетов, кафедр археологии, такую работу продолжить. И действительно, был выявлен ряд объектов, которые в списке присутствуют, но в природе их не существует по различным причинам. Есть подтверждение, что какие-то объекты исчезли еще в 70-х и 80-х годах. Почему так случилось в те годы, трудно сказать. Были случаи такие, когда некоторые объекты приписаны были к одному району, хотя на самом деле находились в соседнем. Поэтому говорить, что Министерство культуры ничего не предпринимало, неверно. И это еще не конец, работа продолжается. Я не исключаю, что на очередных заседаниях Белорусская республиканская научно-методическая рада по вопросам историко-культурного наследия примет решения о лишении статуса объектов, которых уже нет. Что касается принятия мер Министерством культуры, я должен подчеркнуть, что ежегодно выдаются предписания по фактам нарушения законодательства, составляются административные протоколы, что в компетенции Министерства. И ответственные за нарушения законодательства либо устраняют недочеты, либо привлекаются к ответственности. В последнее время более активно стали работать специалисты местных управлений, которые научились писать предписания, составлять административные протоколы.-0-
Полагаю, что значительные правовые основания для пресечения такой незаконной деятельности, естественно, появятся. Не надо думать, что это только кодекс. Указ Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2015 г. №485 "Аб удасканаленні аховы археалагічных аб’ектаў і археалагічных артэфактаў" определяет порядок проведения поиска археологических объектов и археологических артефактов, устанавливает последовательность действий по их сохранению и предотвращению правонарушений. Следующим шагом, вытекающим из поручений данного нормативного правового акта, является внесение изменений и дополнений в ряд актов законодательства, прежде всего, в Административный и Уголовный кодексы, разработка так называемых подзаконных актов, определяющих порядок выдачи разрешений НАН Беларуси на проведение археологических исследований, порядок учета археологических объектов и археологических артефактов, порядок проведения археологических исследований, ряд других мер, направленных на обеспечение охраны археологического наследия. Все эти правовые нормы уже отражены или будут отражены ко второму чтению в Палате представителей Национального собрания на основании указа главы государства. Подготовка названного комплекса проектов актов законодательства выполняется в настоящее время специалистами Министерства культуры и НАН Беларуси. Меры же ответственности определяются административным и уголовным законодательством. Их степень будет зависеть от объема причиненного вреда археологическим объектам, что однозначно трактуется как нарушение законодательства.
Хочу подчеркнуть, что впервые в истории белорусского нормотворчества охрана археологического наследия выделяется в отдельное законодательство, и то, что в проекте кодекса есть отдельный раздел - очень важно.-0-
Начну отвечать с конца. И указом Президента, принятым недавно, и Кодексом о культуре, определен порядок экспертизы территорий. Для этого привлекаются специалисты соответствующей квалификации, т.е. археологи, которые определяют, есть ли на участке археологический объект и есть ли культурный слой. Культурный слой - это не просто слой земли, который создан в процессе жизни человека в период, скажем, 50-100 лет. Культурный слой обычно содержит различные, иногда не совсем глубинные, иногда очень глубинные, периоды. Есть специфика определения, это во-первых. Во-вторых, сам вопрос содержит ответ - объекту менее 120 лет. Мы смотрим указ Президента - более 120 лет. Остальные вопросы не имеют смысла.-0-
Чтобы определить, является ли этот участок бывшей деревней, археологическим объектом, содержит ли культурный слой археологические артефакты, надо пригласить специалистов-археологов, которые изучат территорию. Даже в сегодняшнем законодательстве, а это постановление Совета Министров 2002 года №651 "Об охране археологических объектов при проведении земляных и строительных работ" (в 2012 году было добавление "...и осуществлении иной деятельности на археологических объектах") прописаны меры по охране археологических объектов, и одна из основных мер - участие специалистов-археологов для обследования, экспертизы таких территорий и подготовки заключения, стоит ли подвергать эту территорию археологическому исследованию или можно дальше содержать ее в сельскохозяйственном обороте.
Сейчас большую работу провели археологи по трассе второй минской кольцевой дороги. Там было обнаружено большое количество интереснейших, ранее даже неизвестных археологических объектов, находки уникальные были выявлены, но в смету строительства этой кольцевой дороги были заложены в том числе и исследования. Та же самая ситуация была в зоне строительства Гродненской ГЭС. Территория затопления была тотально исследована в течение ряда лет. Это общемировая практика.
В настоящее время отношения в сферы культуры в Беларуси регулируют 7 законов, более 10 указов Президента Беларуси, около 40 постановлений правительства, более 100 нормативных правовых актов Министерства культуры и примерно такое же количество правовых актов местных исполнительных и распорядительных органов. Такое число нормативных правовых актов создает трудности в процессе правоприменения и не способствует комплексному регулированию общественных отношений в сфере культуры.
Вместе с тем нормативные правовые акты в сферы культуры действуют длительное время, носят устойчивый характер и получили апробацию на практике. Таким образом, сложились все условия для кодификации законодательства о культуре: накоплена достаточная нормативная правовая база и имеется возможность вычленения обобщающих норм.
В Кодекс включены нормы 7 законов, 4 указов Президента Республики Беларусь, 20 постановлений Совета Министров и 25 постановлений Министерства культуры. Это будет способствовать упрощению применения норм законодательства всеми субъектами культурной деятельности, в том числе учреждениями культуры.
Кодекс о культуре должен вступить в силу через 6 месяцев через шесть месяцев после его официального опубликования. В настоящее время идет подготовка проекта Кодекса ко второму чтению в Палате представителей Национального собрания Беларуси. Если проект будет принят на весенней сессии, то возможно его вступление в силу в конце 2016 или начале 2017 года.
Общественная наблюдательная комиссия при Министерстве культуры по охране историко-культурного наследия создана по постановлению правительства от 22 октября 2008 года исходя из статьи 4 закона "Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь", которой определено участие общественных объединений в сфере охраны историко-культурного наследия.
Проект Кодекса о культуре предусматривает передачу местным исполнительным и распорядительным органам части функций по охране наследия, например, по приданию материальным объектам статуса историко-культурной ценности и категории "3". Также сохраняется ряд функций, которые установлены действующим законодательством. Естественным является и более активное вовлечение общественности в сферу охраны наследия на местном уровне.
Формироваться общественные наблюдательные комиссии будут из представителей местных подразделений общественных организаций, основной уставной деятельностью которых является охрана, изучение, пропаганда наследия, организация творческой работы. Проект кодекса не содержит ограничения по привлечению к работе наблюдательной комиссии представителей учебных заведений, творческой и научной общественности. В каждом областном центре есть университеты, где работают специалисты, связанные со сферой охраны историко-культурного наследия.
При Совете Министров Республики Беларусь создана комиссия по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот национальных культурных ценностей, которые оказались за пределами Беларуси. Комиссия выполняет координирующую роль в принятии решений по возвращению культурных ценностей на национальном уровне. В ее состав включены представители различных министерств и ведомств республики, учреждений культуры, образования, отдельные научные работники, имеющие опыт в осуществлении поиска и изучения культурных ценностей, оказавшихся за пределами Беларуси. Ежегодно проводятся заседания, на которых рассматриваются вопросы по возвращению в страну культурных ценностей.
Компетенция комиссии обозначена в статье 79 проекта Кодекса о культуре. В 2015 году была создана база данных и интернет-портал национальных культурных ценностей, которые оказались за пределами Беларуси. В начале следующего года на заседании комиссии будет рассмотрен вопрос о дальнейшем ведении этой базы данных, а также о координации и ответственности различных ведомств по ее дальнейшему развитию.
Согласно статье 78 проекта Кодекса о культуре культурные ценности, вывезенные из Беларуси с нарушением актов законодательства, международных договоров, которые действовали в стране на момент их вывоза, и других норм международного права, а также временно вывезенные из Беларуси в эвакуацию во время вооруженных конфликтов или на ином основании и не возвращенные без законных оснований, подлежат обязательному возвращению независимо от времени, обстоятельств и места вывоза.
По сложившейся мировой практике оригиналы культурно-исторических ценностей, за редким исключением, практически не возвращаются странам их происхождения.
В Беларуси принимаются меры по возвращению культурных ценностей альтернативными способами. В частности, на условиях долгосрочного депозита, который в настоящее время широко практикуется во всем мире, организации выставок зарубежных коллекций, оцифровки произведений искусства, архивных документов, библиотечных собраний. Примером может служить передача польской стороной в качестве депозита на 25 лет предметов интерьера для Дома-музея Адама Мицкевича в Новогрудке. В результате музей воспользовался возможностью подготовить свою равноценную экспозицию.
Еще один пример - организация в Национальном художественном музее выставки Слуцких поясов из фондов Государственного исторического музея Российской Федерации. Это случай совместного использования культурных ценностей. В настоящее время по дипломатическим каналам изучается вопрос о возможной передаче Слуцких поясов в собственность Национального художественного музея.
Национальной библиотекой Беларуси при содействии секретариата Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО осуществлен проект "Создание каталога "Библиотека Хрептовичей". Сохранившаяся часть библиотеки в настоящее время находится в фондах Национальной библиотеки Украины имени В.И.Вернадского. Проект позволил объединить части библиотеки Хрептовичей путем создания библиографической базы данных и обеспечить доступ к ней заинтересованных.
При содействии Бюро ЮНЕСКО в Москве переведены находящиеся в Российском государственном архиве древние акты архива политического деятеля и композитора М.К.Огинского на микрофильмы, а наиболее ценные материалы были сканированы. Архив включает 5 930 листов документов, писем, нотных рукописей, рисунков, литературных трудов композитора. Эти материалы переданы Государственному музею истории театральной и музыкальной культуры Беларуси.
Совместно с библиотеками и архивами России, Украины, Литвы, Польши, Финляндии, на территории которых находятся части архивно-библиотечного комплекса Несвижской ординации Радзивиллов, реализуется проект по виртуальной реконструкции документального наследия и библиотеки. Итогом проекта должен стать единый информационный ресурс, отражающий все сохранившиеся части архива, библиотеки, музейных коллекций. Ресурс будет доступен для международного научного сообщества и широкой общественности.
Начата реализация проекта виртуальной реконструкции библиотеки Сапег. Фонды Национальной библиотеки Беларуси пополнили электронные копии 11 изданий Франциска Скорины из фондов Верхнелужицкой научной библиотеки (г. Герлиц, Германия); 13 электронных копий изданий Франциска Скорины из Российской государственной библиотеки; 7 книг и 42 наименования газет (1 208 экземпляров) из Национальной библиотеки Литвы им. М.Мажвидаса.
В нынешнем году фонды Национального художественного музея Беларуси пополнились несколькими ценными предметами. Это пояс кунтушовый односторонний Слуцкой мануфактуры (1767-1780-е годы), пояс кунтушовый двусторонний, аналог Слуцкого пояса, изготовленный на мануфактуре Пасхалиса Якубовича (после 1791 года - до 1795 года). В музее также экспонировались пояса Слуцкой мануфактуры и пояса Гродненской королевской мануфактуры из собраний Национального музея Варшавы и Национального художественного музея им. М.К. Чюрлёниса (Каунас).
Это лишь часть проводимой в стране работы по возвращению культурного наследия, оказавшегося в силу различных причин за пределами Беларуси.
Для инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны Кодексом о культуре предусмотрено предоставление на постоянной основе права бесплатного посещения экспозиций государственных музеев, организуемых на основе собственных музейных фондов. Негосударственные музеи сами определяют, какие льготы они готовы предоставить для инвалидов и ветеранов.
Кроме того, для инвалидов и иных физически ослабленных лиц установлено приоритетное право получения документов из библиотечных фондов публичных библиотек по месту жительства или месту пребывания.
Занятия в кружках, студиях, непрофессиональных (любительских) коллективах художественного творчества, созданных в государственных клубных учреждениях, осуществляются, как правило, на бесплатной основе.
Если говорить о создании условий для обеспечения доступа названной категории лиц к культурным ценностям, услугам организаций культуры, то в этом вопросе деятельность организуется, исходя из общих подходов государственной политики. Так, согласно Государственной программе по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы, одним из заказчиков и исполнителей которой является Министерство культуры, в частности, предусматривается выполнение работ по созданию безбарьерной среды на 5 032 объектах социальной и другой инфраструктуры, включая объекты культуры.
Кроме того, в соответствии со статьей 29 закона "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" на местные исполнительные и распорядительные органы возложена обязанность обеспечивать инвалидам необходимые условия для свободного доступа и пользования организациями культуры для развития творчества.