Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
07 сентября 2018, 10:00

Как помочь ребенку адаптироваться к школе. Прямая линия газеты "7 дней"

Первые звонки уже отзвенели в школах, начались трудовые будни за партами. Особенно напряженные они для тех, кто пошел в первый класс. Волнуются и родители. Как пройдет адаптация ребенка? Как наладить режим? Как не погасить интерес к учебе? Эти и другие вопросы читатели "7 дней" задавали на прямой линии специалистам.

Участники:

Наталья Смирнова
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Академии последипломного образования
Лилия Кузнецова
Начальник организационно-аналитического управления Национального института образования
Клавдия Винокур
Заведующий педиатрическим отделением по медицинскому обслуживанию детей в учреждениях образования УЗ "25 городская детская поликлиника"

Вопросы конференции

Олег Гуревич, г. Витебск
Жена хочет отдать сына и на плавание, и на каратэ, и на рисование, и на робототехнику. Я против, считаю, что это большая нагрузка для семилетки. Каково мнение специалистов?
Кузнецова Лилия Федоровна

Здесь все индивидуально, необходимо учитывать интерес ребенка и нагрузку. В школе создаются такие условия, когда ребенок может выбрать себе кружок, секцию по интересам и попробовать себя в разных направлениях. Как показывает практика, многие до поступления в школу посещают различные развивающие занятия. Если детям нравится заниматься и они привыкли к такой нагрузке, можно оставить все без изменений. Если вы только собираетесь начать дополнительное образование, то стоит попробовать с одного кружка или секции, давая ему время разобраться в них и освоиться.

А еще не надо забывать о том, что ребенку важно общение с родителями. Поэтому попробуйте посещать один творческий кружок и одну спортивную секцию с таким расписанием, чтобы как минимум 2 дня в неделю оставались свободными от занятий. Оставьте один выходной день, который вы сможете проводить всей семьей.

Винокур Клавдия Константиновна

Как врач добавлю, что необходимо также оценить состояние ребенка вместе с педиатром и определить, какие кружки ему можно посещать. Особенно это касается спортивных секций. Или, к примеру, вы отдадите малыша на бисероплетение, а у него не самое хорошее зрение. И ему будет нравиться, но глазам это пользы не принесет. И я считаю, что для первоклассника оптимально – один-два кружка.

Смирнова Наталья Викторовна

Хочу отметить, что очень важно, посещал ли ребенок кружки до школы. Если нет, и сейчас не высказывает желания туда ходить, то, возможно, стоит подождать хотя бы первый год обучения в школе. А посещение кружков, секций начать позже, например со второго класса.

Алевтина Говорун, г. Минск
Пошли в первый класс, капризничаем по утрам. Сколько длится адаптация к школе?
Винокур Клавдия Константиновна

У всех детей этот процесс проходит по-разному. Вплоть до полугода. Бывает легкая, средняя и тяжелая адаптация.

Кузнецова Лилия Федоровна

Из моего опыта учителя добавлю, что большинство детей адаптируются (привыкают) к школе в течение первых двух месяцев обучения. Быстро вливаются в коллектив, заводят друзей. У них всегда хорошее настроение, они доброжелательны, спокойны. К концу октября они справляются с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым распорядком дня.

Другим нужно больше времени. Они могут играть на уроках, не реагируют на просьбы учителя, иногда плачут, выясняют отношения с товарищами. Лишь к концу первого полугодия привыкают к школьной жизни.

Есть дети, у которых к трудностям в учебной деятельности прибавляются негативные формы поведения, отрицательные эмоции. Часто они становятся отверженными в коллективе. А это рождает реакцию протеста. Такие дети плохо ведут себя на уроках, переменах. Важно вовремя разобраться в причинах такого поведения. Иначе это может привести к нарушению психического здоровья. Привыкание к школе длится на протяжении всего года обучения.

Смирнова Наталья Викторовна

В таких случаях уже стоит обратиться к детскому психологу. Здесь начинается совместная работа родителей, психолога и учителя. Еще хочу добавить, что если есть хоть малейшая возможность забирать первоклассника первое время сразу после уроков, нужно ею воспользоваться. И постараться сохранить в таком случае дневной сон. Если у родителей нет такой возможности, то хотя бы заблаговременно взять отпуск на этот период.

Егор Валентинович, г. Минск
Учительница сказала на собрании, что телефоны у нас в классе запрещены. А можно ли пользоваться "умными" часами?
Кузнецова Лилия Федоровна

Особой пользы для детей я в них не вижу. Этот гаджет, конечно же, больше нужен родителям, чем их детям. В первую очередь, чтобы следить за местоположением ребенка. Если все-таки родители настаивают, чтобы ребенок их носил, нужно обязательно договориться соблюдать жесткое условие их использования. Только для контроля. Не для игр и звонков во время уроков!

Впрочем, у взрослых есть возможность заблокировать устройство на руке первоклассника.

Регина Сумовец, г. Брест
Нам сказали собрать всякие каштаны и желуди, чтобы потом вместе с ребенком делать поделки. Когда мне этим заниматься? Да и надо ли? Я уже окончила школу!
Кузнецова Лилия Федоровна

Это очень правильная просьба учителя. У ребят начнутся уроки трудового обучения, и все природные материалы, которые вы соберете вместе с ребенком во время прогулки, пригодятся. Что касается – делать вместе, то это тоже очень важно. Не нужно относиться к школьному обучению как "я сдал ребенка – учите и занимайте его!" Первое время родителям нужно обязательно помогать, направлять, рассказывать и показывать. К тому же такая деятельность очень сближает!

Ирина Александровна, Могилевская обл.
Мы дома сосиски не едим и сладкий чай не пьем. У внука в школе все это есть. И вот как быть?
Винокур Клавдия Константиновна

Безусловно, школьное питание отличается от домашнего. Но то, что дают в школе – это двухнедельное разнообразное сезонное меню, разработанное и рекомендованное специалистами именно для детского питания. При этом учтены все потребности детского организма.

Смирнова Наталья Викторовна

Хочу добавить, что обычно детей такого возраста в столовую водит учитель. Можно его попросить, чтобы внука не заставляли есть сосиски или пить сладкий чай.

Алена Снегирь, г. Волковыск
Что можно давать первокласснику в качестве перекуса?
Винокур Клавдия Константиновна

Вообще перекусы не приветствуются. Но если уж очень хочется, то можно дать с собой банан, яблоко или морковку, немного печенья типа "крокет". Никаких бутербродов и котлеток!

Кузнецова Лилия Федоровна

Чтобы дети не носили с собой, условно говоря, батон с нутеллой, учитель должен оговорить это с родителями.

Виктория, г. Минск
Сколько времени в день семилетнему школьнику можно пользоваться планшетом? Может, вообще запретить?
Винокур Клавдия Константиновна

Запрещать не нужно. Надо контролировать: время и контент (если это интернет). Не более 30 минут в день: мультфильмы или образовательные видеофильмы.

Светлана Кирилловна Будевич, г. Гродно
Нам в первом классе дают на дом листочки для того, чтобы обводить фигуры. Ребенок сам должен это делать или мне ему помогать?
Кузнецова Лилия Федоровна

Задания в первом классе школьникам не задают. Таковы правила. Если ваш учитель предлагает делать такие домашние задания, то вы вправе отказаться. Но если вашему ребенку нравится выполнять что-то несложное, и вы не стоите у него над душой, заставляя, то почему нет. Но при этом нужно приучить ребенка правильно сидеть, держать ручку или карандаш, не сутулиться, делать гимнастику для глаз и так далее.

Винокур Клавдия Константиновна

Очень важно следить за осанкой ребенка. Именно со школы она начинает у детей портиться. Существуют определенные правила. Например, руки должны лежать на столе, причем при сгибе в локтях должен быть приблизительно прямой угол. Привыкнет опускать одну руку ниже стола, – плечи не будут горизонтальными. Если обе руки опускаются вниз – спина округляется и "горбится". Поэтому родителям нужно подробно и досконально изучить эти правила и неукоснительно им следовать.

Петр, Могилевская обл.
Дочке 6 лет. Пошла в этом году в школу. Как наказывать, если не слушается? Лишать мультфильмов, конфет?
Смирнова Наталья Викторовна

Наказание – не самый удачный способ достучаться до ребенка. Чтобы он рос и развивался психически здоровым, надо уметь договариваться. Да, сложно, да тяжело, да, взрослые не роботы. И тем не менее. Вы старше, у вас уже есть опыт, а маленький человек этот опыт только приобретает. Оптимальный вариант – ненасильственное взаимодействие. Лучше не использовать метод запретов, а объяснять. Особенно в период адаптации к школьной жизни, когда могут быть капризы, требования, срывы. Родители должны быть к этому готовы, а наказания лишь усугубят положение.

Хочу сказать, физические методы воздействия категорически запрещены. И еще – нельзя говорить о школе в негативном ключе, мол, вот там тебе покажут, там тебя приструнят. После адаптационного периода тоже нежелательно лишать чего-то. Лучше в качестве воспитательного задания добавить какой-то общественно-полезной деятельности, например помыть не только свою тарелку после ужина, но и родительские.

Ольга Горельчик, г. Минск
Старшему сыну мы давали уже в первом классе карманные деньги и платили ему за хорошую учебу. Считаем, что разбаловали его этим. Давать ли деньги младшему?
Кузнецова Лилия Федоровна

Вообще здесь нужно вести речь в первую очередь о финансовой грамотности детей. Ребята уже должны знать, что их родители работают и получают зарплату. И что продукты, одежда, развлечения, игрушки оплачиваются родительским трудом. Но при этом использовать деньги как плату ребенку за хорошую отметку, хорошее поведение, на мой взгляд, не стоит. У ребенка может быть своя копилка, куда он складывает какую-то мелочь и копит, допустим, на новую игрушку. Но платить за знания не нужно. Ребенок тогда неправильно будет понимать смысл учебы. Он будет тянуться не за знаниями, у него выработается потребительское отношение к учебной деятельности.

Смирнова Наталья Викторовна

Я считаю, карманные деньги даже у ребенка младшего школьного возраста могут быть. Но не следует давать слишком большую сумму. И важно, чтобы он тратил эти средства сам, но под контролем родителей. Родители могут посоветовать ребенку, объяснить последствия его выбора, но ни в коем случае при покупке за карманные деньги не настаивать на своем, ребенок должен научиться сам делать свой выбор.

Наталья, Пуховичский р-н
У семилетнего сына любимая игрушка – человек-паук. Он его носит и в школу. Мы с мужем беспокоимся, уместно ли это. Все-таки уже не в детском саду!
Кузнецова Лилия Федоровна

Не вижу в этом ничего страшного. Я как бывший учитель начальных классов считаю, что не может дошкольник резко стать школьником. Должен быть плавный переход. И то, что он носит свою игрушку, – это бессознательный способ адаптации к другому, новому для него образу школьной жизни. Человек-паук в этом случае – как "кусочек дома", который позволяет вашему сыну не чувствовать себя одиноким в пока чужом для него мире. Я надеюсь, что его педагог тоже это понимает. Главное – дать понять ребенку, что играть все же лучше на переменках, а на уроках нужно слушать учителя. В остальное время его "друг" может лежать рядом, чтобы ребенку было спокойнее.

Елена, Минская обл.
Дочь в первый же школьный день подралась с мальчиком, с которым они не поделили, где кому сидеть. Во второй день история продолжилась. Как быть? С кем разбираться? С дочкой? С мальчиком? С его родителями? Говорить или не говорить учителю?
Смирнова Наталья Викторовна

Дети все разные. И конфликтные ситуации были, есть и будут. В данном случае решающее значение имеет, как поведут себя родители. Какой способ разрешения конфликтов они заложат своему ребенку. Для начала нужно поговорить со своей дочкой. И поставить в известность учителя. Он сможет отслеживать обстановку и вовремя вмешаться, если она будет накаляться. Иногда в таких случаях родители начинают конфликтовать между собой. То есть дети уже могут и помириться, и забыть досадное недоразумение, а вот родителям будет не совсем комфортно. И уж совсем недопустимо, когда родители приходят и учат уму-разуму маленького обидчика их чада. Такие ситуации должны пресекаться учителем!

При этом хочу отметить, что очень важно, чтобы родители каждый вечер спрашивали у малыша, как прошел его день, что он узнал нового, что его порадовало, что огорчило, что вообще происходит в школе. Ребенок привыкнет делиться с вами произошедшим, и это даст ему уверенность, что вы подскажете, если что-то пойдет не так. Главное – взрослым не надо идти на поводу своих эмоций и бежать разбираться с шашкой наголо: мою деточку обидели. Всегда нужно спокойно проанализировать. Может, как раз ваш ребенок был неправ, и помочь ему разобраться в этом.

Кузнецова Лилия Федоровна

Многое еще зависит от общей обстановки в классе. У учителя не должно быть любимчиков, которым позволено больше, чем остальным. Это один момент. Второй: детей надо учить извиняться. Наступил на ногу однокласснику случайно, когда бежали на переменку, – извинись. Это уже культура воспитания, которая прививается в семье.

Иван Шатило, г. Минск
Я и жена работаем до 18:00. Наша продленка тоже до этого времени. Как объяснить начальству, что мне надо забрать сына?
Винокур Клавдия Константиновна

Да, вопрос с группами продленного дня очень болезненный. Первоклассников много, это очень хорошо, но школы зачастую переполнены, во всяком случае в столице. Далеко не каждая школа может себе позволить организовать полноценное размещение групп продленного дня со спальнями для дневного сна. Поэтому, если в вашей школе есть продленка, пусть и до шести вечера, считайте, повезло! А по поводу режима работы группы продленного дня обратитесь к администрации школы. Возможно, проблема с начальством не только у вас.

Вера Добрич, г. Минск
Сейчас моим близнецам пока не ставят оценки. Но я уже волнуюсь, хорошо ли они слушают учителя, все ли задания выполняют на уроке. И понимаю, что я буду из тех мам, кому важен результат, и буду ругать за низкие баллы. Если этого не делать, как стимулировать к учебе и показать, что тебе важно, как дети учатся?!
Кузнецова Лилия Федоровна

Первый и второй класс – в школах республики безотметочное обучение. Но оно не означает безоценочное! Оценку педагог уже дает в первом классе каждому крючочку и загогулинке, которые дети старательно выводят. Но он оценивает это скорее для себя, чтобы увидеть, на что способен каждый ученик. Ругать за сделанное или не сделанное, особенно первоклассников, нельзя. Сначала надо научить, а потом требовать. А в процессе учебы не все бывает гладко. Кто-то лучше и красивее выводит крючки, кто-то быстрее читает, кто-то складывает два плюс два. Не может идеально получаться все! И родителям это надо понимать и гнать от себя мысли: ой, а мой-то не справляется по сравнению с остальными детьми. Не нужно сравнивать с другими. Важно помнить, что у каждого малыша свой потенциал и свои возможности. Нужно сравнивать ребенка с ним самим вчера, сегодня.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/prjamaja-telefonnaja-linija-gazety-7-dnej-po-voprosam-adaptatsii-detej-k-shkole-1074/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024