За последнее время сфера государственных закупок в Беларуси претерпела ряд значимых изменений. Так, в конце марта белорусское правительство приняло постановление №186, которое расширяет перечень оснований для корректировки условий договора госзакупки в ходе его исполнения.
На вопросы по применению этого и других нововведений ответил эксперт.
В соответствии с п.1 ст.32 и п.1 ст.46 конкурсные документы и документы запроса ценовых предложений должны содержать требования к форме и содержанию предложений участников, которые оформляются заказчиком либо организатором в соответствии с регламентом оператора ЭТП. В регламенте оператора ЭТП указано, что заявление о праве на префпоправку подается участником посредством заполнения соответствующей экранной формы. Соответственно, только при наличии данного заявления, которое подано участником, применяется преференциальная поправка даже в случае наличия в предложении письменного заявления либо документов, подтверждающих право на префпоправку. Соответственно, префпоправка применяется только в случае, если об этом было подано заявление посредством заполнения экранной формы.
При объявлении процедур государственных закупок заказчиком либо организатором направляется запрос в автоматизированную систему финансовых расчетов Министерства финансов. В случае подтверждения наличия у заказчика на статье денежных средств ему разрешается объявить процедуру, о чем он получает уведомление. Либо приходит отказ, если денежных средств недостаточно. Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки, которая указывается заказчиком в приглашении к участию в процедуре, не должна превышать объем бюджетного финансирования, которое выделено ему по соответствующей статье для приобретения товара (работы, услуги).
Законодательство о госзакупках не допускает односторонний отказ от исполнения договора заказчиком либо поставщиком в случае надлежащего исполнения его другой стороной, за исключением случаев, прямо предусмотренных п.4 ст.25 закона. Соответственно отказ допускается только в случае, когда в ходе исполнения договора установлено, что поставщик не соответствовал требованиям, которые были выставлены к нему в документах по процедуре. Иных случаев, если вы надлежащим образом исполняете свои обязательства, нет.
Договор государственной закупки, если он заключен по результатам процедуры закупки из одного источника, может быть расторгнут как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон, решению суда. Когда мы говорим о дополнительном соглашении о расторжении договора по соглашению сторон, то если в нем будет указано, что он расторгается в связи с его неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком, подрядчиком, исполнителем, то у заказчика есть обязанность направления сведений о расторжении такого договора в МАРТ для включения в список.
Случаи досрочного исключения из списка установлены частью второй п.9 Инструкции о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением МАРТ №92 от 29 декабря 2018 года. В частности, такими случаями являются предоставление лицами, включенными в список, информации и (или) документов, подтверждающих, что заказчиком (организатором) представлены в МАРТ недостоверные сведения, которые послужили основанием для включения в список. Либо при предоставлении копии решения суда о признании недействительным решение МАРТ о включении в список. В данном случае субъекты могут быть исключены досрочно, иных оснований законодательством не предусмотрено.
Учитывая нормы закона, в частности ст.49, договор государственной закупки направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) для заключения заказчиком. В этой связи предполагаем, что вы должны прилагать к соответствующему письму в том числе пример заявления, о соответствии требованиям ст.16 закона. В случае его непоступления делается соответствующая пометка, что лицо отказалось предоставить такое заявление. Но только в случае, если это монополисты. О подобных случаях вы также можете информировать МАРТ для принятия к сведению данной информации и решения вопроса о непредоставлении подобных заявлений.
Законодательством не установлена обязанность заказчика либо организатора проверять достоверность сведений о наличии инвалидов в организации и какие-либо связанные с этим сведения. Заказчик проверяет справку, подписанную руководителем организации, в которой более 50% работников являются инвалидами, на соответствие требованиям постановления Совмина №395. То есть она должна быть датирована не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты подачи предложения, должно быть указано общее число работников, число инвалидов, номера их удостоверений и сроки действия, представлен сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП. В данном случае вы проверяете только наличие данных сведений.
Законодательством о госзакупках предусмотрен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к участникам процедуры. Указанные вами в вопросе требования не предусмотрены нормативными правовыми актами, в том числе постановлениями Минздрава. Отмечу, что при формировании дополнительных требований к участникам процедур, которые установлены постановлением №395, Министерство здравоохранения могло внести соответствующее предложение, но не сделало этого. Таким образом, учитывая отсутствие лицензирования либо специальных нормативно-правовых актов того же Минздрава, регулирующих вопрос квалификации участников, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту техники, сам регулятор считает, что подобные требования не нужны и не должны выставляться.
В соответствии п.1 ст.24 закона о государственных закупках договор заключается на условиях, которые были указаны в предложении участника, а также определены в результате торгов, если проводилась процедура в виде электронного аукциона. Никаких исключений не предусмотрено. Поэтому договор вы обязаны заключить на тех условиях, которые были. В последующем вправе его менять в тех случаях, которые предусмотрены в пп. 1.8 п.1 постановления №395 Совмина.
1. После создания центра и передачи ему полномочий по организации и проведению процедур госзакупок, а также по формированию годового плана госзакупок бюджетной организации, которая передает свои ассигнования центру, нет необходимости вносить изменения в годовой план государственных закупок, который был размещен на ЭТП. Вместе с тем центр размещает на ЭТП соответствующий годовой план госзакупок, сформированный на основании совокупной потребности бюджетных организаций, закупки которых он объединяет.
2. В соответствии с указом №475 центр выполняет полномочия заказчика. Следовательно, на него распространяются все права и обязанности заказчика, предусмотренные законом.
3. Установление обязательности проведения процедуры закупки из одного источника планируется с 1 января 2021 г. и только по пп.7 и 9 приложения к закону о госзакупках.
4. В случае, если на электронной торговой площадке был размещен запрос о предоставлении сведения для изучения конъюнктуры рынка в рамках проведения процедуры закупки из одного источника и поступил только один ответ на запрос от потенциального поставщика, то заказчик вправе заключить с ним договор. Вместе с тем заказчик может продолжить исследование рынка другими способами, указанными в постановлении МАРТ.
5. Постановление №395 допускает изменение цены договора в сторону уменьшения без изменения объема количества приобретаемых товаров, работ, услуг. Соответственно заказчик подписывает дополнительное соглашение с поставщиком на уменьшение цены.
Полагаем, что необходимо обращаться в органы госказначейства.
Законодательством о госзакупках не установлена специфика формирования цены на те или иные товары, в том числе на изделия медназначения. В этой связи необходимо руководствоваться тем законодательством, которое определяет порядок формирования цен на предлагаемые вами товары.
По информации Министерства финансов, органы госказначейства будут принимать дополнительные соглашения об изменении сторон договора с отдела образования на созданные центры на бумажных носителях.