С 26 февраля 2018 года в Беларуси вступили в силу основные нормы декрета №7 "О развитии предпринимательства", который минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования, усиливает механизмы саморегулирования бизнеса и его ответственность за свою работу перед обществом. Документом максимально систематизирован и сокращен ряд требований к бизнесу, в том числе в области охраны окружающей среды.
Какие процедуры в области природопользования отменены? Как это отразится на условиях ведения бизнеса? Какие предусмотрены механизмы саморегулирования? Изменится ли ответственность за нарушения природоохранного законодательства? Что изменится в работе контролирующих органов? На эти и другие вопросы по применению вступивших в силу норм декрета №7 ответили эксперты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Подходы в работе контролирующих органов в ближайшее время коренным образом будут изменены. В настоящее время проводится работа по изменению законодательства в области контрольной (надзорной) деятельности. Уменьшится количество проверок, приоритет будет на стороне профилактики правонарушений, а не на исключительно привлечении к ответственности. О необходимости применения таких подходов инспекторы по охране окружающей среды системы Минприроды уже уведомлены.
Изменение норм, определяющих меры ответственности за нарушение природоохранного законодательства, не планируется.
При этом в свете декрета №7 персонализируется ответственность руководителя за ненадлежащую организацию работы юридического лица, предусматривается штраф от 10 до 200 базовых величин. Но применение такой ответственности возможно только при наступлении юридических последствий, определенных декретом №7. В частности, если непринятие мер повлекло причинение вреда, в том числе окружающей среде, и в таком деянии нет состава иного административного правонарушения либо преступления.
Согласно указу №255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" к микроорганизации относятся зарегистрированные в Беларуси коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно. Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства - юридических лиц за календарный год определяется как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).
Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.
Представление документов, подтверждающих принадлежность к микроорганизации, при осуществлении административных процедур не требуется.
Нет, не требуется.
Вам надлежит представить документы, предусмотренные пунктом 6.24 Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров от 17 февраля 2012 года №156, за исключением акта инвентаризации отходов производства, оформленного по устанавливаемой Минприроды форме, и копии инструкции по обращению с отходами производства организации (индивидуального предпринимателя).
Такая обязанность определена на уровне законодательного акта - закона "Об обращении с отходами". Декрет №7 отменяет необходимость соблюдения только требований технических нормативных правовых актов.
От проведения локального мониторинга окружающей среды, объектами которого являются поверхностные, подземные и сточные воды, а также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, освобождаются индивидуальные предприниматели и микроорганизации.
Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух обязаны получать все субъекты хозяйствования (в том числе ИП и микрооорганизации), деятельность которых приводит к определенному количеству таких выбросов (суммарные валовые выбросы составляют более 3 т в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год). Количество выбросов определяется на основании акта инвентаризации.
С 26 февраля 2018 года индивидуальные предприниматели и микроорганизации для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства, внесения изменений и (или) дополнений в такие разрешения, выдачи их дубликатов в территориальные органы Минприроды предоставляют заявки на хранение и (или) захоронение отходов производства по установленным формам и расчет годового количества образования отходов производства на основании нормативов образования отходов производства.
Формы заявок утверждены постановлением Минприроды от 22 октября 2010 года №44 "О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104". Показатели нормативов образования отходов производства установлены в Приложении Ж экологических норм и правил (ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 "Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности").
Рекомендуемые дифференцированные нормативы образования коммунальных отходов на расчетную единицу указаны в Приложении 2 к Правилам определения нормативов образования коммунальных отходов, утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 27 июня 2003 года № 18/27.
Декретом № 7 определено, что не требуется проведение государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации по объектам сельскохозяйственного назначения, за исключением объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность.
В случае соотнесения проектируемого объекта в соответствии с Критериями отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности, проектная документация будет отнесена к объектам государственной экологической экспертизы.
При определении стоимости услуги по проведению государственной экологической экспертизы (на текущую дату) следует учитывать следующие аспекты: при проектировании зерносушильного комплекса в рамках объекта, подлежащего оценке воздействия на окружающую среду, следует руководствоваться п.24 Прейскуранта стоимости услуги по проведению государственной экологической экспертизы; при проектировании зерносушильного комплекса в рамках объекта, не подлежащего оценке воздействия на окружающую среду, следует руководствоваться п.50 Прейскуранта.
В настоящее время проводится работа по внедрению принципиально новых подходов к формированию стоимости проведения государственной экологической экспертизы.
Прошел год с начала работы института государственной экологической экспертизы в новом формате. У нас был наработан определенный опыт и по объектам государственной экологической экспертизы, и по некоторым моментам в деятельности Республиканского центра государственной экологической экспертизы. В настоящее время проводится комплексный анализ, к этой работе привлечено ОАО "НИИстройэкономика", подведомственное Министерству архитектуры и строительства, в целях выработки действительно новых подходов. В настоящее время предложен ряд моделей, которые будут реализованы в ближайшее время. Что уже точно определено - это уход от классов сложности объектов при определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы. Предусмотрен уход к компонентам природной среды. Т.е. у нас государственная экологическая экспертиза подразумевает оценку воздействия именно на компоненты природной среды. Поэтому естественно, что правильнее было бы сегодня отталкиваться именно от компонентов природной среды.
Пока сложно сказать, но в любом случае это будут экономически обоснованные затраты.
Я думаю, что к концу марта при хороших прогнозах мы ее завершим. Как только новые подходы будут приняты, они сразу начнут действовать.
Декретом №7 "О развитии предпринимательства" не установлены иные требования для асфальтобетонных заводов, топливосжигающих печей, котельных установок и др. Так как нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с этим документом действуют в части, ему не противоречащей, при установлении нормативов допустимых выбросов следует руководствоваться положениями декрета №3.
Да, необходимо. В соответствии с законом "Об охране атмосферного воздуха" для проектируемых стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются в составе проектной документации.
Ввод в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается при наличии установленных в соответствии законом нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Эти нормативы устанавливаются территориальными органами Минприроды в соответствующих разрешениях, выдаваемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для каждого объекта воздействия на атмосферный воздух, имеющего стационарные источники выбросов, или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых в соответствии с законодательством.
В этом вопросе исходим из количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Если их валовое количество не превышает 3 т в год, загрязняющих веществ первого класса опасности - 10 кг, то им (субъектам хозяйствования. - Прим. БЕЛТА.) не нужно будет получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и составлять иные документы. Повлечет ли это увеличение выбросов загрязняющих веществ? Суммарно определены достаточно большие показатели, поэтому мы не прогнозируем такого негативного эффекта на атмосферный воздух. Учитывая, что сейчас будем строить работу, основываясь на минимизации вмешательства в бизнес, мы должны исходить из принципа добросовестности бизнеса и рассчитываем на высокую степень его ответственности.
В этом вопросе государственная экологическая экспертиза становится прежде всего предупредительным элементом, и независимо от того, необходимо будет получать разрешительную документацию либо нет, на стадии государственной экологической экспертизы будет проведена оценка возможности размещения объекта и возможности выбросов соответствующего объема загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Новая редакция закона "О государственной экологической экспертизе" и те подзаконные акты, которые были разработаны и уже действуют больше года, в некоторой степени готовили субъектов хозяйствования к упрощению некоторых процедур. Первый момент - в законодательство введена обязательная оценка соответствия наилучшим доступным техническим методам. Это вводилось для того, чтобы в дальнейшем все субъекты хозяйствования ориентировались, насколько их деятельность соответствует наилучшим методам, которые используются во всех странах мира, и чтобы в дальнейшем субъекты хозяйствования вводили соответствующую общую сертификацию.
С одной стороны, это сертификация постоянного внутреннего контроля, который осуществляет сам субъект хозяйствования, с другой - возможность выхода на европейские рынки. Наличие соответствующих сертификатов в области охраны окружающей среды является элементом некоторого приоритетного доступа на любые рынки, поскольку вопросы охраны окружающей среды для всего мирового сообщества оцениваются как одни из главных.
Сертификационные механизмы на сегодняшний день реализуют принципы самоконтроля и минимального вмешательства государства. И они будут совершенствоваться.
При реализации закона "О государственной экологической экспертизе" Министерством природных ресурсов при создании Республиканского центра государственной экспертизы и повышения квалификации ставились две задачи: обеспечения механизма проведения государственной экологической экспертизы как предупредительного элемента и повышения квалификации, уровня знаний субъектов хозяйствования. То есть повышение экологической культуры - один из главных приоритетов. Когда человек будет знать свою ответственность, тогда он по-другому будет относиться к своей деятельности и ставить экономические и экологические приоритеты на один уровень.
Нужно понимать, что уменьшение количества контролирующих мероприятий, послабления в какой-то части этого самого контроля никоим образом не освобождают субъектов хозяйствования от обязанностей, которые определены законодательством. C принятием декрета №7 субъекты должны понимать свою высокую роль и значимость в регулировании этих процессов и ответственность за проводимые мероприятия, в том числе в области охраны окружающей среды.
Декретом №7 утверждены общие требования в области охраны окружающей среды, которые являются обязательными для соблюдения всеми субъектами хозяйствования. Это и нормативы качества окружающей среды, и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов, и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, и иные. Эту обязанность с бизнеса никто не снимал.
В 2018 году Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды начата работа по переводу в электронный формат административных процедур. Это, безусловно, позволит сократить издержки на их осуществление, в том числе временные. Имеется определенный план работы в данном направлении.
Что касается главного вопроса - государственной экологической экспертизы, уже в 2018 году эта процедура будет осуществляться посредством информационных технологий.
В настоящее время Республиканским центром государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов осуществляется две административные процедуры - по выдаче заключений о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности, а также по выдаче заключений государственной экологической экспертизы. В настоящее время уже предоставлена возможность выдачи заключений о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности в электронном формате. В ближайшее время в тестовом режиме мы запускаем процедуру по выдаче заключений государственной экологической экспертизы в таком формате. Поэтому призываем природопользователей высказывать свои мнения об улучшении такой работы. У нас одно видение этой деятельности, возможно, у природопользователей будут конструктивные предложения в части ее усовершенствования.
У нас также планируется переход на осуществление административных процедур в электронном виде - выдачи разрешений на хранение и захоронение отходов, согласований инструкций и т.д. У нас такие же тенденции, как и в целом по Минприроды. Конкретные процедуры для перевода в электронный вид пока не определены, это в стадии проработки.
В области обращения с отходами хотела бы обратить внимание на несколько моментов, связанных с тем, что индивидуальные предприниматели в настоящее время освобождены от разработки некоторой документации - в том числе от разработки инструкции по обращению с отходами производства, нормативов образования отходов производства, а также требований по организации учета, проведению инвентаризации отходов, назначения должностных лиц, ответственных за обращение с отходами. В связи с тем очень часто возникают вопросы касательно перечня документов, которые должны предоставляться при осуществлении той или иной административной процедуры. В этой части хотелось бы отметить, что нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с декретом №7 "О развитии предпринимательской деятельности" действуют в части, ему не противоречащей. Например, выдача разрешений на хранение и захоронение отходов - от этой процедуры индивидуальные предприниматели, микроорганизации не освобождены, но при этом возникает вопрос, требуется ли предоставлять документы, которые предусмотрены административной процедурой, но в соответствии с декретом №7 разработка этих документов не требуется. Хотелось бы отметить, что предоставляются только те документы, от разработки которых ИП и микроорганизации не освобождены в соответствии с декретом. Так, например, при выдаче разрешений на хранение и захоронение отходов производства не предоставляется инструкция (ее копия) по обращению с отходами производства, акт инвентаризации, так как декретом ИП и микроорганизации освобождены от разработки этих документов. Предоставляется только заявка на хранение и захоронение отходов производства и расчет годового количества.
Как уже отмечалось ранее, несмотря на то, что сделаны определенные послабления, никто не освобождал ИП и микроорганизации от обязанности по обеспечению обезвреживания, захоронения отходов в соответствии с требованиями законодательства. Сохраняются требования касательно планирования и выполнения мероприятий по минимизации объемов образования отходов. Таким образом, мы полагаем, что данные послабления для бизнеса не оказывают негативного влияния на окружающую вреду.
Почва и плодородный слой почвы в соответствии со статьей 1 закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" отнесены к компонентам природной среды. Все, что связано с воздействием на компоненты природной среды, будет отнесено к объектам государственной экологической экспертизы.
Все объекты, отнесенные к экологически опасной деятельности, в соответствии со статьей 7 закона Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" также отнесены к объектам оценки воздействия на окружающую среду. Поэтому для таких объектов необходимо представлять проектную документацию на государственную экологическую экспертизу и, соответственно, на государственную экспертизу (уполномоченный орган - РУП "Главгосстройэкспертиза" с ее дочерними учреждениями), если они относятся к объектам данной экспертизы.
Только те, которые включены в данный перечень.
Достаточно будет подать заявление и расчет годового количества отходов. При этом инструкция и акт инвентаризации не предоставляются, так как в соответствии с декретом №7 микроорганизации вправе их не разрабатывать.
Здесь нужно четко разграничивать нормы природоохранного законодательства и нормы законодательства, регулирующего взаимоотношения между субъектами хозяйствования на стадии формирования условий и заключения хозяйственно-правовых договоров. Природоохранное законодательство ни до принятия декрета №7 и его вступления в силу, ни после не планировало и в будущем не планирует вмешиваться в эту сферу. У нас на сегодня в законодательстве нет требований о том, что при заключении таких договоров нужно предоставлять обозначенный пакет документов. В данном случае можно порекомендовать субъекту хозяйствования исходить из норм Гражданского кодекса и при заключении определенных видов договоров оспаривать у своего контрагента требования, которые не вытекают из законодательства.
Декретом №7 определено, что не требуется проведение государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации по объектам сельскохозяйственного назначения, за исключением объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность.
В соответствии с указом №349 к такой деятельности относится эксплуатация объекта для выращивания и откорма крупного рогатого скота проектной мощностью 5 тыс. голов и более в год; эксплуатация объекта для выращивания и откорма свиней проектной мощностью 750 мест и более для свиноматок или 2 тыс. мест и более для откормочных свиней; эксплуатация объекта для выращивания птиц проектной мощностью 40 тыс. мест и более для птиц с основными и вспомогательными видами деятельности. Эти нормы соответствуют международным соглашениям, в частности Конвенции Эспо, которая была ратифицирована Беларусью.
Для таких объектов при основном и вспомогательном видах деятельности будет осуществляться проведение государственной экологической экспертизы. Для организаций, которые не осуществляют экологически опасную деятельность, государственная экологическая экспертиза проводиться не будет. Оценка соответствия законодательству в области охраны окружающей среды будет проводиться в рамках государственной экспертизы.
Для вновь возводимых объектов, связанных с экологически опасной деятельностью, оценка воздействия на окружающую среду в обязательном порядке проводится.
При реконструкции указанных объектов будет действовать п.5 ст.19 закона о государственной экологической экспертизе. Так, если реконструкция не предусматривает увеличения валового выброса загрязняющих веществ и сточных вод более чем на 5%, не влечет выделения дополнительного земельного участка или изменения целевого назначения объекта, оценка воздействия на окружающую среду проводиться не будет. В иных случаях ОВОС при реконструкции осуществляется.
Вопрос находится не совсем в компетенции Минприроды. Речь идет об указе №313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления". Указом введен принцип расширенной ответственности производителей и поставщиков определенных видов товаров и тары, в соответствии с которым они обязаны участвовать в создании системы сбора, обезвреживания и использования отходов от ввезенных и (или) производимых товаров и их упаковки. Это может быть либо уплата платежа, о котором идет речь, либо создание собственной системы сбора и использования таких товаров. Ответственным за реализацию указа является Министерство жилищно-коммунального хозяйства, в частности ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов".
В настоящее время проводится корректировка указа. Но вопрос о его отмене не стоит.
Этот вопрос также находится в компетенции Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Но необходимо отметить, что в концепции по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами, утвержденной правительством, создание депозитно-залоговой системы является одним из направлений работы по организации сбора и использования отходов товаров и тары.
Это один из прогрессивных методов обращения с отходами товаров и тары, который реализуется и в европейских странах. И ему быть. В настоящее время ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" формирует соответствующий пакет документов, в том числе нормативно-правовую базу, для внедрения данной системы в Беларуси. Эти документы будут вынесены на общественное обсуждение, в процессе которого все заинтересованные смогут внести свои предложения.
Вопрос государственных закупок находится в компетенции иного ведомства. Минприроды не является непосредственным разработчиком законопроекта о внесении изменений в закон о государственных закупках, но, конечно, вносило свои предложения. Информацией о том, на какой стадии находится подготовка данного документа, должен располагать орган, являющийся его разработчиком.
Для ответа на этот вопрос недостаточно предоставленных автором данных.
Если согласно акту инвентаризации суммарные валовые выбросы составляют 3 т и менее в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют 10 кг и менее в год, то получать разрешение не нужно. Для решения вопроса о необходимости внесения изменений в уже имеющееся разрешение нужно обратиться в территориальный орган по месту его выдачи.
Нет, не может. В соответствии с законом об обращении с отходами отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях последующего их использования для личного потребления. В данном же случае физические лица выступают в роли посредников между двумя или несколькими юридическими лицами.