Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
05 марта 2018, 11:00

Применение норм декрета №7 в области охраны окружающей среды

С 26 февраля 2018 года в Беларуси вступили в силу основные нормы декрета №7 "О развитии предпринимательства", который минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования, усиливает механизмы саморегулирования бизнеса и его ответственность за свою работу перед обществом. Документом максимально систематизирован и сокращен ряд требований к бизнесу, в том числе в области охраны окружающей среды.

Какие процедуры в области природопользования отменены? Как это отразится на условиях ведения бизнеса? Какие предусмотрены механизмы саморегулирования? Изменится ли ответственность за нарушения природоохранного законодательства? Что изменится в работе контролирующих органов? На эти и другие вопросы по применению вступивших в силу норм декрета №7 ответили эксперты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Участники:

Ольга Сазонова
Начальник главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Елена Корякина
Начальник управления правового обеспечения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси
Андрей Шахэмиров
Заместитель директора по государственной экологической экспертизе ГУО "Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов" Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
С 26 февраля 2018 года в Беларуси вступили в силу основные нормы декрета №7 "О развитии предпринимательства". Документом максимально систематизирован и сокращен ряд требований к бизнесу, в том числе в области охраны окружающей среды. Как новые условия отразятся на работе контролирующих органов?
Корякина Елена

Подходы в работе контролирующих органов в ближайшее время коренным образом будут изменены. В настоящее время проводится работа по изменению законодательства в области контрольной (надзорной) деятельности. Уменьшится количество проверок, приоритет будет на стороне профилактики правонарушений, а не на исключительно привлечении к ответственности. О необходимости применения таких подходов инспекторы по охране окружающей среды системы Минприроды уже уведомлены.

Корр. БЕЛТА
Изменится ли ответственность за нарушение природоохранного законодательства в связи с либерализацией требований?
Корякина Елена

Изменение норм, определяющих меры ответственности за нарушение природоохранного законодательства, не планируется.

При этом в свете декрета №7 персонализируется ответственность руководителя за ненадлежащую организацию работы юридического лица, предусматривается штраф от 10 до 200 базовых величин. Но применение такой ответственности возможно только при наступлении юридических последствий, определенных декретом №7. В частности, если непринятие мер повлекло причинение вреда, в том числе окружающей среде, и в таком деянии нет состава иного административного правонарушения либо преступления.

Александр Корж, г. Минск
Каким документом будет подтверждаться отнесение субъекта хозяйствования к микроорганизации, и обязаны ли они представлять данный документ при осуществлении административных процедур?
Корякина Елена

Согласно указу №255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" к микроорганизации относятся зарегистрированные в Беларуси коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно. Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства - юридических лиц за календарный год определяется как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).

Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.

Представление документов, подтверждающих принадлежность к микроорганизации, при осуществлении административных процедур не требуется.

Сергей, г. Витебск
Необходимо ли ИП и микроорганизациям разрабатывать (утверждать) инструкцию по обращению с отходами производства, нормативы их образования, проводить инвентаризацию в случае, если им требуется получение разрешения на хранение и захоронение отходов производства?
Корякина Елена

Нет, не требуется.

Ольга Т.
Я являюсь индивидуальным предпринимателем, попадаю под действие декрета №7, т.е. освобождаюсь от разработки инструкции по обращению с отходами производства, нормативов образования отходов и могу не проводить инвентаризацию. Но в 2018 году мне будет необходимо получать новое разрешение на хранение и захоронение отходов производства. В связи с этим вопрос - должна ли я представить документы, перечисленные в перечне п.6,24 Постановления СМ РБ №156, или из этого перечня исключаются для меня копия инструкции, акт инвентаризации и расчет годового количества образования отходов на основании нормативов? Спасибо.
Корякина Елена

Вам надлежит представить документы, предусмотренные пунктом 6.24 Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров от 17 февраля 2012 года №156, за исключением акта инвентаризации отходов производства, оформленного по устанавливаемой Минприроды форме, и копии инструкции по обращению с отходами производства организации (индивидуального предпринимателя).

Евгений, г.Могилев
Есть ли необходимость разработки и утверждения схем обращения с отходами, образующимися в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, так как общие требования в области охраны окружающей среды, утвержденные декретом № 7, такой обязанности не устанавливают?
Сазонова Ольга

Такая обязанность определена на уровне законодательного акта - закона "Об обращении с отходами". Декрет №7 отменяет необходимость соблюдения только требований технических нормативных правовых актов.

Татьяна Литвинович, Могилев
Какие субъекты хозяйствования освобождаются от необходимости проводить локальный мониторинг окружающей среды?
Корякина Елена

От проведения локального мониторинга окружающей среды, объектами которого являются поверхностные, подземные и сточные воды, а также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, освобождаются индивидуальные предприниматели и микроорганизации.

Андрей В., Минск
С какого количества нормируемых выбросов (т/год) природопользователи, у которых согласно акту инвентаризации валовые выбросы составляют более трех тонн в год, должны получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух? Какому кругу организаций, с учетом действия декрета №7, не требуется получение разрешения на выбросы?
Корякина Елена

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух обязаны получать все субъекты хозяйствования (в том числе ИП и микрооорганизации), деятельность которых приводит к определенному количеству таких выбросов (суммарные валовые выбросы составляют более 3 т в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год). Количество выбросов определяется на основании акта инвентаризации.

Евгений, г. Могилев
Каким образом с 26 февраля 2018 года осуществляется выдача разрешений на хранение и захоронение отходов производства индивидуальным предпринимателям и микроорганизациям?
Сазонова Ольга

С 26 февраля 2018 года индивидуальные предприниматели и микроорганизации для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства, внесения изменений и (или) дополнений в такие разрешения, выдачи их дубликатов в территориальные органы Минприроды предоставляют заявки на хранение и (или) захоронение отходов производства по установленным формам и расчет годового количества образования отходов производства на основании нормативов образования отходов производства.

Формы заявок утверждены постановлением Минприроды от 22 октября 2010 года №44 "О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104". Показатели нормативов образования отходов производства установлены в Приложении Ж экологических норм и правил (ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 "Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности").

Рекомендуемые дифференцированные нормативы образования коммунальных отходов на расчетную единицу указаны в Приложении 2 к Правилам определения нормативов образования коммунальных отходов, утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 27 июня 2003 года № 18/27.

Татьяна Алексеенко
Подлежат ли экологической экспертизе зерноочистительно-сушильные комплексы, как объекты сельскохозяйственного назначения , если подлежат, то по какой стоимости? Третий класс сложности может быть как и МТК, так и ЗСК стоимость п.24 - 2 160,00 руб. Можно ли для ЗСК применить цену п. 50 иные объекты? Спасибо!
Шахэмиров Андрей

Декретом № 7 определено, что не требуется проведение государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации по объектам сельскохозяйственного назначения, за исключением объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность.

В случае соотнесения проектируемого объекта в соответствии с Критериями отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности, проектная документация будет отнесена к объектам государственной экологической экспертизы.

При определении стоимости услуги по проведению государственной экологической экспертизы (на текущую дату) следует учитывать следующие аспекты: при проектировании зерносушильного комплекса в рамках объекта, подлежащего оценке воздействия на окружающую среду, следует руководствоваться п.24 Прейскуранта стоимости услуги по проведению государственной экологической экспертизы; при проектировании зерносушильного комплекса в рамках объекта, не подлежащего оценке воздействия на окружающую среду, следует руководствоваться п.50 Прейскуранта.

В настоящее время проводится работа по внедрению принципиально новых подходов к формированию стоимости проведения государственной экологической экспертизы.

Корр. БЕЛТА
Расскажите, пожалуйста, подробнее о новых подходах к формированию стоимости проведения государственной экологической экспертизы.
Шахэмиров Андрей

Прошел год с начала работы института государственной экологической экспертизы в новом формате. У нас был наработан определенный опыт и по объектам государственной экологической экспертизы, и по некоторым моментам в деятельности Республиканского центра государственной экологической экспертизы. В настоящее время проводится комплексный анализ, к этой работе привлечено ОАО "НИИстройэкономика", подведомственное Министерству архитектуры и строительства, в целях выработки действительно новых подходов. В настоящее время предложен ряд моделей, которые будут реализованы в ближайшее время. Что уже точно определено - это уход от классов сложности объектов при определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы. Предусмотрен уход к компонентам природной среды. Т.е. у нас государственная экологическая экспертиза подразумевает оценку воздействия именно на компоненты природной среды. Поэтому естественно, что правильнее было бы сегодня отталкиваться именно от компонентов природной среды.

Корр. БЕЛТА
Можно ли прогнозировать, в какую сторону изменится стоимость экспертизы?
Шахэмиров Андрей

Пока сложно сказать, но в любом случае это будут экономически обоснованные затраты.

Корр. БЕЛТА
Когда эту работу планируется завершить?
Шахэмиров Андрей

Я думаю, что к концу марта при хороших прогнозах мы ее завершим. Как только новые подходы будут приняты, они сразу начнут действовать.

Валерий, Гродненская область
Распространяется ли требование по внедрению наилучших доступных технических методов, строительству и вводу с эксплуатацию сооружений (газоочистных установок), обеспечивающих выбросы загрязняющих веществ, имеющие твердое агрегатное состояние, с концентрацией не более 50 мг/куб. м, на газоочистное оборудование, установленное на асфальтобетонных заводах, топливосжигающих печах, котельных установках и др., для которых допустимые концентрации твердых частиц определены ЭкоНиП 17.01.06-001-2017?
Корякина Елена

Декретом №7 "О развитии предпринимательства" не установлены иные требования для асфальтобетонных заводов, топливосжигающих печей, котельных установок и др. Так как нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с этим документом действуют в части, ему не противоречащей, при установлении нормативов допустимых выбросов следует руководствоваться положениями декрета №3.

Гродненская область
Необходимо ли получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по экологическому паспорту проекта в случае, если выбросы составляют менее 3 т в год? В декрете указывается только акт инвентаризации выбросов и обязательства по получению разрешения наступают, когда согласно акту инвентаризации валовые выбросы составляют более 3 т.
Корякина Елена

Да, необходимо. В соответствии с законом "Об охране атмосферного воздуха" для проектируемых стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются в составе проектной документации.

Ввод в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается при наличии установленных в соответствии законом нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Эти нормативы устанавливаются территориальными органами Минприроды в соответствующих разрешениях, выдаваемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для каждого объекта воздействия на атмосферный воздух, имеющего стационарные источники выбросов, или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых в соответствии с законодательством.

Корр. БЕЛТА
Как изменились природоохранные требования в области воздействия субъектов хозяйствования на атмосферный воздух? Не повлечет ли это за собой увеличение количества загрязняющих выбросов?
Корякина Елена

В этом вопросе исходим из количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Если их валовое количество не превышает 3 т в год, загрязняющих веществ первого класса опасности - 10 кг, то им (субъектам хозяйствования. - Прим. БЕЛТА.) не нужно будет получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и составлять иные документы. Повлечет ли это увеличение выбросов загрязняющих веществ? Суммарно определены достаточно большие показатели, поэтому мы не прогнозируем такого негативного эффекта на атмосферный воздух. Учитывая, что сейчас будем строить работу, основываясь на минимизации вмешательства в бизнес, мы должны исходить из принципа добросовестности бизнеса и рассчитываем на высокую степень его ответственности.

Шахэмиров Андрей

В этом вопросе государственная экологическая экспертиза становится прежде всего предупредительным элементом, и независимо от того, необходимо будет получать разрешительную документацию либо нет, на стадии государственной экологической экспертизы будет проведена оценка возможности размещения объекта и возможности выбросов соответствующего объема загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Корр. БЕЛТА
Какие предусмотрены механизмы саморегулирования в условиях минимизации вмешательства должностных лиц в работу субъектов хозяйствования?
Шахэмиров Андрей

Новая редакция закона "О государственной экологической экспертизе" и те подзаконные акты, которые были разработаны и уже действуют больше года, в некоторой степени готовили субъектов хозяйствования к упрощению некоторых процедур. Первый момент - в законодательство введена обязательная оценка соответствия наилучшим доступным техническим методам. Это вводилось для того, чтобы в дальнейшем все субъекты хозяйствования ориентировались, насколько их деятельность соответствует наилучшим методам, которые используются во всех странах мира, и чтобы в дальнейшем субъекты хозяйствования вводили соответствующую общую сертификацию.

С одной стороны, это сертификация постоянного внутреннего контроля, который осуществляет сам субъект хозяйствования, с другой - возможность выхода на европейские рынки. Наличие соответствующих сертификатов в области охраны окружающей среды является элементом некоторого приоритетного доступа на любые рынки, поскольку вопросы охраны окружающей среды для всего мирового сообщества оцениваются как одни из главных.

Сертификационные механизмы на сегодняшний день реализуют принципы самоконтроля и минимального вмешательства государства. И они будут совершенствоваться.

Ирина Герман, г.Узда
Скажите, пожалуйста, какова ответственность предпринимателей за нанесение ущерба окружающей среде? И не получится ли так, что при отсутствии упреждающего контроля со стороны государства предприниматели будут ставить личную прибыль выше интересов граждан, проживающих в районе? Какой смысл в наказании виновных постфактум, если природе будет нанесен непоправимый ущерб?
Шахэмиров Андрей

При реализации закона "О государственной экологической экспертизе" Министерством природных ресурсов при создании Республиканского центра государственной экспертизы и повышения квалификации ставились две задачи: обеспечения механизма проведения государственной экологической экспертизы как предупредительного элемента и повышения квалификации, уровня знаний субъектов хозяйствования. То есть повышение экологической культуры - один из главных приоритетов. Когда человек будет знать свою ответственность, тогда он по-другому будет относиться к своей деятельности и ставить экономические и экологические приоритеты на один уровень.

Корякина Елена

Нужно понимать, что уменьшение количества контролирующих мероприятий, послабления в какой-то части этого самого контроля никоим образом не освобождают субъектов хозяйствования от обязанностей, которые определены законодательством. C принятием декрета №7 субъекты должны понимать свою высокую роль и значимость в регулировании этих процессов и ответственность за проводимые мероприятия, в том числе в области охраны окружающей среды.

Декретом №7 утверждены общие требования в области охраны окружающей среды, которые являются обязательными для соблюдения всеми субъектами хозяйствования. Это и нормативы качества окружающей среды, и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов, и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, и иные. Эту обязанность с бизнеса никто не снимал.

Корр. БЕЛТА
Каковы планы по внедрению и использованию информационных технологий в процессах взаимодействия государственных органов, их должностных лиц и субъектов хозяйствования?
Корякина Елена

В 2018 году Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды начата работа по переводу в электронный формат административных процедур. Это, безусловно, позволит сократить издержки на их осуществление, в том числе временные. Имеется определенный план работы в данном направлении.

Что касается главного вопроса - государственной экологической экспертизы, уже в 2018 году эта процедура будет осуществляться посредством информационных технологий.

Шахэмиров Андрей

В настоящее время Республиканским центром государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов осуществляется две административные процедуры - по выдаче заключений о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности, а также по выдаче заключений государственной экологической экспертизы. В настоящее время уже предоставлена возможность выдачи заключений о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности в электронном формате. В ближайшее время в тестовом режиме мы запускаем процедуру по выдаче заключений государственной экологической экспертизы в таком формате. Поэтому призываем природопользователей высказывать свои мнения об улучшении такой работы. У нас одно видение этой деятельности, возможно, у природопользователей будут конструктивные предложения в части ее усовершенствования.

Корр. БЕЛТА
Будут ли новации в этой сфере в части обращения с отходами?
Сазонова Ольга

У нас также планируется переход на осуществление административных процедур в электронном виде - выдачи разрешений на хранение и захоронение отходов, согласований инструкций и т.д. У нас такие же тенденции, как и в целом по Минприроды. Конкретные процедуры для перевода в электронный вид пока не определены, это в стадии проработки.

В области обращения с отходами хотела бы обратить внимание на несколько моментов, связанных с тем, что индивидуальные предприниматели в настоящее время освобождены от разработки некоторой документации - в том числе от разработки инструкции по обращению с отходами производства, нормативов образования отходов производства, а также требований по организации учета, проведению инвентаризации отходов, назначения должностных лиц, ответственных за обращение с отходами. В связи с тем очень часто возникают вопросы касательно перечня документов, которые должны предоставляться при осуществлении той или иной административной процедуры. В этой части хотелось бы отметить, что нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с декретом №7 "О развитии предпринимательской деятельности" действуют в части, ему не противоречащей. Например, выдача разрешений на хранение и захоронение отходов - от этой процедуры индивидуальные предприниматели, микроорганизации не освобождены, но при этом возникает вопрос, требуется ли предоставлять документы, которые предусмотрены административной процедурой, но в соответствии с декретом №7 разработка этих документов не требуется. Хотелось бы отметить, что предоставляются только те документы, от разработки которых ИП и микроорганизации не освобождены в соответствии с декретом. Так, например, при выдаче разрешений на хранение и захоронение отходов производства не предоставляется инструкция (ее копия) по обращению с отходами производства, акт инвентаризации, так как декретом ИП и микроорганизации освобождены от разработки этих документов. Предоставляется только заявка на хранение и захоронение отходов производства и расчет годового количества.

Корр. БЕЛТА
Как это скажется в целом на процедуре обращения с отходами?
Сазонова Ольга

Как уже отмечалось ранее, несмотря на то, что сделаны определенные послабления, никто не освобождал ИП и микроорганизации от обязанности по обеспечению обезвреживания, захоронения отходов в соответствии с требованиями законодательства. Сохраняются требования касательно планирования и выполнения мероприятий по минимизации объемов образования отходов. Таким образом, мы полагаем, что данные послабления для бизнеса не оказывают негативного влияния на окружающую вреду.

Татьяна Позднякова, г. Гомель
Согласно п.4.4 абзаца 4 г) декрета №7 не нужно обращаться за проведением государственной экологической экспертизы проектной документации по объектам модернизации, реконструкции, включающих замены узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на компоненты природной среды. Требуется ли проведение государственной экологической экспертизы таких объектов в случае снятия и восстановления растительного слоя почвы в полном объеме (воздействие на другие компоненты природной среды не предусматривается)?
Шахэмиров Андрей

Почва и плодородный слой почвы в соответствии со статьей 1 закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" отнесены к компонентам природной среды. Все, что связано с воздействием на компоненты природной среды, будет отнесено к объектам государственной экологической экспертизы.

Александр Викторович, г. Гомель
В соответствии с подпунктом ж) пункта 4.4 декрета №7 "О развитии предпринимательства" субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности не обращаются за проведением государственной экологической экспертизы в отношении объектов сельскохозяйственного назначения, за исключением объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность. Если проектируемый объект не является экологически опасным (в соответствии с указом от 24 июня 2008 года №349 (в редакции указа от 8 февраля 2016 года №34), но в соответствии с законом "О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду" является объектом, для которого проводится оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), необходима ли для него разработка отчета по ОВОС (с соответствующими процедурами) и передача этого отчета на государственную экологическую экспертизу и главстройэкспертизу?
Шахэмиров Андрей

Все объекты, отнесенные к экологически опасной деятельности, в соответствии со статьей 7 закона Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" также отнесены к объектам оценки воздействия на окружающую среду. Поэтому для таких объектов необходимо представлять проектную документацию на государственную экологическую экспертизу и, соответственно, на государственную экспертизу (уполномоченный орган - РУП "Главгосстройэкспертиза" с ее дочерними учреждениями), если они относятся к объектам данной экспертизы.

Дмитрий, г. Витебск
От обязанности разрабатывать нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух постановлением №664 от 24 февраля 2018 года и общими требованиями в области охраны окружающей среды освобождены все субъекты хозяйствования или только те, которые осуществляют виды деятельности, включенные декретом №7 в перечень?
Корякина Елена

Только те, которые включены в данный перечень.

Дмитрий, г. Витебск
На сегодня, исходя из действующих требований законодательства в отношении микроорганизаций, достаточно ли для получения разрешения на захоронение отходов производства подать только заявление, без приложения инструкции по обращению с отходами, нормативов и пр.?
Сазонова Ольга

Достаточно будет подать заявление и расчет годового количества отходов. При этом инструкция и акт инвентаризации не предоставляются, так как в соответствии с декретом №7 микроорганизации вправе их не разрабатывать.

Виктория Власюк, г. Минск
По нормам декрета №7 и методическим рекомендациям Минприроды по применению положений декрета №7 в настоящий момент микроорганизации (в том числе не включенные в перечень) освобождены от обязанности разработки и ведения пакета документов по обращению с отходами. В то же время при заключении договора на вывоз и обезвреживание медицинских отходов ответственные организации требуют предоставить весь пакет документов по обращению с отходами: инструкцию, учет, инвентаризацию... То есть налицо противоречие норм законодательства. По нормам декрета №7 мы как микроорганизация не должны вести пакет документов по обращению с отходами, но заключить договор на вывоз и обезвреживание ничтожного количества наших медицинских отходов мы без этого пакета не можем. Как Минприроды предлагает субъектам хозяйствования выходить из сложившейся ситуации?
Корякина Елена

Здесь нужно четко разграничивать нормы природоохранного законодательства и нормы законодательства, регулирующего взаимоотношения между субъектами хозяйствования на стадии формирования условий и заключения хозяйственно-правовых договоров. Природоохранное законодательство ни до принятия декрета №7 и его вступления в силу, ни после не планировало и в будущем не планирует вмешиваться в эту сферу. У нас на сегодня в законодательстве нет требований о том, что при заключении таких договоров нужно предоставлять обозначенный пакет документов. В данном случае можно порекомендовать субъекту хозяйствования исходить из норм Гражданского кодекса и при заключении определенных видов договоров оспаривать у своего контрагента требования, которые не вытекают из законодательства.

Шелег Екатерина Анатольевна, Солигорск
Ответьте, пожалуйста, на вопрос, необходимость проведения государственной экологической экспертизы для объектов сельскохозяйственного назначения сохранилась либо нет? Если ранее по ПСД для объекта сельхозназначения проводилась ГЭЭ, необходимо ли вновь проходить ГЭЭ в случае разработки новых проектных решений - например, если есть очередность строительства (1,2,3 очередь), но в ранее разработанной документации без учета перспективы строительства? Нужно ли теперь в принципе разрабатывать экологическую документацию в составе проектно-сметной документации? Спасибо за ответ!
Шахэмиров Андрей

Декретом №7 определено, что не требуется проведение государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации по объектам сельскохозяйственного назначения, за исключением объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность.

В соответствии с указом №349 к такой деятельности относится эксплуатация объекта для выращивания и откорма крупного рогатого скота проектной мощностью 5 тыс. голов и более в год; эксплуатация объекта для выращивания и откорма свиней проектной мощностью 750 мест и более для свиноматок или 2 тыс. мест и более для откормочных свиней; эксплуатация объекта для выращивания птиц проектной мощностью 40 тыс. мест и более для птиц с основными и вспомогательными видами деятельности. Эти нормы соответствуют международным соглашениям, в частности Конвенции Эспо, которая была ратифицирована Беларусью.

Для таких объектов при основном и вспомогательном видах деятельности будет осуществляться проведение государственной экологической экспертизы. Для организаций, которые не осуществляют экологически опасную деятельность, государственная экологическая экспертиза проводиться не будет. Оценка соответствия законодательству в области охраны окружающей среды будет проводиться в рамках государственной экспертизы.

Позднякова Татьяна Викторовна
Согласно п.4.4 абзац 4 Ж) декрета №7 не обращаются за проведением государственной экологической экспертизы в отношении объектов сельскохозяйственного назначения, за исключением объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность. Вопрос: требуется ли проведение ОВОС для таких объектов?
Шахэмиров Андрей

Для вновь возводимых объектов, связанных с экологически опасной деятельностью, оценка воздействия на окружающую среду в обязательном порядке проводится.

При реконструкции указанных объектов будет действовать п.5 ст.19 закона о государственной экологической экспертизе. Так, если реконструкция не предусматривает увеличения валового выброса загрязняющих веществ и сточных вод более чем на 5%, не влечет выделения дополнительного земельного участка или изменения целевого назначения объекта, оценка воздействия на окружающую среду проводиться не будет. В иных случаях ОВОС при реконструкции осуществляется.

Волчков Владимир Владимирович, Минск
В конце прошлого года был значительно повышен тариф для предприятий, которые выпускают в оборот потребительскую тару. Причем Министерство финансов официально отметило, что этот платеж не является налогом. Декрет №7, фактически, запрещает повышение или введение новых фискальных платежей и других сборов. Распространяется ли действие декрета на платежи, которые уплачивают предприятия за выпуск на рынок потребительской тары?
Сазонова Ольга

Вопрос находится не совсем в компетенции Минприроды. Речь идет об указе №313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления". Указом введен принцип расширенной ответственности производителей и поставщиков определенных видов товаров и тары, в соответствии с которым они обязаны участвовать в создании системы сбора, обезвреживания и использования отходов от ввезенных и (или) производимых товаров и их упаковки. Это может быть либо уплата платежа, о котором идет речь, либо создание собственной системы сбора и использования таких товаров. Ответственным за реализацию указа является Министерство жилищно-коммунального хозяйства, в частности ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов".

В настоящее время проводится корректировка указа. Но вопрос о его отмене не стоит.

Волчков Владимир Владимирович, Минск
В прошлом году было принято решение о введении в стране депозитно-залоговой системы для организации сбора и переработки тары. Правильная мера с точки зрения экологии, эта идея была воспринята неоднозначно в деловом сообществе. Высказывались мнения, в том числе и подкрепленные расчетами белорусских ученых, что систему сбора тары можно сделать более эффективной без столь существенных затрат. В том числе с помощью внедрения производителями новых технологий сбора тары. Однако сегодня законодательство не позволяет создавать консорциумы производителей по сбору тары, что делает этот процесс для них дорогим и неинтересным. В связи с курсом на раскрепощение предпринимательской инициативы, закрепленным декретом №7, будут ли пересматриваться подходы в вопросах сбора и переработки тары?
Сазонова Ольга

Этот вопрос также находится в компетенции Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Но необходимо отметить, что в концепции по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами, утвержденной правительством, создание депозитно-залоговой системы является одним из направлений работы по организации сбора и использования отходов товаров и тары.

Это один из прогрессивных методов обращения с отходами товаров и тары, который реализуется и в европейских странах. И ему быть. В настоящее время ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" формирует соответствующий пакет документов, в том числе нормативно-правовую базу, для внедрения данной системы в Беларуси. Эти документы будут вынесены на общественное обсуждение, в процессе которого все заинтересованные смогут внести свои предложения.

Ерофеев Александр Даниилович
На какой стадии находится реализация мероприятий по внесению изменений в Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" в части государственных "зеленых" закупок?
Корякина Елена

Вопрос государственных закупок находится в компетенции иного ведомства. Минприроды не является непосредственным разработчиком законопроекта о внесении изменений в закон о государственных закупках, но, конечно, вносило свои предложения. Информацией о том, на какой стадии находится подготовка данного документа, должен располагать орган, являющийся его разработчиком.

Анисимова Марина Владимировна, Гомель
Юридическое лицо (предприятие) имеет 2 обособленные промплощадки (объекты воздействия на атмосферный воздух). Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдано одно для юридического лица, где установлены нормативы для всех вышеуказанных промплощадок (объектов). Основная промплощадка (объект) имеет разрешение на выбросы более 3 т загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для второй промплощадки (объекта) в этом же разрешении установлены нормативы суммарных валовых выбросов менее 3 т в год и загрязняющих веществ 1-го класса опасности менее 10 кг в год. Просим дать однозначный ответ о возможности внесения изменений в действующее разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в части исключения из указанного разрешения промплощадки (объекта) с установленными до 26.02.2018 года нормативами выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух менее 3 т и загрязняющих веществ 1-го класса опасности менее 10 кг в год.
Корякина Елена

Для ответа на этот вопрос недостаточно предоставленных автором данных.

Если согласно акту инвентаризации суммарные валовые выбросы составляют 3 т и менее в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют 10 кг и менее в год, то получать разрешение не нужно. Для решения вопроса о необходимости внесения изменений в уже имеющееся разрешение нужно обратиться в территориальный орган по месту его выдачи.

Беловежа Екатерина, Брест
Может ли коммерческая организация безвозмездно передать своим работникам по их заявлению отходы от канцелярской деятельности (бумагу), а также отходы упаковочного картона. Работники в дальнейшем желают отнести данные отходы в школу, где учатся их дети, для сдачи макулатуры от лица учебного заведения?
Сазонова Ольга

Нет, не может. В соответствии с законом об обращении с отходами отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях последующего их использования для личного потребления. В данном же случае физические лица выступают в роли посредников между двумя или несколькими юридическими лицами.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/primenenie-norm-dekreta-7-v-oblasti-ohrany-okruzhajuschej-sredy-1020/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024