Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
25 ноября 2014, 11:00

Право на службе людям

Эта онлайн-конференция станет частью одноименной акции, которая проводится с 24 ноября по 5 декабря. Она даст дополнительную возможность для населения получить из достоверных и компетентных источников необходимую информацию по актуальным правовым вопросам. В частности, можно будет задать вопросы, касающиеся ответственности нанимателя за задержку расчета при увольнении, оформления завещания, особенностей уплаты подоходного, земельного и других видов налогов и т.д. Обо всем этом можно будет спросить участников конференции на сайте БЕЛТА.

В ней, как ожидается, примут участие начальник отдела информационно-разъяснительной работы - пресс-секретарь Министерства по налогам и сборам Беларуси Сергей Шкут, председатель Республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц и председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко.

Вопросы конференции

Сачек Дмитрий, Смиловичи
Что такое медиация? Куда можно обратиться, чтобы воспользоваться услугами медиаторов?
Институт медиации в нашей стране появился относительно недавно, со вступлением в силу закона "О медиации" 24 января 2014 года.

Медиация – это переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения. Этот механизм предоставляет гражданам возможность самостоятельно и оперативно в ходе переговоров при содействии медиатора урегулировать имеющийся конфликт с учетом взаимных интересов и заключить соглашение.

Применение медиации является весьма эффективным в силу тех преимуществ, которыми она обладает. В процедуре медиации все полномочия по принятию решений принадлежат самим участникам конфликта, они контролируют процесс рассмотрения спора и его результат, сами решают, согласны ли они на урегулирование спора и каким именно образом.

Медиация основывается на доверии, которое стороны оказывают медиатору как лицу, способному обеспечить эффективное ведение переговоров, и направлена на поиск справедливого решения, устраивающего всех участников, а не на определение того, кто одержал верх в споре. Она дает возможность сохранить нормальные человеческие отношения после ее окончания, поскольку направлена на налаживание взаимопонимания между людьми.

Использование медиации позволяет найти нестандартные и гибкие решения, которые сложно или невозможно получить в суде, руководствуясь исключительно нормами права. Кроме того, этот механизм, в отличие от судебного разбирательства, позволяет разрешить спор за короткий промежуток времени.

Проведение медиации возможно по спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, в том числе связанным с предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью, семейными и трудовыми правоотношениями.

Для проведения медиации стороны по взаимному согласию выбирают медиатора (медиаторов). Список лиц, имеющих свидетельство медиатора, а также информация об организациях, обеспечивающих проведение медиации, размещены на сайте Министерства юстиции.
Наталья, Сморгонь
Кто имеет право на оказание бесплатной юридической помощи?
В соответствии с положениями законодательства об адвокатуре юридическая помощь оказывается адвокатами на возмездной основе в соответствии с договором на оказание юридической помощи. Вместе с тем в определенных случаях юридическая помощь может быть оказана за счет средств коллегий адвокатов.

Так, адвокаты оказывают юридическую помощь за счет средств коллегий адвокатов следующим лицам:

истцам - в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов;
ветеранам Великой Отечественной войны - при даче устной консультации по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
гражданам - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
инвалидам I и II группы - при даче устной консультации, не требующей ознакомления с документами;
несовершеннолетним - в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) - в интересах детей;
иным категориям граждан - по решению коллегии адвокатов.

Вопросы оказания юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов входят в компетенцию территориальной коллегии адвокатов, в связи с чем при наличии указанных условий гражданину необходимо обращаться в адвокатские образования (юридическую консультацию, адвокатское бюро, к адвокату, осуществляющему адвокатскую деятельность индивидуально) по своему месту жительства либо в территориальную коллегию адвокатов по месту жительства гражданина.
Жабенок Виталий, Браслав
Как формируется размер оплаты юридической помощи и порядок ее определения?
В соответствии с положениями законодательства об адвокатуре юридическая помощь оказывается адвокатами на основании договора на оказание юридической помощи. Существенными условиями договора являются порядок и размер оплаты юридической помощи.

Договор, заключенный в письменной форме, составляется и подписывается в двух экземплярах. Один экземпляр передается клиенту, второй хранится у адвоката. Договор регистрируется в день его подписания в книге регистрации договоров на оказание юридической помощи адвоката.

При даче устной консультации договор на оказание юридической помощи в письменной форме не заключается.

При заключении договора на оказание юридической помощи по гражданским делам адвокат обязан разъяснить клиенту порядок возмещения расходов по оплате юридической помощи адвоката в качестве представителя.

Размер гонорара и порядок его определения (фиксированная сумма, оплата за день участия в предварительном следствии или в суде и т.д.) формируется только по договоренности между адвокатом и клиентом. Непосредственно участия в формировании гонорара адвоката государственные органы не принимают. Вместе с тем Правилами профессиональной этики адвоката, утвержденными Министерством юстиции, рекомендовано определять размер гонорара, принимая во внимание опыт и квалификацию адвоката, профессиональный авторитет адвоката, новизну и сложность вопросов, необходимые затраты времени и труда, сроки, установленные клиентом или обстоятельствами, практику определения размера гонорара в данном регионе.
Корр БЕЛТА
Какие нотариальные действия сейчас самые популярные, а какие наименее популярные?
По данным отчетности за 10 месяцев 2014 года, из всего количества совершенных нотариальных действий исполнительные надписи составили 19% (по 45% из них взыскатели были освобождены от уплаты нотариального тарифа в соответствии с подпунктом 3.7 Нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2013 года № 1145); удостоверение согласий - 17%; удостоверение договоров отчуждения недвижимого имущества – 15%; удостоверение доверенностей - 15%; свидетельствование подлинности подписей – 12%.

Самое "непопулярное" нотариальное действие – принятие мер по охране наследства и управления им – за 10 месяцев это нотариальное действие совершалось всего 15 раз.

Корр. БЕЛТА
Как вы оцениваете в целом недавнюю реформу нотариата?
Перемены, которые произошли после принятия указа "Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь", нотариальное сообщество оценивает положительно, так как принципы самофинансирования и самоуправления, которые легли в основу организации нотариальной деятельности, сделали нотариуса более самостоятельным, деятельным, инициативным и восприимчивым к новым подходам в работе. Как показывают результаты анкетирования, проведенного Белорусской нотариальной палатой в сентябре-октябре этого года, посетители нотариальных контор также отмечают, что нотариальное обслуживание изменилось в лучшую сторону.
Марченков Сергей, Минск
Насколько популярна новая услуга письменного обеспечения доказательств? Получается, что вы можете делать ее и для клиентов из России, где такие услуги дороже. Таким образом, есть перспективы для наращивания "экспорта"?
Новое нотариальное действие – обеспечение письменных доказательств для рассмотрения дел в судах Республики Беларусь, которое белорусские нотариусы начали совершать с июля этого года, пока нельзя назвать самым востребованным нотариальным действием. Тем не менее интерес к нему есть, и количество обращений за совершением этого нотариального действия возрастает. Всего же, по состоянию на начало ноября 2014 года, нотариусами республики было совершено 30 нотариальных действий по обеспечению доказательств.

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в соответствии с которой граждане каждой из договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других договаривающихся сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной договаривающейся стороны.

Таким образом, российские граждане могут обращаться к белорусским нотариусам по вопросам совершения любых нотариальных действий, в том числе с просьбой об обеспечении письменных доказательств. При этом, отвечая на поставленный вопрос, нельзя не учитывать, что при меньшем размере нотариального тарифа, взыскиваемого за данное нотариальное действие, российский гражданин еще несет дополнительные расходы на оплату, например, проезда к месту совершения нотариального действия.

Также необходимо отметить, что в порядке обеспечения письменных доказательств для предоставления в суды Республики Беларусь белорусские нотариусы производят только осмотр письменных доказательств, представленных лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, в том числе общедоступной информации, размещенной в интернете. Российские же коллеги в рамках обеспечения доказательств еще производят допрос свидетеля и назначение экспертизы.

В целом полагаем, что количество обращений к белорусским нотариусам по обеспечению доказательств для дальнейшего предоставления их в российские суды не будет носить массовый характер.
Судас Мария, Сеница
Нотариусы в новых экономических реалиях продолжают выезжать на село для обслуживания населения. Разве это не убыточно для вас?
Да, нотариусы, кроме нотариусов Минского городского нотариального округа, в котором просто нет агрогородков, продолжают, как и в ранее, выезжать в малые населенные пункты, где нет своих нотариальных контор и бюро. За 9 месяцев 2014 года на приеме в агрогородках принят 10 921 человек, из них 315 - с выездом на дом. Во время выездов нотариусов в агрогородки совершено 10 223 нотариальных действия, дано 4 337 консультаций.

В соответствии с пунктом 44 Положения об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь (утверждено указом от 27 ноября 2013 г. № 523 "Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь") к компетенции Белорусской нотариальной палаты относится обеспечение доступности и качества нотариального обслуживания граждан и юридических лиц на всей территории страны. Без нотариального обслуживания жители агрогородков, в любом случае, не останутся.

К вопросу же рентабельности таких выездов можно подходить с разных точек зрения. Выезжая в агрогородки, нотариусы совершают нотариальные действия, которые, сидя на месте, может быть, и не совершили бы, а соответственно, не был бы взыскан нотариальный тариф, который идет на содержание нотариальных контор и на выплату дохода непосредственно нотариусу.
Софья, Могилев
Белорусская нотариальная палата участвует в различных акциях по консультированию населения. Когда ожидается очередная такая акция?
Следующая акция по бесплатному консультированию населения будет проводиться с 1 по 4 декабря 2014 года.

Помимо ставшего привычным бесплатного консультирования по вопросам совершения нотариальных действий, которое будет осуществляться нотариусами страны 5 декабря, в Гомельским нотариальном округе на базе Центров социального обслуживания населения с 1 по 4 декабря пройдет выездная акция "Право для всех". Цель акции – оказание юридической помощи посетителям центров (или закреплены за ними), которые не могут самостоятельно посетить нотариальные конторы в дни проведения благотворительных акций или бесплатного консультирования.

Нотариусы Могилевского нотариального округа период с 1 по 4 декабря направятся в учебные заведения, интернаты и территориальные центры соцзащиты для консультирования по вопросам удостоверения договоров отчуждения имущества, завещаний, согласий, оформления наследственных прав.
Корр. БЕЛТА
Что делается белорусским нотариатом для развития электронного документооборота?
Одним из главных условий развития нотариата республики является его информатизация. Будущее только за электронным нотариатом и теми сервисами, которые будут в дальнейшем появляться в связи с развитием информационных технологий.

Приоритетной задачей на 2015-2016 годы для Белорусской нотариальной палаты является разработка и внедрение единой информационной системы нотариата, обеспечивающей комплексную автоматизацию процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена), включающую в себя единую электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел.

Единая информационная сеть нотариата республики должна обеспечить постоянное взаимодействие с государственными органами и подключение нотариата к государственным информационным ресурсам, чтобы не только перейти на реестр нотариальных действий в электронной форме, но и иметь возможность работать на новом уровне оперативности и информационной доступности.

Для решения этой задачи в настоящее время идет процесс организации использования единой сертифицированной электронно-цифровой подписи нотариусами для обеспечения юридической значимости электронных документов. Уже до конца этого года каждый нотариус республики получит персональную электронно-цифровую подпись.
Корр. БЕЛТА
Не секрет, что некоторые адвокаты начали работать в сфере медиации. Насколько активно население пользуется вашими услугами в таком новом качестве?
С 24 января 2014 года действует закона "О медиации". За это время значительное число адвокатов получили свидетельство медиатора. Судя по обращениям граждан и юридических лиц, несмотря на молодость данного института в Беларуси, мирное урегулирование споров востребовано в нашем государстве. Вырисовывается географическая картина. Обращения имеют место в городе Минске, а также в областных центрах. Обращения связаны со спорами, вытекающими из семейных и гражданских правоотношений.

Николай Афанасьевич, Минск
Сколько в среднем стоит решение гражданского спора через медиацию?
Оплата услуг медиатора определяется по договору гражданина и медиатора. Могу лишь сказать, что она ниже, чем гонорар адвоката за оказание юридической помощи по всему делу.
Струг Галина, Ивацевичи
С какого возраста гражданин получает право на осуществление предпринимательской деятельности?
В соответствии с частью второй статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Согласно пункту 1 статьи 22 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Согласно статье 20 ГК способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В то же время в случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме, соответственно, с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.

Исходя из положений пункта 1 статьи 26 ГК несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.

В соответствии с положениями статьи 18 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (КоБС) брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. В исключительных случаях, обусловленных беременностью, рождением ребенка, а также в случае приобретения несовершеннолетним полной дееспособности до достижения совершеннолетия (эмансипации) орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить лицам, вступающим в брак, брачный возраст, но не более чем на три года (т.е. до 15 лет).

Таким образом, по общему правилу гражданин приобретает дееспособность в полном объеме и в связи с этим получает право на осуществление предпринимательской деятельности с восемнадцати лет.

Из этого правила существуют два исключения, при которых возрастной ценз для приобретения полной дееспособности снижается и гражданин приобретает право на занятие предпринимательской деятельностью:

с 16 лет - если в соответствии с пунктом 1 статьи 26 ГК по решению органов опеки и попечительства, с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным (эмансипация);
с 15 лет - если несовершеннолетнему при вступлении в брак был снижен брачный возраст в соответствии со статьей 18 КоБС.
Почебыт Семен, Минск
Какие меры ответственности применяются к физическому лицу, не осуществляющему предпринимательскую деятельность, в случае реализации им кофе и чая как на территории рынка, так и вне территории рынка?
Подпунктом 1.5 пункта 1 указа №222 "О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами" установлено, что на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах запрещается реализация физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, товаров, за исключением реализации следующих товаров, в случае если торговля ими не ограничена или не запрещена законодательством:

созданных этими физическими лицами произведений живописи, графики, скульптуры, предметов народных промыслов, продукции ремесленной деятельности;
продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных;
непродовольственных товаров, бывших в употреблении у этих физических лиц и (или) членов их семьи;
лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции;
продукции, указанной в абзаце третьем части первой пункта 1-1 статьи 294 Налогового кодекса, при наличии документов, предусмотренных в частях второй и третьей пункта 1-1 статьи 294 НК.

Согласно части первой подпункта 1.6 пункта 1 указа №222 реализация физическими лицами товаров, не перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 указа №222, на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, а равно в иных местах, торговля в которых в соответствии с законодательством не допускается, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин.

Право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном в части первой подпункта 1.6 пункта 1 указа №222, предоставлено, в том числе, и уполномоченным должностным лицам налоговых органов.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный частью первой подпункта 1.6 пункта 1 указа №222, будет иметь место в следующих ситуациях:

физическое лицо осуществляет реализацию товаров, не перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 указа №222, в не установленных для торговли местах. Например, реализация новой одежды, чая, кофе на улицах вблизи магазинов, остановок общественного транспорта;
физическое лицо осуществляет реализацию товаров, не перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 указа №222, в установленных для торговли местах (на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах). Например, реализация новой одежды, чая, кофе, парфюмерии, стиральных порошков на рынках.

При выявлении таких фактов в отношении физического лица составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с подпунктом 1.6 указа №222, а во второй ситуации предъявляется к уплате единый налог в соответствии с пунктом 2-1 статьи 299 НК в случае реализации товаров, отнесенных к товарным группам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 296 НК.

Неоднократное (два и более раз) установление фактов реализации физическим лицом товаров в нарушение требований подпункта 1.5 пункта 1 указа №222, повлекшие привлечение к административной ответственности, является основанием для квалификации действий такого лица по части 1-1 статьи 12.7 КоАП (незаконная предпринимательская деятельность).
Александр, Минск
Индивидуальный предприниматель приобретает на территории Российской Федерации за наличный расчет товары для последующей розничной продажи. Российский продавец выдал индивидуальному предпринимателю накладную и товарный чек. Вправе ли индивидуальный предприниматель осуществлять транспортировку товаров от продавца до места хранения на личном автомобиле, а также дальнейшее хранение товаров на основании указанных документов? Какими документами оформить отпуск товаров в реализацию?
В соответствии с подпунктом 1.12 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;
подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации - в местах реализации.

До 1 июля 2014 года индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющие розничную торговлю, по товарам, ввезенным в Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза, имели право реализовывать их без вышеназванных документов.

С 1 июля 2014 года в соответствии с частью первой подпункта 1.1 пункта 1 указа № 222 "О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами" индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении розничной торговли товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 296 НК, обязаны обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) таких товаров, в местах их хранения, реализации и при их перевозке (транспортировке).

Таким образом, индивидуальные предприниматели, независимо от применяемых ими режимов налогообложения, с 1 июля 2014 года, обязаны обеспечить:

в местах реализации - наличие документов, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при условии, что такие товарно-материальные ценности поступают напрямую от поставщика (продавца) непосредственно в места реализации, в ином случае - наличие документов на отпуск товаров из мест хранения в места реализации;
в местах хранения - наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей в места хранения;
при транспортировке - наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) транспортируемых товарно-материальных ценностей.

Согласно пункту 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Министерства финансов от 18.12.2008 №192 (Инструкция №192), ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товары, поступающие из-за пределов республики, принимаются на учет на основании документов, выписанных грузоотправителем.

В свою очередь, согласно подпункту 1.1 пункта 1 указа №222 документами, подтверждающими приобретение товаров на территории государств - членов Таможенного союза за наличный расчет индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог, являются первичные учетные документы, предусмотренные законодательством государства, на территории которого приобретены товары, с приложением к ним кассовых (товарных) чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату, а также счетов-фактур, если их оформление предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого приобретены товары.

Учитывая приведенные нормы законодательства, индивидуальные предприниматели, независимо от применяемых ими режимов налогообложения, вправе при перевозке товаров (приобретенных на территории государств - членов Таможенного союза) на рейсовых автобусах, поездах, на собственном автомобильном транспорте транспортировать их до места разгрузки (торгового объекта ИП, места хранения на территории Беларуси) только на основании подтверждающих приобретение этих товаров документов, выписанных грузоотправителем - продавцом государства – члена Таможенного союза.

При поступлении товаров с территории государств - членов ТС непосредственно в место реализации товаров индивидуального предпринимателя либо в место хранения (например, на домашний адрес ИП, склад), индивидуальному предпринимателю достаточно в указанных местах иметь на такие товары документы, подтверждающие их приобретение, выписанные грузоотправителем-продавцом государства – члена Таможенного союза.

При поступлении товаров с территории государств - членов Таможенного союза непосредственно в место хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) их дальнейший отпуск в место реализации индивидуальный предприниматель должен оформить накладной формы ТТН-1 (если товар в торговый объект перемещается автомобильным транспортом индивидуального предпринимателя) либо накладной формы ТН-2 (если товар в торговый объект перемещается без участия транспорта, например, на тележке, в руках в сумке и т.п.).

Януль Т.А.
Физическое лицо имеет в собственности нежилое помещение. Имеет ли право физическое лицо сдать в аренду данное помещение одному юридическому лицу? Возникает ли в данном случае необходимость у физического лица регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя?
В соответствии с пунктом 1 статьи 578 Гражданского кодекса в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, определенные сторонами в договоре, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Согласно статье 579 Гражданского кодекса право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Таким образом, физическое лицо может передавать в аренду принадлежащие ему помещения.

Статьей 1 Гражданского кодекса определено, что предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Учитывая указанные положения Гражданского кодекса, можно сделать вывод, что если деятельность физического лица по сдаче в аренду недвижимости носит разовый характер и в его намерениях не усматривается направленности на систематическое получение прибыли, то такая деятельность не рассматривается как предпринимательская. Доходы, полученные от такой деятельности, облагаются подоходным налогом в соответствии с главой 16 Налогового кодекса Республики Беларусь.

В случае, когда деятельность направлена на систематическое получение дохода, например, сдача в аренду недвижимости одновременно нескольким субъектам по нескольким договорам, то деятельность содержит признаки предпринимательской. Для ее осуществления физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и уплачивать налоги в соответствии с действующим законодательством как индивидуальный предприниматель.

Такая деятельность, осуществляемая физическим лицом без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, является незаконной и влечет применение мер ответственности в соответствии с частью 1прим.1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Демида Андрей, Брест
Индивидуальный предприниматель применяет общеустановленную систему налогообложения. За I квартал 2014 г. применил профессиональный налоговый вычет в размере 10 %. Обязан ли предприниматель применять профессиональный налоговый вычет в размере 10 % до конца года?
В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 168 Налогового кодекса Республики Беларусь индивидуальные предприниматели — плательщики подоходного налога имеют право применить профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 статьи 169 НК определено, что фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности, определяются такими плательщиками самостоятельно на основании документов, подтверждающих такие расходы.

Вместо получения профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики - индивидуальные предприниматели имеют право применить профессиональный налоговый вычет в размере 10% общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности.

Таким образом, индивидуальному предпринимателю - плательщику подоходного налога предоставлено право самостоятельно выбрать один из установленных НК порядков применения профессионального налогового вычета, определенных статьей 168 НК, при этом НК не содержит ограничений по периоду применения выбранного порядка.

С учетом изложенного при исчислении подоходного налога за первое полугодие и за последующие отчетные периоды 2014 года при наличии документов, подтверждающих расходы, предприниматель вправе применить профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
Рощенко Степан, Минск
Физическое лицо осуществляло розничную торговлю детской одеждой 4 дня в месяц на рынке. Может ли данное физическое лицо после 1 июля 2014 г. продолжать осуществление такой розничной торговли по дням, не регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя?
В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 №222 "О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами" с 1 июля 2014 года физические лица вправе реализовывать на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах следующие товары:

созданные этими физическими лицами произведения живописи, графики, скульптуры, предметы народных промыслов, продукцию ремесленной деятельности;
продукцию цветоводства, декоративных растений, их семена и рассаду, животных;
непродовольственные товары, бывшие в употреблении у этих физических лиц и (или) членов их семьи;
лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию;
сельскохозяйственную продукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве, что подтверждается соответствующей справкой.

Таким образом, с 1 июля 2014 года осуществлять деятельность по реализации иных товаров (не указанных в подп. 1.5 п. 1 указа №222) физическое лицо имеет право только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Ширковец Виталий, Толочин
Индивидуальный предприниматель планирует выполнять мелкие ремонтные работы в квартирах граждан. К таким работам будут относиться замена смесителей, розеток, навешивание карнизов, картин, полок, ковров, установка шкафов и антресолей, подключение светильников и тому подобные работы. Какой налог уплачивается индивидуальным предпринимателем при оказании данных работ гражданам?
В соответствии с подпунктом 1.1.1 пункта 1 статьи 294 Налогового кодекса объектом налогообложения единым налогом признается для плательщиков - индивидуальных предпринимателей оказание потребителям услуг (выполнение работ), указанных в подпунктах 1.3-1.40 пункта 1 статьи 296 НК. Причем под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 294 НК).

Перечень работ и услуг, перечисленных в подпунктах 1.3–1.40 пункта 1 статьи 296 НК, сформирован на основании общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", в котором дается описание группировок (перечислены виды деятельности, составляющие группировку и не включенные в нее).

В соответствии с ОКРБ 005-2006 мелкие ремонтные работы в квартирах граждан будут классифицироваться в соответствующих группировках в зависимости от вида работ, например:
45310 "Электромонтажные работы":
навешивание и подключение светильников;
замена розеток;
45330 "Санитарно-технические работы":
чистка сливных канализационных сифонов и труб;
замена смесителей;
45420 "Столярные и плотничные работы":
навешивание карнизов, картин, полок, ковров и т.п.;
установка шкафов и антресолей;
установка дверей и окон, дверных и оконных блоков, коробок, оснащения кухонь, лестничных клеток, оснащения магазинов и т.п. из деревянных или других материалов;
установка потолков, деревянной обшивки стен, передвижных перегородок и т.п.

Электромонтажные, санитарно-технические, столярные и плотничные работы относятся к видам деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог (подп. 1.15 п. 1 ст. 296 НК).

Согласно пункту 2 статьи 296 НК индивидуальные предприниматели при осуществлении видов деятельности, указанных в подпунктах 1.3–1.40 пункта 1 статьи 296 НК, не вправе применять иной порядок налогообложения в отношении этих видов деятельности.

Таким образом, в случае оказания вышеперечисленных услуг, работ гражданам индивидуальный предприниматель будет являться плательщиком единого налога по ставке, установленной в населенном пункте, в котором будет осуществляться деятельность.
Суханок Алексей Степанович, Кобрин
Я готовлюсь к выходу на пенсию. У меня есть дача. Буду ли я как пенсионер по возрасту иметь льготы по уплате налогов на землю и недвижимость?
Да, будете. В отношении земельного участка и расположенной на нем дачи вы, как пенсионер по возрасту, будете иметь право на освобождение от земельного налога и налога на недвижимость. Такая льгота предоставляется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу. В рассматриваемой ситуации льгота представляется с месяца, в котором вам исполнится 55 лет.
Акимова Екатерина
У меня есть гараж. И организация хочет его арендовать. Могу ли я сдать гараж в аренду организации? Если да, то кто в этом случае будет платить налоги на землю и недвижимость?
До момента сдачи гаража в аренду плательщиком налогов являетесь вы. Если вы будете являться пенсионером по возрасту, то в отношении гаража вы будете освобождаться от налога на недвижимость. При сдаче гаража в аренду организации плательщиком налога на недвижимость в отношении гаража будет признаваться организация - арендатор.
Матевич В.Е.
На своем земельном участке я строю жилой дом. Строительство продвигается не очень быстро: у дома, как говорится, нет ни окон, ни дверей, а еще ни отделки, ни канализации. Но я получил извещение на уплату налога на недвижимость. Почему? Мы ведь еще не проживаем в этом доме?
Если у строящегося вами жилого дома есть фундамент, стены и крыша, то для целей налогообложения такой дом признается объектом незавершенного строительства, в отношении которого производится уплата налога на недвижимость.

При этом если у вас тяжелое материальное положение, вы имеете право обратиться в местный Совет депутатов с заявлением о рассмотрении вопроса об освобождении вас от уплаты налога на недвижимость.
Зданчук Наталья, Минск
У меня есть дачный домик и небольшой земельный участок в пригороде Минска. Хотелось бы узнать, как исчисляются налог на недвижимость и земельный налог? Интересуюсь потому, что раньше в нашем дачном кооперативе вывешивались сведения для оплаты. В этом году казначей товарищества их почему-то не вывесила. При этом извещение на уплату налога я не получала.
Исчисление налога на недвижимость и земельного налога физическим лицам производится налоговым органом. Уплата налогов производится плательщиком на основании извещения налогового органа, в частности, путем внесения сумм налога садоводческим товариществам, которые осуществляют прием денежных средств и перечисление их в бюджет, или самостоятельно плательщиком через банки, почтовые отделения, инфокиоски и т.п.

В текущем году налог на недвижимость и земельный налог необходимо уплатить не позднее 17 ноября (15 ноября приходится на выходной день). Если по каким-то причинам вы не получили извещение на уплату налогов, рекомендую вам обратиться в налоговый орган по месту расположения объектов недвижимости за извещением.

Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Сведения о такой стоимости ежегодно представляются в налоговые органы землеустроительными службами.

Налог на недвижимость в отношении дачи исчисляется исходя из ее стоимости, определенной по состоянию на 1 января года, за который производится исчисление налога. Порядок определения такой стоимости для целей исчисления налога на недвижимость определен указом от 28 марта 2008 № 187. В частности, оценочную стоимость определяют территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. При отсутствии оценочной стоимости, стоимость для исчисления налога определяется налоговыми органами исходя из базовой расчетной стоимости одного квадратного метра дачи. Ставка налога - 0,1% от такой стоимости. Однако местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать) ставку налога, но не более чем в два раза. Если такое решение принято, то ставка налога может быть не 0,1 %, а чуть больше или чуть меньше.
Мленик Ж.Б.
Я член садоводческого кооператива. Налоги на землю и недвижимость плачу через наше правление. Но там часто закрыто, ходить приходится не раз. Скажите, пожалуйста, а могу ли я самостоятельно получать извещение из налоговых органов и самостоятельно уплачивать налоги?
Безусловно. Извещение ежегодно вручается налоговым органом плательщикам налогов. Если по каким-то причинам вы не получили извещение налогового органа, я рекомендую вам обратиться в налоговый орган по месту расположения принадлежащих вам объектов недвижимости за получением такого извещения. Уплата налога на недвижимость и земельного налога может быть произведена любым удобным для вас способом: путем их внесения в садоводческое товарищество или самостоятельно через банки, отделения почтовой связи, через инфокиоск и т.п.
Петр Романович, Минск
Я - пенсионер по возрасту (мне 78 лет, но я продолжаю работать). Я имею квартиру в Минске и дом в Гомельской области. Имею ли я льготы по уплате налогов в отношении этих квартиры и дома?
В отношении квартиры вы имеете льготу в виде полного освобождения от уплаты налога на недвижимость. Что касается дома, то право на льготу зависит от того, зарегистрированы или нет в этом доме трудоспособные лица. Если в принадлежащем вам доме не зарегистрированы по месту жительства трудоспособные лица, то вы имеете право на льготу, независимо от того, работаете вы или нет.
Корр. БЕЛТА
Как обстоят дела с подготовкой проекта указа о борьбе с зарплатой в конвертах?
Что касается работы по искоренению серых зарплат, то налоговыми органами она ведется активно и довольно давно.

Как вы знаете, в сокрытии серой заработной платы участвуют две стороны - наниматель и работник. Наниматель не начисляет белую зарплату, а работник не уплачивает соответствующие налоги. Если мы вскрываем такой факт, то ответственность ложится на обе стороны. Нанимателю начисляются определенные налоги и социальные платежи. Работнику, который принимал такую зарплату, начисляется подоходный налог, применяются соответствующие санкции за несвоевременную уплату и пеня. Проектом указа предусматривается освобождение его от ответственности. Думаю, что введение такой меры позволит налоговым органам чаще выявлять соответствующие правонарушения.

Государственные органы поддержали инициативу министерства. На сегодняшний день проект указа согласован заинтересованными органами и готовится к дальнейшему движению.
Корр. БЕЛТА
Расскажите, пожалуйста, поподробнее об акции "Право на службе людям".
Акция проводится в комплексной работе Министерства юстиции, Республиканской коллегии адвокатов, Белорусской нотариальной палатой, Министерства по налогам и сборам и другими госорганами по правовому просвещению населения. Мероприятие проходит в новом формате, его главная задача - довести наиболее злободневную и интересную информацию до граждан, особенно в регионы. В Минске и областных центрах у людей больше возможностей получить юридическую помощь, консультацию. Мы разработали специальные буклеты, которые в течение акции будут находиться в юридических консультациях, нотариальных палатах и инспекциях налоговых органов. Каждый человек сможет получить этот буклет вместе с консультацией нужного специалиста. Предполагается активное выступление адвокатов и нотариусов в средствах массовой информации. Акция станет новым шагом повышения качества правового просвещения, чтобы люди знали свои права и обязанности и могли их реализовывать, знали, куда можно обратиться за помощью.

Виктор Чайчиц: Я хочу обратить внимание, что в законе об адвокатуре и адвокатской деятельности в Беларуси закреплены две главные задачи адвокатов - оказание юридической помощи и правовое воспитание граждан. Самая главная цель акции - рассказать и показать людям, что с помощью права можно решать все жизненные вопросы.

Наталья Борисенко: Основная задача Белорусской нотариальной палаты - обеспечение доступности и качества нотариального обслуживания, а задача нотариата в целом - обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В рамках реализации этой задачи и акции нотариусы в каждом районе имеют возможность оказать правовую помощь всем, кто обращается к ним. Мы достаточно часто проводим подобные акции, и наша помощь очень востребована. Конечно, нотариусы не могут ответить на все вопросы - только на те темы, что находятся в их компетенции. Согласно статистике, в Беларуси на 1 ноября текущего года дано более 51 тыс. бесплатных консультаций в рамках таких акций.

Виктор Чайчиц: Что касается адвокатуры, я думаю, число таких консультаций около 1 тыс.

Сергей Шкут: Мне бы хотелось отметить огромный вклад в информационно-разъяснительную работу Министерства по налогам и сборам. Налоговые органы Беларуси ежегодно проводят около 25 тыс. пресс-мероприятий и примерно 1,5 тыс. тематических акций. Мы с большим удовольствием поддержали идею акции "Право на службе людям", потому что мы сможем затронуть самую активную часть нашего населения - физических лиц, которые являются налогоплательщиками. Проанализировав работу нашего call-центра, в который могут обращаться граждане для консультаций, мы обнаружили самые горячие темы - земля, недвижимость и деятельность нотариальных палат. Проведение акции позволит еще более повысить налоговую культуру физических лиц и снять какую-то нагрузку с нотариусов.
Корр. БЕЛТА
Как планируется развивать сферу электронного администрирования налогов? Каких новшеств ждать в ближайшее время?
Работа в сфере электронного администрирования налогов постоянно совершенствуется. Мы должны постоянно предлагать плательщикам новые электронные сервисы, и это делается. В текущем году был предложен ряд новых электронных сервисов, работа продолжится и в следующем году.

Поскольку наша аудитория состоит в основном из физических лиц, стоит остановиться на новом электронном сервисе, который мы представили нашим плательщикам - физическим лицам. Он позволяет им получать извещения на уплату налога на землю и недвижимость в электронном виде.

В соответствии с законодательством, до 1 августа налоговые органы должны известить плательщиков в письменном виде о необходимости до 15 ноября уплатить земельный налог и налог на недвижимость. Ранее эта работа осуществлялась путем направления извещения по почтовому адресу плательщика. Поскольку многие адресаты утверждали, что не всегда получают эти извещения, мы передоложили им воспользоваться новым электронным сервисом получения таких извещений на электронный ящик. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган, предоставить паспорт, заявление и указать свой электронный адрес. На этот адрес со следующего года начнут поступать электронные извещения. Хочется отметить, что эта работа ведется очень активно - налоговые органы уже принимают такие заявления.

Также действует достаточно широкий спектр электронных услуг, касающихся юридических лиц. Это в том числе возможность подавать в электронном виде любые документы, справки и, соответственно, получать их обратно на электронный адрес. Кроме того, создан личный кабинет плательщика, где он может получить информацию о своих платежах и задолженностях. Предоставлена возможность записаться на прием к руководящему составу налогового органа, в том числе министру, через интернет.

В планах - расширение получения возможности бесконтактного общения. Так, будет отшлифована работа электронных сервисов, в том числе оптимизирована работа с банками.
Корр. БЕЛТА
Институт медиации в нашей стране появился относительно недавно. Сколько человек уже получили свидетельства медиаторов? Из каких сфер эти люди: адвокаты, психологи...?
Каждый желающий может получить ответ на этот вопрос, посетив сайт Министерства юстиции. По последним данным, свидетельства медиаторов получили 108 человек. Специалисты представляют самые разные сферы. Конечно, как того требует закон, все они должны иметь высшее (не обязательно юридическое) образование. Среди медиаторов - психологи, преподаватели, адвокаты. В коллегии адвокатов мы отслеживаем, кто из юристов имеет статус медиатора. Если возникают вопросы, где мы видим, что адвокат-медиатор в этом случае поможет лучше, мы стараемся направлять граждан именно к таким специалистам. На сегодняшний день адвокаты-медиаторы наиболее востребованы в разрешении семейных конфликтов, судебных процессах о наследстве. Те стороны, которые воспользовались услугами медиатора, как правило, остаются довольны разрешением спора: они не только пришли к консенсусу с противником, но и сохранили с ним добрые отношения.
Мазец И.И.
Как часто вы пользуетесь новой нотариальной услугой письменного обеспечения доказательств? Как она может помочь в судебных процессах и в борьбе с воровством интернет-контента?
В соответствии с новой редакций закона Беларуси о нотариате и нотариальной деятельности, которая вступила в силу в июле 2014 года белорусские нотариусы получили право обеспечения письменных доказательств для рассмотрения дел в суде, в том числе общедоступной информации, записанной буквами либо выполненной в форме цифровой, графической записи, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет. И нотариус на сегодняшний день может заверить протокол осмотра таких доказательств и подтвердить, что информация размещалась в интернете по конкретному адресу в определенный промежуток времени. Ранее такие действия осуществляли и российские коллеги. Заверенные ими протоколы принимались в качестве доказательств и в белорусских судах. Но такая услуга применительна не только к интернету. И раньше наши нотариусы, если была такая необходимость, иногда заверяли подписи гражданина, не заверяя сути написанного. Такие случаи вызывали споры, правильно это или нет, но они были. Оценивать доказательство и решать, насколько оно убедительно, приходилось суду.
Писарь Евгений, Минск
Как вы относитесь к планируемому введению института досудебного соглашения? Не станет ли этот институт возможностью для сделок со следствием?
Считаю, что это достаточно прогрессивный институт. Последний вопрос достаточно дискуссионный, и опасность, на самом деле, присутствует. Об этом говорят и практики, и теоретики. Институт вводится для того, чтобы предотвратить серьезные преступления и, может быть, даже снисходительно отнестись к человеку, который совершил незначительное правонарушение. К примеру, гражданин украл мешок картошки, и он знает о существование банды, которая уже несколько лет занимается рэкетом. Конечно, государству и обществу выгоднее простить его и обезвредить банду. Есть опасность, что в таком случае мелкий вор будет постоянно совершать преступления и обманывать милицию. Поэтому к этому вопросу надо подходить очень осторожно. Также следует выработать критерии, в каких случаях преступник может иметь право на "прощение" и когда соглашения между им и правоохранителями будет полезным.
Регина Мечиславовна, Лепель
Каков средний месячный заработок адвоката в Беларуси? Насколько верно представление о том, что некоторые адвокаты втягивают клиентов в заведомо затяжные судебные процессы, чтобы больше заработать?
Средняя оплата труда адвоката за один месяц по итогам 2013 года составила Br9 млн в Минске и областных центрах. Однако в районных центрах цифра намного ниже.

Выражение, что адвокаты втягивают клиентов в затяжные процессы, чтобы больше заработать, из старого анекдота: когда молодой адвокат успешно разрешил дело, с которым его отец не мог справиться 5 лет, он получил укор от родственника, что этот судебный процесс кормил их семью. Мне неизвестны такие случаи. Хотя я не исключаю, что люди могут иногда надеяться на более быстрое разрешение конфликта. Но ведь не все зависит от адвокатов. Если спор нельзя закончить после одного судебного разбирательства, то, скорее всего, не могло быть иначе. Сегодня и суды, и адвокаты настроены на быстрое разрешение спорных ситуаций. Адвокаты-медиаторы изначально понимают, что могут вести дело, например, по наследству, и более года. Но они делают все возможное, чтобы примирить стороны как можно скорее. Если человек видит, что адвокат специально затягивает процесс, то необходимо обратиться к заведующему юридической консультацией или к руководителю бюро, или к председателю территориальной коллегии адвокатов. Там всегда разберутся в этой ситуации, и если окажется, что защитник затягивал дело, то он ответит очень серьезно за это. Потому что главная цель адвокатуры - оказывать гражданам юридическую помощь, а не думать о том, как заработать на клиенте больше денег.
Борис Ольга Валерьевна
При покупке нового автомобиля из Российской Федерации возвращается ли НДС или утилизационный сбор в РБ?
Взимание утилизационного сбора в отношении ввозимых (ввезенных) в Республику Беларусь транспортных средств, указанных в абзацах третьем - пятом подпункта 1.2 пункта 1 указа от 4 февраля 2014 г. № 64, осуществляется таможенными органами и не относится к компетенции налоговых органов.
Ходина Людмила Дмитриевна, Солигорск
Не согласны со стоимостью дома на приватизацию - куда обращаться? Списываются ли проценты на несовершеннолетних детей с кредита на приватизацию?
В соответствии со статьей 141 Жилищного кодекса Республики Беларусь стоимость объектов приватизации определяется в порядке, установленном Советом Министров, с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации, комиссиями местных исполнительных и распорядительных органов, а также иных государственных органов, других организаций.

В случае несогласия с актом оценки жилого помещения вы вправе обратиться с соответствующей жалобой в суд в порядке ст. 353 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

Действующее законодательство Республики Беларусь по предоставлению льготных кредитов гражданам не предусматривает кредитование приватизации жилищного фонда.

Однако следует учесть, что под приватизацией жилых помещений понимается приобретение гражданами в собственность занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательством. Следовательно, если гражданин несет расходы на приватизацию жилья, он также вправе воспользоваться имущественным вычетом (при соблюдении вышеназванных условий). При этом к вычету принимаются только суммы, непосредственно внесенные в оплату стоимости приватизируемой квартиры.
Без имени, г. Борисов
"О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей". Совет Министров Республики Беларусь от 27 июня 2011г.№850 (рег.№5/34048 от 29.06.2011г.) постановил: 1.2.пункт 2 изложить в следующей редакции: 2"Закреплению за детьми подлежат жилые помещения государственного и частного жилищного фонда, нанимателями или собственниками которых являются их родители (единственный родитель) и в которых на момент утраты попечения родителей (ед.родителя) дети были зарегистрированы по месту жительства или проживали без регистрации по месту жительства". Мой воспитанник прописан в квартире, нанимателем которой является бабушка. За ребенком закреплено ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ. Исполком отказывает в постановке на учет на получение социального жилья, ссылаясь на то, что хватает кв. м. на одного прописанного в этой квартире п.п.3.1.2.п.3.Положения (обеспеченность общей площадью жилого помещения более 15 кв.м. на одного человека). Правомерно ли не ставят ребенка-сироту на учет на получение социального жилья. Каким законодательством оговаривается закрепление ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ жилым помещением в отношении к ребенку-сироте (родители не являются ни нанимателями, ни собственниками), и как закрепленное право пользования жилым помещением (прописка у бабушки) является основанием отказа в постановке на учет на получение социального жилья. Спасибо.
Жилое помещение социального пользования предназначается для проживания граждан, имеющих право на получение такого жилого помещения, а также членов их семей. Категории таких граждан установлены в статье 111 Жилищного кодекса РБ, в соответствии с которой право на получение жилого помещения социального пользования имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак до достижения совершеннолетнего возраста, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их принятия на учет в составе семьи родителей при наличии оснований, предусмотренных частью 1 подпункта 1.3 пункта 1 статьи 35 Жилищного кодекса РБ, согласно которой, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они не имеют в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений.
Тарасова Ольга Ричардовна, Орша
Мы с мужем - работающие приемные родители, приемная семья оформлена на меня, я совместитель. Нельзя ли моему мужу доплачивать вторую часть от ставки, т.к. на 1.600 тысяч прокормить и одеть 16-летнего ребенка невозможно, приходится ущемлять своих детей. Воспитываю ребенка уже 12 лет.
В соответствии с пунктом 1 Положения о приемной семье, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 №1678 (ред. от 05.02.2014), приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора, заключаемых управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор - с одним из них.

Поскольку из содержания вопроса следует, что трудовой договор заключен с автором вопроса, следовательно, законных оснований для начисления каких-либо выплат другому приемному родителю с учетом требований действующего законодательства о приемных семьях, не имеется.
Ничипор Жанна Михайловна, Лида
Здравствуйте! У меня приемная семья, трое детей, один из которых инвалид детства и дошкольник. Нас, приемных родителей, заставляют идти в отпуска, при этом наши дети остаются с нами. Как вы понимаете, это не отпуск. Нам, конечно, предлагают детей сдать на время в приют либо в другую семью, но ведь я не хочу их травмировать и поэтому вынуждена идти в отпуск, а это 56 дней. К тому же теряем в деньгах, зарплаты и так маленькие. И еще один вопрос, который меня волнует. На очередном собрании приемных семей в отделе образования нам сказали, чтобы наши приемные папы прошли медкомиссию, как и мы, мамы. Но ведь наши мужья не работают а сфере образования, да и некогда им проходить все это, так как работают на своей работе. Вопрос: Обязаны ли наши мужья проходить медкомиссию? Извините, вопросов очень много, но не все решаемы. Спасибо
В соответствии с пунктами 1 и 45 Положения о приемной семье, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 N 1678, приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора, заключаемых управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее - управление (отдел) образования) по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор - с одним из них.

Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей, являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).

Трудовой отпуск приемным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор. Приказом о предоставлении трудового отпуска приемному родителю определяется порядок устройства его приемных детей.

Поскольку отношения с одним из приемных родителей строятся на основании трудового договора, то к такому договору применяются положения, содержащиеся в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Согласно ч. 1 ст. 170 ТК наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск, как правило, в течение каждого рабочего года (ежегодно). В соответствии с ч. 1 ст. 161 ТК часть трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающая 21 календарный день, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией.

Таким образом, предоставление приемному родителю отпуска является обязанностью нанимателя, т.е. управления образования местного исполнительного и распорядительного органа. Однако с учетом положений ч. 1 ст. 161 ТК РБ часть отпуска может быть заменена денежной компенсацией по соглашению между работником и нанимателем.

Согласно ст. 172 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка) могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка). Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка), устанавливается Министерством здравоохранения.

Поскольку в соответствии с пунктом 37 Положения приемные родители являются опекунами (попечителями) приемных детей, осуществляют права и обязанности опекуна (попечителя) в соответствии с главой 14 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание приемных детей и защиту их прав и законных интересов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, то требование органа опеки и попечительства о прохождении медицинского осмотра приемными родителями соответствует закону.
Кузнецова Елена Александровна, Гомель
В Кодексе о браке и семье статья 167 регламентирует: «Опекуны, попечители могут быть освобождены от своих обязанностей также по их личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.)». Однако в Положении о приемной семье в п.19 право инициировать освобождение от обязанностей в оговоренных Кодексом случаях уже делегировано органам опеки: «В случае смерти одного из приемных родителей, расторжения их брака, выявления у одного из них заболевания, препятствующего исполнению обязанностей опекуна (попечителя), вступления в брак одинокого приемного родителя вопрос о продолжении функционирования приемной семьи решается органом опеки и попечительства». Почему эти документы не соответствуют друг другу? 2. Можно ли уволить работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, если работник не был ознакомлен в установленном законом порядке со своей должностной инструкцией?
Разработка правовых документов, а также устранение противоречий, содержащихся в них, относится к компетенции государственных органов. Кодекс о браке и семье имеет верховенство над Положением. И в первом, и во втором случае окончательное решение принимают органы опеки и попечительства.

В вашем втором вопросе содержится мало информации, в каждом конкретном случае выясняются все обстоятельства по делу: сколько проработал работник в этой должности, работал ли он ранее по данной специальности, в чем именно выражается ненадлежащее исполнение обязанностей и как оно зафиксировано нанимателем и т.д. Поэтому для получения консультации надо обратиться в юридическую консультацию, представив все имеющиеся документы.
Кузнецова Елена Александровна, Гомель
Как правильно в части налогообложения действовать гражданам РБ, чей трудовой договор оформлен за границей? Ведь они, как правильно отметил Президент, заработанные средства тратят в РБ, тем самым вкладывая их нашу экономику.
Особенности исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении отдельных доходов установлены ст. 178 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть), в том числе и в отношении доходов, полученных физическими лицами от источников за пределами Беларуси.

Плательщики, получившие подлежащие налогообложению доходы, обязаны представить в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах этих доходов, полученных ими в течение налогового периода.

Налоговым периодом подоходного налога с физических лиц признается календарный год (ст. 162 НК).
Березина Юлия Михайловна, Барань
Здравствуйте, мне 24 года, я проживаю в г.Барань Оршанского р-на. Я относилась к лицу из числа детей-сирот, за мной было закреплено 2 комнаты в 3-х комнатной квартире (30 м.кв. жилой, 50 м.кв. общего пользования), жилье государственного статуса. До 18 лет за эти комнаты по решению суда пришлось погасить все коммунальные платежи, несмотря на то, что я была прописана и проживала в квартире приемного родителя, хотя по прошествии времени оказалось, что с детей-сирот плата за закрепленное жилье взиматься не должна. По достижению 18 лет я расторгла договор найма с Жилкомхозом г.Орши, т.к. сразу после окончания школы я поступила в университет, но жилье оставалось за мной закрепленным. По вине Оршанского горисполкома жилье было передано другим лицам без указания срока найма для проживания. После окончания университета, мне было отказано в предоставлении этих двух комнат, в связи с истечением срока давности. После жалоб в Витебский облисполком мне было предоставлено жилье социального пользования (1-комнатная квартира, 34,75 кв.м общей площадью). Ответ, полученный из Витебского облисполкома, подтверждает, что это произошло по вине Оршанского исполкома. Я считаю, что нарушены мои права, как лица из числа детей-сирот, т.к. мне выделили жилье другого статуса и несоответствие положенных жилых метров. Куда мне обращаться, чтобы мне вернули жилье государственного найма для дальнейшей приватизации, т.к. это социальное жилье, что мне дали, я не могу приватизировать, а деньги взимали 18 лет за закрепленное жилье из моего пособия.
Вопрос является сложным, не содержит необходимой конкретики, поэтому однозначно ответить без ознакомления с документами не представляется возможным. Рекомендуем обратиться к адвокату лично с документами для получения юридической помощи.
Кашина Елена Евгеньевна, Орша
Понимаю, что вопрос не совсем относится к участникам конференции. Но задавали уже и министру труда, и министру образования. Сфера приемного родительства сейчас регулируется двумя разными отраслями права: семейным и трудовым. Конкуренция норм разрешается очень своеобразно: за дисциплинарный проступок в рамках трудовых отношений применяют, как правило, семейно-правовую ответственность - отстраняют от обязанностей опекуна. Несмотря на то, что нельзя точно определить срок нашей деятельности (точный срок нахождения ребенка в семье), срок трудового договора устанавливается конкретный: 1 мес., 2 мес., 1 год, и т.д. Затем постоянно продлеваются трудовые договоры на очередной 1 мес., 2 мес., 1 год. На все наши указания, что это противоречит ст. 17 Трудового кодекса, не обращает внимание ни один из министров. Невозможно к приемным родителям применить и нормы Трудового кодекса о рабочем времени, рабочем месте, праздничных, выходных днях. С большим трудом реализуются нормы о ежегодном трудовом отпуске. Чаще трудовой отпуск оформляется только документально, реально воспользоваться им как временем отдыха, приемный родитель не может. На время трудового отпуска приемным родителям настоятельно рекомендовано (и это закреплено в Положении о приемной семье) отдавать приемных детей в приют. При этом не учитывается, что приемный родитель является опекуном своего приемного ребенка. Само Положение о приемной семье находится в противоречии с вышестоящими законодательными актами (напр.Законом РБ "О здравоохранении", в части предмета врачебной тайны). Пункт 50 Положения о приемной семье противоречит Закону РБ "О местном управлении и самоуправлении". У местных Советов депутатов по закону нет тех полномочий, которые на них возложило Положение о приемной семье. На все обращения получаем откровенные отписки. Государство у нас правовое и социальное. Однако подзаконные акты (Положения: о приемной семье, о детском доме семейного типа, о детской деревне) находятся в явных противоречиях с Конституцией, законами РБ. Куда, в какой форме нам следует обратиться, какой механизм задействовать, чтобы на проблемы и на явные "правовые ляпы" в сфере сиротства, замещающего родительства, обратили внимание компетентные должностные лица?
Частью 1 статьи 158 закона «О конституционном судопроизводстве» предусмотрена возможность обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в Конституционный Суд Республики Беларусь с заявлением о возбуждении производства по делу об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.

Полагая, что отдельные нормы Положения о приемной семье, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 N 1678 (ред. от 05.02.2014), противоречат Конституции и другим законодательным актам, автор вопроса вправе обратиться в Конституционный суд в целях возбуждения производства по делу об устранении в указанном положении пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.
Надудик Анастасия Сергеевна, Гродно
Учреждение ССО согласно п.37 положения о порядке распределения выпускников, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.06.2011 г. №821, ведет персональный учет выпускников в течение сроков обязательной работы по распределению. Так, выпускник учреждения ССО дневной бюджетной формы обучения зачислен в УВО (дневная бюджетная форма обучения) в 2008 году. Был отчислен в 2013 году по собственному желанию. Каковы действия учреждения ССО? Спасибо.
Данная отрасль правоотношений, в том числе действия учреждений образования, регулируется Кодексом «Об образовании», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011г. №821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, рабочих и служащих», а также другими нормативными актами. Пунктом 37 указанного постановления предусмотрено, что учреждения образования обязаны вести учет выпускников в течение сроков обязательной работы по распределению. Если в данной конкретной ситуации имеются основания для взыскания денежных средств, затраченных государством для обучения данного выпускника (учащегося), то учреждению образования в соответствии со своими полномочиями и функциями необходимо инициировать вопрос о взыскании данных средств в соответствии с требованиями законодательства. Дать более полный ответ не представляется возможным в связи с недостаточностью информации, содержащейся в вопросе.
Мойсенко Любовь Викторовна, Минск
Добрый день! Подскажите, пожалуйста!!! Я устроилась на работу по трудовому договору, проработала ровно 2 часа стажировки. И решила уехать назад на Украину. В отделе кадров меня отказались увольнять. Я сказала, что тогда увольняйте за прогулы. Они категорически отказались увольнять. Медицинскую комиссию я не проходила даже. Но работать в супермаркете я должна была, хотя по закону я не имею права работать с продуктами без медкомиссии. Будут ли у меня проблемы с получением нового разрешения на работу в другом предприятии?
Согласно ст. 35 ТК РБ трудовой договор может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Основаниями прекращения трудового договора являются:

1) соглашение сторон (статья 37);
2) истечение срока действия срочного трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 131-З);
3) расторжение трудового договора по желанию (статья 40), или по требованию работника (статья 41), или по инициативе нанимателя (статья 42) (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 131-З);
4) перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность; 5) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 131-З);
6) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 44);
7) расторжение трудового договора с предварительным испытанием (статья 29).

В том случае, если вами заключен трудовой договор на неопределенный срок, то согласно ст.49 работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом нанимателя письменно за один месяц. С согласия сторон и в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, трудовой договор может быть расторгнут до истечения срока предупреждения. При наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы (состояние здоровья, пенсионный возраст, радиоактивное загрязнение территории и другие случаи), а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора наниматель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

Получение разрешения на работу у другого нанимателя регулируется законом «О внешней трудовой миграции», в котором указаны основания аннулирования специального разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, выдаваемой нанимателю.
Бондаренко Игорь Александрович, Бобруйск
Я работаю официально в Польше водителем дальнобойщиком. Ежегодно предоставляю справки о доходах, по которым видно, что я уплачиваю налоги в РП в размере 18%. Налоговые органы в г. Бобруйске еще начисляют мне доплату подоходного налога. По какому праву? Ведь подоходный налог у нас в республике 12%? За 2013 год я заплатил более 4 млн. рублей. Хотя свои заработанные деньги семья тратит в нашей республике!
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества подписано 18 ноября 1992 г. и ратифицировано постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10 июня 1993 г. N 2363-XII.

В соответствии с принципами устранения двойного налогообложения (ст. 23 Соглашения) в стране резидентства налогоплательщика из суммы налога на доходы производится вычет суммы налога, уплаченного в стране источника выплаты. Если национальным законодательством страны резидентства предусмотрен более льготный режим, вычет не может превышать той части налога с дохода, которая была подсчитана до предоставления такого вычета.

Подтверждением суммы уплаченного за рубежом налога для целей применения положения об устранении двойного налогообложения в своем государстве является справка налогового органа по месту постановки на учет налогового агента, удержавшего с доходов нерезидента налог.

Налоговым законодательством Республики Беларусь предусмотрен более льготный режим подоходного налога - 12%. Следовательно, налоговые органы г.Бобруйска не имеют права начислять доплату подоходного налога, поскольку налог уплачен в Польше в большем размере -18%.
Ладутько Олег Сергеевич, Минск
Какими нормативно-правовыми актами устанавливается порядок личного досмотра и изъятия личных вещей у гражданина, подозреваемого в совершении административного правонарушения?
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок досмотра и изъятия вещей, является Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь (ПИКоАП, глава 8). Дополнительно данные процедуры регламентируются рядом постановлений Совета Министров Республики Беларусь в зависимости от состава административного правонарушения.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/pravo-na-sluzhbe-ljudjam-733/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024