Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" был подписан 2 апреля 2015 года с целью стимулирования трудоспособных граждан к труду и предупреждения социального иждивенчества. Он устанавливает обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в нем менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин.
К настоящему времени извещения на уплату такого сбора за 2015 год получили десятки тысяч белорусов. При наличии права на освобождение от уплаты сбора граждане, в том числе и те, кто получил извещение, могут представить в налоговые органы подтверждающие документы. На практике во многих случаях налоговым органам приходится разбираться индивидуально.
Во время онлайн-конференции у пользователей сайта БЕЛТА была возможность задать волнующие их вопросы о порядке начисления и уплаты сбора на финансирование государственных расходов. На них ответил эксперт.
В настоящее время граждане, получившие извещения, только начинают обращаться в налоговые органы, в связи с чем представить такую информацию не представляется возможным.
Случаев представления фиктивных документов на данный момент налоговыми органами не установлено.
В период участия в финансировании государственных расходов включается период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Таким образом, период получения вами пособия по уходу за матерью - инвалидом I группы будет включаться в период участия в финансировании государственных расходов. Если в 2015 году вы не получали пособие и иным образом не участвовали в финансировании государственных расходов, то за 2015 год вы будете являться плательщиком сбора
Пунктом 11 декрета предусмотрено, что гражданин, получивший извещение, вправе представить документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сбора. Для подтверждения факта получения образования в дневной форме либо для подтверждения нахождения на территории иностранного государства более 183 дней вашему сыну необходимо предоставить документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора только за 2015 год.
Информация об обучении граждан в белорусских учреждениях образования представляется в налоговые органы в установленном порядке государственными органами республики в отношении учреждений образования, находящихся в их ведомственном подчинении, либо частными учреждениями образования. Соответственно, информацию о периоде обучения в 2015 году в иностранном учреждении образования может представить только сам гражданин или его представитель. При этом представляемые в налоговые органы документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык. Это предусмотрено Налоговым кодексом.
Граждане признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов, если они не участвуют в финансировании таких расходов или участвуют менее 183 дней в налоговом периоде. То есть если ваш брат участвовал в финансировании государственных расходов менее 183 дней в 2015 году, то он будет являться плательщиком сбора.
Вместе с тем в соответствии с Налоговым кодексом местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы имеют право освобождать от уплаты налогов отдельных плательщиков, исходя из их имущественного положения. Поэтому для освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов ваш брат вправе обратиться с соответствующим заявлением в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.
Согласно декрету №3 период получения образования в дневной форме включается в период участия в финансировании государственных расходов. Обучающие курсы - не включаются. Учитывая, что в течение 2015 года вы участвовали в финансировании государственных расходов менее 183 дней (181 день), то вы признаетесь плательщиком сбора за 2015 год.
Галине платить сбор не нужно. Она признается участвующей в финансировании государственных расходов, так как период работы по трудовому договору (контракту) и период воспитания в семье ребенка в возрасте до 7 лет относится к периоду участия в финансировании государственных расходов.
К периоду участия в финансировании государственных расходов относится период, в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства. Так как автор вопроса зарегистрирован в городе Минске, а не в сельском населенном пункте либо поселке городского типа, то в 2015 году он не признается участвующим в финансировании государственных расходов. То есть он должен будет уплатить сбор.
Наличие банковского вклада не освобождает от уплаты сбора на финансирование государственных расходов.
Так как данный гражданин более 183 дней был зарегистрирован в качестве безработного, он освобождается от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. Напомню: лица, которые 183 и более дней в календарном году были зарегистрированы в качестве безработных, не признаются плательщиками такого сбора.
Если гражданин работает по трудовому договору 183 и более календарных дней в течение налогового периода, то он не будет являться плательщиком сбора на финансирование госрасходов - независимо от размера ставки.
В случае невозможности подтверждения времени фактического нахождения на территории иностранного государства документально гражданин вправе представить пояснения. В нем необходимо указать адрес проживания в Российской Федерации, период нахождения на территории иностранного государства, Ф.И.О. и адрес места жительства родственников, предоставивших жилье для проживания. Также можно указать другие сведения, которые могут служить подтверждением времени нахождения гражданина на территории РФ, например пояснения родственников, подтверждающие факт и период его проживания в принадлежащем им жилом помещении.
Продукция пчеловодства является сельскохозяйственной продукцией. Гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, который более 183 дней в календарном году на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, вел личное подсобное хозяйство, в том числе производил продукцию пчеловодства, не является плательщиком сбора.
Если ваш сын в 2015 году не менее 183 дней являлся военнослужащим срочной службы либо иным образом участвовал в финансировании государственных расходов, то он не будет признаваться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.
В соответствии с декретом №3 граждане, которые в календарном году фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней, освобождаются от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. Таким образом, если ваша дочь в 2015 году фактически находились в Беларуси менее 183 календарных дней, то плательщиком сбора за 2015 год она не признается.
Для освобождения от уплаты сбора ей необходимо документально подтвердить факт нахождения за пределами республики.
Подтверждение времени фактического нахождения физического лица на территории Беларуси производится на основании данных о въезде или выезде в или из республики. Учитывая отсутствие пограничного контроля между Беларусью и Россией, в налоговый орган можно представить любые другие документы, являющиеся основанием для определения места фактического нахождения гражданина в течение календарного года. Это копии документов, подтверждающих место жительства (при его наличии) на территории иностранного государства (копии договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения и другие); копии документов, подтверждающих получение на территории иностранного государства доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам; копии иных документов, подтверждающих место фактического нахождения на территории иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) в течение календарного года; копии иных документов, подтверждающих выезд из Беларуси и время пребывания на территории иностранного государства.
Эти документы и (или) пояснения следует направить в налоговый орган любым удобным для вашей дочери способом (представить в налоговый орган лично, почтовым отправлением, в том числе в электронном виде на адрес электронной почты налогового органа по месту регистрации в качестве плательщика).
В соответствии с декретом №3 плательщиками сбора признаются граждане, не участвующие в финансировании государственных расходов либо участвующие в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде. Налоговым периодом сбора признается календарный год. Таким образом, в случае неучастия в финансировании государственных расходов в 2015 году либо участия в таком финансировании менее 183 дней вы будете являться плательщиком сбора.
Декретом установлены периоды, в течение которых граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов. В период участия включается период временной нетрудоспособности, подтвержденной листком временной нетрудоспособности либо справкой о нетрудоспособности.
Налоговые органы в силу своей специализации не располагают информацией о гражданах, получающих образование в дневной форме. Такие сведения в соответствии установлены порядком представляют государственные органы и организации, в чьей ведомственной подчиненности находятся учреждения образования, а также частные учебные заведения.
Факты наличия в сформированной базе плательщиков сбора граждан, обучавшихся на дневной форме получения образования более 183 дней в 2015 году, могут иметь место в случае неполного или недостоверного представления в налоговый орган сведений в отношении таких граждан указанными органами и организациями.
В соответствии с пунктом 11 декрета гражданин, получивший извещение, вправе в течение тридцати календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора.
Если такие пояснения не представлены, то гражданин обязан уплатить в установленный законодательством срок исчисленную к уплате сумму сбора. За неуплату или неполную уплату суммы сбора на финансирование государственных расходов предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест (часть 10 статьи 13.6 КоАП). Взыскание сбора в этом случае будет проводиться в принудительном порядке.
Согласно декрету от уплаты сбора освобождаются граждане, которые в налоговом периоде были признаны или являлись инвалидами, а также были признаны инвалидами в году, следующем за налоговым периодом (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности). Таким образом, если в 2015 году вы являлись инвалидом, то вы освобождаетесь от уплаты сбора на финансирование государственных расходов.
Согласно декрету в период участия в финансировании государственных расходов включается период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Беларуси. Таким образом, если гражданин в налоговом периоде не менее 183 дней получает пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе, то он не будет являться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.
В период участия в финансировании государственных расходов, согласно декрету, включается период временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом. В случае невозможности подтвердить факт нетрудоспособности вы будете признаваться плательщиком сбора.
Следует отметить, что любой закон устанавливает общие требования ко всем гражданам страны и не может учитывать особенности в жизни каждого отдельного гражданина. В этой связи Налоговым кодексом предоставлено право местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам освобождать от уплаты налогов отдельных плательщиков, исходя из их имущественного положения. Поэтому для освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.
В связи с принятием декрета №3 в 2015 году заметно возросло количество граждан, осуществляющих ремесленническую деятельность и деятельность по заявительному принципу, не требующую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это, к примеру, репетиторы, домашние работники. Можно констатировать, что после принятия декрета граждане начали активнее решать вопросы со своим трудоустройством.
Для реализации декрета был разработан порядок взаимодействия государственных органов и организаций, чтобы сформировать базу данных плательщиков сбора на финансирование государственных расходов. Данная база формировалась на основании сведений, имеющихся в информационных ресурсах государственных организаций. Как показал анализ уже сформированной базы, там имелись сведения в отношении граждан, которые на самом деле не являются плательщиками сбора. В нее не могли попасть граждане, которые находятся за пределами страны. Также в Беларуси не ведется в электронном виде централизованный учет граждан, получающих образование в учебных заведениях. Не ведется и учет лиц, которые ведут личное подсобное хозяйство, и некоторые другие категории граждан.
Поскольку база данных формировалась впервые, государственные органы и организации в некоторых случаях представили некачественные либо неполные сведения. В связи с этим извещения могут быть направлены гражданам, которые не являются плательщиками сбора. В настоящее время министерством совместно с подведомственными инспекциями проводится работа по уточнению данных и завершению проверки в отношении лиц, которые ошибочно попали в базу.
Действительно, учитывая, что база данных плательщиков сбора формируется на основании сведений, предоставляемых государственными органами и организациями, к сожалению, имеют место случаи предоставления неполных либо недостоверных сведений. Однако граждане, ошибочно получившие извещения, могут заявить о наличии своего права на освобождение от уплаты сбора путем предоставления пояснений или документов. Они обязаны обратиться в налоговый орган по месту регистрации. Налоговый орган после рассмотрения документов примет решение: либо гражданин не является плательщиком сбора, либо он является плательщиком, но сумма может быть уменьшена.
При этом хочу еще раз подчеркнуть, что гражданин, получивший извещение, не обязательно должен сразу идти и уплачивать сбор - у него есть право доказать, что он не является плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.
До конца года панируется внести изменения в декрет. В частности, они будут касаться расширения категорий граждан, которые будут иметь право на освобождение от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. Это будут граждане, проходящие альтернативную службу, спортсмены, состоящие в списочном составе национальной сборной команды Беларуси по тому или иному виду спорта.
Кроме того, местным Советам депутатов будет дано право на предоставление льготы той категории граждан, которая находится в трудной жизненной ситуации. Под такой ситуацией понимаются объективные обстоятельства, не зависящие от гражданина. Таким образом, помимо предусмотренных в настоящее время льгот, исходя из имущественного положения граждан, появится возможность предоставлять льготы, исходя из трудной жизненной ситуации. Например, человек в начале года работал и имел постоянный стабильный доход, потом он потерял работу из-за того, что ухаживал за больной матерью. В таком случае человек может обратиться в местный орган власти и получить освобождение от уплаты сбора.
В городе Бресте гражданин должен обращаться в администрацию того района, где он зарегистрирован.
Чтобы определиться с возможностью возврата сбора тем лицам, которые освобождены от его уплаты вследствие внесения изменений в декрет, необходимо знать, с какого периода вступят в силу данные изменения. Если изменения затронут налоговый период 2015 года, то соответственно граждане будут иметь право на льготу и им будет произведен перерасчет и возврат суммы сбора. Если эти изменения затронут 2016 год и последующие периоды, то перерасчета не будет и средства не будут возвращаться.
Если сумма сбора все-таки будет возвращаться, возврат будет производиться на основании заявления физического лица. При этом средства могут быть возвращены как в наличном, так и в безналичном виде.
В связи с планируемым внесением изменений в декрет физические лица, у которых срок уплаты наступил 15 ноября, временно не будут привлекаться к административной ответственности до установления конкретных сроков уплаты.
Первые извещения направлялись в октябре, то есть срок уплаты по ним - до 15 ноября. У тех граждан, которым извещения направлялись после 15 ноября, срок уплаты - 30 дней с момента получения извещения. При этом извещение считается врученным гражданину через 10 дней после его направления.
В декрете учитывается период выполнения работ по договорам подряда, заключенным на сумму не менее 70 базовых величин. А если сумма менее, то гражданин будет являться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов. Никаких изменений в этой части не планируется.
В период участия в финансировании государственных расходов включается период работы по трудовому договору (контракту). В связи с тем, что в 2015 и 2016 годах вы участвовали в финансировании государственных расходов более 183 дней, плательщиком сбора в эти налоговые периоды вы не признаетесь.
Если гражданка работала до сентября 2016 года, то в этот налоговый период она участвовала в финансировании государственных расходов более 183 календарных дней и не признается плательщиком сбора.
Для целей применения декрета №3 налоговым периодом признается календарный год. Таким образом, дни участия в финансировании государственных расходов суммируются только за определенный налоговый период (календарный год).
Период, в течение которого гражданин являлся военнослужащим, включается в период участия в финансировании государственных расходов.
Учитывая, что ваш сын являлся военнослужащим только с ноября 2015 года, а до этого времени не участвовал в финансировании государственных расходов, то за 2015 год он будет признан плательщиком сбора.
В период участия в финансировании государственных расходов включается период учебы в дневной форме получения образования. Если вы в 2015 году участвовали в финансировании государственных расходов менее 183 дней, то вы будете являться плательщиком сбора за 2015 год в сумме 360 рублей.
Проектом декрета не предусмотрено внесение изменений в отношении данной категории граждан.
Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются граждане Беларуси иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Беларуси в случае неучастия в финансировании либо участии в таком финансировании менее 183 дней в налоговом периоде.
Декретом определены периоды, в течение которых, граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов.
Таким образом, если в 2015 году вы не участвовали в финансировании государственных расходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней, то независимо от стажа работы вы признаетесь плательщиком сбора.
Дмитрий не может быть освобожден от уплаты сбора. Так как, согласно подпункту 5.14 пункта 5 декрета в период участия в финансировании государственных расходов включается период воспитания в семье матерью или отцом детей в возрасте до 7 лет.
Понятие "семья" приведено в статье 59 Кодекса Республики Беларусь О браке и семье. Согласно данной статье, семья - это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления. При этом к неполной семье относятся женщины, родившие детей вне брака и не состоящие в браке.
От уплаты сбора на финансирование государственных расходов освобождаются граждане, которые в налоговом периоде фактически находились на территории Беларуси менее 183 дней. Таким образом, если Ваша дочь и родственница в 2015 году фактически находились на территории Беларуси менее 183 календарных дней, то плательщиками сбора за 2015 год они не признаются.
Вместе с тем для освобождения от уплаты сбора им необходимо документально подтвердить факт их нахождения за пределами республики.
День выезда (въезда) из (в) Беларуси может быть определен на основании проездных документов, отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, иных документов, позволяющих определить день выезда (въезда). Если на основании отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, невозможно определить период нахождения на территории Беларуси, то гражданам необходимо представить документы, свидетельствующие о нахождении их в Беларуси менее 183 дней.
Это может быть разрешение на временное проживание в иностранном государстве, оформленное в установленном порядке; регистрация в иностранном государстве; документы, подтверждающие место жительства (при его наличии) на территории иностранного государства (договор купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения, предоставления места для проживания в общежитии и другие); документы, подтверждающие выполнение на территории иностранных государств работ по трудовым, гражданско-правовым договорам; иные документы, подтверждающие место фактического нахождения на территории иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) физического лица.
В период участия в финансировании государственных расходов включается период воспитания в семье матерью или отцом детей в возрасте до 7 лет. Таким образом, в случае воспитания вами более 183 дней в 2015 году в семье ребенка до 7 лет вы не будете признаваться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.
Декретом установлены отдельные категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. К ним, в частности, относятся граждане, которые в календарном году фактически находились на территории Беларусь менее 183 календарных дней. Таким образом, если Вы в 2015 году фактически находились в Беларуси менее 183 календарных дней, то плательщиком сбора за 2015 год вы не признаетесь.
Декретом не установлен перечень документов, подтверждающих факт нахождения либо отсутствия на территории Беларуси более 183 календарных дней в календарном году. Вместе с тем для освобождения от уплаты сбора гражданину необходимо документально подтвердить факт его нахождения за пределами республики. О том, какие документы могут служить таким подтверждением, мы сегодня не раз говорили.
Декретом определены виды налогов, уплата которых влияет на размер сбора на финансирование государственных расходов. Это подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения. Плательщиками данных налогов являются все физические лица, осуществляющие трудовую, предпринимательскую и (или) иную оплачиваемую деятельность.
В отношении косвенных налогов (налог на добавленную стоимость и акцизы) отметим, что плательщиками таких налогов в соответствии с законодательством являются организации и индивидуальные предприниматели, а в отдельных случаях и физические лица.
В то же время плательщиками налога на добавленную стоимость и акцизов являются только те физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров в Беларусь. Физические лица, приобретающие товары народного потребления, работы, услуги, не являются плательщиками НДС и акцизов.
Таким образом, поскольку плательщиками НДС и акцизов являются не все физические лица, а только лица, ввозящие товары в Беларусь, то учет сумм таких налогов при определении размера сбора на финансирование государственных расходов неправомерен.
Дополнительно отметим, что все граждане, как занятые в экономике, так и не работающие, приобретающие товары либо услуги в Беларуси, действительно косвенно оплачивают налог на добавленную стоимость и акцизы, которые заложены в стоимость таких товаров или услуг. Однако работающие граждане, помимо этого, еще уплачивают подоходный налог с заработной платы и иных доходов, а также отчисления в Фонд социальной защиты населения, в связи с чем в целях обеспечения социальной справедливости при подготовке декрета учитывались только налоги, уплачиваемые с трудовой, предпринимательской и иной оплачиваемой деятельности.
Любой закон устанавливает общие для всех обязанности, не учитывая особенности конкретных ситуаций и тяжелых моментов в жизни отдельных граждан. Для того чтобы не допускать такого усредненного и формального подхода к гражданам нашей страны, Налоговым кодексом предоставлено право местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам освобождать от уплаты налогов отдельных плательщиков, исходя из их имущественного положения. Поэтому для освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в местный исполнительный и распорядительный орган.
Кроме того, до конца года планируется внести изменения в декрет №3. В частности, планируется предоставить местным Советам депутатов или по их поручению местным органам право освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с декретом в период участия в финансировании государственных расходов включается период осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты налогов. Также от уплаты сбора освобождаются граждане, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин (за 2015 год - 360 рублей).
Если период участия в финансировании государственных расходов у вас менее 183 дней и сумма уплаченных вами налогов составила менее 360 рублей, то вы признаетесь плательщиком сбора на финансирование государственных расходов. При этом сумма сбора на финансирование государственных расходов будет уменьшена на сумму уплаченных вами в 2015 году налогов.
До конца года планируется внести изменения в декрет №3. Проектом предусматривается установление срока уплаты не позднее 20 февраля 2017 года по всем суммам сбора, исчисленным за 2015 год.
Проектом изменений в декрет планируется местным Советам депутатов или по их поручению местным органам власти предоставить возможность освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации. Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, для освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов вправе будут обратиться с соответствующим заявлением в местный исполнительный и распорядительный орган.
Декретом установлены возрастные критерии, при которых граждане освобождаются от уплаты сбора. Это граждане моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет в налоговом периоде и лица пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), в том числе те, которые достигли в налоговом периоде этого возраста.