Почти три месяца, с 1 июля 2016 года, белорусские плательщики работают с электронными счетами-фактурами по НДС (ЭСЧФ). Документооборот ЭСЧФ между продавцами и покупателями осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы "Учет счетов-фактур", и практика ее применения на первых порах неизбежно вызывает много вопросов.
Вопросы о порядке заполнения, получения, подписания ЭСЧФ при осуществлении различных хозяйственных операций можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 30 сентября после 11.00 по мере готовности.
Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Ответы на большинство задаваемых методологических вопросов можно найти в Инструкции № 15. Конечно, это объемный по содержанию документ, но, тем не менее, для исключения ошибок при работе с ЭСЧФ необходимо тщательно изучить ее положения.
Одновременно МНС проводит активную разъяснительную работу – на семинарах и круглых столах, через публикации и выступления в СМИ. Кроме того, плательщики могут получить индивидуальные консультации по работе с ЭСЧФ в налоговом органе по месту постановки на учет.
Вопросы, поднимаемые плательщиками, оперативно решаются МНС совместно с разработчиками АИС "Учет счетов-фактур", в том числе путем доработки и загрузки обновлений программного обеспечения на портале. Разработчик информирует плательщиков о проведенных работах по оптимизации и расширению функций портала, размещая сообщения в разделе "Новости".
За последнее время, например, на портале реализован механизм выдачи сообщения о необходимости сохранения изменений при создании ЭСЧФ и управлении вычетами; в разделе "Отчет и аналитика" добавлены дополнительно два отчета; появилась возможность редактирования ЭСЧФ с неверным кодом филиала; заблокирована возможность управления вычетами для строк с НДС 0% и без НДС; исправлены ошибки, связанные с загрузкой ЭСЧФ из xml-файла.
Кроме того, исправлено некорректное отображение в режиме просмотра в разделе "Условие поставки"; появилась возможность просмотра подписей ЭСЧФ; реализовано отображение данных в поле "Дополнительные сведения" при просмотре ЭСЧФ; в разделе "Мониторинг сделок" реализована выгрузка списка ЭСЧФ в формат *.csv.
В результате доработки реализован функционал заполнения промежуточных итоговых строк для импортеров товаров из третьих стран по ставкам НДС (сумм НДС, уплаченных таможенному органу), а также функционал по управлению вычетами в ЭСЧФ с типом дополнительный без ссылки на ЭСЧФ и дополнительный со ссылкой с минусовыми значениями. Кроме того, теперь ЭСЧФ после успешной отправки на портал не остаются в разделе "В работе".
Эффективность данного механизма обеспечивается за счет применения электронной системы камерального контроля за движением ЭСЧФ. Налоговый орган может видеть данные всех сделок, которые совершает плательщик, оценить правомерность применения им налоговых преференций - пониженной ставки НДС, освобождения от НДС, а также обоснованность применения налоговых вычетов.
При выявлении расхождений данных налоговой декларации (расчета) по НДС с данными ЭСЧФ плательщик будет иметь право внести изменения в декларацию по выявленным в результате камерального контроля ошибкам без применения мер административной ответственности и начисления пени, если причитающаяся к доплате сумма налога будет уплачена до составления акта камеральной проверки.
К слову, уже в октябре текущего года сервис "Камеральный контроль" в полном объеме будет доступен и самим плательщикам. С его помощью они смогут проверять соответствие информации из направленных и полученных на портале электронных счетов-фактур с поданной декларацией по НДС, выявлять ошибки в исчислении НДС, корректировать их и отражать в налоговой декларации достоверные данные. По результатам запуска камерального контроля будет формироваться соответствующий условиям запроса протокол с возможностью его выгрузки в Exсel в форме таблицы и распечатки.
Для технической поддержки плательщиков по работе с порталом создан единый контакт-центр с номером 110, который работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю. По вопросам методологической поддержки в инспекциях МНС работают телефоны горячих линий.
Для плательщиков, не имеющих автоматизации, в инспекциях МНС созданы рабочие места с возможностью выхода в сеть интернет, позволяющие плательщику при наличии ключа ЭЦП осуществить регистрацию на портале, создавать и направлять ЭСЧФ покупателям либо на портал.
В настоящее время на портале зарегистрировано порядка 56 тыс. плательщиков, которыми подано около 18 млн ЭСЧФ.
По проблемным вопросам крупных плательщиков представители МНС совместно с представителями компании-разработчика выезжали прямо на предприятия и на месте помогали устранить технические или программные ошибки, связанные с загрузкой-выгрузкой ЭСЧФ.
В настоящее время мы определили, сколько организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками НДС, еще не подключились к порталу электронных счетов-фактур. Чтобы помочь им, разъяснить порядок регистрации на портале и работы с ЭСЧФ, инспекциям МНС будет поручено с указанной категорией плательщиков проводить обучающие семинары. В том числе такая помощь может быть оказана в инспекциях МНС по месту постановки плательщиков на учет на специально созданных рабочих местах.
С 1 января 2017 года применение ЭСЧФ будет обязательным, в связи с чем законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс содержит нормы, предусматривающие исключение возможности осуществления налоговых вычетов на основании первичных учетных документов, оформленных на бумажном носителе.
При этом в случае невозможности выставления (направления) ЭСЧФ с 1 января 2017 года в связи с недоступностью портала (в том числе из-за отсутствия электропитания, выхода из строя оборудования), недостаточностью ресурсов портала, недоступностью или отсутствием каналов связи с порталом, плательщик обязан будет не позднее пяти рабочих дней со дня возобновления работоспособности портала выставить (направить) ЭСЧФ.
Дополнительно МНС прорабатывает вопрос о закреплении в Налоговом кодексе ответственности за невыставление ЭСЧФ.
Согласно пунктам 42 и 43 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением МНС от 25 апреля 2016 года №15, при ввозе товаров с территории государств - членов Евразийского экономического союза и из дальнего зарубежья ЭСЧФ создается покупателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС при реализации объектов. Следовательно, ЭСЧФ данными индивидуальными предпринимателями на суммы "ввозного" НДС не создается.
Пунктом 7 статьи 100 НК определено, что днем выполнения строительных работ признается последний день месяца выполнения работ, оказания услуг. При неподписании заказчиком актов выполненных работ за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, днем выполнения строительных работ признается день подписания заказчиком актов выполненных работ. Таким образом, если акт выполненных работ за июнь был подписан заказчиком до 10 (включительно) июля – ЭСЧФ не создается, так как создание электронных счетов-фактур осуществляется по работам, выполненным с 1 июля 2016 года независимо от даты проведения расчетов по ним (пп.3.1 постановления № 15). Если же акт подписан 12 июля, то МФР приходится на июль, и ЭСЧФ создается исполнителем в общеустановленном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 100 НК днем оказания услуг признается дата передачи оказанных услуг в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и другие аналогичные документы). При неподписании заказчиком приемо-сдаточных актов и (или) других аналогичных документов за отчетный месяц (квартал) до 20-го числа (включительно) месяца (квартала), следующего за отчетным, днем оказания услуг признается день составления приемо-сдаточных актов и (или) других аналогичных документов.
Следовательно, если акт об оказанных юридических услугах за июнь заказчик подписал до 20 июля 2016 года (включительно), то ЭСЧФ создается, так как в этом случае днем оказания услуг будет признаваться дата их передачи в соответствии с актом (например, 15 июля 2016 года).
Если акт подписан заказчиком после 20 июля, то днем оказания услуг признается день составления акта. В рассматриваемой ситуации – 30 июня, значит ЭСЧФ не создается.
Да, организация поступила правильно, определив момент фактической реализации согласно пункту 1 статьи 100 НК как 23 августа 2016 года и выставив ЭСЧФ не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем дня оказания услуг.
ЭСЧФ выставляется в срок, установленный частью 2 подпункта 21.3 Инструкции № 15. В рассматриваемой ситуации ЭСЧФ выставляется не позднее двух рабочих дней со дня возникновения правовых оснований на определение момента фактической реализации. В соответствии с пунктом 1 статьи 92-1 НК моментом фактической реализации товаров, оплата за которые поступила 30 августа и 9 сентября, соответственно признаются 30 августа и 9 сентября. Следовательно, продавцу следует выставить два ЭСЧФ: первый – не позднее 1 сентября 2016 года, второй – не позднее 13 сентября 2016 года.
Стоимость товара, указываемая в каждом ЭСЧФ, должна соответствовать сумме оборота по реализации, отражаемого в налоговой декларации по НДС, по которому наступил момент фактической реализации, то есть в рассматриваемой ситуации поступила частичная или окончательная оплата.
При невозможности точного разделения общей суммы исчисленного НДС пропорционально количеству товара к сумме поступившей оплаты, при заполнении ЭСЧФ плательщик может не заполнять в разделе 6 графы 4 "Единица измерения", 5 "Количество (объем)" и 6 "Цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), имущественных прав без учета НДС, руб.", а стоимость оплаченного товара указать в графе 7 "Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без учета НДС, руб." с последующим заполнением граф 9,10 и 11 ЭСЧФ. Также желательно при такой ситуации продавцу сделать соответствующие пометки для покупателя в строке 31 "Дополнительные сведения" ЭСЧФ.
В итоговом ЭСЧФ в графе 2 "Наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав" раздела 6 "Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам" допускается произвести запись "Розничная реализация товаров физлицам".
Наименование товаров в разделе 6 ЭСЧФ, выставляемого покупателю – юридическому лицу, должно быть заполнено так же, как указано в ТТН-1 или ТН-2. Указание некоего общего наименования в рассматриваемой ситуации не допускается.
В рассматриваемом случае продавец по итогам отчетного периода создает одну ЭСЧФ с отражением оборотов по реализации по ставкам 20%, 10% и льготе отдельными строками (3 строки). В отношении оборотов облагаемых по ставке НДС в размере 10%, графа 3.1 "ТН ВЭД ЕАЭС" раздела 6 не подлежит заполнению, в силу особенных положений, установленных пунктом 39 Инструкции № 15 при реализации товаров физическим лицам, не предусматривающих заполнение соответствующего реквизита.
Да, такая возможность есть, но только если товары (продукция) относятся к одному и тому же виду и классифицируются в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС в одну товарную группу на уровне первых четырех знаков.
Шампуни, кремы, мыло классифицируются разными кодами ТН ВЭД ЕАЭС: 3304, 3305, 3307, 3401. Поэтому, так как при отгрузке указанных товаров они не могут быть объединены в одну товарную группу на уровне первых четырех знаков кода ТН ВЭД ЕАЭС, то выставление ЭСЧФ с указанием наименования товара "Косметическая продукция" не допускается.
1. Да. Если профиль перегородочный и профиль потолочный возможно классифицировать по одной товарной группе кода ТН ВЭД ЕАЭС на уровне первых четырех знаков, то допускается в ЭСЧФ стоимость и количество реализуемого профиля заполнить укрупненной группой с указанием наименования товара – "профиль (потолочный/перегородочный)" или "профиль".
2. Нет. Так как эта продукция (профиль, гипс, кирпич) классифицируется разными кодами ТН ВЭД ЕАЭС, что исключает возможность укрупненной группировки.
Комиссионер при выставлении ЭСЧФ покупателю указывает цену реализации товара по договору поставки. В цену может входить и сумма допвыгоды. При этом покупателю комиссионер предъявляет в первичных учетных документах только сумму НДС, исчисленную комитентом (часть 3 пункта 7 статьи 105 НК). Сумма НДС в отношении дополнительной выгоды не подлежит предъявлению комиссионером покупателю в первичных учетных документах и в ЭСЧФ.
Комиссионер и комитент на свою часть суммы допвыгоды формируют дополнительный ЭСЧФ и направляют его на портал. При этом в строке 6 "Статус поставщика" указывается "Продавец", в строке 15 "Статус получателя (по договору/контракту)" указывается только статус получателя "Покупатель" (без указания УНП покупателя).
В таких ЭСЧФ в графе 2 "Наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав" указывается "Дополнительная выгода", графа 6 "Цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), имущественных прав без учета НДС, руб." раздела 6 не заполняется. В графе 7 "Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без учета НДС, руб." каждой из сторон следует указать сумму допвыгоды без учета НДС, в рассматриваемой ситуации она составит 50 руб. (60 – 10). В графе 11 "Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом НДС, руб." указывается 60 руб.
Да, может. При этом следует учесть, что согласно подпункту 8.5 и пункту 29 Инструкции № 15 при неподписании покупателем ЭСЧФ в данной ситуации дополнительному ЭСЧФ присваивается статус "На согласовании". Соответствующая корректировка суммы НДС будет доступна только после подписания дополнительного ЭСЧФ ЭЦП покупателем.
Дополнительный ЭСЧФ составляется в порядке и случаях, установленных пунктом 11 статьи 106-1 НК.
Для совершения записей в бухгалтерском учете по отражению "суммовой" разницы должна быть составлена бухгалтерская справка. В дополнительном ЭСЧФ могут указываться реквизиты таких документов (бухгалтерской справки и платежного документа.)
Да, в строке 3 организация-застройщик указывает дату акта передачи дольщику затрат, произведенных на создание объекта (форма С-17).
Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС информацию о подтверждении вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой экспорта, заполняя приложение № 2 к налоговой декларации по НДС, с указанием даты разрешения на убытие товара за пределы территории Беларуси.
Белорусские плательщики-экспортеры могут узнать информацию об убытии экспортных товаров в разделе Главная - Таможенные правила – Бизнесменам - Информация об убытии экспортных товаров, где размещается информация об убытии белорусских экспортных товаров через белорусские, российские и казахстанские пункты вывоза. Обновление информации производится один раз в неделю.
Необходимую информацию можно получить путем ввода регистрационного номера экспортной декларации (графа "А") в поисковом окне. Результаты поиска будут отображаться в форме таблицы, содержащей следующие сведения: регистрационный номер декларации на товары; номер разрешения на убытие товаров с территории Республики Беларусь; дата выдачи разрешения на убытие товаров с территории Беларуси. При этом одному регистрационному номеру декларации на товары может соответствовать несколько строк таблицы (при убытии товаров частями).
В аналогичном порядке информацию об убытии экспортных товаров можно узнать при декларировании товаров таможенным органам в виде документа на бумажном носителе.
Применительно к срокам создания ЭСЧФ продавцом при полном возврате товара покупателем продавцу следует руководствоваться положениями части 2 подпункта 21.3 Инструкции № 15 и выставить ЭСЧФ не позднее двух рабочих дней со дня, на который приходится дата оприходования продавцом возвращенного покупателем товара.
В рассматриваемой ситуации организация оприходовала возвращенный товар 16 ноября 2016 года, следовательно ЭСЧФ создается не позднее 18 ноября. В строке 3 "Дата совершения операции" исправленного ЭСЧФ указывается дата оприходования продавцом возвращенного покупателем товара. Порядок заполнения строки 5.1 "Дата аннулирования ЭСЧФ" установлен подпунктом 21.6 Инструкции № 15, согласно которому аннулировать исходный ЭСЧФ можно либо на дату, указанную в строке 3 "Дата совершения операции" исходного ЭСЧФ, либо на дату, указанную в строке 3 "Дата совершения операции" исправленного ЭСЧФ.
Применительно к рассматриваемой ситуации, а также учитывая, что корректировка оборотов по реализации продавцом произведена в налоговой декларации (расчете) по НДС за ноябрь 2016 года, в строке 5.1 "Дата аннулирования ЭСЧФ" исправленного ЭСЧФ будет верным указать дату оприходования продавцом возвращенного покупателем товара – 16 ноября 2016 года.
Исправленный ЭСЧФ составляется в порядке и случаях, установленных пунктом 10 статьи 106-1 НК и должен содержать ссылку на номер исходного ЭСЧФ, отражаемого в строке 5 "К ЭСЧФ" исправленного ЭСЧФ, а также дату аннулирования исходного ЭСЧФ, отражаемую в строке 5.1 "Дата аннулирования ЭСЧФ".
Согласно подпункту 21.6 и пункту 30 Инструкции № 15 указанная дата должна соответствовать дате совершения операции, указанной в строке 3 исходного ЭСЧФ, который аннулируется, либо дате совершения операции, указанной в строке 3 исправленного ЭСЧФ.
Поскольку корректировка (уменьшение) оборота по реализации по ставке 20% произведена в налоговой декларации (расчете) по НДС за январь-сентябрь 2016 года, то в строке 3 «Дата совершения операции» исправленного ЭСЧФ следует указать последнее число периода, в котором отражен оборот по реализации товаров со ставкой НДС 0% (в рассматриваемой ситуации 30 сентября 2016 года), а в строке 5.1 "Дата аннулирования ЭСЧФ" – применительно к рассматриваемой ситуации и учитывая, что корректировка оборотов по реализации продавцом будет произведена в налоговой декларации (расчете) по НДС за сентябрь 2016 года, - 30 сентября 2016 года (дата, отраженная в строке 3 исправленного ЭСЧФ).
Согласно пункту 3-1 статьи 92-1 НК плательщики, исчисляющие НДС "по оплате", вправе принять к вычету только фактически уплаченную сумму НДС при приобретении товаров после отражения в книге учета доходов и расходов на основании документов, указанных в пункте 5-1 ст. 107 НК.
При приобретении объектов на территории РБ с 1 июля 2016 года вычет сумм "входного" НДС осуществляется на основании ЭСЧФ, полученных покупателем от плательщиков НДС.
При получении от продавца ЭСЧФ без факта оплаты покупок право на вычет у покупателя наступит только после расчета за покупки. Когда эта дата покупателю на дату получения ЭСЧФ не определена, считаем возможным (учитывая заложенные в АИС "Учет счетов-фактур" алгоритмы контроля) не производить подписание ЭЦП покупателем полученного от продавца ЭСЧФ до момента оплаты. После подписания ЭСЧФ, используя функцию "Отложенный вычет", указать дату наступления права на вычет, соответствующую дню оплаты.
Согласно подпункту 25.1 Инструкции № 15 в строке 30 "Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав" раздела 5 "Условия поставки" в том числе отражаются документы, подтверждающие поставку товаров (работ, услуг), имущественных прав (вид документа, его название, дата, номер и др.).
При ввозе товаров из государств - членов ЕАЭС в строке 30 в поле "Вид документа" указывается счет-фактура, из дальнего зарубежья – инвойс с обязательным заполнением раздела 4 "Реквизиты грузоотправителя и грузополучателя". В строке 31 "Дополнительные сведения" при этом можно указать любой иной документ, оформляемый грузоотправителем (перевозчиком).
Некорректное заполнение в ЭСЧФ данных, не препятствующее идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также ставку НДС и сумму НДС, предъявленную покупателю, не может являться основанием для неприменения налоговых вычетов по НДС при соблюдении условий, установленных статьей 107 НК.
В свою очередь, с учетом того что ЭСЧФ создается на основании первичных учетных документов (а у отдельных плательщиков – путем загрузки из данных бухгалтерского учета в автоматизированном порядке), и в целях соответствия и сопоставления данных в бухгалтерском и налоговом учете продавцам целесообразно указывать в выставляемых ЭСЧФ корректные данные договоров, на основании которых составляется ЭСЧФ.
Согласно НК при реализации товаров плательщик дополнительно к цене товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму НДС в ЭСЧФ и первичных учетных документах. При этом стоимость товаров и сумма НДС в ЭСЧФ указываются в национальной валюте Республики Беларусь. В свою очередь, покупатель при приобретении на территории Республики Беларусь у плательщиков НДС товаров за иностранную валюту по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, подлежащую вычету сумму НДС определяет в сумме налога в белорусских рублях, указанной в ЭСЧФ, выставленном продавцом покупателю. Таким образом, в условиях функционирования ЭСЧФ к вычету будет приниматься сумма налога в белорусских рублях, предъявленная в ЭСЧФ продавцом.
Соответственно, сумма НДС, отраженная покупателем в бухгалтерском учете исходя из курса на дату перечисления аванса продавцу, корректируется (например, бухгалтерской справкой) до размера суммы НДС, указанной в ЭСЧФ, полученной от продавца товара.
Да, организация поступила правильно. При получении от продавцов товаров (работ, услуг), имущественных прав ЭСЧФ и их подписании плательщиком в установленном порядке после завершения отчетного периода, в котором выполнены условия, установленные для осуществления вычета сумм НДС по приобретенным объектам, но до даты представления налоговой декларации (расчета) по НДС за указанный отчетный период плательщик вправе произвести вычет сумм НДС в отношении таких объектов за тот отчетный период, в котором выполнены условия, установленные для осуществления вычета сумм НДС (ч. 6 п. 6-1 ст. 107 НК).
Декларация по НДС представляется в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
Следовательно, если ЭСЧФ подписан покупателем 20 сентября до подачи декларации по НДС в налоговый орган, то указанные в ЭСЧФ суммы НДС могут быть приняты покупателем к вычету.
В случае невозможности создания, направления продавцом - плательщиком НДС ЭСЧФ по иным аналогичным причинам, указанным в разъяснении МНС от 22 июня 2016 года № 2-1-09/1289, о чем поставщик уведомил покупателя, следует руководствоваться положениями пункта 20 статьи 106 прим.1 НК и указанным разъяснением МНС.
В таких случаях вычет сумм «входного» НДС покупателем может осуществляться на основании оформленных первичных учетных документов, в которых продавцами предъявлены соответствующие суммы НДС, с учетом особенностей, установленных статьей 107 НК.
Нет, корректировать принятый ранее к вычету НДС (изменять период, в котором наступает право вычета) не требуется.
Согласно абзацу второму части первой пункта 8 статьи 106-1 НК при реализации товаров иностранным организациям ЭСЧФ создается плательщиком и направляется на Портал без необходимости его выставления покупателю товаров.
Для реализации механизма выставления белорусским комитентом ЭСЧФ оформляемый иностранным комиссионером для комитента отчет должен содержать, в том числе, информацию о каждом покупателе.
Следовательно, при установлении белорусским комитентом (поставщиком) признака взаимозависимости поставщика и получателя либо признака принадлежности контрагента поставщика к оффшорной зоне, то белорусским комитентом производится проставление соответствующих признаков "Взаимозависимое лицо" либо "Сделка с резидентом оффшорной зоны" в ЭСЧФ, создаваемом в порядке, установленном пунктами 32 или 33 Инструкции № 15.
Согласно НК при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь ЭСЧФ создается плательщиком и направляется на портал. Особенности заполнения ЭСЧФ при ввозе товаров с территории иностранных государств отражены в пунктах 42 - 43 Инструкции № 15.
В строках 6.1 и 15.1 "Взаимозависимое лицо" указывается признак взаимозависимости соответственно поставщика и получателя (пп. 22.2, 23.2 Инструкции № 15).
В строках 6.2 и 15.2 "Сделка с резидентом оффшорной зоны" - признак принадлежности контрагента соответственно поставщика и получателя к оффшорной зоне (пп. 22.3, 23.3 Инструкции № 15).
Учитывая, что белорусская организация является покупателем и в отношении себя будет заполнять раздел 3 «Реквизиты получателя» ЭСЧФ, при отнесении сделок к контролируемым в соответствии со статьей 30-1 НК признак "Взаимозависимое лицо" проставляется белорусским импортером в строке 15.1 ЭСЧФ. При наличии признака "Сделка с резидентом оффшорной зоны" белорусский импортер проставляет признак в строке 6.2 ЭСЧФ в отношении иностранного поставщика.
Вычет по покупкам, произведенным в июле, осуществляется по письму МНС от 1 августа 2016 года № 2-1-9/01539 "Об информировании", которое размещено на официальном сайте МНС.
Технические вопросы не являются темой настоящей конференции.
Раздел 6 ЭСЧФ должен соответствовать ПУД. Возможность группировки предусмотрена пп. 26.2 Инструкции № 15 в случае поставки (приобретения) широкого перечня объектов с большой номенклатурой товарных позиций (видов работ, услуг, имущественных прав). Группировка таких товаров допускается, если товары (продукция) относятся к одному и тому же виду и классифицируются в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС в одну товарную группу на уровне первых четырех знаков.
В отношении услуг, оказываемых самим предприятием, составляется отдельный ЭСЧФ. В отношении возмещаемых услуг вопрос не вполне понятен.
Отметка в строке 6.2 "Сделка с резидентом оффшорной зоны" продавцом не проставляется, так как фактический покупатель по договору не является резидентом оффшорной зоны. Информация о контрагенте, который произвел оплату по этой сделке, в ЭСЧФ не вносится.
Технические вопросы не являются темой настоящей конференции.
ЭСЧФ выставляется в срок, установленный частью 3 пункта 5 статьи 106-1 НК и частью 2 подпункта 21.3 Инструкции № 15.
В рассматриваемой ситуации ЭСЧФ выставляется не позднее двух рабочих дней со дня возникновения каждого момента фактической реализации: дня поступления частичной оплаты (но не позднее 60 дней с даты отгрузки); дня, на который приходится истечение 60-дневного срока со дня отгрузки товаров (в оставшейся части, а также при отсутствии оплаты).
Стоимость товара, указываемая в каждом ЭСЧФ, должна соответствовать сумме оборота по реализации, отражаемого в налоговой декларации по НДС, по которому наступил момент фактической реализации, то есть в рассматриваемой ситуации поступила частичная или окончательная оплата.
1. Заполняются юридические адреса сторон сделки.
2,3. Переписка делового характера между субъектами хозяйствования регулируется гражданскими правоотношениями (статьи 192, 193 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
4. Индивидуальная ситуация, надо знать дату ТН-2 и дату совершения операции, указанную в строке 3 ЭСЧФ.
5. В каждом виде сделки это индивидуально.
Для ответа на этот вопрос недостаточно информации.
Нет. Наименования товаров в разделе 6 исправленного ЭСЧФ не удаляются.
За июль 2016 года вычет осуществляется на основании первичных учетных документов (основание – письмо МНС от 01.08.2016 № 2-1-9/01539).
В отношении покупок, произведенных в августе-сентябре, для целей осуществления налогового вычета необходимо руководствоваться полученными на портале ЭСЧФ, а при отсутствии ЭСЧФ – письмом МНС от 22 июня 2016 года № 2-1-9/1289 и вычет осуществлять на основании первичных учетных документов при наличии писем поставщиков, в которых обязательно должна быть указана причина невозможности выставления ЭСЧФ.
Нет, не нужно, так как по указанным операциям отсутствует объект налогообложения НДС.
Учитывая, что при реализации освобождаемых от НДС лекарственных средств ЭСЧФ направляется на портал без выставления покупателю, при создании дополнительного ЭСЧФ с отрицательной суммой подпись покупателя не предусмотрена.
В отношении стоимости транспортных услуг, облагаемых НДС по ставке 0%, ЭСЧФ направляется экспедитору.
Если в письме поставщика указаны причины невыставления ЭСЧФ, которые не поименованы в письме МНС от 22 июня 2016 года № 2-1-009/1289, то такое письмо не будет являться уведомлением продавца о причинах невысталения ЭСЧФ покупателю и, соответственно, не может быть основанием для применения налогового вычета по товарам и услугам.
Посредник не имеет права на вычет суммы НДС, предъявленной продавцом, подлежащей перевыставлению посредником в адрес покупателя.
При возврате продукции покупателем продавец создает исправленный или дополнительный ЭСЧФ и направляет его в адрес покупателя. Покупатель ЭСЧФ не создает.
Дополнительный или исправленный ЭСЧФ по возвращенному товару должен содержать ссылку на исходный ЭСЧФ. ЭСЧФ может быть выставлен продавцом и после 5-го числа, при этом покупатель для осуществления налогового вычета руководствуется пунктом 6 прим.1 статьи 107 НК.
Дополнительный или исправленный ЭСЧФ с отрицательным значением, выставленный продавцом, должен быть подписан покупателем, если исходный ЭСЧФ был подписан покупателем.
По покупкам, совершенным в августе-сентябре, в данной ситуации вычет не осуществляется.
В вашей ситуации целесообразно указать продавцу о заполнении в выставляемых ЭСЧФ корректных данных о вашем юридическом адресе. Некорректное заполнение в ЭСЧФ данных, не препятствующее идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также ставку НДС и сумму НДС, предъявленную покупателю, не может являться основанием для неприменения налоговых вычетов по НДС при соблюдении условий, установленных статьей 107 НК.
Вопрос о порядке создания ЭСЧФ при осуществлении покупок с использованием авансовой книжки требует дополнительной проработки. Рекомендуем обратиться с письменным запросом.
Выставление ЭСЧФ РУП "Белтелеком" обусловлено спецификой оказания услуг.
1. Требуется дополнительная информация о порядке определения комиссионного вознаграждения комиссионером.
2. Такая возможность будет доступна в сервисе "Камеральный контроль" в октябре 2016 года.
3. С 1 июля 2016 года применяются положения пункта 5-1 Налогового кодекса (см. статью 14 закона от 30.12.2015 №343-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения").