Онлайн-конференция прошла на сайтах БЕЛТА и Министерства труда и социальной защиты.
На вопросы, касающиеся применения норм законодательства об охране труда, порядка предоставления работникам компенсаций по условиям труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты, ответили специалисты.
Интерактивный проект реализуется одновременно на сайтах belta.by и mintrud.gov.by. Каждый посетитель сайтов мог заранее или непосредственно во время проведения конференции задать ее участникам вопросы, которые считает для себя важными. Ответы публикуются по мере готовности.
В настоящее время проект Закона Республики Беларусь "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда" в установленном порядке внесен в правительство Беларуси. Проект закона направлен на совершенствование норм Закона Республики Беларусь "Об охране труда" с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе их трудовой деятельности. В документе предусмотрены нормы, направленные на профилактическую работу по соблюдению требований по охране труда.
Одним из основных критериев выполнения Директивы №1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" считается обеспечение здоровых и безопасных условий труда, в том числе в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) органах и организациях. Декретом №7 "О развитии предпринимательства" определено, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается в том числе на принципе персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
В соответствии с пунктом 6 декрета №7 непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юрлица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин (1 БВ равна Br24,5). Таким образом, законодательством уже предусмотрены меры ответственности к руководителям организаций, не принявших необходимых мер по надлежащей организации деятельности этой организации.
Действительно, в проекте закона "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда" определяются обязанности и права нанимателей, работников-надомников, а также граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников. Например, предусматривается, что работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда. Граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны информировать домашних работников о риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты; обязательно страховать домашних работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством; исполнять иные обязанности, предусмотренные в трудовом договоре.
Эти новации позволят обеспечить предоставление указанным работникам гарантий права на охрану труда.
В 2017 году, по данным Белстата, в организациях республики (за исключением микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) работники совершили 115,6 тыс. прогулов и других нарушений трудовой дисциплины, в результате чего потеряно 549,6 тыс. человеко-дней (в 2016 году соответственно 113,9 тыс. и 548,3 тыс.).
Министерство труда и социальной защиты Беларуси не ведет мониторинг трудовой дисциплины (соблюдения трудовой дисциплины, а также пропускного режима в организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы). В связи с этим указать численность работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за допущенные нарушения трудовой дисциплины, невозможно.
В рамках надзора за соблюдением законодательства о труде в части соблюдения законодательства о минимальной заработной плате за январь-сентябрь 2018 года выявлено 168 фактов нарушения законодательства о минимальной заработной плате. Наибольшее количество случаев наблюдается в Витебской, Гродненской и Брестской областях. К административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечены 133 должностных лица нанимателей на сумму Br9 тыс.
По данным "Белгосстраха", в 2017 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили Br99,1 млн (в 2016 году - Br92,8 млн).
По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года в организациях республики погибли 107 работников, из которых 16 в момент получения травмы находились в состоянии алкогольного опьянения. По всем фактам травмирования на производстве проводятся специальные расследования, в результате которых устанавливаются обстоятельства и причины произошедшего, и в случае установления вины уполномоченные должностные лица нанимателя привлекаются к административной и (или) уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
Безусловно, имеют место попытки замалчивания нанимателями фактов травмирования работников на производстве. Но стоит отметить, что благодаря взаимодействию с органами прокуратуры, Следственного комитета, здравоохранения, Государственного комитета судебных экспертиз такие факты утаить практически невозможно. При этом в случае несообщения или несвоевременного сообщения о несчастном случае на производстве наниматель привлекается к административной ответственности.
В отчетном периоде государственными инспекторами труда департамента проведено 58 внеплановых проверок с использованием соответствующих контрольных списков вопросов (чек-листов), в ходе которых предписано к устранению 124 нарушения законодательства о труде и об охране труда. По предложениям государственных инспекторов труда работодателями в добровольном порядке приостановлена работа 12 станков, машин и единиц производственного оборудования. По результатам 972 обследований по заявлениям проверяемых субъектов рекомендовано к устранению более 17,6 тыс. нарушений законодательства о труде и об охраны труда, из которых 14 тыс. нарушений требований охраны труда. Также госинспекторами предложено запретить эксплуатацию 35 цехов (производственных участков) и 585 единиц станков, машин, производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников. По результатам рассмотрения данных предложений субъектами хозяйствования решений о нецелесообразности указанных приостановок не принималось. Кроме того, при проведении с согласия субъектов хозяйствования 842 мониторингов рекомендовано к устранению свыше 16 тыс. нарушений законодательства об охране труда.
Всего за нарушения привлечены к административной ответственности в виде штрафа 1868 уполномоченных должностных лиц на сумму Br242,1 тыс. и 962 нанимателя на сумму Br236,4 тыс. Кроме того, за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) либо неинформирование в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) составлено и направлено в суды 44 протокола об административном правонарушении.
На протяжении нескольких лет профессия водителя автомобиля является наиболее подверженной риску травмирования, средний возраст потерпевших колеблется в диапазоне 45-49 лет. Большинство потерпевших на производстве с тяжелыми последствиями были работниками организаций коммунальной формы собственности. В январе-августе этого года средний возраст получивших на производстве травмы с тяжелыми последствиями составил 44 года. Среди потерпевших преобладают мужчины.
Наиболее подвержены риску травмирования в том числе трактористы-машинисты сельскохозяйственных машин, электромонтеры, вальщики леса, животноводы, подсобные рабочие, сторожа. Анализ показывает, что наибольшее количество потерпевших с тяжелыми последствиями в результате несчастных случаев на производстве в январе-августе текущего года отмечено в организациях таких видов экономической деятельности, как промышленность - 27%, строительство - 19%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 17%.
Трактовка положений коллективного договора осуществляется сторонами, его заключившими. Поэтому для уточнения, кто относится к членам семьи в соответствии с нормами коллективного договора, и размеров причитающихся выплат необходимо обратиться к нанимателю или в профсоюзный комитет организации, где работал погибший.
По информации, содержащейся в вопросе, оснований для предоставления санитарке кабинета гамма-терапевтического аппарата сокращенной продолжительности рабочего времени по пункту 462 главы 34 списка не имеется, так как она не занята в условиях, предусмотренных данной позицией списка.
Согласно приведенной в обращении норме пункта 31 Инструкции №209, основанием для передачи СИЗ в собственность работнику является его желание, выраженное в письменной форме (заявление). Закрепление заранее в локальном нормативном правовом акте нормы об оставлении у работника средств индивидуальной защиты после окончания сроков носки, полагаем, будет нарушением законодательства.
Сроки носки СИЗ, установленные в типовых нормах, определены с учетом того, что в течение этого периода СИЗ при правильной эксплуатации и организации ухода будут сохранять свои защитные свойства и гигиенические характеристики, обеспечивающие требования технических нормативных правовых актов (ТНПА) и подтвержденные результатами испытаний при декларировании или сертификации соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011).
Если СИЗ по окончании срока носки соответствуют нормам ТНПА по защитным свойствам, гигиеническим характеристикам, качеству, необходимым для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, загрязнения и неблагоприятных температурных, погодных условий и, следовательно, пригодны для дальнейшего использования по назначению, то комиссия по контролю качества СИЗ, созданная в организации в соответствии с пунктом 28 Инструкции №209, может принять решение о продлении в каждом конкретном случае срока носки СИЗ по истечении срока носки, определенного типовыми нормами. В этом случае новые СИЗ выдаются работнику по истечении продленного срока носки ранее выданных СИЗ.
СИЗ, не пригодные для использования, согласно пункту 50 Инструкции №209, списываются и направляются для ремонта СИЗ, находящихся в эксплуатации, а также для производственных нужд или сдаются на переработку как вторичное сырье. В тех случаях, когда отдельные виды СИЗ не могут быть приняты для использования в качестве вторичного сырья, они утилизируются. Порядок реализации работникам вторичного сырья законодательством об охране труда не регулируется.
В соответствии со ст.23 закона "Об охране труда" услуги в области охраны труда оказываются на основании договоров между организацией и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем). При выборе исполнителя работ организация должна руководствоваться реестром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда. В случае если услуга оказана некачественно, информация об этом может быть направлена в Министерство труда и социальной защиты. Если договор заключен с неаккредитованной организацией, вопросы качества услуг решаются по гражданскому законодательству. В любом случае за обеспечение охраны труда в организации ответственность несет наниматель.
Согласно части 6 статьи 25 закона "Об охране труда" прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда. С учетом этой нормы пунктом 5 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30 декабря 2008 года №210, установлено, что в комиссии организации проходят проверку знаний работающие и члены комиссий структурных подразделений организации. Прохождение работающими проверки знаний допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.
Одновременно части 7 и 8 статьи 25 закона "Об охране труда" определяют круг лиц, которые обязаны проходить проверку знаний в комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Беларуси, или в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов, или в республиканской комиссии. Это руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций. Прохождение названными работниками обучения и последующей проверки знаний по вопросам охраны труда в учреждениях образования не освобождает их от прохождения проверки знаний в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов.
Иные работающие и члены комиссий структурных подразделений организации в соответствии с пунктом 5 положения №210 могут пройти проверку знаний в комиссии учреждения образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.
Порядок и сроки проведения расследований несчастных случаев на производстве определяются в каждом конкретном случае с учетом тяжести производственной травмы и установлены в Правилах расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров от 15 января 2004 года №30.
Тяжесть производственной травмы устанавливается организацией здравоохранения и указывается в соответствующем заключении.
При этом организация, страхователь обязан при получении сообщения о несчастном случае на производстве направить соответствующий запрос в организацию здравоохранения не позднее рабочего дня, следующего за днем несчастного случая (пункт 10 Правил).
В свою очередь организация здравоохранения не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса направляет организации, страхователю заключение о тяжести производственной травмы (пункт 10-1 Правил).
Если с учетом этого заключения несчастный случай не будет подлежать специальному расследованию, то началом его расследования следует считать время с момента получения от учреждения здравоохранения заключения о тяжести производственной травмы.
Нормы коллективных договоров и соглашений комментируются сторонами, их заключившими. Законодательством не предусмотрено оформление документа для установления вины нанимателя по результатам расследования профессионального заболевания.
Исходя из пункта 65 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров от 15 января 2004 года №30, в процессе расследования устанавливаются в том числе причины профессионального заболевания и лица, допустившие нарушения актов законодательства, технических нормативных правовых актов, обязательных для применения, локальных нормативных правовых актов. Эти персоны указываются в пункте 16 акта о профессиональном заболевании формы ПЗ-1, который составляется по результатам расследования. Форму акта ПЗ-1 можно найти в приложении к постановлению Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения Беларуси от 14 августа 2015 года №51/94 "О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследуются несчастные случаи, которые произошли с работниками и стали причиной перевода потерпевших на другую работу, повлекли временную (не менее одного дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье. Устанавливаются обстоятельства и все причины произошедшего.
По результатам специальных расследований, проводимых Департаментом государственной инспекции труда, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств, а также конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства явились причиной 3% несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
Проект закона "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда" в установленном порядке внесен в правительство. Документ размещен на официальном сайте Минтруда и соцзащиты. В нем предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об охране труда, однако он не является законодательным актом, регулирующим порядок привлечения к административной ответственности за нарушения в этой сфере.
Если ксерокс, принтер, чайник, микроволновая печь являются оборудованием организации и их эксплуатация вменена в обязанность работников, то инструкции по охране труда необходимо разработать. Это предусмотрено пунктом 4 Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28 ноября 2008 года № 176.
Вопрос сохранности документов, в том числе журналов по охране труда, должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами. При этом наниматель должен обеспечить сохранность документов.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 27 октября 2014 года №94 внесены дополнения и изменения в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). Тарифно-квалификационной характеристикой "§1а. Водитель автомобиля" предусмотрено, что водитель устраняет возникшие во время работы на маршруте мелкие технические неисправности автомобиля, не требующие разборки механизмов.
В соответствии с общими положениями ЕТКС водитель должен владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих при работе транспорта. Право на выполнение слесарных работ подтверждается наличием у него квалификационного разряда по профессии "слесарь по ремонту автомобиля" и соответствующего свидетельства либо записью в трудовой книжке о присвоении квалификационного разряда в установленном порядке.
Основными нарушениями законодательства являются недостатки в обучении и инструктировании работников по охране труда, обеспечении средствами индивидуальной защиты, а также несоблюдение требований охраны труда при эксплуатации машин и оборудования.
Подготовка проекта закона "Об изменении Закона Республики Беларусь "Об охране труда" вызвана необходимостью корректировки закона "Об охране труда" с учетом практики его применения и приведения в соответствие с законодательными актами. Предмет регулирования проекта закона остался прежним, применяется он в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Например, предлагается из статьи 17 закона исключить обязанность нанимателя по обеспечению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда. В соответствии с действующим законодательством в организациях осуществляются паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, комплексная гигиеническая оценка условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Проведение всех этих мероприятий неизбежно ведет к дублированию и множественности составляемых планов по решению одних и тех же вопросов, увеличению расходов денежных средств на охрану труда.
Законопроект в установленном порядке внесен в правительство.
Что касается второй части вопроса. С 1 февраля 2019 года вступает в силу новый закон "О нормативных правовых актах", в соответствии с которым правила по охране труда отнесены к техническим нормативным правовым актам, не относящимся к области технического нормирования и стандартизации. В этой связи правила по охране труда при выполнении работ на высоте и верхолазных работ дорабатываются с учетом требований, предъявляемых к техническим нормативным правовым актам. Определение термина "работа на высоте" осталось прежним.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров от 22 февраля 2008 года №253, и Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 22 февраля 2008 года №35. В соответствии с п.88 Инструкции измерения и исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды во время аттестации выполняются испытательной лабораторией в соответствии с областью аккредитации и в течение срока действия аттестата аккредитации. Заключение лабораторией договоров субподряда на выполнение измерений и исследований уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды, не входящих в область аккредитации лаборатории, не допускается. Нарушение положений п.88 инструкции рассматривается как нарушение порядка проведения аттестации.
Исходя из требований действующего законодательства юридическое лицо, аккредитованное в соответствии с законодательством на оказание услуг в области охраны труда по проведению аттестации, обязательно должно иметь испытательную лабораторию, аккредитованную в Национальной системе аккредитации Беларуси. Таким образом, в случае заключения договора (между нанимателем и аккредитованным лицом) на измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды оснований для передачи указанных работ другой аккредитованной лаборатории (по договору субподряда) не имеется, в том числе в случае истечения срока действия аттестата аккредитации на определенные виды измерений (исследований).
При необходимости проведения измерений и исследований факторов производственной среды, которые не включены в область аккредитации испытательной лаборатории, заказчик заключает договор с другой аккредитованной испытательной лабораторией, в область аккредитации которой входит этот вид измерений и исследований.
Принципы формирования состава аттестационной комиссии организации определены положением о порядке проведения аттестации, согласно которому включение в состав указанной комиссии работников определенных служб (охраны труда, кадровой, юридической) носит рекомендательный характер. Таким образом, требований о включении в состав комиссии организации специалиста (специалистов) аккредитованного лица, проводящего аттестацию, не предусмотрено. Вместе с тем уровни вредных и опасных факторов производственной среды измеряются в присутствии представителя аттестационной комиссии (п.9 положения).
При оценке условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса с привлечением аккредитованного лица оформленные протоколы количественных измерений и расчетов этих показателей, карты аттестации рабочего места по условиям труда удостоверяются подписями проводивших ее специалистов (специалистов аккредитованного лица).