Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
04 августа 2014, 11:00

Перспективы развития строительного комплекса Беларуси

За последнее время в строительной отрасли республики произошли существенные изменения, направленные на решение проблемных вопросов в этой сфере. Изменились условия долевого строительства, введена аттестация специалистов и организаций, предусмотрены дополнительные меры ответственности застройщиков. Какого эффекта удалось добиться благодаря нововведениям и какие еще изменения планируются? Продолжит ли Минстройархитектуры практику работы с проблемными домами? Как изменится стоимость жилья в Беларуси в ближайшем будущем? На эти и другие вопросы посетителей сайта БЕЛТА первый замминистра архитектуры и строительства ответит во время онлайн-конференции.


Вопросы конференции

Москалик Татьяна
Неоднократно сообщалось, что Минск и Санкт-Петербург построят симметричные кварталы, то есть в северной столице России будет возведен Белорусский квартал, а в Минске - Санкт-Петербургский. Понятно, что для нас выгодно строить за рубежом и предлагать свои услуги на экспорт, но зачем нам Санкт-Петербургский квартал, с учетом того, что многие наши строительные компании говорят о неполной загрузке имеющихся мощностей? Где именно в Минске появится такой квартал? И каковы сроки реализации этого проекта?
Проект предполагает строительство Санкт-Петербургского квартала в Минске и Белорусского квартала в Санкт-Петербурге. Но при строительстве обоих кварталов будут задействованы белорусские строители, т. е. даже Санкт-Петербургский квартал в Минске будут строить наши белорусские специалисты. Предложение возвести такие кварталы озвучил губернатор Санкт-Петербурга, он заинтересован и готов оказывать поддержку реализации проекта. Минстройархитектуры также заинтересовано в продвижении этого проекта. Проектировщики РУП "Институт Белгоспроект" уже разработали предложения по Белорусскому кварталу. При реализации проекта в Санкт-Петербурге обязательно должна быть компания, которая выступит в качестве инвестора - это предусмотрено российским законодательством. Инвестором для реализации нашего проекта будет российская группа компаний "Эталон".

Ранее предполагалось начать реализацию этого проекта в Минске, а затем по мере готовности приступить к строительству квартала в Санкт-Петербурге, поскольку наше законодательство позволяет быстрее приступить к строительным работам. Но сейчас мы планируем, что работы в двух городах должны вестись одновременно. При этом кварталы не будут одинаковыми - каждый из них будет иметь национальную специфику. Так, в квартале, который построят в Санкт-Петербурге, появятся магазины, где обязательно будут продаваться продукты белорусского производства. Предполагается, что там также появятся жилые дома и детские сады. Причем есть заинтересованность российской стороны в том, чтобы это было жилье не экономкласса, а комфорт-класса. Для строительства квартала в Минске российской стороне было предложено несколько вариантов размещения, и в результате был выбран участок в районе улицы Филимонова. В Санкт-Петербурге тоже выбран земельный участок, для застройки нам предлагают около 10 га. Мы были готовы начать строительство уже в этом году, но участок в Санкт-Петербурге пока находится в федеральной собственности, перевод его в муниципальную собственность займет некоторое время. Сейчас мы активно работаем над проектом, но точные сроки строительства я пока не назову.
Павел Аркадьевич
В начале года предприятия отрасли испытывали трудности с экспортом продукции во многом в связи с падением цен на стройматериалы на внешних рынках. Изменилась ли ситуация с началом строительного сезона?
Да, ситуация изменилась. Во-первых, это было связано с сезонностью - зимой, как вы понимаете, объемы несколько ниже, чем осенью, летом.

Что касается строительства жилья, то программа на этот год, утвержденная постановлением Совета Министров, предусматривает возведение 5 млн кв.м жилья за счет всех источников, в том числе с господдержкой - 2,5 млн кв.м. По полугодию эта программа выполнена - построено 2 млн 709 тыс. кв.м жилья. При этом на будущее рассматривается вопрос по сокращению строительства жилья с господдержкой. В частности, определенное сокращение будет уже в 2015 году.

Если затрагивать другие показатели, то по полугодию у нас инвестиции в основной капитал составили 90,3%, в том числе строительно-монтажные работы - 99,3% к аналогичному периоду 2013 года. Это снижение связано с тем, что в прошлом году были большие объемы промышленного строительства. Так, в частности, мы сдали крупный завод для ОАО "Кричевцементношифер", поэтому и был сильный скачок. Теперь же, если взять соотношение июня к маю, то мы имеем уже 121,5% по строительно-монтажным работам.

В целом все идет к тому, что надо думать на год-два вперед, чтобы задействовать строителей, потенциал, который создан в строительной отрасли (стратегические предприятия). Нужно его сохранить и загрузить. И одно из направлений - это экспорт. В данном направлении в этом году мы активизировали работу. Проработаны вопросы с Калининградской областью. В частности, по строительству завода по сборке автомобилей "БМВ", "Опель". В регионе хорошо зарекомендовали себя 8-й и 3-й стройтресты. Сейчас министерство готово предложить Калининграду построить стадион к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Также Беларусь заинтересована в поставках железобетонных конструкций и строительстве жилья. Все наши домостроительные заводы модернизированы, нужно задействовать их мощности. В том числе за счет экспорта.
Стельмашонок Екатерина
Недавно начался демонтаж здания автовокзала "Московский" в связи со строительством там комплекса ОАО "Газпром". А какая участь ожидает автовокзал "Восточный"?
Автовокзал "Восточный" имеет удачное месторасположение. Сегодня он достаточно востребован. Решения о том, будет ли здание сноситься или реконструироваться, в настоящее время нет. В будущем оно может быть принято, но заниматься этим будет Мингорисполком.

Средства на демонтаж здания автовокзала "Московский" в свое время выделил зарубежный инвестор. Строительство в стране нового объекта с привлечением иностранных инвестиций всегда является хорошим показателем. Ведь, что бы ни случилось, здание останется на территории республики, белорусские граждане смогут получить в нем рабочие места и зарабатывать, а субъекты предпринимательской деятельности будут платить налоги. Разве все это не является благом?

Полещук Михаил
Вопрос с проблемными домами решен, все запланированные к вводу до 1 июля дома сданы в эксплуатацию, и решить эту задачу удалось в том числе благодаря постоянному и достаточно жесткому контролю со стороны министерства. Планируется ли продолжить эту работу?
Работа по контролю за сроками ввода домов продолжается, мы ее не останавливали. Но отмечу, что Минск и Минская область - это регионы, где традиционно выполняются большие объемы строительных работ, поэтому там еще остаются 7 домов. В настоящее время строительство этих объектов продолжается, никаких проблем не возникает, думаю, что все они будут введены в запланированные сроки. Что касается контроля непосредственно в Минстройархитектуры, то заместители министра были закреплены за регионами и персонально отвечали за ввод жилья в той или иной области. Такая практика сохранится. Думаю, что система по контролю за сроками ввода домов даст результат и позволит избежать затягивания сроков.
Корр. БЕЛТА
В последнее время было принято много нормативных правовых актов, которые внесли существенные изменения в законодательство, регулирующее деятельность строительного комплекса страны. Какого эффекта удалось добиться благодаря нововведениям и ожидаются ли еще какие-то изменения?
Принятые нормативные правовые акты позволили начать улучшать управление строительной отраслью, дать отсчет организации нормальной работы с положительной динамикой. Так, законодательство было значительно усовершенствовано благодаря принятию указа №26. В нем детально прописана программа действия предприятий строительной отрасли. Уверен, что по итогам полугодия мы ощутим первые результаты.

Около семи нормативных правовых актов сейчас находятся в разработке. Они оптимизируют работу, в том числе в части жилищного строительства.

Приведу несколько примеров. В указе №174 упоминалось, что облисполкомы и Мингорисполком смогут поменять застройщика при необходимости в порядке, устанавливаемом Советом Министров. Проект соответствующего постановления Совмина подготовлен. В документе определены критерии, в каких случаях возможна такая замена застройщика. Вопрос будет выноситься на рассмотрение специальной комиссии, которая уже будет предлагать исполкому заменить застройщика. Но если он не может вовремя исполнить свои обязательства из-за форс-мажора или проблемы несущественны, то местные власти могут и не искать ему замену. Мы тоже это предусмотрели, чтобы не рубить с плеча. Но за срыв застройщик отвечать будет.

Проектом постановления предусмотрено, что новым застройщиком должно быть управление капитального строительства района или организация, имеющая долю коммунальной формы собственности более 50%. Еще один существенный момент - новый застройщик не несет ответственности за действия предыдущего. Когда он приходит, то определяет незавершенные физические объемы строительства, просчитывает, сколько нужно, чтобы его закончить. Гражданам предлагается перезаключить договоры.

В Беларуси также поручено распространить действие 361-го указа о неизменной контрактной цене на бюджетные объекты. Так, в течение месяца планируем разработать постановление Совета Министров и методические рекомендации на уровне Минстройархитектуры. Объясню для чего: сейчас если по бюджетному объекту идет экономия, оплата осуществляется за выполненный объем работ. При этом может теряться интерес заказчика к применению новых технологий, ноу-хау, которые позволяли бы сократить срок и стоимость, не нарушая качества, технологических требований. В разрабатываемых документах мы предусматриваем стимулы для строителей, которые сэкономленные средства смогут направлять на развитие предприятия. Ищем компромисс между целевым использованием средств и интересами строителей.
Мойсенков Петр
После ввода обязательной аттестации для специалистов и организаций стройотрасли белорусские архитекторы массово высказались против этой нормы. Удалось ли урегулировать этот вопрос? И оправдывает ли в принципе себя это нововведение?
Да, удалось. Вопросы аттестации были предметом неоднократного обсуждения в Минстройархитектуры с участием представителей проектных организаций, общественного объединения "Белорусский союз архитекторов", Союза строителей, иных заинтересованных.

1 марта текущего года в Минстройархитектуры состоялось совещание с участием премьер-министра по обсуждению вопросов аттестации руководителей и специалистов, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства. По его результатам и в целях реализации указа №26 от 14 января 2014 года "О мерах по совершенствованию строительной деятельности" и постановления правительства №252 от 21 марта 2014 года "О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства" Министерством архитектуры и строительства приняты постановления "О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений" (№15 от 26 марта 2014 года) и "О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений" (№25 от 2 мая 2014 года). В настоящее время аттестация, в том числе проектных организаций, проводится, проблемных вопросов не возникает.
Ольга Николаевна Касперович
Как проходит аттестация специалистов и организаций? Есть ли данные по организациям областей и Минска, которые уже получили аттестаты? А также сведения о том, сколько отсеялись при аттестации?
Аттестация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и специалистов, которая началась 1 апреля этого года, проводится довольно активно. Аттестуемые получают разрешение на строительство зданий и сооружений различных категорий (с первой по четвертую). По состоянию на конец июля аттестовано уже 1858 специалистов, 320 юридических лиц.

Для разрешения проблемных вопросов, возникающих при аттестации, создана специальная комиссия. Она работает, опираясь на квалификационные требования для организаций и специалистов.

Введение в Беларуси инструмента аттестации поможет очистить рынок строительных услуг от недобросовестных организаций. Ранее были случаи, когда фирма участвовала в тендерах на строительство зданий и сооружений, при этом предлагая свои услуги по необоснованно низким ценам. На стадии строительства организация брала у клиента денежные средства и исчезала. Теперь такого быть не может. Организации с сомнительной репутацией просто не будут допущены к участию в торгах.
Наталья Шарай
Сколько стоит сейчас построить квадратный метр для очередников в типовом панельном доме в Минске и, например, в Мозыре? Если цены отличаются, то чем это объясняется?
Средневзвешенная стоимость 1 кв.м общей площади квартир типовых потребительских качеств жилых домов, введенных во втором квартале 2014 года, составила: жилых домов КПД Br6 365,3 тыс. с учетом отделочных работ и Br5 708,3 тыс. без учета отделочных работ; жилых домов из кирпича и газосиликатных блоков - соответственно Br8 308,9 тыс. и Br7 324,7 тыс.; жилых домов других конструктивных схем - Br7 921,7 тыс. и Br7 068,5 тыс.; жилых домов всех конструктивных схем - Br7 418,7 тыс. с отделкой и Br6 598,8 тыс. без отделки. Средневзвешенная стоимость 1 кв.м общей площади квартир жилых домов, введенных во втором квартале текущего года, была сформирована с учетом стоимости 1 кв.м так называемых проблемных жилых домов со сверхнормативными сроками строительства, которая значительно ниже стоимости 1 кв.м жилых домов, введенных в эксплуатацию вовремя.

В целях снижения стоимости строительства жилого дома для граждан, имеющих право на льготный кредит, подписан указ №270 "О реализации программ государственного заказа на строительство жилья" (от 6 июня 2014 года). Согласно этому документу в порядке эксперимента в 2014-2016 годах по перечню жилых домов, включенных в программы государственного заказа, для определения стоимости строительства и размера кредита будет использоваться стоимость 1 кв.м общей площади жилого дома, равная прогнозному показателю номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников на месяц приемки дома в эксплуатацию, установленному с учетом нормативной продолжительности строительства, определенной проектной документацией, с применением коэффициента 1,2.

Соломейко Адам, Кобрин
Сейчас в Беларуси активно строится арендное жилье. Но те, кто получает такое жилье, автоматически исключаются из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому многие, кто заинтересован в арендном жилье, отказываются от этой возможности, чтобы сохранить возможность улучшить свои жилищные условия, и вынуждены снимать жилье у частников, которое значительно дороже. По вашему мнению, это справедливо? Будет ли пересматриваться эта норма?
Мера, предусматривающая предоставление арендного жилья взамен на снятие с очереди, безусловно, справедлива. Государство у нас не очень богатое, и обеспечить каждого желающего очередника собственным жильем не представляется возможным. При этом замечу, что во всем мире доля арендного жилья преобладает над долей частного. Обратите внимание на то, что на очередь сегодня ставят только по показателю недостатка площади, но никак не учитываются текущие доходы граждан. Поэтому на очереди стоят часто даже те, кто имеет возможность с кредитом, пусть даже и коммерческим, улучшить жилищные условия. Однако рассуждают граждане так: зачем напрягаться, если через несколько лет построим дешево, без различных обременений и с 5-процентной прибылью застройщика. Именно поэтому предложена альтернатива: либо живи в арендном жилье и снимайся с очереди нуждающихся в жилье, либо ожидай своей очереди на строительство недорогого жилья. Как показывает анализ, желающих жить в арендном жилье сейчас, а не ожидать строительства своей квартиры, достаточно много.

За первое полугодие текущего года в Беларуси введено в эксплуатацию 96,9 тыс. кв.м общей площади жилых домов арендного типа (30,3% к заданию на год) на 1754 квартиры, в том числе в Минске почти 20,3 тыс. кв.м (19,8% к заданию) на 388 квартир, в Минской области - более 4,1 тыс. кв.м (11,1%) на 80 квартир, в Брестской - 12,3 тыс. кв.м (30,6%) на 232 квартиры, в Витебской - 6,4 тыс. кв.м (26%) на 120 квартир, в Гомельской - около 21,2 тыс. кв.м (60,8%) на 401 квартиру, в Гродненской - 22,6 тыс. кв.м  (41,2%) на 372 квартиры, в Могилевской области - 10 тыс. кв.м ( 39,2%) на 161 квартиру.

Инвестиции в строительство арендного жилья в январе-июне составили почти Br504 млрд, в том числе Br178,6 млрд - за счет средств республиканского бюджета и Br324,8 млрд - из средств местных бюджетов. Всего в 2014 году на эти цели планируется направить около Br2,3 трлн.
Колтович Ирина, Минск
Можно ли будет в перспективе выкупить арендное жилье?
Пока такой вопрос не рассматривается. Арендное жилье строится за государственные деньги и будет предоставляться только по договору найма.
Дорожный Евгений, Минск
В Беларуси планируется активно развивать города-спутники. Если я, будучи нуждающимся в улучшении жилищных условий, соглашусь на строительство жилья именно в таком городе, а не в столице, могу ли я рассчитывать на получение льготного кредита?
Льготные кредиты при строительстве жилья в городах-спутниках будут предоставляться в обязательном порядке гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на такой кредит. Указом №13 предусмотрено, что тем, кто предполагает строить жилье в городах-спутниках, кредиты предоставляются сроком на 20 лет. Проценты за пользование этими кредитами составят 10% ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков, но не менее 3% годовых. Например, сегодня это 3%.

К городам - спутникам Минска относятся Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, город-спутник Бреста - Жабинка, спутник Гродно - Скидель.
Валерий, Минск
Какие мощности производства стройматериалов в Беларуси?
Под наши программы 100% можем закрывать то, что производится в Беларуси, кроме тех материалов, которые нерациональные или не производятся в республике. В принципе, их объем небольшой. Мощности строительных организаций не позволяют полностью закрыть все потребности. Например, мы не закрываем оборудование, новые технологии. У нас есть свои наработки, исследовательские институты. Они неплохо отрабатывают свои деньги. Но есть технологии ноу-хау. И самое передовое оборудование мы стараемся получать откуда-то.

Цементом, как стратегическим материалом, мы обеспечены полностью. Мощности производства цемента в Беларуси составляют 9,5 млн т. У нас передовые технологии флоат-стекла. На "Гомельстекло" есть современное производство. Следующий шаг - промпереработка, то есть на базе сырья стекла производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Например, мощность "Гомельстекло" - 42 млн кв.м стекла, из них почти половина планируется на промпераработку. Это и стеклопакеты, и автомобильные стекла и др. При первоначальной разработке бизнес-плана по "Гомельстеклу" рассматривался вопрос всех тонких стекол - тех, что идут на планшеты, телефоны. Но их производить будет неэффективно, нерационально в связи с объемами.

Есть мощности по щебню, например микашевичский "Гранит". Дополнительно развиваем второй карьер - Ситницкое месторождение, где были разные варианты: и в концессию, и инвесторы. Кстати, на все проекты, которые реализуются, приглашаем инвесторов. Арматурная сталь - обеспечивает БМЗ, кроме позиций, которые по составу металла у нас не производятся. Дальше - керамическая плитка. У нас есть два сильнейших завода 0 "Керамин" и "Березастройматериалы". Сейчас строится объект фристайла (крытый центр фристайла на улице Сурганова в Минске). Там будет применяться плитка не 100%, но основная масса - чисто белорусская плитка, производства "Керамин" и "Березастройматериалы". Железобетонные конструкции. У нас есть сильнейшие заводы по различным направлениям, по ассортименту (от мелких конструкций до самых крупных). Например, Барановичский завод железобетонных конструкций работает на экспорт. Поставляет продукцию в Хабаровский край, и выгодно, с рентабельностью.
Шапетько Е.А., Минск
Когда в Беларуси найдется достаточное количество специалистов для строительства первого небоскреба? Какая у нас разрешена максимальная этажность зданий под офисы и жилье? И могут ли у нас в будущем появиться целые районы жилых небоскребов?
Архитектурный облик Минска определяется в соответствии с генеральным планом развития города, утвержденным указом главы государства. Документом, в частности, предусмотрено зонирование, то есть прописано, где лучше располагать те или иные объекты. Мингорисполком разрабатывает еще и планы детальной планировки, которые конкретизируют, какие именно здания будут строиться. Естественно, в процессе проводимой работы мы стремимся сохранить город как белорусскую столицу, в том числе за счет учета в процессе застройки аутентичных черт.

Высотные здания не должны стоять массово. В больших городах, где небоскребы расположены рядом друг с другом, в жаркое время просто нечем дышать. Хотя, не спорю, небоскребы смотрятся очень эффектно. Тот же Лондон, казалось бы - мировая столица, вовсе не застроен небоскребами. Среди невысоких, в основном четырехэтажных, зданий там можно увидеть только вкрапления высоток.

В настоящее время самое высокое здание Минска - жилой дом "Парус" (ул. Максима Танка), высотные здания строятся и на проспекте Победителей. На мой взгляд, сейчас, когда в городе появляются небольшие вкрапления небоскребов, они гармонично вписываются в облик столицы. Совсем по-другому смотрелось бы множество высоток, построенных в одном и том же месте.

В Минске появляются в том числе очень сложные объекты. У белорусских строителей нет ограничений по квалификации, и им под силу строительство зданий и сооружений любой сложности. Например, построить "Минск-Арену", в которой покрытия держатся на вантах, было совсем непросто. Можно отметить смелость, которую разработчик взял на себя, предлагая необычную задумку, а также способность ее реализовать. В результате получилось хорошо и красиво. При реконструкции Театра оперы и балета, который был введен в эксплуатацию относительно недавно, сохранен исторический облик здания, что также непросто реализовать на практике. А кто делал? Белорусские строители!
Тересковская Ирина, Полоцк
Не секрет, что в строительной отрасли остро не хватает квалифицированных рабочих и специалистов. Как вы считаете, почему? Ведь заработки в строительстве одни из самых высоких в стране. Сейчас завершается вступительная кампания в ПТУ и ссузы. Что делается, чтобы привлечь молодежь в профильные учебные заведения?
Анализ подготовки, распределения, трудоустройства и закрепления выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений строительного профиля, а также прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах и формирование (уточнение) заказа показал, что в настоящее время успешно реализуется ряд программ различных уровней, направленных на подготовку и закрепление специалистов в строительных и проектных организациях, в том числе  Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2014 год.

В 2014 году в белорусских организациях планируется трудоустроить 3745 молодых специалистов строительного профиля, в том числе 2118 с высшим образованием и 1627 - со средним образованием.

В марте текущего года в Минстройархитектуры утвержден комплекс мер, направленных на качественное обеспечение организаций строительной отрасли выпускниками учреждений образования и создание стимулирующих условий для их закрепления. Документ, рассчитанный на 2014-2018 годы, согласован с Минобразования и учитывает предложения областных и Минского городского исполнительных комитетов и других заинтересованных, в том числе общественных объединений. В частности, предусмотрено, что организации-заказчики независимо от формы собственности и отраслевой подчиненности должны обеспечить необходимые условия для закрепления молодых специалистов в этих организациях.

Также планируется в коллективные договоры организаций ввести дополнительные социальные гарантии для молодых работников в возрасте до 30 лет. Это, например, строительство ведомственного арендного жилья с малогабаритными квартирами (студиями), которые будут сдаваться молодым работникам строительной организации, создавшим семью, и только на время их работы в организации. Или продажа работникам строительных организаций жилых помещений в строящихся организацией жилых домах по себестоимости при условии их работы в данной организации не менее 10 лет, а при других способах строительства квартиры - предоставление доступных кредитов банка. Еще варианты – предусмотреть частичную оплату за счет средств предприятия проживания молодого специалиста в общежитии или выделять молодым работникам беспроцентные ссуды на бытовые нужды, покупку и строительство жилья. Предлагается также предусматривать в коллективных договорах организаций поощрение молодых работников в конце третьего года их работы.

Между Министерством архитектуры и строительства, Союзом строителей и Белорусским профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов, выступающим от имени членов профсоюза - работников организаций отрасли, заключено Тарифное соглашение на 2014-2015 годы, которое является обязательным документом для всех организаций отрасли независимо от форм собственности и предусматривает значительный ряд социальных гарантий, способствующих закреплению кадров в организациях.

В частности, рекомендовано сохранить социальные гарантии работникам, вышедшим на пенсию; предоставлять работникам, в пределах имеющихся у организаций средств, льготную оплату коммунальных услуг; выделять займы и оказывать материальную помощь молодым семьям на основании коллективных договоров; оказывать, при наличии средств, материальную помощь работникам в связи с призывом или приемом на военную службу, а также возвратившимся после военной службы; выдавать, при наличии средств, займы работникам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; предусматривать выделение денежных средств на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в оздоровительных учреждениях организаций министерства, республики, в детских оздоровительных лагерях; обеспечивать оказание материальной помощи работникам, семьи которых по объективным причинам оказались в категории малоимущих граждан; обеспечивать трудоустройство по полученной специальности выпускников вузов, ссузов, ПТУ, прибывающих для работы в организации по договорам и заявкам; сохранять за работниками, переведенными по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу, средний заработок в течение не менее одного месяца со дня перевода; развивать схемы добровольного страхования дополнительных пенсий и медицинских расходов, от несчастных случаев и заболеваний, в том числе за счет средств организации, добровольного дополнительного страхования в виде дополнительной пенсии работникам и руководителям организаций строительного комплекса; осуществлять материальные выплаты, дополнительные к пенсии, заслуженным работникам и руководителям, ранее работавшим у нанимателя, при наличии чистой прибыли на эти цели.
Бубенников Геннадий, Жлобин
Как заявил Президент, в Беларуси уже достаточно построено спортивных и других инфраструктурных объектов и больше их строить не будут. А ведь это значительная часть загрузки белорусских предприятий стройматериалов и строительных компаний. Куда пойдут излишки продукции и как собираетесь задействовать строителей?
В соответствии с Конституцией, Беларусь - социально ориентированное государство. Естественно, что интересы наших граждан будут учитываться. Но деньги нужно вкладывать с умом. Если мы вкладываем сегодня в технологии, новое производство, которые дадут отдачу и увеличат ВВП, поступления, то это будет благо и для той части бюджета, которая идет на социальное направление. Поэтому естественно, что проекты будут выдвигаться окупаемые, высокотехнологичные. Основная масса строителей на сегодня задействована (и это только начало) на АЭС. Вторая часть - это инвестиционные проекты, например, завод по производству автомобилей Geely под Борисовом. Да, там китайские кредиты, и будут участвовать китайцы, но участие наших строителей также будет большое. Также предусмотрено участие наших строителей при создании Китайского индустриального парка. По статистике, около 203-205 тыс. человек работает в строительной сфере, а вообще занятых в строительной отрасли с индивидуальными предпринимателями, различными физлицами, которые по итогам года отчитываются, - около 400 тыс.
Владимир Бубенок, Шклов
Какие значимые проекты в ближайшее время планируют реализовать предприятия отрасли?
Среди крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых в Минстройархитектуры, можно отметить организацию производств по промышленной переработке листового стекла в ОАО "Гомельстекло", где предполагается создать мощности по выпуску 8 млн кв.м энергосберегающего стекла, 3 млн кв.м ламинированного стекла (архитектурный триплекс) и 3,7 млн кв.м зеркального полотна. Реализация проекта позволит обеспечить промышленную переработку 50% производимого ОАО "Гомельстекло" листового стекла, обеспечить импортозамещение перечисленных видов продукции и довести долю экспортных поставок продукции завода до 70%.

Линия по производству ламинированного стекла запущена в мае текущего года. С момента запуска уже произведено около 8,3 тыс. кв.м ламинированного стекла, из которых реализовано 2,4 тыс. кв.м.

Хотел бы отметить также проект по строительству Ситницкого горно-обогатительного комбината (РУПП "Гранит") производительностью до 9 млн т щебня в год. Он реализуется за счет средств Банка развития, собственных средств организации и средств республиканского бюджета.

Крупный проект ориентировочной стоимостью более $650 млн - модернизация действующего производства ОАО "Белгипс" и строительство завода по выпуску строительных материалов на основе гипса в поселке Гатово Минского района. В результате планируется организовать производство гипсокартонных листов мощностью 30 млн кв.м в год, сухих строительных смесей мощностью 100 тыс. т, пазогребневых плит - на 550 тыс. кв.м в год, гипса - с годовой мощностью 500 тыс. т. Проект реализуется за счет привлечения средств российского инвестора - корпорации "Волма".
Юлия Белоказанцева, Заславль
Когда все-таки начнется настоящая работа по строительству жилья в городах-спутниках?
Правительством Беларуси ежегодно доводятся задания по строительству жилья в областях и Минске.

С 10 августа 2014 года вступает в силу указ №214 "О развитии городов-спутников". Он разработан в целях обеспечения комплексности развития административно-территориальных единиц, создания дополнительных условий для увеличения объемов жилищного строительства, сбалансированного развития населенных пунктов, их социальной, производственной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

В соответствии с указом городам областного или районного подчинения, поселкам городского типа, расположенным на расстоянии не более 60 км от Минска или областного центра, по решению Президента может быть придан статус города-спутника. Предложения о придании статуса города-спутника населенным пунктам вносятся на рассмотрение Президента Советом Министров на основании ходатайств Минского горисполкома, облисполкомов и с учетом государственной схемы комплексной территориальной организации.

Указом предусмотрено придание статуса города-спутника Минска Дзержинску, Заславлю, Логойску, Смолевичам, Фаниполю и городскому поселку Руденск. Статус города-спутника Гродно получил Скидель, а Бреста - Жабинка.

До 1 марта 2015 года Минстройархитектуры, Мингорисполком и Миноблисполком должны обеспечить разработку генеральных планов городов-спутников. До 30 декабря следующего года Совет Министров должен представить документы на утверждение Президента.
Мария Свиридович, Дрогичин
В строительной отрасли принято решение о привязке стимулирующих выплат руководителям предприятий к показателям экспорта, выполнения задания по разгрузке складов и выработке на одного работника. Можно ли уже сейчас говорить об эффективности этой меры?
В основу показателей премирования руководителей заложены параметры прогноза социально-экономического развития Беларуси и показатели эффективности, которые предусмотрены постановлением Совета Министров от 30.12.2012 №1262. В их числе и выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на одного среднесписочного работника. Этот показатель наряду с ростом экспорта имеет наибольшую стоимость в формировании общей суммы премии.

Тем самым в контрактах руководителей организаций, входящих в систему Минстройархитектуры, при определении размеров премии в достаточной мере предусмотрена заинтересованность руководителей в обеспечении высокопроизводительного труда и выполнении прогнозных показателей.

С целью обеспечения равной степени заинтересованности руководителей организаций и их заместителей, а также иных работников, как правило, в локальных нормативных правовых актах предусмотрена зависимость заработной платы от выполнения показателей прогноза социально-экономического развития.

Прямое назначение показателей, которые легли в основу премирования руководителей, - мотивация работать на результат, что дает возможность более эффективным руководителям  зарабатывать больше, а также создать прозрачную, объективную систему оценки каждого руководителя и повысить эффективность организации за счет эффективности работы ее сотрудников.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/perspektivy-razvitija-stroitelnogo-kompleksa-belarusi-718/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024