С 1 ноября в Беларуси произошло третье в этом году повышение пенсий. Средний размер трудовой пенсии увеличится до Br388,1. На вопросы об особенностях начисления и выплаты пенсий, о перспективах их дальнейшего повышения и о возможных новациях в системе пенсионного обеспечения ответили во время онлайн-конференции.
Интерактивный проект реализуется одновременно на сайтах belta.by и mintrud.gov.by Каждый посетитель сайтов мог заранее или непосредственно во время проведения конференции задать ее участнику вопросы по заявленной теме. Ответы публикуются 2 ноября после 11.00 по мере готовности.
Формат мероприятия не предполагал рассмотрения частных ситуаций, по которым требуется изучение дополнительных документов о стаже, заработке или пенсионного дела. По таким вопросам необходимо обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
В 2019 году заработок для исчисления пенсии будет определяться за последние 25 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Поэтому если вы имеете длительный стаж работы (более 25 лет) без перерывов и продолжите работать до обращения за пенсией, то заработок для исчисления пенсии будет учитываться с 1994 года. Более ранний период может быть учтен, только если имели место перерывы в работе и иной деятельности, учитываемой в стаже работы (с учетом их продолжительности).
Согласно законодательству, если индивидуальный коэффициент заработка пенсионера не превышает 1,3, то в период работы (службы) или период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем, пенсия выплачивается в полном размере. Поскольку ваш индивидуальный коэффициент заработка не превышает 1,3, то в период работы вы будете получать пенсию в полном размере.
Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, но не более чем до достижения им трехлетнего возраста, подтверждается справкой работодателя, выданной на основании документов (приказов, лицевых счетов и иных документов), содержащих сведения о периоде указанного отпуска. Таким образом, справка о периоде нахождения в отпуске по уходу за ребенком может быть выдана на основании анализа сведений, содержащихся, в частности, в ваших лицевых счетах.
Право на повышение пенсии имеют дети, которые вместе с родителями находились в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении и впоследствии были реабилитированы. Детям, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без опеки их необоснованно репрессированных родителей, повышение пенсии не предусмотрено.
Право на пенсию по случаю потери кормильца детям умершего кормильца в возрасте от 18 до 23 лет предоставляется при условии получения образования (в дневной форме) в Беларуси или за ее пределами в соответствии с международными договорами страны, т.е. направленным на обучение в иностранное государство в рамках международного договора. Обучающимся за пределами нашего государства по другим основаниям (по собственной инициативе, межвузовскому договору с иностранной организацией) пенсия по случаю потери кормильца не назначается и не выплачивается. Поэтому в случае вашего поступления в учреждение образования Польши пенсия по случаю потери кормильца выплачиваться не будет.
Согласно статье 51 закона "О пенсионном обеспечении" периоды предпринимательской деятельности засчитываются в стаж работы для назначения трудовых пенсий при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения согласно законодательству о государственном социальном страховании. Исходя из указанной нормы, периоды предпринимательской деятельности без уплаты обязательных страховых взносов в стаж работы не засчитываются.
Работодатель обязан сообщать только о приеме на работу пенсионера. Обязанность сообщать об увольнении пенсионера на работодателя законодательством не возложена. Об этом и других обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, обязан извещать сам пенсионер.
Беларусь 14 марта 2018 года подписала с Чешской Республикой договор о пенсионном обеспечении. В настоящее время договор в силу не вступил, в Беларуси и Чехии ведется работа по его ратификации. В соответствии с документом каждое государство будет назначать и выплачивать пенсию за периоды работы на его территории с уплатой страховых взносов. Таким образом, за периоды вашей работы в Чехии пенсию будет назначать и выплачивать это государство. По вопросу пенсионирования с учетом положений договора (после вступления его в силу) необходимо будет обращаться в управление по труду, занятости, социальной защите по месту жительства.
Планируется. Экспертами Республики Беларусь и Эстонской Республики разработан проект договора о социальном обеспечении. В Беларуси завершены внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания документа. Его подписание планируется до конца года. Для вступления в силу договора потребуется его ратификация. В части пенсионного обеспечения договор основан на принципе пропорциональности, предусматривающем назначение и выплату пенсии каждым государством за периоды работы на его территории. То есть за периоды работы на территории Эстонии пенсию будет назначать и выплачивать Эстония. Договором предусматривается возможность пересмотра пенсий, назначенных до его вступления в силу, в том числе, если при их назначении не был учтен стаж, приобретенный на территории другого государства.
Несмотря на проведенные перерасчеты пенсий поддержка республиканского бюджета в более высоком размере, чем это предусмотрено в законе о бюджете Фонда социальной защиты населения, не потребуется. Бюджет фонда будет исполнен с профицитом по средствам профессионального пенсионного страхования. Пересмотр размеров страховых взносов в настоящее время не планируется.
Органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, являются управления по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов, а не органы фонда. Также обращаем внимание, что с 1 января 2019 года будет действовать новый пенсионный возраст: для мужчин - 61 год и 6 месяцев. В связи с этим обратиться за назначением пенсии необходимо до 29 декабря 2018 года (последний рабочий день в 2018 году). После обработки всех представленных вами документов о стаже и заработной плате будет определена продолжительность стажа, в том числе недостающего до полного года, величина индивидуального коэффициента заработка, а также исчислен размер пенсии. При этом может быть также определен размер пенсии, если у вас будет желание доработать до полного года. Если вы решите доработать стаж до полного года, необходимо будет представить заявление об отказе в получении пенсии на определенный период органу, осуществляющему пенсионное обеспечение. После доработки стажа по вашему заявлению будет возобновлена выплата пенсии и произведен перерасчет стажа.
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет и инвалидам с детства II группы к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается надбавка на уход в размере 50% минимальной пенсии по возрасту (в ноябре - Br26,78), а инвалидам I группы - 100% минимальной пенсии по возрасту (в ноябре - Br53,55). То есть при исчислении размера пенсии по случаю потери кормильца инвалидность (степень утраты здоровья) иждивенца учитывается. Вопрос о прибавке к пенсии ребенка, воспитываемого одним родителем, в настоящее время не рассматривается. В целях поддержки нуждающихся по объективным причинам граждан в стране действует институт государственной адресной социальной помощи, который может подключаться в трудной жизненной ситуации. По этому вопросу Вам необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы в сентябре 2018 года составило 38,9%; в январе-сентябре - 36,5%. Работа по поддержанию уровня пенсионного обеспечения будет продолжена.
Сегодня в органах по труду, занятости и социальной защите пенсию получают более 2,5 млн пенсионеров (27% от общей численности населения). На 100 пенсионеров приходится 167 работников. Наибольший удельный вес пенсионеров в Витебской области - 29,2% от общей численности населения данного региона; наименьший - 24,4% - в Минске.
По состоянию на 1 октября 2018 года 1744 юридических лица, осуществляющих деятельность, допустили задолженности по платежам в бюджет фонда в сумме Br30,4 млн. При неуплате взносов органами фонда в отношении предприятий-должников применяются следующие меры воздействия: приостанавливаются операции по текущим (расчетным) банковским счетам неплательщиков; предъявляются платежные требования на взыскание задолженности с текущих (расчетных) банковских счетов должников и их дебиторов в бесспорном порядке. Кроме того, на сумму взносов, не уплаченную в установленный срок в бюджет фонда, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты.
Также одной из мер воздействия на нерадивых плательщиков является привлечение их к административной ответственности, предусмотренной статьей 11.54 Кодекса об административных правонарушениях. Привлекается как руководитель (должностное лицо), так и само предприятие либо индивидуальный предприниматель. Санкции статьи предусматривают наложение штрафа на руководителя (должностное лицо) в размере от 2 до 20 базовых величин (от Br49 до Br490), а на предприятие либо индивидуального предпринимателя - в размере 20% от суммы неуплаченных в бюджет фонда взносов.
Что касается непосредственно работника, то ему следует интересоваться состоянием своего индивидуального лицевого счета в системе персонифицированного учета. Получить информацию из него можно, обратившись в районный отдел фонда по месту жительства. При себе необходимо иметь свидетельство государственного социального страхования и паспорт. Данная информация позволит работнику оперативно реагировать в случаях, когда нанимателем не уплачиваются обязательные платежи в ФСЗН. Он сможет обратиться за объяснениями сложившейся ситуации к нанимателю, в профсоюзную организацию с целью защиты своих прав и интересов, в органы фонда, чтобы узнать о принимаемых мерах воздействия. А при необходимости истребовать в судебном порядке от нанимателя исполнения обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет фонда.
Данный вопрос не относится к компетенции Министерства труда и социальной защиты. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется Министерством обороны.
Пенсионным законодательством предусмотрены различные основания приобретения права на досрочную пенсию (за работу с особыми условиями труда, например, по спискам №1 и №2), за выслугу лет, социальным основаниям (например, родителям детей-инвалидов) и др.). Общими условиями для назначения являются достижение определенного возраста, наличие требуемого стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов и общего стажа установленной продолжительности, а также специального стажа работы (например, при назначении пенсии за работу с особыми условиями труда). По вопросу назначения досрочной пенсии применительно к конкретной ситуации необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
В пенсионном удостоверении указываются параметры стажа работы, индивидуального коэффициента заработка, с учетом которых пенсионеру назначена пенсия.
Что касается размеров пенсий, то они зависят не только от индивидуального коэффициента заработка, но и от продолжительности стажа работы. Законодательством установлены ограничения по выплате пенсии в период работы - часть пенсии, исчисленная с учетом индивидуального коэффициента заработка свыше 1,3, не выплачивается. То есть на размер пенсии работающего пенсионера оказывает влияние не то, насколько его индивидуальный коэффициент заработка превышает 1,3, а продолжительность стажа. Так, у работающего пенсионера - мужчины, имеющего стаж работы 25 лет и индивидуальный коэффициент заработка 2,5, размер пенсии в октябре текущего года составил Br302,84, у работающего пенсионера, имеющего стаж работы 40 лет и индивидуальный коэффициент заработка 1,8, - Br385,43. При условии оставления работы размеры пенсий составили бы в октябре соответственно Br353,66 и Br412,38.
Развивается. Дополнительное пенсионное страхование - хорошая добавка в соцпакет. Для развития этого направления государством предоставляются льготы по налогообложению и уплате обязательных взносов на социальное страхование. В целом отмечу, что вопросы, касающиеся добровольного страхования дополнительной пенсии в страховых организациях, относятся к компетенции Министерства финансов.
На практике имеют место случаи, когда лица к моменту достижения общеустановленного пенсионного возраста не сформировали требуемый стаж работы с уплатой страховых взносов. Статистика по таким лицам не ведется. Что касается мер по содействию в трудоустройстве, то они предусмотрены для всех граждан.
Министерство труда и социальной защиты не располагает данными о пенсиях военнослужащих. Что касается государственных служащих, то их пенсии за выслугу лет несколько выше пенсий по возрасту на общих основаниях. Более высокая пенсия - это определенная компенсация тех ограничений, которые установлены для них в период прохождения государственной службы.
Пенсию можно увеличить, если на время работы вы откажетесь от получения назначенной пенсии. В соответствии со статьей 23-1 закона "О пенсионном обеспечении" при отказе от получения уже назначенной пенсии по возрасту на общих основаниях (назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста) пенсия увеличивается на 1% заработка за каждые два месяца работы без получения пенсии; на 6% - за первый полный год работы без получения пенсии, на 8% - за полный второй год работы и т.д. Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий ваше пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. Например, пять лет работы без получения пенсии позволяет увеличить ее размер более чем в 1,7 раза.
Вопросы, связанные с обеспечением отдельных трудовых гарантий в части заключения, продления контрактов с гражданами предпенсионного возраста, регулируются указом от 12 апреля 2000 года №180 "О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года №29". Согласно абзацу третьему части первой пункта 2 указа, с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой, исполнительской и производственно-технологической дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более двух лет, контракт продлевается не менее чем до достижения указанного возраста. Возраст, дающий право на пенсию по возрасту на общих основаниях, определяется применительно к каждому календарному году (году обращения за пенсией), а не к дате рождения.
Численность этих лиц осталась на прежнем уровне. Одним из институтов материальной поддержки граждан является государственная адресная социальная помощь. По вопросу оказания такой помощи необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите.
Период, из заработка за который исчисляется пенсия, начиная с 2000 года, увеличивается ежегодно на 1 год. В 2018 году заработок исчисляется уже за последние 24 года подряд стажа работы. Увеличение периода заработка, учитываемого при исчислении пенсии, позволяет более полно увязать размер пенсии с заработком, из которого уплачены взносы на пенсионное страхование, то есть с участием конкретного лица в финансировании пенсионной системы.
Период формирования пенсионных прав не должен быть менее периода получения пенсионных выплат. Установленная продолжительность периода уплаты взносов на пенсионное страхование (с 16 лет 6 месяцев в 2018 году до 20 лет к 2025 году) не превышает средний период выплаты пенсий. Вопрос об увеличении минимального периода уплаты страховых взносов для формирования пенсионных прав не прорабатывается. Не прорабатывается и вопрос об изменении принятого решения о повышении пенсионного возраста. При этом отмечу, что пенсионный возраст даже после его увеличения до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин не превысит пенсионный возраст, установленный в Польше и Италии.
Предприятия, имеющие задолженность по платежам в фонд социальной защиты населения, представляя работника на пенсию, как правило, изыскивают средства для погашения задолженности в отношении данного работника. Это позволяет при назначении пенсии зачесть весь трудовой стаж и заработок, из которого уплачены взносы. Проблемными являются ситуации, когда наниматель ликвидирован. В этом случае период работы, за который взносы не уплачены, не может быть учтен при назначении пенсии.