Онлайн-конференция
12 сентября 2012, 14:30
Парламентские выборы - 2012
Выборы депутатов в Палату представителей Национального собрания Беларуси пятого созыва пройдут 23 сентября 2012 года. В самом разгаре период предвыборной агитации. Немногим больше недели остается до начала досрочного голосования, которое пройдет с 18 по 22 сентября включительно.
Во время парламентской кампании 2012 года кандидаты в депутаты получили возможность участвовать в теледебатах, формировать собственные фонды для дополнительного финансирования предвыборной агитации. Как эти и другие нововведения отразились на избирательной кампании? Сколько туров понадобится, чтобы избрать новый состав нижней палаты белорусского парламента? Почему на избирательные кампании в Беларусь всякий раз приезжает так много международных наблюдателей?
На эти и другие вопросы во время оnline конференции ответит председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Михайловна Ермошина.
Вопросы конференции
Олег Петренко
В этом году кандидаты в депутаты впервые получили возможность участвовать в телерадиодебатах. Как думаете, что это дало избирателям и самим кандидатам? Насколько оправдали себя дебаты, будут ли их устраивать на следующих парламентских кампаниях?
Теледебаты послужили рекламой выборов. В любом случае избиратель все больше осознает, что действительно идет избирательная кампания. И это уже хорошо. Значит, есть надежда на то, что он примет в ней участие. Это первая задача, которую выполнили дебаты. Я не говорю о смысловом содержании. Во-вторых, избиратели, которые дебаты смотрели, получили хотя бы частичное представление о том, кто идет в парламент. Зачастую у них вся информация о кандидатах - это бюллетень для голосования и общий информационный плакат на стене, что является недостаточным. Они зачастую не представляют, как говорит, улыбается человек, какой у него тембр голоса. Все-таки это какое-то познание личности.
Конечно, не все избиратели смотрят дебаты. Кто-то еще не вернулся с работы, хозяйки ужин готовят. Но, наверное, дебаты многое дают молодежи, которая смотрит их в Интернете. Поэтому я думаю, что дебаты в любом случае были полезны. Позитив даже перевешивает негатив. Я вообще не вижу негатива, за исключением того, что кто-то из кандидатов плохо себя вел или занимался агитацией против выборов, из-за чего дебаты сняли. Но никакого ущерба процедуре выборов даже какие-то негативные моменты не принесли.
Будут ли их использовать в дальнейшем? Будут. Более того, я собираюсь написать предложение после выборов о некоторых изменениях избирательного законодательства. Я предлагаю вообще уйти от гарантированных телерадиовыступлений, предвыборных программ, то есть каких-то статичных форм. Тем более что они дорого обходятся СМИ. И перейти исключительно на дискуссионные формы предвыборной агитации. Пусть это будут дебаты, ток-шоу, программные выступления организаций и партий, которые выдвигают своих кандидатов. Все дискуссионные формы предвыборной агитации должны быть на безвозмездной основе. А если кандидат хочет просто побыть "говорящей головой", то это я предлагаю покупать.
Александр Дмитриевич
Как часто поступают в ЦИК сообщения о нарушениях кандидатами норм законодательства? И как вы реагируете на эти жалобы?
Да, нам пишут, хотя таких обращений немного. В основном пишут безработные кандидаты или кандидаты-пенсионеры, которые доносят на начальников-кандидатов. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением в интересах выдвижения или избрания, в том, что проводятся собрания в их честь, либо в том, что человек должен был уйти в отпуск, но не ушел. Как реагируем? Во-первых, мы всегда проверяем. Как правило, все отпуска оформлены. Правда, иногда начальник выходит на работу, хотя формально находится в отпуске. С другой стороны, есть ситуации, когда этот человек незаменим. Ну скажите, кто заменит начальника городского отдела образования 1 сентября, даже если он кандидат в депутаты и ушел в отпуск?! Пусть он там присутствует и в неформальном качестве, но он, конечно же, присутствует... Я бы сказала, что таких жалоб в нынешнюю избирательную кампанию немного - до десяти.
Иван
Насколько целесообразно быть кандидатом в депутаты и доверенным лицом еще у кого-то? Как вы относитесь к таким возможностям, которые сегодня предоставляются законодательством?
Во-первых, это не обременительно, и это расширяет возможности поучаствовать в теле- и радиодебатах. По сути, доверенное лицо не может в газете написать свою программу, да и вообще в газете не имеет значение, кем подписана программа, главное, чтобы суть была понятна. Он не может пойти и принять участие в индивидуальном выступлении за кандидата на телевидении и на радио, но он может пойти на теле- и радиодебаты. И возможность попадания в эфир кандидата, который является доверенным лицом, возрастает во много раз, так как сколько раз он доверенное лицо, столько раз он может быть в эфире. Это, естественно, расширяет его возможности по собственной рекламе, ведь таким образом он рекламирует прежде всего себя.
Там, где есть люди, всегда будет злоупотребление. Как вы знаете, у нас за выборами наблюдают итальянцы. Так вот в Италии партийная пропорциональная система, и в 70-е годы она привела к жесточайшему политическому кризису в стране именно потому, что итальянцы считают, что партийная система является насквозь коррупционной, потому что одна и та же партийная верхушка из года в год делит одни и те же партийные портфели. А человеку со стороны, которого действительно поддерживает население и за которого оно голосует, пробиться туда практически невозможно. И поскольку одни и те же люди делят портфели, этих людей и начинают покупать, поэтому Италия путем референдума даже перешла к смешанной системе, в большей части даже мажоритарной, потом вернулась к пропорциональной.
Дина Жуковец
Предвыборная агитация потихоньку смещается в виртуальный мир. Вместо встреч кандидатов с избирателями размещается информация в Интернете. На ваш взгляд, требуется ли какое-то регулирование в перспективе? Насколько реальную информацию о кандидате может получить избиратель из Интернета?
А разве реальная она на митинге? Тут можно о себе любимом говорить все, что угодно. Разве только внешность не перепутаешь. Фото Софи Лорен не выставишь вместо портрета Ермошиной, а в Интернете возможно всякое. И еще: ведь нет никакой гарантии, что на этот митинг во двор придет кандидат, а не его доверенное лицо. Недаром же у нас лидеры партий любят ходить за кандидатов в депутаты. Они не только себя рекламируют. Я думаю, что тут в определенном плане есть альтруистическая миссия - они скрывают недостатки тех, кто выдвинулся и, может быть, не очень готов предстать перед избирателями.
Сергей
Если кандидат завел блог на сайте какого-либо СМИ, например, известной газеты, это будет считаться агитацией? Если газета предоставила ему такую возможность бесплатно, то это не нарушение?
Нет, это не нарушение, потому что закон пока не относит Интернет к СМИ. Все блоги и тому подобное пока считаются в рамках закона, потому что закон ничего об этом не говорит. А если это перейдет на бумажный носитель, то уже будет предоставлением дополнительных преференций, хотя и тут наказать нельзя. Скорее всего, речь идет о газете, которая не является государственной, а негосударственные газеты вообще не упоминаются в Избирательном кодексе.
Егор Снигирев
Насколько оправдывает себя досрочное голосование? Избирателей на них приходит не очень много, а бюджетные деньги затрачиваются немалые. Может, все-таки стоит от него отказаться?
Пока я буду председателем Центральной избирательной комиссии, я обязательно буду выступать за проведение досрочного голосования. Досрочное голосование - это удобно, нам нужно расширять возможности людей участвовать в выборах, а не сокращать их. Возможно, с помощью информационных систем досрочное голосование приобретет другие формы. Например, мы сможем провести голосование с помощью Интернета, электронной почты. При этом будет обеспечена подлинность и тайна волеизъявления гражданина. Важно обеспечить идентификацию избирателя, чтобы никто не мог проголосовать вместо него.
Например, в США любой гражданин, находящийся за пределами страны, может проголосовать на выборах с помощью электронной почты. Это позволяет избежать организации участков при посольствах. Правда, перед этим гражданин дает подписку о согласии на разглашение его тайны волеизъявления. Балтийские государства также применяют процедуру голосования по Интернету. В частности, в Эстонии данная процедура применяется для граждан, находящихся за рубежом.
Если в Беларуси и будет развиваться досрочное голосование, то именно с помощью таких методов.
Пока мы голосуем с помощью избирательных бюллетеней. Оставить один день для досрочного голосования при явке избирателей на выборах, необходимой для признания их состоявшимися, в 50% - это значит в день выборов поставить всех на грань истерики, особенно при парламентских выборах. На выборах Президента такой проблемы не возникнет, в день выборов и так придет более 50%.
Екатерина Олейник
Как будет регулироваться проведение эксит-поллов во время этой избирательной кампании? Какие организации имеют право их проводить? Насколько информативными будут результаты этих опросов?
Начну с того, что ЦИК не организует эксит-поллы. Аккредитацией организаций, которые их проводят, занимается специальная комиссия при Национальной академии наук. Что касается информативности социологических опросов во время этой избирательной кампании... Что с их помощью можно уточнить? Явка избирателей и так ясна - тут не надо никого опрашивать. Результаты голосования в отдельно взятом округе не показательны. Поэтому на парламентских кампаниях эксит-поллы обычно не практикуются.
Богданович Алеся
Какие недостатки законодательства выявила эта парламентская кампания? Какие нормы Избирательного кодекса или других документов нужно совершенствовать?
Прежде всего нужно усовершенствовать нормы законодательства, которые регулируют порядок ведения предвыборной агитации. Наше законодательство было рассчитано, впрочем, как и любое, на законопослушных граждан. И если мы говорим "предвыборная агитация", то подразумеваем, что кандидат идет и агитирует за себя или, на худой конец, против кого-то. Нам в голову не приходило, что за деньги государства будет идти агитация против участия в выборах, организованных опять-таки на деньги государства.
Оказалось, надо всегда рассчитывать на то, что кандидаты разные и среди них есть люди, которые не испытывают никакой благодарности к государству и ведут они себя соответствующим образом, срывая то, что это государство организовало. Такие пробелы надо устранять. Нужно всякое упоминание об агитации против выборов выводить в отдельную норму, не подпадающую ни под одну из существующих. Более того, я не говорю, что подобная агитация не должна идти за счет государства, - это само собой.
Такая агитация не может в идеале осуществляться в тех упрощенных формах, которые предоставлены кандидатам. Например, заявительный принцип, организации пикетов. Ведь опять-таки эта сделано для того, чтобы человек агитировал за себя, за участие в выборах, а у нас он идет на эту упрощенную форму и агитирует против выборов как таковых. Именно поэтому нам обязательно нужно ввести норму, запрещающую кандидатам, участвующим в выборах, проводить агитацию за их бойкот.
Также надо расширять круг тех, кто может выдвигать кандидатов в депутаты. Время показывает, что собирать подписи становится все тяжелее. Избиратели не хотят участвовать в сборе подписей и, что является объективной реальностью, не хотят никого пускать в свои квартиры. Поэтому нам нужно рассмотреть вопрос о возможности участия в выборах республиканских общественных объединений, пусть даже очень крупных. А то у нас доходит до того, что Съезд ОГП в 22 человека выдвигает 52 кандидата, а профсоюзы, которые насчитывают десятки тысяч, не могут этого сделать.
Кроме того, считаю целесообразным, снять определенные ограничения по фондам. Нужно уйти от нормы, которая говорит о том, что сам кандидат может перечислить в свой фонд не более 20 базовых величин. В конце концов, если у человека есть деньги, пусть он хоть тысячу базовых величин себе перечислит. Он же не с чужого кармана берет. А так, кандидаты иногда идут на уловки: раздают деньги, и в одной сберкассе в один день определенная группа граждан сдает по Br500 тыс. Поэтому я думаю, что надо переходить к более честным, жестким и конкретным нормам.
Наталья Ивановна
Наверняка, вам запоминаются особенности каждых выборов. Эти выборы еще не закончились, но тем не менее, может, уже есть те особенности, которые запомнятся именно вам?
Я сравнила бы поведение ЦИК и некоторых политических оппонентов с мультфильмом "Том и Джерри", где Центральная избирательная комиссия - толстый, наивный, неповоротливый Том, который все время отбивается, и рядом бегает нахальный мышонок, который постоянно что-то крадет. Я имею ввиду и лазейки с доверенными лицами, которые являются кандидатами, и использование государственных средств массовой информации для ведения агитации за бойкот выборов.
Мы не были готовы к тому, что наше законодательство окажется настолько демократичным и даст столько возможностей для того, чтобы злоупотреблять теми формами, которые были предоставлены. Центральная избирательная комиссия впервые была какой-то период в роли обороняющихся, и впервые появилось так много идей по поводу изменения избирательного законодательства.
Зайцева Виктория
Как избиратель хочу поинтересоваться, за какое время до выборов кандидат имеет право снять свою кандидатуру? Что будет, если за него люди проголосуют досрочно, а он за день до основных выборов возьмет и снимет свою кандидатуру? Кто и как будет корректировать список в бюллетене, если кандидат снимется?
Голоса никому не будут переданы, они также будут внесены в протокол. Тем не менее данный кандидат, поскольку он снялся, не станет победителем. Это повлияет позитивно только на явку избирателей.
Инесса Булович
Учитывая вялость предвыборной агитации, остается ли в силе ваш прогноз по поводу 70% явки избирателей на выборах? Понадобится ли второй тур?
70% оправдаются. Наш избиратель ходит на участки все-таки независимо от предвыборных мероприятий. Не избалован. Избиратель, в общем-то, у нас считает это своим гражданским долгом. Тем более в маленьких городах.
Есть какая-то часть населения, как и за рубежом, люмпенизированная, которой все равно даже то, что происходит в собственном подъезде, не говоря уже о выборах. Есть эта часть населения, но, думаю, она не критична.
Иван
Беларусь недавно посетили представители ОБСЕ, проводили встречи в том числе и в ЦИК. Ваши впечатления, готова ли ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, прежде всего, развиваться в сторону понимания законодательства других стран, соответствия стандартам?
Могу сказать, что поведение наблюдателей изменилось. Раньше оно было гораздо более агрессивным. Я могу вспомнить избирательные кампании, когда наблюдатели практически в моем столе пытались ковыряться, проводили такое наблюдение, которое можно с розыском спутать. Правда, у нас уже есть жалобы со стороны наших окружных избирательных комиссий по поводу отдельных наблюдателей, пытавшихся провести чуть ли не следствие в отдельных городах нашей страны, задавали, мягко говоря, вопросы в неприличной форме. Многое зависит от того, представителем какого государства является наблюдатель.
Насколько они готовы к пониманию, трудно сказать. С одной стороны, последняя инструкция ОБСЕ по наблюдению очень жесткая. Более того, она прямо указывает, что результаты наблюдения не могут быть связаны с национальным законодательством, что те стандарты, которые вырабатывает ОБСЕ, превалируют над ним и являются главными. Но с другой стороны, на данный момент тактика поведения международной наблюдательной миссии является гораздо более деликатной, чем это было раньше.
Алексей Степанов
Какие технические новшества будут применяться во время выборов, например при подсчете голосов? Будут ли видеокамеры на участках, прозрачные урны и прочие модные атрибуты выборов?
Мы считаем очень быстро. Быстрее даже, чем в других государствах с техническими новшествами. Нас даже иностранцы как-то упрекнули: "Может, не надо так быстро подводить итоги?" У нас комиссии работают ночами, а ведь за рубежом они просто закрываются, и люди приходят утром считать голоса. У нас - нет. Комиссия считает непрерывно. И пока не посчитает, все не опечатает и не отвезет протоколы, она не уйдет.
Что касается подсчета бюллетеней - никаких новшеств нет. Все считается вручную. Можно говорить только об изменении процедуры. Она несколько совершенствуется. Теперь специально в законе расписано, что бюллетени считаются по каждому ящику отдельно. Они не просто считаются, а оглашается результат по каждому ящику. Потом на глазах у наблюдателей их должны суммировать.
С учетом того, что у нас уже в каждом районе работает электронная почта, то результаты передаются в электронном виде. Правда, из участковой комиссии предварительный результат передается по телефону или факсу. Мы исходим из того, что не везде участки подключены к электронной почте. Кроме того, у нас открыт специальный сайт избирательной комиссии, где в режиме реального времени все будет отражаться: как поступают в Центральную комиссию итоги.
Поэтому говорить о новшествах в подсчете, наверное, особо нельзя. Но новшества в передаче информации налицо, потому что меняются системы связи.
Илона Б.
В народе говорят, что за вредность работы надо молоко давать. У членов участковых комиссий, с учетом личностей некоторых кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей, работа еще какая вредная! Да и тратить им приходится свое личное время... Им хоть что-нибудь дают "за вредность"?
Им дают не за вредность, а за работу. Они получают заработную плату. Сразу скажу, что она небольшая. За день выборов, за то, что члены комиссии практически придут не позже, чем 07.30, и уйдут не раньше, наверное, 24.00, они получат за этот день Br200 тыс. Это двойная ставка. Каждому члену комиссии предусмотрена еще оплата двух дежурств, потому что еще досрочное голосование. А если будет экономия, по этому региону, а она будет, если выборы состоятся в один тур, и после второго, тоже, может быть, то будет небольшая премия.
Более чем на Br500 тыс. рядовой член участковой комиссии вряд ли будет рассчитывать в этой избирательной кампании. Председатель, наверное, получит около Br2 млн.
Вирко Т.Н.
Лидия Михайловна, подскажите, есть ли в Центральной избирательной комиссии горячая линия, на которую, в частности, могут позвонить студенты и сообщить о фактах принуждения к досрочному голосованию, если таковые будут, и будут ли такие обращения проверяться, если обратившийся пожелает сохранить свою конфиденциальность, опасаясь мести со стороны сотрудников учебных заведений или общежитий? Озвучьте, пожалуйста, координаты таких горячих линий, если они будут.
Обязательно факты будут проверяться. В ЦИК горячая линия существует всегда. Во-первых, у нас открыта приемная по обращениям граждан. У нее есть телефон, и по нему можно позвонить в день выборов. В обычные же рабочие дни она работает до 19.00. Во-вторых, есть моя личная приемная. В-третьих, с помощью электронной почты присылайте к нам на сайт информацию.
Севастьянов Олег Петрович
Согласно списку кандидатов на выборы идут девять председателей райиспокомов: Щучинского, Барановичского, Пружанского, Клецкого, Лепельского, Оршанского, Шарковщинского, Речицкого, Жлобинского. Люди, несомненно, весьма авторитетные и потому имеют очень высокие шансы пройти в парламент. Скажите, позволяет ли законодательство нашей страны совмещать должности председателя райисполкома и депутата Национального собрания Республики Беларусь, либо в случае победы данных кандидатов девять районов (а это 8% районов Беларуси) вынуждены будут лишиться своих руководителей? Спасибо.
Нельзя совмещать эти должности с депутатской. Человек уходит в парламент. Это должны осознавать жители региона. Кстати, райисполком - это же власть исполнительная. Поэтому говорить о смене власти в стране не приходится. Они просто перейдут в законодательную власть.
Черняк Анна Сергеевна
Ночью 11 сентября неизвестные сожгли автомобиль Jeep Wrangler кандидата в депутаты в Орше Алексея Тихоненкова. Так как машина не была застрахована, то заподозрить кандидата в инсценировке поджога для пиара вряд ли можно. Не является ли такой вопиющий случай достаточной причиной, чтобы отменить выборы по Оршанскому городскому округу №26 и перенести его до определения виновных в поджоге, ведь данный депутат в дальнейшей своей предвыборной агитации будет поставлен в неравные условия по отношению к другим кандидатам. Опасаясь за свою жизнь, он может вообще сняться с выборов.
Нет никаких оснований считать этот поджог связанным с выборами. А если бы он и был связан с выборами, то у нас не предусмотрена отмена. Отменить выборы можно, если только ни одного кандидата не осталось по округу или в случае войны, чрезвычайного положения. По иным основаниям нельзя отменить выборы. У нас просто закон не предусматривает подобное...
И еще добавлю. Где доказательства того, что автомобиль сожгли из-за того, что он связан с выборами? Шли безымянные люди, хулиганы... Ни одной жалобы не было в отношении указанного лица. Я даже его фамилию впервые слышу.
Виталий Святковский
Снова наблюдатели требуют, чтобы им обеспечили возможность видеть, как идет подсчет голосов на участках. Они говорят об этом уже в который раз. Будет ли ЦИК специально инструктировать комиссии на местах, чтобы они демонстрировали бюллетени наблюдателям при подсчете голосов, давать им особые поручения по этому поводу?
Во-первых, у нас в законе указано, что наблюдатель может наблюдать за процедурой подсчета, а ЦИК в своих разъяснениях для участковых комиссиях указала об этом специально даже в игровой форме. Там задается вопрос по такой ситуации, когда возник конфликт между наблюдателем и председателем. Наблюдатель хочет находиться поближе, а председатель его удаляет. Правильно ли поступает председатель комиссии? Ответ: "Неправильно". Наблюдатель должен обязательно видеть процедуру подсчета. Но привести за руку и поставить именно в то положение, которого хочет наблюдатель, ЦИК не может, потому что нам нужно соблюсти баланс интересов двух сторон. Если избирательная комиссия говорит, что по какой-то причине это вот нахождение наблюдателя для нее неудобно, и он должен передвинуться на какое-то расстояние, то, естественно, ЦИК всегда поддержит участковую комиссию. Они наши работники, они считают, они работают. Разумеется, мы будем исходить из интересов тех, кто обеспечивает выборы.
Корсак Александр Александрович
Скажите, чем руководствовалась Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, издавая постановление от 19.06.2012 года №19 "Об образовании избирательных округов по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва", в результате чего впервые был образован Пружанский избирательный округ, включивший Пружанский и часть Березовского районов? По данному округу до этапа голосования дойдет только один кандидат - председатель Пружанского районного исполнительного комитета Александр Юркевич, хотя на предыдущих выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва Пружанский район входил в Беловежский избирательный округ и там было три кандидата, а Березовский район имел собственный округ, в котором до голосования дошли два кандидата. Спасибо.
Дело в том, что Центризбирком брал в основу предложение Брестского облисполкома. Именно они делают раскладку по округам. Все зависит от населения. Для того чтобы все округа были равны и чтобы центр округа был расположен наиболее удачно для всех регионов, которые входят в этот округ.
Прекрасно понимаю, что, наверное, при всякой реорганизации ущемляются чьи-то права. Ну это так происходит. Вполне возможно, что ничего другого нельзя было сделать.