Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
Упрощенная система налогообложения (УСН) - это особый налоговый режим, отличающийся сравнительной простотой расчета сумм налогов и администрирования. На вопросы, касающиеся порядка применения УСН и изменений, внесенных в этот порядок с 2017 года, ответили специалисты.
На 1 января 2017 года количество индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 969 человек, или на 0,7%, что свидетельствует о том, что указанное нововведение не оказало существенного влияния на деятельность основной части добросовестных налогоплательщиков.
Вместе с тем окончательная оценка эффективности введения указанной нормы может быть дана только после проведения анализа результатов проверок тех субъектов хозяйствования (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей), чьи интересы были затронуты.
С целью нивелирования инфляционных процессов проиндексированы на 12,6% критерии валовой выручки для целей применения УСН субъектами малого предпринимательства. Так, увеличен критерий валовой выручки:
определяемый за 9 месяцев предыдущего календарного года для целей перехода на УСН: с Br1 030 000 до Br1 159 800 для организаций и с Br112 500 до Br126 700 для индивидуальных предпринимателей;
определяемый за год для целей применения УСН: с Br1 370 000 до Br1 542 600 для организаций и с Br150 000 до Br168 900 для индивидуальных предпринимателей;
определяемый за год для целей применения организациями УСН без уплаты НДС: с Br940 000 до Br1 058 400.
С 1 января 2017 года установлена обязанность по уплате налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, независимо от общей площади имеющихся у них капитальных строений (зданий, сооружений).
В данной ситуации организация утратила право на применение УСН с 1 февраля 2017 года. В 2016 году в аналогичной ситуации - с 1 февраля 2016 года (подпункт 5.1.2-4 пункта 5, абзац 2 части 1, абзац 3 части 2 пункта 6-1 статьи 286 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Правомерно. Поскольку в подпункте 5.1.2-4 пункта 5 статьи 286 НК идет речь об услугах (правах), связанных с размещением на интернет-сайте доменного имени сайта интернет-магазина, зарегистрированного субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь, и (или) адресации (гиперссылки) на такой интернет-магазин.
В обеих ситуациях субъект хозяйствования не попадает под ограничение на применение УСН ни в 2016, ни в 2017 годах (абзац 2 части 1, абзац 4 части 2 пункта 6-1 статьи 286 НК).
Не вправе, так как в данном случае здание находится у ЧУП на праве пользования, а не собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления (часть 1 подпункта 5.1.2-3 пункта 5 статьи 286 НК).
Включается. Согласно части 7 пункта 2 статьи 288 НК для целей определения налоговой базы налога при УСН к внереализационным доходам относятся доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль, кроме указанных в подпунктах 3.1, 3.2, 3.4, 3.15, 3.17, 3.19-8, 3.19-9, 3.19-10 пункта 3 статьи 128 НК.
Не нужно. Согласно части 7 пункта 2 статьи 288 НК и подпункту 3.10 пункта 3 статьи 128 НК суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, подлежат включению в валовую выручку для целей исчисления налога при УСН в составе внереализационных доходов. Соответственно, исходя из названия раздела I книги учета доходов и расходов ("Учет, необходимый для определения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов"), кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, после включения ее в валовую выручку для целей исчисления налога при УСН в книге учета доходов и расходов не учитывается.
Стоимость металлолома подлежит включению в валовую выручку для целей исчисления налога при УСН единожды - в марте 2017 года в составе выручки от реализации (часть 1, абзац 11 части 5 пункта 2 статьи 288 НК).
Организации, ведущие учет в книге учета доходов и расходов, для целей исчисления налога при УСН отражают выручку от реализации по мере оплаты отгруженных товаров. Дата оплаты определяется в соответствии с положениями части 2 пункта 5 статьи 288 НК. Отражение выручки от реализации на основании данных СКНО законодательством не предусмотрено.
Иностранная безвозмездной помощь, по которой получено заключение компетентного органа, свидетельствующее об ее освобождении от налога при УСН, не отражается в строке 1 "Налоговая база – всего…" раздела I налоговой декларации (расчета) по налогу при УСН (положения подпункта 4.9.6 пункта 4 статьи 128 НК и пункта 31 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного декретом от 31 августа 2015 года №5).
В данном случае налог при УСН не исчисляется и не уплачивается. При этом в отношении такой иностранной безвозмездной помощи заполняется приложение "Сведения о размере и составе использованных льгот" к налоговой декларации (расчету) по налогу при УСН.
Не обязана. Ведение учета в книге учета доходов и расходов не предполагает составление годовой индивидуальной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
В настоящее время изменения в НК на 2018 год находятся на стадии проработки, в связи с чем говорить о них сейчас преждевременно.
Если оплата нерезиденту производится после оформления акта выполненных работ, то выручка пересчитывается по курсу на дату выставления акта.
Разница, образующаяся на момент оплаты, в данном случае налогом при УСН не облагается (часть 7 пункта 2 статьи 288 НК).
Доходы от продажи валюты включаются во внереализационные доходы и облагаются налогом при УСН (подпункт 3.19-4 пункта 3 статьи 128 НК).
В рассматриваемой ситуации полагаем, что разницы от переоценки остатков валюты на счете в банке являются курсовыми разницами, которые не участвуют при исчислении налога при УСН.
Вопросы бухгалтерского учета находятся в компетенции Министерства финансов.
В первую очередь хотелось бы отметить, что в настоящее время вся работа по совершенствованию налогового законодательства направлена на либерализацию и создание равных условий деятельности для всех субъектов хозяйствования – и организаций, и индивидуальных предпринимателей.
Все поступающие от бизнеса предложения рассматриваются на созданном в Министерстве по налогам и сборам консультативном совете, в состав которого, помимо специалистов государственных органов, входят представители предпринимательского сообщества и индивидуальные предприниматели. То есть можно с уверенностью говорить о том, что бизнес принимает непосредственное участие в обсуждении любых изменений законодательства.
И следует отметить, что бизнес активно пользуется этой возможностью: в министерство поступает очень много предложений, особенно от различных предпринимательских объединений. И все они рассматриваются, ни одно не остается без внимания.
Мы открыты для всех предложений и для совершенствования. Конечно, это должны быть хорошо проработанные предложения, с четкой аргументацией. Решения по ним принимаются после всестороннего изучения вопроса. Ведь любую хорошую идею необходимо тщательно обдумать, чтобы она не оказала негативного влияния на деятельность субъектов хозяйствования.