Формирование консолидированного бюджета Минска обеспечивают 324 тыс. плательщиков, в том числе 59,2 тыс. организаций, 70,5 тыс. индивидуальных предпринимателей и 194,4 тыс. физических лиц. По количеству субъектов хозяйствования город практически в 2 раза опережает Минскую область и почти в 3 раза остальные регионы. За шесть месяцев текущего года в столице собрано Br40 трлн налогов, а это почти половина консолидированных доходов Беларуси. Подробнее о работе налоговых органов города можно узнать во время онлайн-конференции.
В разрезе видов экономической деятельности наиболее весомый вклад в формирование доходов бюджета в январе-июне 2015 года принадлежит сухопутному, водному и воздушному транспорту (15,6%), оптовой торговле (14,8%), финансовому посредничеству (8,1%), торговле автомобилями и мотоциклами, их техническому обслуживанию и ремонту (6,5%), производству пищевых продуктов (6,1%), розничной торговле (5,5%), строительству (5,3%), связи (5,1%).
В структуре поступлений по категориям плательщиков лидируют организации негосударственного сектора экономики - 67,9%, на организации государственного сектора приходится 28,4% поступлений, на индивидуальных предпринимателей - 1,7%, на физических лиц - 2%.
Значительная часть доходов консолидированного бюджета столицы (42,2% в общем объеме поступлений) сформирована платежами по налогу на добавленную стоимость. Поступления по подоходному налогу составили 14,5%, по налогу на прибыль - 10%, по акцизам - 6,2%, налогу на недвижимость - 2,6%, налогу на доходы - 2,5%, земельному налогу - 2,2%, налогу при упрощенной системе налогообложения - 1,8%.
В налоговых органах динамично развивается система электронного декларирования (СЭД), количество пользователей растет из года в год. Так, если к концу 2010 года абонентами системы электронного декларирования были почти 17 тыс. плательщиков города Минска, то в настоящее время к СЭД подключено 73 тыс. субъектов предпринимательства (39 тыс. организаций и более 34 тыс. индивидуальных предпринимателей), или свыше 60% от общего числа плательщиков, состоящих на учете в инспекциях столицы. Таким образом, за 5 лет количество абонентов этой системы возросло в 4,3 раза.
Кроме непосредственно представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, пользователям СЭД с 2014 года предоставлена возможность с использованием нового функционала "личный кабинет" в режиме запроса оперативно получать сведения об излишне уплаченных платежах в бюджет, проведенных зачетах, записаться на прием к руководству, узнать о результатах выполнения административных процедур по поданным заявлениям.
Уже реализованы возможности заполнения на портале МНС 6 видов деклараций, подачи заявлений на проведение зачетов (возвратов) излишне уплаченных налогов, уплаты налогов с использованием интернет-банкинга ОАО "АСБ "Беларусбанк" и ОАО "Белгазпромбанк". Можно получить извещение на уплату имущественных налогов плательщиками - физическими лицами, доступ к реестру плательщиков с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Также предоставлена возможность направлять в электронном виде обращения по интересующим граждан и юридических лиц вопросам.
Нововведением в 2015 году стала возможность направлять в налоговые органы в электронном виде заявления о ввозе товаров с территории государств - членов ЕАЭС без представления их на бумажных носителях.
Что касается перспектив, то планируется внедрить калькулятор расчета для выбора режима налогообложения для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, реализовать возможность расчета пеней с использованием данных лицевых счетов. Со второго полугодия 2016 года у субъектов хозяйствования появится возможность направлять электронные счета-фактуры, а до конца 2018 года - заполнять на портале МНС все документы, которые формируются с использованием программного обеспечения "Автоматизированное рабочее место плательщика".
Как видим, совершенствование работы налоговых органов направлено на создание плательщикам благоприятных условий для уплаты налогов и на минимизацию их контакта с налоговыми органами.
Мы призываем активнее подключаться к системе электронного декларирования и оценить ее преимущества.
В текущем году в формировании консолидированного бюджета города Минска принимают участие 324 тыс. столичных плательщиков, в том числе 59 тыс. организаций, 70,5 тыс. индивидуальных предпринимателей и 194 тыс. физических лиц.
Около 90% хозяйствующих субъектов столицы (130 тыс.) - это представители малого бизнеса (организации с численностью работников до 100 чел. и индивидуальные предприниматели). В первом полугодии 2015 года налоговые поступления от этой категории плательщиков составили почти Br10 трлн., или 24% в общей сумме доходов.
В столице ежемесячно регистрируется более 1,5 тыс. новых субъектов хозяйствования, из них 500 организаций и 1 тыс. индивидуальных предпринимателей. Ликвидируется порядка 1,3 тыс. субъектов - 400 организаций и 900 ИП. При этом регистрируются в столице преимущественно так называемые микроорганизации, с численностью работников до 15 человек. В настоящее время в Минске насчитывается почти 41 тыс. микроорганизаций.
Очевидно, что охватить документальными проверками всех субъектов предпринимательской деятельности не представляется возможным, так же как и приставить к каждому субъекту контролера. Поэтому основное внимание в работе по обеспечению полноты уплаты платежей в бюджет отводится камеральному контролю, проводимому на основании представленных плательщиками налоговых деклараций (расчетов), а также сведений, имеющихся в налоговом органе (либо доступных удаленно).
За шесть месяцев текущего года налоговыми инспекциями столицы принято от хозяйствующих субъектов 375 тыс. налоговых деклараций (расчетов) и 127 тыс. иных документов, связанных с налогообложением. В результате внимательного изучения представленных документов, их анализа, сопоставления показателей установлено более 1,5 тыс. фактов неполноты уплаты налогов. Экономическим эффектом от проведенной работы стало дополнительное поступление в бюджет налогов на сумму Br306,7 млрд. Например, одно из ОАО ошибочно применило ставку налога на прибыль за первый квартал текущего года в размере 0% вместо 18% по законодательству. По результатам камерального контроля организации доначислен налог на прибыль (местный бюджет) на сумму Br842,6 млн.
Большая аналитическая работа в рамках камерального контроля за полнотой и правильностью отражения плательщиками сведений в налоговых декларациях (расчетах) была проведена в конце мая текущего года. Анализу подверглись сведения налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на недвижимость, налогу при УСН и единому налогу на вмененный доход. В результате установлены множественные нарушения: неправомерный перенос убытков, применение несуществующих ставок по налогу на прибыль, неправомерное применение упрощенной системы налогообложения либо ставок налога при УСН, расчет единого налога на вмененный доход исходя из прошлогодних базовых ставок и т.д.
Всего было установлено более 2,5 тыс. фактов, свидетельствующих о недопоступлении в бюджет сумм налогов. По всем этим фактам проведена соответствующая работа на уровне районных инспекций, в бюджет доначислено налогов на сумму почти Br19 млрд.
За первое полугодие 2015 года схемы ухода от налогообложения с участием лжеструктур установлены у 219 организаций, по результатам проверок в бюджет доначислено Br75 млрд., взыскано Br31 млрд.
Если рассматривать по сферам деятельности, то наибольшее вовлечение субъектов хозяйствования в теневой оборот выявлено в торговле – у 160 организаций (взыскано Br22,3 млрд); строительстве - 29 (взыскано Br4,5 млрд); производстве - 23 (взыскано Br3,8 млрд); оказании услуг - 7 (взыскано - Br0,5 млрд).
Кроме того, в ходе 36 проверок установлены иные схемы ухода от налогообложения - без участия лжеструктур (взыскано Br3,6 млрд).
Проверками пресечена деятельность 84 лжеструктур (взыскано Br1,5 млрд).
В настоящее время выявляются новые схемы минимизации налогов. Например, когда поставляемые в Беларусь напрямую от зарубежных заводов-изготовителей товары (оборудование) оформляются фиктивными документами по завышенной стоимости от имени подставных компаний-нерезидентов. В данной ситуации задачей налоговых органов является установление реальной цены ввезенного товара, а также реального дохода проверяемых организаций.
Так, инспекцией МНС по г. Минску на основании поручения Следственного комитета проведена проверка ОДО, в ходе которой установлена схема, направленная на вывод валюты за пределы Беларуси и завышение покупной стоимости товаров путем использования реквизитов фирм-однодневок - резидентов Великобритании и Новой Зеландии. В ходе проверки белорусской организации установлено приобретение оборудования производства Республики Чехия через подставные компании по завышенной стоимости.
Собранной доказательной базой подтвержден факт поставки продукции напрямую из Чехии в Беларусь без участия компаний-нерезидентов, установлена реальная стоимость оборудования, а также факт обналичивания денежных средств в эстонском банке за вычетом сумм, перечисленных на счета чешских поставщиков. По результатам проверки организации установлено завышение покупной стоимости реализованного оборудования на Br8,2 млрд, всего доначислено Br3,3 млрд, в том числе налогов на сумму Br1,8 млрд.
В настоящее время в целях пресечения аналогичных схем ухода от налогообложения инспекциями города в ходе проверок ряда организаций направлены запросы в иностранные государства, ведется сбор доказательной базы.
За истекший период 2015 года налоговыми органами столицы проведено 145 проверок на территории ТД "Ждановичи". По их результатам установлено 188 нарушений, арестовано товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на сумму свыше Br6,9 млрд, обращено в доход государства ТМЦ на сумму почти Br4,3 млрд.
Особое внимание уделяется реализации плодоовощной продукции. Так, с 29 июня по настоящее время ежедневно согласно утвержденному графику инспекции города проводят широкомасштабные контрольные мероприятия, направленные на проверку соблюдения законодательства субъектами хозяйствования, осуществляющими торговлю плодоовощной продукцией импортного производства на рынке "Лебяжий" ТД "Ждановичи". Контролю подвергаются как продавцы, так и покупатели продукции, как торговые места, так и транспортные средства на предмет наличия документов, подтверждающих приобретение и отпуск в реализацию ТМЦ (ТТН-1), квитанций на прием наличных денежных средств, книг замечаний и предложений.
Совместно с УГАИ по г.Минску организованы ежедневные дежурства на въезде и выезде с рынка в составе мобильных групп. На предмет наличия необходимых товаросопроводительных документов проверено более 500 автотранспортных средств. Из них у 9 покупателей приобретенный товар изъят вследствие отсутствия необходимых документов. Всего изъято товаров на общую сумму Br120,3 млн. Субъекты хозяйствования будут привлечены к административной ответственности.
Причиной такого особого внимания явились многочисленные обращения о допускаемых нарушениях - как в налоговые органы, так и Мингорисполком. В этой связи напоминаем, что для торговли без нарушений налогового законодательства на торговом объекте продавцам необходимо иметь документы, подтверждающие приобретение товаров и отпуск товаров в реализацию, квитанции на прием наличных денежных средств либо кассовое оборудование, книгу замечаний и предложений.
Когда организация имеет задолженность перед бюджетом и исчерпаны все возможности для ее взыскания (отсутствуют денежные средства, имущество), начинается процесс банкротства. В рамках этого процесса, в соответствии с законодательством о банкротстве, обязательно встает вопрос о субсидиарной ответственности учредителей и должностных лиц организации. Субсидиарная (дополнительная) ответственность означает, что требования по исполнению обязательств юридического лица предъявляются к дополнительным должникам - учредителям и должностным лицам.
Уже наработан достаточный опыт взыскания задолженности в порядке субсидиарной ответственности. За первое полугодие 2015 года по заявлениям налоговых инспекций рассмотрено 170 дел о признании организаций банкротами. По 93 делам на должностных лиц возложена субсидиарная ответственность на общую сумму Br140,9 млрд. В 2014 году рассмотрено 187 дел о возложении субсидиарной ответственности на сумму Br290,6 млрд.
Если задолженность возникла в результате использования в хозяйственной деятельности недействительных документов (взаимодействие с лжеструктурами), если организация пытается применить какие-либо схемы ухода от налогообложения путем сокрытия или занижения дохода, если кто-то в погоне за легкими деньгами регистрирует предприятие и отдает документы в чужие руки, не думая о последствиях, если к проверке не представляются документы в целях избежания уголовной ответственности – все это может привести к вынесению решения суда о взыскании субсидиарной ответственности. В результате человек должен погасить задолженность, которая исчисляется миллионами, а то и миллиардами рублей.
Взыскание по судебным решениям осуществляют, как известно, судебные исполнители. В рамках взаимодействия с органами принудительного исполнения налоговые органы активно используют свои права как взыскателя в части контроля за исполнительным производством.
При уклонении от погашения долгов заявляются ходатайства об ограничении прав должника. По заявлениям налоговых органов суды вводят временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь, ограничение права на управление транспортными средствами. Все чаще судебным исполнителям заявляются ходатайства об ограничении права пользования мобильной связью и интернетом.
Таким образом, лучше десять раз подумать и не нарушать закон, чем впоследствии жить неполноценной жизнью, учитывая все ограничения.
Декретом №3 предусмотрено установление порядка взаимодействия государственных органов и организаций в целях создания базы данных плательщиков. Только после создания такой базы можно будет определить их общее количество, в том числе в Минске. Необходимо учитывать и тот факт, что год еще не закончился, и кто-то из неработающих граждан может еще трудоустроиться, а кто-то - наоборот.
В то же время инспекциями МНС по районам г. Минска за истекший период 2015 года у неработающих граждан, а также граждан, получающих незначительные доходы, но осуществляющих сделки и иные финансовые операции на значительные суммы, истребовано 337 деклараций о доходах и имуществе. Экономический эффект от истребования деклараций составил Br769,1 млн. В частности, в поле зрения инспекций попали неработающие граждане, осуществлявшие крупные расходы (приобретали дорогостоящее движимое и недвижимое имущество).
Инспекциями г. Минска в январе-июне текущего года проведено 40 оперативных проверок физических лиц, оказывающих услуги в сфере перевозок пассажиров. По результатам 15 из них установлены повторные факты осуществления незарегистрированной предпринимательской деятельности. Судами наложены административные штрафы на сумму Br125,1 млн.
Кроме того, за первое полугодие налоговыми органами выявлено 20 фактов осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в нелегальных СТО. Физическим лицам, допустившими данное нарушение впервые, вынесено официальное предупреждение. Граждане информированы о запрете осуществления деятельности без государственной регистрации, им разъяснен порядок регистрации. По результатам контрольных мероприятий доначислено налогов на сумму Br82 млн.
Для легализации деятельности таких СТО считаем целесообразным упростить процесс получения разрешений со стороны санстанции, МЧС и других служб.
Ведь сам механизм регистрации в качестве субъекта хозяйствования в настоящее время максимально простой: для этого требуется только подать заявление о государственной регистрации, предоставить фотографию и уплатить пошлину в размере 2 базовых величин. А уже через 5 рабочих дней можно получить в исполкоме свидетельство о госрегистрации, документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, регистрацию в "Белгосстрахе". Ставка единого налога по виду деятельности "техническое обслуживание и ремонт транспортных средств" в 2015 году по Минску составляет Br1 560 000 в месяц.
Основные же сложности для легализации такой деятельности возникают с другими службами.
На 1 июля 2015 года на учете в г.Минске состояло 912 репетиторов, которыми за 6 месяцев уплачено в бюджет Br694 млн единого налога. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года их число увеличилось на 320 человек, а сумма уплаченного налога возросла на Br420,6 млн.
Как видите, поступления от этой категории плательщиков невелики. Это объясняется тем, что сегодня стоит задача не нагрузить таких граждан налогами, а подтолкнуть их к легализации деятельности.
Хочется обратить внимание граждан, занимающихся репетиторством, что в 2015 году ставка единого налога по этому виду деятельности невысокая - всего Br260 тыс. в месяц. Однако если в ходе контрольных мероприятий установится факт неуплаты налога, то последствия будут совсем другие: сумма налога будет увеличена в пять раз, применен административный штраф и пеня. Поэтому, оказывая услуги репетитора, лучше делать это легально.
По этому вопросу квартиросдатчиков можно условно разделить на две категории. Первая - это граждане, сдающие помещения внаем на длительный срок, вторая - индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сдаче внаем жилья на краткосрочный период.
По данным на 1 июля текущего года, на учете в инспекциях г. Минска состоит почти 50 тыс. физических лиц, сдающих помещения внаем на длительный срок. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года количество плательщиков увеличилось на 5,5 тыс. человек, или на 12,8%. Поступления в бюджет составили Br47,6 млрд.
Что же касается индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сдаче внаем жилья на краткосрочный период, то их на учете в налоговых органах Минска на 1 июля состояло более 800. В бюджет от таких ИП поступило Br6,3 млрд.
Основные мероприятия по пресечению нарушений - это проведение проверок, мониторингов.
За истекший период 2015 года по итогам проверок физических лиц, сдающих помещения внаем на длительный срок, нарушения налогового законодательства установлены у 584 плательщиков, которым дополнительно предъявлено к уплате налогов, пени и штрафов в размере Br549,4 млн.
За 6 месяцев 2015 года в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по сдаче внаем жилья на краткосрочный период, проведена 61 проверка и 27 мониторингов, по результатам которых в бюджет поступило Br77,8 млн.
Источники получения информации о сдаче квартир различные. Работники инспекций анализируют объявления в интернете о сдаче квартир внаем, активно взаимодействуют с управлением по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, используют иные ресурсы. Также проводятся проверки по договорам найма, имеющимся в инспекциях, срок действия которых истек либо прерван, или же по договорам, согласно которым сдаются комнаты в многокомнатных квартирах, и т.д.
На особом контроле находятся квартиры, построенные с господдержкой. За истекший период 2015 года установлено 15 физических лиц, сдающих внаем квартиры, построенные с господдержкой. Им предъявлено к уплате налогов, пени и штрафов на сумму Br19,1 млн.
С 15 по 19 июня текущего года в Минске проходила акция "Сдал квартиру - заплати налоги". За время проведения акции поступила информация в отношении более 110 физических лиц, сдававших внаем жилье без уплаты налога.
Налоговыми органами столицы по результатам работы по пресечению незарегистрированной предпринимательской деятельности физических лиц за шесть месяцев 2015 года установлено почти 1 тыс. случаев занятия такой деятельностью, из них лицам, впервые попавшим в поле зрения налоговых органов, вынесено около 500 предупреждений. В доход государства обращено товаров и незаконно полученного дохода в сумме Br9 млрд. К административной ответственности привлечено 349 граждан, наложен административный штраф в сумме Br414,4 млн.
Кроме того, пресечено 135 фактов осуществления розничной торговли физическими лицами в неустановленных местах (указ № 222). Все граждане привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму Br289,2 млн.
С 2015 года по таким нарушениям ужесточены меры ответственности. Так, помимо наложенного административного штрафа доначисляется и единый налог с коэффициентом 5, а это уже около Br3 млн. Следует отметить, что работа по пресечению фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности, проводимая совместно с администрациями районов, сотрудниками РУВД, положительно сказывается на общем облике столицы. Если пару лет назад в столице насчитывалось более 30 стихийных рынков, то в настоящее время их вдвое меньше.
Мы постоянно мониторим интернет и социальные сети на предмет выявления нарушений налогового и иного законодательства. Так, за первое полугодие налоговыми органами выявлено 228 фактов таких нарушений. Арестовано и обращено в доход государства ТМЦ на сумму Br21,2 млрд. Доначислено штрафов на общую сумму Br1 млрд.
К наиболее типичным нарушениям в интернет-торговле относятся нарушения порядка приема наличных денежных средств, отсутствие документов, подтверждающих приобретение (поступление) товара, реализация товаров физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем неправильно думать, что, покупая товар в интернет-магазине, вы приобретете заведомо некачественный или нелегальный товар. В сети интернет достаточное количество добросовестных продавцов, которые дорожат имиджем своего интернет-магазина и соблюдают нормы законодательства.
Нелегальные же продавцы товаров в интернете зачастую регистрируются в социальных сетях ("Одноклассники", "ВКонтакте") под вымышленными именами и осуществляют там свою нелегальную торговлю. Также заводят учетные записи на популярных сайтах бесплатных объявлений.
Внимание покупателя в первую очередь должен привлечь тот факт, что интернет-сайт не содержит обязательных реквизитов продавца: полное наименование субъекта хозяйствования, учетный номер плательщика, адрес места нахождения и контактные данные продавца, а также информацию о сервисных центрах ремонта. Кроме того, нелегальные интернет-торговцы продают товары без кассы, то есть не пробивают и не выдают чеки в подтверждение покупки.
Налоговыми органами столицы за первое полугодие 2015 года пресечено 543 факта приема наличных денежных средств без применения кассового оборудования и (или) нарушения порядка использования кассового оборудования и платежных терминалов.
В июне текущего года налоговыми службами на всей территории Беларуси была организована спецоперация "Чек", в которую входили не только контрольные мероприятия, но и широкомасштабная информационно-разъяснительная работа: встречи с субъектами хозяйствования на рынках и в торговых центрах, распространение информации о порядке приема наличных денежных средств через все каналы средств массовой информации.
При этом мы постоянно обращаем внимание покупателей на необходимость требования чека, подтверждающего факт приобретения товаров (работ, услуг). Ведь чек является гарантией того, что с суммы покупки продавцом будет уплачен налог.
До 1 июля 2015 года достаточно большое количество субъектов хозяйствования Минска должно было оснастить свои объекты торговли и объекты оказания услуг платежными терминалами.
При этом индивидуальным предпринимателям, у которых срок оснащения объектов платежными терминалами приходился на 1 июля 2015 года, он продлен до 1 января 2016 года.
Ажиотаж с установкой платежных терминалов возник из-за нерасторопности самих субъектов хозяйствования, ведь о необходимости оснащения объектов этим оборудованием было известно еще в начале 2015 года.
Если платежный терминал не установлен в сроки, определенные законодательством, правонарушителю грозит административная ответственность в виде штрафа: для индивидуальных предпринимателей - до 100 базовых величин (БВ), для юридических лиц - до 200 БВ.
С "серыми" зарплатами государство борется уже давно. Однако по-прежнему каждый год налоговики выводят на чистую воду сотни нанимателей, которые, пытаясь минимизировать налоговую базу, выплачивают работникам официально минимально допустимую зарплату. Остальную ее часть (как правило, большую) выдают по так называемой устной договоренности. В лидерах по укрывательству доходов фигурируют автосервис, торговля, строительно-ремонтные работы, автоперевозки, компьютерные услуги.
Хочется отметить, что люди, соглашающиеся на получение зарплаты в конверте, должны понимать возникающие в данной ситуации риски. Это и низкий уровень будущей пенсии, и возможность работодателя бесконтрольно изменять размер заработка сотрудников, и проблемы при оформлении кредита или визы.
На разрыв порочного круга, связанного с выплатой заработной платы в конвертах, направлен разрабатываемый Министерством по налогам и сборам совместно с заинтересованными органами госуправления проект указа, предусматривающего освобождение от ответственности работников, сообщивших в налоговые органы о факте получения зарплаты в конверте. Принятие этого указа позволит увеличить число обращений граждан, информирующих о подобных фактах, и в конечном итоге будет способствовать полной легализации зарплат, то есть выплате официальных (с отражением в бухгалтерском учете) зарплат всеми субъектами хозяйствования.