Онлайн-конференция
19 декабря 2013, 11:00
Оплата труда в бюджетной сфере
В Беларуси в настоящее время институт заработной платы работников бюджетных организаций сформирован на основе ее централизованного регулирования (Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, тарифная ставка первого разряда, утверждаемая правительством, и корректирующие коэффициенты, предусмотренные по соответствующим тарифным разрядам ЕТС). Основными документами в области оплаты труда бюджетников являются постановление Министерства труда №6 от 21 января 2000 года, которым определены условия и размеры оплаты труда, а также постановление Министерства труда №4 от 12 января 2000 года, которым определено повышение тарифной ставки (оклада) за стаж работы по специальности (в отрасли).
Как исчисляется тарифная ставка (оклад) и как она формируется? Когда ожидается очередное повышение тарифной ставки первого разряда? Когда будут отменены корректирующие коэффициенты? Какие подходы прорабатываются в Беларуси по упрощению существующей системы оплаты труда в бюджетной сфере? На эти и другие вопросы можно получить ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты. В ней примут участие первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник, специалисты главного управления труда и заработной платы министерства.
Вопросы конференции
Макаревич Елена, Жлобин
Когда будут отменены корректирующие коэффициенты?
Размеры корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций, тарифицируемых с 1 по 21 разряд, установлены постановлением Министерства труда и социальной защиты от 14 января 2013 года №8. При этом все размеры корректирующих коэффициентов являются повышающими (3,5-1,030).
В рамках выполнения Плана совместных действий Совета Министров и Национального банка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики предусматривается осуществить реформирование системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В ходе его предполагается и отмена корректирующих коэффициентов.
Михайлова Светлана, Кобрин
Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о сути эксперимента по апробации отраслевой системы оплаты труда в учреждениях образования. Каковы результаты этого эксперимента?
Апробация отраслевой системы оплаты труда с 1 сентября 2013 года проводится Министерством образования в качестве эксперимента по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников.
Отраслевая система предусматривает зависимость уровня оплаты труда педагогических работников от качества и результатов их работы. При этом учитываются отраслевые особенности, интенсивность труда педагогических работников путем установления отраслевых выплат за осуществление воспитательной и организационной работы, преподавание учебных предметов на повышенном уровне, за работу с одаренными учащимися, участие в экспериментальной и инновационной деятельности учреждения образования и проч. Значительно упрощается начисление заработной платы работникам.
Апробация отраслевой системы оплаты труда осуществляется в 5 учреждениях общего среднего образования Минска.
Поскольку эксперимент не завершен (будет проводиться до 31 августа 2014 года), говорить о его результатах еще рано.
Министерство образования ежемесячно проводит мониторинг учреждений общего среднего образования, участвующих в проведении эксперимента.
Свирская Татьяна, Брестская область
Планируется ли распространить новые подходы в системе оплаты труда по итогам эксперимента в учреждениях образования на другие бюджетные сферы - культуру, здравоохранение и т.д.?
Полученные результаты апробации отраслевой системы оплаты труда педагогических работников предполагается использовать при реформировании системы оплаты труда работников бюджетных организаций и, в первую очередь, для сферы образования.
Трусович Элла, Минск
У меня такой вопрос. Много говорится о планируемом переходе от централизованного регулирования вопросов оплаты труда в бюджетной сфере к сочетанию централизованного и децентрализованного. Собственно, в чем разница? И когда этот переход возможен?
В настоящее время зарплата работников бюджетных организаций регулируется централизовано. Так, размеры средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера и материальную помощь, установлены решениями главы государства; тарификация осуществляется по Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь; размер тарифной ставки первого разряда устанавливается правительством; условия оплаты труда работников бюджетных организаций, в том числе и отраслевые особенности, регламентируются нормативными правовыми актами Минтруда и соцзащиты.
В ходе реформирования существующей системы оплаты труда работников бюджетных организаций планируется централизованное регулирование сохранить в отношении тарифной части заработной платы и условий оплаты труда, общих для всех отраслей бюджетной сферы. Что касается выплат стимулирующего и компенсирующего характера и других условий, связанных с отраслевыми особенностями (надтарифная часть заработной платы), то предполагается их регулирование передать на отраслевой и региональный уровень.
Малкина Светлана, Барановичи
Петр Петрович, какие новые подходы прорабатываются по упрощению существующей системы оплаты труда?
Да, на самом деле действующая система оплаты труда работников бюджетной сферы сложна. Назрела необходимость ее упрощения.
В ходе реформирования предполагается перейти от централизованного регулирования к сочетанию централизованного и отраслевого (регионального) регулирования условий оплаты труда работников бюджетных организаций с расширением прав руководителей государственных органов и организаций по определению порядка, условий и размеров выплат, зависящих от отраслевой специфики и особенностей труда. Будет усовершенствована Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, отменены корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций. Планируется оптимизировать структуру заработной платы работников бюджетных организаций.
Смеляков Георгий, Минская область
Каково в текущем году соотношение средней заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы работников в целом по республике? Каков прогноз по итогам года?
В текущем году соотношение среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций к ее уровню по республике находилось в диапазоне 73-75%. За январь-октябрь нынешнего года оно было 73,4%. По оценке, в декабре 2013 года этот показатель может составить около 75%.
Дорошенко Валерий, Гродно
Предполагается, что показатель соотношения средней заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы работников в целом по республике не достигнет прогнозного показателя. Каковы, на Ваш взгляд, причины этого?
Соотношение среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций к ее уровню по республике не является показателем прогноза социально-экономического развития.
Данилюк Т.П., Брест
Глава государства поставил задачу довести соотношение средней заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы работников в целом по республике к 2015 году до 0,9. Каковы пути выполнения этой задачи?
Реализация поставленной главой государства задачи по доведению соотношения среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций к ее уровню по республике до 0,9 будет осуществляться, в первую очередь, за счет оптимизации сети бюджетных организаций и численности их работников, а также решаться в ходе реформирования системы оплаты труда работников бюджетных организаций.
Снегирева Светлана, Гомель
Добрый день! Скажите, пожалуйста, в каком размере будет установлена минимальная заработная плата с 1 января будущего года?
Постановлением Совета Министров от 14 декабря 2013 года №1076 с 1 января 2014 года месячная минимальная заработная плата установлена в размере Br1 млн. 660 тыс., часовая - Br9 тыс. 890.
Жиряков Степан, Минск
Петр Петрович, почему темп роста тарифной ставки первого разряда отстает от темпов роста инфляции?
По данным Национального статистического комитета, индекс потребительских цен за ноябрь 2013 года нарастающим итогом к декабрю 2012 года составил 113,8%.
Тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы с 1 сентября 2013 года установлена в размере Br260 тыс. и по сравнению с декабрем 2012 года (Br225 тыс.) ее темп роста составил 115,6%.
Козлевич Олеся, Минск
Чем объясняется такая существенная разница в средней зарплате работников разных отраслей бюджетной сферы? Например, у работников здравоохранения и соцобеспечения?
Уровень заработной платы работников бюджетных организаций зависит не только от размера тарифной ставки (оклада), но и от других факторов. Например, от удельного веса высококвалифицированных работников в общей численности, дохода от внебюджетной деятельности организации, структуры заработной платы и т.д.
Согласно статистическим данным, среднемесячная заработная плата работников в сфере здравоохранения составила в октябре текущего года Br3 млн. 943,8 тыс., в сфере предоставления социальных услуг - Br3 млн. 89,1 тыс.
Более высокий уровень средней зарплаты работников в сфере здравоохранения по сравнению с уровнем средней зарплаты работников в сфере предоставления социальных услуг обусловлен тем, что доля высококвалифицированных работников в общей численности работников здравоохранения значительно выше, чем в сфере предоставления социальных услуг, а также больше возможностей для оказания платных услуг.
В сфере предоставления социальных услуг большинство социальных работников не имеют высшего образования, уровень их тарификации невысок (2-5 разряды). Порядка 5,2% общей численности работников данной сферы - это работающие на условиях совместительства, то есть отрабатывающие в неделю не 40 часов, а 20, соответственно, и заработная плата им начисляется за 20 часов.
Николай, Слуцк
Как будут переноситься рабочие дни в 2014 году?
Законодательством о труде Правительству Республики Беларусь предоставлено право по согласованию с главой государства переносить отдельные рабочие дни на выходные дни, приходящиеся на субботу. До начала очередного календарного года постановлением Совета Министров осуществляются такие переносы исходя из рационального использования рабочего времени и целесообразности, предоставления возможности работникам спланировать заранее свой отдых в эти дни.
Принято постановление Совета Министров от 25 ноября 2013 года №1012 "О переносе рабочих дней в 2014 году", в соответствии с которым в 2014 году будут осуществлены следующие переносы: с четверга 2 января на субботу 4 января; с понедельника 6 января на субботу 11 января; со среды 30 апреля на субботу 3 мая; с пятницы 4 июля на субботу 12 июля; с пятницы 26 декабря на субботу 20 декабря.
Перова Ольга, Пинск
В связи с отсутствием уборщика служебных помещений (временная нетрудоспособность) наниматель возложил обязанности уборщика служебных помещений на другого работника. В каком размере устанавливается ему оплата труда за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника?
В данном случае доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника может быть установлена в размере не более 100% тарифной ставки уборщика служебных помещений.
Кириллина Ирина, Гродно
Производится ли начисление премии на доплаты за ученые степени и звания?
Доплаты за ученые степени и звания установлены Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2007 года №450.
Выплаты, на которые производится начисление премии работникам бюджетных организаций, указаны в перечне дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера, утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты от 5 февраля 2002 года №13, если иное не установлено законодательством.
Поскольку доплаты за ученые степени и звания не поименованы в данном перечне, то начисление премии на них не производится.
Ильин Артем, Минск
В процессе деятельности бюджетной организации требуется вносить какие-либо изменения или дополнения в штатное расписание организации. Например, в выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих (профессий) были внесены изменения в наименование какой-либо должности (профессии), вступившие в силу с 1 июня 2013 года. С какой даты необходимо вносить изменения в штатное расписание организации?
В соответствии со статьей 194 Трудового кодекса штатное расписание является локальным нормативным правовым актом, составление и утверждение которого производится нанимателем организации.
Статьей 19 ТК предусмотрено, что с работниками заключается трудовой договор для выполнения работы по одной или нескольким должностям в соответствии со штатным расписанием, при этом наименование должности работника относится к обязательным условиям трудового договора и должно соответствовать квалификационным справочникам.
Таким образом, внесение изменений в штатное расписание организации (а также в трудовой договор с работником), связанное с изменением наименования должности должно производиться после введения в действие нормативного правового акта, регламентирующего данный вопрос. В рассматриваемом случае - с 1 июня 2013 года.
Комаров Олег, Гомель
Подпунктом 1.5 пункта 1 приложения 1 к постановлению №6 предусмотрено, что при превышении показателей, утвержденных для организаций первой группы по оплате труда, не менее чем в два раза тарифные оклады руководителей повышаются на 15%. Распространяется ли эта норма на заместителя руководителя организации (заместитель директора)?
Распространяется, так как должность "заместитель руководителя" относится к категории руководителей и является производной должностью, должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации по которой определяются на основе квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей служащих по должности соответствующего руководителя организации.
Кроме того, подпунктом 1.5 пункта 1 приложения 1 к постановлению № 6 предусмотрено повышение тарифных окладов руководителям без уточнения конкретных наименований их должностей.
Самухина Елена, Брест
Каким образом необходимо осуществлять оплату труда за проведение учебных занятий на основе гражданско-правовых договоров?
Вопросы порядка и условий заключения гражданско-правовых договоров регулируются нормами Гражданского кодекса, а также Указом Президента от 6 июля 2005 года №314.
Минкова Т.Д., Молодечно
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, рассматривается ли вероятность отмены контрактной формы найма в бюджетной сфере?
В настоящее время этот вопрос не рассматривается.
Следует отметить, что в мировой практике контрактная форма найма работников является наиболее распространенной.
Дроздович Татьяна, Могилев
Петр Петрович! Обязательным ли в бюджетной организации является коллективный договор? Какие позиции в нем должны быть обязательно?
Согласно статье 361 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
В статье 364 Трудового кодекса указано, что должно включаться в коллективный договор.
Анастасия, Минская область
Как рассчитать тарифную ставку (оклад) работника бюджетной организации и повышения тарифной ставки (оклада)?
Порядок исчисления тарифной ставки (оклада) работников бюджетных организаций установлен подпунктом 1.2 пункта 1 приложения 1 к постановлению Министерства труда от 21 января 2000 года №6.
Тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Советом Министров, и тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь с учетом корректирующих коэффициентов.
Пунктом 4 приложения 1 к постановлению № 6 установлен порядок исчисления повышения тарифной ставки (оклада).
Все исчисленные размеры повышений тарифной ставки (оклада) суммируются с тарифной ставкой (окладом), рассчитанной в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 приложения 1 к постановлению №6, и формируют ставку (оклад).
Юрий, Минск
Работнику трудовым контрактом предусмотрено повышение тарифной ставки в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета Президента от 26 июля 1999 года №29. Учитывается ли данное повышение при исчислении премий и надбавок?
В соответствии с пунктом 4 приложения 1 к постановлению № 6 повышение тарифной ставки (оклада) в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета рассчитывается от тарифной ставки (оклада) и участвует в формировании ставки (оклада).
Следовательно, установленное повышение тарифной ставки (оклада) участвует при исчислении всех выплат, которые рассчитываются от ставки (оклада).
Заико З.В., Брест
У меня вопрос относительно налога для тунеядцев. В прессе сообщалось, что у Министерства труда и соцзащиты есть предложения по категориям граждан, которые должны были бы возмещать услуги, оказываемые им государством. Каковы эти предложения?
Данный вопрос не относится к заявленной теме онлайн-конференции.
Котикова С.В., Гродненская область
Добрый день! Обращаюсь с таким вопросом. В нашей организации (работаю преподавателем школы искусств) заключают контракты с пенсионерами на 9 месяцев - с сентября по май. Потом - увольнение. А контракт предлагают заключить в августе. Получается, мы все в подвешенном состоянии находимся - не знаем, предложат нам работу или нет. Соответствует ли трудовому законодательству такие действия руководства?
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года №29 контракт с работником заключается сроком не менее одного года.
Шарова З.В., Бобруйск
Какова динамика численности бюджетников за последние годы в целом и по отраслям?
Потупчиков Максим, Солигорск: Сколько в Беларуси насчитывается работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций?
По данным Белстата, среднесписочная численность работников бюджетных организаций за октябрь 2013 года составила 854,5 тыс. человек, или 27,5% от среднесписочной численности работников по республике.
На протяжении последних трех лет это соотношение сохраняется.
Загорская Мария, Полоцк
Добрый день! У меня вопрос к Петру Петровичу. Скажите, пожалуйста, ЕТС - неизбежный атрибут оплаты труда бюджетников? Не планируется ли со временем придать ЕТС рекомендательный характер для бюджетной сферы?
Необходимость применения ЕТС при оплате труда работников бюджетной сферы обусловлена статьями 56 и 60 Трудового кодекса Республики Беларусь.
В настоящее время прорабатывается вопрос о реформировании системы оплаты труда работников бюджетных организаций.
Колынец Василий Григорьевич, Осиповичи
Здравствуйте! Позвольте в Вашем лице поблагодарить Минтруда за открытость и постоянную связь с простыми гражданами. У меня такие вопросы. 1. Есть ли норматив разницы зарплаты бюджетного руководителя и служащих в организации (учреждении). В отдельных он зашкаливает... 2. В нашей бюджетной сфере принято в установленные сроки подавать статотчетность о средней заработной плате в организации. Скажите, может было бы логичнее из этого показателя сделать два - средняя зарплата руководящего состава и средняя зарплата служащих? 3. Если бюджетник учреждения образования не согласен с методологией начисления заработной платы, где и как он может получить необходимые консультации и проверить соблюдение законности при ее начислении? 4. Какова позиция министерства по поводу стартовавшего в образовании эксперимента по финансированию учреждений и оплате труда? Разве реально выплачивать всем работником такие надбавки за категории (до 100%) и пр.? 5. Головной проблемой внедренной в 1999 году контрактной системы является в большинстве случаев низкие показатели увеличения тарифной ставки по Декрету №29. Сама контрактная идея не такая уже плохая, но не сильно ли мы порой требуем с работника (дисциплина, качество труда и пр.), контрактируя его на один год и стимулируя на 1%, а то и вовсе ничего? А как быть с контрактами в бюджетной организации, где нет достаточных средств для выполнения в полной мере норм Декрета №29?
1. Постановлением Совета Министров от 15 октября 2004 года №1290 коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников бюджетной организации установлен не более 3,5. Расчет этого коэффициента соотношения производится в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников бюджетной организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 15 ноября 2004 года №125.
2. Вопросы определения методологии и сроки представления статистической отчетности относятся к компетенции Белстата.
3. По вопросам начисления заработной платы работник вправе обратиться в бухгалтерию организации по месту его работы, а также в комитеты (управления) по труду, занятости и социальной защиты соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
4. В целях апробации отраслевой системы оплаты труда с 1 сентября 2013 года в республике проводится эксперимент по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников. Министерство труда и социальной защиты поддерживает проведение эксперимента.
5. Поскольку норма подпункта 2.5 пункта 2 Декрета Президента от 26 июля 1999 года №29 (повышение тарифных окладов до 50%) носит императивный характер, то обязательна к применению при определении размеров оплаты труда всех работников, с которыми заключены контракты. Что касается планирования расходов на указанное повышение, то данный вопрос находится в компетенции соответствующих специалистов организаций и Министерства финансов.
Веремейко Дмитрий, Гродненская область
Добрый день! В отраслях бюджетной сферы трудится много пенсионеров. Располагаете ли Вы данными о том, каков удельный вес работающих пенсионеров в целом в бюджетной сфере и в разрезе сфер деятельности (образование, здравоохранение, культуры, соцобеспечении и т.д.)?
Данный вопрос не относится к заявленной теме онлайн-конференции.
Шиманчик Н.А., Ивацевичи
В трудовой книжке работника СМП указано, что он работал с 1984 года по 2004 год в должности фельдшера скорой медицинской помощи (без слова выездной бригады), с 2004 года по 2011 год - фельдшер (выездной бригады) отделения скорой медицинской помощи, (должность взята в скобки), с 2011 года - фельдшер выездной бригады отделения скорой медицинской помощи (запись в трудовой книжке работника соответствовала штатному расписанию, приказам о приеме на работу). Вопрос: Является ли правомочным комиссией нашей организации установить идентичность должностей фельдшер отделения скорой медицинской помощи, фельдшер (выездной бригады) и должности фельдшер выездной бригады отделения скорой медицинской помощи для возникновения у работников права на пенсию за выслугу лет? Если да, то достаточно ли будет провести анализ следующих документов (за 80-е - 2000 гг. - лицевые счета, за 80-е - 2000 гг. - тариф.листы, за 80-е - 2000 гг. - номенклатура должностей, карты фотографии рабочего времени за 2008, 2013 гг., должностная инструкция за 2012 г.)? Что делать в случае, если в некоторых вышеперечисленных документах нет подтверждения работы в выездной бригаде, но работа фактически проводилась (руководствовались письмом Минздрава РБ № 08-1-26/699 от 20 августа 2012 г.)?.
Необходимым условием включения в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет фельдшеру станции скорой и неотложной медицинской помощи и отделений скорой и неотложной медицинской помощи при городских, центральных, районных и других больницах является документальное подтверждение работы в выездной бригаде. При отсутствии документов, подтверждающих работу фельдшера в выездной бригаде, данные периоды работы не могут быть учтены в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Фельдшеры станции скорой и неотложной медицинской помощи подлежат профессиональному пенсионному страхованию при условии работы в выездной бригаде при соблюдении установленных критериев оценки условий труда.
Более подробную консультацию по поставленным вопросам Вы можете получить в территориальных органах по труду, занятости и социальной защите и Фонда социальной защиты населения.