Министр образования рассказал об особенностях предстоящей вступительной кампании и корректировке планов набора, новациях в профессиональном образовании и профильной подготовке школьников, о перспективе организации независимой аттестации школьников за 9-й класс и комплексного общеобразовательного теста за курс средней школы, ответил на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.
Система прогнозирования кадровых потребностей экономики постоянно совершенствуется. С учетом вступления в силу постановления правительства "О некоторых вопросах прогнозирования потребности экономики в кадрах" координацию деятельности по формированию потребности экономики в кадрах на пятилетний период по профессионально-квалификационным группам будут осуществлять Министерство труда и социальной защиты совместно и Министерство экономики. Минэкономики будет ежегодно разрабатывать демографический прогноз на пятилетний период по республике, областям и городу Минску, а Минтруда и соцзащиты – прогноз баланса трудовых ресурсов. На основе этих данных Минтруда и соцзащиты сформирует потребность экономики в кадрах на пять лет и предоставит Министерству образования, иным учредителям учреждений образования эту информацию для использования при формировании контрольных цифр приема в учреждения высшего, среднего специального, профессионально-технического образования.
В соответствии с Концептуальными подходами к развитию системы образования, принятыми по итогам последнего республиканского педагогического совета, Министерство образования работает над упорядочением образовательной деятельности сети учреждений высшего образования. Речь идет о сокращении количества специальностей, направлений специальностей, которые не соответствуют основному направлению деятельности конкретного вуза, исключении дублирования подготовки по одним и тем же специальностям в разных вузах, оптимизации филиалов вузов и сокращении подготовки в заочной форме получения образования. В то же время уменьшать количество вузов в ближайшее время не планируется.
Что касается совпадения наименований отдельных специальностей в учреждениях высшего и среднего специального образования, то нужно понимать, что при завершении обучения выпускники вузов и ссузов получают разную квалификацию. Например, обучаясь по специальности "технология машиностроения", выпускник вуза получает квалификацию "инженер", а ссуза – "техник". При этом в вузах повсеместно вводится сокращенная форма получения высшего образования, которая сокращает срок подготовки после окончания ссуза.
Проходные баллы определяются особенностью каждой вступительной кампании. Это зависит от того, сколько человек участвовало в конкурсе, подало документов, сколько запланировано мест. Могу сказать, что по медицинскому профилю цифры практически не сокращались. Они остаются на прежнем уровне, а по некоторым специальностям слегка повысились.
Такие предложения звучали. Но в этом году цифра приема у нас спланирована на заочные отделения по всем специальностям как в бюджетной, так и во внебюджетной форме. Соответственно, мы отталкиваемся от того, что получение образования осуществляется на конкурсной основе. Возможно, будут расширяться цифры приема на платной основе. Вместе с тем возможность обучаться в заочной форме за счет средств республиканского бюджета для отдельных категорий граждан будет сохранена.
Тем более мы здесь учитываем следующий фактор: порой на заочное отделение поступают люди, которые идут на сокращенный срок обучения. К примеру, человек экономист, а ему требуется юридическое образование. Он поступает, идет на сокращенный срок обучения заочно, продолжает работать и получает профессию. И здесь тоже есть возможности участвовать в конкурсе как на платной, так и на бюджетной основе, а также за счет средств той организации, которая направляет данного специалиста на учебу. Все это предусмотрено действующей редакцией Кодекса об образовании. Соответствующий договор абитуриент может заключить при оформлении документов в вуз.
Что касается стоимости обучения на платной основе в заочной форме, то ее формирование и изменение осуществляется в соответствии с законодательством на основании заключенных с гражданами договоров о подготовке специалиста с высшим образованием на платной основе. Формирование стоимости обучения в государственных учреждениях высшего образования на платной основе осуществляется в соответствии с указом от 28.02.2006 года № 126, постановлением Министерства образования от 29.07.2011 года № 210 в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для подготовки специалиста по конкретной специальности в данном вузе. Снижение размера оплаты за обучение в ближайшее время не планируется.
В новой редакции правил приема, которые должны быть утверждены указом Президента, мы закладываем норму преимущественного права на зачисление при равной общей сумме балов для инвалидов I и II групп и детей до 18 лет. Но здесь надо учитывать и такой момент, как медицинские противопоказания по тем или иным специальностям. Т.е. не каждый человек с ограниченными возможностями может поступать на определенную специальность. Мы такую норму предусматриваем.
Что касается квот, то эта тема требует специальной дополнительной проработки. Пока сегодня говорить об этом рано, но вместе с тем, понимая, что есть большой перечень вопросов от наших граждан, думаю, что дадим соответствующее поручение проработать эту тему в рамках работы над правилами приема. Хочу подчеркнуть, что над ними мы работаем ежегодно. Государственная комиссия, которая контролирует ход вступительной кампании, дает оценку и свои рекомендации по совершенствованию правил приема. Министерство образования также мониторит ее ход, и по результатам кампании этого года мы рассмотрим вопрос квотирования мест для детей-инвалидов и инвалидов.
Во-первых, сначала нужно поступить в аспирантуру, а уже потом разговаривать про стажировку. Потому что стажировка - это часть научно ориентированного образовательного процесса, который осуществляется в аспирантуре. Это предполагает освоение предусмотренного блока дисциплин, а также сдачу кандидатских экзаменов и задел на написание кандидатской диссертации. План диссертации утверждается кафедрой и ученым советом университета. Каждый аспирант отчитывается о выполнении своего индивидуального плана прохождения обучения в аспирантуре, в том числе стажировки. Если для этого будет необходимость, то ректорат вправе решить вопрос о направлении данного аспиранта на стажировку. Независимо от того, как вы говорите, что в этом вузе нет таких стажировок. Может быть, не было потребности в таком специалисте и, соответственно, в такой стажировке. Поэтому в каждом случае нужно на месте определяться со своим научным руководителем соответствующей кафедры и в конкретном вузе.
Комплексный общеобразовательный тест - условное понятие. В чем вопрос? В том, что сегодня форма аттестации за курс средней школы не соответствует форме аттестации при поступлении в высшие учебные заведения. Раньше, если мы писали в школе сочинение, то четко знали, что при поступлении в вуз тоже будем писать сочинение. А сейчас получается так: я пишу изложение, пишу контрольную работу по математике в школе, а приходя поступать в вуз, сдаю тесты - совершенно другая форма аттестации. Поэтому для нас очевидно, что форма выпускного экзамена за курс средней школы должна соответствовать форме поступления в высшее учебное заведение. Поэтому мы ведем разговор, назовем его условно, об общеобразовательном тесте. Может, это будут два теста. Сейчас эти вопросы отрабатываются нашими специалистами института развития образования, Национального института образования и академии последипломного образования вместе с педагогической общественностью. Это может появиться к 2020 году.
Это неправильная трактовка. Кстати, на республиканском педсовете как раз речь шла о том, что нужно создать равные условия, чтобы и в школах дети могли изучать дисциплины на повышенном уровне.
Сегодня в гимназиях и средних школах используются одинаковые учебные программы по всем учебным предметам. В 10-11-х классах и в гимназиях, и в средних школах предусмотрена возможность изучать учебные предметы на базовом и повышенном уровнях. Отличительной особенностью учебного плана гимназий от школы является большее количество часов на изучение иностранного языка (на 2 часа) в 5-9-х классах. И никто не планирует исключать эти дополнительные 2 часа из учебного плана гимназий.
Более того, для создания равных условий получения общего среднего образования мы планируем средним школам также предоставить возможность отводить 5 часов на изучение иностранного языка в 5-7-х классах. Кроме этого, мы расширяем возможности использования этих 5 часов для школ и гимназий: с 8-го класса они могут использоваться не только на иностранный язык, но и для изучения других учебных предметов на повышенном уровне.
Для развития способностей детей учебным планом во всех классах предусмотрены часы на проведение факультативных занятий, а также возможны занятия в объединениях по интересам (кружковая работа).
Вопросы деления на группы и их наполняемости должны решать непосредственно учреждения образования вместе с органами управления в соответствии с имеющейся нормативной базой.
Вместе с тем нужно понимать, что наполняемость подгрупп - не главное условие качества обучения иностранному языку. Могу об этом говорить профессионально, так как по второй специальности являюсь учителем иностранного языка. В некоторых школах при небольшой наполняемости подгрупп качество усвоения языка оставляет желать лучшего. В первую очередь нужно совершенствовать методику преподавания иностранного языка, применять современные коммуникативные методики.
Поэтому мы на эту проблему смотрим комплексно, а не только с точки зрения деления на подгруппы и их наполняемости. И никаких революционных действий в этом направлении не будет.
Профильному обучению предшествует допрофильная подготовка учащихся на второй ступени общего среднего образования. Начиная с 5 класса учащимся предлагается системное изучение факультативных занятий по учебным предметам, к которым учащиеся проявляют интерес. Это позволяет более полно учитывать познавательные интересы, способности учащихся и способствует мотивированному выбору профиля обучения.
В дальнейшем допрофильная подготовка помогает профессиональному самоопределению учащихся, выбору ими дальнейшего образовательного пути - продолжить учебу в 10-11 классах среднеобразовательной школы либо в учреждении профессионально-технического или среднего специального образования.
Кроме того, с 2018/2019 учебного года будет предусмотрена возможность изучения учебных предметов на повышенном уровне как в школах, так и в гимназиях на второй ступени общего среднего образования.
Мы проводим целенаправленную работу по упорядочению образовательной деятельности учреждений высшего образования, сокращению количества специальностей и направлений специальностей, которые не соответствуют основному направлению деятельности конкретного вуза. В феврале текущего года с государственными органами, имеющими в подчинении учреждения высшего образования, проведены рабочие совещания по вопросам профилизации вузов и сокращения непрофильной подготовки.
При планировании приема в вузы в 2018 году учитывается заказ на подготовку специалистов, выполнение контрольных цифр приема в 2017 году, демографическая ситуация, а также результаты трудоустройства выпускников.
На основании этих данных в 2018 году планируется сократить прием по экономическим и юридическим специальностям примерно на 10% по отношению к фактическому приему в 2017 году.
В то же время в новом учебном году вузы расширят палитру специальностей. Например, Белорусский национальный технический университет откроет двери для желающих получить образование по специальностям "эксплуатация интеллектуальных транспортных систем на автомобильном и городском транспорте" и "разработка месторождений полезных ископаемых", в Брестском государственном техническом университете открывается прием по специальности "экономика электронного бизнеса", в БГЭУ - "рекламная деятельность". Это, конечно, далеко не полный перечень новых специальностей. Полную информацию можно найти на официальных сайтах вузов.
Естественно, мы перераспределяем цифры приема в пользу тех специальностей, которые более востребованы экономикой. После подписания главой государства соответствующих документов о развитии IT-страны, IT-экономики, естественно, система образования не может находиться в стороне. Мы отслеживаем потребность рынка труда, работаем во взаимодействии с Министерством экономики, Министерством труда и социальной защиты. Понятно, что цифры на IT-специальности в определенных учебных заведениях будут увеличены - как на бюджетную, так и на платную форму обучения.
Вместе с тем мы хотели бы эту тему более серьезно обсудить. В ближайшее время, где-то в начале апреля проведем совместную коллегию Министерства образования и Министерства связи и информатизации с приглашением руководства Парка высоких технологий, ректоров соответствующих вузов, директоров средних специальных учебных заведений, где открыты IT-специальности. Цель этого - обсудить не только цифры приема, не только подходы к формированию потребности в таких кадрах, но и посмотреть на содержание этого образования. Причем не только высшего и среднего специального, но и содержание общего среднего образования.
Например, у нас есть курс информатики. Уже сегодня мы не успеваем за тем, чтобы готовить учебник в печатном виде. Частично перешли на использование его электронной версии. Да, какие-то сигнальные варианты должны быть в школе и в печатном виде. Вместе с тем, мне кажется, надо содержательно посмотреть, что в целом мы даем в курсе информатики. Может быть, надо сформировать перечень каких-то компетенций, которыми должен владеть учащийся, окончив этот курс в средней школе. А какие источники, какие дополнительные пособия использовать, чтобы сформировать компетенции, - это отдать на откуп конкретным учителям в конкретных учреждениях образования. И через их методические объединения поддерживать содержательное качество такого образования. Мы эти вопросы, конечно же, обсудим.
Цифры приема будут доведены до общественности до 1 апреля текущего года. На каждом сайте высшего учебного заведения, учреждения среднего специального образования вы сможете увидеть цифры приема на все специальности - не только в сфере IT. Это касается как бюджетной формы обучения, так и платной.
Трудовое обучение - учебный предмет, позволяющий ученикам знания, полученные на уроках, применять в повседневной жизни постоянно. На уроках трудового обучения у учащихся формируется опыт общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, что, несомненно, способствует их социализации и подготовке к выполнению социальных ролей хозяев дома.
Кроме того, школам предоставлена возможность проводить факультативные занятия по трудовому обучению, организовать общественно полезный труд с учащимися. Что касается вопроса трудового обучения старшеклассников, то и сегодня в X-XI классах может реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), целью которой является предоставление возможности учащимся получить первичные навыки по определенной профессии, иметь возможность убедиться в правильности своего профессионального выбора, а учреждениям профессионально-технического образования получить подготовленных абитуриентов. С нового учебного года школам будет предоставлена возможность вводить дополнительные часы на трудовое обучение для учащихся X-XI классов с целью профессиональной подготовки по ряду профессий. Таким образом, сочетание учебных занятий по трудовому обучению, проведение воспитательных мероприятий и профориентационная работа дают максимальный эффект в профессиональном становлении учащихся, оказании им помощи в выборе оптимального вида занятости с будущем. Труд в школе - это отличный подготовительный этап к жизни. Трудовое обучение должно присутствовать в школе, так как его польза очевидна.
Добавлю, в ст.150 п.13 новой редакции Кодекса об образовании содержится такое понятие, как "общественно полезный труд", причем как форма организации образовательного процесса. Еще на педсовете мы договорились, что вернем это понятие, и мы его вернули. Также есть постановление Министерства образования №283, где записано "Правядзенне грамадска-карыснай працы з разлiку 1 вучэбная гадзiна на тыдзень у III-VIII класах i 2 вучэбныя гадзiны на тыдзень у IX-XI класах". То есть эта норма у нас тоже заложена. Нормативно, законодательно мы подготовлены к тому, чтобы не возникало вопросов, нужен ли общественно полезный труд в системе общего среднего образования. Касательно старших классов, то там мы будем делать упор в первую очередь на допрофессиональную и профессиональную подготовку будущих выпускников. Особенно это будет касаться тех, кто будет идти в общеобразовательные классы без повышенного уровня изучения тех или иных предметов. Выпускники смогут выбрать освоение какой-либо профессии, специальности, по которой смогут пойти работать, либо продолжат обучение в системе профтехобразования или среднего специального после 11 класса. Сейчас такой нормативный документ нами отработан, это постановление правительства, которое проходит согласование со всеми заинтересованными министерствами.
У нас сегодня такая форма есть, чуть больше 7 тыс. учащихся по всей стране занимаются по такому направлению, но потребовалось создание единого нормативного подхода для того, чтобы единообразно применить эту норму на всей территории Беларуси.
Как один из вариантов проведения независимой итоговой аттестации рассматривается аналог республиканских контрольных работ, которые проведены в марте этого года по математике и географии. Учащиеся выполняли контрольные работы в своих учреждениях образования по текстам Минобразования, а проверку работ осуществляли независимые комиссии на районном и областном уровнях и в городе Минске.
Сейчас мы анализируем результаты выполнения учащимися контрольных работ, плюсы и минусы механизма их проведения. Полученные выводы будут учтены при организации и проведении независимой аттестации.
Предполагается, что независимая аттестация по завершении обучения в 9-м классе будет введена после полного перехода на обновленный типовой учебный план общего среднего образования, который произойдет в 2019/2020 учебном году.
Напомню, что в 2017/2018 учебном году по обновленному учебному плану образовательный процесс осуществляется в 1-х, 2-х, 3-х, 5-х, 6-х, 7-х, 10-х и 11-х классах. В 2018/2019 учебном году на обновленный учебный план перейдут 4-е и 8-е классы, в 2019/2020-м - 9-е классы.
Введение независимой аттестации после 9-го класса не повлияет на организацию обучения в 10-11-х классах. По-прежнему будут функционировать как профильные, так и базовые классы.
В настоящее время зачисление в профильные классы осуществляется на основании среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и итоговых отметок по предметам, которые учащиеся планируют изучать на повышенном уровне. После введения независимой аттестации зачисление в профильные классы будет осуществляться по ее итогам.
Кто не пройдет в соответствии со своими желаниями в профильный класс, сможет продолжить обучение в базовом классе или в учреждении среднего специального или профессионально-технического образования.
Система безналичных расчетов за предоставленное питание в учреждениях общего среднего образования себя полностью оправдывает. Родители знают, что деньги, предназначенные для оплаты питания в школе, пошли именно на эти цели. Классные руководители освобождены от сбора наличных денег и ежедневных расчетов с комбинатом школьного питания. В соответствии с республиканским планом по осуществлению контроля за организацией питания в учреждениях общего среднего образования на 2018-2020 годы переход на безналичные расчеты за питание в учреждениях общего среднего образования должен завершиться к 2020 году. Однако в регионах планируют перейти на безналичную форму уже к 1 января 2019 года. Например, в Гродненской области на 1 января 2018 года такую форму расчетов за питание учащихся использовали в 57 школах.
Набор в пятый класс гимназий будет осуществляться без проведения вступительных испытаний. В указе, который отменил вступительные экзамены в гимназии (указ №30 "О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них". - Прим. БЕЛТА), все четко прописано. Учащиеся, которые завершают обучение в четвертых классах гимназий автоматически переходят учиться в пятые классы данных учебных заведений.
Что касается вопроса, смогут ли школы обеспечить обучение всех детей, перешедших в пятый класс, то они будут это делать. При необходимости будут работать в две смены или в полторы. Такая задача в разрезе каждой гимназии отработать эти подходы местным органам образования на местах и конкретным учреждениям образования поставлена.
Сразу отмечу, что ничего не изменилось в плане зачисления в первый класс в школу или гимназию. Нормативная база осталась на том же уровне. Действует территориальное закрепление учреждения образования. Как правило, местные органы управления образования на местах определяют перечень улиц и домов, которые прикреплены к определенному учебному заведению. При этом данная норма не жесткая. К примеру, если из определенного микрорайона набрали людей, но есть возможность принять дополнительно из другого района - эти вопросы регулируются непосредственно учреждением образования и местным органом управления образования. Если у вас возникли такие вопросы, то обратитесь в местный орган управления образования, и они обязаны решить вопрос, куда ребенок пойдет в первый класс, и предоставят вам такую возможность. Это может быть или гимназия, или школа. Но сразу хочу сказать: сегодня, когда мы уравниваем изучение предметов на повышенном уровне, в том числе для обычной школы, необходимость ехать из одного конца города в другой отпадает. А уже качество, подбор педагогов - это вопросы управляющих структур в системе образования и директора конкретной школы или гимназии.
То, что касается нормативной базы, методических рекомендаций, требований, различных планов, связанных с повышением качества питания в системе образования, все это есть. Мы все это отрегулировали и усовершенствовали. Вопрос в другом. Там, где директор школы вместе с общественным контролем системно занимается питанием в своем учреждении, никаких вопросов не возникает. Там же, где это пущено на самотек, возникают вопросы. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь к родителям: включайтесь в так называемый общественный контроль. Ничего не будет плохого, если представитель родительского комитета будет работать и в составе бракеражной комиссии, и в составе комиссии по контролю за качеством общественного питания в конкретном учреждении образования. Родители тогда смогут принять участие и в составлении меню. Нужно все это отрегулировать. Это ненормально, когда я, как министр, приезжаю в учреждение образования, смотрю, а из салатов ничего нет кроме горошка, который потом майонезом заправляется. Это форменное безобразие. Но мы же не можем приехать в каждую школу и контролировать эти вопросы, поэтому я прошу, чтобы родительская общественность подключилась к этим вопросам. Все, что было необходимо отрегулировать на законодательном и нормативно-правовом уровне, мы отрегулировали. Есть соответствующее поручение главы государства, правительства, есть соответствующие нормы, нормативные базы, в том числе и по ценообразованию, методология тоже отработана Министерством антимонопольного регулирования и торговли.
Здесь важно еще понимать, что норму на питание мы устанавливаем централизованно. Эта финансовая норма должна обеспечивать натуральные нормы по меню. Сейчас мы проводим мониторинг в учреждениях образования. Он показывает, что там, где действительно этим вопросом системно занимаются, есть результат. Конечно, есть вопросы по материально-технической базе, и за один-два дня эту проблему не решить. Вместе с тем у нас есть программа совершенствования и модернизации пунктов питания в разрезе каждого региона. Постепенно мы будем обновлять технологическое оборудование, проводить ремонт помещений. Но порядок и санитарные нормы должны соблюдаться и в пока не модернизированных столовых. Качество питания должно быть обеспечено.
Наверное, невозможно представить систему образования без развития физической культуры, спорта и движения здорового образа жизни. Это неотъемлемая часть образовательного процесса. Ведь это не только учебные занятия, но и целая система спортивных мероприятий.
Еще в 2012 году мы создали Белорусскую ассоциацию студенческого спорта. Сейчас это общественное объединение возглавляет Александр Богданович - олимпийский чемпион по гребле, человек авторитетный, узнаваемый в международных спортивных кругах. Как председатель ассоциации он наделен серьезными полномочиями. В частности, он является членом коллегии Министерства образования и может поднимать на уровне министра любые вопросы деятельности ассоциации. Сегодня Белорусская ассоциация студенческого спорта положительно воспринимается на международной арене, Всемирной федерацией студенческого спорта.
Конечно, мы постоянно совершенствуем работу по развитию студенческого спорта в системе высшего образования. Разработали и утвердили программу развития студенческого спорта. Пересматриваем форматы работы. До 2020 года мы должны завершить закрепление за вузами команд по игровым видам спорта. Сейчас, например, рассматривается вопрос создания хоккейной команды на базе Полесского государственного университета, где есть соответствующая база, а также женской баскетбольной команды в Белгосуниверситете.
Большое внимание уделяем популяризации и широкому освещению студенческих соревнований республиканского уровня. Например, финальные матчи чемпионата Беларуси среди студентов по баскетболу во Дворце спорта впервые транслировались на спортивном телеканале "Беларусь-5".
Кроме этого, планируем подключить к Ассоциации студенческого спорта и учреждения среднего специального образования. Таким образом, мы расширим вовлечение молодежи в мероприятия спортивной направленности.
Еще один важный момент - развитие массовой физкультуры и спорта в системе образования в целом, начиная с детского сада и заканчивая уровнем высшего образования. Например, совместно с Белорусской федерацией биатлона мы проводим отбор талантливых школьников для последующего их зачисления в детско-юношеские спортивные школы, где они могут показать достижения более высокого уровня. И эту работу будем совершенствовать.
В данном вопросе мы нашли четкое взаимопонимание со стороны нового министра спорта и туризма и первого вице-президента Национального олимпийского комитета. Неслучайно студенческий чемпионат мира по конькобежному спорту, который сегодня открывается, проходит при их непосредственном участии и поддержке.
Хотелось бы также подчеркнуть важность привлечения в Беларусь масштабных спортивных студенческих соревнований. Ведь это не просто популяризация спорта, но и заполнение нашей спортивной инфраструктуры. Кстати, мы также получили право на проведение студенческого чемпионата мира по гребле на байдарках и каноэ.
В системе профтехобразования и среднего специального образования будет единый вид учреждений образования - колледж. Он сможет реализовывать программу как профессионально-технического, среднего специального, так и общего среднего образования. Эта норма заложена в новую редакцию Кодекса об образовании. Как только Кодекс будет рассмотрен и принят, так и будет введена эта форма.
Новую редакцию Кодекса об образовании мы внесли в правительство для предварительного рассмотрения, после рассмотрения в правительстве будет принято решение о вынесении его в Палату представителей Национального собрания Беларуси. Это не значит, что мы не работаем с профильной парламентской комиссией. Буквально на днях мы договорились с Игорем Марзалюком, что тот проект, который мы внесли в правительство, мы готовы уже отдать депутатам профильной комиссии, чтобы они тоже с ним начали работать.
Что касается пороговых цифр приема, они уже изменены. Соответствующее постановление Министерства образования определило, какие отметки будут приравнены к неудовлетворительным по результатам централизованного тестирования в 2018 году. Так, по учебному предмету белорусский язык или русский язык неудовлетворительными будут считаться отметки от 0 до 9 баллов (включительно), для специальностей филологического профиля - от 0 до 24. По первому предмету профильного испытания - математика, физика, химия, биология - таковыми будут отметки от 0 до 19 баллов; история Беларуси, всемирная история (новейшее время), обществоведение, география, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) - отметки от 0 до 24 баллов. По второму предмету профильного испытания - математика, физика, химия, биология - отметки от 0 до 9 баллов; история Беларуси, всемирная история (новейшее время), география, иностранные языки - отметки от 0 до 14 баллов.
Возможно, в будущем мы перейдем к новой методологии оценки тестовых испытаний при поступлении в высшие учебные заведения. Сегодня мы используем методологию рейтинга. Многие учащиеся школ, а в будущем абитуриенты, их родители, а иногда и сами учителя не понимают, как выпускник, который имеет 8 по математике и, по идее, должен получить 80 баллов (или хотя бы 70-75 баллов) при вступительном испытании, по тесту вдруг получает 45 баллов. Возникают вопросы. Рейтинг выводится специальной компьютерной программой, это очень сложный механизм. С точки зрения рейтинга, как раз эти 45 баллов могут соответствовать оценке выпускника за курс общей средней школы, но людям это непонятно.
Сегодня в мире существуют и другие методики. Мы их внимательно изучили, в том числе у наших ближайших соседей. Республиканский институт контроля знаний разработал новую методологию оценки тестов централизованного тестирования. В этом году на эту методологию пока переходить не будем - нам нужно ее опробовать. Поэтому в текущем году будем оценивать по действующей методике. Но параллельно в режиме эксперимента оценим и по новой. Мы посмотрим, насколько она успешна в рамках конкретной вступительной кампании. Перед нами правительством поставлена задача: чтобы оценка знаний была понятна любому выпускнику школы, любому учителю, родителям. Чтобы выпускник смог оценить, насколько качественно сработала школа и насколько он подтвердил свои знания при поступлении в высшее учебное заведение.
Если говорить в целом о правилах приема, стоит сказать, что мы сейчас выполняем поручение правительства, Администрации Президента и фактически завершили разработку проекта указа об утверждении правил приема в новой редакции. Скорее всего, большинство новаций, которые мы планируем, коснутся вступительной кампании 2019 года. Поэтому сегодня абитуриентам не стоит волноваться, что что-то неожиданное вдруг выплывет во вступительной кампании.
Какие это могут быть новации, что мы сегодня рассматриваем? Во-первых, сроки регистрации абитуриентов для участия в ЦТ. Мы думаем, что эту норму надо перенести в компетенцию правительства, а не устанавливать в указе. Это чисто техническая норма, и она может изменяться в зависимости от потока абитуриентов, от их числа, количества выпускников школ и т.д.
Далее это касается требований о наличии стажа работы не менее 10 месяцев в должности или по профессии либо занятия предпринимательской деятельностью для лиц, имеющих общее среднее образование, при поступлении для получения образования в заочной или вечерней форме. То есть раньше выпускник школы мог поступать на заочное, но в будущем планируется ввести обязательное требование о стаже работы. Если абитуриент не поступил на стационар, он идет работать. Отработав 10 месяцев, может, продолжая работать, претендовать на заочное образование.
Также идет речь о проведении для абитуриентов, поступающих на специальности, которые требуют наличия особых практических навыков, дополнительного вступительного испытания в учреждениях высшего образования. Есть специальности, по которым нужно проверить какие-то навыки, допустим, по иностранному языку. Недостаточно сдать тест, надо еще посмотреть, насколько человек владеет устной речью, насколько у него грамотное произношение. Возможен такой экзамен. Перечень таких специальностей будет определяться Министерством образования. Это будет тоже известно заранее. Соответственно будут разработаны программы таких вступительных испытаний и формы контроля, чтобы избежать злоупотреблений. Это не значит, что по всем специальностям так будет, но по некоторым - возможно.
По ряду специальностей может появиться так называемое предварительное профессионально-психологическое собеседование. Например, при поступлении на специальности, требующие наличия особых управленческих навыков. Опять же перечень специальностей будет установлен соответствующим постановлением и об этом будет известно заранее.
Мы планируем предусмотреть возможность целевой подготовки специалистов с высшим образованием по отдельным востребованным экономикой специальностям для организаций независимо от их места нахождения. Сегодня целевое направление могут давать организации, находящиеся исключительно в определенных населенных пунктах. В то же время мы наблюдаем тенденцию, когда даже в областных городах иногда не хватает специалистов того или иного профиля. Мы здесь могли бы более эффективно использовать механизм целевой подготовки, когда конкретное предприятие заказывает подготовку определенного специалиста. Это и связь предприятия с конкретным учреждением образования, это и предоставление рабочего места, это и выделение определенного социального пакета и т.д.
Кроме этого, мы немного упорядочим систему льгот при поступлении. Так, перечень лиц, имеющих преимущественное право на зачисление при равной общей сумме баллов, будет дополнен некоторыми категориями. Речь идет, в частности, о гражданах, прошедших срочную военную службу и службу в резерве. То есть при прочих равных они будут иметь возможность преимущественного зачисления. Инвалиды 1-й и 2-й групп, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет тоже получат при прочих равных такую льготу - преимущественного права зачисления. Это же касается абитуриентов, которые имеют профессионально-техническое образование и стаж работы по избранному профилю (направлению) образования не менее 1,5 года на дату подачи документов в приемную комиссию учреждения высшего образования. Это будет стимулировать к тому, чтобы абитуриенты выбирали совершенно разные форматы движения: необязательно через профильный класс общего среднего образования, а выход через профтехобразование, когда можно поработать в системе, ощутить на себе профессию и пойти по этому профилю на более высокий уровень образования, при этом получать определенную льготу.
Так как отдельные нормы потребуют от абитуриентов дополнительной подготовки (дополнительного вступительного испытания для лиц, поступающих на требующие наличия особых практических навыков специальности), наличия трудового стажа (для поступления на заочную, вечернюю форму получения образования), предполагается, что эти изменения могут вступить в силу не ранее 2019 года.
Еще раз повторю, что каких-то неожиданностей в этом году ждать не стоит. Программы вступительных испытаний есть, требования прописаны, цифры приема к 1 апреля обнародуем. Надо готовиться.
Нет, этот вопрос пока не рассматривается. Вместе с тем хочу отметить, что мы сбалансировали программы общего среднего образования и по содержанию, и по количеству часов.
Да, есть отдельные перекосы. И здесь я согласен с обоснованной критикой главы государства по поводу нагрузки школьников. К сожалению, есть учителя, которые считают, что чем больше они зададут по своему предмету, тем лучше. В результате мы теряем качество и перегружаем школьника.
Подчеркиваю, мы предъявляем ко всем учреждениям образования жесткое требование: основной материал должен усваиваться на учебном занятии в школе. На дом должны даваться небольшие задания, которые позволят ребенку закрепить этот материал.
Кроме того, мониторинг расписания занятий в школах показывает, что не всегда руководство учебных заведений ответственно относится к их составлению. Первым уроком может стоять предмет, по которому запланирована контрольная работа, не всегда более сложные предметы чередуются с менее сложными и так далее - все это является нарушением установленных санитарных норм и требований, установленных Министерством образования.
Работу по контролю мы будем продолжать. Однако, пользуясь случаем, призываю руководителей учреждений образования взять под личный контроль вопросы нагрузки учащихся в плане домашних заданий. Это моя принципиальная позиция и как министра, и как педагога.