Воспитательная работа в белорусской системе образования осуществляется в соответствии с концепцией и программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Цель воспитания - формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Какие направления в воспитательной работе с подрастающим поколением Министерство образования считает наиболее актуальными? Оправдало ли себя введение шестого школьного дня? В чем заключаются основные функции классного руководителя сегодня и какими компетенциями он должен обладать? Как осуществляются подготовка, повышение квалификации педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов? Какую помощь родителям в семейном воспитании может оказать школа?
На эти и другие вопросы ответили во время онлайн-конференции эксперты.
Воспитанию подрастающего поколения, работе с молодежью в Беларуси придается особое значение. В учреждениях образования сложилась стабильно функционирующая система. Белорусская модель обеспечивает целостность и непрерывность обучения и воспитания и охватывает все его уровни - от дошкольного до высшего.
Приоритет воспитания закреплен не только в концепции и программе, но и в Кодексе об образовании, других документах. Речь идет о последовательном и активном содействии личностному становлению гражданина и патриота, профессионала, ответственного семьянина. Ориентир - на развитие личности ребенка, его природных задатков и способностей, сохранение и укрепление здоровья, создание в школе обстановки социальной и психологической защищенности, творческого содружества.
Минобразования уже в этом году планирует разработать проект программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2026 годы. Она будет уже пятой по счету. При ее формировании мы тщательно проанализируем работу педагогических коллективов, чтобы определить актуальные проблемы и эффективные стратегии их решения.
Программа непрерывного воспитания носит практико-ориентированный характер. Она не только определяет приоритеты, но и способствует внедрению современных форм и методов развития и саморазвития детей, молодежи. Этот документ служит основой для региональных программ воспитания и тех программ, которые реализуют в учреждениях образования с учетом местных культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и других особенностей региона, запросов семьи. Программа требует творческого подхода со стороны педагогов. В этой связи следует обратить особое внимание на усиление воспитательного потенциала учебных занятий. И здесь эффективность зависит прежде всего от целенаправленного отбора содержания учебного материала, выбора различных форм организации учебно-познавательной деятельности.
Особое внимание в белорусских школах уделяют формированию целостной системы воспитания и охраны детства. Акцент сделан на гражданственности и патриотизме, культуре семейных отношений, здоровом образе жизни и подготовке к самостоятельной жизни и труду. В числе приоритетов в идеологической и воспитательной работе на этот учебный год определены: гражданско-патриотическое воспитание, развитие детских и молодежных инициатив, ученического самоуправления, а также формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения. Кроме того, во главе угла профилактика противоправного поведения, профориентация, совершенствование работы с семьей.
Современный мир, если можно так сказать, диктует педагогу особые условия реализации своей деятельности. Учитель - это человек, который воспитывает и учит одновременно. Процесс воспитания проходит через любой учебный предмет, но при этом он должен быть ненавязчивым, интересным, потому что современные дети в большинстве случаев не принимают методы убеждения, принуждения.
Наши дети - это особые дети, имеющие современные гаджеты и массу возможностей реализовать свои познавательные интересности. Для них учитель важнее как личность: умный, интересный, современный, с чувством юмора, тонкий психолог. Поэтому сейчас качества учителя-профессионала приобретают иной окрас. Вместе с профессиональными компетенциями должны присутствовать мобильность, способность к экспериментам, различным проектам, некая легкость, активность. Учителя должны ориентироваться в интернет-пространстве, знать современные молодежные течения и быть, если можно так сказать, в тренде. От профессиональных и личностных качеств, способности к постоянному совершенствованию не только как педагога, но и как человека зависит восприятие учащимися того материала, который мы, педагоги, стараемся им ежедневно преподнести.
Я бы не сказала, что это нововведение. Свою историю шестой школьный день ведет с 2002 года. Именно в связи с переходом учреждений общего среднего образования на шестидневную школьную неделю (пятидневную учебную неделю) встал вопрос о корректировке подходов к воспитательной работе. И уже в последующем, в 2008 году, декретом Президента был утвержден этот переход, а в 2011-м эта норма была внесена в Кодекс об образовании, когда образовательный процесс организуется в режиме шестидневной школьной недели (пятидневной учебной недели).
Шестой школьный день, своего рода социальный феномен, стал днем для развития творческих способностей учащихся, укрепления физического здоровья, трудового воспитания, профессиональной ориентации. Именно эти направления работы учреждений общего среднего образования являются главными при его организации. Сегодня можно сказать, что шестой школьный день состоялся. Разработаны региональные модели его организации с привлечением всех заинтересованных, прежде всего органов МВД, МЧС, здравоохранения.
Конечно, мы уделяли и уделяем большое внимание методическому сопровождению шестого школьного дня. Ежегодно издаются методические рекомендации по его организации, есть соответствующее пособие - все в помощь педагогам. Сегодня в учреждениях образования с учетом возможностей, социокультурной среды действительно организована интересная работа.
Очень часто задается вопрос: обязательно ли посещение мероприятий шестого школьного дня? Мы полагаем, что если работа в этот день организована интересно, то дети, по своей натуре коллективисты, с удовольствием придут и будут участвовать. Часто родители обращаются с вопросом: если ребенок посещает учреждение дополнительного образования, обязательно ли ему приходить на мероприятия шестого школьного дня? Если ребенок в этот день имеет возможность посещать школу искусств, спортивную секцию, конечно, он должен быть там.
Большое внимание мы уделяем в этот день детям, которые нуждаются в особом педагогическом внимании. Налажена работа консультационных пунктов, где консультации проводят педагоги-психологи, социальные педагоги.
Конечно, шестой школьный день - уникальная возможность для организации трудового воспитания обучающихся, профессиональной ориентации. В последние годы широко задействованы ресурсы профессионального образования, учреждений высшего образования. С рядом из них заключены договоры, которые позволяют старшеклассникам посещать мастер-классы, увидеть что-то своими глазами, попробовать.
В последние годы к организации шестого школьного дня стали шире привлекаться и учителя-предметники. Родители могут, как правило, один на один пообщаться с учителем, узнать, какие трудности испытывает их ребенок в изучении того или иного предмета.
Конечно, говоря о развитии шестого школьного дня, мы постоянно делаем акцент на необходимости привлечения родителей к его организации. Ребенку, наверное, будет интереснее, он будет гордиться тем, что рядом с ним в мероприятиях участвуют мама и папа. Такой опыт у нас в стране также накоплен. Многие родители активно включаются, прежде всего в организацию физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы. В Гомельской области, к примеру, реализуется проект "Папа-зал". Он широко подхвачен и в других регионах.
Если говорить об отношении родителей и детей к шестому школьному дню, то сегодня мы не ставим конкретных задач в плане посещаемости. Эта цифра колеблется. В какую-то субботу она может быть 40%, а в какую-то - 80% учащихся. Отношение родителей также зависит от работы, которую организует школа, и от системы, сложившейся в том или ином учреждении общего среднего образования. Согласитесь, любой родитель заинтересован в развитии своего ребенка. И если ребенок в свободное время не болтается без дела, не сидит в гаджетах, а участвует в каких-то объединениях по интересам, мероприятиях, проводимых в шестой школьный день, родители будут это приветствовать.
Я бы хотел начать с дополнительного образования детей и молодежи и отметить, что на протяжении последних лет, наверное четырех, мы успешно развиваем новые инновационные направления. Это робототехника, прототипирование, 3D-моделирование, беспилотные летательные аппараты. И к этим направлениям, которые, на мой взгляд, сейчас в республике успешно развиваются, мы приурочили новые республиканские и международные мероприятия, такие как Хай-Тек, JuniorSkills. И необходимо отметить, что ребята из Беларуси показывают достойные результаты и занимают первые, вторые, третьи места. Поэтому сегодня уделяем внимание этим новым направлениям. Но, безусловно, время идет, и мы понимаем, что нам необходимо создать учреждение нового типа. И в соответствии с указом Президента №145 от 12 апреля 2019 года такая работа сегодня уже активно ведется и планируется создание Национального детского технопарка - учреждения образования, которое начнет свою работу в 2021 году.
Какая цель? Прежде всего, это реализация новых образовательных программ, программ дополнительного образования одаренных детей и молодежи, которые будут прежде всего направлены на выявление и развитие у учащихся способностей к научно-исследовательской работе, изобретательству и рационализаторству. Программы будут реализовываться как в очной, так и в дистанционной заочной форме. Мы планируем, что детский технопарк будет работать круглогодично, но по основным своим программам и направлениям - с сентября по июнь включительно. Июль-август - месяцы, когда будут работать оздоровительно-образовательные смены.
Если говорить о возрасте, то преимущественно, мы планируем, будут учащиеся 9-11-х классов. Они будут обучаться в группах от 7 до 10 человек. Смена будет до 24 дней. Планируем три этапа отбора. Первый - дистанционный, когда ребята отправляют на сайт Национального детского технопарка заявку и в дальнейшем свою творческую работу или некий проект. И, я уверен, такие работы у нас найдутся, и замечательные проекты тоже будут. Экспертный совет, который будет работать в детском технопарке, оценит данную работу, и мы перейдем уже ко второму этапу, на котором ребята будут проходить тестирование. Сразу ко второму этапу будут допускаться учащиеся, которые уже показали свои достижения - это победители различных олимпиад, республиканских и международных конкурсов. На третьем этапе учащиеся будут проходить собеседование, которое позволит определить, в каком направлении и в какой лаборатории каждый из них будет работать.
Мы планируем 15 таких инновационных лабораторий по направлениям "робототехника", "авиакосмос," "зеленая химия", "инженерная экология", "биология".
Кроме учеников 9-11-х классов технопарк смогут посещать также и учащиеся средних школ младшего возраста. Мы планируем для них туры выходного дня, где в формате экскурсий, профориентаций группы на один-два дня будут приезжать и знакомиться с работой лабораторий технопарка. Также планируем создать на базе технопарка интерактивные площадки, которые будут рассказывать о тех профессиях, которые сегодня котируются в мире, будут профессиями будущего. Я уверен, что данное учреждение будет востребовано.
Классный руководитель занимает особое место и, без сомнения, играет ключевую роль в процессе воспитания личности. На мой взгляд, классный руководитель - это в первую очередь мудрый воспитатель, тот, кто всю жизнь посвятил формированию духовной, моральной, физически здоровой, социально активной личности, способной к интеллектуальной и физической деятельности, личности, которая строит свою жизнь по законам мудрости, доброты, морали и справедливости. Он призван быть связующим звеном между ребенком и учителями-предметниками, другими педагогами, ребенком и родителями, социумом, а иногда и между самими детьми. К нему первому, а порой и единственному, обращаются дети за советом, помощью и поддержкой в надежде найти старшего друга и мудрого наставника. И если это происходит, школа становится для ребенка действительно вторым домом. Поэтому неслучайно большие надежды в деле воспитания подрастающего поколения возлагаются сегодня государством, обществом, семьей именно на классного руководителя, надеясь на его подвижничество, полагаясь на его энтузиазм, неравнодушие, любовь к детям и профессии.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном воспитательной системы учреждения образования, основным механизмом реализации индивидуального подхода к каждому ребенку. Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это человек, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную. Он глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним и его семьей, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, создает условия для комфортной и безопасной жизнедеятельности каждого ребенка, всячески содействует его развитию.
Формы работы он определяет, исходя из педагогической ситуации. Это информационные классные часы, беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный творческий труд и многое другое. Важнейшими требованиями к личности классного руководителя, на мой взгляд, являются профессионализм, компетентность, гражданская, высоконравственная, политическая культура, ответственность и коммуникабельность. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного исполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать педагогические основы работы с учениками конкретного возраста. Классный руководитель должен быть информированным в новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, пользоваться современными технологиями воспитания.
Проект "Школа Активного Гражданина" реализуется уже второй год. И это, на мой взгляд, один из самых масштабных и известных республиканских проектов. Что стало фактором успешности, что предопределило тот результат, который мы имеем сегодня? Во-первых, основой для проекта стала уже сложившаяся эффективная информационно-пропагандистская работа, которая в учреждениях общего среднего образования осуществляется еще с 2003 года. Проект стал импульсом, новой ступенькой в развитии этого направления работы в школах.
Вторым фактором успешности я бы назвала методическую структуру. Это три шага, которые мы осуществляем в рамках каждого мероприятия информационно-образовательного проекта: "Мы узнаем". "Мы размышляем". "Мы действуем". В-третьих, это методическое сопровождение проекта. На Национальном образовательном портале ежемесячно размещаем информационные, методические материалы, мультимедийную презентацию, все то, что обеспечивает эффективную реализацию наших трех шагов.
В числе факторов успешности также предоставление возможности учреждениям образования выбрать организационную модель поведения. Мы не ставили своей задачей учредить всем одинаковые организационные рамки, потому что элементарно актовый зал учреждений образования в одной школе отличается от другого с точки зрения посадочных мест, и параллелей в классе разных школ может быть разное количество. Поэтому мы предусмотрели в организационных механизмах реализации проекта разные модели, которые учреждениями образования используются.
На Национальном образовательном портале в рубрике "ШАГ" есть очень интересная рубрика - "Лучшая Школа Активного Гражданина". Важным показателем того, что проект живет полноценной жизнью, принят, понят и поддержан, является то, что в эту рубрику учреждения образования уже на протяжении двух лет присылают нам свой опыт, фотографии, делятся впечатлениями, каким образом вот эти встречи в рамках проекта у них проходят. Более того, к нам поступают звонки от представителей органов государственного управления, которые очень живо интересуются проектом, присылают нам материалы. Это тоже один из показателей того, что проект нужен, актуален и поддержан.
Безусловно, любой проект должен развиваться, за два года накопилось достаточное количество опыта, которым можно поделиться. Чтобы дать возможность выйти проекту на некий новый виток развития, мы на Национальном образовательном портале организовали интерактивную интернет-площадку для сопровождения нашего третьего шага "Мы действуем". Это самый важный шаг, который носит такой рефлексивный характер, предполагает как раз выход на конкретные действия и социальные инициативы. Интерактивная площадка позволяет обменяться опытом организации социальных инициатив. Вот это такое новшество, которое мы предлагаем и будем держать руку на пульсе, будем с удовольствием принимать материалы, которые учреждения образования будут нам присылать. Надеемся, что наш проект будет шагать по учреждениям образования все так же успешно.
Действительно, в настоящее время сложилась и успешно функционирует целая система подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов наряду с другими педработниками. Важную роль в этой работе играют региональные институты развития образования, Академия последипломного образования как координатор этой деятельности.
В академии ведется переподготовка специалистов образования по специальностям: практическая психология, социальная педагогика. Разработаны оригинальные учебные программы по этим специальностям. Преподаватели кафедр для слушателей подготовили ряд методических пособий. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса позволяет удовлетворить профессиональные запросы слушателей, выдвигающих даже повышенные требования к учебному материалу, качеству преподавания дисциплин и прежде всего к ориентации содержания предметов на психолого-педагогическую и социально-педагогическую практику.
В переподготовке обязательно находит отражение опыт работы специалистов, которые достигли высоких результатов. Помимо этого, у слушателей есть замечательная возможность принимать активное участие в международных и республиканских научно-практических конференциях, семинарах, которые проходят в академии. В них участвуют ведущие отечественные и зарубежные ученые, специалисты-практики, представители Министерства образования.
В процессе повышения квалификации руководителей и специалистов предусматривается развитие компетенций, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной роли, гибкости, мобильности. Уделяется внимание готовности решать общие и специфические профессиональные задачи, в том числе в экстремальной, нестандартной ситуации, осуществлять иные профессиональные действия, которые предполагают знания практической направленности. Содержание повышения квалификации изменяется в соответствии с социальным заказом.
Отмечу некоторые направления, аспекты, которые наиболее актуальны сейчас. Это, конечно, работа с учащимися, состоящими на всех видах учета, и их социализирующими взрослыми. Актуальна проблематика профилактики, особенно в сфере здорового образа жизни. Удовлетворяются потребности слушателя в формировании компетенций в области интерактивных методов работы с учащимися, предупреждения насилия со стороны сверстников и взрослых, иных форм поведения, угрожающих жизни, здоровью и социальному благополучию детей.
Обязательно в каждой учебной программе переподготовки, повышения квалификации есть практические занятия на площадках учреждений образования. Подготовка каждой такой программы предусматривает обязательную разработку комплекта электронных образовательных ресурсов, куда включаются материалы на основе опыта работы учреждений образований, педагогов-новаторов, результаты инновационной деятельности, творческих и исследовательских проектов.
Еще один аспект работы в этом направлении - деятельность учебно-методических объединений профильных специалистов, которые дают возможность регулярного, целенаправленного, профессионального общения, практической взаимопомощи. Формы их работы разнообразны. Это обсуждение нормативных правовых документов, журнальных статей и новинок профессиональной литературы, круглые столы, мастер-классы, тренинги, другие интерактивные мероприятия, которые позволяют изучать, анализировать практический опыт коллег, знакомить их с новыми подходами, методиками, помогать молодым специалистам.
Действенную поддержку руководителям учебно-методических объединений оказывают региональные институты развития образования, с которыми академия тесно сотрудничает, обеспечивая необходимое научно-методическое сопровождение. Мы также работаем со всеми заинтересованными - высшими учебными заведениями, средними специальными учреждениями образования.
Специальности социального педагога, педагога-психолога относительно новые. Сегодня они востребованы и авторитетны в нашей республике. Эти специалисты решают одну из самых главных задач социальной политики нашего государства - помощь и поддержка человека, его развитие, воспитание, становление, поддержка семьи.
В стране сложилась система учреждений социально-педагогической помощи детям и семьям. В каждой школе работают социально-педагогическая и психологическая службы. В каждом районе - социально-педагогический центр, иногда с детским социальном приютом. Кроме того, в масштабах страны социально-педагогическая и психологическая поддержка оказывается и в территориальных центрах социального обслуживания населения. Это мощная и очень серьезная база в воспитании детей, молодежи и поддержки семьи.
Отмечу, что социальный педагог и педагог-психолог - это авторитетные профессии среди родителей и учащихся. В подтверждение этому служат цифры. Во время приемной кампании 2019 года конкурс абитуриентов на специальность "социальная педагогика" составил 2,2 человека на место, а на специальность "социальная и психолого-педагогическая помощь", которая открылась в 2016 году в Белорусском государственном педагогическом университете, - 3,2 человека на место. Эти специалисты заслужили такое уважение своим трудом, выполнением своей миссии. Как говорят мои студенты, это высокая миссия - понять человека, помочь и поддержать в самые сложные, кризисные моменты его жизни.
Учащиеся говорят, что социальные психологи в учреждениях образования - это их друзья. Приятно слышать, когда педагога-психолога и социального педагога наши дети воспринимают как друзей, ведь не к каждому ребенок подойдет со своей проблемой.
Я представляю Республиканский центр психологической помощи. Это инновационный совместный проект Министерства образования и Белорусского государственного педагогического университета. Согласна с тем, что в нашей стране педагоги-психологи востребованы. Что касается обращений в наш центр за оказанием такой помощи, с начала сентября их поступило более 870. Я считаю, что это большая цифра, которая говорит сама за себя.
Центр работает преимущественно в двух направлениях. Во-первых, это мероприятия, направленные на психологическое сопровождение учащихся, студентов и их родителей, законных представителей в кризисных ситуациях. Во-вторых, интеграция и координация психологов, работающих с участниками образовательного процесса в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях. Специалисты нашего центра - педагоги-психологи - уже выезжали по поручению Министерства образования для решения ряда кризисных, посткризисных ситуаций и осуществляли интервенции на местах в регионах. Также одна из основных наших задач - создание региональной сети педагогов-психологов и их обучение для того, чтобы мы могли со своей стороны их сопровождать, не выезжая на место происшествия.
Мы не сидим и не ждем кризисных ситуаций. Наши педагоги-психологи ведут просветительскую работу с родителями, учащимися, учителями, педагогами, готовя информационные буклеты, выезжая в школы.
Одно из приоритетных направлений нашей работы - подготовка и проведение лекториев для родителей по вопросам предотвращения буллинга, кибербуллинга, а также поддержки детей и подростков в данных ситуациях.
С начала работы в центр поступило 872 обращения, из них 26% - по семейной проблематике. Проводились индивидуальные консультации родителей и детей по супружеским вопросам, по конфликтам в детско-родительских отношениях, по сиблинговым конфликтам, межпоколенным, по отношениям с усыновленными детьми. Исходя из анализа запросов мы планируем разработать программу "Школа родительства" для родителей-усыновителей и родителей, воспитывающих приемных детей, замещающих родителей. Активно ведем работу в этом направлении. Совместно с общественным объединением "Центр поддержки семьи", я думаю, у нас получится реализовать эту программу. Мы проведем встречи с родителями, они будут обучаться в том же "Родительском университете", который реализует педагогический университет.
Отправляя ребенка в школу, вы доверяете ей самое дорогое - его жизнь и здоровье. Школа в свою очередь берет на себя ответственность за него, в том числе и за его безопасность. Поэтому те правила, которые прописаны во внутреннем распорядке школы, прежде всего призваны оберегать ребенка. Другое дело, какие методы использует учреждение образования для того, чтобы эти правила объяснить и проконтролировать их выполнение. Если вы описываете ситуацию в конкретной школе, которую посещает ваш ребенок, то, можно сказать, что данное учреждение предпочитает выстраивать воспитательный процесс на основе запретов, не всегда учитывая возрастные особенности ребенка и необходимый период адаптации для первоклассников.
Вы пишите, что ваш ребенок в последние полгода часто произносит "мама, а нам этого нельзя", а знает ли он, почему ему это запрещают? Как звучит само правило, какие последствия могут быть, если его нарушить? Если ребенок не знает ответов на эти вопросы, ему будет сложно соблюдать эти правила. Важно наладить конструктивный диалог между родителями и администрацией учебного заведения. Если вы знаете, как можно улучшить или повысить качество правил внутреннего распорядка школы, попробуйте проявить инициативу и, подготовив конкретные предложения, обсудить их на одном из родительских собраний.
Также важно понимать, что ответственность за процесс воспитания ребенка как ученика лежит не только на школе, но и на семье. Если вас беспокоит то, как правила преподносятся учителями и администрацией, вы можете, предварительно ознакомившись с правилами внутреннего распорядка, самостоятельно объяснить их ребенку в понятной и доступной форме. Важно показать ребенку не только, что нельзя делать, но и почему.
Кроме того, в школе установлен определенный режим: не все, что позволяется дома, может быть доступно в школе. Здесь не должно быть конфликта авторитетов. Важно, чтобы мнение учителя и родителя совпадало, так ребенку будет легче понимать и принимать установленные правила. Это касается не только безопасности. Учитель в свою очередь, как и семья, по необходимости может повторять правила, акцентируя внимание на возможных последствиях при их нарушении.
Вопрос очень актуальный. Современные дети и родители - это новое поколение, которое живет, развивается, воспитывается, формируется в насыщенном информационном пространстве. С другой стороны, жизнь человека, его развитие, воспитание личностных качеств начинаются в семье. От того, насколько родители готовы к процессу семейного воспитания, зависит успех. Сами родители очень хорошо понимают: воспитывать детей - значит воспитывать и обучаться самому.
Мы провели широкомасштабное исследование среди родителей об их готовности к воспитанию детей, о проблемах, которые они испытывают. Радует, что 87% опрошенных сказали, что в семье есть взаимопонимание. 62% ответили, что они не испытывают трудности в воспитании детей. Но мы должны хорошо понимать и те проблемы, которые сегодня переживает семья. В частности, из всех родителей, которые участвовали в исследовании, 21% - это были родители из неполных семей. Это уже для нас достаточно серьезная тревожная статистика. В 68% семей воспитанием занимаются оба родителя, в 29% - мамы, в 3% - отцы. Эта статистика говорит о насущных проблемах. Нас очень тревожит, что более трети родителей испытывают трудности в воспитании детей. К сожалению, растет отчуждение и непонимание между родителями и детьми, утрата взаимной любви. Сегодня жизнь насыщена огромным потоком информации, что осложняет ситуацию.
Почти 13% родителей ответили, что не совсем понимают друг друга, причем и родители, и дети между собой. 12% очень редко говорят с ребенком по душам. Отсюда проблемы доверия друг к другу, помощи и поддержки. И, что очень тревожно, 21% родителей не всегда способны оказать влияние на своего ребенка. За этими цифрами кроются проблемы недостаточной психолого-педагогической готовности родителей к семейному воспитанию. В связи с этим Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка разработал программу "Родительских университетов". Она одобрена Министерством образования и преследует решение таких вопросов, как осуществление социального партнерства родителей и педагогов. От этого зависят многие компоненты успешного воспитания наших детей. Еще одна серьезная задача "Родительского университета" - формирование ответственного родительства. Далее психолого-педагогическое просвещение, формирование родительской компетентности в выборе форм и методов взаимодействия со детьми, понимание, оказание помощи в их становлении, развитии и взрослении.
"Родительский университет" сегодня как система взаимодействия школы с родителями представляется в трехступенчатом варианте. Первую ступень мы назвали "Мой ребенок - младший школьник", вторую - "Мой ребенок - подросток", третью - "Мой ребенок - старшеклассник". В этих трех ступенях кроются особенности воспитания детей на том или ином возрастном этапе. Для родителей начальной школы наиболее насущными являются вопросы адаптации ребенка к обучению, школе, коллективу, в который он пришел, да и вообще - к новой жизни маленького человека. По мере взросления детей проблемы, которые волнуют родителей, имеют уже ярко выраженную возрастную особенность. Для подростков это переходный возраст, который связан со становлением и самоутверждением в коллективе и среди друзей. Это проблемы полового созревания. На третьей ступени "Родительского университета" - вопросы самоопределения старшеклассников, в том числе профессионального, формирование ценностных установок.
Сегодня в школах взаимодействие педагогов и родителей, безусловно, осуществляется. Но мы считаем, что "Родительский университет" должен быть системой взаимодействия педагогов и родителей начиная с первого класса. Почти 46% родителей сказали о том, что их знания в процессе воспитания не достаточны. На вопрос, что для вас является источником родительской грамотности, они ответили, что в первую очередь это жизненный опыт и интуиция, далее - опыт воспитания в родительской семье, на третьем месте - средства массовой информации. Третий источник нас больше всего сегодня волнует.
Чтобы быть современным родителем, надо обучаться. "Родительские университеты" будут предлагать самые различные темы и обсуждения для получения ответов на волнующие вопросы. И формы мы предлагаем очень разные: это могут быть тематические родительские собрания, семинары-практикумы, круглые столы, диспуты, дискуссии, обмен опытом. Мы предполагаем мощную информационную просветительскую работу среди родителей. В работе "Родительских университетов" будем придавать большое значение индивидуальным консультациям.
В 2016-2018 годах БГПУ совместно с Белорусским союзом женщин реализовал проект "Здоровая семья - здоровая нация". Его результатом, на мой взгляд, станут два очень серьезных шага. Нами была разработана программа факультатива для старшеклассников "Основы семейной жизни", которая утверждена Министерством образования и сегодня реализуется в школах. Понимая важность для наших детей психологических знаний, мы разработали программу факультатива для учащихся 7-9-х классов "Основы психологии", целью которой будет формирование психологической культуры учащихся.