Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
13 мая 2014, 13:00

Обеспечение равных условий конкуренции на рынке ЕЭП

Одним из основных элементов успешного функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Казахстана и Беларуси является обеспечение равных условий доступа товаров из трех стран на рынки друг друга. С 1 января 2012 года - момента образования Единого экономического пространства - вступило в силу Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции. В 2013 году стороны завершили гармонизацию национального антимонопольного законодательства. В октябре 2013 года главами тройки был подписан модельный закон "О конкуренции", определивший единые подходы к основным положениям национального законодательства государств - членов ТС и ЕЭК, а в декабре принято решение о передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных товарных рынках.

Как повлияли принятые решения на взаимную торговлю Беларуси, России и Казахстана? Какие меры помогут снизить неоправданно высокие тарифы на трансграничных ранках пассажирских железнодорожных и авиаперевозок, мобильной связи? Какие товары больше всего подвержены риску недобросовестной конкуренции? Открыли ли государства тройки свои рынки госзакупок для поставщиков из стран - партнеров по ТС и ЕЭП?

Ответы будут публиковаться 13 мая после 13.00 по мере готовности.

Вопросы конференции

Козодой Владимир, Калининград
В конце прошлого года принято решение о передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных товарных рынках Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Предполагалось, что уже в первом полугодии текущего года комиссия сможет в полном объеме выполнять эту функцию и рассматривать заявления о нарушении правил конкуренции. Так ли это? Поступают ли такие заявления в комиссию?
В настоящее время завершаются внутригосударственные процедуры в трех странах по Соглашению о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции. Также комиссией разрабатывается порядок работы с документами ограниченного распространения. С момента подписания этих документов ЕЭК в полном объеме будет осуществлять функции по контролю за соблюдением единых правил конкуренции.

Заявления о нарушении правил конкуренции на трансграничных товарных рынках в настоящее время рассматриваются в рамках взаимодействия с национальными антимонопольными органами Беларуси, Казахстана и России.
Дебуш Алексей Иванович, Минск
Чтобы обеспечить равные условия конкуренции для товаров из Беларуси, России и Казахстана на рынке ЕЭП, необходимо гармонизировать соответствующее законодательство трех стран. Какова сегодня ситуация с гармонизацией конкурентного законодательства государств-членов ЕЭП?
Антимонопольное законодательство трех стран гармонизировано с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции. В Беларуси в 2013 году принята новая редакция закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". В Казахстане 6 марта 2013 года принят закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции". Антимонопольное законодательство Российской Федерации также приведено в соответствие с положениями Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции.

Башкатова Т.В.
В прошлом году главами Беларуси, России и Казахстана подписан модельный закон "О конкуренции". Как идет процесс имплементации норм модельного закона в законодательство Республики Беларусь? Какие нормы по защите внутреннего рынка, продвижению товаров на внешние рынки, развитию бизнеса необходимо принять в Беларуси?
Как я уже говорил, в целях совершенствования антимонопольного законодательства в 2013 году в Беларуси принят антимонопольный закон в новой редакции, который гармонизирован с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции

Кроме того, постановлением Министерства экономики от 5 сентября 2013 года №66 расширены права антимонопольного органа при проведении проверок.

Для создания более благоприятных условий для развития бизнеса в Беларуси необходимо имплементировать в национальное антимонопольное законодательство такие прогрессивные нормы модельного закона, как контроль участия государства в предпринимательской деятельности, антимонопольные требования к торгам, порядок предоставления государственных преференций. Это позволит обеспечить недискриминационные условия доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки, создать прозрачное и предсказуемое правовое поле для добросовестного ведения бизнеса.
Панасик Андрей, Минск
В модельном законе "О конкуренции" предусмотрены антимонопольные требования к торгам и запросу котировок цен на товары. Могли бы Вы разъяснить эти положения? Насколько актуально это для Беларуси?
Согласно модельному закону защита конкуренции при проведении торгов обеспечивается путем определения открытого перечня действий, на совершение которых устанавливается запрет, так как это приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. К таким действиям относится, например, создание участнику торгов, запроса котировок преимущественных условий; нарушение порядка определения победителей торгов, запроса котировок; ограничение доступа к информации об этих торгах, запросе котировок и другие.

За такие нарушения суд может признать соответствующие торги и заключенные по их результатам сделки недействительными.

В настоящее время в белорусском антимонопольном законодательстве практически отсутствуют нормы, направленные на предотвращение сговоров на торгах, за исключением нормы ст.6 закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", запрещающей необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах. Имплементация в белорусское антимонопольное  законодательство запрета на действия, направленные на ограничение конкуренции при проведении торгов, позволит сделать процедуру торгов более прозрачной для всех участников, будет способствовать честной и открытой конкуренции при проведении торгов и расширит права антимонопольного органа в части рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов.

Утятникова Светлана, Костанай, Казахстан
Одним из направлений работы ЕЭК является исследование трансграничных товарных рынков. Какие рынки находятся в настоящее время в поле зрения комиссии, и какие проблемы выявлены?
В настоящее время Евразийская экономическая комиссия осуществляет мониторинг различных товарных рынков, как монополизированных, так и с развитой конкурентной средой. Это рынки грузовых и легковых автомобилей, тракторов и комбайнов, нефтепродуктов, газа, электроэнергетики, железнодорожных и авиаперевозок, фосфатного сырья, лифтов, почтовой связи, телекоммуникаций, синтетических моющих средств, целлюлозы, продовольственных товаров (сахара, соли, подсолнечного масла, гречневой крупы) и др.

Если говорить об уже проведенных исследованиях и выявленных проблемах, то вопросы имеются на монополизированном трансграничном рынке железнодорожных перевозок. К примеру, цена купейного билета на проезд поездом №26 по маршруту Минск-Москва увеличилась за два года (с марта 2012 по март 2014 года) на 56%. Цена плацкартного билета на проезд поездом №8 по маршруту Минск-Москва только за год (с марта 2013 по март 2014 года) возросла на 69%.

Кроме того, существенно отличаются внутренние тарифы на проезд железнодорожным транспортом от межгосударственных тарифов. Так, если стоимость проезда поездом №26 Орша-Смоленск (расстояние около 127 км) равна в плацкартном вагоне Br206 200 (Br213 400), то проезд этим же поездом в плацкарте на такое же приблизительно расстояние по территории Беларуси (Борисов-Орша) стоит Br28 100. А цена купейного билета Минск-Москва практически сравнима с авиабилетом на это же расстояние.

В Беларуси стоимость проезда железнодорожным транспортом регулируется Министерством экономики. Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в рамках государств-участников СНГ регулируются Соглашением о межгосударственном пассажирском тарифе (1995 г., Одесса).

Следует отметить, что, заключив договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, Беларусь, Казахстан и Россия определили, что на территории сторон функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах, существует единая инфраструктура и проводится согласованная политика, обеспечивающая свободное движение граждан, товаров и услуг.

Кроме того, пункт 3 статьи 3 Соглашения о межгосударственном пассажирском тарифе (МГПТ) не исключает возможности предоставления льгот и скидок при применении МГПТ.

В этой связи целесообразно рассмотреть со всеми заинтересованными органами власти и железнодорожными администрациями Беларуси, Казахстана и России вопрос об отмене МГПТ при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом между государствами – членами ТС и ЕЭП, либо о предоставлении льгот и скидок при применении МГПТ, позволяющих снизить стоимость проезда при перевозке пассажиров между тремя государствами до его стоимости внутри государства. Эти меры будут способствовать увеличению объемов пассажирских перевозок и развитию конкуренции на товарном трансграничном рынке перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.

На рынке услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов на территории государств – участников единого экономического пространства действуют более 2,5 тыс. операторов (владельцев подвижного состава).

Анализ арендной платы за одну единицу грузового подвижного состава за сутки показал, что арендная плата, взимаемая российскими операторами (владельцами вагонов), ниже, чем взимаемая рядом белорусских и казахстанских операторов. Такая ситуация обусловлена в основном различиями действующего в России, Беларуси и Казахстане законодательства по вопросам установления размеров арендной платы. Так, для оператора Республики Беларусь ГО "БЖД" и оператора Республики Казахстан АО "Казтемиртранс" размер арендной платы утверждается уполномоченными органами, в то время как операторы Российской Федерации устанавливают его самостоятельно.

При этом в Беларуси для потребителей услуг железнодорожного транспорта  действует различный порядок установления арендной платы. Для резидентов он устанавливается постановлением Совета Министров, для нерезидентов - определяется по соглашению сторон.

Также комиссией выявлены факты применения повышающего коэффициента к действующим тарифам при перевозках грузов с территории одного государства – члена ЕЭП на территорию другого.
Корр. БЕЛТА
Примерно такая же ситуация и на рынке авиаперевозок?
В ходе анализа трансграничного рынка авиационных пассажирских перевозок усматривается зависимость цен на авиабилеты от количества назначенных авиационными властями государств – участников ЕЭП авиаперевозчиков на маршрутах.

Так, на маршруте Москва-Астана, который эксплуатируется двумя назначенными авиаперевозчиками - АО "Эйр Астана" (Казахстан) и ОАО "АК "Трансаэро" (Россия), цены выше, чем на сопоставимых по расстоянию маршрутах, эксплуатируемых большим количеством перевозчиков. Разница в стоимости авиабилетов на сопоставимых по расстоянию маршрутах с высоким и низким уровнями конкуренции доходит до 40 %.

Всего действует около 50 регулярных маршрутов перевозок пассажиров воздушным транспортом между Беларусью, Россией и Казахстаном, каждый из которых является отдельным трансграничным рынком. При этом на 37 маршрутах усматривается монопольное положение одного авиаперевозчика, на 11 - объемы распределены между двумя перевозчиками и лишь на маршруте Москва-Минск осуществляют деятельность четыре авиакомпании.

По количеству перевезенных пассажиров регулярными рейсами между сторонами наиболее крупными авиаперевозчиками являются "Белавиа" (Беларусь), "Трансаэро" (Россия), "Эйр Астана" (Казахстан).

Гурская Ирина, Подольск
В апреле на встрече члена коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлана Алдабергенова с главами антимонопольных органов государств - членов ТС и ЕЭП было заявлено о необходимости поэтапного снижения и последующего обнуления тарифа на услуги международной сотовой связи (роуминга) в Едином экономическом пространстве по аналогии с Европейским союзом. Что делается в этом направлении?
ЕЭК также изучает рынок телекоммуникаций, в частности международный роуминг. Действительно, тарифы на мобильную связь при выезде за пределы Беларуси, даже в Россию и Казахстан, неоправданно высокие. Олигополистическая структура рынка порождает антиконкурентные действия операторов связи в рамках ЕЭП. В результате разница базовых тарифов на международные звонки и исходящие звонки в роуминге с сетей сотовых операторов составляет от 2 до 16,8 раза.

К примеру, при поездке в Россию за одну минуту вызова в Беларусь абонент Life в роуминге заплатит от Br5520 (Мегафон) до Br39540 (BaykalWestCom), абонент МТС - от Br9660 (российский МТС) до Br31812 (YeniseyTelecom), абонент Velcom  - от Br11760 (VimpelCom) до Br30000 (российский МТС). Аналогичная ситуация, если гражданин России приезжает в Беларусь. За звонок из Беларуси в Россию в роуминге с российского МТС он заплатит 33 российских рубля, с "Мегафона" - 19 российских рублей, с "Билайна" - 34 российских рубля. Более того - внутри самой России, например при переезде из Смоленска в Москву, звонки по мобильной связи оплачиваются по роуминговому тарифу.

Однако в Едином экономическом пространстве так быть не должно. По мнению комиссии, одна из причин такой ситуации - различия в законодательстве стран ЕЭП в сфере телекоммуникаций по вопросам установления тарифов сотовых операторов. Так, в России тарифы устанавливаются оператором связи самостоятельно, а в Беларуси и Казахстане они регулируются государством.

Комиссия изучила международный опыт регулирования роуминга. Успешно решается эта проблема в Европе, где с 2007 года действует Единая директива Европарламента и Совета Еврокомиссии "О регулировании роуминга в общественных мобильных телефонных сетях в пределах Европейского союза". В результате стоимость услуг в роуминге в ЕС с 2006 года уменьшилась более чем в 10 раз - с 2,9 евро до 0,24 евро на исходящие и с 0,8 евро до 0,07 евро на входящие звонки.

Опираясь на опыт Евросоюза, мы полагаем, что и на территории Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России необходима поэтапная отмена роуминга. Это позволит существенно сократить расходы потребителей на услуги связи в командировках, путешествиях, на отдыхе.

Поэтому комиссией совместно с национальными антимонопольными органами будет создана рабочая группа по проведению анализа рынка сотовой связи и проработке вопроса о подготовке проекта решения Высшего Евразийского экономического совета о плате за роуминг на территории ЕЭП, предусматривающего поэтапное снижение платы за роуминг и уравнивание ее на территории ЕЭП.
Корр. БЕЛТА
А проводились ли исследования по социально значимым товарам?
В феврале-марте 2014 года комиссия провела мониторинг цен на отдельные социально значимые продовольственные товары на приграничной территории Беларуси и России: в Витебске, Гомеле, Брянске, Смоленске.

Установлено, что российские продовольственные товары в розничной торговле Беларуси представлены в весьма ограниченном объеме. Это в основном масло растительное, крупа гречневая, рис, рыба мороженая, макароны, мука.

Мониторинг показал, что на такие товары, как молоко, масло сливочное, творог, говядина тушеная, масло подсолнечное, соль пищевая, рис, розничные цены в Беларуси ниже, чем в России. В то же время мясо куриное, рыба свежемороженая (хек, минтай), яйцо куриное, сахар-песок, макароны, мука пшеничная, крупа гречневая в Беларуси стоят дороже, чем в России. Так, разница в ценах на мясо куриное достигает 4,5%, яйцо куриное - 9,4%, сахар-песок - 8%, макароны - 16%, муку пшеничную - 2,5%.

При этом, как известно, в Беларуси масло подсолнечное, масло сливочное, рыба свежемороженая (хек, минтай), макаронные изделия, соль (поваренная пищевая), рис шлифованный, гречневая крупа, сахар-песок, мука пшеничная, яйцо куриное, мясо кур и цыплят-бройлеров, молоко коровье пастеризованное, творог внесены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством.

Проанализированные рынки продовольственных товаров являются в основном региональными или локальными. При этом большинство из них относятся к рынкам с развитой конкуренцией. В этой связи актуален вопрос о целесообразности государственного ценового регулирования на конкурентных рынках. В целях контроля за ценами на товары, реализуемые на рынках с развитой конкурентной средой, необходимо широко применять методы антимонопольного регулирования.
Суета Наталья, Смоленск
Какова сегодня ситуация с ценами на продовольственные товары в приграничных регионах стран – членов ЕЭП?
Евразийская экономическая комиссия на постоянной основе проводит мониторинг цен на продовольственные и отдельные непродовольственные товары на приграничных территориях Беларуси и России, Казахстана и России. Фактов, подтверждающих демпинг со стороны тех или иных производителей товаров, не выявлено. К примеру, есть ряд товаров, розничные цены на которые в Беларуси ниже, чем в России. Это молоко, масло сливочное, творог, говядина тушеная, масло подсолнечное, соль пищевая, рис. А по некоторым видам товаров, таких как мясо куриное, рыба свежемороженая (хек, минтай), яйцо куриное, сахар-песок, макароны, мука пшеничная, крупа гречневая, цены в Беларуси уже выше российских.

В целях недопущения вывоза отечественных продуктов питания на рынки сопредельных государств и предотвращения создания дефицита необходимо сближать цены на продовольственные товары. Однако при этом нужно учитывать покупательную способность населения на соответствующих территориях.

С другой стороны, одновременное повышение цен производителями (поставщиками) и их поддержание на определенном уровне может свидетельствовать о возможных фактах антиконкурентных соглашений, что должно стать сигналом для национального антимонопольного органа для проверки соблюдения антимонопольного законодательства.
Шабат Николай Никонорович, Бобруйск
Какие, по вашему мнению, товары в Беларуси подвержены риску недобросовестной конкуренции?
На наш взгляд, риску недобросовестной конкуренции могут быть подвержены любые товарные рынки, особенно с развитой конкурентной средой. Это, например, молочная продукция, кондитерские изделия, консервная продукция, растительное масло, синтетические моющие средства, парфюмерно-косметические изделия, лекарственные средства, швейные и трикотажные изделия, вино-водочная продукция, соки и напитки, автозапчасти.
Родик Ярослав, Минск
По мнению некоторых экспертов, запрет на параллельный импорт (запрет на ввоз известных брендовых товаров без разрешения официальных дилеров и производителей) порождает рост цен и дефицит этих товаров, например, автозапчастей, спорттоваров, парфюмерии и др. А его отмена позволит значительно снизить цены. Действительно ли это так? Какие меры может предпринять ЕЭК по разрешению сложившейся ситуации?
Сегодня в Таможенном союзе, так же как и в Европейском союзе, действует так называемый региональный принцип исчерпания права, то есть ввоз оригинальных товаров иностранного происхождения возможен только с ведома правообладателей. Евразийская экономическая комиссия усматривает в этом определенные угрозы для конкуренции.

Легальный монополист (правообладатель), получая право устанавливать объем импорта, ассортимент импортируемых товаров, а также влиять на процессы ценообразования, имеет полную свободу действий при установлении тех или иных дискриминационных условий в отношении разных стран. Разница между полной ценой у официального поставщика и параллельного импортера велика и составляет, к примеру, по автокреслам – до 50%, автозапчастям – от 60% до 80%, спорттоварам – 30-45%, фотоаппаратам – до 20%, велосипедам – до 40%, по парфюмерии – от 20% до 60%.

Распространение международного принципа исчерпания права производителя (правообладателя) на территории Таможенного союза, согласно которому исключительное право на продукцию производитель теряет в момент продажи товара, позволит сдерживать цены на ввозимую и продаваемую внутри Единого экономического пространства продукцию. Для поддержания конкуренции, безусловно, лучше, когда один и тот же товар продают несколько игроков.

В разрешении параллельного импорта в пределах Таможенного союза есть здравый смысл: это будет способствовать снижению цены товаров и, соответственно, благоприятно отразится на потребителе.
Климец Сергей, Гродно
С 1 января текущего года белорусские и российские предприниматели могут участвовать в государственных закупках Казахстана, а казахстанские – в закупках России и Беларуси. Какова ситуация в действительности, допускают ли бизнесменов Беларуси к участию в госзакупках Казахстана и России?
1 января 2014 года истек срок третьего, завершающего этапа реализации соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года. Этот этап предусматривает введение национального режима (равного, недискриминационного доступа для участия в закупках) всеми государствами - членами ТС и ЕЭП в сфере  государственных закупок.

Информация о завершении государствами - членами ТС и ЕЭП этапов реализации соглашения пока в ЕЭК не поступала, в том числе и в части обязательств по введению национального режима. Но проводимый  ЕЭК мониторинг показывает присутствие субъектов хозяйствования Беларуси на соответствующих рынках госзакупок.

Так, по информации на 1 марта 2014 года, в России с белорусскими субъектами хозяйствования заключено 537 контрактов на сумму 524,8 млн российских рублей (Br145,9 млрд), а в Казахстане на 1 апреля 2014 года - три контакта на сумму 29,3 млн тенге (Br1,6 млрд). В настоящее время в ЕЭК прорабатывается вопрос введения официальной статистики по данным показателям.

Корр. БЕЛТА
Вы сказали, что в ЕЭК пока не поступала информация об обеспечении государствами-членами ТС и ЕЭП национального режима для поставщиков Беларуси, Казахстана и России. Между тем этот процесс должен был завершиться до 1 января 2014 года. Какие меры в этой связи принимает ЕЭК?
В этих целях комиссия осуществляет мониторинг исполнения  Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, рассматривает обращения государств - членов ТС и ЕЭП.

Так, по решению коллегии ЕЭК российской стороной было отменено изъятие из национального режима в отношении белорусских поставщиков вещевого имущества. Также российская сторона по предложению ЕЭК устранила нарушения, связанные со сроком действия изъятий из национального режима  в сфере закупок вещевого имущества.

При непосредственном участии ЕЭК в ноябре 2012 года было найдено решение вопроса, связанного с доступом белорусских и российских поставщиков к электронным закупкам, а именно выработан механизм подтверждения государством - членом ТС и ЕЭП электронной цифровой подписи, выданной в другом государстве  - члене ТС и ЕЭП. Например, субъект хозяйствования Беларуси, аккредитованный на любой из двух белорусских электронных торговых площадок, которые определены для проведения электронных аукционов по государственным закупкам, может участвовать в российских электронных аукционах, используя белорусскую электронную цифровую подпись. По аналогичной схеме решается вопрос участия в электронных аукционах, проводимых в Казахстане.
Бужинский А.Н., Минск
В конце прошлого года премьер-министр Беларуси на совещании по проблемным вопросам в строительной отрасли заявил, что ни Россия, ни Беларусь не готовы к применению механизма электронных торгов при госзакупках в строительстве, и что ситуация будет исправлена. Какова ситуация в настоящее время?
Практика электронных торгов пришла в Беларусь с подписанием между Россией, Беларусью и Казахстаном Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года, в основу которого  был положен имевшийся на тот период российский опыт электронных закупок.

Соглашение обязывает осуществлять широкий перечень государственных закупок, в том числе в строительстве, посредством открытого электронного аукциона. Такой способ закупок предусматривает  не только электронный формат, но и ряд требований к выбору победителя торгов (например, единственный критерий оценки предложений, запрет на квалификационный отбор). Практика действительно показала нецелесообразность такого подхода при сложных закупках, в том числе в строительстве.

В этой связи в Беларуси в соответствии с указами Президента от 31 декабря 2013 года №590 и №591 принято решение в течение 2014-2015 годов не применять законодательство о государственных закупках, в частности открытый электронный аукцион, при закупках в строительстве. Как и ранее (до приведения белорусского законодательства о госзакупках в соответствие с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года), в этой сфере закупок в 2014-2015 годах будут применяться такие процедуры, как подрядные торги и переговоры.

Как известно, в настоящее время завершается работа над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе, который предусматривает и регулирование в сфере госзакупок. В проекте в основном сохранены подходы, закрепленные в Соглашении о государственных (муниципальных) закупках, но с некоторыми изменениями. В частности, скорректирован перечень аукционных товаров, работ и услуг: из него исключены некоторые закупки, в том числе связанные со строительством.
Щеглов Николай, Павлодар
Где потенциальный поставщик может получить полную, официальную информацию о госзакупках, осуществляемых в государствах - членах ТС и ЕЭК?
Соглашением о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года установлено, что государства - члены ТС и ЕЭП обеспечивают информационную открытость и прозрачность государственных закупок посредством создания национальных веб-порталов с открытым доступом к размещаемой на нем информации, а также к нормативным правовым актам в сфере госзакупок.

На национальном веб-портале в обязательном порядке размещается извещение о государственной закупке, документация об условиях ее осуществления, включая проект договора (контракта), составленные в процессе закупки протоколы, а также сведения о договоре (контракте) и его исполнении. В Беларуси такая информация размещается на портале http://www.icetrade.by, в Казахстане - http://www.goszakup.gov.kz, в России - http://www.zakupki.gov.ru.   

Информацию по электронным аукционам также можно найти в открытом доступе в сети Интернет. В Беларуси - на электронных торговых площадках ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" (www. zakupki.butb.by) и РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен" (www.goszakupki.by). В России - на электронных торговых площадках ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (www.etp.zakazrf.ru), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (www.etp.roseltorg), ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (www.sberbank-ast.ru), ООО "РТС-тендер" (www.rts-tender.ru) и ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" (www.etp-micex.ru). В Казахстане электронная  торговая площадка и веб-портал имеют единый адрес.
Крет Дмитрий, Северодвинск, Россия
За какие нарушения комиссия будет накладывать штрафы? Может ли пожаловаться на действия субъекта-монополиста другого государства физическое лицо?
Обратиться с заявлением  в департамент антимонопольного регулирования ЕЭК могут как юридические, так и физические лица. Также сами антимонопольные органы могут передать материалы в ЕЭК, если рассматриваемое ими дело выходит за пределы одного государства.

После рассмотрения заявления при наличии достаточных оснований проводится расследование, затем специально созданная комиссия возбуждает и рассматривает дело о нарушении правил конкуренции с участием пострадавшей стороны, нарушителя и заинтересованных.

Речь идет о таких нарушениях, как антиконкурентные соглашения, злоупотребление доминирующим положением и недобросовестная конкуренция. Например, если субъекты разных государств договорились  о поддержании цен, разделе рынка по территориальному принципу. Или если субъект-монополист навязывает субъекту другого государства невыгодные или необоснованные условия договора, отказывается от заключения договора. Нарушением правил конкуренции является также ситуация, когда субъект одного государства вводит в заблуждение относительно места производства товара, распространяет ложные сведения о своем конкуренте - субъекте другого государства, тем самым причиняя ущерб его деловой репутации.

За нарушение правил конкуренции ЕЭК будет применять штрафные санкции. При этом будут приниматься во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства. Например, если нарушитель добровольно прекратил нарушение и (или) возместил причиненный ущерб, оказал содействие ЕЭК при рассмотрении дела, размер штрафа будет уменьшен. И наоборот - если субъект повторно нарушает законодательство или является организатором такого нарушения, размер штрафа для него будет увеличен. Важно подчеркнуть, что соглашением также предусмотрены штрафы за непредставление информации в ЕЭК или за представление заведомо ложной информации.
Шкулепа Михаил, Минск
Можно ли обжаловать решения и действия заказчика из государств – членов ТС и ЕЭП в досудебном порядке? Если да, то назовите, куда можно обращаться. Спасибо.
Наличие государственного органа, в функции которого входит досудебное рассмотрение жалоб на решения и действия заказчиков при осуществлении государственных закупок, является одним из принципов Соглашения о государственных (муниципальных) закупках. В Беларуси таким органом является Министерство торговли, в Казахстане – Комитет финансового контроля Министерства финансов, в России – Федеральная антимонопольная служба.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/obespechenie-ravnyh-uslovij-konkurentsii-na-rynke-eep-706/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024