Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
02 апреля 2015, 14:00

Об эффективности контроля потребительского рынка в Беларуси

Более полугода прошло с момента принятия закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь", расширившего полномочия торговой инспекции. Успел ли бизнес адаптироваться к изменившимся правилам игры на рынке? В каких случаях приходится применять самые строгие санкции? Каков порядок работы с обращениями граждан в торговую инспекцию? Что ждет субъектов торговли, не успевших внести обновленные данные в торговый реестр до 1 апреля 2015 года?

Вопросы конференции

Божко Сергей, Копыль
За какие нарушения субъект хозяйствования может быть исключен из торгового реестра?
В соответствии с пунктом 30 положения о торговом реестре в случае установления недостоверных сведений местный исполнительный и распорядительный орган выносит субъекту торговли, субъекту общественного питания, администрации торгового центра, администрации рынка предписание об устранении или изменении недостоверных сведений. В случае невыполнения в установленный в предписании срок местный исполнительный и распорядительный орган вправе принять решение об исключении сведений из реестра.

Такая мера будет применяться при наличии недостоверных сведений в отношении формы розничной торговли без (вне) торговых объектов; доменного имени сайта интернет-магазина; места нахождения торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка; вида и типа торгового объекта; типа объекта общественного питания; класса объекта общественного питания (при наличии); специализации объекта общественного питания (при наличии); специализации торгового центра; типа, специализации рынка, номера и даты выдачи разрешения на создание рынка, наименования органа, выдавшего разрешение на создание рынка; сведений о розничном и оптовом товарообороте субъектов торговли за предыдущий финансовый год.

Таким образом, субъектам хозяйствования, которые до 1 апреля 2015 года не обратились за внесением сведений в торговый реестр, в том числе не представили сведения о товарообороте, будут направлены предписания об устранении недостоверных сведений в реестре (срок устранения - не более 30 календарных дней).

Если субъектом хозяйствования не будут выполнены требования предписания, сведения о принадлежащих ему объектах торговли, общественного питания, интернет-магазинах, торговых центрах, рынках, о которых в торговом реестре содержатся недостоверные сведения, будут исключены из реестра.

Антон Сибирко, Бобруйск
Меня беспокоит большое количество магазинов, принадлежащих торговым сетям. Насколько я знаю, сведения о товарообороте должны быть внесены в торговый реестр до 1 апреля. Когда станет понятно, не превышает ли та или иная сеть определенную долю на конкретной территории?
Положением о торговом реестре Беларуси установлено, что удельный вес торговых сетей в общем товарообороте и доля субъектов торговли, осуществляющих торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах города Минска, городов областного подчинения, районов за предыдущий финансовый год, рассчитываются Министерством торговли до 1 августа.

Учитывая, что данные показатели рассчитываются, в том числе, на основе официальной статистической информации, которая в настоящее время еще не сформирована Национальным статистическим комитетом, подводить итоги и делать выводы преждевременно.
Корр. БЕЛТА
С конца прошлого года к деятельности торговой инспекции Минторга – повышенное внимание в связи с полученными дополнительными полномочиями. Сколько за это время было проведено проверок и сколько субъектов хозяйствования приостанавливали работу?
С момента подписания указа от 5 декабря 2014 года № 567 "О дополнительных мерах по защите прав потребителей" Минторгом было проверено более 600 объектов. Для устранения выявленных нарушений законодательства на срок от 4 до 16 дней была приостановлена деятельность 173 объектов торговли и общественного питания. Из них за нарушение законодательства о ценообразовании – 18 объектов, в том числе норм постановления Совета Министров Беларуси от 19 декабря 2014 года № 1207 "О некоторых вопросах потребительского рынка" (устанавливающего порядок формирования цен". – Прим. БЕЛТА) – 17.
Маргарита
В прессе то и дело появляется информация о выявленных нарушениях в том или ином торговом объекте, объекте общественного питания. А потом эти же магазины или кафе открываются снова, причем достаточно быстро. Это только кажется, что быстро, или они действительно устраняют нарушения оперативно?
Все зависит, конечно, от самого субъекта хозяйствования, его желания и возможностей. Однако, как правило, субъекты хозяйствования быстро реагируют на предписания о приостановлении деятельности и устраняют нарушения в течение 3-5 дней.

Отмечу, что субъекты хозяйствования, допустившие нарушения, находятся под контролем Минторга. В соответствии с указом № 567 в случае неустранения нарушения или установления повторно в течение года нарушений, послуживших основанием для приостановления работы объектов, Министерство торговли может вынести решение о запрете их работы.

Корр. БЕЛТА
Какие нормативные документы необходимо разработать и принять в ближайшее время для защиты потребителей от некачественных товаров и услуг?
На сегодняшний день в республике сформирована законодательная база по защите прав потребителей.

Законом "О защите прав потребителей" закреплены права потребителей, в частности право потребителя на надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг). Законом и постановлениями Совета Министров, разработанными в развитие закона, определен порядок разрешения споров между продавцом (исполнителем, изготовителем) и потребителем в случае реализации ему некачественного товара (работы, услуги). Кроме того, техническими нормативными актами устанавливаются требования к безопасности и качеству товаров (услуг).

В настоящий момент активно ведется работа по принятию технических регламентов Таможенного союза, что позволяет пересмотреть некоторые параметры качества и безопасности товаров. Уже принято 34 техрегламента. Поэтому основное внимание сейчас уделяется вопросам исполнения установленных требований законодательства.

Министерством торговли планируется включение в план подготовки законопроектов на 2016 год работ по комплексной переработке закона "О защите прав потребителей". В проекте планируется более подробно остановиться на регулировании взаимоотношений банкиров и потребителей, учесть новации сегодняшнего дня в развитии форм торговли (торговля на презентациях, дистанционная торговля) и услуг (телематические услуги, услуги рекрутерских компаний и т.д.).
Жуковец Инна
Грядут праздники - Пасха, Первомай, День Победы. Чем организации торговли порадуют белорусов?
Традиционно мы всегда привлекали людей в эти праздники акциями, распродажами. Этот год не исключение, особенно в преддверии 70-летия Великой Победы. Многие крупные и небольшие объекты торговли, в том числе частные, предоставят скидки на ряд продовольственных и непродовольственных товаров. Ветераны, участники Великой Отечественной войны получат подарки от коллективов, в которых они работали. Во всех городах и районах будет организована ярмарочная, праздничная торговля, посвященная этим датам. В предпасхальные недели будет очень широкая распродажа, пройдут выставки-продажи хлебобулочных изделий. Подобные мероприятия по всей стране пройдут к 1 Мая, Дню Победы.
Корр. БЕЛТА
А сколько в среднем поступает обращений на телефон доверия торговой инспекции? Какова процедура работы с такими обращениями?
Обращений граждан на телефон доверия, особенно в конце прошлого года, был просто шквал. Когда был объявлен мораторий цен, количество обращений увеличилось в среднем в два-три раза. Сейчас количество обращений уменьшилось, оно составляет около 30-40 в день, но это не говорит, что граждане обращаются только по вопросам проверки объектов торговли. Они звонят на этот телефон и по другим вопросам, которые требуют разъяснения или уточнения. Не только торгинспекция их рассматривает. Задействованы все управления Министерства торговли.

В Минторге ведется журнал, где записываются сведения о гражданине, который звонит, задаваемые им вопросы, и соответственно потом торгинспекция или другое наше управление их рассматривает. С учетом того, что это только телефонный звонок, в основном торгинспекция выходит на тот или иной объект, проводит мониторинг и удостоверяется, что предоставленные данные достоверны. Если факты подтверждаются, мы назначаем проверку и принимаем меры для того, чтобы нарушения были устранены. Хочу сказать, что сейчас по субботам в Министерстве торговли организованы дежурства. Заместитель министра постоянно находится на связи и граждане могут обратиться с вопросами.

Лешко Инна, Минск
Добрый день! Я неоднократно пыталась дозвониться на горячую линию торговой инспекции, но безуспешно. Так и не решила свою проблему. Планируется ли в будущем сделать этот телефон многоканальным или как-то еще совершенствовать работу инспекции с обращениями граждан?
Многоканальность пока министерством не рассматривалась. Дополнительно у нас ежедневно определен график, когда начальники управлений или их заместители находятся на телефонах. То есть используется не только телефон горячей линии, но и другие телефоны сотрудников министерства. Хочу сказать, что у граждан есть возможность обратиться в письменной форме и по электронной почте, что в последнее время активно используется.
Иван Сергеевич, Атолино
Не совсем понятно, по какому принципу выбираются торговые объекты и объекты общественного питания для проверки?
В соответствии с указом от 25 июля 2013 года №331 "О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь" Министерство торговли включено в перечень контролирующих органов, уполномоченных на проведение не только плановых, но и внеплановых тематических оперативных проверок. На конец месяца Минторг определяет тематику этих проверок. При назначении проверок конкретного объекта учитываются результаты мониторингов, официальных обращений других государственных органов, а также обращения граждан.

Данные проверки стали одним из основных видов контрольных мероприятий, осуществляемых торговой инспекцией, благодаря их высокой эффективности и возможности обеспечить оперативное реагирование на информацию о нарушениях, поступающую в Министерство торговли, в том числе по начавшему работу в сентябре 2013 года телефону доверия торговой инспекции.

Данная мера позволила обеспечить постоянный контроль в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и защиты прав потребителей, системный охват контрольными мероприятиями субъектов хозяйствования, занятых в названных сферах, оперативно реагировать на происходящие изменения на потребительском рынке страны, а также вносить соответствующие предложения по совершенствованию законодательства.
Куржанская Дарья, Дрогичин
Может ли обращение гражданина в Минторг стать поводом для проверки субъекта хозяйствования торговой инспекцией?
Может, так как в соответствии с указом №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" внеплановая проверка субъекта хозяйствования по вопросам соблюдения законодательства о торговле может быть назначена министром торговли (или одним из уполномоченных им заместителей) при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе полученной от физического лица, свидетельствующей о совершаемом или совершенном нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.

При этом необходимо отметить рост числа обращений, поступающих в адрес Министерства торговли как на телефон доверия торгинспекции, так и в письменном и электронном виде. Каждый факт анализируется и по возможности рассматривается с выездом представителей Министерства торговли на объект торговли или общественного питания. В случае подтверждения нарушений принимаются самые жесткие меры.

Например, установленные в ходе проверок нарушения постановления Совета Министров от 19 декабря 2014 года №1207 "О некоторых вопросах потребительского рынка" в части превышения цен на товары по сравнению с ценами, действовавшими на 18 декабря 2014 года (на которые указывалось в неоднократных обращениях граждан), послужили основанием для приостановления до устранения выявленных нарушений работы объектов торговли ЧТПУП "Студия Квадро", ЧТУП "Мой ребенок", ТУП "Пупс и К" (сеть магазинов "Фантастик"), восьми магазинов сети "ОМА" и др.
Леонид, Минск
Уже не один раз звучала информация о том, что постановление №1207 будет отменено и страна вернется к свободному ценообразованию. Будет ли торгинспекция контролировать обоснованность формирования цены, или же эта функция перейдет к Минэкономики, которое выполняет функцию антимонопольного органа?
Постановление №1207 в настоящий момент действует, и Минторг с учетом того, что указом №567 на Министерство торговли возложена функция по контролю за ценообразованием, будет постоянно контролировать вопрос дисциплины цен в отношении товаров народного потребления. Это касается не только торговли и общественного питания, но и работы производителей.
Сивирская Марина, Минск
Здравствуйте! Если судить по новостям, то сейчас контроль торговой инспекции сосредоточен в основном на торговых объектах. Насколько часто проводите контрольные мероприятия в объектах общепита, какие основные нарушения, и не смущает ли вас то, что, например, наценка на кофе может достигать 1000%?
Мы проводим проверки не только объектов торговли, но и общественного питания. С учетом того, что объектов торговли значительно больше, чем общепита, по проведенным проверкам получается соотношение один к трем.

В объектах общественного питания мы выявляем нарушения различного рода. Например, месяц назад мы проводили проверку, в том числе по обращению граждан, предприятия общественного питания в центре Минске. В результате была установлена масса нарушений, в том числе с несоблюдением ассортиментного перечня, меню, наличием просроченных товаров. Министерство торговли приняло меры по приостановлению деятельности этого субъекта. В последующем по направленным материалам в суды этому субъекту были вынесены штрафные санкции за реализацию просроченной продукции в размере 200 базовых величин, за рекламу алкогольных напитков был привлечен к ответственности руководитель этого предприятия в размере 80 базовых величин. Он же был оштрафован за нарушение правил торговли на 10 БВ. То есть в сумме на субъект хозяйствования было наложено почти 300 базовых величин штрафных санкций.
Корр. БЕЛТА
Приходится ли повторно выходить с проверками на объекты, на которых уже ранее были выявлены нарушения и работа которых приостанавливалась? Нарушения, возможно, устранялись, но потом было ли так, что поступали новые сигналы?
Да, такие случаи были, и мы отслеживаем работу таких структур, выполняют ли они предписания Министерства торговли, и буквально на этой неделе министр торговли принял решение полностью закрыть один объект в Могилеве. Это будет первое такое решение, но, я думаю, оно не будет последним.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/ob-effektivnosti-kontrolja-potrebitelskogo-rynka-v-belarusi-765/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024