Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
29 января 2014, 11:00

Новый закон о госрегулировании торговли и общественного питания

Онлайн-конференция на тему "Новый закон о госрегулировании торговли и общественного питания" пройдет 29 января на сайте БЕЛТА с 11.00 до 12.00.

Закон "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" официально опубликован 21 января 2014 года, а вступит в силу 22 июля текущего года. Документ направлен на упорядочение отношений в сфере торговли и общественного питания. Как закон повлияет на развитие этих сфер? Есть ли будущее у небольших торговых объектов? Какие меры будут приняты для устранения недобросовестной конкуренции в торговле? На эти и другие вопросы ответят во время онлайн-конференции.

Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время проведения конференции. Ответы будут публиковаться 29 января после 11.00 по мере готовности.

Вопросы конференции

Сержанович Алесь, Минск
Каким образом будет контролироваться доля на локальном рынке сетей, аффилированных друг с другом? Будут ли они считаться одной сетью? Насколько просто доказать факт аффилированности?

В законодательстве этот блок прописан впервые, это антимонопольный блок, касающийся подходов к недобросовестной конкуренции. Это больше касается антимонопольного законодательства, и у нас впервые было принято решение в отраслевом законе прописать эти подходы. Там расписан понятийный аппарат аффилированных лиц.

С одной стороны говорят два ларька - это уже сеть магазинов, но там свою доля на рынке. Сегодня есть новые темы, например, франчайзинг. Сегодня на тему франчайзинга уже может работать и сам розничный объект, который имеет свой раскрученный бренд. Здесь нужно будет все продумать, чтобы не было завуалированного подхода на рынке, поэтому в законе эти подходы прописаны. Дальше уже будет практика применения, наблюдение, мониторинг и проверки антимонопольного органа.

Виолетта Брезовская: Совет Министров по предложениям Минторга определит перечень сетей, которые будут отслеживаться. Наше министерство уже достаточно давно наблюдает за торговыми сетями, которые развиваются очень активно, и нами будут сформированы эти предложения.

Ирина Наркевич: В развитие этой темы нужно сказать, что методику и подходы помимо закона еще определит правительство страны. И это будет коллективный труд министерств торговли и экономики, и я полагаю, что Комитет госконтроля, имея в этом плане богатую практику, тоже внесет свои предложения. Это подходы будут касаться недобросовестной конкуренции.

Гринько Юлия, Мозырь
Законом закрепляется предельное значение доли (20%), после достижения которой субъект торговли не сможет покупать или арендовать дополнительную торговую площадь в пределах данной административной территории. Почему Минторг остановился именно на такой доле? Документ вступает в силу через полгода, и владельцы крупных торговых объектов и сетей, которые уже заняли немалую часть рынка, сейчас активно принимают меры для максимального расширения своей доли на рынке. Будут ли применяться санкции к торговым сетям, которые к моменту вступления закона в силу превысят 20-процентный порог?
Закон принципиально новый, он содержит новые подходы и механизмы, сейчас готовится большое количество нормативно-правовых актов, будет осуществляться приведение актов законодательства в соответствие с этим законом. Основополагающим документом будут Правила торговли, где все можно будет предусмотреть.

Я хочу перейти к теме процентного соотношения и сказать, что закон в отличие от прежнего закона называется "О государственном регулировании торговли и общественного питания". Государство регулирует эту сферу через институт государственного управления, государство определяет и расставляет акценты. Предельное значение доли, после достижения которой субъект торговли не сможет покупать или арендовать дополнительную торговую площадь в определенных административно-территориальных границах, которое было принято сейчас в размере 20%, это и есть государственное регулирование. Понятно, что можно было бы дать эту сферу на откуп рыночного стихийного развития, но что бы мы могли получить? Президент вчера на совещании об этом сказал. Мы не должны быть зависимы от кого-то, например, от крупного недобросовестного игрока. Да, есть огромное количество субъектов торговли, которые не используют элементы недобросовестной конкуренции, но важно создать конкурентную среду и ограничить сильного, который будет довлеть над белорусским отечественным производителем, поэтому сделан такой процент. Кроме того, не нужно забывать о малом бизнесе, магазинах шаговой доступности. Нужно защищать интересы малого бизнеса, потребителей, белорусского изготовителя продуктов питания и сельского населения, где в основном работает потребкооперация. Иногда потребкооперация заведомо работает на невыгодных условиях, когда везет товар и открывает магазины в малых населенных пунктах и деревнях.

Что касается сильных игроков, то можно задать вопрос: они же вложили инвестиции и открыли объект, что же будет 22 июля, когда вступит в силу закон? В настоящее время, например, по Минскому району у нас есть превышение по крупным игрокам на рынке розничной торговли (22%). Этот показатель пока останется на этом рубеже, потому что закон вступит в силу в июле. Местные органы власти видят эти проценты и будут на них ориентироваться, когда будут согласовывать открытие или строительство каких-то объектов. Местные власти не допустят того, чтобы к 22 июля какой-то крупный игрок занял 30-50%.

20% - это ограничение в сфере торговли продуктами питания. Если субъект хозяйствования, имея магазин, занял долю больше, он может перепрофилироваться. Или же на рынок войдет еще какой-то игрок, и его доля снизится - это и есть конкуренция.
Смирнов С.Ю., Минск
Добрый день. Что изменится в торговле IT-продукцией (компьютеры, комплектующие и т.д.) при оптовой и розничной интернет-торговле? Необходим ли ассортиментный перечень товаров для интернет-магазина, торгующего IT-продукцией? Спасибо.
Отвечая на первый вопрос, хочу отметить, что пока изменений в торговле IT-товарами через Интернет нет. Мы пригласили к сотрудничеству бизнес-сообщество, сейчас прорабатывается вопрос создания ассоциации. Мы хотим, чтобы интернет-магазины тоже поучаствовали в ней.

Магазин должен предоставлять возможность приобрести товар через безнал, чтобы потребитель мог купить его дистанционно. Недавно были введены мобильные кассовые аппараты, чтобы весь наличный расчет проходил через кассовый аппарат.
Прорабатывается вопрос, касающийся момента, когда человек заказывает товар за пределами Беларуси, не в зоне .by, а на иностранных торговых интернет-площадках. Мы продумываем, как это обезопасить. Хотя мне кажется, что даже Россия использует опыт нашей страны в вопросе регулирования сферы торговли IT-продукцией. Несмотря на то, что мы ее урегулировали, к сожалению, нарушения пока остаются.

По поводу ассортиментного перечня товаров для интернет-магазина, торгующего IT-продукцией... В интернет-торговле не требуется ассортиментный перечень, и пока не предусматривается его введение. Ассортиментный перечень не вносится еще в разносную, развозную, комиссионную торговлю и там, где нет торгового объекта. В автолавках ассортиментный перечень есть, несмотря на то, что нет торгового объекта. Объясню почему: человек, проживающий на селе, должен получить определенные товары, поэтому здесь важен ассортиментный перечень. Минторг совместно с потребкооперацией разрабатывает ассортиментный перечень для автолавок.
Бердякова Елизавета Петровна, Борисов
Законом предусмотрены дополнительные меры экономического стимулирования строительства и размещения торговых объектов, объектов общественного питания, в которых будет обеспечиваться обслуживание инвалидов. Что это за меры? Речь идет о создании на базе новых объектов безбарьерной среды?
В законе прописано, что местные исполнительные и распорядительные органы власти в целях создания условий для улучшения обслуживания населения, во-первых, предусматривают в градостроительной документации строительство и размещение объектов торговли и общественного питания, во-вторых, принимают меры экономического стимулирования строительства и размещения магазинов шаговой доступности, иных торговых объектов, объектов общественного питания, в которых обеспечивается обслуживание социально незащищенных слоев населения - малообеспеченных граждан, ветеранов, пожилых людей и инвалидов.

Речь идет не только о создании безбарьерной среды. В первую очередь хотелось бы, чтобы местные исполнительные и распорядительные органы приняли решения об освобождении магазинов, обслуживающих малообеспеченных граждан, от отдельных платежей или уменьшении их размера (аренда, коммунальные платежи и т.д.). Развитию сети таких магазинов послужило бы также предоставление их собственникам объектов недвижимости без аукциона.
Анатолий Леснов, Слуцк
Когда Минторг приступал к работе над законом, в качестве одной из его задач называлось устранение излишних административных барьеров в поддержку малого и среднего бизнеса. Какие кардинальные изменения ждут предпринимателей после вступления документа в силу? Действительно ли станет проще работать?

В законе заложены механизмы для повышения самостоятельности субъектов малого и среднего бизнеса, направленные на то, чтобы барьеры при вхождении на рынок для них были минимальными.

Законом определены права субъектов торговли на самостоятельное принятие ряда решений при организации и ведении торговли: выбор вида и форм торговли, вида и типа объекта, определение ассортимента, перечня оказываемых услуг и др. Административная процедура согласования режима работы теперь будет осуществляться одновременно с внесением сведений в Торговый реестр по принципу одного окна.

Отменено согласование местными исполнительными и распорядительными органами ассортиментных перечней товаров. Вместе с тем субъект торговли при составлении такого ассортиментного перечня должен принимать во внимание перечень, разработанный Минторгом. Таким образом, административный барьер снижается, но повышается ответственность субъекта торговли за соблюдение законодательства. И это правильно.

Никанюк Кристина, Минск
Какие изменения ко времени вступления закона в силу планируется ввести в Кодекс об административных правонарушениях Беларуси? Ответственность за какие нарушения в сфере торговли, общественного питания увеличится или уменьшится?
В соответствии с действующим в настоящее время административным кодексом, за нарушение правил торговли существует базовая ответственность - до 10 базовых величин. Это не конечная цифра. В ответственности тоже нужно соблюсти определенный баланс интересов. Есть небольшие объекты, малый бизнес, - и это одна ответственность. Есть ответственность, которая налагается на юридическое лицо, а иногда и на физическое лицо  - продавца. Дифференциация должна быть.

Много это или мало? Может быть, для индивидуального предпринимателя, который держит маленький магазин, – это серьезная ответственность, поскольку у него нет больших оборотных средств. А что для сетевого гипермаркета эти 10 базовых величин? Здесь должен быть специализированный подход разделения "за что?". Это разделение есть и сейчас. Например, за повторное нарушение уже предусмотрено от 10 до 30 базовых величин, а, например, за реализацию и предложение просроченного товара введена ответственность от 30 до 500 базовых величин.

Тема ответственности за нарушения правил торговли важна. С учетом того, что у нас появился дополнительный инструмент - торговая инспекция, мы будем анализировать опыт и вносить поправки в законодательство. Всегда должна быть дифференциация ответственности: для тех, у кого нарушение было незначительное, чтобы у нарушителя была возможность исправиться, если он добросовестный, и для тех, кто делает это системно и умышленно.
Грицев Иван, Минск
Согласно закону "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" объекты торговли должны будут соблюдать в обязательном порядке ассортиментный перечень товаров. Раньше такие перечни были лишь рекомендованы к исполнению. Чем обусловлено это нововведение? Будут ли отличаться ассортиментные перечни для крупных магазинов и магазинов шаговой доступности?
Мы сегодня говорим о выведении ассортиментного перечня товаров на новый уровень. Он был, но он никогда не был обязательным, разработанным Минторгом для какого-то определенного объекта. Сейчас новый подход. Порядок определяет Совет Министров. Министерство торговли (есть поручение по закону о госрегулировании торговли и общепита, который летом вступит в силу) разрабатывает ассортиментный перечень для различных видов объектов. Есть разница между объектом площадью 3 тыс. кв.м и магазином до 100 кв.м, в котором просто не возможно весь товар гипермаркета выложить.

Про перечень Президент сказал: "Повесьте на видном месте, чтобы самоконтроль был потребителя". Чтобы потребитель понимал: там, куда он пришел, такие-то товары должны быть в наличии. Эта тема очень важна, в особенности она уходит в плоскость отечественного товара. Смотрите: предприятие выпускает какой-то товар под потребности населения, потом граждане приходят в объект торговли и не находят этот товар. Разве это нормально? Ассортиментный перечень расставит все на свои места и скажет: столько-то отечественных товаров таких-то моделей должно быть в наличии. Вот это и есть механизм, инструментарий государственного регулирования продажи отечественной продукции на полках белорусских магазинов.

Ассортиментный перечень будет включать и импортные товары. Кофе или цитрусовые у нас никогда расти не будут. Но если человек хочет купить в крупном магазине обезжиренное молоко, так предоставьте ему это право.

При этом сверх ассортиментного перечня субъект хозяйствования имеет право иметь любую группу товаров, особенно это касается специализированных магазинов. Например, мясная лавка: там может быть молоко, но основная тема – мясо, и линейка таких продуктов должна быть широчайшая. Взять хлебный магазин: там должно быть не три вида хлеба, а и бездрожжевой, и диетический, и диабетический, и практически все, что вообще выпускается.

То же касается общественного питания, где тоже есть ассортиментный перечень. В частности, в пиццерии ассортимент пицц будет максимальным, а супов может быть одна или две позиции. Эта тема важна для страны, для белорусских изготовителей, нашей розницы и Министерства торговли. Как профессионально мы подготовим документ, конечно, играет очень важную роль. Поэтому мы приглашаем поучаствовать в этом процессе бизнес, чтобы документ был понятным, прозрачным и исполнимым.
Марина Судник, Дзержинск
Какие меры планируются для обеспечения свободного перемещения товаров между административно-территориальными единицами внутри страны?
В отраслевом законе прописаны антимонопольные нормы. Какая-то нормативно-правовая база должна быть, мы будем думать над этим: нужен ли какой-то дополнительный инструментарий помимо запретительных механизмов, установленных в законе.

Что такое закон? Нужно не просто создать закон, важно, чтобы его исполняли. А чтобы так было, институт государственного управления создает нормы контроля и ответственности.

В законе о торговле появляется механизм открытого объекта торговли. Продавец обязан, если хочет приобрести какой-то товар, эту информацию публично выставить у себя на сайте или сообщить о своем намерении другим образом. Все выгодные условия покупки должны быть публичными. Если объект торговли отказывает, это должно быть чем-то мотивировано. Прозрачность информационной структуры магазина вводится в закон.
Жевков Дмитрий, Слуцк
Согласно закону в фирменных магазинах, помимо продажи товаров, также необходимо будет обеспечивать изучение покупательского спроса и подготовку предложений товаропроизводителям об обновлении ассортимента товаров, улучшении качества и повышении их конкурентоспособности. Какие цели преследует нововведение? Является ли это требованием или рекомендацией; будет ли оно распространяться лишь на государственные или также на частные магазины? Если норма станет обязанностью для частников, поясните, кто и каким образом будет контролировать ее соблюдение? Будут ли, на ваш взгляд, те же итальянские, немецкие производители обуви выполнять пожелания об обновлении модельного ряда продавцов из Беларуси?
Какое же это нововведение? Изучение покупательского спроса и подготовка предложений товаропроизводителям является одной из основных задач фирменной торговли, что закреплено еще в 1996 году указом ”О развитии фирменной торговли“. И это естественно, так как целью создания фирменной торговли и является быстрое реагирование на спрос населения. Эти магазины можно назвать ”опорными магазинами по изучению спроса“.

Вклад торговли в ВВП растет, и следует понимать, что торговля - проводник изготовителя. Конечно, фирменный магазин должен изучать спрос. Зачем тогда фирменный магазин, который не ориентируется, что нужно от той или иной марки населению? Это мировая практика, потому что изготовитель через свою фирменную сеть узнает, что востребовано, чего хочет потребитель, какой размер, цвет, какая тенденция. Это и есть фирменный магазин, это основа.

Что касается формы собственности фирменных магазинов, то, разумеется, нормы закона распространяются на все магазины независимо от формы собственности.

Но я хочу обратить внимание на другое. Законом впервые определяется, что фирменный магазин может быть организован не только производителем, но и субъектом торговли, получившим право продажи товаров конкретного товаропроизводителя с использованием товарного знака или фирменного наименования производителя, в том числе на условиях франчайзинга. Это же будет касаться и иностранных производителей.
Ирина, Минск
Согласно пункту 11 статьи 17 закона взимание платы за вход на рынок, выход с рынка, перемещение по территории рынка не допускается. Относится ли это требование к взиманию платы за въезд на территорию рынка на легковом автомобиле? На каком основании на рынке "Ждановичи" столько лет взимают плату за въезд, причем совсем не символическую? Президент Беларуси неоднократно заявлял, что парковка при крупных торговых центрах должна быть бесплатной. Как одно с другим соотносится?
Здесь есть отдельные вопросы, целый комплекс документов, которые надо разрабатывать. Например, есть строительные нормы и правила при проектировании объекта сферы торговли, они разрабатываются, и мы сейчас вместе с Минстройархитектуры работаем. Если строится объект, он должен сразу строиться с определенным количеством парковочных мест. Это обязательно. Потому что сейчас над существующими строительными нормами и правилами в этой части можно, мягко говоря, только посмеяться. Люди приезжают за большими покупками на машинах, а там какое-то минимальное количество мест.

Изучая мировую практику в отношении парковок, могу отметить, что этот вопрос решается по-разному. Есть и платные парковки, и бесплатные. Другое дело, что не должна быть сумасшедшая стоимость за парковочное место. Кроме того, следует понимать, что бесплатная парковка - это дополнительное конкурентное преимущество. И мы это приветствуем. Если уходить вглубь этого вопроса, то можно здесь вспомнить платные и бесплатные мешки в магазине. Здесь очень широкий спектр вопросов, который нам нужно урегулировать. Они все дискуссионные, потому что, например, в отношении тех же мешков мы сталкиваемся с такими понятиями, как загрязнение окружающей среды, устойчивое потребление. Должны появиться бумажные оборачиваемые пакеты.

В общем, это огромная сфера, которая затрагивает интересы многих. Хочу сказать в целом, что данная область очень важна, и вчерашнее выступление главы государства подчеркивает это. Ведь наш гражданин, наш потребитель везде - и в маленьком удаленном селе, и в крупном центре. Это все наши люди, и с торговлей они сталкиваются больше, чем с какой-либо другой сферой, практически ежедневно. А ведь это еще и их здоровье. Поэтому государство должно создавать механизмы, чтобы потребитель имел возможность купить качественный товар, тот, который полезен ему для здоровья. Здесь опять мы возвращаемся к теме государственного регулирования, ассортиментного перечня. Например, должны быть не только молочные продукты определенной жирности, но и продукты для категорий населения, больных определенными заболеваниями, например, диабетом, охлажденные продукты, а не только замороженные. Таким образом, это очень большая тема, которая уходит в плоскость даже здоровья населения.
Ерофеева Екатерина, Слоним
Законом предусмотрено, что собственники (владельцы) информационных ресурсов, оказывающие субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением ими розничной торговли через интернет-магазины, должны принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства Беларуси о защите прав потребителей. Однако это трудно, если не сказать невозможно, реализовать на практике. Почему Минторг остановился именно на таком способе контроля за рынком интернет-торговли?

В законе заложены новые подходы для интернет-площадок. Ведь интернет-площадка - это не магазин и не собственник товара, его функция - аккумулировать на своей площадке виртуальных продавцов. Когда мы начали совершенствовать законодательную базу в этой сфере, то уже знали, что есть нарушения. Люди жалуются, иногда даже возбуждаются уголовные дела, потому что пропал продавец с интернет-площадки и его невозможно найти. Они обращаются к интернет-площадке, Министерству торговли, но приходится отвечать, чтобы граждане обращались в суд, так как интернет-площадка не имеет никакого отношения к деятельности продавца.

Минторг предложил интернет-площадкам, чтобы бизнес развивался в нормальном цивилизованном русле и если они заинтересованы в том, чтобы у них размещались добросовестные участники, поучаствовать в разработке закона.

В законе заложено, что площадка будет обязана делать. Добросовестные участники рынка еще до введения закона, а точнее в течение года, с нами сотрудничали. Они заложили механизм в договоре, предусмотрели определенные атрибуты в полях для заполнения интернет-магазином. В них необходимо указать, зарегистрирован ли ты в торговле, разместил ли ты информацию в соответствии с законодательством, ту, которую положено указывать на первой странице. Обозначено, каким должен быть документ, который будет выдаваться потребителю. Все поля должны быть заполнены в соответствии с законодательством. Если поля не заполнены, то договор не будет рассматриваться. Цены должны быть указаны в белорусских рублях, после можно указывать в другой валюте. Вот это инструменты, которые многие ведущие добросовестные площадки уже давно ввели. Но, к сожалению, есть и те, которые не хотят соблюдать законодательство.

Ответственность перед законом по продаже товара лежит на собственнике товара, который его продает. В законе о защите прав потребителя указано, что ответственность несет продавец, потому что это конечное звено перед потребителем. Если это производственный брак, кто будет нести ответственность? В итоге - изготовитель, но через розничного продавца. Площадка же будет создавать условия, чтобы было соблюдение законодательства субъектами, но она не будет отвечать перед потребителем. Другое дело - жалоба потребителя, который не может достучаться до какого-то интернет-магазина и его найти: искать его будет в том числе площадка. И когда говорят, что интернет-площадкам придется расширять штат людей для выполнения этой работы, то это не так, потому что в штате всегда есть юристы, которые должны будут участвовать в процессе по соблюдению законодательства.

Сейчас 6,5 тыс. интернет-магазинов, а начинали с 3 тыс. Число интернет-магазинов увеличилось и за счет выхода их в правовое поле, они ранее не регистрировались в торговом реестре. Минторг продумает вопрос, касающийся интернет-площадок, возможно, они также будут регистрироваться в торговом реестре. Это все создается для граждан, чтобы они могли узнать, у кого купили товар и на какой площадке. Все должно быть понятно.

Сидорова Людмила Алексеевна
Добрый день! Пунктом 7 статьи 12 закона "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" установлены предельные сроки оплаты продовольственных товаров в зависимости от сроков их годности (сроков хранения). Какие правовые последствия несоблюдения субъектами торговли, субъектами общественного питания указанных сроков? Могут ли они в таком случае быть привлечены к административной ответственности?
Это новая норма закона. И она регулирует деликатную сферу выполнения договорных обязательств. Поставщик-изготовитель и торговый объект в договоре поставки всегда оговаривают сроки оплаты. И когда мы готовили закон и анализировали мнение концернов, производителей, то они говорили о больших трудностях с соблюдением сроков оплаты за поставленную продукцию. Особенно проблема обострилась, когда появились сильные игроки на рынке, которые стали давить своей мощью, т.е., опираясь на большое количество своих магазинов, начали диктовать условия поставщикам. А деньги при этом платить вовремя особенно и не торопятся. Это фактически кредитование такое изготовителем магазина. У нас на агропромышленный комплекс, к примеру, государство тратит деньги на поддержку, на переоборудование, на удобрения и так далее из бюджета, а потом эти деньги опосредовано попадают в том числе и в торговлю. Речь идет не обо всех, а об отдельных недобросовестных игроках. Чтобы не было всего этого (а ведь это важная товарная группа, прежде всего товары питания с коротким сроком годности), надо думать, какой механизм ответственности применять. Сегодня ответственность заложена в механизме договорных отношений и взимании пени за просрочку. Но систему ответственности в этой сфере необходимо совершенствовать, продумать, потому что положения договоров работают только в условиях добросовестности участников рынка. Я считаю, что помимо договорной ответственности за просрочки, необходимо ввести административную ответственность в этой сфере, чтобы торговая инспекция как контролирующий орган могла отслеживать эти моменты, и административным ресурсов тогда защищать права производителей как поставщиков от недобросовестных игроков на рынке. Сейчас мы думаем над тем, какие конкретно санкции могут применяться за нарушение предельных сроков оплаты. И как разделить объективные и субъективные причины роста количества таких нарушений, чтобы понять вводить санкции или не вводить. Но, скорее всего, административную ответственность надо вводить.
Судиловский Евгений
Пунктом 7 статьи 12 вступающего летом в силу закона о госрегулировании торговли и общепита предусмотрено, что "в случае, если сторонами заключаются договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи субъекту торговли, субъекту общественного питания, срок оплаты таких товаров определяется по следующим правилам, если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь по социально значимым товарам: продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания; продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания; продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен свыше тридцати дней, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок пять календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания".

Не вызовет ли на практике это положение ситуацию, когда торговые организации будут закладывать в цену реализации товаров возможные издержки на списание скоропортящихся товаров вследствие того, что новый закон не позволяет взимать такую плату с поставщиков указанных товаров?
У каждого есть своя роль, и закон этот ролевой фактор четко определяет. Изготовитель должен изготовить качественный товар, а продавец должен его продать. Закон выводит на новый уровень профессионализм продавца, потому что хороший продавец всегда найдет, как ему продать товар. Истекают у тебя сроки на товар - сделай скидку, проведи акцию, распродажу. Ведь речь идет о продуктах питания, поэтому продавец должен не просто поставить товар на полку и наблюдать за процессом, как он продается. Он должен взаимодействовать с производителем, обмениваться информацией, как идет реализация товара, бывает, что-то не идет, не находит ожидаемого спроса. Надо проводить дополнительные маркетинговые исследования, но выбор инструмента продаж - это вопрос продавца. И надо поддерживать связь с покупателем. Мы часто наблюдаем, что в маленьком магазине продавец-частник и расскажет, и покажет товар - все сделает, чтобы его продать. Я не говорю, что в гипермаркете обязательно должен быть консультант по каждому товару, там работают другие схемы, но для обслуживания товара, обеспечения его продвижения и продажи у крупных торговых объектов больше возможностей. Акции, накопительные бонусы, скидки пенсионерам - все механизмы продаж есть, и их нужно только грамотно применять.
Судиловский Евгений
Пункт 4 статьи 26 Закона гласит, что "субъект (субъекты) торговли, осуществляющий (осуществляющие) розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов (за исключением юридических лиц системы потребительской кооперации), доля которого (которых) в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах города Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие ему (им) торговые объекты, за предыдущий финансовый год превышает двадцать процентов, не вправе приобретать, арендовать в этих границах дополнительную торговую площадь для осуществления этим субъектом (этими субъектами) розничной торговли или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади". Вместе с тем, уже в настоящее время известны случаи искусственного дробления торговых сетей путем создания отдельных юридических лиц для обхода ограничений. Каким образом Минторг собирается противодействовать в этом плане розничным сетям?
В законе заложено понятие группы лиц (аффилированных лиц), поэтому любое искусственное дробление будет учитываться. Это сфера компетенции антимонопольного органа. И если нужно будет что-то еще принимать с тем, чтобы доработать понятийный аппарат, то мы будем это делать. Тем более что и Президент обратил внимание на эту проблему на совещании по Белкоопсоюзу и отметил, что государство должно сохранять должный уровень регулирования в торговле.
Сущенко Вита
Почему в одних магазинах я могу расплатиться банковской платежной карточкой, а в других банковские карточки к оплате не принимают? Что по этому поводу сказано в законе "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь"?
Закон регулирует отношения в области торговли и общественного питания, а также иные отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью. Нарушение законодательства в области торговли и общественного питания влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В настоящее время обязанность по установке платежных терминалов регулируется постановлением Совета министров и Национального банка от 6 июля 2011 года № 924/16, которым определен Перечень объектов торговли (услуг), подлежащих обязательному оснащению платежными терминалами, а также условия, при наступлении которых такие объекты подлежат оснащению платежными терминалами.

С 16 июня 2013 года этот перечень значительно расширен. В настоящее время он включает в себя, в том числе, все розничные торговые объекты, которые расположены в капитальных строениях (зданиях и сооружениях) и находятся в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г.Минске, за исключением торговых объектов системы потребкооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу осуществляет один продавец.

Не подлежат обязательному оснащению платежными терминалами торговые места на рынках, киоски, павильоны без торгового зала, передвижные средства разносной торговли, а также стационарные объекты общественного питания, расположенные в учреждениях общего и среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах).

Кроме того, в два раза снижен размер выручки за предыдущий календарный год, при превышении которого у субъекта хозяйствования возникает обязанность устанавливать платежные терминалы в ранее открытых объектах: для торговых и иных объектов эта величина составляет 7500 базовых величин (ранее - 15000), объектов системы потребительской кооперации - 15000 базовых величин (ранее - 30000).

Таким образом, торговые организации, создавшие торговые объекты после 16 июня 2013 года, обязаны при открытии объектов установить в них платежные терминалы. Если же торговый объект открыт до указанной даты, то обязанность установки в нем платежного терминала возникнет только в тот момент, когда размер выручки за предыдущий календарный год превысит 7500 базовых величин. Учитывая это, Министерство торговли в ближайшее время намерено выступить с инициативой о внесении изменений в действующее законодательство и установить равные для всех организаций торговли условия (независимо от времени создания объекта торговли (сервиса), при которых возникает обязанность установки платежного терминала.

Необходимо отметить, что и сами торговые организации заинтересованы в установке платежных терминалов, так как число покупателей, желающих оплатить покупки с использованием банковской карточки, увеличивается с каждым годом. Так, например, мониторинг одного из крупных торговых центров г.Минска (Арена-Сити) показал, что из 65 торговых объектов только в трех отсутствовали платежные терминалы.

Пантюхина В.С.
Неоднократно сталкивалась в магазинах с такой проблемой: при возврате товара (не подошел или некачественный) прошу магазин вернуть деньги на карточку. Но почему-то предлагают произвести расчет наличными либо деньги сразу не возвращают, а могут сделать это через 10 дней и сказать, что все вопросы к банку. После изменения законодательства, может, этот вопрос как-то отрегулирован?
В соответствии с новым законом о госрегулировании торговли и общественного питания требования к осуществлению розничной торговли устанавливаются правилами торговли, и продавец должен их соблюдать. В соответствии с правилами торговли расчет с покупателем при возврате товара осуществляется в том же порядке, в котором производилась оплата товара (если продавец и покупатель не договорились об ином). То есть если вы рассчитались за товар в безналичном порядке, то вернуть деньги при возврате товара вам должны на карт-счет. При этом закон "О защите прав потребителей" предоставляет продавцу 7 дней для расчета с покупателем, если отсутствует возможность сделать это незамедлительно.

При безналичном порядке возврата денежных средств время требуется для отправки продавцом информации в банк, который произведет перечисление средств на карт-счет покупателя. Чаще всего задержка происходит именно по вине банков. Однако поскольку правоотношения у покупателя с продавцом, а не с банком, то нести ответственность за нарушение срока возврата денежных средств будет продавец.

Так, по законодательству покупатель за просрочку возврата денег вправе истребовать с продавца пеню в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки. Кроме того, такая просрочка является нарушением закона и правил торговли, и при поступлении информации в контролирующий орган может стать основанием для привлечения продавца к административной ответственности в виде штрафа до 10 базовых величин.

Повторюсь, что всю полноту ответственности перед покупателем несет продавец. Далее (если договор между продавцом и банком позволит) продавец может взыскать убытки с банка-контрагента.

Ирина Наркевич: Это не значит, что вопрос ответственности банков перед потребителем снят нами с повестки дня. Планом совместных действий по развитию системы безналичных расчетов по розничным платежам, утвержденным постановлением правительства и Нацбанка от 1 апреля 2013 года № 246/4, предусмотрена доработка закона "О защите прав потребителей" по вопросу предоставления потребителю права выбора формы оплаты товаров (работ, услуг). Полагаем, что вопрос ответственности банков перед потребителями за просрочку выполнения обязательств по расчетам может быть обсужден при подготовке соответствующего законопроекта.
Иванова Светлана
Где потребители могут ознакомиться с ассортиментными перечнями товаров? Какую ответственность планируется ввести за неисполнение торговыми объектами перечней?
Ассортиментный перечень товаров, ассортиментный перечень продукции общественного питания размещаются на доступном для покупателей месте. Такие места обозначены, например уголок покупателя. У нас есть полезная информация для покупателей об их правах, а также телефон доверия.

В статье 21 закона предусмотрено, что ассортиментный перечень должен будет в обязательном порядке размещаться на территории объекта торговли в доступном для покупателей месте. Это даст покупателям возможность получить информацию о том, какие товары должны в обязательном порядке находиться в продаже.

Ответственность за несоблюдение ассортиментного перечня предусмотрена статьей 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушение правил торговли) в виде штрафа в размере до десяти базовых величин. Думаем, что этот размер будет пересмотрен.
Кухарёнок Марина Евгеньевна
Законом ограничивается условие по включению в договор поставки выплат по маркетингу и рекламе и др. в адрес покупателя. Означает ли это, что закон ограничивает выплаты бонусов, премий в адрес покупателя за выполнение планов, объемов покупки продукции? Означает ли, что ограничение по включению в договор поставки выплат по маркетингу распространится и на ограничения по отдельным договорам маркетинга, заключенным покупателем с поставщиком? Если нет, то какой смысл в этом ограничении?
Законом запрещено в договорах поставки продовольственных товаров субъектам торговли и общепита устанавливать обязательства субъектов торговли по оказанию поставщику услуг, связанных с рекламированием таких товаров, маркетингом и т.д. (п.5 ст.12). Кроме того, введен запрет на установление в таких, а также в иных гражданско-правовых договорах вознаграждений субъектам торговли за разгрузку транспорта, приемку продовольственных товаров по количеству и качеству, фасовку и выкладку и иные подобные операции (п.6 ст.12). При этом отсутствуют запреты на заключение отдельных договоров возмездного оказания рекламных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров субъектами торговли (например, проведение рекламных акций, дегустаций либо мероприятий, направленных на стимулирование работников торгового объекта на продажу конкретных товаров). Исполнение таких договоров должно оформляться актом выполненных работ.

Таким образом, процессы поставки товаров и проведения дополнительных мероприятий (рекламных) по продвижению товаров в торговле будут разделены и станут более прозрачными.

Полагаю, что это является начальным этапом урегулирования данной сферы. Скорее всего, по результатам анализа практики применения данной нормы в законодательство будут внесены изменения. Вполне возможно, что мы вернемся к нормированию рекламных расходов, направленных на продвижение товаров в торговых объектах, которое было отменено указом Президента в 2010 году, либо будут применены иные ограничительные меры по определению объемов рекламных услуг, оказываемых субъектами торговли.
Кожанова Лариса Владимировна
Можно ли предусматривать в договорах поставки выплату поставщиками продовольственных товаров торговой премии (разрешенной Налоговым кодексом) за своевременную оплату и выбранные объемы товара?
Это вопрос профессиональности нашего рынка торговых услуг. В законе заложены механизмы развития добросовестной конкуренции. Когда проанализировали результаты изучения Госконтролем практики, когда торговые объекты заламывают нашим изготовителям и поставщикам сумасшедшие цены за какие-то маркетинговые и рекламные исследования, было принято решение очистить договор поставки от всяких не связанных моментов. Договор поставки должен регулировать условия поставки и расчетов за нее и не должен включать в себя никакие другие договоры. Было много споров, обсуждено много подходов, и то, что получилось у нас, не окончательный вариант закона. Сейчас мы изучаем, как ситуация будет развиваться дальше. Есть те же маркетинговые договоры, рекламные договоры, там зачастую суммы ничем не обоснованы и не отрегулированы. Изучая опыт, общаясь с контролерами, работаем совместно с другими органами, стараясь как-то ограничить уровень рентабельности этих услуг, оказываемых торговыми сетями поставщикам.

Уже этим законом установлено ограничение на заключение любого другого договора, предусматривающего плату за торгово-технологический процесс. А то ведь как было: привозит поставщик товар в магазин, сам раскладывает на полках и всячески сопровождает и за это еще с производителя брали деньги. Теперь деньги за это с поставщика взимать нельзя. В противном случае будут применяться штрафные санкции.

Торговая сфера у нас огромная, развивается динамично, и нам нужно развивать понятийный аппарат, чтобы нормально эту сферу регулировать. К примеру, есть такое популярное явление, как дискаунтер. Что это такое? Существуют довольно вольные трактовки, дескать, это магазин, где все со скидками. С точки зрения торгово-технологического процесса, это магазин, где предусмотрен максимальный уровень самообслуживания покупателя. Покупатель сам все достает из ящика, упаковки, практически из контейнеров. Магазин минимально сопровождает товар в торговом зале. И есть другие магазины, где красивый зал, товар красиво разложен на полках, где консультанты. В таких местах уже будет более высокая цена, так как более высокий уровень сопровождения. Поэтому все магазины должны быть честными перед покупателями - назвали дискаунтером, значит, минимум услуг и минимальные цены.

И эти вопросы тоже должны быть отрегулированы, чтобы реклама магазина, его вывеска соответствовали его работе. Здесь часть моментов регулируется законом о рекламе, но кое-что находит отражение и в законе о торговле. Что такое дискаунтер, что такое гипермаркет и чем они отличаются от магазинов шаговой доступности, гражданину будет понятно из закона. К моменту, когда он вступит в силу, все должно соответствовать названию, вывески придется откорректировать.

То же и в ресторанах, где введена зависимость от типа заведения. На классы по уровню сервиса будут подразделяться только рестораны, кафе и бары. И классы будут "люкс", "высший" и "первый". Под вывеской "ресторан" в соответствии с законом должен оказываться четкий набор услуг, который человек вправе получить.
Семенов Алексей
Законом вводится обязанность для юрлиц, которые имеют в собственности и сдают в аренду торговые центры, принимать меры по соблюдению продавцами законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, природоохранных и иных требований. Для чего вводится данная норма? Чем обоснована необходимость привлечения к ответственности владельцев зданий за нарушения, совершенные арендаторами, если логичнее обязать платить по счетам виновных в нарушениях? Как, на ваш взгляд, должен работать механизм осуществления владельцем здания контроля за арендаторами, если в одном ТЦ их может быть несколько сотен? Не приведет ли нововведение к скачку цен на аренду торговых помещений (в стоимость будут включаться возможные издержки арендодателей)?
Посмотрите, как активно стала развиваться торговля, появились интернет-площадки, открываются торговые центры. Раньше их было совсем немного, а сейчас торговых центров почти 400 по всей республике. В каждом из них по 80-100 арендаторов. В них представлены белорусские, иностранные бренды, многие работают по франчайзингу. Торговые центры - это площадки, где могут размещаться магазины, потому что некоторые из их не могут себе позволить размещаться в центре города. Мы не только даем разрешение на строительство такого объекта, но и зарабатывание денег на аренде торгового центра. Он по аналогии с интернет-площадкой сам не продает товар, хотя может какие-то бренды продавать в своем торговом центре. Последние объекты, которые у нас открылись, это, например, "Корона", где на двух этажах размещено 150 брендов, 150 магазинов.

Просто открыть и пригласить туда людей - это не все. Необходим договор, информация о продавце, чтобы она была указанна в определенном месте. Режим работы - это элементарная вещь, которая должна быть указана. Например, торговый центр работает до 23 часов. А арендаторы как должны работать? Тоже до 23. Сейчас согласно закону торговый центр будет контролировать время работы арендаторов. Они должны способствовать тому, чтобы законодательство соблюдалось.

В торговом центре в обязательном порядке должен быть кассовый терминал и терминал для карточек. К 2015 году Минторг планирует, что процент удельного веса безналичных платежей в товарообороте составит 50%.Сейчас в товарообороте Минска он составляет 20%, а по республике - 15,7%. Мы предоставили потребителю право выбора. Необходимо чтобы торговые центры создали условия для расчета. Чтобы субъект торговли с приходом организовал работу кассового аппарата и терминала. В этой части прописана ответственность для субъектов торговли, если терминала нет. Сейчас мы будем совершенствовать ее, чтобы торговые центры имели обязательное наличие терминалов. Еще необходимым условием для достижения 50% удельного веса безналичных платежей в товарообороте является банковская инфраструктура.
Александр Владыко
В магазинах часто случаются конфликты по поводу фото и видеосъемки. Служба безопасности торговых объектов всерьез называет свою территорию частной собственностью. Поставьте точку официально или поделитесь личным мнением: в магазинах можно фотографировать или нельзя?
В белорусском законодательстве вопросы проведения фото- и видеосъемки регулируются только в части профессиональной деятельности журналистов. Другими актами законодательства запретов не предусмотрено. Поэтому, с точки зрения министерства, съемки в магазинах не запрещены. Кроме того, следует учитывать, что территория магазина относится к местам общественного пользования, а не к ”частной территории“.
Судиловский Евгений
Доступные на сайте Минторга сведения из Торгового реестра в настоящее время отличаются отрывочностью представления информации и не дают полной картины об объектах торговли и общественного питания в разрезе регионов. Например, в случае розничной сети ООО «Евроторг» в Торговом реестре указаны лишь около 70 объектов, хотя в ООО «Евроторг» заявляют о более чем 200 функционирующих торговых объектах. Вызывает вопросы и актуальность представленной информации. Каким образом Минторг намерен восполнить пробелы в предоставлении информации в Торговый реестр?
Именно поэтому закон и конкретизировал порядок работы Торгового реестра и поручил правительству утвердить порядок внесения в него сведений, внесение в них изменений и их исключение. Кроме того, со вступлением в силу закона внесение сведений в Торговый реестр становится обязанностью, а не желанием субъекта торговли, что позволит иметь достоверную и полную информационную базу данных. Закон установил, что деятельность можно будет начинать только после внесения соответствующих сведений в реестр.
Судиловский Евгений
Какие меры ответственности за нарушение должностными лицами госорганов, иными юридическими лицами норм статьи 27 Закона предусмотрены действующим законодательством или будут введены ко времени вступления Закона в силу?
Учитывая, что меры, предусмотренные статьей 27, прописаны в законодательстве о торговле впервые, ответственность будет предусмотрена в рамках приведения законодательства в соответствие с законом.
Кожанова Лариса Владимировна
В соответствии с п.7 статьи 12 Закона возможно ли организациям розничной торговли заключать договоры поставки на товары со сроком годности, превышающим 30 календарных дней, с оплатой такого товара по мере реализации 1 раз в месяц за фактически реализованное количество? В связи с принятием п.7 статьи 12 Закона усложняется порядок расчётов с поставщиками мясной и молочной продукции в части исчисления сроков оплаты, так как в одной товарно-транспортной накладной поступает социально значимый и не социально значимый товар со сроками годности от 3 до 45 суток (стерилизованное молоко до 6 месяцев, сырокопчёные колбасы до 4 месяцев). Каким образом должны исчисляться сроки оплаты по договорам с поставщиками мясной и молочной продукции?
Частью второй пункта 7 статьи 12 закона предусмотрено, что порядок осуществления оплаты продовольственных товаров определяется соглашением сторон. Следовательно, можно в договорах предусмотреть оплату не по факту поставки, а в определенные периоды, к примеру, через 10, 30, 45 дней (в зависимости от товара, но не более установленного законом срока). Кстати, сейчас так поступают при реализации мясо-молочной продукции.
Судиловский Евгений
Подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 26 закона установлено, что "субъектам торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, запрещается понуждать контрагента заключать договор с условиями о снижении поставщиком продовольственных товаров цены этих товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к цене этих товаров не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами торговли, субъектами общественного питания, осуществляющими продажу аналогичных продовольственных товаров". Какие механизмы контроля в данном случае будут использоваться Минторгом или иными уполномоченными госорганами в отношении указанных выше субъектов? Какие санкции предусматриваются действующими или разрабатываемыми актами законодательства в случае выявления подобных нарушений?
Это все та же тема ответственности и создания практики добросовестной конкуренции на рынке. В законе есть целый раздел, направленный на развитие конкуренции. Условия должны быть такими, чтобы сильный контрагент, мощное торговое предприятие, не давил на поставщика, и у контрагента цена в торговле с учетом торговой надбавки не оказалась ниже, чем отпускная цена изготовителя другим торговым объектам. Заложен некий противовес, который позволит избежать этого недобросовестного давления и не создавать недобросовестную конкуренцию на рынке. Будет административная ответственность, правоприменительная и судебная практика. И штрафы, судя по международному опыту, здесь могут быть большие. В России применяется вплоть до уголовной ответственности.
Викторианец Николай
Новым документом предусмотрено создание в Интернете торгового реестра - базы данных об объектах торговли, общепита, интернет-магазинах. Какую именно информацию смогут получить посетители ресурса? Планируется ли публиковать перечень недобросовестных субъектов хозяйствования? Когда реестр заработает?
У нас торговый реестр работает довольно давно, но сейчас в законе прописаны более жесткие требования, что субъект торговли будет считаться созданным со дня внесения в реестр. Это важно для того, чтобы была достоверная информация о субъекте хозяйствования. Сейчас мы порой наблюдаем, что субъекта уже нет на рынке, а он все еще в реестре. Такого быть не должно. Это важная тема для торговли, потребителя, контролирующих органов. Часто ведь звонят и уточняют, есть ли тот или иной субъект хозяйствования в реестре. А еще дополнительное значение у реестра появляется с введением 20-процентного ограничения на присутствие на рынке. Эта доля будет определяться в том числе и с использованием информации реестра. Он будет дополнен определенными сведениями по состоянию торговли. Вероятнее всего, для обычных потребителей эта информация будет закрытой, но потребители будут видеть, кто владелец, какие контакты, ассортимент, специализация и так далее. А с точки зрения недобросовестных субъектов - здесь все тонко, надо четко прописать критерии отнесения объекта к недобросовестным. Но в целом скажу, ответственность торговли нужно повышать. Если ты системно нарушаешь, то зачем ты на этом рынке?
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/novyj-zakon-o-gosregulirovanii-torgovli-i-obschestvennogo-pitanija-679/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024