Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
05 апреля 2012, 11:00

Новое в таможенном законодательстве

В нынешнем году белорусский парламент планирует принять проект закона "О таможенном регулировании в Республике Беларусь". В соответствии с планом подготовки законопроектов на 2012 год срок внесения документа в Совет Министров - май 2012 года, в парламент - сентябрь 2012 года. В марте Государственный таможенный комитет завершил разработку законопроекта и направил на обсуждение заинтересованным сторонам. В соответствии с Директивой №4 он вынесен на обсуждение широкой общественности. Таможенный комитет предлагает субъектам внешнеэкономической деятельности, заинтересованным гражданам вносить свои замечания и предложения по проекту.

 

Какие изменения должны произойти в таможенной сфере с принятием этого законодательного акта, что это даст отечественному бизнесу, упростятся ли таможенные процедуры, какие спорные моменты при осуществлении экспортно-импортных операций сейчас существуют, и будут ли они решены в новом законе? На эти и другие вопросы в сфере таможенного регулирования ответят во время online конференции заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Юрий Александрович Брытков, начальник правового управления Александр Николаевич Адерейко и начальник управления тарифного регулирования и таможенных платежей Александр Анатольевич Валиев.

Вопросы конференции

Молчан И.Ф.
Новый закон касается только субъектов хозяйствования, экспортеров или для нас, обычных граждан, здесь тоже надо что-то знать, нас это касается напрямую при въезде-выезде из страны?
Проектом Закона предусмотрено, что ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Беларуси товаров для личного пользования осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств Таможенного союза. Особенности ввоза и вывоза товаров для личного пользования физическими лицами определяются Президентом Беларуси в случае, если международными договорами государств Таможенного союза данные вопросы отнесены к компетенции стран-членов ТС.

Таким образом, законом не будут регулироваться вопросы перемещения физическими лицами товаров для личного пользования. В настоящее время данные вопросы регулируются Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

При этом хотелось бы отметить, что в рамках проводимой в настоящее время работы по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза данное Соглашение предполагается инкорпорировать в Таможенный кодекс Таможенного союза, который и будет комплексно регулировать все вопросы, относительно перемещения товаров как субъектами хозяйствования, так и физическими лицами.
В. Волосюк
В каких случаях может осуществляться временное хранение товаров на складе получателя?
По запросу получателя товаров временное их хранение может осуществляться на складе получателя товаров на основании разрешения таможенного органа. Это предусмотрено в следующих случаях:

- при необходимости временного хранения живых животных, в том числе птиц, рыб, ракообразных и моллюсков;
- если получателем товаров являются государственные органы и (или) государственные организации, подчиненные правительству Беларуси, либо уполномоченные экономические операторы;
- при необходимости временного хранения технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов в рамках реализации инвестиционных проектов;
- при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров, либо отсутствует возможность размещения товаров на таком складе;
- в иных случаях, установленных Президентом Беларуси или правительством.

Николай Королев
Какие нововведения предполагается ввести проектом закона при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита?
В целях реализации Конвенции МДП (международных дорожных перевозок - Прим. БЕЛТА) Государственному таможенному комитету законопроектом предлагается предоставить право принимать решения о лишении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Беларуси. Такого права будет лишено всякое лицо, виновное в нарушении таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства о таможенном регулировании в Беларуси и иных правил, применяемых при международной перевозке грузов.

Регламентирован выпуск в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого разными партиями, одним или несколькими транспортными средствами. Законопроектом урегулированы вопросы применения таможенного сопровождения и установления маршрута перевозки товаров. Установлено, что организации, уполномоченные на осуществление таможенного сопровождения, несут с декларантом таможенной процедуры таможенного транзита солидарную ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Для обеспечения надлежащего контроля за соблюдением маршрута перевозки товаров дано право таможенным органам использовать информационные системы и технические средства таможенного контроля, обеспечивающие дистанционный контроль за перемещением транспортных средств международной перевозки, соблюдением установленного маршрута.

Важным моментом является закрепление в проекте особенности определения мест доставки товаров. Во-первых, местом доставки может быть зона таможенного контроля, созданная по заявлению получателя товаров при ввозе в Беларусь через таможенную границу Таможенного союза живых животных, а также товаров, поставляемых в адрес государственных органов и (или) государственных организаций, подчиненных правительству.

Во-вторых, местом доставки также может являться зона таможенного контроля, созданная по заявлению получателя товаров при одновременном выполнении следующих условий. Если в Беларусь ввозятся посадочный или посевной материал, средства защиты растений, сельскохозяйственная техника и запасные части к ней, товары для кормления животных, сырье, а также материалы, комплектующие изделия, технологическое оборудование и запасные части к нему, ввозимые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Еще ряд условий: таможенному органу в месте прибытия представлена предварительная информация о ввозимых товарах; получателем товаров является лицо, включенное ГТК в реестр уполномоченных экономических операторов; перевозчиком является лицо, включенное ГТК в реестр уполномоченных экономических операторов либо в реестр таможенных перевозчиков.

Новым является также и введение уведомительного принципа принятия решения о возможности совершения получателем грузовых операций с товарами. В частности, допускается совершение с товарами грузовых операций, если по истечении четырех часов с момента регистрации уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля таможенный орган назначения не проинформировал получателя об отказе либо о возможности совершения с товарами грузовых операций. При этом данная процедура осуществляется с использованием электронного документа.
И. Молочко
Затрагивает ли каким-либо образом проект закона перевозки по процедуре МДП?
Да. Проектом предусматривается наделение Государственного таможенного комитета рядом полномочий. ГТК принимает решения о лишении права пользования положениями Конвенции МДП на территории Республики Беларусь всякого лица, виновного в нарушении таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства о таможенном регулировании в Республике Беларусь и иных правил, применяемых при международной перевозке грузов. ГТК также дает разъяснения по применению Конвенции МДП, определяет порядок и основания принятия решения о лишении перевозчика права пользования положениями Конвенции МДП, а также заполнения и использования книжки МДП.

Важным также в данном вопросе является то, что проектом закона предполагается опубликовывать в средствах массовой информации списки перевозчиков-нарушителей таможенной процедуры таможенного транзита.

Полянский Г.П.
Новый закон несет какое-то снижение контрольной нагрузки на субъекты со стороны таможенных органов? Предполагается ли в нем упрощение таможенных процедур? А что будет ужесточено?
Контрольная нагрузка на субъекты со стороны таможенных органов в настоящее время на основании системы управления рисками является минимальной. В период действия Таможенного кодекса Беларуси уровень контроля грузов на границе составил 1,5%, а в ведомственных ПТО - 1,2%.

Пунктом 1 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) определено, что таможенный контроль проводится в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством государств-членов. В этой связи в раздел "Таможенный контроль" проекта закона включены нормы, по которым ТК ТС определена компетенция национального законодательства, а также нормы, не урегулированные ТК ТС. Таким образом, нормы проекта закона не повлекут за собой увеличения достигнутой минимальной контрольной нагрузки на субъекты со стороны таможенных органов.

По вопросу упрощения таможенных процедур необходимо отметить следующее. Принимая во внимание то, что ТК ТС и международные договоры стран Таможенного союза практически в полном объеме регламентируют содержание таможенных процедур, условия помещения товаров под соответствующие процедуры, а также связанные с этим вопросы налогообложения, в проекте Закона нашли свое отражение только вопросы, отнесенные ТК ТС к компетенции национального законодательства. Это вопросы, конкретизирующие положения его отдельных статей, а также нормы, определяющие компетенцию государственных органов Беларуси.

Таким образом, проектом закона урегулирован ряд вопросов, в том числе возможность помещения условно выпущенных товаров под иные процедуры, если такие товары сохраняют статус иностранных товаров. Урегулирован вопрос признания отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны и свободного склада, как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, и снятия их с таможенного контроля. Определены дополнительные случаи, когда передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу, допускается без разрешения таможенного органа.

В целом хочу подчеркнуть, что проект закона не направлен на ужесточение каких-либо норм таможенного законодательства Таможенного союза, его целью является установление единообразных подходов и регламентация отдельных положений таможенного законодательства.

Ивановская М.И.
Как новый Закон будет работать на повышение конкурентоспособности белорусских экспортеров в Таможенном союзе?
Особое внимание в законе уделено белорусским экспортерам, возможности быстрого таможенного декларирования и выпуска экспортируемых товаров. В этой связи важным является закрепление в проекте норм представления документов при проведении таможенных операций (статья 175 проекта). В частности установлено, что исчерпывающий перечень документов, которые могут представляться при таможенном декларировании, определяется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

При этом проектом закона установлено, что для целей регистрации таможенной декларации документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не представляются, если таможенное декларирование осуществляется в электронном виде. Если таможенное декларирование товаров производится в письменной форме, то для регистрации таможенной декларации, поданной на бумажном носителе, достаточно представления двух документов: счет-фактуры (инвойса) либо иного коммерческого документа, используемого при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, и транспортного (перевозочного) документа.
Коротков А
Предполагает ли новый закон отмену института резидентства в Республике Беларусь?
Действие проекта закона о таможенном регулировании ограничено территорией Беларуси. Принцип резидентства определен Таможенным кодексом Таможенного союза (п.1 ст. 368) и может быть отменен при согласии всех государств-членов посредством заключения международного договора. При этом следует отметить, что прежде чем отменить данный принцип необходимо унифицировать налоговое, банковское, финансовое, судебное и иное законодательство в государствах – членах Таможенного союза, организовать обмен информацией между различными контролирующими органами государств – членов Таможенного союза и т.д. Республика Беларусь не вправе в одностороннем порядке определять иные подходы, чем установленные таможенным законодательством Таможенного союза. Поэтому проект закона не регулирует и не может регулировать данный вопрос.
Константин Иванович Тухто
Урегулированы ли в проекте закона вопросы при предоставлении таможенным органам обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов путем залога имущества?
Да, в проекте закона четко урегулирован вопрос предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов путем залога имущества. В настоящее время таможни действуют в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Государственным таможенным комитетом на основании Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Нормативное урегулирование залога имущества в целях предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов позволит полностью исключить возникающие между таможенными органами и субъектами хозяйствования спорные моменты. В проекте Закона определено, каким образом оформляется залог имущества, какое имущество не может быть предметом залога, разрешены вопросы, касающиеся оценки предмета залога, установлены требования к договору о залоге имущества, сроки заключения такого договора.
Роман Малышев
Предполагается ли в проекте закона изменение подходов, заложенных указом от 18 июля 2011 г. № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела?
С учетом практики применения указа № 319 отдельные его положения в проекте закона изменены. В частности, изменен срок, в течение которого таможенные органы должны внести изменения в реестр, если из него исключено лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела. Так, Государственный таможенный комитет в день принятия решения об исключении из реестра лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, вносит в него соответствующие изменения. При этом решение об исключении из реестра оформляется приказом председателя ГТК, и оно вступает в силу на следующий рабочий день после его принятия. Данное изменение обусловлено необходимостью того, чтобы заинтересованное лицо имело возможность оперативно обладать информацией о принятом таможенным органом решении.

Проектом закона предусмотрено, что лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован по причине неповышения квалификации в установленный срок, вправе обратиться с заявлением о получении нового квалификационного аттестата без учета годичного срока со дня принятия решения об аннулирования аттестата, как это предусмотрено указом № 319.

Николай Протасевич
С июня 2012 года в Беларуси вводится обязательное предварительное электронное информирование о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза автотранспортом. Что положительного получат от этого перевозчики, бизнес? Налажена ли необходимая инфраструктура, чтобы этот процесс пошел без проблем? Готова ли таможня обеспечить этот электронный поток? И что будет, если кто-то продолжит работать по старинке?
Предварительное таможенное информирование уже работает в Республике Беларусь. Единственное отличие состоит в том, что до июня текущего года оно не является обязательным, а с июня уже вводится обязательное предварительное электронное информирование. Суть его заключается в том, что заинтересованное лицо может представить в электронном виде в таможенные органы информацию о ввозимых товарах. Эта информация анализируется таможенными органами на предмет наличия рисков нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. Исходя из этого анализа, принимается решение о проведении либо непроведении отдельных форм таможенного контроля. Представление предварительной информации позволяет таможенным органам не тратить время на такой анализ, когда транспортное средство находится в пункте ввоза. Таким образом, сокращается время нахождения перевозчиков в пункте ввоза, и, как следствие, уменьшаются издержки и перевозчика, и получателя товаров.

В случае если предварительная информация не будет представлена, анализ о необходимости проведения форм таможенного контроля будет осуществляться по факту предъявления документов, уведомления о прибытии транспортного средства с товарами на таможенную территорию Таможенного союза - со всеми вытекающими последствиями. Есть вероятность того, что время прохождения границы будет дольше. Но непредставление информации не является нарушением - это влияет только на время проведения таможенных операций должностными лицами таможенных органов.
Виктор Тарасевич
Сколько сейчас действует контрольных служб на границе Таможенного союза, кроме таможенной? Ранее говорилось, что будет упразднен ветеринарный или санитарный контроль, его функции будет выполнять таможенный и пограничный контроль. Это так?
Да, это так. На сегодняшний день кроме таможенной и пограничной служб свои функции на границе выполняют транспортный, фитосанитарный, ветеринарный контроль. В настоящее время разрабатывается программа, в соответствии с которой останутся две службы - пограничная и таможенная. Они возьмут на себя выполнение названных выше функций. Уже проведен соответствующий эксперимент на пункте пропуска "Мокраны". Он прошел без каких-то осложнений.
Нина Розум
Что нового ожидает в законопроекте уполномоченных операторов внешнеэкономической деятельности?
Здесь будет уместно коснуться предыстории. В институте уполномоченных экономических операторов и в таможенной практике получило распространение такое понятие, как добросовестный участник внешнеэкономической деятельности. Одним из принципов при разработке проекта закона "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" было включение нормативных актов, которые регулируют отношения в области таможенного законодательства, в новый документ. В частности, это касается указа №319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования", который после вступления в силу закона утратит свою силу. Соответственно, заложенные в него нормы будут включены в закон. Основное преимущество, которое получат уполномоченные экономические операторы, - размещение товаров, следующих по процедуре таможенного транзита, в зонах таможенного контроля, созданных ими. То есть нет необходимости доставлять товар в зону таможенного контроля или склад временного хранения в таможенных органах, а если есть производство - товар поступает непосредственно на производство и временно там хранится. Это позволяет сэкономить финансовые средства.
П.А.Приходько
Одна из последних проблем на границе Таможенного союза - длинные очереди грузовиков на выезд в Литву, Польшу. Вы анализировали причины, почему так происходит? Как можно увеличить пропускную способность пунктов пропуска? Или здесь есть еще какие-то причины, вызывающие большие очереди?
Эти очереди непостоянные, они возникают в определенные дни, как правило, после выходных, начинается выезд преимущественно порожних грузовых транспортных средств для загрузки их за пределами Беларуси. И другие причины есть. Польская таможенная служба контролирует количество вывозимого топлива в баках, на направлении литовском данного контроля нет. Поэтому одной из причин очередей на литовском направлении является вывоз топлива из Беларуси. Этот вопрос сейчас рассматривается не только таможенной службой, будут внесены предложения. Речь идет о комплексном рассмотрении вопроса. Здесь можно затронуть и тему сегодняшней инфраструктуры таможенных органов. Сейчас на польском западном направлении она полностью позволяет снять очереди - это и наличие личного состава, и сама инфраструктура таможенных органов. Что касается прибалтийского, латвийского направления, реконструируются пункты пропуска, в частности "Привалка", "Григоровщина". В течение этого года они будут реконструированы. Это увеличит грузопоток и поток транспортных средств. Ну и рассматривается вопрос именно по контролю за вывозом топлива. Понятно, если будут одинаковые нормы вывоза топлива по всей территории внешней границы, естественно, эти потоки будут распределяться равномерно. Мы своевременно реагируем на очереди на въезд в Беларусь, потому что здесь в большинстве случаев ситуация зависит от нас. Что касается выезда, то количество процедур, осуществляемых таможенными органами Беларуси, минимально. Мы можем без труда эти транспортные средства оформить. Здесь возникает вопрос о возможности это сделать соответственно на ввоз с той стороны, то есть таможенными и пограничными службами сопредельных государств. Что касается выезда, очереди создаются не по нашей вине. Постоянно проходят переговоры, есть соответствующие соглашения со смежными таможенными службами о конкретном минимальном количестве транспортных средств, которое может быть оформлено в течение смены, в течение суток. Дополнительно можно сказать, что количество оформленных транспортных средств превышает достигнутую норму по всем направлениям.

Ревинский Виталий Антонович
Здравствуйте. Очень интересует вопрос: какая работа ведется или планируется для реального уравнивания в правах граждан стран - участниц Таможенного союза в части установления равных лимитов по сумме МПО.
Этот вопрос регулируется международным соглашением, которое определяет порядок перемещения товаров для личного пользования. При разработке проекта закона "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" этот вопрос не рассматривался, так как в национальном законодательстве данная проблематика регулируется иным нормативно-правовым актом.
Роман
Скажите, пожалуйста, планируете ли вы сделать таможенный калькулятор таможенных пошлин на автомобили, мотоциклы, квадроциклы, гидроциклы, автодома (с двигателем), прицепы (дома на колесах)? Так много составляющих, что рядовому образованному человеку никак не разобраться. Пытались не раз сами разобраться, но, увы, все так запутано, все так сложно, что кошмар. Открываем таможню РФ - там все есть, удобно, понятно. Зачем создавать своим гражданам такие трудности? Занимаемся автобизнесом уже более 15 лет, но после 1 июля 2011 года стало все так трудно и непонятно.
На наш взгляд, исчисление платежей в отношении данных товаров не является более сложным, чем в отношении большого числа иных товаров. Применение комбинированной ставки ввозной таможенной пошлины достаточно широко используется в таможенном тарифе. Поэтому в ситуации, когда декларант испытывает какие-то сложности с расчетом таможенных платежей, целесообразно обращаться к услугам таможенных представителей, которые помогут импортеру заполнить таможенную декларацию. Стоит заметить, ставки ввозных таможенных пошлины изменились в отношении данной категории товаров с 1 января 2010 года. Мы можем рассмотреть вопрос, чтобы разместить на своем сайте калькулятор. Только тогда возникнет вопрос, почему мы не размещаем аналогичный калькулятор в отношении бытовой техники, одежды и т.д. в отношении остальных более чем 11 тыс. категорий ввозимых товаров.
Светлана
Подскажите, пожалуйста, можно ли при ввозе из-за рубежа техники, например, телевизора, задекларировать технику на ребенка, который едет с нами. Спасибо.
Оформление физическими лицами ввозимых товаров регулируется соглашениями о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через границу Таможенного союза. Порядок таков, что ребенок с 16 лет может декларировать перемещаемый товар самостоятельно, до 16 лет - это делают родители или сопровождающие.
Г. Купчин
Какие новые пункты пропуска на внешней границе Таможенного союза появится в этом году, в последующие? Кто финансирует их строительство? Сколько средств на это предусматривается направить в 2012 году?
Пункты пропуска можно разграничить на пункты пропуска для оформления физических лиц и, соответственно, транспортных средств физических лиц и юридических. На западном направлении началась реконструкция пункта пропуска "Песчатка". Сдача запланирована на 2013 год. Это пункт пропуска на сегодняшний день межгосударственный, то есть через него могут перемещаться граждане только Польши и Беларуси. После введения его в строй он приобретет статус международного, то есть через него смогут перемещаться уже и лица других стран.

На прибалтийском направлении это пункт пропуска "Григоровщина", срок сдачи - конец этого года, и на литовском направлении - "Привалка", срок сдачи - также конец 2012 года.

Пункт пропуска "Козловичи" уже сдан. Это самый крупный пункт пропуска на западной границе, где в течение суток перемещается по плану 4 тыс. транспортных средств в двух направлениях.

По каждому пункту отдельный источник финансирования. Все это обустройство границы осуществляется на сегодняшний день по комплексной программе развития инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на 2011-2015 годы.
Макович Владимир Владимирович
Проект закона "О таможенном регулировании" и международные автомобильные перевозки. Есть ли принципиально новые отличия в сравнении с предыдущими нормативными актами?
Надо отметить, что эти вопросы в большинстве своем регулируются таможенным законодательством Таможенного союза. Понятно, что это затрагивает интересы всех трех государств - членов Таможенного союза, и отсылочные нормы там очень незначительные. Поэтому в проекте закона о таможенном регулировании практически нет каких-то отличий от действующего таможенного законодательства Таможенного союза. В настоящее время ведется работа по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза. И там отдельные вопросы по международным автомобильным перевозкам предлагается изменить, усовершенствовать. В частности, рассматривается вопрос о неприменении таможенной процедуры таможенного транзита в отношении вывозимых товаров Таможенного союза. В настоящее время в Беларуси такая процедура применяется.
Николай Колесников
При новом законе сохранится ли существующий порядок формирования данных статистики внешней торговли Беларуси?
Да, в рамках унификации законодательства государств - членов Таможенного союза с 1 января 2012 года данные таможенной статистики внешней и взаимной торговли с государствами - членами Таможенного союза в Беларуси формируются в соответствии с порядком, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза №837 с учетом особенностей, определенных Государственным таможенным комитетом.

В проекте закона закреплена норма, определяющая формирование данных таможенной статистики внешней и взаимной торговли в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом. На официальном сайте ГТК в разделе "Статистика" размещены документы, в соответствии с которыми таможенные органы формируют данные таможенной статистики внешней торговли Беларуси.
И. Волотович
Сохранится ли существующий порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров?
Да, применяемые сегодня нормы указа № 474 от 31 июля 2006 года перенесены в проект закона. При этом новацией проекта закона является то, что при помещении под таможенную процедуру экспорта, временного вывоза товаров, в отношении которых не установлена адвалорная или комбинированная ставка вывозной таможенной пошлины, таможенная стоимость таких товаров не определяется и не заявляется.
Т. Петрова
Предусмотрены ли проектом закона какие-либо упрощения для субъектов хозяйствования по таможенной процедуре таможенного транзита?
Да, предусмотрены. В частности, проектом закона устанавливается возможность доставки ввозимых товаров в зоны таможенного контроля, созданные получателями товаров, а также в зоны таможенного контроля складов временного хранения, на которых отсутствуют пункты таможенного оформления.

Более того, данный подход предполагает реализацию разрешительного принципа по умолчанию. То есть в указанных местах доставки предполагается осуществление разгрузки товаров по истечении небольшого периода времени (два часа), если таможенный орган назначения не проинформировал получателя об ином. Это существенные упрощения, которые соответствуют самым передовым стандартам таможенного администрирования. Однако это предполагает установление информационного обмена между таможенными органами и заинтересованными лицами на уровне взаимодействия информационных систем.
Э.П. Романович
Что нового содержится в законе, например, в части применения таможенного сопровождения?
В части применения таможенного сопровождения в проект закона заложена норма. Согласно ей уполномоченные на осуществление таможенного сопровождения организации при сопровождении товаров несут с декларантом таможенной процедуры таможенного транзита солидарную ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов. Это позволит минимизировать финансовые риски при транзите товаров и избежать недоборов таможенных платежей в бюджет государства.
Александр Аксененко
После 1 июля 2011 года для меня, гражданина Беларуси, постоянно проживающего в Польше, практически закрылась возможность приезжать к своим родным в Гродно на своем автомобиле. Приходится уплачивать финансовую гарантию за машину, которая практически равна таможенной пошлине на ввоз автомобиля, для меня это составило 11 тыс. евро. Причем у таможенников нет однозначного суждения в отношении взимаемой суммы оплаты. Первый раз мне насчитали 5 тыс. долларов, второй - 11 тыс. евро. Сложилось впечатление, что процедура у таможенников не отработана. Вы не планируете что-то менять или упрощать в этом деле?
Согласно международному соглашению, которое регулирует ввоз товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств для личного пользования, сумма обеспечения, так называемый залог, должна быть количественно равна сумме таможенных пошлин, налогов, которые уплачивались бы в отношении данного автомобиля в случае его выпуска для свободного обращения. Поэтому действительно сумма финансовой гарантии должна быть абсолютно равна таможенной пошлине на ввоз автомобиля. Изложенная ситуация о том, что не всегда одинаково исчисляются в отношении одного и того же автомобиля данные суммы, может быть связана с тем, что гражданин различным образом декларирует сведения об автомобиле. Если бы в таможенной декларации и при одном и при последующем ввозе заявлялись одинаковые сведения, исчисление таможенных платежей и сумма обеспечения не могли бы быть разными. Программные продукты у таможенных органов соответствующим образом доработаны, они работают корректно. Данная процедура у таможенников апробирована на практике.
Ирина Садовская
При ввозе бытовой техники из Польши взвешивается товар с упаковкой или без нее? Я хочу купить посудомоечную машину, она по весу как раз на пределе 35 кг, а если с упаковкой, то будет больше. В этом случае мне нужно будет ее декларировать?
Если это обычная упаковка посудомоечной машины, то она по правилам классификации рассматривается как неотъемлемая часть данного товара, классифицируется вместе с тем товаром, который упакован. Поэтому если будет ввозиться стандартный товар в упаковке, мы не будем рассматривать упаковку отдельно от товара. Вес посудомоечной машины будет определяться с упаковкой. Если товар будет ввозиться без упаковки, мы не будем добавлять к его весу вес упаковки. То, что вы ввозите, то мы и будем взвешивать.
Лаврусик Игорь Юрьевич
Со вступлением в ТС многих начала беспокоить проблема ввоза мототехники. Мало того, что размер растаможки без видимых причин стал практически заградительным, так и в придачу процесс растаможки стал до безобразия непрозрачным: человек, даже имея официальные документы, подтверждающие стоимость покупки мотоцикла, должен еще повозиться, чтобы доказать что "он не верблюд" и "отбить" у родной таможни лишнюю тысячу-две долларов. Более того, стало выгодно ввозить старую, битую или намеренно разукомплектованую технику - оценочная стоимость (а с ней и растаможка) значительно снижается, но вряд ли это служит интересам хоть кого-либо. Чем обусловлена такая нелюбовь к мотоциклистам? Почему нельзя если не снизить ставки, то хотя бы ввести такой тариф, который не будет стимулировать махинации, разночтения и зависеть от настроения таможенника? Например, для любого мотоцикла известна мощность и объем его двигателя, которые практически пропорциональны его цене и классу. Такой тариф позволил бы исключить волокиту и махинации, а человек заранее знал бы точную сумму, которую он должен будет выложить таможне (без всякого взаимного недоверия и волокиты). Спасибо!
К сожалению, непонятно, для каких целей мотоцикл ввозится. Если как товар для личного пользования, то изменение соответствующего порядка ввоза произошло 6 июля 2010 года, когда вступило в силу соглашение в Таможенном союзе, которое в том числе оказало влияние и на правила ввоза мотоциклов. При ввозе мотоциклов в качестве товаров для личного пользования с 6 июля 2010 года размер подлежащих уплате платежей составляет 44% от таможенной стоимости мотоцикла. Это опять же определено международным соглашением. Не может на сегодняшний день эта норма быть изменена на национальном уровне.

По поводу второй части вопроса. Подтверждение стоимости мотоцикла является основой для исчисления таможенных платежей. Таможенные органы контролируют ее величину. В силу того, что, если заявляемая стоимость мотоциклов соответствует средней цене реализации подобных товаров в стране их вывоза либо даже является более низкой по отношению к средней цене реализации, таможенная служба не проводит дополнительных операций контроля величины таможенной стоимости. Но бывают ситуации, когда заявляемая таможенная стоимость значительно ниже средней рыночной цены мотоцикла в стране реализации. В данном случае, безусловно, таможенная служба контролирует правомерность заявления такой таможенной стоимости. На нас возложены эти функции. Если речь идет о бывших в употреблении мотоциклах, то здесь таможенная стоимость зависит от модели, объема двигателя, технического состояния мотоцикла. В каждом случае будет совершенно разная таможенная стоимость. Мы отмечаем такую тенденцию: некоторые лица ввозят мотоциклы в разобранном виде с целью уклонения от таможенных платежей. Таможенный комитет не является с белорусской стороны органом госуправления, который координирует установление ставок ввозных таможенных пошлин, мы их по сути лишь исполняем, обеспечиваем реализацию требований Единого таможенного тарифа. И мы наравне с импортерами обязаны применять те ставки таможенных пошлин, которые установлены.
Елена Мостович
Можете ли вы сказать, какая сейчас работа идет в Москве в новой Евразийской экономической комиссии ЕЭП в части таможенного регулирования? Какие решения там готовятся, кто из белорусских специалистов привлекается или будет работать на постоянной основе в министерстве ЕЭК, которое возглавляет Владимир Гошин?
Как вы знаете, Евразийская экономическая комиссия является правопреемницей Комиссии Таможенного союза. В настоящее время, если касаться организационных вопросов, идет активная деятельность по формированию департаментов и секретариата Евразийской экономической комиссии. ЕЭК, в отличие от Комиссии Таможенного союза, состоит из двух органов - это совет и коллегия. Коллегия - это орган, работающий на профессиональной основе. Теперь департаменты активно проводят конкурсы. В частности, на этой неделе успешно прошли конкурс многие сотрудники таможенного комитета, представители управления тарифного регулирования и таможенных платежей, представители правового управления, управления организации таможенного контроля и других подразделений, которые в ближайшее время будут работать непосредственно по ЕЭК.

Если касаться вопросов нормотворчества, то Евразийская экономическая комиссия уже приняла на себя часть полномочий, и в рамках тех функций, которые ей отведены, проводит ревизию решений Комиссии Таможенного союза, вносит изменения и дополнения, принимает новые решения в виде решений советов и коллегии. Основной вопрос - это внесение изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза. Поставлена задача до 1 июля 2012 года окончательно сформировать новую редакцию Таможенного кодекса Таможенного союза. Планируется, что обновления Таможенного кодекса Таможенного союза заработают с 1 января 2013 года.
П.В.Корзун
Таможенный комитет борется за честь мундира, за недопустимость коррупции в таможенных органах. А что в этом плане предусматривает новый закон?
Что касается вопросов борьбы с коррупцией таможенных органов, то они являются приоритетными в их деятельности. Новый закон о таможенном регулировании содержит нормы, которые предусматривают и требуют соблюдения таможенного законодательства таможенными органами и должностными лицами. Определяется механизм и меры взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами в борьбе с коррупцией. В частности, уделяется большое внимание ведомственным и внутриведомственным механизмам и действиям в этом направлении.
Иван Кулько
Пока законопроект обсуждается, какие предложения от белорусского бизнеса поступают по нему? Что вы учитываете, а что неприемлемо применить из этих предложений, как вы обсуждаете эти моменты с предпринимателями?
В настоящее время данный проект закона направлен на обсуждение более чем в сорок министерств и ведомств, в том числе и бизнес-сообществу. Мы получили уже ряд конкретных предложений от Совета по развитию предпринимательства в Беларуси, от Ассоциации таможенных представителей. Сказать конкретно, насколько концептуальны и конструктивны эти предложения, пока нельзя - конкретный анализ и обсуждение поступивших предложений мы еще не проводили, но я думаю, что бизнес-сообщество крайне заинтересовано в конструктивном подходе, поэтому считаю, что ряд предложений будет учтен. Мы их озвучим, когда закончатся обсуждения. У нас отведено время для обсуждения и анализа этих предложений.

Сейчас уже можно сказать, что одно из наиболее распространенных предложений - это отмена принципа резидентства по таможенному оформлению. Однако на уровне закона о таможенном регулировании этот вопрос не может быть сформулирован - для этого требуется заключение отдельного международного соглашения в рамках трех государств Таможенного союза.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/novoe-v-tamozhennom-zakonodatelstve-554/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024