Планируется ли дальнейшая корректировка механизма государственной адресной социальной помощи (ГАСП)? Каковы перспективы социальной ренты? Сколько в Беларуси частных домов-интернатов? Каковы тарифы на социальные услуги, и планируется ли их повышать? Кому и на каких условиях предоставляются услуги сиделки? Какие проекты по соцобслуживанию пожилых людей и инвалидов реализуются в рамках государственного социального заказа? На эти и другие вопросы можно будет получить ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.
Проект реализуется одновременно на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.
Решение об отказе принимается, если заявителем не представлены необходимые документы, не соблюдены требования к форме или содержанию заявления, а также если в органе по труду, занятости и соцзащите имеется решение районной комиссии о лишении семьи права на обращение за государственной адресной социальной помощью. Это регламентировано Положением о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи.
Сможет, если у него есть медицинские показания и нет медицинских противопоказаний для полустационарного социального обслуживания (нужна медицинская справка о состоянии здоровья). К слову, перечень медицинских показаний и противопоказаний установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения от 10 января 2013 года №3/4.
Социальные услуги в форме полустационарного соцобслуживания оказываются нетрудоспособным людям, в том числе детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, которые завершили освоение образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Соцуслуги, предоставляемые государственными учреждениями соцобслуживания, включены в перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Мингорисполкомом.
Для обеспечения доступности соцобслуживания часовые тарифы на социальные услуги, входящие в перечень бесплатных и общедоступных, устанавливаются значительно ниже их себестоимости. Так, на 1 июля текущего года стоимость нормо-часа на социальные услуги была в Гродненской области 35 копеек, в Брестской области - 40 копеек, в Гомельской области - 45 копеек, в Минске - 48 копеек, в Витебской, Минской и Могилевской областях - 50 копеек.
Услуги сопровождаемого проживания оказывают бесплатно в пределах установленных норм и нормативов. Эти услуги - альтернатива традиционному обслуживанию в интернатном учреждении. Инвалиды ведут более самостоятельный образ жизни, а роль специалистов сводится только к сопровождению - к дозированной помощи в том объеме, в котором она необходима.
Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соцработники оказывают содействие в социально-трудовой адаптации, расширении социальных связей, определении оптимальных путей организации самостоятельной жизни (за шесть месяцев текущего года такие услуги получили 2,3 тыс. человек). Специалисты помогают инвалидам в адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, в подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и осуществляют дальнейшее их сопровождение. Например, услуги помощника по сопровождению для инвалидов I группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и (или) по зрению в первом полугодии получили 283 человека; услуги ассистента для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II группы с умственными нарушениями - 248 человек. Услугами переводчика жестового языка для инвалидов по слуху воспользовались 250 человек.
Следует отметить, что для оказания услуг сопровождаемого проживания в территориальных центрах социального обслуживания населения создаются соответствующие отделения (их уже 31).
Социальные услуги на дому оказывают без взимания платы одиноким нетрудоспособным гражданам, среднедушевой доход которых не превышает бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ в настоящее время равняется Br175,50). Одиноким нетрудоспособным людям, среднедушевой доход которых не превышает 200% БПМ (Br351), надомные соцуслуги оказывают на условиях частичной оплаты (60% тарифа). Остальные получатели социальных услуг обслуживаются на условиях полной оплаты.
Услуги сиделки на условиях частичной оплаты оказываются малообеспеченным одиноким нетрудоспособным гражданам, утратившим способность к самообслуживанию и передвижению. Размер частичной оплаты составляет 60% тарифа на данную услугу. Остальным нетрудоспособным гражданам услуги сиделки оказываются на условиях полной оплаты.
За шесть месяцев текущего года услуги сиделки получили 789 граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию и передвижению.
Действительно, в соответствии с указом от 19 января 2012 года №41 лицам, обучающимся в учреждениях образования в дневной форме получения образования на территории республики, ГАСП в виде ежемесячного социального пособия, как правило, предоставляется в составе семьи их родителей.
Исключение составляют получающие профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования на территории Беларуси, создавшие собственные семьи и (или) имеющие детей в возрасте до 18 лет. Они могут рассматриваться в качестве отдельной семьи и обращаться за предоставлением помощи в соответствующий орган по месту получения образования.
Обращение за этим пособием осуществляется путем подачи инвалидом I группы либо его законным представителем заявления установленного образца с приложением документов, необходимых для предоставления помощи, в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации инвалида I группы.
Полномочия законного представителя подтверждаются удостоверением опекуна (попечителя) либо доверенностью, удостоверенной в порядке, предусмотренном законодательством. При этом одним из обязательных реквизитов доверенности является указание на объем и характер полномочий, которыми наделяется представитель.
В рамках эксперимента в столице с одинокими минчанами, достигшими 70 лет, были заключены договоры ренты. В соответствии с ними получатели ренты - пожилые люди - передали принадлежащие им жилые помещения в собственность Минска, а плательщик ренты - Мингорисполком - осуществляет их пожизненное содержание с иждивением, в том числе как при проживании у себя дома, так и при проживании в Городском доме-интернате для ветеранов войны и труда "Свiтанак".
В столице сегодня продолжают действовать 20 договоров пожизненного содержания с иждивением, заключенных в ходе эксперимента.
Для установления единого порядка заключения местными исполнительными и распорядительными органами договоров ренты Министерством труда и соцзащиты разрабатывается проект постановления, предусматривающий оказание социальных услуг на основании договоров пожизненного содержания с иждивением во всех регионах республики.
Данная норма предусмотрена законопроектом "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О социальном обслуживании", разработка которого ведется в настоящее время.
Это позволит заключать трехсторонний договор, сторонами которого смогут выступать гражданин; лицо, взявшее на себя обязательство по оплате социальных услуг; организация, оказывающая социальные услуги.
Закрепление данной нормы значительно расширит перечень лиц (члены семьи обслуживаемого, плательщики ренты, юридические лица и др. заинтересованные), которые могут выступать в качестве субъектов правоотношений, возникающих при оказании социальных услуг на возмездной основе, и позволит установить их взаимные права, обязанности и ответственность.
Как я уже говорил ранее, сегодня в республике услугами сиделки пользуются 789 человек. Такие услуги предоставляют 508 сиделок.
Часовые тарифы на услуги сиделки устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом и составляют от 35 копеек в Гродненской области до Br2 в Минске.
В соответствии с законом "О социальном обслуживании" соцуслуги в нашей стране могут оказывать как государственные организации социального обслуживания, так и иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
Сегодня в 80 государственных стационарных учреждениях социального обслуживания получают услуги 18,6 тыс. человек.
В настоящее время негосударственный сектор стационарного (круглосуточного) социального обслуживания представлен одним частным домом-интернатом "Семейный причал" в Минской области, а также несколькими домами милосердия различных религиозных организаций. Кстати, при создании частного дома-интерната "Семейный причал" была использована нормативная правовая база для государственных учреждений и опыт их работы.
Контроль за работой государственных и негосударственных учреждений социального обслуживания осуществляют соответствующие территориальные органы.
Министерством труда и соцзащиты утверждены положения об учреждениях социального обслуживания всех типов, в том числе и положение об учреждении нового типа - дома-интерната (отделения) повышенной комфортности для престарелых и инвалидов. Социальные услуги в них предоставляются на платной основе постоянно или временно. Граждане размещаются в одноместных или двухместных номерах (для семейного проживания) со всеми удобствами. Все помещения укомплектованы функциональной мебелью с учетом индивидуальных особенностей проживающих, а также бытовой техникой (телевизор, холодильник и пр.).
Социальное обслуживание в отделениях повышенной комфортности предоставляется государственными учреждениями практически во всех регионах страны, а также в Республиканском интернате ветеранов войны и труда, который находится под Минском.
В настоящее время в отделениях повышенной комфортности проживают 50 человек. Средняя стоимость такой услуги по республике составляет около Br600 в месяц. Очередности в дома-интернаты общего типа, в том числе в отделения повышенной комфортности сейчас нет.
В Беларуси реализуется Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, включающая подпрограмму "Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан на 2016-2020 годы".
Этой подпрограммой предусмотрено проведение реконструкции 16 домов-интернатов, из них 14 объектов в действующих учреждениях - это реконструкция зданий столовых, жилых корпусов, бань и др. Предусматривается также перепрофилирование двух объектов под дома-интернаты в Гродненской и Могилевской областях. На эти цели планируется направить Br55 160 тыс. (с учетом деноминации). Строительство новых домов-интернатов в республике не планируется.
Государственный социальный заказ (ГСЗ) - инновационная форма взаимодействия местных органов власти и представителей негосударственного сектора. Она позволяет привлечь в систему социального обслуживания дополнительные материальные и человеческие ресурсы и сформировать рынок социальных услуг на основе государственно-частного партнерства.
Законодательством предоставлена возможность субсидирования деятельности некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг, реализации социальных проектов. К слову, в настоящее время по ГСЗ социальные проекты не реализуются.
Местные исполнительные и распорядительные органы субсидируют оказание негосударственными некоммерческими организациями медико-социальных и социально-реабилитационных услуг нуждающимся жителям регионов.
На 1 июля текущего года в Беларуси реализуется 39 договоров на оказание соцуслуг в рамках государственного социального заказа: 2 - в Брестской области, 7 - в Витебской области, 18 - в Гродненской области, 11 - в Минской области и 1 - в Могилевской области. Общая сумма субсидий, предоставленных негосударственным некоммерческим организациям, составила почти Br74,6 тыс. (с учетом деноминации).
Основным исполнителем государственного социального заказа выступает Белорусское общество Красного Креста - сестры милосердия Красного креста оказывают нуждающимся нетрудоспособным людям медико-социальные услуги на дому.
С учетом практики внедрения государственного социального заказа в настоящее время готовятся предложения по совершенствованию его механизма.
В настоящее время такие службы созданы в Минске, Гомеле, Гродно, Солигорске.
Порядок и условия организации предоставления транспортных услуг "социальное такси", а также категории граждан, имеющих право воспользоваться этой мерой социальной поддержки, определяют органы местного управления и самоуправления. Это регламентировано Государственной программой о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы.
Центр приема-передачи информации от лиц с нарушениями слуха открыт в Минске по инициативе общественного объединения "Белорусское общество глухих" совместно с администрацией Партизанского района столицы в рамках реализации государственного социального заказа на оказание социально-посреднической услуги по приему-передаче сообщений в экстренные службы от минчан с нарушениями слуха. Проект финансировался за счет средств местного бюджета и ОО "Белорусское общество глухих".
Открытие подобных центров в других городах республики зависит от инициативы прежде всего общественных объединений и наличия соответствующего финансирования.
Учитывая, что проект закона находится на этапе согласования с заинтересованными, говорить о конкретных новациях, по нашему мнению, преждевременно. Планируемые изменения "продиктованы" ежедневной практикой применения законодательства по социальному обслуживанию.
Румак А.А: Они подготовлены на основе мониторинга практической реализации механизма ГСЗ и предложений общественных объединений. Эти новые нормы включены в проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь", который в настоящее время проходит согласование с заинтересованными.
В настоящее время сохраняется очередность на поселение только в психоневрологические дома-интернаты Брестской и Могилевской областей.
До конца сентября текущего года в Чаусском психоневрологическом доме-интернате Могилевской области будет введен в эксплуатацию новый спальный корпус на 100 мест, что позволит практически ликвидировать очередность.
В Брестской области ведутся работы по созданию нового дома-интерната психоневрологического профиля путем перепрофилирования освободившихся зданий учреждения образования.
Помещения повышенной комфортности в настоящее время в психоневрологических домах-интернатах не предусмотрены.
Полученные членом семьи алименты включаются в среднедушевой доход пропорционально времени их начисления на основании документов и сведений, подтверждающих получение алиментов. Таким образом, полученные в расчетном периоде алименты, включая суммы выплаченной задолженности по алиментам, подлежат учету в среднедушевом доходе семьи при предоставлении государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий, а также в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.
Это регламентировано Положением о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи (гражданина) для предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденным Советом Министров от 28 марта 2012 года №274.