Онлайн-конференция
09 октября 2013, 15:00
Новая белорусская песня
Маэстро Михаил Финберг является основателем и идейным вдохновителем Национального фестиваля белорусской песни и поэзии в Молодечно, который проводится в Беларуси с 1993 года. За это время фестиваль превратился в масштабное культурное событие, которое вносит весомый вклад в развитие и популяризацию творчества белорусских композиторов и поэтов, приобщает молодежь к лучшим образцам национального музыкального искусства и открывает новых талантливых исполнителей. В разные годы именно на этом форуме зазвучали имена Ирины Дорофеевой, Натальи Тамело, Виктории Алешко, Ларисы Грибалевой.
Сейчас это один из пяти наиболее значимых фестивалей, которые определяют культурное пространство современной Беларуси. Традиционно на нем звучит только белорусское слово, широко представлена национальная поэзия и музыка разных поколений, звучат песни белорусских авторов, выступают известные и молодые белорусские поэты. В этом году фестивалю возвращен статус ежегодного, а в будущем он, возможно, станет международным.
В каком формате будет проходить этот музыкальный форум в 2014 году? Устраивает ли сегодня музыкантов и слушателей качество белорусской музыки и то, как она используется в теле- и радиоэфире? Что будут исполнять на XIV Национальном фестивале белорусской песни и поэзии, если старые, хорошо известные песни уже многократно исполнялись, а новых отечественные композиторы почти не пишут? Кого Михаил Финберг пригласит на мастер-класс в декабре? На эти и другие вопросы о современной белорусской песне и музыке маэстро Михаил Яковлевич Финберг ответит во время онлайн-конференции.
Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время online конференции на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ".
Ответы будут публиковаться 9 октября после 15.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Елизавета Матюшко, Минск
Михаил Яковлевич, добрый день! Национальный академический концертный оркестр который год не изменяет своим традициям и проводит фестивали как в столице, так и в малых городах Беларуси. На минувших выходных с лучшими образцами музыкального искусства познакомились и жители Любани - в городе состоялся первый областной праздник искусств "Полесские встречи". Как прошел дебютный форум? В чем главное отличие любанского от других фестивалей?
Праздник искусств "Полесские встречи" - это восемнадцатый фестиваль, который организован коллективом Национального академического концертного оркестра Республики Беларусь в маленьких городах страны. Всего к сегодняшнему дню мы провели 176 таких фестивалей. Это очень большая цифра, если учесть, что в каждом фестивале - примерно пять-шесть программ, которые объединены в целое.
Все фестивали имеют научную основу. К фестивалю "Полесские встречи" мы издали книгу о музыкальной жизни города Любани - "В честь Любани: пять музыкальных шагов по Минщине". Музыкальная жизнь этого города оказалась весьма возвышенной и интересной, и она нисколько не уступает музыкальному наследию Несвижа.
Все, что мы могли самобытного узнать и сделать для этого фестиваля, мы сделали. Было подготовлено шесть программ, которые прошли в течение одного дня. Можно сказать, что на этих программах побывало практически все население Любани. В Любани есть школа искусств, которая является очень интересным учебным заведением. Именно там и прошел первый концерт, в котором мы рассказали историю Любани и вручили всем книгу "В честь Любани: пять музыкальных шагов по Минщине".
Второй концерт мы посвятили белорусской песне - тем песням, которые мы, жители Беларуси, должны знать и любить. И мы должны передать это новому поколению, в этом заключается наша основная задача. Также в программу вошли развлекательный концерт и концерт джаза. Для меня самого было очень интересно, как прекрасно люди в небольшом городке воспринимают современную музыку, было очень приятно работать в этом городе. На последнем концерте мы представили новые имена нашего оркестра. Все эти концерты воплотили идею фестиваля.
Фестиваль состоялся по инициативе Бориса Батуры. Мы поддержали эту идею, и в итоге получилось то, что должно быть сегодня в каждом маленьком культурно-историческом центре нашей страны. Кстати, на площади в Любани во время праздника было 1,3 тыс. человек.
Можно сказать, что мы "окольцевали" Минскую область - наши фестивали принимают Несвиж, Молодечно, Вилейка, Чисть, Заславль. На новом фестивале, который состоится в январе следующего года в Заславле, мы покажем своеобразное музыкальное кольцо Минщины в проекте Национального академического концертного оркестра Республики Беларусь.
С.В. Петрович
Фестиваль "Славянский базар в Витебске" невозможно представить без участия Национального концертного оркестра. Какие программы вы готовите к следующему фестивалю?
Знаю одно, что руководство страны очень внимательно подходит к этому фестивалю. Я вхожу в состав оргкомитета более 20 лет. Мы каждый год хотим сделать фестиваль интереснее и лучше. Для этого прилагаются огромные усилия. Перед нами ставятся новые задачи.
Конечно, я хочу, чтобы фестиваль процветал, чтобы он был самым лучшим. Он уже экономически сильно поднялся, он зарабатывает большие деньги. К нам приезжает много гостей, это укрепляет нашу дружбу, сотрудничество с различными странами. Хочу пожелать фестивалю только успеха.
Я буду готовить конкурс молодых исполнителей. Сейчас решается вопрос о второй программе, в которой традиционно участвует наш оркестр. Какая это будет программа, пока неизвестно. Когда будем знать точно - обязательно расскажем. Первый оргкомитет уже состоялся, он прошел очень успешно. Его провел заместитель премьер-министра Анатолий Тозик.
Анатолий Савицкий, Могилев
Будет ли солист концертного оркестра представлять Беларусь на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни "Витебск-2014"? Может ли проявить себя на конкурсе новый голос вашего коллектива Валерия Грибусова, в этом году ставшая победительницей республиканского конкурса молодых исполнителей белорусской эстрадной песни в Молодечно?
Действительно, в этом году на конкурсе выступал славный мальчишка, которым наша земля может гордиться - Александр Соловьев. Он когда-то получил Гран-при фестиваля в Молодечно. Я открою вам секрет. Когда закончился первый тур, я зашел к Ларисе Долиной (мы с ней старые друзья) и спросил, как с нашим мальчиком? Она сказала: "Миша, он такой замечательный. Он идет на Гран-при". Когда закончился второй тур, он получил третье место. Я считаю, что это не третье место. Для Беларуси это первое место. Потому что он обладает национальным голосом, у него красивый тембр. И он уже набрал опыта. Александр Соловьев мне очень симпатичен, он с рвением, с жадностью хватает все, что ему подсказываешь. Я горжусь, что он работает в нашем коллективе.
Станислав Данилец, Витебск
Как, по-вашему, новые подходы, которые были реализованы на последнем "Славянском базаре" и конкурсе "Витебск", оправдали себя? Что бы вам хотелось еще изменить?
Конкурс "Витебск", который ежегодно проходит на "Славянском базаре", остался одним из немногих конкурсов, где по-прежнему важен голос, вокальные данные. Я берегу этот конкурс. Большинство исполнителей приезжает на него показать свое исполнительское мастерство. Другое дело - хотелось бы внести в него определенные новшества, и такие попытки были, но они не увенчались успехом. Это касается действия, которое разворачивается вокруг исполнителя во время выступления, оно не должно мешать ему работать. Когда мы начали вносить изменения в этом плане, получилось, что они отвлекают от основного действия, а этого допустить нельзя.
Хотя на самом деле мы уже многое сделали для этого конкурса, просто у нас нет возможности подвести итоги. Например, сценическое оформление в этом году было очень яркое и добротное, одно из лучших в Европе. Кроме того, вряд ли в Европе есть оркестр, который может вживую отработать целый международный конкурс, и связано это в первую очередь со стилистиками многих стран мира. Немаловажно и то, что победители конкурса в качестве награды получают хорошие премии, внимание публики, их показывает телевидение. Это важно, потому что сегодня попасть на телевидение сложно даже титулованным артистам.
П.Г. Чахович
В этом году на конкурсе эстрадных исполнителей на "Славянском базаре" от Беларуси выступал солист вашего оркестра Александр Соловьев. В итоге Александр разделил третье место с представителем Румынии. Что помешало победить, и насколько правдивы высказывания о том, что белоруса "тянули"?
Выиграть ему помешало неуважение тех, кто был в жюри, они должны были быть внимательнее. Что касается того, что белорусов "тянут", то я такого не знаю. Два-три раза я работал в жюри на "Славянском базаре", но в первый день, когда они работают под фонограмму. А второй день я на сцене с оркестром. Я этого не вижу и не знаю.
Хочется подчеркнуть, каждым мальчишкой, девочкой, которые заняли какое-то место, надо гордиться. У нас есть проблемы. Очень сложно подобрать конкурсанта. Их просто нет. Все поют под фонограмму, а живьем с оркестром не получается. Я до Соловьева не предлагал на конкурс солистов оркестра лет пять-шесть.
Не хочу сказать, что все, кто побеждал, мне очень нравятся. С позиции своего опыта я знаю, что с ними может быть через год, через пять лет. А может вообще ничего не получиться.
Корр. БЕЛТА
Вы являетесь основателем и идейным вдохновителем Национального фестиваля белорусской песни и поэзии в Молодечно, который проводится в Беларуси с 1993 года. Форум считается одним из пяти наиболее значимых музыкальных праздников, которые определяют культурное пространство современной Беларуси. В каком формате пройдет фестиваль в 2014 году?
Фестиваль в Молодечно проводится ежегодно. Начиная с 1993 года мы показали все авторские концерты наших ведущих белорусских композиторов. Благодаря усилиям Минской области эту площадку можно назвать белорусским Сан-Ремо. Данная площадка очень красивая, удобная, уютная. Здесь мы показываем белорусскую песню, которую люди от нас от нас ждут и хотят слышать.
Мы делаем все, чтобы фестиваль был действительно интересным и приобретал новые формы. На 2014 год готовим новую программу. Самым главным событием фестиваля станет конкурс молодых исполнителей белорусской песни, который в следующем году откроет праздник. Второй частью фестиваля будет специальная программа, посвященная 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Затем Национальный академический концертный оркестр Беларуси выступит в Молодечненском государственном музыкальном колледже им. М.К.Огинского с концертами академической музыки. Запланирована программа в Вилейке и Чисти, которые мы тоже будем делать культурными центрами Минской области. Закрытием фестиваля станет выступление коллективов из Брестской области. Кстати, в нынешнем году на закрытии выступали коллективы Минской области. Таким образом, мы дадим возможность всем коллективам Беларуси поучаствовать в фестивале и показать свои возможности.
Корр. БЕЛТА
Затронут ли изменения конкурс молодых исполнителей белорусской эстрадной песни?
Нам важно не только заметить исполнителей, которые живут в разных городах. Ведь как иногда бывает - человека заметят, дадут ему звание или приз... Но где он потом?
Солисты Национального академического концертного оркестра Беларуси - это в основном выпускники Национального фестиваля белорусской песни и поэзии в Молодечно и "Славянского базара в Витебске". Мы с ними работаем по 15-20 лет, и я могу сказать, что они очень интересно представляют нашу страну.
Анна, Молодечно
Добрый день! Как мне кажется, национальный фестиваль не может существовать только на старых песнях, пусть и очень хороших. Он должен развиваться, на нем должны звучать новые песни. А их практически нет… Почему? Не верю, что в нашей стране нет талантливых авторов.
В Беларуси есть талантливые авторы и талантливые песни. Другой вопрос, что они не пропагандируются и не популяризируются, не звучат по телевидению и радио. Более серьезно нужно заниматься и обновлением материала.
Корр. БЕЛТА
Устраивает ли сегодня музыкантов и слушателей качество белорусской музыки и то, как она используется в теле- и радиоэфире?
Сегодня белорусскую музыку можно услышать на любой из наших радиостанций, но в каждой песне можно найти ошибку. И исправлять эти ошибки некому. Для исполнения мало быть только креативной и талантливой личностью, нужно быть профессионалом, а для этого необходимо учиться.
Степан, Гродно
Здравствуйте, маэстро! Поддерживаете ли вы идею сделать фестиваль в Молодечно международным? Не потеряет ли он в результате национальное лицо?
Фестиваль в Молодечно – это визитная карточка Беларуси, но его проведение достаточно трудоемко в финансовом плане. Работать нужно над обновлением репертуара, а не делать ставку на то, какой исполнитель и из какой страны посетил фестиваль. Только в таком случае будет результат. К фестивалю в Молодечно нужно относиться более ответственно и серьезно.
Ермолович Андрей, Жодино
Уважаемый маэстро, у вас не складывается впечатление, что современные эстрадные исполнители стесняются быть белорусами? Почему белорусская эстрада такая безликая, однообразная? Есть ли у нее будущее?
Часть наших исполнителей считает, что песни на русском языке звучат более стильно, чем на белорусском. Но при этом они даже не чувствуют свое произношение. Национальный оркестр делает все возможное и невозможное, чтобы национальная музыка звучала как можно шире. У нас 34 программы, которые включают не только произведения известных белорусских деятелей: Богдановича, Купалы, Коласа, Кулешова, Мицкевича, Короткевича, Русака, - но и поэзию восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого столетий в целом. Эти программы очень успешны, но они – моя инициатива. Я имею в виду, что, к сожалению, к нам не приходят письма с просьбой приехать, скажем, с программой Адама Мицкевича. Несмотря на успех этих программ, все они – инициатива моя и оркестра. Лицо нашей страны – это национальная песня, белорусская инструментальная музыка, и я горжусь, что имею возможность ее исполнять.
Тарасик Ирина
Уважаемый Михаил Яковлевич, что сложнее при подготовке Национального фестиваля белорусской песни и поэзии в Молодечно - отобрать исполнителей на конкурс или найти музыкальный материал? И помогаете ли вы конкурсантам с выбором песен?
Я помогаю всем конкурсантам. В прошлом году я собрал в Бобруйске всех руководителей со всех областей и провел мастер-класс, как готовиться к конкурсу. Не могу сказать, что результат был стопроцентный, скорее, я бы оценил его на 80-90%.
Подобрать репертуар - это большая сложность. Нужно получить доверие слушателей, и это не всегда получается. Не всегда достаточно образования, поэтому многому надо учиться у серьезных музыкантов. Ведь исполнители поют с живым оркестром, в то время как практически везде сейчас фонограмма.
Вместе с тем конкурсы, которые мы проводим, многим помогают в профессиональном плане, по-музыкальному отрезвляют их, если так можно выразиться.
Выбор исполнителей делают на местах - в микрорайонах, городах, областях. На встречах и первых репетициях мы начинаем разрабатывать с ними новую игру, подсказывать, учить чему-то новому. Мы помогаем им не только профессионально взрослеть, но и делать это с пониманием дела.
Ирина, Минск
В программе прошедшего "Славянского базара в Витебске" вы представили совершенно потрясающий проект с Ларисой Долиной. Столько разноплановой и серьезной музыки в двухчасовом живом концерте! Браво! Чья была идея, как вам работалось с Ларисой, ожидаема ли была для вас реакция зала? И есть ли уже планы сделать столь же эксклюзивный проект в следующем году?
Это была моя идея. Сегодня солистов, которые могут петь сольный концерт с оркестром и в Москве не осталось. Они, может, и есть, но без имени. А без этого билеты не будут проданы. На наш с Ларисой концерт билеты были проданы за первые 4-5 дней. Лариса - талантливейший человек, знаю ее лет 40-45. Очень давно ее знаю. Лариса девчонкой сюда приезжала, помню, как у нее заболело горло, я ее лечил в 4-й больнице, чтобы она успела к концерту.
Мы провели тот концерт без единой ошибки. Оркестр был ко всему готов. А насчет повторения проекта - это не от меня зависит. Я с удовольствием повторю, и оркестру такие выступления тоже нравятся. Сегодня нет такого артиста, бывшего советского или российского, кому бы оркестр не аккомпанировал. Но опять же - от меня ничего не зависит.
Козич Карина, Молодечно
Расскажите, пожалуйста, когда в Чисти пройдет джазовый фестиваль. Спасибо.
6 ноября в Чисти пройдет II джазовый фест "Минщина встречает джаз", на котором мы представим программу классического джаза. Прозвучат произведения 21 композитора, в том числе музыка Дюка Эллингтона и Бадди Рича. Это будет очень интересная программа. Такие проекты воспитывают людей, они с удовольствие идут на концерты. На будущий год также есть планы по поводу концертов в Чисти.
Игорь, Москва
Михаил Яковлевич, расскажите, пожалуйста, о гастрольных планах. Будет ли оркестр выступать в России и когда?
Есть приглашение записать в Москве "Новогодний огонек". Идут последние переговоры. Если будет получаться, тогда, возможно, примем в нем участие. В современном мире развиваются рыночные взаимоотношения, и прежде, чем принимать подобные предложения, нужно понять, насколько это выгодно для оркестра. Но то, что касается белорусского, национального - важнее всего, потому что наш оркестр является визитной карточкой Беларуси.
В гастрольных планах оркестра мне удалось сохранить то, что было намечено 20 лет назад, - работу с маленькими белорусскими городами. Сегодня в регионах страны мы воспитали новое поколение слушателей, которые знают белорусскую историю, и даже лучше, чем минчане. Проведение фестивалей в маленьких культурно-исторических центрах нашей страны дорогого стоит.
Егор Иванович Кравченко, Молодечно
Вы не раз отмечали, что жители малых городов знают о национальном искусстве больше, чем минчане. Хотя столицу не назовешь далеким от культуры городом. Чем, по-вашему, это объясняется? Спасибо.
Все наши фестивали имеют научное обоснование. Музыку мы нашли в библиотеках Европы. Сегодня мы приезжаем на родину Наполеона Орды, и там все знают, что Орда - европейский гений, который родился у нас в Беларуси. Государство создает условия, чтобы мы проводили фестивали без билетов, и люди, которые приходят на концерты из года в год, узнают целый пласт нашей национальной культуры. Я бы хотел выразить огромную благодарность нашему научному руководителю, доктору искусствоведения, профессору Ольге Дадиомовой. Она является составителем просветительских изданий, которые продолжают традицию ежегодных научных публикаций о новейших разработках исследователей различных сфер искусства и культуры страны. Ольга Дадиомова - замечательный музыкант, который делает все от души.
Василий, Минск
Михаил Яковлевич, ваш оркестр отлично исполняет джаз. Когда в Минске будет джазовый концерт вашего коллектива?
Дополнительно: В 2014 году исполняется 25 лет музыкальному проекту "Минский джаз - 2013". Какой будет юбилейная программа?
Мы подготовили три очень интересные программы к 25-летию "Минского джаза". Первая будет посвящена истории не только белорусского, но и мирового джаза. Вторая будет называться "Большая самба", здесь прозвучат музыкальные мотивы южного полушария нашей планеты. Сочинения в этой программе будут звучать около 15 минут и это очень много, для сравнения симфония считается крупным жанром и при этом звучит порядка 12 минут. Данная программа будет очень сложной, но мы ответственно подходим к своей работе, постоянно репетируем и уже добились определенных успехов. Ну а третья программа будет посвящена Эдди Рознеру. Это очень интересный концерт, сейчас мы приглашаем гостей. Это будет большой концерт, в котором мы будем поздравлять с юбилеем белорусский джаз. Концертной площадкой, как и всегда, выступит сцена клуба Дзержинского. К слову, хотел выразить благодарность комитету государственной безопасности за предоставляемую площадку.
Прохоренко Вячеслав
Звездой белорусского джаза считается Биг-Бэнд концертного оркестра. Какими новаторскими идеями может похвастать коллектив, и хранит ли он традиции оркестра Эдди Рознера?
Вы знаете, для меня слово звезда определяется одним фактором - покупают ли билеты на концерты исполнителя или нет. Главной традицией, конечно же, является популяризация белорусской национальной песни, которой занимался оркестр Райского, Рознера, и наш оркестр тоже продолжает эту традицию. Очень важно и качество исполнения. Музыканты в национальном оркестре работают только с высшим музыкальным образованием, помимо этого ежегодно проходят прослушивания, для того чтобы продолжить работу в коллективе. Очень важна в творчестве и дисциплина. Мы должны радовать своего слушателя, ведь мы любим белорусский народ и свою страну.
Корр. БЕЛТА
Как вы проведете свой профессиональный праздник?
Никак не буду отмечать профессиональный праздник, лишь потому, что для меня моя работа является праздником. Я отдаю ей почти все свое время, ведь нужно провести репетиции, разработать программы, при этом необходимо быть очень внимательным, чтобы все было четко просчитано и спланировано. Конечно, я нахожу время и для себя. Стараюсь раз в неделю ходить в баню и устраиваю прогулки по утрам.
Виктор Турчинский, Жлобин
Михаил Яковлевич, знаю, что вы трепетно относитесь к военной теме. Готовите ли вы программу к 70-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков? Будет ли она пересекаться с программой "От Москвы до Бреста", посвященной 65-летию освобождения?
Я никогда не повторялся. После программы "От Москвы до Бреста" было еще много других, каждый год новые. Что касается программы к 70-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, то она уже готова. Все песни собраны, звучать программа будет на белорусском языке. Концерт будет посвящен фронтовикам, музыкантам, прошедшим войну, художникам, посвятившим свои работы этому страшному времени, в программе будут известные белорусские имена. Я сам написал сценарий, хоть и не являюсь сценаристом, получилось, на мой взгляд, очень интересно. На сцене будут звучать произведения 17 авторов, таких как Владимир Оловников, Эдуард Зарицкий, Леонид Захлевный.