С 1 июля 2019 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)". Новой редакцией закона предусмотрены существенные изменения в правовом регулировании сферы государственных закупок товаров, работ и услуг в Беларуси: значительно усилены антикоррупционные меры; повышены гласность и прозрачность процесса организации и проведения процедур государственных закупок получателями бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; введены новые инструменты оперативного реагирования на выявленные нарушения. Нововведения создают условия для противодействия коррупции и упрощения проведения процедур госзакупок как для заказчика, так и для участника госзакупки.
Коснулось ли изменение законодательства вопросов защиты прав и законных интересов лиц при осуществлении госзакупок, а также контроля за соблюдением законодательства о госзакупках? Какие нарушения выявляет МАРТ в ходе рассмотрения жалоб при осуществлении госзакупок? На эти и другие вопросы ответила во время онлайн-конференции начальник отдела координации контроля государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Третьякова.
Скорее всего, в вопросе речь идет о том, что в случае выделения дополнительного финансирования выбор вида процедуры заказчик определяет, исходя из объема тех средств, которые выделяются в качестве дополнительного финансирования. Нельзя считать такое финансирование, о котором вы говорите, дополнительным. Ваша потребность была известна изначально, потребность, скорее всего, в годовом плане была заявлена, просто финансирование происходит долями. Это не дополнительное финансирование.
Да, такое предложение должно быть отклонено. Учитывая нормы закона о госзакупках, которые обязывают заказчика допустить к торгам только того участника, который соответствует требованиям аукционных документов. В ситуации, когда участник не предоставил информацию, которую требовалось предоставить в соответствии с аукционными документами в первом разделе предложений, данное предложение должно быть отклонено.
Достаточно часто возникают ситуации, когда участники, не являясь производителями либо являясь производителями, боятся себя идентифицировать. Нужно четко понимать участникам, что есть различия между производителем и участником. В процедуре государственной закупки оценка дается участникам, а не производителям. Соответственно, указание на производителя никак не может идентифицировать участника. Поэтому хочу отметить, что необходимо указывать требуемую заказчиком информацию, если эти требования законны. А заказчикам необходимо отклонять предложения, не соответствующие требованиям аукционных документов.
Закон не позволяет заказчику прописывать требования о наличии квалифицированного персонала, производственных помещений, оборудования. Статья 16 однозначно устанавливает закрытый перечень требований, которые заказчик может установить к участнику. Поэтому на ваш вопрос ответ - нет, в техническом описании нельзя установить указанные требования.
В соответствии с редакцией закона, действовавшей до 1 июля 2019 года, в ст. 44 указано, что аукционное обеспечение возвращается в течение трех дней предоставившему его участнику, если им не нарушено условие, указанное в ч.1 п.1 настоящей статьи. Соответственно, исходя из содержания запроса, если участник отказался от торгов, то, руководствуясь п.1, аукционное обеспечение не возвращается.
Действительно, законодательство достаточно строгое по отношению к заказчикам. Даже в том случае, если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вынесено предписание и впоследствии оно заказчиком исполнено, установленное нарушение предполагает ответственность. Будет применяться мера административной ответственности, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях. Мера также будет зависеть от того, первое это нарушение в течение года или повторное.
Все четко урегулировано в законе "О государственных закупках товаров (работ, услуг)". Статья 12 новой редакции закона абсолютно однозначно обязывает заказчика для выполнения функций определить или создать структурное подразделение либо назначить работников, обладающих соответствующей квалификацией в сфере госзакупок. Соответственно, если заказчик проигнорировал данную норму закона и не распределил должностные обязанности между своими работниками, он будет виновным лицом. И, конечно же, недопустимой является ситуация, когда один работник выполняет функции, которые за ним не закреплены, а другой ставит подпись. Об этом следует проинформировать лицо, ведущее административный процесс, для правильного определения виновных.
Также законом определены функции заказчика по формированию комиссии по госзакупкам. Так, заказчик формирует комиссию, определяет ее задачи и предоставляет ей полномочия для выполнения этих задач. Комиссия является коллегиальным органом, подотчетным создавшему ее заказчику (организатору), и выполняет его задания и поручения, оформленные в письменной форме. Таким образом, функции заказчика и комиссии по государственным закупкам четко регламентированы законом и должны строго выполняться.
Нарушений, к сожалению, выявляется достаточно много. Если до вступления в силу новой редакции закона "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" основные нарушения касались неправомерно установленных квалификационных требований, то сейчас в соответствии с новой редакцией закона они вообще не могут устанавливаться. Иными словами, заказчик не вправе устанавливать требования к опыту участника, а также о предоставлении каких-либо документов, помимо предусмотренных законодательством. Например, если закупаются услуги, а вид деятельности лицензированный, заказчик обязан истребовать от участника лицензию, а если законодательство это не требует, то и заказчик тоже не должен. Вместе с тем заказчики продолжают незаконно устанавливать квалификационные требования. Это наиболее частое нарушение, которое выявляется сейчас при проведении камеральных проверок.
Нарушения также отмечаются при описании предмета закупки. К сожалению, заказчики иногда не очень многословны и не считают необходимым тщательно подойти к этому вопросу. Например, при закупке спортивной обуви забывают указать размерный ряд. Это, конечно, недостаток. Заказчик должен так описать предмет закупки, чтобы участник смог сформировать свое предложение.
Сейчас заказчику запрещено устанавливать требования о предоставлении документов, которые в соответствии с законодательством передаются только при поставке товара (выполнении работы, оказании услуг), например, сертификатов, документов, подтверждающих качество. Когда он истребует такие документы, это является нарушением. Это новация, в предыдущей редакции закона данного пункта не было.
В законодательстве произошли изменения, касающиеся порядка применения преференциальной поправки и документов, ее подтверждающих. Они предусмотрены постановлением Совета Министров от 15 июня 2019 года №395. Определен четкий перечень документов, который заказчик может истребовать. Ранее перечень отсутствовал, и у заказчика была возможность на свое усмотрение истребовать те или иные документы. Сейчас все четко установлено, но заказчики не знают либо забывают об этом, потому нарушения достаточно распространены.
Часто встречается такая ошибка, как невыделение специального лота для субъектов малого и среднего предпринимательства. Статьей 29 закона предусмотрено, что заказчик обязан при возможности выделить такой лот для их участия в объеме не более 10% от предмета закупки.
Основную массу нарушений допускают комиссии по госзакупкам при выборе победителя, допуске и отклонении участников.
За первое полугодие 2019 года поступило 684 жалобы, рассмотрено 425 (остальные вернули в связи с наличием недостатков либо отозвали). 149 жалоб признаны обоснованными, 89 - частично обоснованными. В 30% случаев обжалуются действия (бездействие) заказчика. Около 70% жалоб - на решения комиссии по госзакупкам. Наибольшее количество рассмотренных жалоб относится к социальной сфере - здравоохранению и образованию. Ответственность за нарушение законодательства в сфере государственных закупок предусмотрена частями 4 и 5 статьи 11.16 Кодекса об административных правонарушениях.
Прежде всего необходимо отметить, что законодательство о государственных закупках не обязывает изучать конъюнктуру рынка для целей формирования годового плана госзакупок и, соответственно, не определяет порядок такого изучения. В постановлении МАРТ от 12 апреля 2019 года №35 речь идет об изучении конъюнктуры рынка как одном из способов определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки, а не ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), которая отражается в годовом плане. Надо видеть разницу.
Согласно закону, предмет госзакупки - это товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения в рамках данной процедуры. Таким образом, изучение конъюнктуры рынка по правилам постановления №35 проводится непосредственно перед конкретной процедурой госзакупки, а не на этапе формирования годового плана. При его формировании заказчик вправе как применить постановление, так и воспользоваться тем способом определения ориентировочной стоимости, к которому он привык или который ему удобен.
В дело по процедурам госзакупок должны быть включены документы, предоставляемые для подготовки предложения, протоколы заседаний комиссии, протоколы оператора электронной торговой площадки, предложения участников, договор, справка о проведении процедуры закупки из одного источника. В дело также нужно включать и результаты изучения конъюнктуры рынка в случае его проведения, в том числе и для дальнейшего предоставления правоохранительным (контролирующим) органам.
Действительно, в документах нельзя прописывать такое требование. Правильно делать соответствующее указание в договоре. В соответствии с законодательством о госзакупках, договор должен содержать условия об ответственности сторон за его неисполнение и ненадлежащее исполнение, в том числе и за несоответствие товаров (работ, услуг) предмету госзакупки либо иным условиям, предусмотренным процедурой. В случае, если контрагент при поставке товара не предоставляет сертификат соответствия, нужно либо предложить исполнить договор в добровольном порядке, либо понудить к исполнению, но при этом учитывать нормы ответственности сторон. Конечно, недопустимо, если условиями было предусмотрено предоставление документа, подтверждающего сертификацию либо качество товара, а при поставке это не было сделано. Сторона заказчика как минимум не должна принимать такой товар.
Да, конечно, вы можете обращаться к известным поставщикам из Российской Федерации либо других стран, если вами в соответствии с требованием подпункта 1.1 пункта 1 постановления МАРТ №30 "О проведении процедуры закупки из одного источника" было направлено не менее пяти запросов отечественным производителям, а информация о ценах на предлагаемые товары на официальных сайтах отсутствует.
Но хочу обратить внимание, что если ориентировочная стоимость годовой потребности в товаре (работе, услуге) составляет более 50 базовых величин, нельзя пропустить еще одну обязательную стадию изучения конъюнктуры рынка, предусмотренную постановлением МАРТ №30. В подпункте 1.1 пункта 1 говорится, что заказчик обязан разместить запрос о предоставлении сведений на одной из электронных торговых площадок в случае приобретения в соответствии с пунктом 9 приложения к закону "О государственных закупках товаров, работ, услуг", ориентировочная стоимость годовой потребности в которых составляет от 50 до 300 БВ включительно.
Закон о государственных закупках в действующей редакции не предусматривает календарный срок для размещения годового плана, как это было в предыдущей редакции. Сейчас заказчик обязан в течение 5 дней разместить в открытом доступе на электронной торговой площадке свой годовой план. В какой период года это будет сделано, зависит от того, когда у заказчика возникает потребность в приобретении товаров, работ или услуг. Если потребность существует в начале года, то и календарный план нужно разместить в этот период.
Законодательство о государственных закупках не содержит исключений для заказчиков в случае, если процедуру проводит организатор по размещению предмета закупки в годовом плане. Соответственно, подавая заявку организатору, заказчик должен отражать в годовом плане всю свою потребность в товарах, работах и услугах.
Процедура государственной закупки может начинаться заказчиком только после того, когда предмет закупки внесен в годовой план госзакупок. Если нет годового плана, значит, нет и финансирования, следовательно, заказчик не может начинать процедуру закупок. В качестве меры, которая бы позволила заказчику удовлетворить свою ежедневную или еженедельную потребность, законодательством, как и в предыдущей редакции, предусмотрен перечень товаров, работ и услуг ежедневной или еженедельной потребности. Этот перечень размещен в приложении 4 постановления Совета Министров №395. В документе определено около 20 товарных позиций, например, бумага, услуги по уборке, питанию, телекоммуникационные услуги - те позиции, которые, по мнению разработчиков, являются наиболее востребованными в начале года и без которых невозможно функционирование организаций. По этим позициям заказчики могут проводить процедуру закупки из одного источника в начале года. К примеру, если у заказчика нет возможности провести конкурентную процедуру в конце 2019 года, а потребность с 1 января 2020 года в товарах (работах, услугах) у него есть, заказчик, используя данный перечень, вправе на первые два месяца до завершения начатой процедуры госзакупок пролонгировать действующий договор с тем исполнителем, который ему эту услугу уже оказывал. Подчеркну, что это можно делать только в первые два месяца года.
Учитывая, что перечень не очень большой и все потребности заказчика в этом документе не учтены, МАРТ проводит работу по совершенствованию документа. Сейчас имеются обращения заказчиков по расширению этого перечня. Думаю, что до конца года работа завершится, и основные позиции, которые являются наиболее востребованными для заказчика именно в первые дни года, будут отражены в этом правовом акте. Но в любом случае инициатива должна исходить от заказчика. Если такая потребность есть, то нужно обращаться в вышестоящие государственные органы, чтобы они смогли инициировать изменения в законодательство.
Действительно, в ст. 19 закона о госзакупках есть отсылка, что при проведении процедуры закупки из одного источника позиция, предусмотренная пунктом 5 приложения к закону, может быть не включена в годовой план. Вместе с тем это не означает, что она не будет включена туда и впоследствии. Законодатель дал такое небольшое послабление заказчику, чтобы он мог в случае аварийной ситуации осуществить процедуру. Возможно, это какой-то технический сбой площадки. Советую обратиться на электронную площадку и узнать, почему система не позволяет разместить справку, поскольку закон в этой ситуации никак не ограничивает заказчика. Однако если это будет системным нарушением закона, то следует обратиться в МАРТ, и мы с этим обязательно разберемся.
Особых требований при приобретении автомобиля за счет собственных средств заказчика законодательство не содержит. При этом необходимо понимать, что законодательство о государственных закупках не применяется в данном случае. Постановлением Совета Министров от 15 марта 2012 года № 229 "О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств" определено, что организация осуществляет закупки за счет собственных средств с применением конкурентных видов процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника. При этом виды таких процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки определяются организацией самостоятельно в порядке осуществления закупок за счет собственных средств с учетом требований, содержащихся в данном постановлении.
Соответственно, заказчику необходимо внимательно изучить этот документ, утвердить порядок осуществления закупок за счет собственных средств, разместить его в открытом доступе в информационной системе "Тендеры" на сайте информационного республиканского унитарного предприятия "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен", а после этого проводить процедуру закупки, строго руководствуясь собственным порядком закупок за счет собственных средств. Для организаций коммунальной формы собственности с учетом положений постановления №229 порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств определяется Советами депутатов.