В Беларуси функционирует шесть свободных экономических зон: "Брест", "Гомель-Ратон", "Минск", "Витебск", "Могилев", "Гродноинвест". Основная задача СЭЗ - содействие социально-экономическому развитию регионов Беларуси и стимулирование привлечения на их территории инвестиций в создание и развитие экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях. Как и во всем мире, режим свободной экономической зоны предоставляет организациям возможность работать в специальных льготных условиях.
Об особенностях налогообложения в свободных экономических зонах, предусмотренных белорусским законодательством для их резидентов, а также о порядке применения этих особенностей расскажут во время онлайн-конференции.
Конференция организована совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО "ЮрСпектр".
По состоянию на 1 сентября 2015 года на учете в налоговых органах в качестве резидентов СЭЗ состояло 432 организации. В 2014 году резидентами СЭЗ уплачено налогов на сумму более Br1,3 трлн. Сумма использованных ими льгот по налогам и сборам составила Br656,8 млрд.
Динамика общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами, от резидентов СЭЗ за последние годы имеет тенденцию к снижению. Так, общий объем платежей в среднем на одного резидента СЭЗ в сопоставимых ценах в 2014 году к уровню 2013 года составил 74,5%, за 8 месяцев 2015 года к уровню 8 месяцев 2014 года – 50,6%. Данная тенденция вызвана рядом негативных причин, меры по нивелированию которых принимаются, в том числе на законодательном уровне.
В отношении организаций, зарегистрированных администрацией СЭЗ в качестве ее резидентов, главой 42 Налогового кодекса Республики Беларусь определены особенности налогообложения в СЭЗ в виде перечня налоговых льгот.
В частности, резиденты СЭЗ применительно к реализации произведенных ими на территории соответствующих СЭЗ товаров (работ, услуг) по направлениям, определенным пунктом 3 статьи 326 НК, освобождаются от налога на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли. По истечении этого периода они применяют ставку налога на прибыль, уменьшенную на 50% от общеустановленной ставки. В настоящее время размер льготной ставки составляет 9%.
Кроме того, резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость по всем объектам, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования, если в предыдущем квартале ими осуществлялась вышеуказанная реализация.
В отношении реализации резидентами СЭЗ на территории республики импортозамещающих товаров собственного производства установлена пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%.
В целях расширения производственной базы резидентов СЭЗ для указанной категории плательщиков предусмотрено освобождение от земельного налога за земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные для строительства объектов. Освобождение от земельного налога действует в период строительства этих объектов, но не более пяти лет с установленных НК дат. Также они освобождаются от государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым резидентом СЭЗ для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
Особенности налогообложения в СЭЗ распространяются на реализацию резидентами СЭЗ товаров (работ, услуг) собственного производства на экспорт иностранным юридическим и (или) физическим лицам, а также внутри страны другим резидентам СЭЗ, что стимулирует внутреннюю кооперацию.
Применять такой режим резиденты СЭЗ могут и при реализации импортозамещающих товаров собственного производства на внутреннем рынке.
С текущего года его можно применять при продаже товаров собственного производства иностранным юридическим и (или) физическим лицам за пределами Беларуси.
Для целей применения особенностей налогообложения в СЭЗ реализация продукции собственного производства резидентом СЭЗ должна осуществляться, как я уже отметила ранее, по направлениям, определенным пунктом 3 статьи 326 НК, и подтверждаться документами, перечисленными в этом пункте.
Реализуемая резидентом СЭЗ продукция должна быть полностью произведена им на территории СЭЗ, резидентом которой он является.
Резидент СЭЗ должен представить в налоговые органы по месту постановки учет копию выданного ему сертификата продукции собственного производства
Кроме того, он обязан обеспечить ведение раздельного учета выручки (доходов), затрат (расходов), сумм, участвующих при определении налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) по деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.
Нет. Такой запрет установлен подпунктом 5.1.2-2 пункта 5 статьи 286 Налогового кодекса.
Да, применяются в силу подпункта 3.4 пункта 3 статьи 326 НК при условии выполнения иных требований законодательства, речь о которых шла в предыдущем комментарии.
Может, поскольку, исходя из положений статьи 326 НК, реализация продукции на основании договора комиссии не ограничивает в данном случае возможность применения особенностей налогообложения в СЭЗ.
На основании данных раздельного учета, обязанность по ведению которого для целей применения особенностей налогообложения в СЭЗ возложена на резидентов СЭЗ пунктом 8 статьи 326 НК.
Период строительства определяется с учетом значения термина "строительная деятельность (строительство)", установленного законом "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь".
При этом следует обратить внимание, что период действия льготы, предусмотренной подпунктом 1.34 статьи 194 Налогового кодекса, ограничен пятью годами с даты регистрации организации в качестве резидента СЭЗ.
Поэтому, если период строительства выходит за рамки указанных пяти лет (то есть до истечения этих пяти лет акт приемки объекта в эксплуатацию не утвержден), применение льготы заканчивается месяцем, в котором истекают пять лет с даты регистрации организации в качестве резидента СЭЗ.
Резиденты СЭЗ, зарегистрированные в качестве таковых до 1 января 2012 года, не могут применять льготу, установленную подпунктом 1.34 статьи 194 НК, до 2017 года. Для них эта возможность предусмотрена только с 2017 года.
Не вправе, поскольку в данном случае земельный участок был предоставлен организации до ее регистрации в качестве резидента СЭЗ.
В пункте 6 статьи 327 НК речь идет о неизменности льгот, а не о запрете льготирования.
Соответственно, резиденты СЭЗ, независимо от даты регистрации их в качестве таковых, вправе применять льготы, установленные пунктами 1, 3, 4 и 5-1 статьи 327 НК, в порядке и на условиях, установленных для их использования.
В проекте закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс на 2016 год предусмотрены улучшения для резидентов свободных экономических зон, направленные на сохранение привлекательности СЭЗ.
В частности, для резидентов СЭЗ, зарегистрированных в качестве таковых с 1 января 2012 года, предлагается пролонгировать с 1 января 2017 года льготу по налогу на прибыль дополнительно на 5 календарных лет.
Помимо этого, для вновь зарегистрированных резидентов СЭЗ предложена дополнительная трехлетняя льгота по налогу на недвижимость в отношении приобретенных и (или) возведенных в этот период объектов недвижимости. Это позволит сократить расходы резидентов СЭЗ на начальной стадии их инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать более активному вовлечению в хозяйственный оборот недвижимого имущества, расположенного на территориях СЭЗ, а также созданию новых объектов на этих территориях.
В настоящее время законопроект рассматривается в правительстве.