Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
25 октября 2012, 11:00

Налоги в Беларуси: интересы государства и стимул для бизнеса

За последний год в Беларуси многое сделано для совершенствования налогового законодательства, налогового администрирования, что позволяет республике рассчитывать на продвижение в рейтинге Всемирного банка по позиции "Налогообложение". С 2013 года вступят в силу изменения и дополнения в Налоговый кодекс Беларуси, принятые на осенней сессии парламента. Как будут уплачиваться налоги в следующем году? Какие нововведения ожидают плательщиков? Какие меры планируются для дальнейшего улучшения налогового и инвестиционного климата в республике? На эти и другие вопросы ответит во время оnline конференции заместитель министра по налогам и сборам Элла Александровна Селицкая.

Вопросы конференции

И.Прокопчук
В 2012 году была снижена ставка налога на прибыль с 24% до 18%. В этой связи какие сложились поступления в бюджет от этого вида налога за 9 месяцев в сравнении с таким же периодом прошлого года? Как министерство оценивает результат от снижения этого налога, какие прогнозы на 2013 год?
За девять месяцев текущего года в консолидированный бюджет республики поступило Br15,9 трлн. налога на прибыль, это на 29,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года в сопоставимых ценах. Положительная динамика по текущему году обусловлена, на наш взгляд, улучшением финансовых результатов работы наших плательщиков. Если взять те прогнозируемые цифры, которые заложены в законе о бюджете на следующий год, то доход от бюджета по налогу на прибыль предусматривается Br29 трлн., то есть, по сути, налог на прибыль должен возрасти в размере 51%.

Эта положительная динамика по текущему году обусловлена, на наш взгляд, улучшением финансовых результатов работы наших плательщиков.
Козловская Елена Сергеевна
Практически каждый раз, сдавая налоговую декларацию инспектору, подвергаешься настойчивым уговорам подключиться к системе электронного декларирования, подкрепленным угрозами, что для индивидуальных предпринимателей оно станет обязательным в 2013 году. Но размер выручки не позволяет окупить оплату этой системы за два года в размере более Br450 тыс. В связи с этим скажите, действительно ли для индивидуальных предпринимателей электронное декларирование станет обязательным, как будут сдавать декларации ИП, которые не имеют компьютера или выхода в Интернет, почему стоимость обслуживания этой системы столь высока, ведь по информации бухгалтеров, работающих в Литве, там система электронного декларирования бесплатная? Неужели нет других источников для финансирования издержек разработчика программного обеспечения (сокращение затрат на зарплату налоговых инспекторов ввиду освобождения их от функции принятия деклараций и т.д.)?
Вопрос в том, что сегодня у нас предусмотрена система электронного декларирования только для организаций, численность которых 50 человек и более. Они должны обязательно подавать декларации в электронном виде. Для предпринимателей такой нормы нет, и с 1 января 2013 года не предусматривается ее обязательное введение. Они могут подавать свои расчеты на бумажных носителях. Но думаю, что рано или поздно наши индивидуальные предприниматели придут к этому. Почему? В Беларуси все свои взаимоотношения с любым государственным органом можно осуществлять в электронном виде. Мы сегодня активно работаем с нашими плательщиками в таком режиме: у нас можно любой запрос отправить в налоговый орган в электронном виде, можно получить консультацию в электронном виде. Поэтому думаю, такой же способ является более привлекательным для индивидуального предпринимателя и при подаче налоговой декларации.

Если говорить о стоимости ключа - порядка Br450 тыс., то хочу обозначить, что эта стоимость у нас для индивидуальных предпринимателей рассчитана на два года. В течение этого времени можно свободно работать с налоговым органом, отправлять туда любой запрос в электронном виде, получать любую информацию. Ко всему с 1 января 2013 года мы расширяем для таких субъектов свои электронные сервисы. Их будет гораздо больше.

А.П. Фесенко
По новому Налоговому кодексу люди, торгующие на рынках продуктами своего производства, смогут торговать без налогов более 5 дней в месяц, если предоставят документ, подтверждающий, что это продукция их собственного производства. Поясните, пожалуйста, какие это должны быть документы.
Это не новшество 2013 года, эта норма у нас и сегодня работает. Если плательщик более 5 дней в месяце будет торговать на рынке продукцией, которую он вырастил на своем подсобном участке, то ему достаточно предоставить только лишь справку, которую выдает местный исполнительный и распорядительный орган о том, что эта продукция действительно выращена у него на участке. Никакие другие документы у нас не требуются.
Владимир Башков
Какие электронные сервисы станут доступны налогоплательщикам в ближайшее время? Когда у физических лиц появится возможность уплаты налогов, сборов, пошлин через Интернет?
В 2013 году мы планируем для тех субъектов, которые работают по системе электронного декларирования, уже начать предоставлять дополнительные электронные сервисы. На личный кабинет плательщика они смогут получать дополнительную информацию о своей задолженности и о переплатах в режиме реального времени, проводить зачет возврата налога. Им будет доступна информация лицевого счета, который ведет налоговый инспектор. Планируем также развить сервис для тех, кто не подключен к системе электронного декларирования, но это уже следующий этап. Ближе к концу 2013 года планируем охватить и и физических лиц. Кроме того, к концу 2013 года мы полагаем, что уже сможем предоставить, в первую очередь физическим лицам, возможность производить уплату налогов в бюджет через Интернет.
Ремезова Анна Александровна - исполнительный директор Белору
Можно ли применять упрощенную систему налогообложения частным нотариусам Беларуси в 2013 году?
На сегодня это невозможно, потому что четко сказано, что плательщиками упрощенной системы налогообложения являются организации и индивидуальные предприниматели. Частные нотариусы не являются индивидуальными предпринимателями, они являются платедьщиками подоходного налога. Вопрос о введении их в категорию плательщиков мы обдумаем в будущем, но нужно понимать, что они совершают юридически значимые действия, выступают от имени государства, то есть это не те доходы, которые получаются от предпринимательской деятельности. Поэтому и ставки у них за совершение разных действий различные. Поэтому, чтобы принять решение, нужно вводить их в категорию плательщиков по упрощенной системе, тщательно проанализировать последствия этого действия. Но с 2013 года частные нотариусы не будут являться плательщиками по данной системе и будут платить налог подоходный.
Анна Котова
Расскажите, пожалуйста, про изменения в налогообложении юридических лиц, в том числе по земельному налогу и налогу на недвижимость.
Если говорить о налоге на недвижимость, то с 1 января 2013 года предусматривается, что в случае, если объект недвижимости сдается в аренду, платить налог на недвижимость будет собственник. На сегодня у нас если организация арендует недвижимое имущество у другой организации, то платит либо собственник, либо арендатор на выбор, у кого это имущество находится на балансе. С 2013 года будет платить только собственник. Это связано с тем, что изменяются подходы в законодательстве о бухгалтерском учете.

Если же организация будет арендовать недвижимое имущество у иностранного юридического лица, то будет сохраняться действующее положение, то есть будет платить налог непосредственно белорусская организация-арендатор. И если будет объект недвижимости арендоваться у физического лица, то также налог будет платить организация-арендатор.

Что касается земельного налога, то кардинальных изменений не произошло. Мы четко закрепили, что если кадастровая оценка земли определена в долларах, то она будет определяться в белорусских рублях, исходя из курса доллара, который устанавливается на 1 января текущего финансового года.
Нина Короткевич
Когда можно ожидать принятия решения в рамках Таможенного союза об исключении обязанности импортера представлять в налоговый орган на бумажных носителях пакет документов, установленный в Соглашении о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе?
В текущем году такие предложения бизнес-сообществом вносились, и мы эту работу начали. Мы были инициаторами изменения этого соглашения, предоставления возможности подачи такого заявления в электронном виде, а не на бумажном носителе. Предварительное согласие трех сторон уже получено. Эксперты со стороны Беларуси, России и Казахстана договорились, что данное решение возможно, определили механизм. Сейчас идет следующий этап - подготовка изменений в соглашение. Как только протокол соглашения будет подписан и пройдут все внутригосударственные процедуры, можно будет говорить об электронном документе. Полагаем, что эта работа будет завершена к 2014 году.
Александра Левкович
В рейтинге Всемирного банка по разделу "Налогообложение" Беларусь продвинулась на 27 пунктов и заняла 129-е место после 156-го в 2011 году. Это был ожидаемый результат? А что для вас было новым, неожиданным в этой оценке? С учетом тех изменений, которые произошли и произойдут в белорусском налоговом законодательстве к моменту подготовки отчета "Ведение бизнеса 2014", можете ли вы озвучить ожидания, как изменится позиция Беларуси? Что для этого планируется сделать?
Мы, конечно, просчитывали свой результат, исходя из тех реформ, которые были проведены в налоговом законодательстве в 2011 году, а также исходя из тех мероприятий, которые провели налоговые органы для того, чтобы в рейтинге Всемирного банка по показателю налогообложения выполнить задачу, поставленную главой государства и правительством. Она заключается в выходе к 2015 году на 70-е место. Мы для себя ориентировочно просчитали, что по результатам последнего рейтинга, ориентировочно, поднимемся на пунктов 30 вверх. Практически так оно и случилось. В прошлом году были на 156-м месте, мы продвинулись на 27 пунктов вверх. На сегодня мы занимаем 129-ю позицию.

Что для нас было неожиданным в этой оценке? Случилось несколько вещей, на которые мы не рассчитывали. По такому индикатору как количество платежей относятся отчисления по страхованию от несчастных случаев. Мы рассчитывали, что и здесь выйдем на единицу, поскольку эти отчеты по отчислениям плательщики могли представлять отчеты в электронном виде. Если отчеты представляются в электронном виде, следовательно, эксперты Всемирного банка выставляют единицу за количество платежей, а нам поставили четыре. Будем продолжать работу с экспертами Всемирного банка и доказывать, что у нас могла осуществляться подача отчетов в электронном виде, и, соответственно, цифры, которые нам выставили, несколько некорректны, они должны быть меньше.

Второй неожиданностью для нас стала ситуация по такому индикатору, как время, затраченное на исчисление налогов по платежам в фонд социальной защиты, которое также относится к налоговым платежам согласно рейтинга. Количество часов нам было выставлено 93. Для оценки много это или мало, скажу, что по исчислению налога на добавленную стоимость количество часов нам поставили 76. Думаю, что налог на добавленную стоимость исчисляется гораздо сложнее. В данном случае нам нужно рассчитать налоговые вычеты, в том числе по различным ставкам и по удельным весам, просмотреть все льготы. По фонду социальной защиты берется сумма фонда оплаты труда и применяется ставка. На наш взгляд, это гораздо проще, но почему-то соотношение этих часов было не в пользу отчислений в Фонд. Не могу сказать, что это какая-то ошибка допущена экспертами Всемирного банка. Боюсь, что те аудиторские организации, которые как раз исследовали законодательство и то, как уплачивались и представлялись отчеты по таким платежам, может быть, здесь ошибку и допустили. Будем дополнительно разбираться, выяснять, что можно сделать для того, чтобы количество платежей по таким отчислениям, как отчисления в фонд социальной защиты, значительно уменьшить.

Последней неожиданностью для нас стала оценка Российской Федерации по показателю «Налогообложении». Они поднялись вверх до 64-й позиции, а были на 105-м месте. Хотя в прошлом году у них такого скачка не было. У нас же скачки произошли в прошлом году на 27 позиций и в этом году также на 27 позиций, что говорит о том, что реформы идут системно, а налоговая система реформируется радикально. Почему так говорю, потому что в этом году мы съездили в Российскую Федерацию, в центральный аппарат их налоговой службы. Изучили их законодательство, изучили, как работает их налоговая система. По результатам этой встречи мы увидели, что исчисление налога на прибыль и налога на добавленную стоимость у них нисколько не проще и не легче по сравнению с нами. Но по оценке они вышли намного вперед. У нас есть повод, чтобы подумать над тем, какие еще реформы нам нужно провести, чтобы выйти на более высокий уровень.

Если говорить о наших ожиданиях 2014 года, то мы поставили цель - попасть в сотню стран по показателю «Налогообложение». Этот вывод нами делается исходя из тех реформ, которые проведены уже по налоговому законодательству и вступили в силу с 1 января текущего года и применяются на практике. В дополнение к этому мы планируем провести анкетирование плательщиков. Мы эту работу будем проводить не самостоятельно, а с привлечением Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Беларуси. Он проведет опрос плательщиков и выяснит у них, какие временные затраты они несут на исчисление и уплату налогов, как они оценивают законодательство, а также поинтересуются, насколько устраивает качество услуг, которые оказывают налоговые органы плательщикам по разъяснению законодательства, по выполнению контрольных функций. Результаты этого анкетирования дадут нам возможность выработать дополнительные мероприятия по совершенствованию налогового администрирования с той целью, чтобы и в рейтинге Всемирного банка по показателю «Налогообложение» нам подняться на более высокие ступени.

И еще одно направление, чтобы достичь этой цели: Министерство по налогам и сборам наряду с теми аудиторскими организациями, которые оценивают количество времени, затрачиваемое на исчисление налогов, может выступить экспертом самостоятельно. Такие переговоры мы провели с Всемирным банком, и они предварительно инициативу одобрили. Мы как министерство будем выступать экспертом и также будем выполнять их задания и заполнять матрицы, которые они раздают для оценки. Таким образом, она будет более объективна.

Елена Прусова
В чем будет состоять планируемое упрощение механизма возврата НДС для экспортеров?
На сегодняшний день, чтобы говорить о получении вычета в полном объеме, экспортеры должны получить валютную выручку на счет, с 1 января 2013 года мы уходим от этого. Это позволит нашим налогоплательщикам быстрее возвращать сумму налога к себе на счет, и соответственно получить дополнительные оборотные средства, которыми он может свободно распоряжаться. Налог будет возвращаться в более короткий период времени. Но это не значит, что в целом будет отсутствовать контроль за поступлением валютной выручки. Указ №178, который контролирует поступление валютной выручки на счета экспортеров как действовал, так и будет действовать.

Александр Некрасов
Сколько в Беларуси сейчас платится налогов? Сколько их было в прошлом году, пять лет назад? Чем белорусская структура налогов отличается от наших партнеров по Таможенному союзу, европейских стран?
Сегодня можно констатировать, что структура наших налогов соответствует структуре налогов, которые есть в Таможенном союзе и европейских странах. У нас существует 5 основных налогов: на добавленную стоимость, на прибыль, на землю, на недвижимость, а также экологический налог. Ну и тот налог, который удерживается с физических лиц, - подоходный. В прошлом году структура была такая же. Но если вернуться к 2008 году, то можно смело говорить, что количество налогов у нас уменьшилось практически в 2 раза. Это произошло за счет отмены сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, а также ряда местных налогов (сборов).

Если сравнивать нашу структуру с Российской Федерацией, то можно сказать, что у нас количество платежей меньше. У них эта цифра составляет 13. Если брать Казахстан, то там и того больше. У них существует более 20 видов налоговых платежей.

Говоря о ставках, тоже нужно отметить, что наши ставки достаточно конкурентоспособны в странах Таможенного союза. Это может быть видно на примере конкретных налогов. Ставка налога на прибыль у нас составляет 18%, в России и Казахстане - 20%. Подоходный налог у нас - 12%, к примеру, в России - 13%. Это тоже достаточно привлекательно.

Акцент, конечно, делается на налог на добавленную стоимость. У нас ставка 20%, в России и Казахстане он ниже. Конечно же, предложения вносятся, чтобы мы пошли по пути снижения ставки НДС. Но прежде чем говорить о снижении ставки, надо все-таки призадуматься, исходя из каких доходов формируется бюджет в России, Казахстане и у нас. В Беларуси выплаты налога на добавленную стоимость являются основным источником дохода бюджета. Доля этих выплат составляет сегодня в бюджете около 27-28%. Если взять Россию и Казахстан, то у них этот уровень гораздо ниже. У них основной доход бюджета - налог на добычу ресурсов, в России он составляет 21%, в Казахстане - 15%. У нас же нет и 2%. То есть те сырьевые страны, которые формируют свои доходы из иных источников, могут позволить себе более низкие ставки по НДС. Мы же можем идти по снижению этой ставки, если это позволит доходная часть бюджета, то, как он пополняется и если будут другие неналоговые источники его пополнения. Я думаю, снижение ставки - это дело будущего, и, конечно, с учетом перечисленных критериев этот вопрос рассматриваться будет.

Если говорить о странах Европейского союза, я снова вернусь к налогу на добавленную стоимость, то можно сказать, что Европа идет, наоборот, по пути поднятия ставки НДС. В среднем, она составляет 21%. К примеру, Великобритания за последние два года увеличила ставку НДС с 17,5% до 20%, Франция с 19 до 21%, Италия - с 21 до 23%, Венгрия - с 25 до 27%, Испания - с 16 до 18%.

Мы не можем позволить себе понижение ставки налога на добавленную стоимость до того уровня, который есть в странах Таможенного союза. Однако мы пытаемся создать для наших плательщиков такие условия администрирования этого налога, чтобы они могли возвращать отчисления, уплаченные при приобретении и ввозе товаров, в более быстрые сроки. На конкретном примере объясню. У нас сегодня для экспортеров возвращается налог, который подлежит вычету, в 35 дней. Они могут получить его из бюджета. Если брать Россию, то у них этот возврат может быть осуществлен только лишь по результатам проверки и только лишь по истечении трех месяцев. В Казахстане и того более: там этот механизм действует на протяжении полугода. И то, деньги нельзя получить на счет плательщика. Можно произвести лишь зачет этого налога в счет уплаты других налогов. Живыми деньгами вернуть сумму на счет нельзя. Мы же принимаем все меры для того, чтобы нашим экспортерам в более короткие сроки возвращать суммы налога на добавленную стоимость, чтобы у них были свободные оборотные средства для их деятельности.
И.В. Григорьева
В Беларуси в 2013 году планируется снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. В чем это будет выражаться? Что потеряет бюджет в результате предоставления этих льгот, и какой отдачи в этой связи ожидает государство от бизнеса? Каким в целом ожидается снижение налоговой нагрузки от ВВП в 2013 году?

В 2013 году налоговая нагрузка на субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную систему, будет снижена путем уменьшения налоговых ставок: без уплаты НДС - с 7% до 5%, с уплатой НДС - с 5% до 3%. Кроме того, увеличивается критерий валовой выручки и критерий численности работников, позволяющие применять упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС (размер валовой выручки - с Br3,4 млрд. до Br8,2 млрд., численность работников - с 15 до 50 человек). Предложения об этих изменениях исходили от бизнес-кругов, заверивших, что такие меры помогут малому бизнесу обеспечить в ближайшие два года увеличение заработной платы до уровня $500-700 в эквиваленте, создать более 20 тыс. дополнительных рабочих мест в 2013 году и более 23 тыс. - в 2014 году. Правительство инициативу предпринимателей поддержало и рассчитывает на выполнение этих обязательств.

По информации бизнеса, поступления от субъектов, которые будут применять упрощенную систему налогообложения в следующем году увеличатся на Br1,5 млрд.

И, кроме того, с 1 января 2013 года для организаций изменяется порядок формирования инновационных фондов. Это позволит оставить плательщикам в своем распоряжении порядка Br3 трлн. В следующем году плательщики будут платить налог на прибыль. И от этих сумм 10% будет отщепляться в инновационный фонд, который будет идти на поддержку Государственной инновационной программы и отдельных предприятий. Если говорить о налоговой нагрузке, то в данном случае прогнозируется на 2013 год налоговая нагрузка в размере 27,6% ВВП. Чтобы было понятно много или это мало, давайте сравним с показателями 2008 года. В 2008 году налоговая нагрузка составляла 36,1%. То есть снижение налоговой нагрузки за пять лет произошло на 8,5 процентных пункта. На мой взгляд, это существенно для плательщиков.


Таргонская Т.,Е.
Гродненское торговое областное унитарное предприятие «Бакалея» просит дать разъяснения по исчислению и уплате налога на прибыль следующих хозяйственных операций: До 2012 года на затратные счета относились отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) от всех видов выплат работникам независимо от источника финансирования этих выплат. В 2012 году согласно п. 9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 N 102 (далее - Инструкция N 102), к прямым затратам относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда. В состав прямых затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда и другие выплаты работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат. 1) Означает ли это, что с 2012 года отчисления в ФСЗН от зарплаты следует отражать там же, где и сами выплаты (премию, материальную помощь, вознаграждения по итогам работы за год и др.), т.е. если суммы затрат на оплату труда и другие выплаты работникам не включаются в себестоимость продукции, работ, услуг, а отражаются в бухгалтерском учете на других счетах, то и обязательные отчисления от указанных выплат, если они предусмотрены законодательством, также должны отражаться на этих же счетах? 2) В целях налогообложения прибыли возможно ли отчисления в ФСЗН, производимые от выплат непроизводственного характера в пользу работников, признать затратами, связанными с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав и учитывать при налогообложении прибыли? 3) Аналогичный вопрос и в части страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 4) Относятся ли расходы по предварительной продаже билетов на проезд автобусом, поездом, указанные в проездных документах при служебных командировках к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли? С уважением Зам. главного бухгалтера Таргонская Т.Е.
Для ответа на этот вопрос требуется более глубоко его изучить. Он будет рассмотрен в министерстве, и вы получите ответ в индивидуальном порядке.
Кисель Александр Валентинович
Республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» является поставщиком программного обеспечения для электронного декларирования налогов. Оно работает только на операционной системе Windows. У меня установлена свободная ОС Linux. Специалисты центра подтвердили, что работать ПО на ОС Linux не будет. Приобретение ОС Windows считаю неприемлемым. В масштабах страны цена приобретения налогоплательщиками ОС Windows выливается в миллионы долларов. Предоставит ли в дальнейшем Министерство по налогам и сборам возможность налогоплательщикам воспользоваться свободным ПО для электронного декларирования?
Министерство по налогам и сборам проводит работу по предоставлению плательщикам возможности работы с системой электронного декларирования на компьютере с установленной операционной системой Linux. В третьем квартале 2013 года программное обеспечение системы электронного декларирования для операционной системы Linux будет доступно плательщикам.
Оксана Кутько
В 2013 году планируется увеличить НДС на услуги сотовой связи для граждан. По чьей инициативе принято такое предложение в Налоговый кодекс, насколько это увеличит расходы граждан на оплату услуг мобильных телефонов?
С 2013 года отменяется льгота по НДС на услуги связи, в том числе сотовой, оказываемой физическим лицам. Отмена льготы повлечет дополнительное поступление НДС в бюджет при незначительном увеличении расходов населения. Когда готовился проект кодекса, а это был первый квартал 2012 года, мы произвели предварительные расчеты увеличения расходов граждан.

Согласно информации РУП "Белтелеком", СООО "МТС", ИП "Велком", средний месячный размер счета (без НДС): Br32 тыс., Br36,4 тыс., Br41 тыс. 49. При среднемесячной зарплате по Беларуси (за январь-апрель 2012 года Br3 млн. 64 тыс. 287) за счет отмены льготы по НДС расходы населения на оплату услуг связи составят 1,4% среднемесячной зарплаты, увеличение расходов произойдет на 0,2%.

Ф.И.Савченко
Какие меры МНС Беларуси планирует реализовать для улучшения налогового администрирования?
Одним из направлений совершенствования налогового администрирования на следующий год будет проведение дальнейшей работы по сближению налогового и бухгалтерского учетов. Это значит, что исчисление налога на прибыль у нас будет максимально приближено к положениям законодательства по бухучету.

Сегодня законодательство Беларуси о бухгалтерском учете совершенствуется с учетом международных стандартов финансовой отчетности. Определенные изменения произошли в прошлом году и будут происходить в этом. В следующем году планируется принятие нового закона о бухгалтерском учете. В этой связи мы главу "Налог на прибыль" Налогового кодекса будем стараться максимально приблизить к законодательству о бухгалтерском учете для того, чтобы те корректировки, которые у нас производятся в налоговом учете, были минимальными, а бухгалтерам требовалось меньше времени для начисления этого налога.

Второе направление, которое мы планируем проводить, это работа с электронными сервисами - нужно выходить на более высокое качество обслуживания наших плательщиков. В частности, речь идет о направлении запроса в налоговый орган, в электронном виде когда информация предоставляется в режиме свободного запроса. Постараемся все документы, которые предоставляются сегодня в налоговые органы, формализовать - сделать определенного рода форматы, для того чтобы по ним без сбоев в налоговые органы могла проходить любая информация.

Третье направление - это развитие колл-центра (центра информирования плательщиков), который сегодня существует в министерстве. Сегодня любой предприниматель или физическое лицо с 9.00 до 18.00 имеет право обратиться по телефону 229-79-79 с любым вопросом по применению налогового законодательства. С января 2013 года мы планируем подключить к данной системе также консультирование юридических лиц. Однако в таком случае консультации будут проводиться по строго определенным вопросам. Для начала - более простым. Сегодня к нам поступают различные вопросы от организаций, и предоставить ответ на них сходу бывает достаточно сложно, и, наверное, это было бы неправильно, ведь прежде, чем дать ответ, нужно провести доскональный анализ информации и только после этого отвечать. Сегодня различные виды деятельности развиваются очень быстро. Свои особенности есть и при строительстве, и в логистике, производстве отдельных товаров и услуг, поэтому консультация без соответствующего анализа ситуации довольно опасная вещь. Но на наиболее распространенные, простые вопросы консультации для организаций, конечно же, будут организованы. Это европейская практика, и мы идем по пути развития таких колл-центров по предоставлению любой информации, доступной в сфере налогообложения.

 

Виталий Ольшевский
Как налоговое законодательство Беларуси соотносится с аналогичным законодательством партнеров по Таможенному союзу? Что еще нужно сделать для их гармонизации?
Можно говорить о том, что основные подходы в налогообложении, основные принципы налогообложения в Беларуси соотносятся не только с подходами стран Таможенного союза, но и европейских государств. Конечно, отличия есть. Они обусловлены особенностями экономики. Если Россия и Казахстан - это сырьевые страны, то Беларусь сегодня не имеет такой сырьевой базы. У нас направленность на развитие промышленности, химической отрасли, сельского хозяйства. С этим и связаны основные отличия в налоговом законодательстве наших стран.
Александр Некрасов
Сколько в Беларуси сейчас платится налогов? Сколько их было в прошлом году, пять лет назад? Чем белорусская структура налогов отличается от наших партнеров по Таможенному союзу, европейских стран?
Сегодня можно констатировать, что структура наших налогов соответствует структуре налогов, которые есть в Таможенном союзе и европейских странах. У нас существует 5 основных налогов: на добавленную стоимость, на прибыль, на землю, на недвижимость, а также экологический налог. Ну и налог, который удерживается с физических лиц, - подоходный. В прошлом году структура была такая же. Но если вернуться к 2008 году, то можно смело говорить, что количество налогов у нас уменьшилось практически в 2 раза. Это произошло за счет отмены сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, а также ряда местных налогов (сборов).

Если сравнивать нашу структуру с Российской Федерацией, то можно сказать, что у нас количество платежей меньше. У них 13 платежей, в Казахстане - более 20 видов налоговых платежей.

Говоря о ставках, тоже нужно отметить, что наши ставки достаточно конкурентоспособны в странах Таможенного союза. Это может быть видно на примере конкретных налогов. Ставка налога на прибыль составляет 18%, в России и Казахстане - 20%. Подоходный налог у нас - 12%, в России - 13%, в Казахстане – 10%. Это тоже достаточно привлекательно.

Акцент, конечно, делается на налог на добавленную стоимость. У нас ставка 20%, в России – 18% и Казахстане – 12%. Конечно же, предложения вносятся, чтобы мы пошли по пути снижения ставки НДС. Но прежде чем говорить о снижении ставки, надо все-таки призадуматься, исходя из каких доходов формируется бюджет в России, Казахстане и у нас. В Беларуси налог на добавленную стоимость является основным источником доходов бюджета. Доля этого налога составляет в бюджете 27-28%. Если взять Россию и Казахстан, то у них этот уровень гораздо ниже. У них основной доходный источник бюджета - налог на добычу природных ресурсов, в России он составляет 21%, в Казахстане - 15%. У нас же нет и 2%. То есть, эти сырьевые страны, которые формируют свои доходы из иных источников, а не за счет НДС, могут позволить себе более низкие ставки по НДС. Мы же можем идти по снижению этой ставки, если это позволит доходная часть бюджета, то, как он пополняется и если будут найдены другие неналоговые источники его пополнения.

Если говорить о странах Европейского союза, то можно сказать, что Европа идет, наоборот, по пути поднятия ставки НДС. В среднем, она составляет 21%. К примеру, Великобритания за последние два года увеличила ставку НДС с 17,5% до 20%, Франция с 19 до 21%, Италия - с 21 до 23%, Венгрия - с 25 до 27%, Испания - с 16 до 18%.

Для баланса интересов со странами Таможенного союза мы создаем для наших плательщиков такие условия администрирования этого налога, чтобы они могли возвращать платежи, уплаченные при приобретении и ввозе товаров, в более быстрые сроки. На конкретном примере объясню. У нас сегодня для экспортеров возвращается налог в течение 35 дней. Они могут получить его из бюджета. Если брать Россию, то у них этот возврат может быть осуществлен только лишь по результатам проверки и только лишь по истечении трех месяцев. В Казахстане и того более: там этот механизм действует на протяжении полугода. И то, деньги нельзя получить на счет плательщика. Можно произвести лишь зачет этого налога в счет уплаты других налогов. Мы же принимаем все меры для того, чтобы нашим экспортерам в максимально короткие сроки возвращать суммы налога на добавленную стоимость, чтобы у них были свободные оборотные средства для их деятельности.

Татьяна Петрова
Министерство по налогам и сборам является ответственным за подготовку и внесение в правительство предложений по вопросам оптимизации контролирующих органов. Создана соответствующая рабочая группа. Приступила ли она уже к работе? Есть ли уже какие-то реальные предложения?
Рабочая группа во исполнение указа №332 создана, она работает. Мы уже получили информацию по оптимизации деятельности контролирующих органов от государственных органов, от бизнес-сообществ, а также крупных предприятий-плательщиков. Сегодня эта информация анализируется, по результатам анализа предложения будут представлены правительству в установленные сроки. Работа по этому направлению идет активно.
Валентина Шемет
В соответствии с указом №488 в Беларуси должен быть создан реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Создавать и вести этот реестр будет Министерство по налогам и сборам. Что для этого потребуется? Как это повлияет на бизнес-климат в стране?
Да, перед Министерством по налогам и сборам поставлена задача создать такой реестр. Эту работу мы должны провести до 1 января 2013 года. Естественно, чтобы создать данный реестр, мы должны будем получить информацию не только от своей системы, но и других контролирующих органов, которые проверяли эти субъекты - от правоохранительных органов, судов. На основании этой информации и будет строиться работа по созданию такого реестра. Как это скажется на бизнесе? Думаю, что благоприятно. Потому что прежде, чем заключить сделку со своим контрагентом, субъект получает возможность посмотреть, попал ли он в реестр организаций с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. То есть это предварительный анализ относительно того, благонадежен ли контрагент. На мой взгляд, это довольно неплохо - иметь возможность получить такую информацию. К слову, указ прописывает четкий механизм по исключению таких субъектов из этого реестра.
Светлана Ивановская
Какие налоговые льготы будут отменены в 2013 году?
Действительно, Министерство по налогам и сборам не первый год проводит работу по оптимизации налоговых льгот. Такая работа будет проводиться и в следующем году. Ее проведение предусмотрено, в частности, программой социального развития страны на 2011-2015 годы в разделе "Бюджетно-налоговые отношения".

Во-первых, с 1 января 2013 года предусматривается отмена льготы на услуги сотовой связи для физических лиц. Также будет отменена льгота доверительных управляющих, которые управляют имуществом, как граждан, так и организаций. Такое решение принято после анализа этой льготы. Мы увидели, что эта операция, по сути, является посреднической. На сегодняшний день посреднические операции, такие как операции по договорам комиссии, по договорам поручения, у нас облагаются налогами. Исходя из этого и был сделан вывод, что такая льгота должна быть оптимизирована.

Кроме того, отменяется льгота на добавленную стоимость в отношении операций, которые совершают ломбарды по выдаче гражданам краткосрочных займов.

Что касается налога на прибыль, то будет отменена такая льгота, как отчуждение государственного имущества в случае, если по результатам отчуждения производится распределение средств - часть, например, идет в бюджет, часть - в другие источники. Мы ее (льготу. - Прим. БЕЛТА) уровняли с положениями налога на добавленную стоимость.

Это основные льготы, которые будут отменены с января 2013 года.
Николай Лихолап
Применяют ли уже налоговые органы такой механизм, как мониторинг осуществления деятельности вместо традиционных проверок в соответствии с указом №332 о некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Беларуси, вступившим в силу с 1 октября? Можете ли вы прокомментировать первый опыт?
Действительно, такая работа началась с 1 октября текущего года. Для того чтобы организовать ее, у себя в министерстве мы отработали рекомендации по мониторингу для системы налоговых органов, провели обучение сотрудников. На сегодня эти мероприятия проводятся, однако говорить о конкретных результатах пока не представляется возможным. Мониторинг - это не проверка, по результатам которой сразу можно увидеть доначисление определенных сумм в налоговой сфере и применение наказания в виде штрафа. Здесь порядок таков, что налоговые органы проводят мониторинг, выявляют нарушения, выдают требования субъекту, согласно которым он обязан устранить эти нарушения. И только лишь в той ситуации, когда он их не устраняет, можно говорить о начале контрольных мероприятий. Эти работы ведутся пока чуть меньше месяца, поэтому говорить о результатах еще рано. Но этот вопрос у нас находится на контроле. На предстоящих коллегиях по итогам работы за отчетный период перед нашими органами опять будет ставиться задача наработать до конца года эту практику с тем, чтобы можно было проанализировать результаты этой работы, выявить, какие проблемы существуют, для того чтобы внести какие-то корректировки. Я думаю, по итогам года можно будет уже более предметно говорить о каких-то конкретных наработках и результатах.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/nalogi-v-belarusi-interesy-gosudarstva-i-stimul-dlja-biznesa-584/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024