Онлайн-конференция
23 января 2013, 15:00
Министр образования Беларуси о кадрах, зарплатах и нагрузке педагогов
Когда и за счет чего повысят зарплаты учителям? Как будут решаться вопросы сокращения бумажной работы учителей? Будет ли пересматриваться нагрузка учителей? Какой в этом году будет минимальный балл на ЦТ? Как будут оптимизировать учреждения образования? Когда электронные учебники начнут массово использоваться в учебном процессе? Все ли вузы перейдут на четырехлетнее обучение в 2013 году? Как решаются кадровые проблемы в системе образования? На эти и другие вопросы, касающиеся развития различных направлений сферы образования в Беларуси, ответит министр образования Сергей Александрович Маскевич.
Вопросы конференции
Станислав Л.
Сейчас СМИ пестрят заголовками о том, что систему общего среднего образования вновь ждут перемены. Так ли это?
В настоящее время система общего среднего образования Беларуси развивается стабильно. Никаких реформ на уровне общего среднего образования не планируется. Работа будет направлена на повышение качества образования, сохранение стабильности, использование современных информационных технологий.
Фокин Алексей, Минск
Когда должна закончиться активная оптимизация сети учреждений образования?
Оптимизация сети учреждений общего среднего образования не самоцель. Оптимизация – это не только закрытие (ликвидация) учреждений образования, но их реорганизация, которая может повлечь и изменение вида учреждения образования.
Работа по оптимизации сети учреждений общего среднего образования проводится местными исполнительными и распорядительными органами с учетом складывающейся демографической ситуации, особенностей развития регионов, а также в целях создания равных условий для получения образования учащимися как в городской, так и в сельской местности. Сейчас остро стоит вопрос о сведении к минимуму в сельской местности количества классов с малой наполняемостью (до 5 учащихся), в которых не могут быть созданы оптимальные условия для получения качественного образования. Мы считаем, что в таких условиях не всегда можно обеспечить образовательный процесс надлежащими кадрами. Очень плохо, когда один учитель ведет несколько учебных предметов, когда отсутствует современное лабораторное оборудование. А привезти в каждую маленькую школку современные приборы и реактивы для уроков физики, химии и т.д. - экономически нецелесообразно.
Также сегодня уже неактуальными стали вечерние школы. В этой связи планируется их закрытие, а при необходимости - открытие на базе учреждений общего среднего образования вечерних классов. Решаются вопросы оптимизации УПК, передачи их в учреждения профессионального образования. Поэтому оптимизация сети будет продолжаться и в последующие годы.
Ф.Кончиц
У многих родителей вызывает нарекания качество учебников. Скажите, пожалуйста, куда и кому можно сообщить о явных ляпах и ошибках в учебниках, по которым учатся дети?
Мы не раз говорили, что за последние 10 лет в Республике Беларусь создана национальная система учебного книгоиздания. Этим можно гордиться. Конечно, есть вопросы по содержанию - в советские времена учебник проходил эксперимент в течение нескольких лет, у нас сейчас такой возможности нет - слишком быстро меняется мир. В целях качественной подготовки учебников с 2008 года проводится конкурс на их написание. К подготовке и рецензированию учебных пособий привлекаются ученые, методисты, победители и лауреаты республиканских конкурсов профессионального мастерства, известные учителя-практики.
Кроме того, на основании постановления Министерства образования "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования" при подготовке к повторному выпуску учебников и учебных пособий, для адаптированности учебников и учебных пособий к реальной педагогической деятельности, а также в целях совершенствования качества их содержания Национальный институт образования ежегодно проводит их опытную проверку. Она позволяет при переиздании вносить необходимые коррективы.
Кстати, учителя и родители могут высказать свое мнение по вопросам подготовки учебников - на сайте НИО есть раздел, где собираются мнения и потом анализируется ситуация по каждому из проблемных моментов. Планируем и на портале Министерства образования открыть форум по этой теме. Там мы очень ждем конкретных предложений от педагогов, а возможно, родители также нам помогут, высказав мнение, какие главы учебников трудны для изучения.
Ж.Напрейко
Планируется ли в этом году уменьшить летние каникулы на месяц? Если да, то чем вызвана такая необходимость?
Уменьшение продолжительности летних каникул в текущем году не планируется. Мы обсуждаем вопросы, касающиеся целесообразности сохранения или сокращения общей продолжительности летних каникул, каникул на протяжении учебного года, установленной Кодексом Республики Беларусь об образовании, в связи с тем, что к нам поступают предложения в ходе мониторинга практики его применения.
Причем при установлении продолжительности летних каникул для учащихся учитываются следующие факторы: продолжительность отпуска педагогических работников, сроки проведения выпускных экзаменов и централизованного тестирования, иные аспекты функционирования данных учреждений образования.
Информирую, что общая продолжительность летних каникул, каникул в течение учебного года в Беларуси (123 календарных дня) на один день меньше по сравнению с Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Украиной, а также с Китайской Народной Республикой.
Н.Юрченко
Оснащение школ по-прежнему остается больным вопросом. Будет ли разработана какая-либо система, единая для всех школьных учреждений и прозрачная для родителей учеников.
Переоснащение происходит согласно Программе развития общего среднего образования Республики Беларусь на 2007-2016 годы, а также с учетом изменений и дополнений, утвержденных постановлением Совета Министров от 24.09.2012 № 871. Сейчас продолжается работа по обеспечению учреждений общего среднего образования учебным оборудованием и средствами обучения. Важно, например, что Министерством образования принято решение о централизованной поставке учебного оборудования для учебных кабинетов физики, химии, биологии, начиная с 2013 года. В этих целях дополнительно изучена потребность учреждений общего среднего образования в средствах обучения и учебном оборудовании, предусмотрено финансирование закупки и поставки учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии из средств республиканского бюджета.
Определено 222 учреждения общего среднего образования, где планируется полностью оборудовать кабинеты физики в 2013 году. Программой развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007 – 2016 годы на оснащение учебных кабинетов физики в 2013 году предусмотрено Br150 млрд., на оснащение учебных кабинетов физики, химии, биологии с 2014 по 2016 годы предусмотрено по Br475,5 млрд. ежегодно.
Анна
Вопрос по организации занятий по ОБЖ. Правильно ли ставить урок ОБЖ восьмым уроком? Является ли это перегрузкой для детей? Чем заняться детям в течение трех уроков.
Министерством образования Республики Беларусь принято решение о проведении с учащимися 2-9 классов обязательного факультативного занятия "Основы безопасности жизнедеятельности". Данное решение согласовано с Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения.
Факультативные занятия по ОБЖ проводятся по отдельному расписанию. Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования", утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, определено, что факультативные занятия в течение учебной недели проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных уроков, и перерыв между учебными и факультативными занятиями составляет не менее 20 мин.
Проведение факультативных занятий по ОБЖ осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке нормативно-методическим обеспечением, включающем сквозную учебную программу, учебные пособия для учащихся 2-9 классов, учебно-методические пособия для учителей, рабочие тетради. За организацию, эффективность и качество проведения факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования несет ответственность директор.
К.Соколовская
Почему так мало внимания уделяется подготовке специалистов творческих профессий (художников, музыкантов)? Ведь есть достаточное количество талантливых детей, а мест, где таланты могли бы раскрыться, - раз, два и обчелся.
В учреждениях общего среднего образования организуются факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности, где учащиеся по своему желанию могут развивать свои творческие способности. Также образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, которая реализуется в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, дает возможности развивать творческие способности детей.
Мираникина
Безотметочное обучение привело к тому, что дети не хотят учиться - "а зачем, учительница все равно ругаться не будет"…Безотметочное обучение увеличило количество отчетов и бумаг.
Учитель не вправе ругать учащихся за отметки в любом случае - будь-то обучение с выставлением отметок или без выставления отметок. У ребенка должно быть желание учиться, а учеба должна приносить радость. В начальных классах это зависит от учителя. Безотметочное обучение - это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. В 1-м и 2-м классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения по всем учебным предметам. Отказ от использования отметок связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6-7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок не относит к своей деятельности, а воспринимает как поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя. Такие учебные предметы, как "Физическая культура и здоровье", "Музыка", "Изобразительное искусство", требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся, отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства. Трудно развить творчество и воображение, сформировать систему эстетических знаний, а также предпосылки к собственной художественной деятельности, оценивая работы детей баллами.
В то же время безотметочное обучение не может быть бесконтрольным. Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого учащегося учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету. Определять приемлемые формы учета учебных достижений учащихся учитель имеет право самостоятельно.
Немец Ирина Леонидовна
Какова позиция министерства по высвобождающимся в результате оптимизации педработникам? Их будут переучивать?
Несомненно, там, где это потребуется, педработников будут переучивать. Я хотел бы сказать, что процесс оптимизации сам по себе не является новым. Мы уже давно, особенно после принятия решения в 2008 году о переходе к 11-летнему общему среднему образованию, занимались вопросами оптимизации. Процессы миграции в сельской местности требовали постоянно реагировать на это. Закрывались школы, и, конечно же, это определенная стрессовая ситуация для конкретных педагогов. Но никто не остался без работы, кто хотел работать. Все получили возможность трудоустроиться в других школах или учреждениях образования с лучшими условиями. Если потребуется, кому-то необходимо будет пройти переподготовку. У нас сегодня есть определенные сложности в работе учителей истории. Если взять нагрузку учителя истории в школе, добавив обществоведение, то часов не хватает на ставку. Им нужно дополнительно проводить факультативные занятия, кружки или осваивать другие предметы, например географию. Географы имеют достаточную нагрузку. Поэтому вопросы повышения профессионального уровня и расширения кругозора - это жизненная необходимость для педагогов, особенно там, где нет параллельных классов в сельских школах, да и не только в них.
А.М.Пенигин
Уважаемый Сергей Александрович, на последней пресс-конференции Президент говорил о том, что зарплаты учителям будут существенно увеличены. Соответственно, есть вопрос: на сколько и когда? Произойдет ли такое увеличение в 2013 году?
Существенное увеличение зарплаты учителям вполне реально провести в 2013 году. Мы сейчас занимаемся анализом ресурсов системы образования. Считаю, что можно найти возможности для повышения зарплат как в самой системе образования, так и за счет такого, например, норматива, как наполняемость. Непонятно, почему до сих пор даже в городской местности есть школы с наполняемостью в старших классах 10 человек при норме 25. Сократив наличие таких классов, можно увеличить зарплату всему учительскому составу. Есть в Беларуси и учреждения, которые могут быть закрыты. Речь идет о вечерних школах и учебно-производственных комбинатах. Функции этих учреждений могут выполнять другие, например, обычные школы, на базе которых можно открыть вечерние классы. Основная нагрузка при проведении мероприятий, направленных на повышение зарплаты учителям, падает на регионы. Регионы сами выходят с предложениями и инициативами по повышению заработной платы учителям. Касаясь вопроса о повышении зарплаты воспитателям в дошкольных учреждениях, могу отметить, что это решение Министерством образования уже принято и конкретное предложение находится на рассмотрении в Совете Министров.
Кукса Игорь Степанович
С каждым годом уровень знаний учащихся падает, особенно по физике. На мой взгляд, причина в катастрофическом недостатке учебных часов. Когда будет рассмотрен вопрос об увеличении количества часов хотя бы до 3-4 в неделю? Когда будут возвращены профильные классы, что сразу решит проблему количества часов по отдельным предметам и поднимет уровень знаний учащихся по предметам, необходимым для будущей специальности?
Об уменьшении или увеличении уровня знаний могут говорить только специалисты. Ни в коем случае не соглашусь, что уровень наших учащихся падает, уверен, меня поддержат и ректоры вузов и руководители учреждений образования. Они категорически не согласятся с таким утверждением. Есть у нас специальности, на которые поступают выпускники школ с наивысшими баллами, на другие - с низкими. Это всегда было так - кто как учился в школе, тот результат его и ожидает при поступлении в вуз.
Вопросы повышения уровня и качества знаний выпускников школы и учреждений профессионального образования является основным для Министерства образования. Оценивать уровень знаний по результатам централизованного тестирования нельзя. Система ЦТ принципиально отличается от российского ЕГЭ. Наша система предназначена для того, чтобы ранжировать абитуриентов в зависимости от того, как они ответили на задания тестов. Брать за показатель результаты ЦТ, чтобы оценивать знания школьников, нельзя. Поскольку, даже если все ответят на большинство вопросов, их все равно выстроят от 0 до 100.
Мы проводим независимые оценки уровня знаний. Для этого есть специальная структура. Мы знаем слабые места и в учебниках, и по результатам ответов на экзаменационные материалы, которые используются Национальным институтом образования при мониторинге уровня знаний. Их оценка свидетельствует, что у нас есть проблемы по различным предметам. Больше всего нас беспокоят физика и математика. Педагоги это связывают с количеством учебных часов. Мы рассматриваем этот вопрос. Надеюсь, на ближайшей коллегии будут приняты исчерпывающие меры, которые позволят нам увеличить количество часов на изучение этих предметов в школе.
Петрова Д.И.
Почему учителей заставляют бесплатно выполнять работу сотрудников МЧС, других служб. Недавно обязали быть стопменами, хотя глава государства эту инициативу раскритиковал и назвал "показухой"?
Стопмены были введены в соответствии с решением специальной комиссии правительства. В ближайшее время, насколько мне известно, комиссия будет рассматривать эффективность их работы и других форм работы, направленных на обеспечение безопасности детей как на территории в пределах школьного двора, так и вблизи. Думаю, будут приняты решения, направленные только на повышение уровня безопасности.
Хочу сказать, что добровольные дружины или своего рода волонтеры существуют во многих странах, в том числе с участием учителей и, безусловно, лучших учащихся. Общественные организации включаются в такие движения. Полагаю, что будет в целом проанализирован опыт, подход к этому вопросу.
Капшуль Анжелика
Предусматриваются ли изменения в перечне выпускных экзаменов за курс средней школы в 2013-2014 учебных годах?
В этом учебном году в перечне выпускных экзаменов за курс средней школы появится дополнительный экзамен по иностранному языку. Это является обязательным изменением. Об этом уже давно известно, и ученики, и преподаватели готовы к этому нововведению.
В настоящее время обсуждается целесообразность переноса обязательного выпускного экзамена по истории Беларуси из IX в XI класс. При принятии положительного решения могут быть внесены изменения и в перечень выпускных экзаменов за период обучения на уровне общего среднего образования.
Д.Молчан
Какая судьба ждет журфак БГУ? Два года там учат филологии. Знаю, что есть предложение объединить его с филфаком.
Впервые об этом слышу. Это провокация.
Ходасевич Ирина Михайловна
Когда будут приняты новые Правила приема в вузы и ссузы, какие изменения будут в 2013 году?
Еще окончательного решения нет, но по согласованию с Администрацией Президента в этом году не планируется вносить каких-то принципиальных, кардиальных изменений в правила приема за исключением установления проходного балла для того, чтобы получить право участвовать в конкурсе зачисления в вуз. Он будет существенно изменен, не в разы, конечно, но существенно. На ближайшей итоговой коллегии через несколько недель мы его утвердим, чтобы учащиеся знали заранее.
Д.Березин
Каким образом будет осуществляться отбор в 10-й класс? Расскажите об этой системе подробнее. Будут ли вводиться профильные классы в школах?
В 10-м классе никаких нововведений не предусмотрено. Естественно, школы заинтересованы, чтобы в 10-й класс пришли мотивированные ребята, которые желают учиться и поступать в вузы, испытывают интерес к учебе и школе.
Когда были объявления о формировании 10-х, говорилось, чтобы заявления подавали те ученики, кто имеет средний балл аттестата 7 и выше. Эти заявления не были категорическими, они были на уровне рекомендации. Разумеется, школа не имеет права устанавливать пороговых баллов и отказать ребенку в образовании. Но, вместе с тем, в текущем году мы будем ставить вопрос о том, чтобы все 10-е классы были укомплектованы по нормативу - 25 человек в классе.
Немец Ирина Леонидовная
Будет ли увеличена нагрузка для учителей до 20 часов? Если да, то на сколько увеличится годовая нагрузка преподавателей ПТУ и ссузов?
Вопрос увеличения норм нагрузки на ставку учителя анализируется, изучается. Конкретных решений на уровне Министерства образования пока не принималось. Я думаю, что проведение оптимизации сети учреждений образования, принятие решений по увеличению наполняемости классов и реализация пилотного проекта, направленного на отработку механизма нормативного финансирования, - все это требует не просто разъяснительной работы, а перестройки психологии и руководителей учреждений, и учителей. Наша позиция - не спешить в тех вопросах, которые имеют много новаций для того, чтобы люди четко понимали, что ни одно из действий не направлено на ухудшение, а как раз предполагает повышение мотивации к работе, а также ее эффективности и заинтересованности в ней. Возможно, по отдельным предметам и произойдет увеличение нагрузки, но повторюсь, что все аспекты перед этим будут внимательно изучаться. Сейчас вносится предложение о возвращении третьего урока физической культуры. Есть урок здоровья и спорта, который проводится как факультативный, но высказывается позиция специалистов, что нужен третий урок физкультуры в программе школьных занятий. Возможно, учителям физкультуры будет предложено увеличение норм нагрузки до 20 часов.
Прудников Л.В.
Как учреждения образования отреагируют на объявленный Год бережливости?
Сейчас разрабатывается комплекс мер. Все вопросы, которые последние годы выносятся на повестку дня, мы рассматриваем через призму экономической эффективности. Бережливость - это продуманность расходования средств, решений по всем вопросам. Поэтому в этот план мероприятий будут включаться те, что направлены на энергосбережение, повышение экономической эффективности функционирования системы в каждом учреждении, подразделении. Все это должно быть оценено с экономической точки зрения.
Нужно эти вопросы рассматривать не только в самом учреждении. Через нашу систему можно решать многие вопросы, повернуть общественное мнение к теме энергосбережения, ресурсосбережения, бережливости. Кстати, большим успехом в школе и дошкольных учреждениях пользуются проекты, направленные на бережливость, энергоэффективность, экологическое воспитание. Мы постараемся максимально распространить опыт коллективов и наработки, которые существуют. Презентации таких проектов в регионах не проходят незамеченными. Губернаторы нередко останавливаются, уточняют и дают поручение, чтобы специалисты посмотрели, как внедрить предложения. Такое я наблюдал в 2012 году в Минской области. Но больше всех такими проектами славится Гомельская область.
Б.Торин
Сейчас обсуждается возврат к шестидневной учебной неделе. Есть ли такая необходимость и когда могут быть приняты конкретные решения? Ожидать ли учащимся в ближайшее время еще каких-либо изменений в структуре учебного процесса?
От педагогов поступают предложения о том, чтобы сделать субботу учебным днем. Эта тема неоднократно поднималась, но подчеркиваю, сегодня в Министерстве образования вопрос о том, чтобы вернуться к шестидневной учебной неделе, не стоит. 6-й день - школьный, и мы работаем над тем, чтобы 100% учащихся хотели бы прийти в субботу в школу, чтобы заниматься там спортом, общественной работой, обучаться в кружках, секциях. В отдельных случаях в этот день для старшеклассников проводятся факультативы. Часто в 6-й день проходят различные развлекательные мероприятия для учеников, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания. Многие родители посещают данные мероприятия. Поэтому сейчас, в первую очередь, задача стоит в том, чтобы 6-й день был максимально использован как развивающий, сберегающий здоровье, повышающий уровень общения учеников.
Вадим Александрович
Какой прогнозируется конкурс на педагогические специальности, планируется ли сокращать набор на них или увеличить?
Сегодня о конкурсе не говорят, потому что конкурса вообще может не быть. Есть зачисление, есть в Интернете информация, в каком вузе или ссузе какой балл. Если проходишь туда - подавай заявление, не проходишь - не подавай. Все так и делают, поэтому понятие конкурса уже не имеет смысла.
Сегодня имеет смысл уровень баллов ЦТ, с которыми идут на ту или иную специальность. Именно это определяет престижность специальности, и здесь, конечно, многие педагогические специальности непривлекательны для современной молодежи.
У нас сегодня нет потребности в педагогических кадрах в таком объеме. Нам нужно хотя бы в два раза меньше набирать, но педагогов, которые были бы мотивированы и были бы готовы работать в школе. Сказать, что набор в педагогические вузы нас устраивает - это было бы неправильно. Я надеюсь, что в ближайшее время, если мы в этом году примем необходимые решения по поводу и социального статуса, и заработной платы, мы увидим, какое количество конкретно нужно нам, ситуация будет меняться.
Михнюк Юлия Петровна
Уважаемый Сергей Александрович, планируется ли введение электронных школьных дневников в образовательный процесс РБ? Ваше отношение к ним?
В принципе, ничего плохого я в этом не вижу. Но, во-первых, мы еще не созрели для того, чтобы вводить такую систему. Во-вторых, я не вижу в этом такой пользы, которая бы подталкивала нас к принятию административных решений по этому вопросу.
В Интернете все это доступно, поэтому каждая из школ может зарегистрироваться и попробовать на себе данные нововведения. Это, прежде всего, в интересах родителей. В Беларуси есть школы, которые на добровольной основе стали экспериментировать в этом плане именно для того, чтобы улучшить работу с родителями.
Мы же в свою очередь будем максимально быстро внедрять информационные технологии, но не в эти бюрократические темы, а в учебный процесс, где от подобных нововведений будет определенная польза. Так, недавно на сайте Национального института образования появились учебники в электронном варианте. В скором времени планируется создать свой национальный образовательный ресурс, чтобы он был доступен с любого мобильного электронного устройства в любом месте, в любое время. Это и есть тот путь, по которому сегодня идет наша система образования.
Ливянт Евгений
Сергей Александрович! В газете "Комсомольская правда" я опубликовал статью, где перечислил 25 видов отчетов и других документов, которые обязаны составлять учителя. В комментариях к статье мои коллеги расширили список еще на несколько десятков пунктов. Более того, работники вузов и детских садов утверждают, что их список не меньше. Скажите, пожалуйста, нам ждать очередных заявлений о том, что вы знаете о проблеме, собираетесь ее в будущем решать или вы готовы предпринять какие-то реальные и решительные действия с указанием конкретных сроков?
Здесь есть два аспекта, которые мы учитываем, и поэтому не принимаем скоропалительных решений. У нас много новых непрофильных вопросов, которые лежат на учреждениях образования. Далеко не так много стран, где школа отвечает и за питание, и за транспортное обслуживание, и за ремонт. То есть вопрос достаточно серьезный. Если бы наши учреждения отвечали исключительно за образовательную деятельность, и классному руководителю не было бы интересно, кушал ребенок или нет, пришел он или приехал, - это был бы один вопрос.
Много отчетов приходится писать о деятельности, которая не связана с образовательной. Однако у нас очень ответственные педагоги, которые реагируют на любую информацию. Проводится какое-то мероприятие, прислали сведения о нем в учреждение образование, и педагоги уже реагируют.
Систематизацию всей бумажной работы мы сейчас завершаем. На коллегии Министерства образования мы подведем итоги этой работы. Подключили к этому педагогическую общественность. По многим регионам есть перечень мероприятий и предложений, что рекомендуется сократить на местах. Поэтому будут приняты оптимальные решения на данном этапе, которые улучшат отношения людей к делу.
Учителя не составляют никаких 25 отчетов! Это не отчеты, это просто информация, которую они направляют в различные организации. Подобных информаций может быть и гораздо больше. Министерство образования должно принять решение, как оградить школу от этого, - такого реагирования на документы, которые поступают из местных органов власти, из различных структур. Среди всей этой массы бумаг обязательны только те документы, которые требуются в соответствии с выполнением декрета №18. Они, безусловно, принципиальны и очень важны. Министерство образования регламентирует только те документы, которые требуются для выполнения учебного процесса.
Л.Алексеев
В последнее время речь идет о том, чтобы новые школы были меньшими, или, правильнее сказать, более компактными. Кто занимается проектированием новых школ и определением количества учащихся в них?
В государственных социальных стандартах обозначено, сколько ученических мест должно быть в микрорайоне с определенным количеством жителей, хотя это усредненные цифры. Вообще, проектированием образовательных учреждений занимаются проектные организации и соответствующие ведомства в местных органах власти.
Министерство образования контролирует охват дошкольными учреждениями, чтобы мест было в достатке везде. Органы образования занимаются всеобучем, подготовкой к школе, знают, сколько нужно обеспечить мест в школе в том или ином регионе. То есть за нами только социальный срез, а местным органам власти решать, какое количество и каких школ проектировать и строить.
Мария Анатольевна
Главным действующим лицом системы образования, несмотря на все информационные технологии, все-таки был и будет учитель. Есть ли в сфере образования дефицит профессионалов? Какие меры принимаются для действительного (а не для заголовков СМИ) повышения социального статуса работников отрасли?
Социальный статус определяется, прежде всего, уровнем заработной платы, а также условиями жизни и работы. Это три основных фактора, которые определяют социальный статус педагога.
Что касается условий жизни учителей, этим вопросом Минобразования занимается совместно с профсоюзом. Нам понадобится принятие дополнительных мер по обеспечению педагогов жильем, иначе вопросы, связанные с текучкой кадров, не решить.
В соответствии с Кодексом об образовании, оканчивая вуз, молодой специалист заключает договор с учреждением образования. "Целевики" в этом случае заключают договор с работодателем и учреждением образования. В таком договоре отмечается, каким образом человек принят на работу, по распределению или целевому направлению. Но в любом случае необходимо, чтобы был прописан и строго выполнялся социальный пакет. Это во многом зависит от местных органов власти.
Следует отметить, что во многих областях Беларуси к этому относятся самым серьезным образом и решают эти вопросы. Так, не самые лучшие условия в Гомельской области, так как это зона, пострадавшая от ЧАЭС, но тем не менее именно здесь самая низкая текучесть кадров. Причина в том, что социальный пакет хорошо работает, а жилищные вопросы решаются своевременно. Есть много инноваций и серьезных решений по этому вопросу и в Минской области, но, к сожалению, на 100% он не закрыт.
В этом направлении нам предстоит совместная с местными органами власти серьезная работа.
Александр Нестеров
Если верить статистике, более 60% студентов учатся в Беларуси на платной основе. Заинтересованность вузов в таких студентах очевидна: от них зависят зарплаты. Вместе с тем явно страдает качество обучения, отбор студентов, да и престиж высшего образования в целом. Как планируется исправлять ситуацию, особенно с учетом того, что абитуриентов с каждым годом становится все меньше? Сокращать набор? Увеличивать цены? Перестраивать систему финансирования вузов?
У нас в вузы поступают примерно 45-47% выпускников школ. Часто забывают, что в вузы поступают и те, кто раньше закончил учреждения профессионально-технического образования, колледжи. После базовой школы 25% учащихся идут в учреждения профтехобразования. Из тех, кто заканчивает среднюю школу, пробуют поступать до 60%.
Действительно, средний уровень знаний тех, кто поступает в вуз, падает, потому что нет ограничений: сколько бы ты баллов ни набрал по результатам ЦТ - ты можешь поступить на платную форму обучения. В прошлом году мы ввели ограничения - минимальный проходной балл (семь), и это сработало. В этом году проходной балл будет существенно повышен. Это единственный способ повысить требования к абитуриентам, а в итоге - качество знаний.
В мировой практике есть и другой подход. Например, во Франции нет вступительных экзаменов, записывайся и учись, если сможешь учиться. После первой сессии уже будет ясно, сможет ли человек продолжать обучение. К слову, у нас во время последней сессии были отчислены, по-моему, около 10 тыс. человек. Примерно 10% поступивших отчисляются.
Ангелина Котович
Все говорят об оптимизации, но такое впечатление, что она в образовании решается за счет школ, колледжей и ПТУ. А что планируется сделать с сетью вузов, ведь их явно больше, чем нужно. Что будет с филиалами? Или и дальше продолжится выпуск специалистов, добрая часть которых будет впоследствии перепрофилироваться?
Если не будет студентов, то, конечно, оптимизация вузов коснется. Я думаю, что коснется.
Л.Дрозд
Целесообразно ли сохранять право на внеконкурсное поступление в вузы для социальных сирот? Я знаю случаи, когда опекуны не оформляют усыновление ребенка только ради льгот. Как вы относитесь к такой ситуации? И как из нее можно выйти?
Мы решили эту тему (очень непростую, хочу сказать) перенаправить нашим депутатам. Пускай поработает специальная комиссия, оценит социальный эффект от внеконкурсного поступления для социальных сирот. В любом случае это касается небольшого количества людей и при любом решении ситуацию существенно не изменит. Вместе с тем, если это действительно так, как вы сформулировали (а в ряде случаев это имеет место), то это как язва, которая уже имеет явно отрицательный социальный эффект, и с этим надо бороться, надо принимать решение.
Голубева Людмила Ивановна
Увеличится ли наполняемость классов с 1 сентября 2013 года?
Планируется увеличение наполняемости классов во всех видах учреждений общего среднего образования до 26 учащихся.
Лавренюк Н.В.
Сельские УПК с хорошими ресурсами решают проблемы развития, профориентации и занятости школьников в 6-й день. Оптимизация этой структуры лишит родителей и школьников на селе права выбора. Рационально ли это решение в условиях сложной криминогенной обстановки?
Заяц Анатолий Яковлевич, Гомель: Будет ли реорганизован Межшкольный учебно-производственный комбинат №1 трудового обучения и профессиональной ориентации г.Гомеля в 2013 году?
В соответствии с приказом министра образования Беларуси от 2 мая 2012 года №316 управлениям образования областных, комитету по образованию Минского городского исполнительных комитетов совместно с управлениями (отделами) районных (городских) исполнительных комитетов (администраций) поручено рассмотреть вопрос оптимизации количества УПК, определить направления модернизации их деятельности, в том числе принять меры по укреплению и обновлению материально-технической базы в рамках Программы развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы. Решение о дальнейшей судьбе УПК принимает его учредитель – местный исполнительный и распорядительный орган.
Урбанчик А.И.
В среднем о сельской школе работает 20 учителей и 15 человек техперсонала, при закрытии школы куда им деваться, особенно если в районе закроют их несколько? Ведь в тех школах, в которые будут ездить учащиеся, новых рабочих мест больше не станет ?
Трудоустройство высвободившихся в результате оптимизации сети учреждений общего среднего образования работников осуществляется в соответствии с законодательством. Часть работников будут трудоустроены в близлежащие учреждения образования; возможно, кто-то уже достиг пенсионного возраста; кому-то будет предложено пройти переподготовку по другой специальности в соответствии с потребностями региона.
Сорока Елена
Планируется ли в следующем учебном году вернуть в общеобразовательные школы профильные классы?
В настоящее время изучается возможность изучения в X, XI классах всех видов учреждений общего среднего образования отдельных учебных предметов на повышенном уровне.
Кубарская Галина Станиславовна
Сергей Александрович, как Вы считаете, какую школу лучше закрыть - типовую с 40 учениками или ту, которая находится в 15 км в нескольких старых зданиях с 60 учениками? Спасибо.
Дать однозначный ответ на Ваш вопрос невозможно. К закрытию учреждений общего среднего образования местные власти должны подходить комплексно, учитывая ряд факторов, в числе которых перспективы развития населенного пункта, техническое состояние здания, возможность организации подвоза учащихся с минимальными затратами, ожидаемый экономический эффект и иные.
Макаренко Александр Григорьевич
По положениям Кодекса об образовании, Образовательного стандарта и др. основополагающих документов, определяющих нашу школьную систему, не представляется возможным составить целостную непротиворечивую модель системы, имеющую концептуальную обоснованность. По этой причине (это не требует доказательств) никакие вопросы повышения зарплат педагогам, оценки и повышения их профессионализма, содержания образования, качества обучения школьников и др. не могут иметь решения даже теоретически. Россияне же разработали Образовательный стандарт (ФГОС), который не имеет системных ошибок. В нем заложены возможности для его гибкого совершенствования и т.д. На встрече с министром образования РФ (летом 2012 года) Вы обсуждали вопрос выхода на единые образовательные стандарты. Наше Министерство образования считает (так мне ответили 20.12.2011), что для Беларуси актуальным является только согласование требований к уровню требований учащихся.Это важно, но почти ничего для построения концептуально обоснованной системы. Если мы говорим о выходе на единые стандарты, то должны вести речь о единых концептуальных основах стандартов образования. Скажите, пожалуйста, наше Министерство образования по-прежнему против адаптации российского стандарта (ФГОС) для Беларуси? И каковы наши перспективы общеобразовательной школы, если мы до сих пор не определились в концептуальных основах ее построения (что начинают с исследования состояния школы)? Если скажете, что у нас концепция имеется, то хотелось бы узнать, где можно познакомиться с анализом состояния школы для перехода с 12-летнего обучения к 11-летнему.
Проведение сравнительного анализа положений Кодекса Республики Беларусь об образовании, иных актов законодательства, касающихся системы общего среднего образования, и положений федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации без проведения совместных исследований по оценке качества образования не позволяет объективно оценить эффективность правовых условий для развития белорусской или российской системы образования.
С 2012 года Национальный институт образования является членом Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), активно взаимодействует с Международным центром по развитию образования (CICED), что позволяет координировать деятельность по оценке качества образования с другими странами СНГ, соотносить ее с ведущими международными программами по оценке образовательных достижений учащихся.
В настоящее время прорабатывается вопрос о совместном изучении качества общего среднего образования в учреждениях образования Беларуси и России, результаты которого позволят сопоставить достижения учащихся по ряду учебных предметов.
Национальным институтом образования совместно с Национальным фондом подготовки кадров Российской Федерации разработан пилотный проект «Оценка информационно-коммуникационной компетентности выпускников 9-х классов», реализация которого предусмотрена в текущем году на базе двух регионов Беларуси.
Лобач Алла Афанасьевна
Будут ли предусмотрены в 2013 году какие-либо льготы при поступлении для победителей заключительного этапа республиканской олимпиады?
Льготы для поступления в учреждения высшего и среднего специального образования предусматриваются Правилами приема в данные учреждения образования. Согласно Правилам приема в высшие и средние специальные учебные заведения без вступительных испытаний зачисляются:
победители (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством образования) и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема, при поступлении на специальности, для которых данный предмет определен предметом второго профильного испытания;
победители (дипломы I, II, III степени) международных (в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством образования) и республиканских олимпиад по информатике и астрономии, проведенных в учебном году, при поступлении на специальности физического, математического и технико-технологического профилей.
Победителям (диплом I степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, засчитывается высший балл, установленный для оценки результатов по соответствующему предмету вступительного испытания.
Соловей В.М.
Как влияет категория учителя на качество преподавания?
В соответствии с постановлением Министерства образования от 22 августа 2012 года №101 «Аб зацвярджэннi Інструкцыi аб парадку правядзення атэстацыi педагагiчных работнiкаў сiстэмы адукацыi (акрамя педагагiчных работнiкаў з лiку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыi)» аттестация педагогических работников проводится с целью изучения и оценки их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений и навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ.
Независимо от присвоенной категории учитель в соответствии с должностными обязанностями осуществляет реализацию образовательных программ общего среднего образования, обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого учебного предмета. Обеспечивает уровень образования обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, качественное и в полном объеме выполнение учебных планов и учебных программ.
Анна
Сертификация педагогических кадров. Почему учителей информатики заставляют получать сертификат информационных технологий в образовании, если везде пишется, что данный сертификат для заместителей руководителей учебных заведений по информационным технологиям, руководителей и сотрудников ресурсных образовательных центров, инженеров-программистов учебных заведений, преподавателей информационных технологий?
Сертификация педагогических работников как квалифицированных пользователей информационных технологий осуществляется в Академии последипломного образования, а также в региональных институтах развития образования на добровольной основе.
Сертификация специалистов позволяет обеспечить эффективное внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сертификат «Информационные технологии в образовании» могут получить заместители директоров по информационным технологиям, а также учителя информатики учреждений общего среднего образования для подтверждения оценки уровня своей компетентности в области информационных технологий.
Министерство образования не принимало нормативных документов, касающихся обязательной сертификации специалистов системы образования. Однако данный вопрос рассматривался неоднократно на заседаниях Совета по проблемам информатизации системы образования Республики Беларусь, на которых принимались соответствующие рекомендации по развитию системы сертификации специалистов на разных уровнях образования.
Лукьянова Татьяна
Планируется ли введение мультипрофильного обучения на третьей ступени общеобразовательной школы и конкурсный прием в 10-й класс?
С 1 сентября 2013 года планируется организовать изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X и XI классах учреждений общего среднего образования, введя в расписание учебных занятий дополнительных часов, которые сейчас выделяются на факультативные занятия.
Учитывая, что обязательным является общее базовое образование, открытие X-XI классов будет осуществляться с учетом экономической составляющей каждого региона.