Онлайн-конференция
17 октября 2012, 10:00
"Лістапад": новый сезон
Минский международный кинофестиваль "Лістапад" в 19-й раз накроет белорусскую столицу. Этого события на протяжении года ожидали не только профессионалы, но и тысячи кинолюбителей. Фраза "Мы любим кино", ставшая девизом форума в этом году, как минимум настраивает зрителей на приятные кинопросмотры и интересную программу, сформированную из лучших киноновинок.
Встречи с какими именитыми кинематографистами ожидают белорусскую публику в нынешнем году? Чем интересен минский форум зарубежным кинематографистам, и представители каких стран приедут в белорусскую столицу на этот раз? Каковы особенности конкурсных программ? Кто из именитых режиссеров и продюсеров будет в составе международного жюри? Сколько будут стоить билеты на фильмы конкурсной программы? На эти и многие другие вопросы ответят директор Минского международного кинофестиваля "Лістапад" Анжелика Крашевская, директор программы игрового кино фестиваля Игорь Сукманов и директор программы документального кино Ирина Демьянова.
Вопросы конференции
Баранов Сергей
В последние два года фильмы на "Лістападзе" сразу после показов представляли сами режиссеры, благодаря чему с ними могли пообщаться зрители. Сохранится ли такой формат?
Да, такой формат сохранится. Для нас очень важно не просто привезти и показать качественное кино, но и обязательно обсудить его. Мы будем стараться делать все от нас зависящее, чтобы хотя бы на 80% картины, участвующие в основных конкурсных программах, были представлены авторами. Ведь такой диалог очень важен и для зрителя, который таким образом приобщается к многолетнему, разному, изменчивому киноконтексту, в котором разобраться помогает прямое общение с режиссерами, продюсерами и актерами.
Иванов Павел Юрьевич
Будут ли в этом году в рамках фестиваля показываться фильмы на языке оригинала с русскими субтитрами?
Практически все картины, которые будут демонстрироваться в рамках фестиваля, это картины на языке оригинала с русскими субтитрами. Мы действительно стараемся двигаться в направлении международных стандартов. Любой кинофестиваль имеет свои правила игры. Правила международного фестиваля состоят в том, что кино должно быть показано в непосредственной своей девственной чистоте. То есть оригинальный звук, речь и изображение. Помимо всего прочего мы планируем в этом году ввести два типа субтитров: русские и английские. По той причине, что фестиваль международный и к нам приезжают иностранные гости.
Ирина Демьянова:
Будет еще определенное новшество. Фильмы-участники конкурса национальных киношкол будут демонстрироваться на языке оригинала с переводом на белорусский язык.
Шостак Павел
Добры дзень, спадарыня Ірына! Адкажыце, калі ласка, на якія фільмы дакументальнай праграмы варта будзе звярнуць увагу ў гэтым годзе; ці плануецца рэтраспектыўны паказ беларускай дакументалістыкі; дзе будзе праходзіць дакументальная праграма? Дзякую!
Ретроспективные показы будут, пройдут они в кинотеатре "Мир". Абсолютно на все фильмы, конкурсные и внеконкурсные показы имеет смысл обратить внимание, поскольку они очень разные, но все достойны внимания.
Фокин Алексей, Минск
Какике фильмы будут еще представлены на "Лістападзе"? Какой фильм будет представлен на закрытии фестиваля?
Вне конкурса мы представим несколько картин, также связанных со студией "Беларусьфильм". В качестве сюрприза мы предложим несколько лент независимого белорусского кино, которое создают молодые белорусские авторы, интересующиеся кинематографом, режиссурой, которые пытаются заявить о себе в таких кинематографических формах. Я говорю о картине "Селитра №7", а также совместно с Домом кино и Академией искусств мы представим проект "Кино-арт по-белорусски", где будут представлены наиболее показательные работы студентов академии. Помимо всего прочего, в рамках этого проекта состоится семинар, мастер-класс с одним из членов международной фестивальной академии. Там будут даны ответы на вопросы, как продвигать свое кино на фестивале, какова конъюнктура, что же такое фестивальное движение, о котором все мечтают и все говорят. Это будет интересно прежде всего молодым авторам, которые имеют амбиции и мечтают заявить о себе своими работами. На закрытие кинофестиваля будет представлена картина Михаила Ханеке "Любовь", которая была удостоена Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. Я думаю, что такая громкая работа засияет финальной жемчужиной "Лістапада". Мы продолжаем вести переговоры по поводу показа этой картины на нашем кинофестивале, но думаю, что на 90% мы решили этот вопрос.
Руслан С.
В чем, на ваш взгляд, "фишка" "Лістапада", его узнаваемое лицо? Или фестиваль еще в поиске? Что, кроме красной дорожки, нужно, чтобы награда "Лістапада" стала такой же престижной, как фестиваля в Каннах и подобных ему?
Я думаю, что "фишка" и лицо фестиваля - Сукманов и Демьянова. Они держат программу - это важно, потому что любой фестиваль - это программа. Можно многое говорить, можно многое делать, но в рамках той концепции, которая была заявлена в 2010 году и которую, в принципе, признала Международная ассоциация продюсеров, сохранить эту линию на самом деле не так просто. Эти два авторитетных человека держат на себе груз ответственности. На мой взгляд (может, это узкий взгляд специалиста), есть те зрители, которые на самом деле с нетерпением ждут такого формата показа, который не увидишь каждый день в кинопрокате. У них есть вопрос о продвижении фестиваля. Я считаю, надо отдать должное этим двум программным директорам.
Илья Кононов
Сохранится ли в этом году ставшая традиционной красная ковровая дорожка для актеров театра и кино?
Я думаю, что да. Главное, чтобы погодные условия позволили нам все это смонтировать. Во всяком случае, сейчас как раз тот рабочий период, когда все это находится в обсуждении. Естественно, хотелось бы, чтобы это было торжественное событие для гостей и тех поклонников, которые будут на церемонии открытия.
Виктор Турчин
Год назад на фестиваль приезжали знаменитый мушкетер СССР Вениамин Смехов и его дочь Алика, актриса театра и кино России Ольга Кабо. Документальный фильм о самом себе представлял известный актер Кахи Кавсадзе, сыгравший Абдулу в "Белом солнце пустыни". Помнятся и те времена, когда гостями кинофорума стали Орнелла Мути и Эмир Кустурица. Слышал, что на этот раз в гости к нам собирается сам Карен Шахназаров. Каких еще сюрпризов ожидать?
В ходе наших фестивальных недель к нам приедут две очень крупные европейские фигуры. У нас в гостях будет французская звезда, актриса Андреа Ферреоль, которая известна любителям кино по таким крупным европейским кинопроектам, как фильм "Большая жратва" режиссера Марко Феррери, "Последнее метро" Франсуа Трюффо, "Жестяной барабан" Фолькера Шлёндорфа. Андреа Ферреоль - одна из знаковых актрис французского и европейского экрана. Она представит в Минске картину "Отчаяние" немецкого режиссера Райнера Вернера Фассбиндера в рамках нашей специальной ретроспективы немецкого кино "Глазами Германии". Это для нас действительно большое и важное событие, потому что картина "Отчаяние" - фильм классический, это картина, вышедшая в 1978 году и получившая второе рождение в прошлом году - она была отреставрирована и в новом цвете и качестве вышла на мировые экраны.
Также в рамках ретроспективы "Глазами Германии" к нам приедет один из крупнейших режиссеров современной Германии Ханс Вайнгартнер, чьи картины демонстрировались на разных международных кинофестивалях. Например, проект "Сытые времена прошли" пару лет назад с триумфом был показан на Каннском кинофестивале. В Минске Ханс Вайнгартнер покажет свою картину "Сумма всех моих частей".
Заполучить таких знаменитостей очень и очень непростая задача. Я рассчитываю на то, что наша белорусская публика отзовется на такого рода инициативу и, самое главное, сможет приобщиться к тому европейскому контексту кино, которому поклоняется миллионная армия киноманов.
Валерия
Сколько стран-участниц ожидается на фестивале?
Если я скажу 150 стран - никто не поверит. Так вот очень много. Не сама цель статистика, она будет видна уже по факту, особенно учитывая то, что многие картины все-таки комбинированного производства. Когда в производстве участвуют 5-7 стран, по какому принципу считать эти страны? На самом деле очень большая география. Мне кажется, не задействован только Северный Полюс. Представлен очень большой регион - Азия, Восток, Европа, страны СНГ.
Игорь Сукманов:Один из главных акцентов связан именно с концепцией фестиваля. Наши основные конкурсные программы в игровом, документальном кино посвящены в основном региону Центральной и Восточной Европы, странам бывшего Советского Союза, в том числе Грузии, а также Балтии. То, что в недалеком прошлом являло собой достаточно крепкую с точки зрения идеологии систему. Теперь каждый живет своими интересами, у каждого своя жизнь, и наша задача - в какой-то мере эту не то чтобы разобщенность, а индивидуальность попытаться собрать воедино и посмотреть, чем же сегодня живы данные кинематографические державы. Мы стараемся отбирать в наших программах концептуально. Это должны быть не проходные работы, это картины, которые зарекомендовали себя на международных кинофестивалях. Это такой авторский кинематограф, который представляет национальные школы в совершенно разных ипостасях. Здесь будет что-то классическое, жанровое. Вместе с тем и кино экспериментальное, но в чем-то спорное, радикальное, бунтарское. С другой стороны, картины эти будут говорить о каких-то общечеловеческих ценностях. Но в любом случае все они подчинены одному. В этом году слоган нашего фестиваля - "Мы любим кино". И мы отбираем картины в соответствии с этим девизом. Мы действительно любим кино. Авторы, которые снимают кино, тоже очень его любят. Это особое состояние эйфории мы и пытаемся передать и собрать нашу коллекцию, чтобы у зрителя сложилось абсолютно полное и точное представление о том, что из себя представляет современный кинематограф.
Владислав Назаренко
Насколько мне известно, Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров FIAPF предоставила "Лістападу" возможность получить временную (с испытательным сроком на 2 года) аккредитацию FIAPF. Этот статус дает возможность по истечении испытательного срока встать в один ряд с наиболее престижными мировыми кинофорумами, среди которых Берлинский, Каннский, Венецианский, Сан-Себастьянский фестивали. Какие есть новости по этому вопросу?
Мы получили временную аккредитацию, и этот первый год – год испытания, а следующий уже будет экзаменационный. Предъявляются достаточно жесткие требования, жесткие условия. Поэтому нам всем надо как-то стремиться к тому, чтобы не потерять лицо. Потому что это прежде всего нужно не только нам, дирекции кинофестиваля, а стране. Находиться в календаре рядом с фестивалями достаточно высокого уровня – престижно, и для страны в первую очередь. Страна организует и приглашает к себе гостей. Ведь лицо кинофестиваля - Беларусь. Крупных аналогов нашему мероприятию в республике пока не существует, поэтому достаточно много условий и требований для того, чтобы не потерять этот статус.
Игорь Артамонов
На каких площадках будет проходить фестиваль? Сколько всего будет задействовано кинотеатров в показах?
Главной площадкой остается кинотеатр "Центральный", там Игорь Сукманов представит основной конкурс игрового кино. К сожалению, в меньшей степени будет задействован кинотеатр "Победа", потому что технологии перехода на цифровой носитель не позволяют нам использовать в полной мере этот кинотеатр. Пленочные носители, которые у нас используются, будут демонстрироваться именно в кинотеатре "Победа". Также площадками фестиваля станут кинотеатр "Пионер", малый зал Дворца Республики, Дом кино, кинотеатр "Беларусь" для определенных показов белорусского направления и кинотеатр "Мир" для документального кино.
Игорь Сукманов: Кинотеатр "Центральный" - это основная площадка, где с утра до вечера будут демонстрироваться показы основной конкурсной программы, а также интересные внеконкурсные картины и выборочные картины из разных программ, которые в первую очередь будут адресованы аккредитованной прессе фестиваля и демонстрироваться в утренние часы.
В прошлом году к нам обращались с тем, что "Центральный" для многих показался небольшим залом, потому что были показы, на которые публика стремилась попасть и увидеть фильм, но не было свободных билетов. В этом году мы будем некоторые показы дублировать специально на других площадках, чтобы вопрос этого дефицита решить.
Кинотеатр "Пионер" впервые задействуют не только для показа детских и юношеских фильмов конкурса "Лiстападзiк", но и для вечерних показов лучших внеконкурсных работ. Площадки малого зала Дворца Республики и Дома кино будут преимущественно задействованы под внеконкурсные показы, где представят фильмы последнего сезона наиболее ярких и выдающихся кинематографистов и режиссеров, а также национальную ретроспективу, российские кинопремьеры и работы современного немецкого кинематографа.
Кинотеатр "Победа" станет местом для любителей раритетного кино, где будут демонстрироваться три авторские уникальные ретроспективы. Я как киноман не могу не обратить внимания на ретроспективу фильмов литовского режиссера Шаронаса Бартоса, который пару лет назад был председателем жюри нашего фестиваля. И мы, можно сказать, с таким опозданием впервые предлагаем такую достаточно крупную, почти полную ретроспективу его работ. Шаронас Бартос - очень знаковая фигура для европейского кино. Так, французский автор и режиссер Леос Каракс, который поставил "Любовников с Нового моста" и открыл миру Жюльетт Бинош, поклоняется Бартосу и очень многие его идеи использовал в своих работах. Эта ретроспектива в какой-то мере будет символична еще и потому, что муза Бартоса - Екатерина Голубева, которая снималась у него, в прошлом году покончила с собой. Это шоковый момент для киноманов мира. Голубева, будучи еще девочкой, снималась и на киностудии "Беларусьфильм". Поэтому эта ретроспектива станет оммажем памяти прекрасной и удивительной актрисе, рассвет которой пришелся на работы Бартоса и французского кинематографа.
Также будет показана ретроспектива фильмов выдающегося японского режиссера Нагиса Осима, который является представителем наиболее плодотворного японского периода кинематографии 60-х годов. Будет показано 10 его картин. Эта совершенно уникальная ретроспектива организована при поддержке Японского фонда, посольства Японии в Беларуси, а также проекта "Синемаскоп", который радует любителей кино нашего города историческими ретроспективами и лучшими классическими работами.
Еще один уникальный показ - ретроспектива фильмов словацкого режиссера Штефана Угера, который у нас не очень хорошо знаком, поэтому я думаю, что это будет настоящее открытие. Он начинал карьеру в 60-е годы, большинство его картин были показаны на крупнейших кинофестивалях, которые получали призы и премии и тут же ложились на полку. Это была, с одной стороны, персона нон грата, но вместе с тем персона на экспорт. Это большое счастье, что мы совместно со Словацким киноинститутом имеем возможность представить нашей публике такую избранную и невероятно интересную ретроспективу картин этого режиссера.
Ретроспективу Угера откроет 4 ноября в кинотеатре "Победа" словацкая писательница и актриса Эмилия Зинкова. Она снималась в картине Угера "На асфальте коней посла", которая в 1983 году получила приз на Московском кинофестивале и крутилась в советском прокате. Тогда это было яркое событие в нашей жизни, и теперь нам надо повторить пройденный урок для того, чтобы открыть совершенно уникального режиссера, его кино и темы. Просмотр его работ также важен для молодых кинематографистов, потому что на примере Угера можно будет прочувствовать, как интернациональное кино, рассчитанное на абсолютно разную аудиторию, вместе с тем несет в себе определенный славянский дух.
Алексей
Вы по роду своей деятельности интересуетесь различными киножанрами. А какие фильмы нравится смотреть больше? И где чувствуете себя более комфортно - дома на диване или в кинотеатре?
Вариант "смотреть кино дома на диване" подходит скорее для тех, кто не любит выходить в свет. И совсем другое дело, когда ты сидишь в зрительном зале и размер экрана настолько велик, что дома его просто не поместишь, телевизор с ним не сравнится. Присутствие в кинотеатре создает ощущение соучастия, когда ты будто перемещаешься в то пространство, где происходят кинособытия, - это чувство ничем не заменить. Могу сказать это как зритель.
Игорь Сукманов: Я всегда ратую только за большие экраны, ведь для чего, по сути, создается кино? Ради большого пространства и большого союза - слияния искусства и человека, находящегося в зрительном зале. Кроме того, для любого кинофестиваля очень важен процесс общения. На "Лістапад" приезжают создатели фильмов и после показов общаются со зрителями, с ними можно подискутировать, о чем-то спросить. Мы как организаторы фестиваля хотим воспитать хорошего зрителя, который относится к фильмам не потребительски, смотрит их без определенных пауз, отвлекаясь на домашние дела. Это процесс погружения и постижения, мы открываем настоящую сокровищницу в сфере кинематографа, предлагаем зрителям огромное количество картин, которые очень важны с точки зрения понимания происходящего в кино.
Наталья
Может ли минский фестиваль стать в один ряд с каннским, венецианским?
Мы не ставим себе такую задачу. Для того чтобы войти с ними в один ряд, нужно иметь очень развитую киноиндустрию здесь на месте. Мы должны представлять собой очень важный индустриальный интерес. Ведь в Каннах, Венеции проходят старейшие кинофестивали, в рамках которых работают крупнейшие кинорынки. Для того чтобы проводить кинорынок, нужно иметь очень сильную киноиндустрию и серьезных профессионалов в области продюсирования, форматирования и прочего. Мы не ставим перед собой такую цель. Потому что это не самое главное. "Листапад" с самого начала рождался просто как смотр картин. Начиналось все с Недели российского кино, мы хотели показать белорусской публике те фильмы, которые в условиях сложных 90-х годов, когда рухнула прокатная система, создавались в России. Кое-что посмотреть на большом экране уже не представлялось возможности. Далее амбиции стали расти, это все переросло в кинофестиваль. Если ограничиваться исключительно потребностями зрительской аудитории, то фестиваль не выйдет на международный статус. Это должна быть еще и профессиональная площадка. То есть мы должны привлекать сюда профессионалов индустрии для того, чтобы закипела и забурлила жизнь.
Один из важных шагов, которые мы должны предпринять в будущем, - создание профессиональной платформы. Это сложная задача. На самом деле к дирекции форума должна примкнуть еще одна дирекция, которая бы занималась усиленно и упорно поиском контактов, приглашениями в мир кинобизнеса людей, потому что здесь надо создавать это поле. Когда мы говорим, как здорово там в Каннах, к ним приезжают Катрин Денев, Бред Питт, Шон Пенн, мы не должны забывать, что приезжают они не ради красных дорожек и не ради коктейлей и всей суеты. Они приезжают работать. Они продвигают свое кино, которое продается. Будет звезда - будет хорошая продажа. Приблизительно на этом строится Каннский кинофестиваль. Поэтому все "сделки века" проходят именно в Каннах.
Мы пока к этому абсолютно не готовы. У нас нет этого поля, и мы по большому счету пока даже не знаем, как к нему приблизиться. Делаем мы все поступательно. Первый шаг, по сути, сделан. Концептуально наш фестиваль интересен в международном формате, что ограничивается не только кино. Дальше дело за профессиональной линией, которую мы должны начать осваивать. Будет ли у нас в дальнейшем что-то наподобие Канн или Венеции, мы даже не хотим загадывать. Нам важно создать очень крепкий организм, который поступательно мог бы стать известен за пределами страны. "Листапад" - это, конечно, бренд. Важно говорить "минский фестиваль", потому что когда мы так говорим, то узнают еще и о стране, где он проводится. С этой точки зрения фестиваль должен иметь поддержку со стороны государства для его же престижа. Не только олимпийскими заслугами, но и культурными можно повысить престиж страны на международной арене. Мы стремимся в первую очередь завоевать этот авторитет.
Ирина Демьянова: С точки зрения документального кино мы радуемся нашим победам. Иногда, возможно, достаточно скромно высказываем восхищение. Чтобы появилось хорошее национальное кино, в нем должна созреть потребность в обществе. Это невидимые нити, это вещи, которые не укладываются в прямую логику. Но связь между аудиторией и ее ожиданиями все-таки существует. То что касается документального кино - я в этом убеждена абсолютно. Все показы неигрового документального кино будут проходить в этом году в столичном кинотеатре "Мир". Поэтому мы очень хотим, чтобы пришли зрители, мы абсолютно уверены в том, что мы оправдаем их ожидания.
Регина В.
Много ли зрителей приходит на конкурсные показы, на внеконкурсную программу? Сколько будут стоить билеты?
Продажей билетов занимается система кинофидеопроката, то есть каждый кинотеатр сам продает квитки. То же самое можно сказать и о Дворце Республики. Но ценовой диапазон не должен превышать Br40 тыс. - в зависимости от того, будет ли представлена картина авторами или нет.
Всего в конкурсной и внеконкурсной программе будет показано около 150 картин, плюс-минус 10-15 фильмов. Программы будут идти параллельно на различных киноплощадках, все залы будут заняты с утра до позднего вечера. Хочется верить, что на двухмиллионный Минск найдутся любители документального, игрового, детского кино, которые придут в кино, и залы не будут пустовать. И, судя по прошлым годам, на самом деле залы ведь не пустуют. Некоторые картины вызывают ажиотаж.
Екатерина Борисенко
Вопрос ко всем спикерам. В принципе, нельзя сказать, что белорусское кино так уж безнадежно - с приходом нового генерального директора "Беларусьфильма" Олега Сильвановича налицо победы игровых и документальных отечественных кинолент на международных кинофестивалях. Отечественное кино все чаще можно увидеть на телеканалах, в том числе зарубежных. Скажите как киноведы: по вашему мнению, чего не хватает отечественному кино? На что необходимо сделать нашим кинематографистам упор в дальнейшей работе?
По-моему, по определению невозможно сказать, что у чего-то нет будущего, если есть настоящее, пусть и непростое, если у людей есть желание работать в кинематографе. Я работаю на Национальной киностудии "Беларусьфильфильм", студии документального кино "Летопись". И могу с уверенностью сказать, что самое главное наше достижение - это не те призы, которые привозят маститые режиссеры с кинофестивалей, а то обстоятельство, что за прошлый год к нам пришли несколько молодых режиссеров, которые остались работать дальше. Вот это, по-моему, и есть ответ на вопрос.
Игорь Сукманов: Одна из проблем для наших кинематографистами - владение иностранными языками, в том числе английским. Сегодня английский язык объединяет людей. Для того чтобы иметь возможность путешествовать по кинофестивалям и открывать новые территории, для кинематографистов очень важна интеграция, общение с коллегами.
Ирина
Вопрос к Игорю Сукманову. Может, приоткроете завесу тайны и расскажете немного о программе кинофорума?
23 октября в кинотеатре "Центральный" состоится официальная пресс-конференция, на которой будет озвучена официальная программа кинофорума. Пока мы утрясаем определенные организационные вопросы. Действительно, нам хотелось бы, чтобы из всего заявленного в программе было показано не 90%, а 100%.
Основные конкурсные показы игрового кино составят 12-13 картин (я имею в виду основной конкурс и конкурс "Молодость на марше"). Будут хорошие внеконкурсные показы. Например, в этом году мы покажем зрителям ретроспективу под названием "Человеческие комедии", будут представлены очень яркие работы, которые являются продолжателями не голливудских традиций в кино, а именно авторского кино, картины, которые смотрят на мир с определенной иронией, симпатией и заставляют нас улыбнуться. Будет очень интересная картина из Великобритании. Очень вкусная, "гурманская" картина о кухне, приготовлении еды - сейчас это одна из наиболее популярных тем в кинематографе - фильм "Тост". Будет картина о дегустации крепких напитков, которая прошумела на последнем Каннском кинофестивале - фильм Кена Лоуча "Доля ангелов". Будут показаны немецкие фильмы, российские премьеры, в том числе фильм с участием Гоши Куценко "Со мной вот что происходит". Надеемся, что Гоша Куценко лично представит картину 2 ноября непосредственно в рамках открытия "Лістапада". Мы покажем мастер-классы лучших режиссеров - в данном случае не буквально, а на примере их фильмов. Готовим специальную рубрику "Кино о кино", которая расскажет о выдающихся кинематографистах, а также о новых направлениях в кино. Это фильмы о чешской "новой волне", о Романе Полянском с его невероятной драматической судьбой, достойной не только романа, но и удивительного фильма. Кино войдет в нашу жизнь не только на примере игровых экспериментов, но и на примере живых кинематографистов и их судеб.
Виктор
В каких числах пройдет международный фестиваль детского и юношеского кино "Лістападзік-2012"? Кто его возглавит?
Маркета Пашмова из Чехии возглавит "Лістападзік-2012". Она является одним из директоров международных фестивалей детского кино, одним из самых опытных "фестивальщиков" и тех людей, которые очень профессионально и тонко разбираются в картинах, адресованных детско-юношеской аудитории. В этом году конкурсная детская программа пройдет с 3 по 6 ноября. Будет представлено около 9 картин, рассчитанных на аудиторию младшего и старшего школьного возраста. Проведем и специальный эксперимент, когда будет показан фильм о детях, но в первую очередь адресованный взрослой аудитории. Таким образом, эта программа должна сломать определенный стереотип, что детское кино - это что-то сказочное и несерьезное, рассчитанное на не до конца созревшую аудиторию, и это фильмы, которые также являются произведениями искусства. Они будут интересны разной аудитории: детям - потому что это отражает их внутренний мир и определенные потребности; взрослым, родителям, педагогам, киноманам - потому что это картины, которые ищут интересные формы киноизложения и затрагивают интересные проблемы, волнующие абсолютно всех, независимо 10 тебе лет или за 60. С этой точки зрения конкурс является шагом вперед в направлении детского фестивального кинематографа, который утвердился на мировой киноплощадке.
Анна Ковалева
В нашей стране много внимания уделяется государственно-частному партнерству. Легко ли найти спонсоров для Минского международного кинофестиваля "Лістапад"? И из каких еще источников он финансируется?
Это самый болезненный вопрос, потому что всегда есть проблема финансирования. Учредители фестиваля Министерство культуры и Минский городской исполнительный комитет являются базисом, на который можно положиться. Но они не целиком наполняют бюджет, а найти спонсоров и партнеров достаточно трудно. К сожалению, наверное, большинство из возможных спонсоров не увлекаются кино. Может быть, звучит жестоко, но мы столкнулись с проблемой участия в нашем процессе заинтересованных компаний, которые могли бы поддержать. Есть организации, которые постоянно помогают фестивалю, - Белорусская калийная компания, БелАЗ, ОАО "Гомельтранснефть Дружба". Третий год подряд они являются спонсорами. Второй год подряд нам помогает Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ, потому что конкурсы подходят под его формат в странах СНГ, Грузии и Балтии. Есть ряд партнеров, которые не вкладывают серьезные ресурсы, но помогают, потому что дирекция фестиваля занимается покупкой прав на кинопоказы, доставкой, отправкой, трафиком, таможней, и есть те компании, ресурс которых используется для того, чтобы сократить наши расходы. Мы очень благодарны всем институтам и посольствам, которые помогают контактами и помощью в приобретении прав, потому что случается так, когда картину готовы предоставить, но, к сожалению, приходится искать, у кого же покупать права. Есть у нас и партнеры, которые нам помогают не меньше - это транспортные организации. Мы на пресс-конференциях будем озвучивать имена наших партнеров, чтобы их не потерять. Для них важен факт участия в фестивале.
Ирина Витальевна
Расскажите, кто возглавит жюри конкурса игрового кино, "Молодости на марше", документального кино? По какому принципу подбирали судей?
Конкурс "Молодость на марше" возглавит американский продюсер Кристин Уокер. Она продюсирует ярких, независимых режиссеров Америки и Европы, работала с режиссером Белой Тарром, который в прошлом году удостоился Гран-при Берлинского фестиваля за картину "Туринская лошадь". Она также работает с таким известным американским режиссером, как Тодд Соунс, который является одним из светил современного американского независимого кино. С норвежцем Бентом Хамером. Для нас большая честь, что Кристин приняла наше приглашение жюри молодых кинематографистов.
Жюри основного конкурса возглавит Андрей Звягинцев. Представлять эту фигуру не нужно, потому что это самый титулованный современный российский режиссер, обладатель "Золотого льва" Венецианского фестиваля, спецприза Каннского кинофестиваля. Звягинцев - фигура международного значения.
Ирина Демьянова:
В неигровом кино - основной конкурс. Жюри основного конкурса возглавит Галина Адамович - белорусский режиссер-документалист. Я надеюсь, ее также представлять особо не нужно. Она одна из самых титулованных, но тут не это самое главное. Она является одной из самых ярких и одаренных режиссеров, мастеров белорусского документального кино. Кстати, в рамках внеконкурсных показов традиционно проходят национальные премьеры фильмов. В этом году национальная премьера будет именно ее картины, которую она закончила совсем недавно. Конкурс национальных киношкол возглавит Игорь Гуськов - киновед, кинокритик, можно сказать "человек мира", живущий интересами российского кино, западного кино и известный как программный директор одного из самых крупных международных фестивалей - "Послание к человеку", который проводится в Санкт-Петербурге. Там основную часть программы составляет неигровое кино.
Михайлова Татьяна
Вызывает ли наш фестиваль интерес у зарубежных кинематографистов? Легко ли они соглашаются на участие в "Лістападзе" или же фестивалю предшествуют длительные и сложные переговоры? Все-таки в Беларуси "Лістапад" уже стал брендом, если не сказать больше.
Чаще всего это вопрос занятости известных зарубежных кинематографистов. Проблема иногда состоит в том, чтобы выкроить в их графике несколько свободных дней для того, чтобы приехать в Минск. Не было ни одного человека, который бы сказал: "Нет, я не приеду!" Все откликаются на наше предложение, соглашаются, но потом могут случиться непредвиденные обстоятельства. Кстати, кинематографисты-профессионалы о "Лістападзе" знают очень неплохо. Информацию о нас узнают от своих коллег. В этом я вижу тот самый престиж страны.
Игорь Сукманов: Это действительно сложная проблема. Я уже говорил о том, что в первую очередь кинематографисты приезжают на наш фестиваль по нескольким причинам. С одной стороны, интересно узнать и открыть для себя новую территорию, открыть Беларусь как страну, открыть кинематограф. Гости, которые приезжают, очень часто выражают интерес и желание посмотреть белорусское кино. Другая сторона медали - есть момент репутации, которая таким образом завоевывается. Иногда такого рода победы, как заполучение знаменитостей, заставляют нас радоваться и гордиться этим. Таких людей заполучить достаточно сложно. Но все-таки, чтобы по нашим дорожкам свободно расхаживали Катрин Денев, Жерар Депардье и прочие знаменитости, здесь очень важно создать определенное, профессиональное поле с продюсерами, режиссерами, авторами. Внешний слой, внешняя красивая сторона медали - она как верхушка айсберга. Для того чтобы она состоялась, нужно создать определенную подводную конструкцию. Это очень важно, если нас будут узнавать продюсеры. Приведу конкретный пример: не буду называть пока картины, но в этом году у нас будет участвовать очень свежий иностранный фильм, получивший одну из важных наград одного из крупных фестивалей совсем недавно. Нашему фестивалю получить этот фильм было непросто. Благодаря поддержке австралийских продюсеров, выразивших желание с нами работать, потому что в прошлом году жюри возглавляла известный австралийский продюсер, которая рассказала о нас на том далеком континенте. Сейчас мы с Австралией находимся в очень дружественных отношениях. Так мы зарабатываем очки, престиж страны, престиж кино страны. Мы не будем говорить, что привезем моментально всех знаменитостей, но будем делать поступательные шаги, которые показывают, что есть ключ к успеху.