Онлайн-конференция
05 июля 2013, 11:40
Культурная Беларусь
В преддверии одного из главных культурных событий года - "Славянского базара в Витебске" - Борис Светлов расскажет об изменениях, которые ожидают этот и другие проводимые в Беларуси крупные международные фестивали, о планируемых изменениях в законодательстве и государственной политике в сфере культуры, о сохранении культурного наследия и развитии музейного дела, о будущем отечественной киноиндустрии и о самоокупаемости театров, о государственно-частном партнерстве и многом другом.
Ответы будут публиковаться 5 июля после 11.40 по мере готовности.
Вопросы конференции
Корр. БЕЛТА
Одним из приоритетных направлений работы ведомства является реализация госпрограммы "Замки Беларуси" на 2012-2018 годы. В прошлом году работы велись на 19 объектах, в этом список увеличился на три единицы. Какие объекты добавили в список в 2013-м, и каков план проведения восстановительных работ? Сколько средств будет затрачено на реализацию программы в этом году? И можно ли на сегодня говорить о туристической окупаемости объектов?
В 2013 году в рамках выполнения мероприятий госпрограммы "Замки Беларуси" запланированы работы на 22 объектах. Один из вновь начинаемых объектов – фрагменты замка в г.Быхове Могилевской области. В Министерстве культуры рассмотрена и согласована документация по объекту "Реконструкция с реставрацией двух башен и консервацией фрагментов замка в г.Быхове (памятника архитектуры XVII века)". В настоящее время выполняются работы подготовительного периода, начаты реставрационно-восстановительные работы, финансирование ведется за счет средств республиканского и местного бюджетов.
В Брестской области начаты работы по реставрации восточного корпуса дворцового комплекса в г.п.Ружаны. В 2013 году будут выполняться работы по усилению фундаментов и реставрации фасадов восточного корпуса, финансируются они за счет средств местного бюджета.
Работы по консервации остатков стены замка Вишневецких в пос.Тельман Брагинского района были запланированы в прошлом году, но из-за отсутствия спонсорских средств перенесены на 2013 год.
Кроме этого, запланировано благоустройство территорий трех новых объектов археологии: в д.Жабер Дрогичинского района, д.Кривляны Жабинковского района, д.Лысково Пружанского района, которые не требуют значительных финансовых затрат.
Всего на реализацию намеченных в 2013 году мероприятий потребуется Br35,7 млрд. за счет всех источников финансирования.
Выполнение работ по реставрации и консервации объектов наследия не является завершающим этапом – необходимо провести благоустройство территорий, обустроить площадки для транспорта, создать объекты общепита. Это повышает привлекательность историко-культурных ценностей, и в зависимости от количества посетителей можно судить об окупаемости объектов. К примеру, замки в Мире и Несвиже посещают соответственно 300 тыс. и 500 тыс. человек в год, что позволяет говорить о рентабельности этих музейных комплексов.
Корр. БЕЛТА
В 2013 году Минкультуры Беларуси выявило нарушение на всех проверенных объектах историко-культурного наследия. В основном, в каких случаях происходят нарушения? Как решается эта проблема? Планируется ли усилить охрану объектов историко-культурного наследия?
Проверки исполнения собственниками историко-культурных ценностей требований законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия Министерство культуры осуществляет на основании указа от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
В 2010 году Министерством культуры проведено 22 проверки, в 2011-м - 49, в 2012-м - 20, в первом полугодии текущего года - 9.
Как и раньше, выявляется неисполнение особых положений законодательства об охране наследия. Наиболее распространенные нарушения законодательства - отсутствие учетных документов; проведение работ на объектах без разрешения Министерства культуры; отсутствие охранных досок; отсутствие у собственника историко-культурной ценности охранного обязательства; отсутствие разработанных охранных зон; непринятие своевременных мер по предупреждению ухудшения технического состояния объектов наследия.
По итогам проверок составляются акты и оформляются требования Министерства культуры по устранению выявленных нарушений, которые направляются собственникам историко-культурных ценностей, а также местным исполнительным и распорядительным органам для осуществления контроля и принятия мер по исполнению.
Во исполнение пункта 2 постановления Совета Министров от 30.11.2012 № 1105 "Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера" Министерством культуры разработана Инструкция о порядке осуществления осмотра недвижимых объектов историко-культурного наследия.
Основной целью осмотра является оценка исполнения собственниками (владельцами) недвижимых объектов наследия или собственниками земельных участков, на которых размещены памятники археологии, требований законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия.
Исходя из положений указа №510 функции осуществления проверок до июля 2012 года были возложены только на Министерство культуры. В соответствии с указом № 510 в редакции от 26.07.2012 местные исполнительные и распорядительные органы могут также осуществлять контроль за исполнением законодательства в области охраны наследия.
Привлечение специалистов местных органов управления к проведению проверок позволяет более качественно обеспечить контроль за состоянием и использованием объектов наследия, повысить оперативность в решении возникающих вопросов.
Антон С., Гродно
Археологи жалуются на низкий уровень проведения реставрации, в частности, на отсутствие школы специалистов. Как может быть решена данная проблема в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
Подготовкой специалистов архитекторов-реставраторов в Беларуси занимается архитектурный факультет Белорусского национального технического университета (БНТУ). За 2010 и 2011 год БНТУ выпустил всего 30 специалистов этого профиля (по 15 человек в год).
С учетом отсутствия в белорусских проектных организациях ежегодной потребности в таком количестве архитекторов-реставраторов в настоящее время прекращен набор на архитектурный факультет БНТУ по данной специальности.
В учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, специалистов по реставрационным работам выпускает Брестский государственный политехнический колледж (специальность 2-70 02 01-01 "Промышленное и гражданское строительство", специализация 2-70 02 01-01 33 "Реконструкция и реставрация зданий и памятников архитектуры", квалификация "Техник-строитель"). Ежегодная потребность в таких специалистах составляет 25 человек, что подтверждается заявками от организаций-заказчиков кадров. Эти заявки полностью удовлетворяются учреждением образования. Около 7% выпускников трудятся в организациях, занимающихся реставрационной деятельностью.
Академия искусств выпускает художников-реставраторов, государственный университет культуры – реставраторов предметов прикладного искусства, которые направляются в музейные учреждения.
На сегодняшний день в двух основных предприятиях реставрации - ОАО "Белреставрация" и ОАО "Брестреставрация" - работают архитекторы, конструкторы, рабочие специалисты, имеющие опыт, высокие навыки, с их участием выполнены и проводятся работы на важнейших объектах страны: замки в Мире, Несвиже, Коссово, дворцы в Кричеве, Ружанах, Большой театр оперы и балета, Театр им.Я.Купалы и др.
Антон С., Гродно
Одна из проблем восстановительных работ - отсутствие реставрационных материалов, в результате используются обычные кирпичи, камни, цемент и т.д., и вместо реставрации мы получаем очередной новодел. Какова позиция Минкультуры по этому вопросу?
Министерство культуры совместно с Министерством архитектуры и строительства прорабатывает вопрос о выпуске кирпича, черепицы и других строительных материалов, которые по своим параметрам и характеристикам могут быть использованы в целях воссоздания исторического облика объектов наследия. Минстройархитектуры анализирует возможности белорусских заводов по выпуску керамических изделий с учетом технологического оборудования, мощностей и наличия месторождений глины. Министерством культуры было направлено обращение Обольскому керамическому заводу с предложением проработать возможность изготовления большемерного керамического полнотелого кирпича, соответствующего по своим техническим характеристикам клинкеру. Использование кирпича позволит осуществить перевязку создаваемой кладки с аутентичным материалом стен историко-культурных ценностей, достичь высокого уровня реставрационного производства и передать исторические особенности строительного искусства.
Вместе с тем в Беларуси, как и в других странах, в реставрационной практике применяются и современные материалы, которые по своим техническим характеристикам не могут причинить вреда историко-культурным ценностям. В частности, важным для применяемых материалов является их паропроницаемость, санирующие свойства, гидрофобность, что создает условия для сохранения объектов наследия. Основным в применяемых материалах является их соответствие историческим объектам. Все материалы и у нас, и за рубежом являются современными.
Илья Т. , Минск
По мнению некоторых экспертов, сфера культуры в Беларуси слишком зарегулирована. Чтобы создать условия для свободного культурного развития, творческой независимости, необходимо ограничить регулятивные функции государства. А как Вы считаете?
Начну с того, что согласно закону "О культуре в Республике Беларусь" к основным целям государственной политики в области культуры относится, в том числе, и "установление гарантий свободы художественного творчества и другой творческой деятельности". При этом подчеркну, что сложившаяся в стране система финансирования культуры является прежде всего государственной. То есть государство фактически выступает главным спонсором в сфере культуры. В Беларуси сфера культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики, а культура и искусство пользуются всемерной поддержкой государства.
С учетом того, что роль культуры становится определяющей в процессе влияния на государственное строительство и конкурентоспособность страны, государство должно и имеет полное право четко выстраивать принципы государственного управления в сфере культуры, в том числе и на законодательном уровне.
Другой вопрос, что процесс формирования законодательства о культуре свидетельствует о многогранности и очевидной сложности отношений в этой сфере. Сейчас белорусское законодательство в сфере культуры состоит из положений более чем 800 нормативных правовых актов различной юридической силы. Это свидетельствует, с одной стороны, о насыщенности, многообразии законодательства о культуре, а с другой – о его определенной громоздкости.
Поэтому главным направлением работы мне видится совершенствование законодательства в сфере культуры путем его систематизации, а точнее, кодификации.
Безусловно, вопросы создания условий для свободного культурного развития будут также развиты в Кодексе Республики Беларусь о культуре, проект которого сейчас находится в стадии активного общественного обсуждения.
Корр. БЕЛТА
В 2013 году планируется внести дополнения в "Закон о народном творчестве, промыслах и ремеслах" и "Закон о библиотечном деле". О каких изменениях идет речь, и когда планируется принять законопроект?
Изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь "Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь", приняты Палатой представителей Национального собрания 17 апреля 2013 года, одобрены Советом Республики 3 мая и вступили в силу 3 июня 2013 года.
Изменения внесены с целью совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел). В частности, усовершенствованы нормы определения государственной политики и государственной поддержки в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел). Изменения основываются на том, что государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия и содействует развитию культуры.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 закона "Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь" государственная политика в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел) обеспечивается, в том числе, путем проведения мероприятий в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел) в рамках реализации государственных программ сохранения и развития культуры; создания условий для возрождения и развития традиционных народных промыслов и ремесел, поощрения культурной деятельности физических и юридических лиц в сфере народного искусства, народных промыслов и ремесел.
В пункте 4 статьи 1 определено, что государственная поддержка народного искусства, народных промыслов и ремесел осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в рамках реализации государственных программ сохранения и развития культуры, средств специальных фондов Президента Беларуси.
В соответствии с законом государственная поддержка должна в полной мере содействовать развитию народного искусства, народных промыслов (ремесел) в целях реализации конституционного права каждого на участие в культурной жизни.
Редакцией закона вносятся изменения, согласно которым государство содействует развитию материальной базы для деятельности мастеров народных промыслов и ремесел, организаций народных промыслов и ремесел и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предусматриваются одинаковые государственные гарантии деятельности в сфере народного искусства, народных промыслов и ремесел независимо от организационно-правовой формы ее осуществления – через создание организации (юридического лица) или в качестве индивидуального предпринимателя.
Марина, Минск
Скажите, что Вы думаете о переводе на самоокупаемость (полную или частичную) Купаловского театра? По-вашему, это возможно?
Национальный академический театр имени Янки Купалы является ведущим драматическим театральным коллективом в Беларуси, имеющим 93-летнию творческую и общественно-политическую историю, связанную с ключевыми фигурами белорусской истории и культуры. Сегодняшний Купаловский театр – это культурный символ белорусского государства, широко известный далеко за пределами республики, выполняющий важнейшую функцию по сохранению национальных культурных традиций, языка, формированию общественного мнения, ценностных ориентиров, повышению интеллектуального потенциала общества, социальной активности.
Государственная поддержка театра с 2011 года осуществляется с применением нормативного принципа финансирования в соответствии с указом от 3 сентября 2010 г. № 457. Он предполагает, прежде всего, использование норматива финансового обеспечения. Применение этого норматива заключается в установлении театру норматива бюджетных средств на спектакль. Кроме того, государственная поддержка предусматривает выделение субсидий на создание новых и обновление действующих театральных постановок и проведение гастролей, а также целевое бюджетное финансирование расходов на приобретение оборудования и проведение текущего и капитального ремонта. Финансирование театра, осуществляемое в соответствии с указом № 457, является основным видом государственной поддержки. Удельный вес бюджетного финансирования в общей сумме доходов театра за 2012 год составил 79%.
Чтобы выйти на самоокупаемость при имеющимся количестве мест в зале, театр должен продавать билеты по Br600 тыс. (в настоящее время билет в Театр стоит от Br40 тыс. до Br150 тыс.). Но при таком повышении цен зрители просто перестанут его посещать.
С 2014 года театр планирует реализовать комплекс мероприятий по увеличению собственных доходов, что позволит снизить удельный вес бюджетного финансирования с 79% в 2012 году до 65% в 2016 году.
Отмечу, что во всем мире ведущие репертуарные театры частично финансируются из государственного бюджета. В Германии, например, государственное финансирование театров составляет от 33% до 80%. Ведущий театральный коллектив Франции драматический театр "Комеди Франсез" субсидируется государством на 80%. В Украине государство выделяет стационарным репертуарным театрам 70-80% бюджетных средств от общих расходов. В Молдове театры национального значения получают от государства дотации в размере 80%.
Купаловский театр, как и другие организации культуры, с 2011 года пользуется льготами по НДС, налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на недвижимость. Однако эти льготы составляют весьма незначительную сумму (например, в 2011 году – всего Br708,6 млн.) и не смогут компенсировать потерю бюджетного финансирования.
Антон Кожуховский, Минск
Уважаемый Борис Владимирович! Как Вы можете прокомментировать появившиеся недавно в Интернете публикации, связанные с рядом уголовных дел в отношении известных деятелей культуры?
Разумеется, сами по себе интернет-публикации еще не являются поводом для официальных комментариев. Могу только сказать, что, исходя из принципа презумпции невиновности любого физического или юридического лица, выводы можно делать только после решения судебных инстанций. Предъявление конкретных обвинений и проведение следственного процесса относится, согласно законодательству, к компетенции соответствующих органов.
Корр. БЕЛТА
Президент в послании к белорусскому народу поручил в сжатые сроки создать арт-центр актуального искусства и провести в 2014 году масштабную выставку, которая станет частью хоккейного чемпионата. Какая работа проводится в этом направлении? Когда планируется открыть арт-центр? Что станет основным компонентом выставки? Кто примет в ней участие? Какую функцию будет выполнять арт-центр после проведения ЧМ по хоккею?
В настоящее время готовится необходимый пакет документов для передачи Минкультуры одного из неиспользуемых производственных зданий в центре г.Минска для создания арт-центра современного искусства, В настоящее время готовится необходимый пакет документов для передачи Минкультуры одного из неиспользуемых производственных зданий в центре г.Минска для создания арт-центра современного искусства, который разместится по улице Кульман, 1. На его базе в 2014 году планируется провести выставку современного искусства в рамках культурной программы чемпионата мира по хоккею.
Определенная работа по подготовке выставки уже ведется. Тематика ее очевидна, она определена общей темой такого крупного мероприятия, как чемпионат, и будет демонстрировать лучшие достижения в области изобразительного искусства. Ожидаем, что в выставке примут участие как маститые известные белорусские художники, так и современные молодые, не только из Минска, но и из всей республики.
Создание арт-центра приведет к появлению в нашей стране уникального учреждения, основной и первоочередной задачей которого будет являться формирование качественного экспозиционного пространства, в котором будет проходить демонстрация достижений современных белорусских художников; площадки для организации и проведения театрально-зрелищных и музыкальных проектов; интеллектуального поля для встреч творческой интеллигенции.
Вячеслав Гушкин, Минск
Какие культурные мероприятия ожидают участников и гостей ЧМ по хоккею в 2014 году?
В настоящее время Министерство культуры ведет активную работу по разработке культурной программы для представителей международной федерации хоккея, болельщиков и туристов на период проведения чемпионата мира по хоккею с шайбой 2014 года. Основными мероприятиями станут церемонии торжественного открытия и закрытия чемпионата. В рамках культурной программы планируются также интересные творческие проекты: ART-MINSK, "Ночь музеев", фестиваль "Огонь танца", Республиканский фестиваль-ярмарка ремесел "Вясновы букет" и пр.), показ лучших фильмов киностудии "Беларусьфильм" и спектаклей в театрах столицы, познавательные и увлекательные экскурсии в музеях республики с организацией выезда туристов - по г.Минску, в Брестскую крепость-герой, замковый комплекс "Мир", музей-заповедник "Несвиж", Гомельский дворцово-парковый ансамбль, мемориальные комплексы "Хатынь" и "Курган славы". Конечно, будут концертные программы на открытых площадках и многое другое.
Корр. БЕЛТА
20-21 июня в Минске проходило XXVIII заседание Совета по культурному сотрудничеству стран СНГ. Какие предложения по развитию межгосударственного взаимодействия внесла белорусская сторона? На Ваш взгляд, какие направления деятельности смогли бы придать новый импульс развитию культурного взаимодействия? Каким аспектам культурного сотрудничества Беларуси необходимо уделить большее внимание?
В ходе заседания, в котором приняли участие представители 8 государств-участников СНГ, достигнута договоренность о ежегодном обмене информацией в электронном виде о проводимых в государствах-участниках СНГ мероприятиях в сфере культуры, а также размещении подобной информации на Интернет-портале СНГ с целью улучшения координации совместной работы по различным направлениям культурного сотрудничества.
На совете был одобрен проект Положения о базовой организации государств-участников СНГ по направлению "музейное дело", внесенный на рассмотрение Министерством культуры Беларуси. Суть данного положения заключается в объявлении Несвижского дворцово-замкового комплекса своеобразной платформой для реализации музейных проектов не только в Беларуси, но и в рамках СНГ. Этот факт, безусловно, свидетельствует о признании высокого уровня развития музейного дела в нашей стране.
Кроме того, в ходе заседания обсуждались вопросы создания киноальманаха "Ровесники содружества", координатором которого является Национальная киностудия "Беларусьфильм". В настоящее время прорабатывается вопрос об источнике финансирования проекта. Конкурсный отбор синопсисов для киноальманаха может состояться в рамках одного из международных кинофестивалей, проводимых на территории государств-участников СНГ.
Интересным проектом государств СНГ может стать Международная выставка ART EXPO, на которой будут представлены лучшие достижения стран Содружества в области культуры и искусства. Пилотный проект стартует в Армении в сентябре 2013 года. Не исключено, что в 2015 году он может быть реализован в Беларуси.
Одной из задач Министерства культуры в настоящее время является решение вопроса о создании арт-центра актуального искусства в Минске с учетом мирового опыта, на базе которого возможно в будущем проведение подобной выставки.
Корр. БЕЛТА
Какие еще международные фестивали, проводимые в Беларуси, ожидает "перезагрузка"?
Перезагрузка, я думаю, должна произойти со всеми нашими фестивалями, а их на сегодняшний день в Беларуси насчитывается около 60. Постепенно они будут в любом случае менять свой формат, менять свой контент, потому что зрители постоянно требуют новизны. Каждый фестиваль ежегодно должен нести в себе что-то новое, чтобы мы не повторяли каких-то ошибок фестивалей прошлых лет и просто ради содержания.
Если говорить о каждом из фестивалей, то, я думаю, надо конкретно собираться с каждым устроителем, учитывая специфику мероприятий. Так как далеко не все фестивали проходят в Минске, многие - в регионах республики, поэтому здесь надо отдать возможность творческого подхода на места. Мы можем что-то обсудить, подсказать, но, конечно же, инициатива должна идти с мест. Что хотелось бы рекомендовать и попросить при такой "перезагрузке" - это то, чтобы учитывалась финансовая составляющая работы над любым фестивалем, чтобы доля бюджетных средств шла в сторону минимизации. Хотелось бы, чтобы на мероприятия привлекалось все больше средств со стороны спонсоров и тех людей, которые были бы заинтересованы в их проведении.
Алина Анатольевна Кемен, Минск
Чем удивит зрителей в этом году "Славянский базар в Витебске"? Что приготовил? С какой целью решили отказаться от проведения на "Славянском базаре" Дней культуры Беларуси, России и Украины, объединив все в общий концерт?
Вы знаете, что дано поручение главой государства, чтобы фестиваль "Славянский базар" изменил в этом году свой формат. Во-первых, речь идет о модернизации самого фестиваля. На мой взгляд, он в последние годы стал если не аморфным, то расплылся с точки зрения и временных сроков, и пространственных границ, поэтому зрителям, которые присутствуют на фестивале, хотелось бы предложить более компактную структуру мероприятия. Как организаторы мы пошли следующим путем: сократили количество дней, и в этом году "Славянский базар" пройдет с 11 по 15 июля. Что касается конкретных мероприятий, которые всегда были частью этого фестиваля, то мы их тоже попытались более компактно расположить в пределах Витебска.
Еще одним существенным нововведением является то, что фестиваль поворачивается лицом в большей степени именно к телезрителю. Это не значит, что будут ущемлены права тех, кто будет находиться непосредственно в зале, однако учет восприятия телевизионной аудитории заложен изначально в подготовку самого фестиваля. В постановочных группах присутствуют и телевизионные режиссеры, которые под своим специфическим углом зрения видят картинку и подсказывают, что необходимо с точки зрения каких-то деталей, связанных с телепоказом, вплоть до оформления сцены.
Что касается остальных нововведений, то это увеличение числа концертов звезд российской и зарубежной эстрады. Это позволит подчеркнуть звездный статус фестиваля, повысить его доходность. Можно сказать, что это усиление фестивальной атмосферы в Витебске именно за счет большого количества праздников, выставок, ярмарок всевозможных ремесел, выступлений любительских коллективов, уличных музыкантов и так далее.
Что касается отказа от проведения Дней культуры Беларуси, России и Украины, это связано с тем, что в последнее время стало достаточно сложно насыщать каждый день какими-то оригинальными содержательными номерами высокого художественного уровня. На фестивале есть День открытия, День закрытия, День Союзного государства, плюс к каждому фестивальному дню. По этой причине было принято решение, абсолютно правильное, на мой взгляд, уйти от эффекта малинового джема, который размазывается по большой поверхности, и сконцентрировать эти Дни культуры в один день. Таким днем выбран День Союзного государства - 12 июля.
Игорь Л., Минск
Можно ли определить топ-5 лучших белорусских фестивалей?
Я назову их не в том порядке, в котором они проводятся в течение года, а разделю по тому или иному виду художественной культуры. Например, кинофестиваль "Лістапад" я считаю одним из важнейших в составе фестивального движения в нашей стране. Во-вторых, это международный фестиваль театрального искусства "Панорама". Что касается музыкального искусства, это "Белорусская музыкальная осень".
Я думаю, каждый из фестивалей, которые я не включаю в эту так называемую пятерку топовых, сам по себе очень важен, и без него белорусская фестивальная палитра была бы просто неполной. Каждый занимает свою нишу и выполняет свою почетную функцию.
Мы долго спорили о формате "Славянского базара". В первую очередь надо отметить, что он задумывался как музыкальный, а в последнее время стал многомерным. В нем присутствуют театральные элементы, кино, "кирмаши" художественных ремесел и так далее. Это все дало ему многомерность. При всем том я считаю, что если рассматривать его с точки зрения большого мероприятия, то все равно системообразующим угловым камнем в нем является элемент музыкального певческого искусства.
Ольга Ивановна Веренич, Минск
В прошлом году уроженка Минска Надежда Кучер стала обладательницей Гран-при одного из самых престижных в мире международных конкурсов вокалистов в Голландии. На этом конкурсе она также была удостоена приза зрительских симпатий и приза за лучшее исполнение обязательного произведения Еппе Муляйна. Когда-то Беларусь упустила такой талант, но почему сегодня мы не пытаемся вернуть его на родину? Не пригласили выступить на том же "Славянском базаре"? Почему такие звезды работают не в белорусском Национальном академическом Большом театре оперы и балета, а в Пермском театре оперы и балета? Неужели при той поддержке, которая оказывается в Беларуси талантливой молодежи, мы не смогли предложить ей условия лучше, чем провинциальный российский театр?
Мы отслеживаем всех талантливых и гениальных ребят, исполнителей, музыкантов, художников, которые готовы работать на благо родины. С другой стороны, ограничивать их в плане места работы, проживания было бы неправильно. С таким же успехом мы могли бы говорить о том, что в свое время мы "упустили" Александра Рыбака, который успешно выступил на "Евровидении". У нас создана система помощи талантам, ее мы осуществляем благодаря фонду по поддержке талантливой молодежи. Все делается для того, чтобы воспитать талантливых людей, дать им возможность самореализоваться. В силу каких-то жизненных обстоятельств Надежда Кучер уехала из Беларуси. Если у нее будет желание поработать в республике (на "Славянском базаре", в Большом театре оперы и балета или где-то еще), мы готовы рассмотреть возможность сотрудничества. Мы приветствуем наших белорусов, которые своими успехами напоминают о нашей стране, работая или здесь, или за границей.
Анатолий В., Минск
Какие меры принимает Министерство культуры для того, чтобы прекратить утечку молодых талантов за рубеж?
Утечка молодых талантов за рубеж есть, но она сопряжена с целым рядом причин. Люди хотят, например, продолжить образование в России, Германии или какой-то другой стране, мы даем им такую возможность. Выстроена система стажировки за рубежом, и это один из тех институтов, который способствует тому, чтобы по истечении времени таланты возвращались на родину. Многое зависит от тех возможностей, которые предоставляются в нашей стране для самореализации. Нельзя забывать и о гражданской позиции. Так, Оксана Волкова работает и в Москве, и в Нью-Йорке, но она является примой нашего Большого театра оперы и балета и будет, в первую очередь, радовать белорусского зрителя.
Марина, Минск
Назовите, пожалуйста, по вашему мнению, три самые большие проблемы в белорусской культуре и пути их решения. Спасибо.
Деньги, деньги и еще раз деньги - вот три (или одна большая) проблемы. Культура нуждается в финансовой поддержке. Сегодня речь идет о том, чтобы изменить структуру финансирования культурных мероприятий при развитии различных видов искусства в пользу сокращения бюджетных затрат и привлечения спонсоров, государственно-частного партнерства. Это та конкретная задача, которую должно решить Министерство культуры.
Корр. БЕЛТА
Какое участие принимает Министерство культуры в подготовке фестиваля "Александрия собирает друзей"?
Министерство культуры принимает самое непосредственное участие в подготовке праздника в качестве соорганизатора вместе с Могилевским облисполкомом и соответствующими структурами в сфере культуры. Подготовка ведется достаточно долго - на протяжении года после окончания предыдущего фестиваля "Александрия собирает друзей". Каждый год происходит плавная эволюция в лучшую сторону за счет расширения участников, количества звезд, выступающих на фестивале, мероприятий, которые организуются вокруг него.
Купалье - достаточно мощный праздник в сознании белорусского и любого славянского народа. Но, наверно, ни одно из славянских государств не празднует так широко Купалье, как это происходит у нас на фестивале "Александрия собирает друзей". В этом году так или иначе в фестивале принимают участие 2 тыс. артистов. Если не ошибаюсь, на празднике будет более 50 тыс. зрителей. Для организации мероприятия, конечно, нужны профессионалы. Таких профессионалов готовят учреждения культуры, и в первую очередь Белорусский государственный университет культуры и искусств.
Елена Сергеевна Егорова, Минск
Какие изменения ожидают Белгосцирк в связи с назначением нового руководителя?
В Белгосцирке было принято решение о разделении должности директора и художественного руководителя. В системе Министерства культуры такая тенденция реализовывалась достаточно давно, и у нас остались единицы театрально-зрелищных учреждений, где по тем или иным причинам до сих пор существует объединение директора и художественного руководителя в одном лице. Что касается цирка, то думаю, что в самое ближайшее время там будет назначен новый директор и будет решен вопрос с художественным руководителем.
Юлия Шемкова, Минск
Оказывает ли Министерство культуры какую-то поддержку белорусскому шоу-бизнесу?
Я не считаю, что Министерство культуры должно вкладывать деньги в шоу-бизнес. Это как раз та часть художественной культуры, которая может сама зарабатывать, сама себя окупать, да еще и отчислять большие налоги, поддерживая тем самым классическую и народную культуру, из которой она, кстати, и растет. У нас ведь существует немного неправильное представление, согласно которому наш шоу-бизнес родился на пустом месте. На самом же деле, если бы у нас не было богатейшей музыкальной классической культуры, а до нее - народной, не было бы и шоу-бизнеса. Какая поддержка со стороны Минкультуры? Да, она есть. В частности, та же кафедра эстрады в Университете культуры, которой заведует сегодня Ирина Дорофеева. Там мы готовим кадры, в том числе и для шоу-бизнеса.
Евгений Сорокин, Мозырь
Работает ли Министерство культуры над совершенствованием оплаты труда работников культуры?
Это одна из наших задач - обеспечить достойную оплату труда работников культуры. Но она не может решаться только в пределах одной нашей отрасли. Речь идет в целом о гуманитарной сфере, и здесь повышение заработной платы работникам культуры должно увязываться с повышением зарплат врачей, педагогов и др. Иное на сегодняшний день не представляется возможным. Также нужно, чтобы учреждения культуры самостоятельно зарабатывали деньги и благодаря этому повышали зарплату сотрудникам. Эти условия на сегодняшний день созданы.
Евгений Сорокин, Мозырь
Может быть, министру культуры удастся разбить порочный круг с типовыми штатами учреждений культуры (клубы, библиотеки, музучилища и училища культуры)? Планируется ли принятие данных документов в ближайшее время? Ведь действующие нормы типовых штатов уже давно не отвечают веяниям времени и развитию отрасли.
Идет оптимизация структуры государственного управления, претерпевают изменения и структуры на местах, в регионах. Следующий логический шаг - пересмотр штатных расписаний.
Евгений Сорокин, Мозырь
В свете оптимизации госорганов не видите ли вы потерю статусности Министерства культуры из-за того, что в регионах больше нет самостоятельных органов управления в сфере культуры? Отслеживает ли Министерство культуры сокращение сети культурно-просветительных учреждений? Отстаивает ли учреждения, находящиеся на грани закрытия?
Культура тесно связана и с идеологией, и с молодежной политикой. Что у нас в культуре не было идеологии и молодежи? Или в идеологии не было культуры? Кто делает культуру, как не молодежь?! Встречаясь с назначаемыми руководителями новых структур на местах, я отмечаю, что идеолог должен быть культурным человеком, молодым - если не по возрасту, так по духу, отношению к делу, так же, как и представители сферы культуры выполняют и идеологическую функцию.
Галык Екатерина Игоревна, Вороново
Как наладить отношения с Министерством культуры, чтобы частные театры могли иметь свою площадку и артистов этих театров могли видеть зрители из разных уголков Беларуси?
Не знаю даже, насколько корректен этот вопрос. Кто запрещает частным театрам иметь свою площадку? Неужели мне нужно просить, чтобы кто-то с государственной площадки подвинулся? Есть, например, замечательный театр Владимира Ушакова. Они работают в концертном зале "Минск", решают вопрос аренды и так далее, зритель ходит.
Корр. БЕЛТА
Популярные латиноамериканские сериалы никогда не претендовали на высокую художественную ценность, но всегда собирали у экранов миллионы зрителей. Как вы считаете, если начать в Беларуси массово снимать низкобюджетное кино, есть ли вероятность, что со временем количество перейдет в качество?
В 1990-е годы снималось достаточно много мыльных опер, которые пользовались большой популярностью. Многие киностудии по всему миру и сегодня продолжают работать в этом ключе.
Но в национальном кинематографе взята на вооружение более эффективная система - производство фильмов на конкурсной основе. В качестве одного из условий для выигрыша в конкурсе и участия в проектах мы предлагаем производство кинофильма и к нему еще четырех, а в последующем и больше серий телевизионного варианта этого фильма. Получается симбиоз с учетом особенностей зрительского восприятия, когда в продукте присутствуют элементы кино и мыльной оперы.
Проведение конкурсов - достаточно прогрессивное явление. По этому принципу сегодня во всем мире работает много кинематографий. Однако есть вопрос с выделением средств на реализацию проектов. Финансировать кинопроекты, которые проходят на конкурсе, только за счет бюджетных денег не совсем правильно. Могу сказать, что сейчас производство национальных фильмов имеет 100% финансирование. Из бюджетных средств в обязательном порядке финансируется производство детских, документальных и анимационных фильмов. Если возникает необходимость дополнительного финансирования проекта, мы привлекаем деньги из других источников.
Также до 70% средств выделяется из бюджета на финансирование других проектов. На сегодня есть примеры, когда 50% стоимости фильма предоставляет государство, часть средств привлекается из той или иной компании. Наша цель - уйти от излишней нагрузки на бюджетные средства.
Корр. БЕЛТА
Вы давно работаете в сфере культуры. Поделитесь наблюдениями, как трансформируется отношение к культуре у людей, чиновников?
Впервые я пришел в руководящую структуру в конце 80-х - началу 90-х годов. Я наблюдал процессы, которые происходили в культуре в то время, когда закатывалось большое солнце советской культуры. Каждая из республик начинала зажигать национальные огни культуры, возвращаясь к истокам. На тот момент, в переходный период, задача состояла в том, чтобы максимально сохранить наработки, которые были сделаны в культуре, в том числе за годы существования СССР. Я думаю, что это удалось, и за последние 20 лет мы от сохранения стали переходить к наращиванию - материально-технической базы, подготовки кадров. Сегодня это видно невооруженным глазом. Пример тому - наши Национальная библиотека, Большой театр, театр имени Янки Купалы. Реконструируются другие театры, реализуется программа "Замки Беларуси". Что касается системы подготовки кадров, то в Беларуси действуют около 500 школ искусств, 21 специализированный ссуз, система высшего образования и переподготовки. Конечно же, юридическая база, которой в 90-е не было вообще. От Советского Союза ничего не сохранилось, точнее, ее невозможно было использовать. А новую мы не успели создать. Сейчас появилось очень большое количество нормативных актов в культуре, назрела потребность в их систематизации. Поэтому мы работаем над Кодексом о культуре. Плюс финансирование. Кто бы что ни говорил, но сколько сегодня государство отдает денег на культуру - дай бог, чтобы так было всегда. По сравнению с тем, что было, я вижу прирост с каждым годом.
Корр. БЕЛТА
Что нужно "Беларусьфильму", чтобы выделенные государством деньги шли на производство интересных картин, и не только военных?
Наверное, кино не хватает того же, чего не хватает любому искусству, киностудии или театральному, концертному учреждению, - талантов. Если не будет конкретных талантливых личностей, которые делают фильмы, то, конечно, мы далеко не продвинемся.
Кино - это в том числе и производство, поэтому техническое отставание здесь невозможно. Нам необходимо все время следить, чтобы уровень технологий при производстве фильмов отвечал мировым требованиям.
В настоящее время идет реконструкция "Беларусьфильма". Я вчера там был и в очередной раз увидел, каким образом идет процесс реконструкции. Думаю, в самое ближайшее время мы получим новую киностудию, которая позволит делать талантливые фильмы, соответствующие по форме современным технологическим требованиям.
Корр. БЕЛТА
Какие интересные проекты в сфере кино реализуются в Беларуси?
Киностудия "Беларусьфильм" всегда славилась своим детским кино - хочется отметить, например, работы режиссера Леонида Нечаева. Традиция детского кино продолжается и сейчас. Из горячих проектов могу привести в пример фильм известного белорусского режиссера Елены Туровой "Киндер-Вилейское привидение". Это прежде всего детский фильм, при этом он предназначен и для семейного просмотра. Закончен монтаж фильма. Следующий этап - представить его исключительно детской аудитории, после чего с учетом особенностей детского восприятия в фильм могут быть внесены окончательные правки.
Стоит обратить внимание и на фильм "Следы апостолов" режиссера Сергея Талыбова. Он снят в новой художественной стилистике - чувствуется эхо прошедшей войны, и это дополняет сюжет. Также присутствует исторический срез, который апеллирует не только ко временам Средневековья, но и к середине ХХ века, к той трагедии, которая происходила в том числе и на территории Беларуси. Готовим к запуску национальный фильм, которому сейчас присвоено рабочее название "Площадь любви". В ближайшее время этот проект будет окончательно утвержден и запущен в работу.
Ольга Мамлыш, Витебск
Ходят слухи об объединении Белвидеоцентра и "Беларусьфильма". Правда ли это? Как скоро может это произойти?
Это не слухи, это действительно так. И я считаю, что это объединение назрело достаточно давно. Оно будет реализовано в самое ближайшее время. Думаю, до конца года мы это сделаем.
Белвидеоцентр как структура будет выполнять определенные функции, но уже в составе киностудии "Беларусьфильм". У нас на "Беларусьфильме" существуют анимационная студия, студия игровых фильмов и студия документальных фильмов. Направление, которым станет заниматься новое образование в структуре "Беларусьфильма", будет касаться в том числе телевизионных фильмов.
В итоге это даст, в первую очередь, высвобождение определенных средств и экономию ресурсов, благодаря которым создаются фильмы. Кроме того, всегда хорошо, когда есть система и взаимопомощь в любом деле, в том числе при создании такого продукта, как фильм.
Кроме всего прочего, не забывайте, что очень важно на сегодня развитие других учреждений Министерства культуры. Пришло время для расширения нашего Национального исторического музея. Чтобы не строить его где-то в другом месте (а это все достаточно сложные проект), один из путей решения вопроса в том, что Белвидеоцентр вливается в киностудию "Беларусьфильм", освобождается здание, а также замечательный внутренний дворик, где можно проводить самые различные мероприятия, в том числе "Ночь музеев".
И с небольшой реконструкцией, небольшой достройкой там будет просто великолепная территория для развертывания экспозиций, проведения мероприятий нашего Национального исторического музея.
Корр. БЕЛТА
В этом году Беларусь впервые вошла в состав Межправительственного комитета по охране и поощрению форм культурного самовыражения ЮНЕСКО на 2013-2017 годы. Членство республики в организации, в том числе, позволит привлекать деньги на субсидирование национальных проектов. Например, каких?
В настоящее время идет работа над такими проектами. Первый - "Система мероприятий и тренингов по продвижению кинопродукции Беларуси на зарубежный рынок" - уже практически готов. Представляет его частное театрально-зрелищное учреждение культуры "Центр визуальных и исполнительских искусств "АРТ Корпорейшн". Этот и другие представленные Беларусью проекты будут рассматриваться на очередных заседаниях Межправительственного комитета по охране и поощрению форм культурного самовыражения ЮНЕСКО.
Оксана Новикова
Планируется ли вносить изменения в организацию акции "Ночь музеев"? Затрагивается ли вопрос об увеличении времени ее проведения и о том, чтобы сделать вход бесплатным?
Акция "Ночь музеев" с каждым годом привлекает все больше посетителей в музеи нашей страны. Отмечу, что сегодня в системе Министерства культуры функционируют более 150 музеев. Крупнейшие музейные учреждения страны - Национальный художественный музей, Национальный исторический музей, Государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный историко-культурный музейзаповедник "Несвиж", музей "Замковый комплекс "Мир". Сейчас возводится новое здание музея истории Великой Отечественной войны.
Музейщики готовят программы к "Ночи музеев", рассчитанные на разные категории посетителей. Мероприятия эти довольно затратные, так как музеи приглашают не только волонтеров для организации этих акций, но и задействуют профессиональные творческие коллективы. Как правило, музеи организуют свою работу до 24.00, крупные музеи – до 0.00-2.00. Сегодня это наиболее приемлемое время для проведения таких мероприятий.
Что касается взимания входной платы во время этой акции и ссылки на зарубежные музеи, которые работают в эту ночь бесплатно, то в последние годы и российские, и зарубежные музеи вводят плату за посещение этих мероприятий с учетом разработанных программ. В России, к примеру, вводят единый билет на посещение всех музеев в эту ночь, и стоит он порядка 300 рублей.
Думаю, что нашим зрителям нужно относиться к этой символической плате как своему небольшому вкладу в развитие музейного дела страны.
Алексей Д., Минск
Прочитал, что белорусские музейщики будут перенимать опыт работы у французов по привлечению посетителей. Реально ли нам внедрить французские подходы, и сможет ли когда-нибудь хоть один белорусский музей сравниться, например, с Лувром? Примера каких стран и в какой деятельности в целом не хватает белорусской культуре? И какой зарубежный опыт уже применяется? Со сколькими государствами республика сотрудничает в культурной сфере?
Наши специалисты участвуют в международных тренингах, организуют совместные проекты, стажируются, и все лучшее, конечно, стараются применить в своих учреждениях. Примером может служить широко используемый в Европе опыт государственно-частного партнерства при организации крупных международных выставочных проектов, форумов, который успешно внедряется сегодня и у нас.
При этом многому учатся и зарубежные коллеги у наших специалистов: музейно-педагогические программы (к примеру "Живая археология"), экспозиции с 3-D технологиями, реставрация и консервация музейных предметов и др. Об этом шла речь на первом национальном форуме "Музеи Беларуси", в котором принимали участие и коллеги из соседних стран.
Что касается Лувра – думаю, сравнения неуместны. У Лувра своя история и свой посетитель. В белорусских музеях наша история и наша неповторимая культура. О ней и рассказывают наши экспозиции.
Наши музеи, как и все учреждения культуры, с каждым годом развиваются и совершенствуются. Принимая участие в различных международных выставках, конкурсах и завоевывая награды, мы тем самым учимся и перенимаем опыт экспозиционной, выставочной, образовательной, маркетинговой деятельности у наших коллег. Этот процесс постоянный, поскольку единого рецепта успешного развития для всех музеев, конечно, быть не может. Каждый из них своей неповторимостью вписывает свою страничку в историю.
В настоящее время договорную основу международной деятельности Минкультуры составляют 46 договоров межправительственного и межведомственного характера с 33 странами мира, включая государства СНГ, Балтии, Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.
Большое количество зарубежных участников и гостей ежегодно принимают участие в международных фестивалях, проводимых в Беларуси. В свою очередь белорусские артисты постоянно участвуют в фестивалях, а также выступают с гастролями за рубежом.
Активное сотрудничество развивается с соседними странами: Россией, Украиной, Литвой, Польшей, со странами: Азербайджаном, Арменией, Казахстаном. Развиваются отношения в сфере культуры с Вьетнамом, Китаем, Ираном, ОАЭ, Сербией, Молдовой. В ближайшем будущем запланировано заключение соглашений о культурном сотрудничестве с Индонезией, Бангладеш.
Корр. БЕЛТА
Планирует ли Министерство культуры Беларуси инициировать создание нормативной базы, регулирующей деятельность цирковой сферы?
Нормативным правовым актом, регулирующим вопросы деятельности цирков, является Положение об особенностях правового положения и порядка деятельности театров, цирков и концертных организаций, утвержденное постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 29 мая 2012 г. № 32, в которое планируется внести изменения с целью регламентации отдельных аспектов деятельности театрально-зрелищных организаций, в том числе цирков.
По вопросам регулирования трудовых отношений работников цирков предполагается внесение изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь.
Корр. БЕЛТА
В настоящее время в республике готовится Кодекс "О культуре". На какой стадии подготовки находится документ? Какие ранее юридически не закрепленные нормативы будут представлены в Кодексе?
Проект Кодекса Республики Беларусь о культуре находится на согласовании с заинтересованными органами. Текст проекта размещен на сайте Министерства культуры для общественного обсуждения, и каждый желающий может высказать свои предложения и замечания в письменном или электронном виде.
В отношении новаций, предлагаемых для закрепления в кодексе, можно отметить нормы по вопросам создания условий для развития и оказания поддержки организациям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в сфере культуры, в реализации ими культурных проектов на конкурсной основе; финансирования культурной деятельности путем выделения субсидий, грантов; создания условий для взаимовыгодного сотрудничества в сфере культуры государственных органов и субъектов предпринимательской деятельности; совершенствования механизмов взаимодействия с белорусами зарубежья в целях сохранения их национально-культурной идентичности; регламентации вопросов по выявлению и охране археологического наследия.
Нина Комарова
На какой стадии находятся работы в строящемся музее Великой Отечественной войны?
В музее Великой Отечественной войны завершаются строительные работы. Сроки перед нами поставлены достаточно жесткие. Ровно через год, в июле, к Дню Независимости Беларуси, музей уже должен открыть свою новую экспозицию. Поэтому параллельно ведутся, достаточно давно и активно, работы над новой экспозицией музея.
Данная экспозиция будет по количеству гораздо более насыщена реальными экспонатами, чем та, которая существует сегодня в здании старого музея. Мы намерены использовать новые мультимедийные технологии, но тем не менее максимально дать реальные артефакты, которых у нас достаточно много и которыми мы гордимся. Такие артефакты, которые можно посмотреть и едва ли не пощупать собственными руками, будут основой экспозиции.
Достаточно интересна сама экспозиция, которая будет представлять собой так называемую Дорогу войны, на которой будут размещены и реальная военная техника, и документы, экспонаты, которые собирались за все годы существования музея.
Сейчас мы перекрываем первых два зала в начале экспозиции от строительной пыли и начинаем монтирование экспозиции. Параллельно ведутся работы над остальными залами. Все это будет завершаться залом Победы, который в конце Дороги войны станет венчать экспозицию и нести в себе двойную функцию. С одной стороны, это будет окончание экспозиции с присутствием там соответствующих материалов, экспонатов, а с другой стороны, он будет еще и выполнять функцию проведения различных торжеств, встреч с ветеранами и так далее.
Елена К.
Недавно приехала из Китая, где открыли новый музей кинематографии. Весь музей построен фактически на мультимедиатехнологиях. И это очень привлекает молодое поколение. Белорусские же классические музеи с выставленными экспонатами, скорее, привлекают людей более старшего поколения, более вдумчиво относящихся к тому, что там представлено. На ваш взгляд, стоит ли создать новый музей или новую экспозицию с использованием технологий, которые привлекут прежде всего молодежь?
Конечно, стоит. Если речь идет о кино, о телевизионных, радиоматериалах, фотографиях и так далее, то, конечно, сам бог велел, чтобы это были в первую очередь мультимедийные технологии, которые будут их экспонировать. Что касается традиционных, скажем так, музеев, то мультимедийные технологии присутствуют сегодня во всех музеях, какой бы тематике они бы ни были посвящены, и выполняют роль своеобразного завлекательного элемента, в первую очередь для молодежи, которая входит в культуру благодаря мультимедийным каналам.
Сергей Иванович Головчик, Минск
В августе 2012 года Министерство культуры приняло решение о создании музея на территории уникального парка валунов между Академгородком и микрорайоном Уручье в Минске. На какой стадии сейчас этот проект? Поддерживает ли Министерство культуры идею создателей парка поставить здесь скульптуры животных, которые первыми приходили в Беларусь после "ухода" ледника (мамонт, шерстистый носорог, овцебык, большерогий олень), а на "каменной карте страны" на месте крупных городов - миниатюрные копии значительных памятников архитектуры? Потребуются ли для этого большие денежные средства или эти идеи можно реализовать с помощью таких пленэров скульпторов, какой, например, прошёл в мае 2013 года в Вилейском районе под руководством заведующего кафедрой скульптуры Белорусской государственной академии искусств Владимира Слабодчикова?
Хочу сразу пояснить, что Министерство культуры решения о создании музея на территории парка валунов не принимало.
В настоящее время "Парк камней" находится в коммунальной собственности города в соответствии с решением Минского горисполкома от 08.07.2004 № 1354. Содержание данного объекта обеспечивает УП "Зеленстрой Первомайского района г. Минска".
В соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31.07.2006 № 48 Парк объявлен геологическим памятником природы республиканского значения. Объекты, входящие в состав парка, историко-культурной ценностью не являются.
Вопрос о преобразовании "Парка камней" в музей рассматривался Министерством культуры в 2011 - 2012 годах.
Парк камней является уникальным ландшафтным образованием антропогенного характера, однако оснований для создания на его базе музея с учетом требований законодательства и опыта практической работы музеев не имеется.
Примечательно, что сегодня Мингорисполком проводит соответствующую работу по сохранению этого уникального объекта, расположенного в черте нашей столицы.