Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
19 марта 2014, 12:30

Круглый стол "Качество образования в Республике Беларусь"

Качество образования в Беларуси станет темой круглого стола в пресс-центре БЕЛТА, который пройдет 19 марта с 12.30 до 13.30.

В преддверии I Международного образовательного форума "Европейское качество образования" (EQE-Forum), который состоится в Минске в апреле, эксперты обсудят актуальные проблемы высшего образования. В частности, речь пойдет о контроле качества высшего и профессионального образования, новых интеграционных возможностях и развитии экспортных услуг в образовании, применении информационных технологий в образовательном процессе и развитии дистанционного обучения, современных трендах на мировом рынке высшего образования и возможностях получения европейского образования в Беларуси.

Международный образовательный форум "Европейское качество образования" пройдет в Минске с 8 по 10 апреля. Его цель - объединить усилия учреждений высшего, последипломного и дополнительного образования Беларуси и других стран СНГ, а также Евросоюза и Великобритании по ключевым вопросам повышения качества подготовки специалистов для работы в условиях глобальных перемен. Форум пройдет при поддержке Министерства образования Беларуси, посольства Беларуси в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, посольства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Беларуси. Организаторами являются британская бизнес-школа "Магна Карта Оксфорд" и ГОРУП "Центр международных связей".

Вопросы конференции

Ведущий
В Беларуси сложилась система высшего образования университетского типа. Гарантируют ли учреждения высшего образования качество, кто контролирует учебный процесс, какова удовлетворенность работодателей?
Белорусские учреждения высшего образования обеспечивают высокое качество, фундаментальность и практикоориентированность подготовки специалистов. География их размещения учитывает потребности регионов в квалифицированных кадрах с высшим образованием. Функционируют 54 УВО, в основном университетского типа, в том числе 9 частных.

В университетах страны работает свыше 24,5 тыс. преподавателей, 40% имеют ученую степень докторов и кандидатов наук.

Сформировалось более 400 научных школ. Мировую известность получили школы по ядерной физике, оптике, в области строительства, формации алгебраических систем и другие.

Подготовка специалистов осуществляется более чем по тысяче специальностей и специализаций с учетом потребностей инновационного развития страны, в том числе – в сферах нанотехнологий и наноматериалов, электронных систем безопасности, лазерных информационно-измерительных систем, транспортной логистики, микро- и наносистемной техники, компьютерной мехатроники, IT-технологий, а также для строительной, машиностроительной, нефтеперерабатывающей и других отраслей, аграрного сектора и сферы услуг.

Поддержанию высокого уровня подготовки специалистов в университетах страны способствует их участие в реализации инновационных проектов с привлечением преподавателей, научных работников и студентов. Реализуется принятый в научной сфере страны программно-целевой метод планирования научных исследований, ориентированных на практический результат. За последние пять лет объем выполненных в вузах научных исследований вырос в три раза.

Системы менеджмента качества образования учреждений высшего образования сертифицированы в соответствии с требованиями международных стандартов качества ИСО 9001. Это позволяет повысить мобильность выпускников университетов, а также престиж белорусского высшего образования, его привлекательность для иностранных студентов.

Вадим Титов: В Великобритании для контроля и стимулирования качества образования существуют две крупнейшие организации - Агентство по контролю качества высшего образования (Quality Assurance Agency), которое контролирует высшее академическое образование, и Комитет по признанию качества квалификаций и программ при Министерстве образования Великобритании Ofqual, который контролирует высшее профессиональное и профессиональное последипломное образование. Есть также документ, который регулирует параметры, на которые вуз должен обратить внимание, и образовательный процесс в целом. В частности, в документе затрагиваются вопросы контроля качества учебного контента, его объема и частоты обновления, вопросы подготовки и переподготовки педагогов вузов, участия студенчества в процессе управления вузом и многое другое. Все это в комплексе создает условия для получения образования, качество которого признается на международном уровне.
Ведущий
Отдельная тема - профессиональное образование. В Беларуси сложилась своя система получения профессионального образования, которая состоит из нескольких ступеней - профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское. Как эти уровни взаимодействуют между собой? В чем их привлекательность для иностранных абитуриентов?
В Беларуси функционирует 203 учреждения, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, в которых занимается  около 75 тыс. человек. При активном участии заказчиков кадров разрабатываются образовательные стандарты и учебные планы, формируются планы приема.

За каждым учреждением профессионального образования закреплены базовые организации.

С учетом потребностей экономики и социальной сферы увеличены до 40% объемы подготовки кадров для отраслей реального сектора экономики на повышенном уровне (4-й разряд и выше).

В республике функционируют 216 учреждений среднего специального образования, в том числе 12 - частной формы собственности, в которых обучаются около 140 тыс. человек. Ежегодно диплом специалиста со средним специальным образованием получают свыше 45 тыс. человек.


Интенсивно идут процессы интеграции среднего специального образования с профессионально-техническим и высшим. Основной тип учреждения среднего специального образования – колледж.

В 2014 году Беларусь планирует стать участницей WorldSkills International (WSI) - уникальной некоммерческой международной организации ведомств, учреждений и агентств, ответственных за развитие профессионального образования и обучения в своих странах. В настоящее время WSI насчитывает 66 стран-участниц. Основной деятельностью WSI является организация конкурсов WorldSkills в различных государствах каждые два года по шести отраслям: "Транспорт и логистика", "Строительство и технология строительного производства", "Технология производства и технология машиностроения", "Информационно-коммуникационные технологии", "Изобразительное искусство и мода" и "Социально-бытовое обслуживание".

В 2015 году в Сан-Паулу в Бразилии будет проходить очередной конкурс, на который мы планируем направить наших участников. Соревнования проводятся на высочайшем уровне. В этой связи мы готовимся уже с этого учебного года начать проведение конкурсов профмастерства с учетом требований этой организации.
Ведущий
По Вашему мнению, отвечают ли стандарты вузов мировым? Какова система приема на обучение иностранных граждан, учитываются ли их интересы и запросы в специальностях?
Беларусь является участницей Лиссабонской конвенции 1997 года о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, ведет работу по присоединению страны к Болонскому соглашению, формальным критериям которого белорусская высшая школа уже сегодня отвечает. Первая ступень высшего образования (4-5 лет) предполагает подготовку дипломированных специалистов для реального сектора экономики и бюджетной сферы. По окончании обучения на данной ступени иностранные выпускники получают диплом международного образца. Вторая ступень – магистратура (1-2 года) формирует навыки научно-исследовательской, научно-педагогической и инновационной деятельности.

Подготовка кадров высшей научной квалификации ведется через аспирантуру (докторантуру) либо в форме соискательства.

Характерной особенностью развития высшей школы является переход к массовому высшему образованию. Численность студентов вузов  составляет около  430 тыс. человек, или 454 чел.  на 10 тыс. населения. Особое внимание уделяется вопросам подготовки специалистов для внешнеэкономической деятельности и со знанием иностранного (разговорного) языка. Только в текущем году выпуск специалистов по внешнеэкономической деятельности составил более 1,5 тыс. человек.

С 87 странами мирового сообщества заключены международные договоры о сотрудничестве в области науки и молодежной политики, в том числе 21  с европейскими странами. В 2012-2013 годах подписано 18 международных договоров о сотрудничестве в сфере образования.

Стабильно расширяется признанная практика ”академической мобильности“. Установлено тесное сотрудничество с такими международными организациями, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ДААД, Европейский фонд образования. Обеспечивается участие университетов Беларуси в проектах, реализуемых Европейским союзом: TEMPUS, Erasmus Mundus, “Регион Балтийского моря”, “Польша-Беларусь-Украина”, “Латвия-Литва-Беларусь” и др.

В рамках развития сотрудничества с международными организациями в 2009 году в Минске открыты Информационный пункт Совета Европы и офис программы TEMPUS.

Взаимообмен студентами и преподавателями превышает 8 тыс. человек в год. Действует гибкая система приема на обучение иностранных граждан, которая полностью учитывает их интересы и запросы в специальностях. Для иностранных граждан, не владеющих русским языком, существует возможность обучения на подготовительном отделении. За последние 10 лет количество иностранных студентов выросло почти в три раза и составляет свыше 16 тыс. человек из 98 стран. Более всего востребованы иностранными студентами специальности медицинского, инженерного профиля и общенаучные специальности.

В соответствии со стратегией инновационного развития страны, запросами отраслей экономики активно развивается дополнительное образование взрослых (повышение квалификации, переподготовка, стажировка), которое обеспечивают около 400 учреждений образования. Ежегодно непрерывное профессиональное обучение проходят более 550 тыс. работников.
Ведущий
Вадим Михайлович, чем отличается английское образование от белорусского?

В английской системе образование присутствуют понятия высшего профессионального и профессионального последипломного образования. В белорусской системе под профессиональным образованием понимается среднее техническое образование. Это очень серьезная разница, которая на рынке образования в странах СНГ многих вводит в заблуждение.  Поэтому эти понятия в английской и белорусской системах ни в коем случае нельзя путать, их нужно четко разграничивать.

Если человек в белорусской системе образования получает степень бакалавра, то он будет иметь, например, диплом экономиста-менеджера. В аналогичном случае после окончания английского вуза он будет иметь диплом маркетолога, т.е. он будет хорошим специалистом в каком-либо узком сегменте. Этим как раз и отличается высшее профессиональное от высшего академического образования. Высшее образование в Беларуси - академическое, в Великобритании присутствует и академическое, и  высшее профессиональное образование. Обучение по академической системе длится 3 года, профессиональной - 2 года.

Английская система построена таким образом, что после получения высшего профессионального образования человек может расширить его до высшего академического, сдав определенные предметы. Высшее профессиональное образование наиболее востребовано реальным сектором экономики. Сегодня мировые компании предпочитают людей с профессиональным высшим образованием людям с академическим образованием, и это устойчивый тренд.

Стоит отметить, что самым эффективным сочетанием является наличие базового академического образования и второго высшего или последипломного профессионального  образования. Соответственно, студент белорусского вуза, получивший второе высшее профессиональное английское образование либо последипломное профессиональное английское образование, будет  наиболее конкурентен на международном рынке труда в силу того сочетания качества и объема знаний, которое дали две  системы образования.

При этом надо понимать, что пока образование будет вестись на разных языках, будут сохраняться определенные отличия. Студент, который учился на английском или английском и русском языках, однозначно будет более конкурентен на рынке труда после окончания вуза. Язык сам по себе - это тоже носитель информации. Когда человек учится на английском языке, он начинает на нем думать и фактически начинает понимать, как устроена международная экономическая система не только по книгам, но и на практике. Со временем  все больше учреждений образования начинают предлагать обучение на двух языках.
Ведущий
Как представитель британского образования, как Вы оцениваете качество белорусского образования?
В этом вопросе стоит учитывать несколько аспектов. Сочетание белорусского академического образования и иностранного второго высшего или последипломного профессионального образования - самое сильное и эффективное сочетание для специалиста. Практика показывает, что этот человек всегда будет востребован в любой стране и любой компании на любой должности.

Для оценки качества белорусского образования необходимо иметь определенные критерии, а таких критериев, которые соответствовали бы сегодня международным стандартам, сегодня нет в полном объеме. Качество образования нужно оценивать по практическим параметрам. На мой взгляд, сегодня из белорусских вузов наиболее системные критерии имеет БГУ, поэтому он попадает  в международные образовательные рейтинги. Это должно быть хорошим примером для всех белорусских вузов, потому что попадание в рейтинги имеет большое значение в образовательной системе.

В этой связи важно, что I Международный образовательный форум “Европейское качество образования”, который состоится в Минске в апреле, будет ориентирован на обсуждение вопросов контроля качества образования и качества преподавания педагогов, затронет проблемы управления образовательным контентом, управления вузом, который является частью международного образовательного сообщества. Значение также имеет наличие качественного программного обеспечения и обеспеченность квалифицированными кадрами.
Ведущий
Какой, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ привлечения в Беларусь иностранных студентов? Что может повлиять на увеличение экспорта образовательных услуг? Какие изменения в системе образования могут повлечь за собой увеличение экспорта образовательных услуг?
В условиях высокой конкуренции и наличия в мире различных систем образования наиболее эффективным средством привлечения иностранных студентов является создание условий, при которых они могут получить диплом об образовании не только своей страны, но и другой страны, диплом которой признается в максимальном числе государств мира. Создание условий, когда белорусский вуз в партнерстве с зарубежным вузом, например английским, будет давать два диплома, однозначно позволит повысить экспорт образовательных услуг в Беларуси.

Сегодня бизнес-школа Magna Carta Oxford и ассоциация АВЕ (Association of Business Executives) готовы предоставить подобную возможность белорусским вузам путем взаимного признания дипломов. Соответствующее соглашение белорусская сторона, представители бизнес-школы Magna Carta Oxford и ассоциации АВЕ планируют подписать во время I Международного образовательного форума “Европейское качество образования” (EQE-Forum), который состоится в Минске в начале апреля.


Представители двух систем образования, белорусской и английской, будут рассматривать состав учебных предметов и объем учебных часов на предмет их соответствия друг другу. Будут проведены консультации английских и белорусских специалистов по соответствию двух систем образования путем удаления или добавления определенных предметов или часов. Для этого будет создана рабочая группа, которая пересмотрит содержание определенных специальностей или учебных модулей и договорится о взаимном признании дипломов.

Однако определенным препятствием может стать тот факт, что не во всех белорусских вузах процесс обучения может проходить на английском языке. Но даже признание дипломов одного белорусского вуза станет хорошим стимулом для других белорусских вузов проводить обучение на английском языке. Это, в свою очередь, приведет к тому, что Беларусь, как стабильная, спокойная и благополучная страна в центре Европы, станет более привлекательной на международном рынке экспорта образования.

Что касается открытия совместных центров обучения за пределами Беларуси, то это только способствуют повышению качества образования в стране в целом и закреплению хорошей репутации на мировом образовательном рынке. Соответственно, это способствует и увеличению экспорта образовательных услуг.
Ведущий
Виктор Викторович, поддерживают ли белорусские университеты партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с университетами и научными центрами Европы, Азии, Америки?
Конечно. Сегодня белорусские университеты взаимодействуют с научными организациями более 60 стран мира в рамках более 1,2 тыс. договоров. Наиболее крупными научными партнерами вузов являются Россия, Венесуэла, Индия, Китай, Казахстан, Швейцария, Германия. География поставок научно-технической продукции охватывает Францию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Польшу, Чехию, Великобританию, Латвию, Литву, США, Корею и др. Наибольшим спросом пользуются научные разработки вузов в области нанотехнологий и новых материалов, радиоэлектроники, информационных технологий, телекоммуникаций, лазерных технологий, энерго- и ресурсосбережения, медицины и здравоохранения, строительства, легкой промышленности и др. В системе вузов Министерства образования Беларуси научными исследованиями занимаются более 60 тыс. студентов. Достижения белорусских ученых вносят значительный вклад в развитие экономики страны и повышение качества жизни народа.

Подготовка научных работников высшей квалификации осуществляется в более чем 120 вузах и научных организациях. В настоящее время в аспирантуре обучается  5 456 человек, в докторантуре - 218.

Министерство образования в рамках международного научно-инновационного сотрудничества ставит следующие задачи: в области научных исследований – участие в реализации крупных совместных проектов и программ; в области инновационной деятельности - продолжить формирование инфраструктуры международного научно-технического сотрудничества путем развития сети совместных инновационных центров, научных лабораторий, центров трансфера технологий.

Министерство образования также готово осуществлять подготовку научных кадров, обучать дистанционно, содействовать организации преподавательских стажировок, а также расширению прямого межуниверситетского сотрудничества; участвовать в совместных научных, научно-исследовательских проектах и программах, развивать университетскую науку.
Ведущий
В последнее время набирает популярность дистанционное образование, особенно что касается второго высшего образования или повышения квалификации. Есть ли специальные компьютерные программы для дистанционного обучения? Можно ли дистанционно закончить какие-нибудь курсы в компании Майкрософт и получить в Беларуси оригинальный сертификат компании?

Мы предлагаем вузам открыть на своей базе IT-Academy. Учебное заведение будет владеть данной академией. Вуз приобретает набор инструментов для обучения студентов, а также право на выдачу лицензии компании Microsoft после завершения обучающего курса. Компания, в свою очередь, предоставляет университетам контент, ноу-хау, обучает преподавателей технологиям и работе с ними. Чтобы запустить проект, необходимо, чтобы учебное заведение пользовалось лицензионными продуктами компании, по которым предполагается обучение.

Данная академия может принимать студентов вуза или сторонних слушателей, то есть это может быть и коммерческий проект. Мы предоставляем некоторый формат для обучающего курса. В него входят курсы компьютерной грамотности, работа с операционными системами, работа в интернете, пакет для разработчиков.
Ведущий
Современным студентам и педагогам жизненно необходимы для обучения и преподавания многие компьютерные программы. Но ведь у этой категории населения доходы невелики, чтобы приобретать лицензионный продукт. Есть ли для них скидки? Есть ли система специальных предложений для вузов, школ? Расскажите подробнее, что именно компания предлагает для использования в процессе обучения и преподавания?
Компания Microsoft ставит перед собой задачу обеспечить доступность новейших технологий в процессе обучения, а также предоставляет возможность преподавателям и ученикам использовать специальные программы в домашних условиях. Компания предлагает специальные решения для академической аудитории - министерства, вузов, школ, преподавателей, студентов и учеников.

При этом предусмотрены программы рассрочки на 2-3 года. Также ПО может предоставляться на условиях подписки, когда не оплачивается вся стоимость лицензии. Самое главное, что мы предоставляем академической аудитории огромные скидки, которые составляют от 80-90%. А часть нашего ПО доступна бесплатно.

У компании есть партнеры, которые могут помочь в развертывании, использовании данных технологий.

Мы предлагаем продукт Office 365, который бесплатен для образования и позволяет использовать все преимущества облачных технологий при работе с документами. Облачные технологии являются самым современным трендом IT-индустрии. Программа Dreamspark предоставляется учителям и студентам также бесплатно. Доступ к ней открывается при заключении трехлетнего контракта.

Все это предоставляет студентам и преподавателям огромные возможности в использовании современных технологий в процессе обучения, чтобы после окончания учебы выпускники были конкурентоспособны и востребованы как специалисты.
Ведущий
Что сегодня сделано в системе образования Беларуси по имплементации инструментов Болонского процесса в национальную систему высшего образования?

Сегодня мы уже можем констатировать определенные успехи в реализации отдельных элементов Болонского процесса в национальной системе высшего образования. С 2002 года Беларусь присоединилась к Лиссабонской конвенции по признанию иностранных документов и последовательно реализует ее принципы в национальном законодательстве, регламентирующем процедуру признания иностранных документов об образовании.

В 2012 году завершена дифференциация сроков обучения на первой ступени высшего образования. Уже очевидно, что повысилась реальная заинтересованность работодателей в выпускниках магистратуры (государство предложило работодателям зачислять выпускников магистратуры на более высокооплачиваемые должности). Кроме того, имеются гибкие траектории получения высшего образования. Как правило, это реализуется в виде программ подготовки специалистов среднего специального образования, интегрированных с сокращенными программами подготовки специалистов с высшим образованием. Данная структура нашла свое правовое закрепление в Кодексе об образовании Республики Беларусь.

Большинство белорусских университетов организуют образовательный процесс по кредитно-модульной системе. С 2012 года все студенты получили право самостоятельно выбирать дисциплины социально-гуманитарного цикла. Важно также, что содержание программ высшего образования формируется с обязательным участием работодателей.

На протяжении последних 5 лет внешнюю сертификацию своих систем менеджмента качества образования в международных агентствах прошли почти все белорусские университеты.

Постепенно увеличивается доля государственных расходов на высшее образование. К 2015 году планируется увеличить объем финансирования всей системы образования до 8,5% от ВВП (в 2013 г. - 5,9%).

Позвольте более подробно остановиться на отдельных элементах оптимизации национальной системы высшего образования в рамках практического внедрения принципов Болонского процесса.

Содержание образовательных программ высшего образования Республики Беларусь определяется образовательными стандартами по каждой специальности, которые основаны на компетентностной модели подготовки специалистов с высшим образованием. С 2013 года в национальной системе образования введено новое поколение образовательных стандартов первой ступени высшего образования и магистратуры. В прошлом учебном году мы ввели в образовательный процесс на первой ступени высшего образования важный для нас элемент – элективные (выборные) курсы по комплексу социально-гуманитарных дисциплин, предоставив университетам право самостоятельно вводить новые курсы для студентов, а студенты получили право выбора курсов из предложенных университетом дисциплин и увеличение до 50% доли самостоятельной работы. Этот подход был также реализован по всем дисциплинам в образовательных программах магистратуры.

В целях интеграции белорусского образования в мировое образовательное пространство, повышения конкурентоспособности и мобильности выпускников системы образования Беларуси на мировом рынке  труда, согласования модели подготовки специалиста с европейскими требованиями с 2010 года Министерство труда и социальной защиты и Министерство образования осуществляют разработку Национальной системы квалификаций, которая сегодня является актуальным процессом для всех государств-участников Европейского пространства высшего образования. В ее основу положены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам стран ЕС и других стран. Вместе с тем все специальности и квалификации высшего образования Республики Беларусь зафиксированы в ОКРБ 09-2011 "Специальности и квалификации". Он является составным элементом Национальной рамки квалификаций.

Сегодня можно констатировать, что мы находимся на втором этапе создания Национальной рамки квалификации, и в ближайшее время в качестве эксперимента будут созданы несколько сертификационных секторальных советов. Информационное и методологическое содействие Беларуси в разработке Национальной рамки квалификаций оказывает Европейский фонд образования.

Развитие международных связей отечественных вузов с зарубежными университетами создает условия для реализации совместных образовательных программ. Благодаря реализации программ "двойных дипломов" совместно с зарубежными университетами решается задача расширения конвертируемости белорусских дипломов о высшем образовании, их признания на международном уровне, вовлечения отечественных университетов в международные рейтинги и другие образовательные проекты.  В настоящее время 13 учреждений высшего образования реализуют 32 совместные образовательные программы в партнерстве с университетами Франции, Китая, Швеции, Германии, Литвы, государств-участников СНГ.
Ведущий
Вы перечислили, что одним из важных элементов Болонского процесса является социальное измерение. Что в Беларуси делается в соответствии с этим элементом Болонского процесса?
Социальное измерение в рамках Болонского процесса - это, прежде всего, расширение доступа всех категорий населения к получению высшего образования, а также мониторинг этих действий.  В последнее время в СМИ довольно подробно пишут о социальной составляющей высшего образования, а в свете оптимизации Правил приема в учреждения высшего образования – и о расширении доступа к получению высшего образования. Я хотел бы обратить внимание на вторую составляющую – мониторинг.

В 2014-2015 годах Беларусь принимает участие в международном исследовательском проекте EUROSTUDENT, результаты которого будут предоставлены на конференции министров государств-участников Болонского процесса в 2015 году в разделе "Социальное измерение". Участие в международном проекте позволит не только получить описание актуального портрета современной студенческой молодежи Беларуси, но и сопоставить его с моделями в других государствах Европы, что, в свою очередь, даст возможность более предметно и адресно выстраивать образовательную политику в отношении указанной социальной группы. Также мы сможем определить траектории получения высшего образования и оптимизировать современную систему высшего образования в соответствии с предпочитаемыми потребностями общества и государства, определить бюджет времени студенчества и предложить пути его рациональной оптимизации.

Подобного рода исследования проводились в 1987-1991 годах в БССР. Это была социологическая программа "Общественное мнение" Государственного комитета по образованию СССР.
Ведущий
Можно более подробно узнать о мониторинговом исследовании EUROSTUDENT?
Программа EUROSTUDENT (www.eurostudent.eu)  - это долгосрочное регулярное (панельное) исследование-опрос студентов в более чем 20 европейских странах по нескольким тематическим блокам.

Цели программы включают в себя: получение сравнительных ключевых данных и основной информации с целью описания социально-экономических условий студенческой жизни в странах Европы; обеспечение структурированной и стандартизированной мониторинговой системы, с помощью которой могут быть определены эффекты структурных мер и изменений для специфических студенческих групп; описание текущей ситуации, а также с помощью сравнения ситуации в разных странах выявление препятствий для эффективного функционирования Европейского пространства высшего образования.

Данные EUROSTUDENT включают около 250 ключевых индикаторов, которые описывают широкие области: доступ к высшему образованию, социально-экономические условия проживания во время учебы, международная мобильность и т.д.

Среди 10 базовых тем специальные блоки посвящены следующим вопросам: траектории получения высшего образования; социально-экономическая структура студенчества; бюджет времени студенчества; экономика студенческой жизни; студенческая мобильность и т.д.

По каждой теме консорциум сети EUROSTUDENT собирает унифицированные результаты опроса из всех стран-участниц, контролирует качество и социологическую надёжность предоставленных данных. На основе единой базы данных готовятся тематические международные сравнительные отчёты, которые сначала конфиденциально обсуждаются и утверждаются членами консорциума, а затем официально публикуются в виде серии консолидированных докладов.

По каждой теме разрабатываются практические рекомендации в тесном сотрудничестве с национальными исследовательскими командами представителями государственных органов, отвечающих за реализацию политики в сфере высшего образования.

На данный момент проведено уже четыре волны исследования, а их итоги признаны официальным информационным источником государствами-участниками Болонского процесса. В настоящее время исследовательская сеть EUROSTUDENT реализует пятую волну проекта, результаты которого должны быть официально представлены на следующей министерской конференции стран-участниц Болонского процесса в мае 2015 года в Ереване.

Из государств-участников СНГ в 2013 году официальные предварительные согласия на участие в проекте получены от Украины, Беларуси, Армении, Казахстана, Грузии, Российской Федерации. Эти страны объединены в отдельный региональный сегмент EUROSTUDENT-NIS (http://www.eurostudent-nis.net). Беларусь была выбрана местом, где был дан старт практической части исследовательского проекта в регионе. 13-14 февраля 2014 года в Минске на базе РИВШ прошла международная стартовая конференция проекта EUROSTUDENT-NIS, на которой были презентованы страны-участницы, представлен вопросник, утверждены модели-выборки и объявлен график проведения исследования в государствах СНГ.
Ведущий
В начале апреля в Минске состоится первый Международный образовательный форум “Европейское качество образования”. Какие ожидания вы связываете с этим событием?
Надеемся, что опыт форума будет полезен в практической работе управленцев вузов и будет способствовать выходу Беларуси на европейский рынок образовательных услуг. Присутствие Microsoft как генерального партнера тоже немаловажно. Стоит также отметить, что в рамках форума пройдет дискуссия об информатизации образовательного процесса и ее влиянии на качество образовательных услуг.

Вадим Титов: На форуме будут присутствовать представители Министерства образования Беларуси, преподаватели и студенты. Кроме того, форум посетят представители различных организаций из Великобритании, в том числе органов контроля качества образования, ассоциации АВЕ (Association of Business Executives), вузовского сегмента, а также эксперты в данной области. Бизнес-школа Magna Carta Oxford надеется, что подобная международная инициатива позволит привлечь внимание управленцев белорусских вузов и вузов других стран СНГ к вопросам качества образования в международном смысле этого слова. Он станет хорошей площадкой для дискуссий, обмена опытом и получения новых знаний. Форум придаст импульс для развития новых международных образовательных проектов, налаживания новых связей между вузами и повышения качества подготовки преподавательского состава. Очень важно то, что форум даст толчок для улучшения критериев оценки работы вузов в плане качества. Под словом "качество" должен подразумеваться конкретный смысл, эта проблема присутствует в образовательном сообществе стран СНГ.

Ирина Максимова: Ждем активной работы, заинтересованности в технологиях и их использования в процессе обучения и как содержательной части курсов. Ждем инициатив от вузов, так как мы предлагаем возможности для эффективного обучения.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/kruglyj-stol-kachestvo-obrazovanija-v-respublike-belarus-691/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024