Онлайн-конференция
11 апреля 2014, 12:00
Круглый стол "Дистанционное образование: новые возможности"
Дистанционное образование, основанное на использовании современных информационных технологий, активно развивается во всем мире. А это значит, что получение высшего и профессионального высшего образования в лучших вузах мира становится более доступным.
О новых возможностях, которые дают технологии дистанционного обучения студентам и преподавателям, пенсионерам и инвалидам, а также тем, кто желает получить дополнительное образование и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, расскажут эксперты БЕЛТА: профессор Школы здравоохранения, спорта и биологических наук в Университете Восточного Лондона, директор Центра спорта, инвалидности и здоровья Кит Гилберт (Великобритания), первый проректор бизнес-школы "Магна Карта Оксфорд" Вадим Титов (Великобритания), ректор Международного банковского института Алексей Харланов (Россия), спортивный директор Международной федерации самбо (ФИАС) кандидат педагогических наук Дмитрий Максимов.
Вопросы конференции
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ
Алексей Сергеевич, каковы, на Ваш взгляд, сегодня основные тренды в развитии бизнес-образования? Есть ли какие-то очевидные особенности в тенденциях, присущие исключительно региону СНГ и исключительно Западу, или все же все различия постепенно нивелируются благодаря процессам глобализации и информатизации, постоянному обмену опытом и технологиями?
Сегодня мировая глобализация выстроена на экономике знаний, полученных в постиндустриальном мире, и развитии IT-технологий. Учитывая это, в рамках Болонского процесса происходит нивелирование границ между национальными системами образования, при этом растут образовательные возможности.
Задача современного образования заключается в создании человека нового типа - грамотной личности, а не просто человека экономики потребления. Речь идет о создании мировой элиты, в том числе бизнес-элиты, которая может четко формулировать задачи по выживанию человечества, социальной ответственности человека перед экологией и будущими поколениями. В данном случае приоритетом являются не материальные ценности, привлечение финансовых потоков, а возможность выживания Земли, эволюционирование личности и, повторюсь, создание человека нового типа.
Что касается бизнес-образования. При грамотном образовании происходит совмещение духовных ценностей с реальными потребностями и нуждами экономики. К сожалению, мы потеряли очень значимые традиции советского образования, в результате чего получили фрагментарные знания у целого поколения студентов.
Как известно, Международный банковский институт является победителем многочисленных конкурсов качества в сфере образования и входит в число лидеров российского образовательного пространства. Насколько широко в институте сегодня применяются дистанционные образовательные технологии? Считаете ли вы, что именно за дистанционным образованием будущее?Алексей Харланов: Качество образования – наша главная задача. Международный банковский институт дважды побеждал в европейских конкурсах как лучший вуз по подготовке профессиональных банкиров и финансистов.
Через экономику знаний мы дистанционно пытаемся позаимствовать со всех образовательных рынков услуги, применимые для каждой нации и каждого периода развития экономики. В России это экономика переходного периода, и, безусловно, нам крайне интересен опыт развитых стран, поскольку мы хотим стать лидерами процесса глобализации на своем участке.
Мы создаем консультационные центры и в Крыму, и практически во всех городах Золотого кольца России. Рассматривается вопрос об открытии консультационного центра в Беларуси. Во-первых, здесь находится много друзей и коллег, которые давно занимаются профессиональным образованием, во-вторых, России необходимо учитывать высокий технологический потенциал Беларуси. Думаю, нам есть чем друг с другом поделиться. Мы хотели бы почерпнуть белорусский опыт и найти точки соприкосновения.
МОЙ ДОМ - МОЙ КАБИНЕТ
Вадим Михайлович, в этом году бизнес-школа "Магна Карта Оксфорд" планирует запустить образовательную программу, предназначенную для людей, которые по тем или иным причинам - по своему собственному выбору или вынужденно в силу обстоятельств - работают на дому. Такая образовательная программа содержит важный социальный аспект, поскольку она не только даст многим возможность повысить свой профессиональный уровень, а значит и реальный шанс увеличить доходы, но и поможет отдельным категориям граждан почувствовать себя личностью, востребованной в обществе, и ценными специалистами на рынке труда. Кто может участвовать в этой программе? Есть ли какие-то ограничения?
Спасибо за внимание к этому интересному проекту. Над ним в течение года работала большая команда разных специалистов. В результате был создан дистанционный образовательный продукт Home based workers, который предназначен для людей, не имеющих возможности работать вне дома, например студентов, домохозяек, людей с ограниченными возможностями, пенсионеров. В Европе, кстати, очень много пенсионеров, которые могут и хотят работать, но вынуждены менять специальность, чтобы найти себя в новых условиях и новом качестве. Отдельная проблема - глухонемые люди. С моей точки зрения, они самые ущемленные в образовательном плане, так как им трудно получить информацию. Программа Home based workers позволяет решить эту проблему. Другими словами, люди могут получать профессиональные знания, адаптированные под их особенности. Причем мы будем создавать различные версии этой образовательной программы.
Еще раз хочу подчеркнуть, что основная задача проекта - социальная адаптация разных категорий людей и предоставление им возможностей для саморазвития. В свою очередь, адаптация таких людей в общество уменьшит нагрузку на бюджет.
Программа содержит четыре модуля. Результатом обучения по трем из них является сертификат, который подтверждает получение знаний в определенной области. По итогам обучения по четвертому модулю выдается диплом о профессиональном образовании. Проект будет запущен в мае 2014 года. Общая стоимость годового обучения составляет около $3 тыс.
В проекте заинтересовано множество организаций. В отдельных случаях они готовы оплачивать до 100% стоимости обучения. В настоящее время ведутся переговоры с правительствами и организациями Красного Креста нескольких стран, которые заинтересованы в этой программе.
Доктор Гилберт, насколько сегодня в Великобритании люди с ограниченными возможностями конкурентоспособны на рынке труда? То, что такие люди востребованы работодателями, Вы связываете преимущественно с государственной политикой, направленной на поддержку социально уязвимых слоев, или дело, скорее, в доступности качественного дистанционного образования, которое становится ключевой частью формирования безбарьерной среды в обществе? Кит Гилберт: Проводимая в Великобритании государственная политика по поддержке этой категории граждан позволяет говорить об их конкурентоспособности. Большинство людей с ограниченными возможностями сделали огромный вклад в развитие британской экономики. Например, Олимпийские игры в Лондоне прошли не без участия и помощи людей с ограниченными возможностями, а также инвалидов 2-й и 3-й групп. Эти люди хотят учиться и активно используют новые технологии не только для саморазвития, но и для работы.
Очень много людей с ограниченными возможностями, с нарушениями слуха и зрения, сейчас работают на компьютере. Благодаря развитию технологий, использованию онлайн-платформ, например скайпа, они могут дистанционно обучаться основным принципам управления бизнесом и персоналом, цифровому маркетингу, работе с финансами и даже организации спортивных мероприятий
СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СПОРТА
Вадим Михайлович, как мы знаем, бизнес-школа "Магна Карта Оксфорд" готовит образовательную программу "Спортивный менеджмент". Что она включает в себя? Как известно, в Беларуси огромная поддержка спорту оказывается на уровне государства. Есть ли реальная необходимость в том, чтобы развивать маркетинг в спорте?
Такая необходимость есть. Что касается программы "Спортивный менеджмент", она сейчас готовится. Ее запуск планируется 1 сентября. Программа охватывает не только маркетинг в области спорта, но и различные аспекты управления спортом. Например, управление игроком - членом команды, командой как коллективом игроков и как организацией, управление брендом команды, маркетинг команды как представителя вида спорта и как представителя отдельно взятой страны.
Программа рассчитана на людей, заинтересованных в спорте, в частности, на тренерский состав, который хочет повысить уровень квалификации. На первом этапе мы планируем запустить специализацию в области самбо, а также смежных видов, таких как дзюдо и греко-римская борьба. Второй блок будет разработан для управления в области футбола, так называемый Football management. Также надеюсь, что в ближайшие годы поработаем с хоккеем на льду и другими видами спорта, актуальными, как минимум, для стран бывшего СССР и для государств азиатского региона.
Дмитрий Валерьевич, хотелось бы от Вас как от практика услышать: для чего нужны спортивные менеджеры в области профессионального спорта? Достаточно ли для спортивного менеджера быть умелым бизнесменом с железной хваткой и острым чутьем или этого в современном мире уже мало, и необходим целый комплекс специализированных знаний, например в области управления, экономики, юриспруденции, психологии, пиара и имиджмейкинга? Дмитрий Максимов: Отмечу, что процесс спортивного администрирования активно развивается. Но, к сожалению, нужно признать, что данные процессы в большей степени относятся к медийным, денежным видам спорта, таким как футбол, хоккей в Канаде и баскетбол в Америке. То есть существуют конкретные виды спорта, в которых спортивный менеджмент развит достаточно успешно и функционирует очень хорошо. Но это лишь малая часть из общей спортивной массы.
Есть множество видов спорта, где механизмы спортивного администрирования практически не востребованы. Объясню почему. Например, считается, что самбо менее смотрибельно, чем футбол. Хотя футболом, на заре его становления, занимались только в Великобритании, но затем он вышел на мировую арену. Благодаря чему состоялась подобная экспансия? Видимо, благодаря грамотному продвижению "продукта" на международном спортивном рынке. На самом деле, существуют механизмы по развитию любого товара. Благодаря работе грамотных управленцев сейчас такие виды спорта, как футбол, теннис, хоккей и баскетбол, успешно прогрессируют.
Задача образовательных программ, вузов состоит в том, чтобы готовить менеджеров в области администрирования не просто в футболе или хоккее, а именно в спорте. Уверен, для каждого вида спорта существуют особые механизмы администрирования, тем не менее есть и общий практикум.
Если говорить о специализации, применимой к отдельному виду спорта, то здесь необходимо учитывать управленческий и спортивный опыт. Было бы хорошо, чтобы такое образование получали бывшие спортсмены. Эти люди понимают закономерности развития спортивной деятельности. Зачастую юрист или экономист не способен до конца увидеть ситуацию, в то время как спортсмену во многом не хватает знаний, чтобы выйти за границы своего поля деятельности. Задача специализированного профессионального образования − снабдить менеджера полным пакетом знаний, как в области администрирования, экономики, юриспруденции, так и в избранном виде спорта.
Поэтому думаю, что программы бизнес-школы "Магна Карта Оксфорд" своевременны и, безусловно, будут востребованы.
Дмитрий Валерьевич, современные звезды в спорте - это, на Ваш взгляд, преимущественно результат выдающихся физических достижений самих спортсменов или за этим все-таки кроется грамотная "раскрутка" персон спортивного Олимпа?Дмитрий Максимов: Выдающийся результат в спорте − это результат деятельности целой команды, тренерского коллектива, помноженный на трудолюбие спортсмена плюс везение. Спортсмен, наделенный талантами и способностями, заряженный мотивацией, способен показать результат. Но зачастую достижение не равно узнаваемости спортсмена. Выдающий результат – это одно, а его узнаваемость − итог действия других технологий, которые выходят за рамки спортивного администрирования и больше относятся к мультимедиа. Это не такая большая проблема, но тем не менее... Люди порой не знают своих героев, даже находясь совсем рядом с ними.
Вадим Титов: Я хотел бы обозначить такую проблему, как вопрос адаптации спортсменов после карьеры. Ведь известно, что лишь некоторые из них, уходя из спорта, остаются в этой сфере. Многие пробуют себя в других направлениях. А спортивная жизнь очень сильно отличается от обычной.
Наличие образовательных программ, содержащих необходимые знания, позволяющие безболезненно менять спортивную карьеру на другую профессию, поможет бывшим спортсменам обрести себя в этой новой жизни, а возможно - стать еще более успешными.
Знаю, что многие спортсмены стали хорошими предпринимателями, работниками и руководителями отделов по управлению персоналом. Во многом это связано с психологией, поскольку коллектив – это та же команда, пусть и не спортивного профиля. Многие бывшие спортсмены находят себя и в финансовой сфере. Одним словом, они становятся менеджерами различных уровней.
Преимущество онлайн-обучения очевидно. Люди могут узнавать новое удобным для них способом с использованием различных имеющихся технологий.
Правительство и государство должны поддерживать и вдохновлять людей с ограниченными возможностями, домохозяек и пенсионеров развиваться, учиться, используя онлайн-платформы.