Онлайн-конференция
23 апреля 2014, 11:00
Координация работы объектов торговли и общепита во время ЧМ-2014
Чем столичные кафе и рестораны будут удивлять гостей и участников чемпионата мира по хоккею? Прогнозируется ли рост цен в минских заведениях общественного питания во время чемпионата? Какие нестандартные сувениры выпустят белорусские производители к масштабному мероприятию? О наиболее важных моментах подготовки сфер торговли и общепита к международному спортивному первенству расскажут первый заместитель начальника главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Алексей Романов, начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли Виолетта Брезовская, начальник отдела организации общественного питания Минторга Лариса Комарова.
Вопросы конференции
Богушева Наталья, Минск
При Министерстве торговли создан Республиканский штаб для координации работы объектов торговли, общепита, бытового обслуживания во время чемпионата мира. Расскажите о его предназначении, функциях, задачах.
Министерством торговли совместно со всеми заинтересованными органами была проведена огромная работа по подготовке организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания к предстоящему чемпионату мира по хоккею. Для координации работы всех этих объектов в период ЧМ мы создали Республиканский штаб.
Штаб, который возглавит министр торговли, будет работать с 7 по 26 мая. В него войдет центральный аппарат министерства. Этот штаб будет координировать работу всех объектов по вопросам поставок товара, организации работы зон гостеприимства, фан-зон, комплексов "Минск-Арена" и "Чижовка-Арена"
Кроме того, на сайте Министерства торговли будут размещены номера телефонов горячей линии, по которым можно будет связаться с работниками штаба и сообщить о какой-либо проблеме, возникнувшей в период проведения ЧМ у гостей города.
Яна, Новополоцк
Будут ли продаваться алкогольные напитки в аренах, а также на территориях фан-зон и зон гостеприимства?
В спортивных аренах будут продавать только пиво и только на розлив. Такая же ситуация будет и в фан-зонах, которые расположатся около арен. Что касается зон гостеприимства, то сегодня готовится проект решения Мингорисполкома, которым будет разрешено продавать в этих зонах алкогольную продукцию и пиво на розлив. То есть не бутылками, а рюмками, стаканами и бокалами.
Перебежков Александр, Минск
Сколько планирует заработать отечественная торговля во время чемпионата? Планировалось, что работники торговли, сферы обслуживания и общественного питания к чемпионату хотя бы на минимальном уровне выучат английский язык. Удалось ли осуществить эти планы? И будут ли волонтеры помогать обслуживать покупателей (переводить) хотя бы в крупных универмагах и гипермаркетах, в центральных кафе и гостиницах?
Давайте подведем итоги после чемпионата. Конечно, минская торговля планирует увеличить свой товарооборот, все планируют получить от этой работы прибыль, но все же основная задача, которая стоит перед столичной и республиканской торговлей, - это сделать посещение гостей нашей страны запоминающимся, показать колорит национальной кухни, насколько она вкусная, удивить всех качеством и культурой обслуживания. И на втором плане материальная часть и получение доходов.
Лариса Комарова: Перед нами стоит задача не допустить повышения цен. И сегодня мы видим по объектам общественного питания, как Минска, так и в целом республики: повышения цен не наблюдается и, по всей вероятности, его не будет, поэтому свою прибыль субъекты хозяйствования могут получить, и я думаю, будут получать, именно за счет оборачиваемости, быстрого и качественного обслуживания. Это их основная задача.
Пашков Максим, Минск
Могут ли объекты торговли взвинтить цены к ЧМ? Будут ли приниматься какие-то меры по контролю за ценами на период чемпионата?
Меры эти уже приняты. Что касается общепита, это кафе и рестораны, то с большинством субъектов хозяйствования Мингорисполком заключил соглашения, согласно которым ограничены торговые наценки в объектах общественного питания. Для объектов общепита категории люкс наценка общественного питания составит не более 250%, высшей категории - не более 200%, первой - 150%, второй - 100%. Это позволит нам не допустить роста цен и оставить их на уровне, который уже сложился в городе. Такая же ситуация и в магазинах розничной торговли. Уверен, что в мае размер торговой надбавки не будет превышать сложившейся на сегодняшний день.
Алина Перемальцева, Бобруйск
Как намерены контролировать качество продукции, которая будет продаваться в зонах гостеприимства?
Конечно, сейчас основная задача - не только показать всю красоту республики и Минска, но и обеспечить безопасность болельщиков. Для того, чтобы обеспечить в зонах гостеприимства санитарные требования, будут приняты необходимые меры. Там проведут водопровод, канализацию. Будут установлены холодильные витрины, чтобы были условия для хранения продукции. Конечно же, все продукты будут поступать на прилавки с документами, подтверждающими качество. Все это будут контролировать сотрудники санитарной службы.
Виолетта Брезовская: Специально к чемпионату мы подали заявку и получили аккредитации для более 20 работников Министерства торговли, чтобы они без проблем могли попасть на спортивные арены. Среди них есть 13 сотрудников торговой инспекции, которые непосредственно будут осуществлять контроль за работой объектов общественного питания, объектов торговли в период проведения чемпионата.
Лариса Комарова: Контролем будут охвачены все объекты торговли и общественного питания. Все, что связано с безопасностью гостей и наших жителей, будет, наверное, в более усиленном режиме, чем обычно. Это будет как в Минске, так и на дорогах страны и в транзитных городах (Бресте, Гомеле, Гродно). Наша торговая инспекция будет задействована на объектах города, где будет наибольшее сосредоточение прибывших в республику гостей.
Левчук Светлана Дмитриевна, Минск
Добрый день! Подскажите, будут ли на время чемпионата мира организованы дополнительные пункты выездной торговли в минском зоопарке, который находится вблизи "Чижовка-Арены"? Так как посмотреть туристам там есть что, а вот покушать - выбор весьма скудный, да и очередь придется простоять за хот-догом.
Конечно, в зонах гостеприимства, фан-зонах, у центральных магистралей и объектов, которые находятся вблизи арен, где будет массовое скопление болельщиков, организуют полномасштабную мелкорозничную торговлю. Около стационарных объектов будут выставлять кафе. В зоопарке также будет увеличено число точек общественного питания.
Игорь, Брест
Гости и участники чемпионата наверняка захотят купить сувениры как национальные белорусские, так и с символикой чемпионата. Будет ли представлен достаточный ассортимент этих товаров и где их можно будет приобрести? Какие необычные сувениры можно будет увидеть на прилавках в период проведения спортивного мероприятия?
Министерство торговли совместно с организациями торговли провели большую работу по расширению ассортимента именно национальной белорусской сувенирной продукции - это многочисленные изделия изо льна, строчевышитые изделия (разнообразные комплекты, рушники, скатерти), изделия плетеные из соломки, лозы, камыша, бересты, сувениры изо льноволокна. Наша сувенирная продукция будет представлена в широком ассортименте не только в крупных организациях торговли, но и в организациях общественного питания, и в гостиницах, и на предприятиях бытового обслуживания, где есть специальные отделы по продаже национальной сувенирной продукции.
Лариса Комарова: Сувенирная продукция, как и печатная, будет продаваться в объектах общественного питания придорожного сервиса. Здесь будет представлен не такой широкий ассортимент, как в магазинах непродовольственной торговли, но тем не менее, турист сможет приобрести значки, дорожные карты, различные изделия изо льна, соломки.
Алексей Романов: В фан-зонах и на спортивных аренах будут организованы специальные отделы, в которых будет продаваться сувенирная продукция с символикой чемпионата мира. Организатором продажи и поставки продукции является шведская компания NЕН, которая выступает официальным спонсором ЧМ.
Виолетта Брезовская: Это будут фуфайки, джемпера, головные уборы, брелоки, магниты, кружки, вымпелы - вся та продукция, которая традиционно продается во время проведения чемпионатов.
Береза Юлия, Санкт-Петербург
Собираемся приехать на чемпионат всей семьей, с детьми. Во многих странах в объектах торговли и общественного питания есть инфраструктура для детей (в гипермаркетах - специальные туалеты для детей, игровые комнаты, в кафе - детские уголки, раздают раскраски, игры и т.д.). В Беларуси, насколько нам известно, такого очень мало. Так ли это? Можем ли мы рассчитывать хотя бы на минимальную инфраструктуру для малышей? И будет ли детская комната в "Минск-Арене"?
В городе уже достаточно давно первыми организовали работу детских комнат столичные универмаги, и эта услуга пользуется популярностью. Кроме этого, в крупных торговых центрах открываются развлекательные комплексы. В универмагах такие комнаты работают на бесплатной основе, а в торговых центрах надо будет заплатить за данную услуга, но это абсолютно адекватные деньги и по карману посетителям этих торговых центров.
Напротив "Минск-Арены" в торговом центре "Арена-Сити" буквально на прошлой неделе был открыт детский развлекательный комплекс, и наверняка дети там с удовольствием проведут время, а родители помимо матча на "Минск-Арене", смогут с удовольствием походить по этому крупному торговому объекту. Торговые комплексы будут работать до 23.00, а детские комнаты работают по режиму их работы. В "Чижовке-Арене" такой услуги нет, но напротив арены есть детское кафе с детским меню и специальным залом для детей, то есть там можно будет провести время.
Зайцев Михаил, Минск
Какими массовыми культурными мероприятиями Минск порадует гостей и участников чемпионата?
В первую очередь мы говорим, конечно, про зоны гостеприимства. Здесь будут ежедневно работать сценические площадки, на которых выступят музыкальные коллективы, артисты различных жанров. Конечно, в целом в городе планируется культурная программа, в том числе в верхнем городе будут работать музыканты. Планируется и ночь музеев. Поэтому каждый болельщик сможет найти то культурное мероприятие, которое ему интересно. После посещения Минска у каждого останутся хорошие впечатления.
Лариса Комарова: Информацию о культурных мероприятиях, например, можно увидеть в торговом центре "Столица". Там вывешено огромное информационное объявление.
Самов Алексей, Смоленск
Далеко не все объекты Минска предлагают сегодня услугу по резервированию столиков. Изменится ли ситуация к ЧМ? Можно ли, например, зарезервировать столик в понравившемся кафе на все время своего пребывания? Доступна ли будет такая услуга в Интернете?
Сегодня субъекты хозяйствования имеют свои интернет-сайты, и через Интернет или по телефону, который расположен на интернет-сайте этого объекта, можно зарезервировать столик. Сегодня это не составляет проблем, тем более что каждый субъект хозяйствования заинтересован в том, чтобы получить потребителя, оказать ему услугу общественного питания и, естественно, получить за счет этого какой-то доход.
Попова Ирина, Полоцк
Продукция некоторых белорусских производителей пользуется хорошим спросом у иностранцев, соответственно, хорошо будет раскупаться и во время ЧМ. Готова ли торговля к резкому росту спроса?
Готова. Продукции изготовлено в достаточном количестве и с большим запасом. В магазинах оформлены специальные отделы по продаже национальной сувенирной продукции. Наибольшим спросом у иностранцев пользуются изделия изо льна, соломки, ткачества.
К слову, специализированная ярмарка по продаже национальной сувенирной продукции пройдет в торговом центре "Арена-сити" с 28 апреля по 31 мая.
Корр. БЕЛТА
Изменится ли во время чемпионата режим работы объектов торговли, общепита?
Принято решение Мингорисполкома, которое определило режим работы объектов торговли и общественного питания в столице. Что касается зон гостеприимства, то в первые дни, когда будет открытие чемпионата, а также в последние дни, когда будут финальные и полуфинальные игры, они будут работать с 10.00 до 3.00. Что же будет в остальные дни в этих зонах, которых всего три - у студенческой деревни, у Дворца спорта, на улице Притыцкого около ледового дворца? Так вот, в студенческой деревне режим работы будет с 9 по 25 мая всегда с 10.00 до 3.00. В самих общежитиях деревни объекты общественного питания будут работать с 8.00 до 3.00. У Дворца спорта будет режим такой - с 10.00 до 24.00, за исключением 9 мая, а также 22-25 мая. У ледового дворца - с 10.00 до 24.00. Что касается стационарных объектов торговли, то для продовольственных магазинов торговой площадью свыше 260 кв.м установлено, что окончание работы может быть не ранее 23.00. Объекты общественного питания будут работать, как на Новый год - до последнего клиента. Но это касается тех объектов, которые не встроены в жилые помещения.
Лазовская Татьяна, Минск
Во многих заведениях общественного питания транслируется "солянка" из музыкальных клипов разных стран. Почему бы на время ЧМ не ввести моду на показ роликов о Беларуси?
Я на эту тему скажу немного по-другому. Последние полгода-год велась активная работа с рестораторами, учредителями кафе для того, чтобы они у себя в объектах разместили плазменные панели, ЖК-панели, телевизоры, в первую очередь для того, чтобы во время чемпионата мира создать условия для просмотра хоккейных матчей. В большинстве объектов, где можно было установить такую технику, она установлена, и наверняка основным сюжетом, который будет транслироваться на этих телевизорах, будут именно хоккейные матчи чемпионата мира. Но вопрос, который прозвучал, заслуживает внимания, и мы его рассмотрим.
Антон, Минск
Ко мне в гости на чемпионат приедут друзья из Литвы. Они не курят, но во многих минских кафе и ресторанах отсутствуют залы для некурящих. Это очень ограничивает выбор и создает сложности и для гостей, и для самих минчан. Очень надеюсь, что ситуация изменится, хотя бы на время чемпионата.
В последнее время все больше и больше объектов общественного питания отказываются от курения, потому что активно идет работа, направленная на здоровый образ жизни.
Что касается "Минск-Арены" и "Чижовка-Арены", на период проведения чемпионата там в объектах общественного питания будут запрещены курение и продажа табачных изделий, а также в объектах общественного питания, прилегающих к аренам, и просто на территориях, прилегающим к аренам. По поводу полного запрета - каждый субъект хозяйствования сам для себя принимает такое решение. Если площадь объекта позволяет, то его разделяют на залы для курящих и некурящих.
Александр Романов: Есть сайты, которые посвящены объектам общественного питания, где можно узнать все про ресторан, в том числе есть ли залы для некурящих, и, основываясь на этих данных, можно выбирать и оставлять заявку.
Колокольчикова Оксана, Минск
Хватит ли в столичных кафе и ресторанах мест для гостей чемпионата, с учетом того, что большинство из них будут размещены в центре? И не получится ли так, что самим минчанами придется на этот период отказаться от их посещения?
В центральной части Минска и зонах вокруг спортивных арен стационарно работают около 300 объектов общественного питания, где примерно 15 тыс. посадочных мест. Кроме этого, около кафе, ресторанов и магазинов уже развернулись сезонные площадки. Это позволит создать более 20 тыс. дополнительных мест. Также в зонах гостеприимства будет еще 5 тыс. мест. Уверен, что это позволит удовлетворить спрос наших гостей.
Корр. БЕЛТА
Готов ли персонал объектов торговли и общественного питания к наплыву иностранных туристов? Не возникнет ли проблем в связи с языковым барьером?
Что касается работников торговли, которые будут обслуживать болельщиков чемпионата мира по хоккею в Минске, могу сказать, что за последние полтора года более 1,5 тыс. работников столичной торговли прошли различные курсы по изучению и обновлению знаний иностранных языков. С учетом того, что ощущалась некоторая нехватка кадров, был заключен договор с учреждениями образования, и более 1 тыс. студентов со знанием английского языка будут работать в объектах общественного питания и торговли, помогать при общении с иностранцами. Это не волонтеры, эти студенты прошли на местах обучение, ознакомились с профессией и за свою работу будут получать заработную плату. Крупнейшие объекты города заключили договоры со студентами Минского государственного лингвистического университета. Более 300 студентов с первоклассным знанием иностранных языков будут работать в этих объектах с иностранными туристами. Поэтому можно утверждать, что иностранцы, которые приедут в Минск, без проблем смогут сделать покупки, воспользоваться услугами объектов общественного питания.
Виолетта Брезовская: Подготовлены английские разговорники с необходимым словарным набором. Они розданы по организациям торговли, гостиницам, объектам общественного питания и бытовых услуг.
Мы затронули тему волонтеров. Всего их будет более 1 тыс. человек. Это молодые ребята, которые будут работать в инфоцентрах, по городу, будут раздавать справочные материалы, работать в "Минск-Арене" и "Чижовка-Арене", помогать туристам на всех культурно-массовых мероприятиях, в исторических местах. Издано более 20 видов памяток, которые волонтеры будут раздавать туристам.
Специально перед чемпионатом мира Министерство торговли выпустит номер своего журнала "Гермес", который будет полностью посвящен чемпионату мира. Там будет вся информация обо всех мероприятиях, которые будут проводиться в Минске, о фан-зонах, зонах гостеприимства, где они расположены, в какое время работают, информация о продажах алкоголя, пива. Разместится там информация и о наших культурных учреждениях: музеях, театрах, кинотеатрах. Информация будет предоставлена на двух языках: русском и английском. Журнал будет распространяться в объектах торговли и общественного питания, а также в гостиницах. 7 мая этот журнал уже будет выпущен.
Лариса Комарова: Такая работа велась не только по Минску. Была задействована вся республика. В первую очередь это касается объектов общественного питания придорожного сервиса по пути следования от границ к столице. Значительная часть персонала этих объектов владеет иностранным языком, в помощь им также предоставлены разговорники.
Иван, Минск
В прошлом году Мингорисполком разрешил народным мастерам при наличии удостоверения ремесленника бесплатно выставлять на продажу свои работы на пешеходной улице Карла Маркса по субботам и воскресеньям. Будет ли продолжена эта традиция, в том числе и в период ЧМ по хоккею, в связи с переносом пешеходной улицы в Верхний город и каким образом будет организована процедура допуска ремесленников на торговую площадку? Спасибо.
Действительно, пешеходная улица с Карла Маркса переедет на территорию Верхнего города, которая в 2014 году объявлена зоной гостеприимства. Во время проведения чемпионата мира на площадке возле Дворца спорта будет выделена значительная территория для ремесленников. Этим, в частности, занимается управление культуры Мингорисполкома. Перечень ремесленников, которые будут торговать на этой территории, уже сформирован, подготовительные работы завершены. Так, доставлено необходимое оборудование для того, чтобы ремесленники смогли представить свою продукцию красиво, достойно. Порядок допуска к торговле народных мастеров, имеющих необходимые документы, останется без изменений.
иван
В Интернете распространились слухи о том, что после чемпионата с прилавков магазинов примерно на месяц пропадут многие товары, причем не только продовольственные. Насколько обоснованны такие опасения?
Это в очередной раз доказывает, что не всегда стоит доверять информации, которая размещена в сети Интернет. Никаких предпосылок для опасений, что приехавшие на чемпионат мира по хоккею гости подорвут продовольственную безопасность страны, нет. Ранее уже говорилось, что в магазинах, кафе, ресторанах, других объектах будет представлено достаточное количество товаров.
Корр. БЕЛТА
Не столкнется ли наша торговля с проблемой дефицита каких-либо товаров, в том числе продовольственных, в период ЧМ?
Никаких проблем с ассортиментом не будет. Потребительский рынок у нас насыщен, никаких предпосылок для того, чтобы возник какой-то дефицит той или иной продукции нет. Заключены необходимые договоры, выстроены логистические схемы между поставщиком, производителем, торговлей. Мы с удовольствием ждем чемпионата мира и надеемся на то, что покупательский спрос значительно возрастет.
Красная Янина
В Минске к системе Tax Free подключено более 70 магазинов. Насколько отлажена схема предоставления услуги по возврату НДС? Не возникнет ли сбоев в работе системы в случае массового возврата налога?
Система Tax Free в настоящий момент работает очень хорошо. На сегодняшний день к ней присоединено более 100 торговых объектов. Работает программный продукт, нет никаких проблем. Уже граждане из 47 стран мира вернули себе НДС. Общий товарооборот по этим чекам более Br1 млрд. Средний возврат по ним - порядка $30-40. Основное количество магазинов, подключенных к этой системе, разумеется, в Минске. Однако мы активно продвигаемся в регионы, в том числе охватывая наши туристические маршруты - Мир и Несвиж. Эта услуга очень востребованна. Чаще всего покупают ювелирные изделия, парфюмерную и косметическую продукцию белорусского производства, меховые изделия.
Для гостей Беларуси разработан специальный буклет, где указаны все магазины, которые возвращают этот налог.
Алексей Романов:
Никаких проблем у нас по этой системе нет. Сбои возникают только в тех случаях, когда человек сам неверно оформляет чек, с ошибкой заполняет собственные реквизиты. Тогда возникают проблемы с получением денег. На данный момент в Минске оформлено около 350 чеков. Порядка ста из них уже обналичены.