Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
16 февраля 2015, 13:00

Конкуренция и антимонопольное регулирование в ЕАЭС

С 1 января 2015 года Евразийская экономическая комиссия наделена функциями по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках Евразийского экономического пространства. Таким образом, антимонопольная сфера стала первым направлением в ЕАЭС, где создано наднациональное управление. ЕЭК во взаимодействии с уполномоченными антимонопольными органами государств - членов ЕАЭС проводит анализ трансграничных рынков, выявляет признаки нарушений правил конкуренции, рассматривает обращения хозяйствующих субъектов.

Что изменилось в регулировании вопросов конкуренции на трансграничных рынках с созданием ЕАЭС? Какие механизмы пресечения антиконкурентных действий на территориях государств-членов предусмотрены? Какие трансграничные рынки наиболее неблагополучны с точки зрения конкуренции? Как снизить цены на импортные товары? Какие изменения произошли в регулировании государственных закупок?

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Появились ли какие-то существенные изменения в регулировании вопросов конкуренции на трансграничных рынках с созданием ЕАЭС?
В связи с вступлением в силу Договора о ЕАЭС Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года прекратило свое действие.

В Договоре о ЕАЭС сохранены все действующие нормы Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, а также введен ряд новаций. В частности, расширен перечень субъектов, подпадающих под антимонопольный контроль ЕЭК (физические лица и некоммерческие организации государств-членов, не являющиеся хозяйствующими субъектами). Комиссия наделена правом направления в уполномоченные органы государств-членов мотивированного представления о проведении процессуальных действий (опрос, истребование документов, осмотр территорий и пр.). Введены штрафы за несвоевременное представление в комиссию предусмотренных договором сведений, а также за представление заведомо недостоверных сведений. При этом за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках размеры штрафов могут быть увеличены.

Ежегодно комиссия будет готовить и представлять в Высший Евразийский экономический совет отчет о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них.

Еще одно из существенных нововведений - дополнение перечня товаров, в отношении которых допускается введение государственного ценового регулирования, позицией "табачные изделия".

В договоре о ЕАЭС в соответствии с международной практикой установлены запреты "per se" на антиконкурентные соглашения (соглашения между конкурентами, которые представляют наибольшую угрозу конкуренции). В частности, запрещены (без каких-либо исключений) соглашения, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).

Также одним из нововведений в сфере конкурентной политики на трансграничных рынках стало изъятие из полномочий Евразийской экономической комиссии функции по пресечению нарушений правил конкуренции на финансовых рынках. То есть теперь ЕЭК не будет проводить расследования, возбуждать и рассматривать дела в части антиконкурентных соглашений и недобросовестной конкуренции на финансовых рынках, в том числе со стороны российских и казахстанского банков на территории Беларуси. В то же время в соответствии национальным законодательством каждого из государств-участников контроль на финансовых рынках осуществляется антимонопольным органом: в Беларуси – Министерством экономики, в Казахстане – Агентством по защите конкуренции совместно с Национальным банком, в России – согласованно Федеральной антимонопольной службой с Центральным банком.
Кисель А.М.
Будет ли в ЕАЭС проводиться единая конкурентная политика или государства-члены сохранят возможность принимать самостоятельные решения в этой сфере?
Стороны Договора о ЕАЭС договорились об общих принципах и правилах конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территориях государств-членов и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств-членов.

В отношении третьих стран, как и в Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции, государства-члены проводят согласованную конкурентную (антимонопольную) политику, поскольку действия хозяйствующих субъектов третьих стран могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств - членов ЕАЭС. При этом ничто не препятствует любому государству ЕАЭС принимать любые меры, которые оно считает необходимыми для защиты важнейших интересов обороны страны или безопасности государства.
Корр. БЕЛТА
Представители ЕЭК не раз заявляли о необходимости поэтапного снижения роуминговых тарифов и их выравнивания на территории стран ЕАЭС. Что сделано в этом направлении?
Евразийская экономическая комиссия изучает рынок телекоммуникаций, в частности международный роуминг. Можем констатировать, что тарифы на мобильную связь при выезде за пределы Беларуси, даже в Россию и Казахстан, по-прежнему неоправданно высокие. Разница базовых тарифов на международные звонки и исходящие звонки в роуминге с сетей сотовых операторов составляет от 4,4 до 5,9 раза.

К примеру, при поездке в Россию за одну минуту вызова в Беларусь абонент Life в роуминге заплатит от Br4320 независимо от того, услугами какого российского оператора пользуется, абонент МТС - от Br12600 (российский МТС) до Br22670 (VimpelCom), абонент Velcom - от Br13080 (VimpelCom) до Br30900 (российский МТС). Аналогичная ситуация, если гражданин России приезжает в Беларусь. За звонок из Беларуси в Россию в роуминге с российского МТС он заплатит 39 российских рублей (Br9129), с "Мегафона" - 29 российских рублей (Br6788), с "Билайна" - 49 российских рубля (Br11469).

Как показывают исследования, 25-30% от общего числа опрошенных респондентов в путешествиях покупают местные SIM-карты, 35-40% используют роуминг (без специальных опций, к примеру, мобильного интернета) и несут большие расходы на связь, из-за чего вынуждены сокращать общение.

Следует отметить, что тарифы на исходящие звонки в странах ЕЭП в среднем в 3-5 раз превышают максимальный тариф в государствах ЕС, на исходящие СМС в роуминге - в 2-3 раза, на передачу данных – в среднем в 8-21 раз.

В настоящее время с учетом международного опыта регулирования экспертами подготовлен проект принципов справедливого роуминга операторов связи. Это подразумевает установление экономически обоснованных тарифов и прозрачность их формирования, сокращение издержек, предоставление равных возможностей для всех абонентов, недискриминационный доступ к сетям операторов связи, развитие альтернативных услуг мобильной связи в роуминге.

Таким образом, путем добровольных действий операторов связи планируется поэтапное снижение платы за роуминг и уравнивание ее на территории ЕАЭС. При снижении тарифов в роуминге операторы смогут зарабатывать на росте объемов трафика, благодаря чему будет достигнут баланс интересов абонентов и операторов.

Вместе с тем в отношении операторов связи, занимающих доминирующее положение по услугам роуминга на трансграничных рынках, при наличии в их действиях признаков нарушения правил конкуренции, Евразийская экономическая комиссия совместно с антимонопольными органами будет применять меры антимонопольного воздействия – проводить расследования и возбуждать дела, с последующим применением штрафных санкций.

В целом это означает, что стоимость услуг связи для абонентов в роуминге должна быть практически такая же, как дома.

На состоявшемся 30 января текущего года совещании руководителей антимонопольных органов государств ЕАЭС принято решение о создании рабочей группы, которая выработает предложения по правилам справедливого роуминга на территории ЕАЭС. Антимонопольные органы государств - членов ЕАЭС представят в ЕЭК предложения по поэтапному снижению тарифов на услуги международного роуминга до уровня стоимости услуг сотовой связи, предоставляемых внутри государств-членов ЕАЭС.

Договором о ЕАЭС предусмотрено, что к 1 января 2020 года должен быть утвержден единый подход к ценообразованию на услуги по пропуску трафика в государствах – членах союза. В настоящее время подготовлен проект соглашения о международном роуминге в Евразийском экономическом союзе, включающий вопросы трансграничной передачи данных, создания равных условий для операторов связи, формирования тарифов, использования радиочастотного спектра и т.д.
Корр. БЕЛТА
Примерно такая же ситуация сложилась и на рынке железнодорожных и авиаперевозок Беларуси, России и Казахстана. Что удалось сделать за последний год на уровне ЕЭК и стран – участниц ЕАЭС по либерализации транспортных перевозок, в том числе пассажирских, с учетом перспективы создания единого рынка транспортных услуг?

Рынок железнодорожных перевозок пассажирским транспортом находится под пристальным вниманием Евразийской экономической комиссии. До февраля 2015 года сохранялась тенденция увеличения тарифов на железнодорожные перевозки. Так, в январе 2015 года цена плацкартного билета по маршруту Минск-Москва, как в поездах белорусского, так и российского формирования, по сравнению с июнем 2014 года увеличилась примерно на 50%, а купейного - на 36%. Однако уже с 10 февраля 2015 года белорусской и российской железными дорогами по направлению Беларусь-Россия тарифы были значительно снижены.

По-прежнему внутренние тарифы на проезд железнодорожным транспортом существенно отличаются от межгосударственных. Так, если минимальная стоимость проезда поездом №26 Орша-Смоленск (расстояние около 127 км) в плацкартном вагоне равна Br241 900, то проезд этим же поездом в плацкарте на такое же приблизительно расстояние по территории Беларуси (Борисов-Орша) стоит Br37 400.

Учитывая, что на трансграничном рынке железнодорожных пассажирских перевозок действует ограниченное количество перевозчиков, которые занимают доминирующее положение, Евразийская экономическая комиссия совместно с антимонопольными органами стран - участниц ЕАЭС в рамках предоставленных полномочий будет, в том числе, в инициативном порядке проводить расследования нарушений правил конкуренции и принимать соответствующие меры пресечения.

В ходе анализа трансграничного рынка авиационных пассажирских перевозок также усматривается зависимость цен на авиабилеты от количества назначенных авиационными властями государств - участников ЕЭП авиаперевозчиков на маршрутах.

Так, на маршруте Минск-Стамбул (расстояние 1436 км, 2 перевозчика) цена на авиабилет в 2,7 раза превосходит цену на авиабилет по маршруту Москва-Стамбул (1764 км, 5 перевозчиков). Разница в стоимости авиабилетов на сопоставимых по расстоянию маршрутах с высоким и низким уровнями конкуренции доходит до 40 %.

Крупнейшими авиакомпаниями на рынке трансграничных авиаперевозок пассажиров между государствами ЕАЭС являются "Белавиа" (26,3%), "Трансаэро" (24,8%) и "Эйр Астана" (24,1%). Динамика пассажиропотока положительная, за 2011-2013 годы он возрос на 51%, в том числе у авиакомпании "Аэрофлот" он вырос в 2,8 раза, у S7 (Сибирь) - в 1,9 раза, у "Белавиа" - в 1,7 раза, у "Эйр Астана" - в 1,5 раза.

В 2011-2013 годах между Беларусью и Казахстаном действовало четыре трансграничных маршрута, 100% услуг оказывала авиакомпания "Белавиа". Между Беларусью и Россией действовало 13 маршрутов, наибольшую долю авиаперевозок на которых осуществляли "Белавиа" (69,3%) и "Аэрофлот" (27,4%). Между Казахстаном и Россией действует 43 маршрута, крупнейшими авиаперевозчиками на которых являются "Трансаэро" (39,4% рынка) и "Эйр Астана" (38,3%).

Самый главный фактор, влияющий на уровень тарифов, - это условия конкуренции. Там, где конкуренция есть, цены в разы ниже, а где нет - поддерживаются высокие тарифы.

Препятствия для развития конкуренции на товарных рынках авиаперевозок пассажиров между государствами – членами ЕАЭС создают ограничения, установленные в межправительственных соглашениях, в соответствии с которыми назначенные авиационными властями авиаперевозчики сначала согласовывают тарифы между собой, а затем утверждают их в уполномоченных органах власти.

Полагаем, что действующие соглашения о воздушном сообщении не в полной мере соответствуют требованиям здоровой конкуренции и требует совершенствования. В частности, речь идет об институте назначенных перевозчиков. Непрозрачный механизм распределения назначений не способствует развитию конкуренции. Поэтому в соглашения о воздушном сообщении необходимо внести изменения, регламентирующие порядок ценообразования на авиабилеты и создающие авиаперевозчикам возможность свободно входить на рынок перевозок пассажиров государств – членов ЕАЭС. Увеличение числа авиаперевозчиков, работающих на одном маршруте, создаст условия для развития конкуренции на этом рынке.

То же касается услуг в аэропортах. Интенсивность перевозок возрастает, однако из-за недостаточной пропускной способности и несоответствия техническим стандартам аэропорты вынуждены сокращать число принимаемых и отправляемых воздушных судов. Отсутствует конкуренция между провайдерами услуг авиакомпаний, главными из которых являются поставка и хранение ГСМ, а аэропортовые услуги и вовсе оказываются субъектами естественной монополии.

Для решения этой проблемы предлагается расширить применение правил недискриминационного доступа к услугам аэропортов, позволяющих авиаперевозчикам на равных условиях пользоваться услугами субъектов естественных монополий в аэропортах государств - членов ЕАЭС. Применение единых тарифов на услуги, оказываемые в аэропортах, создание равных условий для предоставления удобных слотов (по времени вылета/прилета) для всех авиакомпаний государств ЕАЭС, а не только для национальных авиаперевозчиков, приведет к существенному изменению условий конкуренции.

На состоявшемся 30 января текущего года совещании руководителей антимонопольных органов государств ЕАЭС принято решение о создании рабочей группы по развитию конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок.

Кашин Евгений, Смоленск
Еще год назад в Беларуси стояла проблема предотвращения неконтролируемого вывоза продовольствия в Россию в связи с тем, что у нас продукты были значительно дешевле. За это время экономическая ситуация в обеих странах изменилась: санкции Евросоюза против России и российское эмбарго на поставки из стран ЕС отразились и на Беларуси. Как в связи с этим изменились цены на продовольственные и другие товары на приграничных территориях и ситуация в целом?
Во второй половине 2014 года Евразийская экономическая комиссия провела мониторинг цен на отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров на приграничных территориях Беларуси и России, который показал, что российские продовольственные товары в розничной торговле Беларуси представлены в весьма ограниченном объеме. Это в основном растительное масло, гречневая крупа, рис, рыба мороженая, макароны, мука.

Что касается розничных цен, то на такие продукты, как молоко, подсолнечное масло, сахар-песок, рис, мясо куриное, хек замороженный, яйцо куриное, макароны, мука пшеничная, они практически одинаковы в Беларуси и в России. В то же время сливочное масло, творог, рис, гречневая крупа в Беларуси дешевле. А в России ниже цены на тушеную говядину, пищевую соль, мороженую рыбу (минтай б/г).

На постоянном контроле товарный рынок синтетических моющих средств. В ходе мониторинга установлено, что в России ассортимент стиральных порошков представлен в основном продукцией российского производства, а белорусские - в весьма ограниченном объеме. В то же время в Беларуси торговля предлагает как отечественные, так и российские стиральные порошки. При этом в России цены на эту продукцию выше, разница с белорусскими ценами достигает 25%. На некоторые марки российского стирального порошка цена реализации в Беларуси ниже, чем в России, даже с учетом доставки.

ЕЭК и антимонопольные органы выработают совместные планы действий по дальнейшему исследованию товарных рынков. При выявлении признаков нарушений общих правил конкуренции будут приниматься меры реагирования в соответствии с Договором о ЕАЭС в рамках предоставленных полномочий.

В 2015 году мониторинг цен на отдельные виды социально значимых товаров на приграничных территориях Беларуси и России, а также Казахстана и России будет продолжен и на постоянной основе.
Ярослав, Минск
Здравствуйте, обращаюсь к вам как к представителям наднациональной антимонопольной службы: как можно объяснить тот факт, что в Беларуси импортные брендовые товары стоят в несколько раз дороже, чем в других странах? Поэтому и ездят наши соотечественники за качественными товарами за границу, и это все равно выгоднее, чем покупать у нас, даже с учетом затрат на дорогу и других расходов. Почему не работает антимонопольное законодательство и закон о конкуренции?
Непомерно высокие цены на импортируемые из третьих стран товары, которые в других странах стоят в разы дешевле, являются следствием запрета на параллельный импорт и монополизации рынков официальными дистрибьюторами зарубежных производителей. Разница между полной ценой у официального поставщика и параллельного импортера может быть очень велика. ЕЭК проводила сравнение цен на работы и запасные части у официальных дилеров и у независимых организаций автосервиса в странах ЕАЭС. Оказалось, что в Беларуси цена на тормозные колодки различных производителей у официальных дилеров на 25-60% выше, чем у независимого автосервиса, в Казахстане - на 25-40%, в России - на 31-71%.

В Таможенном союзе и на территории Евразийского экономического пространства параллельный импорт официально запрещен. Невозможно завезти в страну и, соответственно, купить брендовый европейский товар в обход дистрибьюторской сети, которая задает свою ценовую политику и диктует свои условия. Таким способом производители, к примеру, европейских брендов защищают свои доходы.

Правообладатель, а по сути это легальный монополист, получая право устанавливать объем импорта, ассортимент импортируемых товаров, а также влиять на процессы ценообразования, имеет полную свободу действий при установлении тех или иных дискриминационных условий в отношении разных стран. Это создает определенные угрозы для конкуренции. Ограничение конкуренции приводит к разделу товарного рынка между официальными дилерами, а также к злоупотреблению дистрибьюторами своим доминирующим положением. В частности, запрет на параллельный импорт влечет ограничение торговли автозапчастями, их удорожание, а также увеличение стоимости обслуживания автомобилей и т.д. Легализация параллельного импорта предполагает, что брендовый товар может ввозить не только владелец этого товарного знака или его официальный дистрибьютор, но и любой импортер. Это приведет к значительному снижению стоимости ввозимой продукции - от йогуртов до автомобилей.

Учитывая значимость проблемы выбора оптимального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак, при Евразийской экономической комиссии создана рабочая группа по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, с учетом необходимости максимального положительного социального и экономического эффекта для всех государств-членов. В состав рабочей группы вошли наиболее квалифицированные специалисты государственных органов и бизнес-сообществ стран ЕАЭС, а также представители ЕЭК.
Агафонов Михаил, Минск
Недавно сообщалось, что общий уровень имплементации модельного закона о конкуренции уже доведен в странах ЕАЭС до 80-90%. Кто из наших партнеров по ЕАЭС продвинулся в этом направлении дальше всех, и что еще предстоит сделать, в частности Беларуси?
В рамках гармонизации законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации проанализирована деятельность сторон по имплементации в национальное законодательство положений модельного закона "О конкуренции", утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 24 октября 2013 года. В целом, в антимонопольное законодательство имплементировано в Беларуси около 60% норм модельного закона, в Казахстане – до 80%, в России – свыше 90%.

Так, Беларусь имплементировала часть положений модельного закона "О конкуренции" в национальное конкурентное законодательство, закрепив их в новой редакции закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", принятой в 2013 году.

Учел часть положений модельного закона и Казахстан. Соответствующий законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам естественных монополий и регулируемых рынков" в настоящее время находится в парламенте.

В Российской Федерации большая часть положений реализована в законодательстве, а именно в Федеральном законе "О защите конкуренции", Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе.

Отдельные нормы модельного закона включены в так называемый четвертый антимонопольный пакет. В частности, разграничены полномочия между национальным антимонопольным органом и ЕЭК, исключена возможность применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расширен институт предупреждения, и его действие распространено на органы государственной власти и местного самоуправления, акты недобросовестной конкуренции (кроме случаев нарушения исключительных прав) и иные формы злоупотребления доминирующим положением. Расширен перечень лиц, которым может быть направлено предостережение (в их число включены должностные лица органов власти). Правительству Российской Федерации предоставлено право определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства.

Кроме того, введено предварительное согласование антимонопольным органом создания государственных и муниципальных предприятий, установлена возможность признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами – покупателями, и предусмотрена обязанность предоставления в антимонопольный орган информации, составляющей налоговую тайну.

Работа по имплементации норм модельного закона "О конкуренции" и подготовке предложений по совершенствованию антимонопольного (конкурентного) законодательства государств - членов ЕАЭС будет продолжена в 2015 году. На наш взгляд, существуют нормы модельного закона о конкуренции, которые могли бы быть учтены при дальнейшем совершенствовании национального антимонопольного законодательства. В целом они направлены на экономию бюджетных средств, обеспечение равных условий, недискриминационный доступ к товарам монополистов, снижение количества штрафов, предотвращение создания новых монополий, повышение прозрачности торгов, поддержку бизнеса.

К примеру, для Беларуси могут быть полезными нормы о запрете при проведении торгов действий, которые приводят к ограничению, устранению и недопущению конкуренции; о согласовании антимонопольным органом создания государственных предприятий; об альтернативных способах регулирования деятельности монополистов, таких как установление правил недискриминационного доступа в сфере естественных монополий и инфраструктурных и иных секторах; предписание об утверждении и опубликовании правил торговой практики доминирующих субъектов, и др.

Также в белорусском законодательстве предстоит закрепить такие нормы, как направление предостережения о недопущении нарушения антимонопольного законодательства; возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства, коллегиальность принятия решений по таким делам; смягчение ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и др.
Корр. БЕЛТА: Какие задачи стоят перед Евразийской экономичес
Какие задачи стоят перед Евразийской экономической комиссией в сфере конкуренции в 2015 году?
Прежде всего продолжится контроль за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках государств - членов Евразийского экономического союза и работа по адвокатированию конкуренции на территории стран ЕАЭС.

Совместно с уполномоченными органами государств ЕАЭС продолжится подготовка предложений по совершенствованию национального антимонопольного (конкурентного) законодательства и работа по имплементации положений модельного закона "О конкуренции" в национальное законодательство стран ЕАЭС.

В 2015 году планируется подготовить и вынести на рассмотрение Высшего евразийского экономического совета проект решения "О Концепции развития конкурентной (антимонопольной) политики на территории государств - членов Евразийского экономического союза" и приступить к подготовке проекта Концепции развития сферы государственных (муниципальных) закупок государств ЕАЭС.

Совместно с Арменией и Кыргызстаном предстоит разработать планы мероприятий по взаимному признанию электронной цифровой подписи государствами - членами ЕАЭС.
Мотоль Надежда, Гродно
С 2016 года в ЕАЭС планируется создать единый рынок лекарственных средств и медицинских изделий, что предусмотрено соответствующими соглашениями, подписанными в декабре прошлого года. По оценке комиссии, какую подготовительную работу предстоит проделать государствам – участникам, какие конкурентные риски предусмотреть? Как будет осуществляться мониторинг безопасности, качества и эффективности медицинских изделий, смогут ли страны – участницы сами выявлять и принимать соответствующие меры в отношении фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных медицинских изделий и их поставщиков?
Фармацевтический рынок - это один из наиболее социально значимых секторов экономики. Как и на других рынках, на фармацевтическом рынке имеются ключевые проблемы, касающиеся недобросовестной конкуренции, ценообразования, соглашений по разделу рынков. ЕЭК и антимонопольные органы государств - членов ЕЭАС планируют подготовить план совместных действий по выработке и внедрению конкурентных правил на фармацевтическом рынке.

На наш взгляд, особое внимание необходимо уделить мерам по недопущению манипулирования фармпроизводителями искаженными данными в инструкциях по медицинскому применению, приводящего к ограничению конкуренции и введению в заблуждение относительно технических характеристик лекарственных препаратов. Усилия также должны быть направлены на недопущение регистрации фармкомпаниями лекарственных средств под видом БАД, а также регистрации БАД под названиями и в упаковках, похожих до степени смешения на лекарственные препараты; возникновения дефицита на отдельные лекарственные препараты, особенно в периоды повышенного спроса на лекарственные средства. Кроме того, единые конкурентные правила на фармрынке государств ЕАЭС позволят избежать установления завышенных, в том числе монопольно высоких цен на лекарственные препараты.
Зинединов Анвар, г.Тараз, Казахстан
В конце 2013 года Евразийской экономической комиссии переданы полномочия по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных товарных рынках Беларуси, России и Казахстана. Поступали ли в комиссию заявления о нарушении правил конкуренции? Каковы результаты их рассмотрения?
Комиссия наделена функциями по контролю за соблюдением общих правил конкуренции с 1 января 2015 года. На комиссию возложены полномочия по пресечению нарушений запретов на недобросовестную конкуренцию, ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов и злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств-членов ЕАЭС. В настоящее время комиссия во взаимодействии с уполномоченными антимонопольными органами государств - членов ЕАЭС проводит анализ трансграничных рынков, выявляет признаки нарушений правил конкуренции, рассматривает обращения хозяйствующих субъектов.
Корр. БЕЛТА
Какие изменения произошли в регулировании государственных (муниципальных) закупок с началом функционирования ЕАЭС?

С 1 января 2015 года вопросы государственных закупок регулируются Договором о ЕАЭС, а также соответствующим национальным законодательством. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года утратило силу.

Концепция регулирования государственных закупок в целом сохранена. Это оптимальное и эффективное расходование денежных средств; открытость и прозрачность закупок; национальный режим для государств - членов ЕАЭС, а для третьих стран - не более благоприятный, чем для государств-членов; развитие конкуренции и противодействие коррупции и другим злоупотреблениям в сфере государственных закупок и т.д.

Несколько скорректирована сфера регулирования: из числа заказчиков исключены национальные (центральные) банки и осуществляемые ими закупки, но при этом определен ряд требований к их закупочной деятельности.

Перечень способов закупок дополнен двумя разновидностями открытого конкурса - предусматривающий двухэтапные процедуры и предварительный квалификационный отбор, а также запросом предложений. При этом целесообразность применения дополнительных способов закупок, как и биржевых торгов, запроса ценовых предложений (запроса котировок), государство-член вправе определять самостоятельно.

Несколько скорректированы условия применения отдельных способов закупок. Так, сокращены перечни товаров (работ, услуг) и случаи осуществления закупок посредством открытого электронного аукциона и закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Перечень случаев для применения способа закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) сведен воедино и сокращен с 81 до 63 позиций.

В случае применения конкурсов и аукционов сроки для подачи заявок сокращены с 20 до 15 дней, разъяснение условий документации должно быть представлено не позднее чем за 3 календарных дня до даты окончания подачи заявок, потенциальные поставщики должны быть уведомлены о результатах этапов проведения процедуры (путем публикации протоколов, результатов процедуры закупок) не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, а договор должен быть заключен не ранее 10 и не позднее 30 календарных дней с даты выбора победителя.

В случае применения конкурса установлено, что местом подачи заявок является электронная торговая площадка (электронная площадка) и (или) веб-портал.

Более короткими стали сроки уведомления об установлении особенностей осуществления закупок, изъятий из национального режима, а также принятия актов о закупках у определенного потенциального поставщика - не позднее 15 календарных дней до их принятия.

С 30% до 50% увеличен минимальный размер обеспечения исполнения договора о закупке в случае авансирования закупки.

Определено, что государства-члены будут стремиться перейти на заключение договоров о закупках в электронном формате до 2016 года.

Товстыко Сергей, Минск
В соответствии с договором о ЕАЭС с 1 января 2015 года всем четырем государствам-членам Союза, включая Республику Армения, следует обеспечить национальный режим доступа, в том числе в отношении госзакупок. Однако до сих пор между сторонами не обеспечено взаимное предоставление наиболее благоприятных национальных режимов доступа к государственным закупкам. Имеют место изъятия из национального режима. Каким образом комиссия может разрешать возникающие в связи с этим вопросы между странами ЕАЭС?
Действительно, государствами-членами должен обеспечиваться национальный режим в сфере государственных закупок, но и наличие изъятий из него не исключается. Договором о ЕАЭС предусмотрено право государств-членов в исключительных случаях на срок не более двух лет в одностороннем порядке устанавливать изъятия из национального режима, о чем национальный уполномоченный орган обязан уведомить ЕЭК и другие государства-члены не позднее чем за 15 календарных дней до их введения в целях проведения необходимых консультаций.

Такие консультации проводятся ЕЭК с участием заинтересованных представителей всех государств-членов по обращению сторон в случае получения соответствующего уведомления либо выявления фактов несоблюдения международных обязательств, в том числе в части национального режима.

ЕЭК вправе принять решение о необходимости отмены изъятий из национального режима в течение года со дня их принятия. Такое решение должно быть реализовано государством-членом в течение двух месяцев, в противном случае каждое из других государств-членов вправе не распространять национальный режим на государство-член, которое не выполнило решение ЕЭК.

В настоящее время в подготовлен проект порядка рассмотрения уведомлений об установлении изъятий из национального режима и принятия ЕЭК решений о необходимости их отмены.

В связи с перспективой присоединения к ЕАЭС Кыргызстана рассматривается вопрос о двухгодичном переходном периоде для него в части введения национального режима.
Базанов Александр, Минск
В 2012 году по решению комиссии в Российской Федерации были отменены изъятия из национального режима для поставщиков белорусских камвольных тканей. Какая работа по отмене государствами – членами ЕАЭС изъятий из национального режима проводилась в 2014 году?
В 2014 году по инициативе Беларуси проводились консультации в отношении постановлений Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" и от 14 июля 2014 года № 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Участниками консультаций от Республики Беларусь (ОАО "Белшина" и Министерство торговли) были представлены сведения, подтверждающие отказ в допуске белорусских шин к участию в процедурах государственных закупок, проводимых в Российской Федерации в 2014 году для нужд воинских частей на основании постановления №1224. Участники консультаций сошлись во мнении, что постановлением установлены изъятия из национального режима в сфере госзакупок для товаров (работ, услуг) и поставщиков Беларуси и Казахстана с нарушением статьи 4 Соглашения о государственных (муниципальных) закупках на неограниченный срок и без уведомления об этом государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и Евразийской экономической комиссии.

В результате российская сторона заявила о намерении устранить эти изъятия. По информации Минэкономразвития России, в настоящее время Минпромторг России с участием Минэкономразвития и МИД готовит необходимые изменения в постановление № 1224.

Что же касается изъятий по продукции машиностроения, то в результате консультаций было установлено отсутствие непосредственного запрета на допуск белорусской и казахстанской продукции машиностроения к российским закупкам. Вместе с тем, по мнению участников консультаций от Беларуси, постановление № 656 установило определенный барьер для белорусских и казахстанских субъектов хозяйствования при участии в государственных закупках продукции машиностроения, так как право выдачи соответствующих актов экспертизы предоставлено только Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Однако предложений по поводу продолжения консультаций пока не поступало.

21 января 2015 года состоялись консультации по ряду распоряжений российского правительства, установивших обязательное требование о закупке тканей для производства вещевого имущества, поставляемого по линии государственных закупок, у ООО "Брянский камвольный комбинат". В связи с тем, что российская сторона не предоставила обоснование необходимости такой поддержи комбината, участники консультаций не пришли к единому мнению и решили вынести этот вопрос на заседание Консультативного комитета по конкуренции и антимонопольному регулированию, ценовому регулированию и государственным (муниципальным) закупкам, которое состоится 27 февраля.

При этом Минэкономразвития России предложено направить в Минторг Беларуси, Минфин Казахстана и ЕЭК обоснование необходимости поддержки комбината и в месячный срок внести в правительство предложения по устранению изъятий из национального режима в отношении камвольных тканей. Также рекомендовано в дальнейшем при подготовке актов, направленных на поддержку отечественных производителей, принимать во внимание решение Высшего Евразийского экономического совета, касающееся координации национальных промышленных политик Беларуси, Казахстана и России.
Роговцева Ирина Сергеевна, г.Выборг
Договором о ЕАЭС предусмотрено, что участие потенциальных поставщиков в закупках может быть ограничено на основании сведений, включенных в Реестр недобросовестных поставщиков. Ведутся ли такие реестры, и как много поставщиков включено в них?
Да, в Беларуси, Казахстане и России такие реестры есть.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются на два года, как правило, сведения о поставщиках, уклонившихся от заключения договора, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам. Основанием для включения в реестр может быть решение суда и (или) национального контролирующего органа. При этом лицо, сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков, вправе обжаловать такое решение в судебном порядке.

Информацию о лицах, включенных национальный реестр недобросовестных поставщиков, можно найти на национальных веб-порталах государственных закупок: icetrade.by (Беларусь), goszakup.gov.kz (Казахстан), zakupki.gov.ru (Россия).

Согласно данным, размещенным на этих веб-порталах по состоянию на 9 февраля 2015 года, реестр недобросовестных поставщиков России содержит 2382 поставщика, Казахстана – 5430, Беларуси – только два поставщика.

В Беларуси и Казахстане заказчики обязаны не допускать к участию в государственных закупках лиц, сведения о которых включены как в национальный реестр недобросовестных поставщиков, так и в соответствующие реестры Казахстана и России. Казахстанские заказчики также обязаны ограничивать доступ лиц, включенных в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

В России право допускать или не допускать таких поставщиков к участию в госзакупках предоставлено заказчику.
Гордиевич Игорь, Минск
Какую долю в общем объеме стоимости государственных закупок государств-членов составляют госзакупки, осуществляемые в электронном формате?

По данным за 2013 год, доля электронных закупок в Беларуси, России и Казахстане составила около 42%, а в 2015 году должна достигнуть 60% с учетом внедрения в практику государственных (муниципальных) закупок России электронных конкурсов.

Важно отметить, что с 2015 года в России, Беларуси, Казахстане и Армении должно быть обеспечено 100% размещение информации о закупках (извещения, протоколы, результаты, сведения о договорах). По данным за 2013 год, доля государственных закупок, сведения о которых размещались на национальных веб-порталах государственных закупок, в общем объеме стоимости госзакупок государств-членов составила 51%. В настоящее время комиссия приступила к мониторингу выполнения государствами-членами взятых на себя в соответствии с Договором о ЕАЭС обязательств, касающихся государственных закупок, в том числе требований о размещении информации о госзакупках.

Сергей, Могилев
Данные статистической отчетности Республики Беларусь содержат сведения об участии российских и казахстанских поставщиков в государственных закупках Беларуси. Располагает ли Евразийская экономическая комиссия аналогичными сведениями по участию в госзакупках России и Казахстана? Как оценивается объем рынка государственных закупок государств ЕАЭС, включая Армению?
Системно такие сведения в Казахстане и России на данном этапе не собираются. Однако решением Коллегии ЕЭК от 2 декабря 2014 года утвержден перечень статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой комиссии уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС, в числе которых показатели, характеризующие доступ поставщиков государств-членов к соответствующим рынкам государственных закупок. Такую статистику страны ЕАЭС начнут предоставлять уже в 2015 году.

Кроме того, во втором квартале текущего года на рассмотрение Коллегии ЕЭК планируется внести проект рекомендаций по гармонизации статистических показателей в сфере госзакупок.

В настоящее время комиссия располагает данными Ассоциации электронных торговых площадок, согласно которым в 2011-2014 годах в государственных закупках России активно участвовали такие белорусские поставщики, как ОАО "Минский завод гражданской авиации № 407" (23 договора) и ООО "Ассомедика" (417 договоров), а также казахстанские - ГККП "Спортивно-оздоровительный комплекс "Байшешек" (26 договоров) и ТОО "ИК-Брокер" (13 договоров).

По оценке за 2013 год, объем рынка государственных закупок России составил $250,4 млрд., Казахстана - $9,3 млрд., Беларуси - $5,1 млрд., Армении - $1,2 млрд.
Ермолова Татьяна Евгеньевна, Минск
По имеющейся информации, субъект хозяйствования РФ при продаже субъекту хозяйствования РБ предлагает цену товара на 30- 40% выше, чем субъектам хозяйствования РФ. Насколько будут обоснованны претензии субъекта хозяйствования РБ, и каков оптимальный алгоритм отстаивания интересов о недопущении дискриминации по ценовому фактору, в т.ч. через призму основных положений ВТО?
Из вопроса неясно, в отношении какого товара или на каком товарном рынке происходит ценовая дискриминация. С доказательствами, подтверждающими ценовую дискриминацию, в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на трансграничных рынках, в случае если в действиях субъекта РФ имеются признаки злоупотребления доминирующим положением или антиконкурентных соглашений, хозяйствующий субъект вправе обратиться в Евразийскую экономическую комиссию. Комиссия рассмотрит заявление, для установления признаков нарушения общих правил конкуренции начнет расследование и возбудит дело о нарушении общих правил конкуренции. В случае установления факта нарушения комиссия примет меры в соответствии с Договором о ЕАЭС.
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/konkurentsija-i-antimonopolnoe-regulirovanie-v-eaes-755/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024