Стратегия деятельности Госстандарта определяется задачами развития национальной экономики и тесно связана с интеграционными процессами в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Формирующийся общий рынок товаров государств – членов ЕАЭС с едиными требованиями и разрешительными документами открывает для производителей и потребителей новые возможности. В то же время усиливается конкуренция и увеличивается вероятность поступления небезопасной продукции на внутренний рынок.
Такие условия требуют от Госстандарта активной работы, направленной на обеспечение безопасности, качества и конкурентоспособности отечественных товаров, содействие их экспорту, защиту потребительского рынка.
Во время онлайн-конференции эксперт расскажет об изменениях законодательства в сфере технического нормирования и стандартизации, новых технических регламентах и стандартах, формировании национальной эталонной базы, проблемных вопросах в подтверждении соответствия, ответит на вопросы читателей.
Как вы знаете, 2 января 2015 года вступил в силу договор о присоединении Армении к ЕАЭС. С этого времени Армения стала четвертым полноправным членом ЕАЭС наряду с Беларусью, Казахстаном и Россией, приняв соответствующие обязательства и получив доступ к единому рынку ЕАЭС.
В настоящее время Армения осуществляет гармонизацию национального законодательства в области технического регулирования с договорно-правовой базой ЕАЭС и постепенно вводит на своей территории технические регламенты Таможенного союза.
В соответствии с договором о присоединении технические регламенты Таможенного союза вступят в силу в Армении через 12 месяцев после вступления в силу договора, то есть с 2 января 2016 года. До этого времени в стране в отношении обязательных требований к продукции продолжает действовать национальное законодательство.
Отдельные технические регламенты начнут действовать на территории Армении через 24, 48 или 60 месяцев после вступления в силу договора о присоединении. При этом договором предусмотрено, что в течение определенного времени наряду с техрегламентами ТС будут параллельно применяться нормы национального законодательства.
Поправлю, что с 1 сентября вводится в действие изменение к государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1598-2006 "Молоко коровье сырое. Технические условия". Сам же стандарт действует с 1 августа 2006 года.
Внесение изменения было инициировано Минсельхозпродом для повышения качества и конкурентоспособности производимого в республике молока и молочной продукции. Требования, установленные в этом изменении, не противоречат техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013)", но жестче для сырого молока по двум микробиологическим показателям: содержание микроорганизмов и соматических клеток.
Вводится также нормирование общего количества микроорганизмов (бактериальная обсемененность методом пробы на редуктазу), позволяющее оперативнее оценивать микробиологическую безопасность молока.
В ТР ТС 033/2013 не предусмотрено деление молока на сорта, но в нашем стандарте оно есть, и этим изменением исключается второй сорт молока - будут только экстра, высший и первый.
Обеспечение выпуска молока в соответствии с новыми требованиями будет стимулировать изготовителей сырого молока к повышению санитарно-гигиенического уровня производства, а это, безусловно, повысит безопасность, качество и конкурентоспособность готовой молочной продукции.
Действительно, в рамках проекта технической помощи Европейского союза "Поддержка инфраструктуры качества в Республике Беларусь - безопасность пищевых продуктов" было поставлено современное оборудование на сумму около 5 млн евро. Это позволило существенно расширить измерительные возможности лабораторий Госстандарта, Минздрава и Минсельхозпрода по испытаниям отечественных пищевых продуктов, и в первую очередь поставляемых на экспорт.
Безусловно, освоение современных методов определения показателей пищевой продукции способствует продвижению отечественных товаров на зарубежные рынки. Например, испытательная лаборатория Белорусского государственного института метрологии теперь может подтвердить свои возросшие возможности в рамках имеющейся аккредитации немецкого органа по аккредитации DAkkS. Это позволит на европейском уровне представить потенциал отечественной лабораторной службы для обеспечения доверия к белорусской продукции на рынке Германии и Евросоюза в целом.
Появление новых, более широких возможностей оценки позволяет белорусским производителям определить перспективы поставок своей продукции на различные рынки.
Однако следует понимать, что продвижение отечественной продукции зависит не только от технической составляющей, связанной с возможностями лабораторий по испытаниям пищевой продукции. Определяющим фактором являются, прежде всего, активные действия производителей по обеспечению конкурентоспособности продукции, выполнению требований законодательства, действующего на зарубежных рынках, условий договоров на поставку продукции.
Согласно нашему законодательству услуга рассматривается как объект стандартизации. И сегодня в стране действует около 400 стандартов, которые устанавливают требования к услугам в более чем 30 секторах. Это услуги туристических, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, услуги по ремонту и изготовлению различного вида изделий и бытовых приборов, химической чистки и крашения, прачечных, общественного питания, по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, изготовлению одежды, мебели, фотоателье и кинолабораторий, парикмахерских, проката, сотовой связи, по перевозке пассажиров, ремонту, строительству жилья.
Планом государственной стандартизации на 2015 год предусмотрена разработка государственных стандартов, устанавливающих классификацию основных интернет-услуг и требования по обеспечению их качества, общие требования к СПА-услугам и др.
Будет актуализировано порядка 16 документов в сфере бытовых услуг и услуг, оказываемых населению.
Думаю, что новые инициативы от заинтересованных предприятий и компаний, органов госуправления появятся и в будущем году - сейчас Госстандарт формирует проект плана государственной стандартизации - 2016.
Следует подчеркнуть, что госстандарты по своей сути являются техническими: они предъявляют конкретные технические требования к параметрам и характеристикам, к примеру, отремонтированных бытовых холодильников и морозильников, мебели, одежде, обуви, изделиям, обработанным в прачечных, фотоснимкам, работам в строительстве.
Помимо стандартов, требования к услугам установлены в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы защиты прав потребителей.
Для начала отмечу, что технический регламент на минеральные удобрения является одним из разрабатываемых регламентов на химическую продукцию, которые взаимоувязаны, и их решено принимать и вводить в действие по пакетному принципу: параллельно разрабатываются проекты технических регламентов ЕАЭС "О безопасности химической продукции", "О безопасности лакокрасочной продукции", "О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии".
Разработка проекта техрегламента на удобрения была начата еще в 2010 году. В ней принимали участие специалисты из Беларуси, России, Казахстана. Процесс оказался достаточно сложным, ведь изначально планировалось подготовить техрегламент на все виды удобрений (минеральных, органических, органоминеральных), однако по объективным причинам органические и органоминеральные удобрения были исключены из объектов техрегламента. Уточнилось и его наименование: "О требованиях к минеральным удобрениям".
В настоящее время проект данного документа находится на внутригосударственном согласовании. С учетом замечаний Министерства национальной экономики Казахстана он дорабатывался, после чего направлялся в уполномоченные органы государств-членов для рассмотрения. Обсуждение доработанного проекта с комплектом документов состоялось 27 апреля текущего года. Тогда было решено внести редакционные изменения, а концерну "Белнефтехим" предписано дополнительно проработать ряд вопросов, в том числе касающихся применяемых понятий, маркировки удобрений, перечня документов, предоставляемых для их регистрации. Согласованная позиция нашей республики, сформированная при участии Госстандарта, Минсельхозпрода, предприятий, выпускающих минеральные удобрения, в июне 2015 года направлена в Евразийскую экономическую комиссию.
Замечу, что требования действующего сейчас в Беларуси ТР 2010/014/BY "Минеральные удобрения. Безопасность" в целом согласуются с требованиями разрабатываемого проекта технического регламента ЕАЭС по объекту технического регулирования (минеральные удобрения), показателям безопасности, требованиям к маркировке удобрений.
Что же касается новых требований проекта техрегламента ЕАЭС, то они касаются, в частности, нормы содержания биурета в карбамиде (она ужесточается: в ТР 2010/014/BY - не более 2%, в проекте ТР ЕАЭС - не более 1,4%); аммиачной селитры (в ТР 2010/014/BY требований к такому удобрению не было, поскольку оно не выпускается в республике); формы оценки соответствия (в ТР 2010/014/BY - декларирование соответствия после государственной регистрации, в проекте ТР ЕАЭС - только регистрация, что уменьшает административную нагрузку).
Теперь о втором техрегламенте. Вокруг нас все больше и больше электротехники и электроники. В таких условиях возрастает и количество вредных материалов и веществ, содержащихся в таких изделиях и в образующихся от их применения отходах (свинец, ртуть, кадмий, хром, вредные для человеческого организма полимеры). Исключить или существенно снизить их содержание в электрических и электронных изделиях на стадии разработки и производства и призван технический регламент ЕАЭС "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и электроники".
Сейчас проект этого документа находится на внутригосударственном согласовании. В составе рабочей группы в его разработке принимают участие эксперты как нашей республики, так и России, Казахстана. За основу было взято законодательство Европейского союза в области электротехники и электроники. Оно в ЕС развивается системно, последовательно и достаточно давно.
В область применения техрегламента входит практически вся электрика и аппаратура бытового и аналогичного назначения, офисная техника, а также ряд наиболее массовых изделий для производственных целей - то есть то, что существенно влияет на общие объемы применяемых опасных веществ и, как следствие, на образование вредных электротехнических отходов.
Отмечу, что этот техрегламент впервые для стран ЕАЭС введет запрет на превышение установленной концентрации шести опасных веществ в составе гомогенных (неделимых) материалов, из которых изготавливается основная электротехническая продукция. Будет допускаться не более 0,01% кадмия и 0,1% свинца, ртути, шестивалентного хрома, полибромбифенилов, полибромированных дифенилэфиров.
Учитывая сферу деятельности комитета, к нам поступают вопросы широкого спектра. Я бы выделил три основных темы. Во-первых, это вопросы, связанные со строительством. В структуре комитета работает Главгосэкспертиза, которая ведет экспертизу проектной документации, поэтому ей адресуются такие вопросы. Второй блок вопросов связан с качеством продукции, потому что людей интересует эта тема.
Очень много вопросов связно с тем, как работать в условиях Таможенного союза, особенно часто подобные вопросы задают предприниматели. Им важно понять и разобраться, как работать в условиях технических регламентов, какие нужно соблюсти процедуры, как поступать в тех или иных случаях.
Это три основных блока. Однако, кроме этого, как правило, поступают вопросы, на которые люди не могут найти ответы в других структурах, поэтому они ищут "третейского судью". Мы стараемся оперативно отвечать на все вопросы или найти ту структуру, которая поможет дать ответ.
Государственная программа "Энергосбережение 2016-2020" включена в проект перечня государственных программ социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы и будет состоять из двух подпрограмм: "Повышение энергоэффективности" и "Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов (в том числе возобновляемых источников)". Для подготовки ее проекта Госстандартом как ответственным заказчиком создана межведомственная рабочая группа. Сейчас разрабатывается положение о порядке формирования, выполнения и оценке эффективности программы. Начат сбор предложений от республиканских органов госуправления, иных государственных организаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Минского горисполкома. Он продолжится до 15 августа текущего года.
Сказать, какие именно проекты войдут в новую программу, пока сложно - работа только началась. Конечно, предпочтение получат те, которые будут направлены на внедрение в производство современных энергоэффективных и повышение энергоэффективности действующих технологий, процессов, оборудования и материалов.
В программу также войдут проекты по строительству энергоисточников на местных видах топлива, в том числе возобновляемых. При этом проекты должны соответствовать критериям окупаемости. Это - тоже весомый фактор, который будет учитываться. Ожидаем, что проект государственной программы "Энергосбережение 2016-2020" будет сформирован к концу этого года.
Сам посыл, что продукция по техусловиям - это плохо, несколько неверный. ТУ - это документ конкретного изготовителя, который идет в дополнение к обязательным требованиям. У нас есть обязательные требования технических регламентов (это обязательные требования безопасности), и производитель в дополнение к ним формирует в своих технических условиях целый ряд других требований - это и показатели назначения, и характеристики, и вопросы качества, и показатели, которые он ценит при приемке продукции, и методы испытаний, которые он использует. Это комплексный документ. Другой вопрос, что сегодня есть продукция, на которую разработан государственный стандарт, и на эту же продукцию есть и ТУ. Здесь важно, чтобы уровень техусловий был не ниже существующих стандартов на эту продукцию.
Несколько лет назад мы отменили такую государственную процедуру, как проверка технических условий, которой оценивалось, во-первых, соответствие законодательству, во-вторых, уровень самого документа. К сожалению, мы от него отказались, и у нас сегодня техусловия полностью на ответственности самого разработчика. Что он написал - то там и есть. Мы предлагаем, особенно по сложной продукции, вернуться к этой процедуре и все-таки оценивать ТУ перед тем, как давать государственную регистрацию. Экспертизы техусловий в России тоже сегодня нет, хотя многие страны ее сохранили, и я считаю, что это нормальная процедура. Если на продукцию есть государственный стандарт, надо стремиться производить по этому стандарту, потому что это планка, которая известна, которая понятна людям. Если ты сделал уникальную продукцию, которая по своим показателям выше, чем государственный стандарт, тогда честь тебе и хвала. Если ты сделал ТУ, по которым продукция сохранила название, но по своей сути стала примитивнее - это надо изживать. Выпуская продукцию на рынок, мы оцениваем обязательные требования, которые есть в техрегламентах. Но уже в Указе №48, который связан с надзором за регламентами, есть такой посыл: контролирующие органы будут смотреть на заявленные в ТУ характеристики. Если ты заявил в техусловиях, что у тебя продукция с такими-то характеристиками, то мы теперь будем проверять ее на соответствие.
Мы подготовили проект постановления Совмина о проведении проверки техусловий до государственной регистрации. Сейчас идет обсуждение на уровне Госстандарта и Минэкономики. Этот вопрос можно рассматривать с двух сторон: одни считают, что это ограничение возможностей разработчика, но мы считаем, что сегодня это упорядочение документов, потому что, по нашим оценкам, 30-40% техусловий имеют очень низкий уровень. И мы должны оперативно изжить их из своей практики.
Наши стандарты устанавливают технические требования, чтобы обеспечить бесперебойность интернет-услуг. Другими словами, чтобы услуга была качественной, устанавливаются соответствующие технические требования. Их разработкой занимается Гипросвязь. Это организация подведомственна Минсвязи. Отмечу, что это скорее технические характеристики, а не вопрос, связанный с прозрачностью интернет-деятельности, поскольку такой стандарт сделать просто невозможно.
Как правило, с момента разработки и стадии утверждения предприятиям дается около полугода, чтобы принять организационные меры для внедрения нового стандарта. Поэтому, скорее всего, он будет введен в действие с середины следующего года. Любой проект стандарта является открытым, он доступен для обсуждения и обязательно согласовывается с заинтересованными организациями.
Когда в предпринимательской среде стала активно обсуждаться тема технических регламентов, то оказалось, что продукции, которую можно отдавать на испытания, не то, что мало, - ее огромный пласт вообще не имеет изготовителя. Именно поэтому продукция неизвестного происхождения - а ее много на нашем рынке - создала иллюзию, что существует проблема с техническими регламентами. На самом деле, есть проблема с закупаемой и завозимой продукцией. А технический регламент просто подстегнул специалистов присмотреться к тому, какую продукцию мы покупаем, что завозят оптовики и предприниматели. Есть ли у этой продукции маркировка, документы безопасности или их нет.
Сегодня изготовители Беларуси, России и Казахстана имеют все доказательные документы о том, что их продукция соответствует техническому регламенту. Иначе бы они просто не работали. При этом наши проверки, проведенные до марта-апреля этого года, показали, что пласт продукции неизвестного происхождения никуда не делся. Мы боимся, что он даже не уменьшается.
Считаем, что на рынок должен завозиться легальный товар, имеющий определенного изготовителя или производителя, который несет ответственность за его безопасность. Если этот товар сделан легально, то в 90% у этого производителя есть легальные документы. И не нужно проходить дополнительные испытания, какие-то проверки и получать дополнительные сертификаты. С нашей точки зрения, переносы сроков, которые предприниматели получают из года в год, ничего в практическом плане положительного не дают.
В стране около 40 лабораторий могут проводить испытания продукции легкой промышленности, и очень многие органы сертификации могут работать с предпринимателями. Мы также организовали специальные консультации для всех желающих, предусмотрели в совместном постановлении от органов госуправления разные упрощенные варианты того, как можно поставить продукцию на наш рынок. Кстати, чтобы легально продавать товар, достаточно одной маркировки продукции знаком Таможенного союза.
Однако никаких заявок нет. Все ожидают какого-то чуда и что с приходом нового года ничего не изменится, поэтому никто не обсуждает данную тему. Эта тишина, с нашей точки зрения, идет не на пользу нашим предпринимателям.
Считаю, что продукция неизвестного происхождения до нового года должна исчезнуть с прилавков. Потому что с нового года по решению правительства мы в полной мере будем требовать соблюдения регламентов. Время еще есть, есть возможность разобраться каждому со своим товаром.
Мы понимаем, что за предпринимателями стоят очень крупные компании, крупные импортеры, которые, можно сказать, пристроились за их спиной. Они скинули все свои проблемы на мелкий бизнес и пытаются заниматься незаконными поставками неподтвержденной продукции. Но они должны четко понимать, что время у них заканчивается.
Динамика сокращения общего количества строящихся объектов по республике в I полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го продолжается. Количество зарегистрированных объектов в инспекциях Госстройнадзора в отчетный период уменьшилось на 7,7% по сравнению с прошлым годом, однако количество выявленных Госстройнадзором дефектов увеличилось на 6,4%. При этом количество значительных дефектов осталось на уровне 2014 года.
В результате проводимых мониторинга и проверок выявлены факты самовольного выполнения строительно-монтажных работ на 238 объектах, что на 3,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В связи с нарушениями действующего законодательства инспекции были вынуждены приостанавливать выполнение строительно-монтажных работ на 101 объекте (на 29,5% больше).
Следует отметить, что в отчетный период текущего года количество критических дефектов по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизилось в 10 раз. Выявлен один критический дефект, что предупредило развитие аварийной ситуации на объекте.
За нарушения требований законодательства в строительстве за январь-июнь текущего года по республике к административной ответственности привлечены 2 тыс. 742 физических и юридических лица, что на 11,5% больше аналогичного периода прошлого года.
Увеличение выявленных нарушений в области строительства скорее говорит не о негативной динамике в качестве, а об улучшении работы органов Госстройнадзора. Имеющаяся база приборов и инструментов контроля сегодня позволяет инспектору выявлять скрытые нарушения и дефекты, своевременное устранение которых напрямую влияет на эксплуатационную надежность и долговечность объектов.
Вместе с тем, вопрос качества строительства остается актуальным. По-прежнему требуют внимания вопросы профессионализма и ответственности персонала, задействованного в процессе строительства, причем со стороны как госорганизаций, так и частных структур. Отмечаются низкая эффективность систем внутреннего контроля в подрядных организациях и неритмичное финансирование.
В течение I полугодия 2015 года за систематические нарушения требований законодательства в строительстве инспекции Госстройнадзора в Минстройархитектуры направили 70 представлений на аннулирование квалификационных аттестатов, выданных должностным лицам, и 4 представления о прекращении действия аттестата соответствия субъектам хозяйствования. В органы по сертификации направлены материалы с предложениями о приостановлении действия 11 сертификатов соответствия на виды работ, 2 свидетельств о технической компетентности, 1 сертификата соответствия на систему менеджмента качества.-0-
Надзорная работа и контрольная деятельность идет в плановом порядке, по определенным графикам. Есть и внеплановая работа там, где, по информации из достоверных источников, есть подозрения об опасной или несоответствующей продукции. В I полугодии работа проводилась практически по всем срезам продукции. Ее можно разделить на две части: есть работа, связанная со сферой обращения - с торговлей. Есть работа, связанная с оптовыми компаниями, импортерами. Основной акцент пока идет на сферу розничной торговли - там, где непосредственно работают на потребителей. Итоги нашей работы за январь- июнь показывают, что более 70% проверенной продукции имеют нарушения. Я бы разделил такие нарушения на две части. Во-первых, есть нарушения, которые связаны с самой продукцией: она имеет отклонения по безопасности, по качеству, по своим характеристикам. Второй блок - это нарушения, связанные не с самой продукцией, а с маркировкой и иными процедурами, к примеру, нет документов об оценке. И с теми, и с другими нарушениями надо бороться. Ситуация непростая, потому что контрольные меры заканчиваются продавцом или предпринимателем. Им запрещается реализация, изымается часть продукции. При злостном нарушении на них накладывается определенная административная ответственность. Поэтому мы в II полугодии ставим себе задачу все-таки перейти от точечных проверок в рознице на тех, кто поставляет продукцию, чтобы не растворяться в многочисленных нарушениях, которые находятся прямо в торговле. Так можно потратить весь свой ресурс, а у нас он не очень большой - работает чуть больше сотни инспекторов. Поэтому будем основной акцент делать на крупные оптовые компании и торговые сети.
Из наиболее проблемных групп продукции выделяются, конечно, товары для детей и подростков. Замечаний и претензий много. Второе место по проблемности занимает мебельная продукция. Мы о ней часто говорим и считаем, что сегодня в стране есть достаточно возможностей делать свою качественную продукцию и поставлять ее на рынок. Далее идут изделия легкой промышленности. Потом низковольтное оборудование - тема эта очень больная. Особенно нас беспокоят вопросы, связанные с кабельной продукцией, потому что она не просто идет в розницу для продажи конкретным потребителям, а в промышленность. Для нас это сегодня одна из самых непростых и важных задач - вместе с органами госуправления, которые занимаются строительством, которые работают в промышленности, навести порядок по кабельной продукции, потому что наши проверки и испытания показывают, что по некоторым объектам практически половина кабельной продукции должна быть заменена.
По пищевой продукции, бесспорно, есть замечания. Они связаны с маркировкой, сроками годности и хранения товара. На ближайшее время намечено заседание Президиума Совмина, на котором эта тема будет детально обсуждаться.
Медленно, но улучшается ситуация с детскими игрушками, потому что они все попадают под сертификацию, это предусмотрено техрегалментом. По бытовой технике, мы считаем, что серьезные импортеры понимают, насколько в Беларуси стараются отслеживать этот вопрос, поэтому сами внимательны к тому, чтобы продукция соответствовала всем требованиям и регламентам. По легкой промышленности в отношении наших производителей - у нас нет крупных замечаний. В части импорта - остается большое количество замечаний, связанных с невыполнением процедур, нарушением маркировки и т.д.
Работа проводится немалая. К нам поступили определенные сигналы, что в ряде областей идут нарушения, связанные с топливом, которое отпускается. Действительно, такие нарушения были обнаружены в Гомельской области. Такую же проверку сегодня мы проводим по Могилевской области. Дальше работа будет продолжена в других регионах. Нарушения есть, за них привлекаются к ответственности те, кто отвечает и за качество бензина, и за метрологические характеристики оборудования, которое применяется. У нас запланировано в III квартале - начале IV квартала закончить эту работу, и по поручению правительства мы после III квартала должны предоставить отчет. Поэтому работа идет, хоть она и непростая.
Мебель, изготовленная по индивидуальным заказам и не предназначенная для детей, учебных заведений, дошкольных учреждений, должна соответствовать требованиям безопасности, установленным техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции". Оценка соответствия данному техрегламенту такой мебели проводится в форме декларирования соответствия. С этой целью проводятся испытания типового образца продукции (но не каждой единицы изготовленной по индивидуальному заказу мебели). Для подтверждения безопасности продукции по требованию заказчика изготовитель должен предоставить зарегистрированную в установленном порядке декларацию о соответствии своей продукции требованиям указанного техрегламента.
В целом же, чтобы получить более подробную информацию по поставленным вопросам, а также за консультациями по применению ТР ТС 025/2012 следует обращаться в соответствующие органы по сертификации, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза, например, в РУП "Белорусский государственный институт метрологии". Перечень органов по сертификации, аккредитованных на ТР ТС 025/2012, размещен на сайте Евразийской экономической комиссии.
Определились несколько видов оборудования, которое еще недостаточно прописано в стране с точки зрения процедур контроля и надзора. Если говорить о надувном оборудовании, то буквально в прошлом месяце были подписаны правила его эксплуатации, их разработали в МЧС. Правила устанавливают все детали и тонкости применения такого оборудования. Эта сфера пока недостаточно была прописана. МЧС теперь берет под свой жесткий контроль все виды такого оборудования. Госстандарт по линии государственного надзора, учитывая, что сегодня на такое оборудование есть стандарты, соответствующие европейским нормам, провел проверки. Мы проверили 86 аттракционов, которые произведенные в Китае, Украине, Польше, часть - в РФ, по 83 обнаружены отступления от требований государственных стандартов. По каждому из этих случаев написаны предписания, запрещено их применение до устранения недостатков. Были определены шаги, которые должны сделать эксплуатирующие организации, чтобы дальше использовать оборудование. Работа продолжается и будет продолжена и в III, и в IV квартале. Мы рассчитываем, что вместе с МЧС в этой сфере наведем порядок.
Если говорить о пищевой продукции, то в нашей республике это направление только развивается. Согласно принятым международным документам в данной области к продуктам органического производства относят продукты, произведенные в соответствии с требованиями органического производства, которые обеспечивают оптимизацию здорового и продуктивного состояния взаимозависимых сообществ почвы, растений, животных и человека. При этом используются методы, сводящие к минимуму внешние воздействия, в том числе загрязнение почвы и воды, не применяются искусственные удобрения и пестициды.
В нашей республике разработка документов, устанавливающих такие требования, только начинается. В качестве первого практического шага в этом направлении можно привести реализацию в стране проекта "Натуральный продукт". Многие о нем, наверное, слышали, видели и приобретали продукты с такой маркировкой. На сегодня действует 146 сертификатов, выданных 48 предприятиям на 282 наименования продукции.
Знак "Натуральный продукт" наносится на продукцию, изготовленную из натурального продовольственного сырья животного или растительного, минерального происхождения; без применения методов генной инженерии и искусственных пищевых добавок. Обязательным требованием также является наличие у изготовителя пищевого продукта сертифицированной системы менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов.
Развитие в республике данного проекта рассматривается как этап, предшествующий переходу на маркировку "Органические пищевые продукты", производство которых учитывает экологические критерии всей цепи жизненного цикла продукции в соответствии с международными требованиями. Отмечу, что в отношении непродовольственных товаров в республике также действует ряд стандартов в области охраны окружающей среды, устанавливающих экологические критерии к синтетическим моющим средствам, холодильным приборам, обоям, телевизорам.
Применяя слово "качество", мы тем самым делаем вопрос неопределенным, потому что качество охватывает все. Сегодня законодательство любой страны - ТС или всех стран, которые в него входят, очень четко делит все характеристики продукции на две части: первая - безопасность продукта, и она определена законодательно. За безопасность продукции отвечает государство, оно устанавливает требования, процедуры допуска на рынок, определяет, в каких условиях можно продавать продукцию, как она должна храниться. Второй момент - это потребительские характеристики, они договорные между покупателем и продавцом и не связаны с безопасностью, а, скорее, связаны со вкусом и личными предпочтениями потребителя. И получается, что с точки зрения безопасности выстраивается достаточный механизм, который прописывается в ТС: мы уже вышли на единые техрегламенты, единые санитарные требования, единые ветеринарные требования, но еще очень много проблем есть с методами испытаний - во всех странах они разные. И страны предъявляют друг другу претензии, но процесс отладится.
Что касается вопросов качества как такового, как уровня потребительских характеристик, то мы считаем, что качество белорусской продукции на достаточно высоком уровне, многие белорусские товары пользуются неоспоримым авторитетом у людей за рубежом. Конечно, есть проблемы, связанные с ценовыми характеристиками или возможностью доставки, что влияет на конкурентоспособность нашего товара. Если говорить про импорт, то при наличии замечаний по безопасности очень легко такой товар не допустить на рынок. Если же есть вопросы по качеству - здесь свое веское слово должен говорить потребитель. Но у нас в стране пока не сформировался потребитель как мощное образование. И поэтому такого голоса, как в других странах, который может принять решение - не пускать такой-то автомобиль из-за низкой надежности - нет. Это ведь не требование безопасности, это требование качественных характеристик, которые важны для потребителя. У нас таких союзов пока нет, поэтому Минторг, Госстандарт и все органы госуправления весь этот год, в том числе, уделяют большое внимание оценке вопросов качества.
Как уже было отмечено в предыдущих ответах, согласно результатам наших надзорных мероприятий мебельная продукция занимает второе место среди наиболее "проблемных" в плане выявления несоответствий. Продукции, которая не соответствует требованиям технического регламента, много.
Техрегламент "О безопасности мебельной продукции" вступил в силу не так давно, и в том, что это даст свои результаты, мы не сомневаемся. Насколько это будет быстро или насколько это уже повлияло на наш рынок, пока говорить рано. Однако уже теперь можно отметить одно очевидное преимущество действия данного документа - все производители (независимо от того, крупное это предприятие или мелкое) начали изучать требования к продукции, нормы, которым она должна соответствовать, какие испытания она должна пройти, какие материалы можно применять для ее изготовления и т.д.
Я думаю, что через какое-то время появится идея, и мы бы ее поддержали, чтобы этим техрегламентом устанавливались требования не только к конечной продукции, но и к материалам, которые применяются для ее производства.
Беларусь сегодня освоила практически все виды современных материалов, которые применяются для производства мебели, и мы считаем, что это материалы достаточно высокого уровня, с очень высокими экологическими характеристиками. Поэтому, наверное, нужно будет идти по пути дополнения этого регламента требованиями к материалам, которые применяются при изготовлении мебели.
Все документы, которые характеризуют безопасность товара или продукции, можно разделить на две части: первая - это то, что выдается уполномоченными органами. К примеру, лаборатории выдают протоколы испытаний, органы по сертификации - сертификаты, организации Минздрава - удостоверения госрегистрации, Минсельхозпрод - фитосанитарные и ветеринарные сертификаты, Минстройархитектуры - сертификаты пригодности. Документов много и их выдают независимые организации.
Второй блок - декларации. Это документ или самого изготовителя, или импортера, или продавца. Сам изготовитель им гарантирует, что его товар соответствует установленным требованиям. С другой стороны это предполагает, что изготовитель действительно оценил свой товар честно. Для наших стран это очень непростой процесс, мы понимаем, насколько легко можно взять лист бумаги, поставить свою подпись и сказать, что я декларацию принял и гарантирую безопасность товара. Именно поэтому в наших странах, особенно в Беларуси, сохранилась процедура оценки обоснованности принятия деклараций. А в ТС мы сохранили процедуру регистрации деклараций, хотя в ЕС ее нет. Рассмотрение вопроса обоснованности выдачи документа - очень непростая задача, которой и мы занимаемся, и органы по аккредитации. Указ №48, который вступил в силу с 1 июня, четко предусматривает ответственность, во-первых, тех, кто принимает необоснованную декларацию, во-вторых, тех независимых организаций, которые необоснованно выдают сертификат или протокол испытания. Наша задача в течение второго полугодия завершить разработку всех нормативно-правовых актов, которые развивают этот указ, чтобы все процедуры заработали в полную силу.
На проведение работ по подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 032/2013 в нашей республике аккредитовано два органа по сертификации. Это орган по сертификации продукции, поднадзорной Госпромнадзору, и орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг УО "Белорусский государственный университет транспорта". Сейчас работы по расширению области аккредитации в части ТР ТС 032/2013 проводит орган по сертификации бытовой и промышленной продукции ОАО "БЕЛЛИС". Кроме того, в республике аккредитовано 7 испытательных лабораторий в Минске, Белоозерске, Осиповичах.
Что касается второй части вопроса, то изменения в перечни взаимосвязанных стандартов к техрегламенту готовит его разработчик на основании предложений государств - членов ЕАЭС и вносит их в установленном порядке.
Вместе с тем отсутствие в перечнях к техническим регламентам тех или иных стандартов не является препятствием для изготовления продукции, ее оценки соответствия.
В соответствии с Договором о ЕАЭС стандарты, включенные в перечни стандартов к техническим регламентам, применяются на добровольной основе. Неприменение этих стандартов не может рассматриваться как несоблюдение требований технического регламента. В этом случае оценка соответствия осуществляется на основе анализа рисков, применительно к конкретной продукции.
Для оценки соответствия продукции требованиям технического регламента можно применять стандарты, содержащие правила и методы исследований испытаний и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований техрегламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, не включенные в перечень к техническому регламенту при подтверждении, что применяемые методы исследований (испытаний) и измерений обеспечивают требуемые достоверность и точность при определении установленных в техрегламенте показателей.