Порядок распределения выпускников в основном остается прежним. Распределение будут осуществлять комиссии по распределению выпускников учреждений образования. При этом будут руководствоваться нормативными предписаниями Кодекса об образовании и положения о порядке распределения, которое было утверждено постановлением Совета Министров в июне нынешнего года № 821.
Ведомство, министерство, другие государственные органы, могут, в отдельных случаях, принимать решение о распределении выпускников подчиненных учреждений образования - все условия можно узнать в постановлении, которое находится в правовой базе. Есть в постановлении пункт, согласно которому при осуществлении распределения государственным органом в состав комиссии включаются представители государственного органа и учреждения образования.
Среди нововведений Кодекс об образовании ставит хозяйствующих субъектов различных форм собственности в равные условия при распределении к ним выпускников. Согласно кодексу организация заявляет о своей потребности в кадрах путем заключения соответствующего договора о взаимодействии при подготовке специалистов (базовая организация) или о подготовке специалиста за счет средств организации, либо путем подачи заявки на подготовку специалистов. При этом организация приобретает статус "организации - заказчика кадров" и ее кадровые потребности должны быть обеспечены в рамках договорных отношений в заявленных объемах. При этом базовая организация будет иметь и преимущественное право на удовлетворение своей потребности в специалистах.
Контингент выпускников, подлежащих распределению, немного расширен. В него включены лица, которые не менее половины своего времени обучения в ссузе или вузе обучались за счет бюджета на дневных отделениях. Сюда не включены лица, которые на момент распределения будут обучаться на вечерней или заочной форме получения образования и при этом будут работать по получаемой специальности (направлению специальности, специализации).
Сроки обязательной работы в целом остаются неизменными - два года для лиц, получивших среднее специальное образование либо высшее образование I или II ступени и один год для лиц, получивших профессионально-техническое образование. Вместе с тем, для лиц, которые отработали по распределению не менее одного года и поступили на более высокую ступень или уровень образования (за исключением поступивших в аспирантуру), установлен срок обязательной работы один год.
Да, может, если при сдаче ЦТ наберет проходной балл.
Считаю, что в нашей стране для развития системы специального образования сделано достаточно много и она развивается с учетом потребностей и контингента детей, у которых есть нарушения развития. Конечно, если в районе проживания есть проблемы, то их нужно решать. Но, посмотрите, ведь только в минувшем году у нас было 126 тыс. 785 деток, нуждающихся в специальном образовании (7,1% от общего количества детского населения). У нас ведется банк данных о детях с особенностями психофизического развития, на основании которого осуществляется планирование развития системы специального образования. Посмотрите сами, у нас возможна не только декларируемая доступность специального образования, у нас есть и варианты форм организации получения специального образования. Можно обучаться разными способами - в учреждениях специального образования, в условиях образовательной интеграции, на дому. Выбор формы организации получения специального образования ребенком с особенностями психофизического развития остается за родителями.
Сегодня для детей с особенностями психофизического развития созданы и работают 26 специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), 37 вспомогательных школ (школ-интернатов), 143 центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 50 специальных дошкольных учреждений. В учреждениях общего среднего и дошкольного образования создается адаптивная безбарьерная среда. В 2011/2012 учебном году в них будут функционировать 179 специальных классов, 714 специальных групп, 5787 классов интегрированного обучения и воспитания, 597 групп интегрированного обучения и воспитания. В центрах коррекционно-развивающего обучения, которые созданы в каждом городе, районе республики, получают раннюю комплексную помощь дети с нарушениями развития в возрасте до трех лет. Всего на базе центров открыто 110 кабинетов, где организована работа не только с детьми, но и с родителями, у которых родился ребенок-инвалид. В учреждениях дошкольного, общего среднего образования, открыто 2369 пунктов коррекционно-педагогической помощи детям с неглубокими нарушениями. По данным управлений образования облисполкомов охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью детей с особенностями психофизического развития, например, в Гомельской области составляет – 96,1% , в Минской области – 99,4%, в Витебской – 98,0 %.
Постановление, которое устанавливает оплату за пользование учебниками, принято Советом Министров в июне. Именно в этом документе № 839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование» установлена плата за пользование учебниками и учебными пособиями. Причем, по традиции цены на учебники в разных классах будут разными - все зависит от комплекта и года издания каждого учебника. В любом случае, родители оплатят 50 % стоимости соответствующих комплектов учебников и учебных пособий.
Плата за пользование учебниками и учебными пособиями вносится в отделения открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк» для поступления в доход республиканского бюджета и направляется на ежегодное финансирование издания учебников и учебных пособий для фонда школьных библиотек.
Кодекс об образовании определил категории обучающихся, которым учебники и учебные пособия будут выдаваться в бесплатное пользование. Касаясь второй части вашего вопроса, могу отметить, что часть тиража (сверх утвержденных Министерством образования) учебников и учебных пособий выпускается издательствами за счет собственных средств и поставляется в торговлю. В случае, если законные представители самостоятельно приобрели отдельные учебники и (или) учебные пособия, входящие в комплект, в торговой сети, то плата за остальные будет вноситься пропорционально стоимости и количеству взятых в пользование учебников и учебных пособий.
Еще в 2002 году с целью материальной поддержки наших граждан, получающих первое высшее образование в высших учебных заведениях государственной собственности, высших учебных заведениях потребительской кооперации и высших учебных заведениях Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе, был принят Указ Президента Республики Беларусь, который регламентировал все вопросы выдачи обучающимся кредитов на образование. Условия и порядок выдачи льготных кредитов были определены постановлением Министерства финансов и Министерства образования. В этом случае ничего не изменилось - льготный кредит предоставляется кредитополучателю, если его средний совокупный доход на члена семьи в месяц за предшествующий год не превышает 350% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Кредитополучатель уплачивает открытому акционерному обществу «Сберегательный банк «Беларусбанк» проценты за пользование кредитом в размере ½ ставки рефинансирования Национального банка ежемесячно, со следующего месяца после получения каждой части кредита, а 1/2 ставки - возмещается указанному банку за счет средств республиканского бюджета.
Выдается кредит в белорусских рублях. Причем, он перечисляется на счет учебного заведения в соответствии со сроками, указанными в договоре на подготовку обучающегося с учебным заведением. Размер кредита определяется исходя из стоимости платного обучения, установленной учебным заведением в соответствии с порядком формирования стоимости платного образования в учебных заведениях, определяемым в соответствии с законодательством, и не может превышать 70 % стоимости обучения за учебный год.
Срок пользования кредитом исчисляется со дня предоставления его первой части до полного исполнения кредитополучателем своих обязательств по погашению кредита. Срок погашения кредита не может превышать 5 лет с даты окончания учебного заведения.
Начало погашения кредита устанавливается со следующего месяца после окончания учебного заведения. Уплата процентов производится за фактическое время пользования кредитом со следующего месяца после его получения.
Педагогическую деятельность могут осуществлять лица, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Ограничения в работе может устанавливать медицинская комиссия МРЭК (медико-реабилитационная экспертная комиссия). Если вам не тяжело и нет ограничения по работе от МРЭК, то педагогическую деятельность вы сможете продолжать.
Кстати, гражданин может быть ограничен в дееспособности судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. В этом случае, если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничения его дееспособности.
До 1 сентября 2011 года действует постановление Совета Министров, принятое в 2008 году, согласно которому нет временных ограничений при восстановлении в высшие учебные заведения для продолжения образования за исключением отчисленных с первого курса (восстановление на первый курс не разрешено). Согласно данному постановлению академические отпуска предоставляются обучающимся по медицинским показаниям, финансовым и иным причинам (например, при необходимости постоянного присутствия в семье в связи с состоянием здоровья близкого родственника).
Так как с 1 сентября вступает в силу Кодекс об образовании, то вышеназванное постановление утрачивает силу. И порядок восстановления студентов с 1 сентября будет определяться постановлением №780, которое было подписано в июне 2011 года. Теперь при восстановлении для получения высшего образования обучающийся имеет право выбора учреждения высшего образования. При этом восстановление проводится преимущественно, в период каникул для тех, кто учился очно и в период между экзаменационными сессиями для тех, кто был на заочной форме обучения. В кодексе есть и основания для отказа в восстановлении - это отсутствие в вузе вакантных мест в пределах численности обучающихся, предусмотренной специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, и (или) планов подготовки специалистов (в рамках контрольных цифр) по данной специальности и на данном курсе; наличие академической задолженности и (или) расхождений в учебных планах вуза по специальностям (направлениям специальностей, специализациям), которые не позволяют успешно продолжить обучение по учебному плану соответствующей специальности.
Кстати, обучающимся могут быть предоставлены следующие отпуска: академический; по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; для прохождения военной службы. Академический отпуск предоставляется обучающемуся по медицинским показаниям, в связи с призывом на службу в резерве или по иным уважительным причинам. Продолжительность академических отпусков не должна превышать одного года. По медицинским показаниям академический отпуск предоставляется в случаях: снижения трудоспособности в результате обострения хронических заболеваний; продолжительных или частых заболеваний, травм обучающегося; а также беременности. По иным уважительным причинам академический отпуск обучающемуся предоставляется по договоренности между руководителем учреждения образования и обучающимся.
В 20011/2012 учебном году питание в учреждениях образования будет организовано в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1063 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся», которое было принято в начале августа. Деньги заложены на каждую конкретную категорию обучающихся, причем, они высчитаны с учетом возраста – от дошкольников до студентов вузов. Все зависит от времени, которое будет проводить ребенок в учебном заведении. Например, нормы питания и денежные нормы расходов обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах (кроме средних школ - училищ олимпийского резерва), в том числе группах продленного дня с длительностью пребывания 9 - 10,5 часа (трехразовое питание). А вот нормы питания и денежные нормы расходов обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с длительностью пребывания 6 - 8 часов предполагают двухразовое питание, 9 - 10,5 часа трехразовое питание, а 12 - 24 часа четырехразовое.
При этом энергетическая ценность (теоретическая) рациона бесплатного одноразового питания должна находиться в пределах: завтрак 580 - 630 ккал для обучающихся в возрасте 6 - 10 лет, 650 - 710 ккал для 11 – 13 лет, 710 – 770 ккал для 14 – 17 лет; обед – 810 – 890 ккал для обучающихся в возрасте 6 – 10 лет, 900 – 1000 ккал для 11 – 13 лет, 1000 – 1080 ккал для 14 – 17 лет.
Совет Министров в постановлении также рекомендовал областным и Минскому городскому Советам депутатов в пределах своей компетенции принимать дополнительные меры по социальной поддержке обучающихся при организации питания. Этот документ вступит в силу с 1 сентября нынешнего года.
В Министерстве образования рассмотрели все обращения, касающиеся организации факультативных занятий музыкальной направленности. Отмечу, что согласно Кодекса об образовании в школах, гимназиях, лицеях могут проводиться факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности. Состав групп для проведения факультативных занятий формируется из 3 учащихся, обучающихся в сельских населенных пунктах и 5 учащихся – в других.
В примечаниях к проекту Типовых учебных планов, разработанных в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании определено, что при организации факультативных занятий музыкальной направленности индивидуально по выбору учащихся или их законных представителей в 2011/2012 учебном году осуществляется обучение игре на музыкальном инструменте в I – IX классах в объеме 2 учебных часов в неделю. Руководитель учреждения общего среднего образования или его заместители обязан своевременно информировать педагогических работников об изменениях в организации образовательного процесса, знакомить с нормативными правовыми (техническими) документами и строго их соблюдать.
Я считаю, что к следующему году такого быть не должно. Такие факты есть и не только в платный вуз. На самом деле эти низкие баллы нужно рассматривать лишь относительно других баллов по этому предмету и никак не абсолютизировать. Но в принципе я согласен, что для того, чтобы психологически в обществе не было такого недопонимания, нужно установить барьер – нижнюю планку, проходной бал, и больше ориентироваться не на систему, которая сейчас функционирует, а на то, чтобы эти оценки были абсолютно понятны, чтобы люди воспринимали.
Если максимальный балл – 100, а результат – 8 баллов, то каждый же понимает уровень знаний. А если посмотреть так, что наибольшее количество людей получило 30 баллов, то вроде бы и не так это все провально.
Задача не в том, чтобы поступить, а в том, чтобы получить знания. И если у нас сформировалось такое мнение, что для того, чтобы учиться в вузе, нужно иметь высокий уровень исходных знаний, то во многих странах вообще поступают без всяких экзаменов – иди записывайся и учись.
Если какие-то вопросы не нашли прямого и непосредственного отражения в Кодексе, всегда есть возможность рассмотреть их специально. Таких вопросов достаточно много. Они касаются и типов учреждений, и структурных организаций. Поэтому данный вопрос в любом случае к 1 сентября будет уточнен, здесь проблем никаких не будет. Работа будет продолжаться.
Более того, чтобы к этому вопросу больше не возвращаться, я хотел бы сказать о том, что первый учебный год работы в рамках Кодекса предполагает проведение мониторинга, изучение в какой степени Кодекс регулирует отношения в сфере образования, конкретные работы. В рамках Кодекса будут выявлены многие аспекты и нюансы правоприменительной практики. В течение этого года мы минимально будем предпринимать шаги, которые будут приводить к каким-то трансформациям, потому что идеология в Кодексе не предполагала каких-то изменений, а просто улучшение системы функционирования. Поэтому не надо переживать, что кого-то будут сокращать или где-то будут менять зарплату. На этот год обязательно будут установлены специальные режимы функционирования учреждений, структурных подразделений, штатного персонала, которые будут соответствовать тому, что сложилось. Для этого и есть первый год, когда можно все реально посмотреть и внести окончательные коррективы.
Я хочу еще раз подчеркнуть, что в соответствии со вступлением в силу Кодекса, большое количество документов будет меняться. Это около 700 нормативно-правовых актов как на уровне Президента и правительства, так и наших ведомственных законов, и не только нашего ведомства, а и других, где есть учреждения образования или учебные центры. Естественно в этой работе проявятся какие-то особенности, нюансы, которые потребуют дополнительного изучения. Для этого необходимо время, нам нужно сейчас все внимательно оценить, посмотреть, но мы не будем предпринимать какие-то шаги, не изучив саму ситуацию. На этот год полностью будут сохранены те условия функционирования, которые сложились.
Конечно, будет издан. Думаю, что в течение сентября весь пакет будет окончательно готов. Сейчас многие еще находятся на согласовании в различных ведомствах, и это изначально предполагалось. Кодекс вступает в силу с сентября, но все, что связано с подготовкой к новому учебному году, выстраивается полностью до 1 сентября. И правила приема, и те же штатные расписания утверждаются заранее. Поэтому и будет этот переходный период. Не надо переживать. Там, где мы видели необходимость что-то изменить, мы уже внесли эти изменения. Но в течение сентября пакет будет у всех.
Этот блок вопросов появился впервые в нашей законодательной практике, и в парламенте были дискуссии на эту тему. Как повысить ответственность семьи, ответственность ученика за свои дела, отношение к учебе? Мы всегда защитим добросовестного учителя, что бы ни случилось, потому что человек, который является по профессии педагогом, несет в массы вечное и доброе. Он, безусловно, должен выполнять свой профессиональный долг и быть уверенным в завтрашнем дне.
Что касается отчислений - да, в Кодексе впервые четко сформулирован вопрос о дисциплинарной ответственности. Основаниями для привлечения к ней обучающегося являются противоправное, умышленное или по неосторожности неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования. В том числе - опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия; нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса; несоблюдение в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации; неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника; оскорбление участников образовательного процесса; порча зданий, оборудования учреждения образования; распитие алкогольных напитков, курение и т.д.
За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания. К дисциплинарной ответственности привлекается обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста 14 лет.
К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству.
За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены такие меры дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор, отчисление.
Исключить или отчислить обучающегося из школы можно будет только с 16 лет. Поводом для отчисления из учебного заведения могут стать неуспеваемость по трем и более учебным предметам, неликвидированная академическая задолженность, отсутствие на занятиях более 30 дней в году, а на курсах подготовки, переподготовки, повышения квалификации - более трех дней без уважительной причины, систематическое неисполнение обязанностей учащимися. А вот восстановиться можно будет только в течение трех лет (в магистратуру - двух) и не ранее чем через десять месяцев после отчисления. Восстановление не допускается на первый курс, если человек не прошел аттестацию за первый семестр, а также в магистратуру и аспирантуру, если не выполнен индивидуальный план за год.
Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется к обучающемуся, не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, а также обучающемуся, не достигшему возраста 16 лет.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования.
Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления к несовершеннолетнему обучающемуся допускается только после уведомления учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа.
Меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не могут быть применены позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
Образование на уровне ПТУ и ссузов мы обязательно сохраним. Более того, оно получит дополнительное развитие, и стимул для этого есть. Задача №1 - это включиться профессионально-техническому образованию в переподготовку по специальным программам.
Работу в школе нужно выстроить таким образом, чтобы главным было не получение диплома, а знаний. Нужно сделать акцент на профориентационную работу в школе.