9 июля в Беларуси отмечается День работников налоговых органов, главная задача которых - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Сегодня налоговые поступления формируют более 80% доходной части бюджета Беларуси. В стране немало сделано для совершенствования налоговой системы, упрощения администрирования налогов, активно внедряется электронный документооборот и дистанционные формы обслуживания. Вместе с тем в контексте взятого в республике курса на упрощение условий ведения бизнеса перед налоговыми органами стоит непростая задача - обеспечить более эффективную работу системы, не увеличивая налоговую нагрузку на экономику. Во время онлайн-конференции глава профильного ведомства поделился своим видением дальнейшего развития и ответил на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.
Сергей Наливайко: В преддверии нашего профессионального праздника - Дня работника налоговых органов - с огромной радостью и уважением хочу поблагодарить добросовестных налогоплательщиков (и субъекты хозяйствования, и физические лица). Хочу выразить уверенность, что наше конструктивное взаимодействие, которое сложилось на протяжении последних лет, будет наблюдаться и впредь. Всем гражданам нашей страны, субъектам хозяйствования желаю процветания. Огромное спасибо за тот уровень налоговой культуры, который плательщики проявляют, а также за их участие в развитии государства.
Проводится активная работа по созданию центров обслуживания плательщиков. В настоящее время действует два таких центра - в Московском и Партизанском районах Минска. В ближайшее время планируется открыть центр в Жлобине. В этом году будут открыты как минимум по одному центру обслуживания плательщиков во всех областях страны, ряд центров откроется в Минске.
В центрах обслуживания плательщиков есть возможность записаться на прием через электронную очередь. Там созданы удобные места для ожидания вызова. Работаем над тем, чтобы время ожидания сокращалось до минимума. Важный аспект в этой системе заключается в том, что таким образом мы уходим от закрепления плательщика за конкретным инспектором. То есть электронная очередь распределяет субъект хозяйствования либо физическое лицо к свободному специалисту. Это важный элемент антикоррупционного противодействия. Вообще все меры удаленного взаимодействия - эффективный элемент противодействия коррупции, который в разы снижает различного рода махинации.
Что касается мобильного приложения, то рассчитываем, что в нем будут все необходимые функции, для того чтобы на простом, понятном языке взаимодействовать с налоговой службой - получить ответы на вопросы, записаться на прием, провести платежи. Стоит задача, чтобы проведение платежей не было трудоемким и осуществлялось в два-три клика. Мы понимаем, что если это будет сложно сделать, то приложение не будет востребовано.
В мобильном приложении планируется предусмотреть возможность выбора системы налогооблажения для субъекта хозяйствования. Например, представитель малого бизнеса сможет при помощи приложения, введя определенные показатели, выбрать наиболее выгодную для него систему налогооблажения - упрощенную либо по общеустановленному порядку. Планируем в октябре-ноябре запустить мобильное приложение.
Да, действительно, предлагаем внести такие изменения. Мы хотим получать эту информацию и сопоставлять ее с имеющейся у нас, в других информационных базах. При сопоставлении данных в случае расхождения для начала будем направлять субъекту хозяйствования уведомление, чтобы он пояснил, чем обусловлено расхождение. Если расхождение имеет объективную природу, никаких последствий, проблем у субъекта хозяйствования возникать не будет. Если эти расхождения не будут иметь объективную природу, субъекту хозяйствования нужно будет либо уточнить свои налоговые обязательства, либо пояснить нам, с чем это связано. Если причина покажется неубедительной, мы оставляем за собой право выхода на проверку. Таким образом, проверки будут не просто точечными, как сейчас, а высоко точечными. Чтобы основания для проведения проверки были, скажем так, супераргументированы.
Если эти поправки будут внесены, то уже буквально со следующего года мы сможем в таком режиме работать.
Наша задача состоит в получении как можно большего количества данных из различных источников (в том числе из-за рубежа), их анализе, сопоставлении. Хотел бы отметить, что законопослушных добросовестных субъектов хозяйствования, как правило, такие вещи (повышение прозрачности) не беспокоят. Более того, они позволяют более спокойно и уверенно вести свой бизнес.
Еще раз подчеркну: я глубоко убежден, что законопослушным гражданам, субъектам хозяйствования совершенно не стоит переживать по этому поводу. Чтобы мы реализовали возможность заполнения деклараций за тех же физических лиц, нам необходим полный объем информации, чтобы не получалось так, что мы высылаем неполные данные декларации. Для этого нужен полный объем информации, а не для того, чтобы кому-то доначислить налоги.
Электронные счета-фактуры очень показательны в этом плане - нормальное конструктивное рабочее взаимодействие между субъектами хозяйствования и налоговой службой. Это и нам экономит время, и государству, и субъектам хозяйствования.
Предложения по изменению налогового законодательства будут представлены в правительство Беларуси в августе. В настоящее время идет работа над подготовкой соответствующего законопроекта. Готовящиеся изменения ориентированы в основном на решение практических вопросов налогообложения, дальнейшее упрощение порядка исчисления и уплаты налогов и улучшение налогового администрирования. В частности, направлены предложения по совершенствованию механизма функционирования ЭСЧФ, ряд изменений направлен на сближение налогового и бухгалтерского учета, а также совершенствование порядка контроля за трансфертным ценообразованием.
Следует отметить, что предлагаемые изменения не предусматривают увеличения действующих ставок налогов (сборов, пошлин).
Министерство по налогам и сборам продолжает руководствоваться принципами действующего моратория на введение новых налогов и повышение ставок. С 2018 года не планируется появление новых налогов. Не предлагается и повышение действующих ставок налогов (сборов), за исключением индексации ставок, установленных в белорусских рублях.
С 1 октября 2016 года в ИМНС по Московскому району Минска созданы специально оборудованные места для обслуживания плательщиков (центр обслуживания плательщиков посредством использования электронной очереди на базе впервые созданного отдела по работе с плательщиками). Такая организация работы налоговых органов позволит в значительной степени изменить подходы к обслуживанию плательщиков непосредственно в инспекциях, что приведет к постепенному уходу от закрепления плательщиков за конкретными инспекторами и переходу на экстерриториальный принцип обслуживания. Это позволит не только повысить качество обслуживания плательщиков и создать более комфортные условия для добровольного исполнения налоговых обязательств, но и минимизируют риски коррупционных преступлений и правонарушений.
Качество предоставленных услуг и процесса обслуживания плательщики могут оценить после получения налоговой услуги, воспользовавшись специальным терминалом, оценив работу инспектора по пятибалльной шкале.
Используя опыт функционирования центра обслуживания плательщиков в ИМНС по Московскому району Минска, создан и успешно функционирует аналогичный центр в ИМНС по Партизанскому району Минска. До конца текущего года планируется создание таких центров во всех областных центрах республики, а также их увеличение в Минске.
В целях реформирования налоговой системы и упрощения налогового администрирования с 1 января 2009 года взамен ранее действовавшей прогрессивной шкалы подоходного налога с физических лиц (от 9% до 30% в зависимости от размера полученного дохода) введена единая ставка в размере 12% (с 2015 года - 13%).
Применение единой ставки подоходного налога позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки на физических лиц; рост налоговых поступлений за счет вывода доходов из "тени"; прогрессию налогообложения доходов физических лиц, которая достигается за счет того, что даже при одинаковой налоговой ставке для различных доходов сумма налога будет выше для более высокого дохода; упрощение процедур расчета и сбора налога; значительное сокращение количества физических лиц, обязанных представлять налоговую декларацию (расчет).
С учетом вышеизложенного вопрос о целесообразности повышения ставки подоходного налога либо введения прогрессивной шкалы ставок должен рассматриваться комплексно с учетом всех обстоятельств. По-нашему мнению, в настоящее время изменение ставок подоходного налога является преждевременным.
Этим и остальным плательщикам будет крайне легко работать в нашей стране. И это не голословное заявление. В прошлом году, когда вносили данную норму в налоговое законодательство, оставили год в качестве адаптационного периода: норма, прописанная в 2016 году, вступит в силу в 2018-м. Это сделано сознательно для того, чтобы и мы, и субъекты хозяйствования, которым придется работать в новых реалиях, могли подготовиться.
Благодаря тому, что такой продолжительный период определен для выяснения нюансов, и у нас, и у крупных иностранных плательщиков будет достаточно времени, чтобы понять, как строить свою работу. К слову, ряд аудиторских компаний еще в начале нынешнего года направил нам запросы, как организовать взаимодействие. Недавно был проведен международный семинар, на котором подробно рассматривалась практика налогообложения в Европе, Российской Федерации (кстати, в России такого рода новшество введено на год раньше). Более того, специально для таких плательщиков разработали совместно с Оперативно-аналитическим центром механизм по созданию облачной цифровой подписи. Для получения и применения этой подписи субъекту хозяйствования, находящемуся за рубежом, абсолютно необязательно посещать нашу страну.
Если говорить о таких плательщиках, как Google, то в Европе они уже давно работают в аналогичном режиме. И никаких затруднений у них это не вызывает.
Вообще для любого серьезного плательщика налоговые правила проблем не составляют: приходя на рынок той или иной страны, они анализируют, считают. Для любого субъекта хозяйствования (не только для иностранного) гораздо важнее предсказуемость и стабильность законодательства. А сложность или простота вторичны: все крупные компании имеют сильные бухгалтерские службы, хороших аудиторов в партнерах, прекрасно просчитывают выгоды, издержки.
Я уверен: для иностранных компаний никаких трудностей при взаимодействии с налоговиками Беларуси с 2018 года не возникнет.
Варианты рассматриваются, но насчет конкретных решений пока не могу сказать, потому что они находятся в стадии проработки и не хотелось бы забегать вперед. Мы смотрим на то, чтобы налоговые ставки были конкурентны, но я бы хотел отметить, что у нас, к примеру, самый лояльный порядок возврата сумм превышения налога на добавленную стоимость по сравнению с другими странами, причем не только странами ЕАЭС. В мире немного стран найдется, где есть более выгодные условия по возврату, так что здесь не все так однозначно. Еще раз хочу подчеркнуть: мы эту работу (по поиску резервов для снижения общей ставки НДС. - Прим. БЕЛТА) проводим, достаточно глубокий анализ уже сделан. И сейчас эти вопросы активно обсуждаем с коллегами из Министерства финансов и других государственных органов.
Рассматривается много вариантов, в том числе и по отмене ограничений по вычетам по налогу на добавленную стоимость внутри страны. Но это рабочие варианты, которые находятся в стадии проработки, и пока рано говорить, какая финальная точка будет поставлена. Мы должны понимать, что НДС - это один из бюджетообразующих налогов, по итогам пяти месяцев его доля около 30%. Здесь всякого рода ошибки будут очень дорого стоить в прямом смысле этого слова, поэтому мы будем подходить к этому очень взвешенно и выдержанно.
Первые полгода механизм работал, можно сказать, в тестовом режиме. Субъекты хозяйствования, да и налоговая служба учились с этим механизмом работать. На наш взгляд, этот процесс обучения, настраивания новой системы прошел успешно. С января нынешнего года система действует в полноценном режиме и, на наш взгляд, успешно.
Наверное, правильно было бы задать эти вопросы и субъектам хозяйствования, но, насколько я знаю по их откликам, они положительно оценивают эту систему. С одной стороны, она подтолкнула ряд субъектов к автоматизации бухгалтерского учета. К сожалению, достаточно крупные плательщики до этого не имели автоматизации бухучета. С другой стороны, я бы хотел отметить, что и система электронных счетов-фактур, и ряд других систем являются многосторонними: они позволяют более детально и конкретно анализировать финансовые потоки и сопоставлять данные, а также предоставляют ряд инструментов для самоконтроля плательщиков. Это является немаловажным и лежит в той парадигме, которую налоговая служба продвигает на протяжении последних нескольких лет, - повышение налоговой культуры.
Если мы говорим про электронные счета-фактуры, то более 85 тыс. субъектов хозяйствования уже подключены к этой системе, подано более 100 млн электронных счетов-фактур. Только в январе налоговые службы направили субъектам хозяйствования свыше 5 тыс. уведомлений для уточнения своих налоговых обязательств. Это не значит, что субъект хозяйствования обязан был доплатить налог, это напоминание о необходимости разобраться, поскольку есть нестыковки между электронными счетами-фактурами и суммами, указанными в декларациях. Причины этого могут быть как объективные, так и субъективные. Именно такое партнерское взаимодействие наиболее ценно в этой системе. Из более чем 5 тыс. уведомлений в половине случаев были уточнены и доплачены суммы налогов.
Что касается дальнейшего развития системы ЭСЧФ, то самые ближайшие доработки будут направлены на повышение ее удобства для плательщиков, в том числе предоставление возможности работать с электронными счетами-фактурами, не заходя на специальный портал, непосредственно в своей расчетной системе.
Ели говорить о задачах для самой налоговой службы, то это повышение уровня камерального контроля. Есть много информационных баз, которые можно сопоставлять с системой ЭСЧФ, и мы будем этим заниматься. Еще раз отмечу, что камеральный контроль направлен на то, чтобы упредить нарушения и сообщить плательщику, что у него есть неточности. Если раньше при проверке налоговой эти неточности карались бы экономическими санкциями, то сегодня налоговая направляет уведомления, субъект откликается, вносит уточнения в налоговую декларацию - и инцидент исчерпан, никаких последствий для субъекта хозяйствования нет.
Это вопрос у нас обсуждался и обсуждается сейчас. Мое мнение - он не уместен в нашей стране, по крайней мере, сегодня. Очень трудно определить, что считать богатством - это будет основная проблема при администрировании. В мировой практике налогообложения налогом на богатство, на роскошь облагаются, как правило, объекты недвижимости. В нашей республике в отношении таких объектов уплачиваются налог на недвижимость и земельный налог. Поэтому вопрос о введении налога на богатство министерством не рассматривался. Мы не поддерживаем эти идеи. К тому же у нас объявлен мораторий на введение новых налогов и платежей.
Другой вопрос - это определения справедливой стоимости, с которой производится исчисление налогов на имущество. Как показывает международный опыт, налогообложение недвижимости на основе кадастровой стоимости (рыночной стоимости, полученной в результате массовой оценки) является более прогрессивным и эффективным. У нас также принято решение, что в перспективе мы перейдем на кадастровую оценку объектов недвижимости для физических лиц. Недвижимость тогда будет оцениваться по актуальным ценам - ценам на рынке. Это один из элементов повышения справедливости налогообложения. Но это не налог на богатство, это несколько иной механизм.
Поэтому дальнейшее реформирование системы налогообложения Беларуси должно предусматривать изменение подходов к налогообложению недвижимого имущества в зависимости от ценности объекта. Это возможно только после проведения в республике массовой кадастровой оценки объектов недвижимости.
Данный вопрос прорабатывается, однако на это потребуется время, поскольку проведение оценки всех объектов недвижимости, принадлежащих гражданам, - это сложный и длительный процесс. В прошлом году был завершен пилотный проект по кадастровой оценке объектов недвижимости в Кобринском районе, а также в Советском районе Минска. В Совмин был предоставлен доклад по итогам проекта, было принято решение, что в перспективе мы перейдем на такую оценку, но сейчас трудно говорить о конкретном временном горизонте, потому что это затратные мероприятия. В ближайший год-два такой переход точно не будет осуществлен.
Развитию удаленного взаимодействия налоговых органов с населением уделяется большое внимание. На сегодняшний день к личному кабинету плательщика подключены почти 100 тыс. индивидуальных предпринимателей и около 250 тыс. физических лиц. Используя личный кабинет, можно осуществлять различные операции, среди основных - подача декларации, сверка расчетов, выяснение задолженности, направление запросов - причем в свободной форме, неформализованное.
Для физлиц взаимодействие посредством личного кабинета строится не через электронно-цифровую подпись, а через введение логина и пароля. Для этого физическому лицу необходимо посетить любую налоговую инспекцию с паспортом, получить логин и пароль, активировать личный кабинет. После этого человек сможет без посещения налоговых органов осуществлять с ними взаимодействие, подавать декларации.
При помощи личного кабинета можно осуществлять 9 из 24 административных процедур. Активно работаем над тем, чтобы расширить функционал как для субъектов хозяйствования, так и для физлиц. Акцент ставится на том, чтобы это было просто, понятно, удобно. Планируется сделать возможным актуализацию персональных данных для физических лиц в личном кабинете. Например, при смене места жительства. Эта информация, пройдя проверку через госрегистр населения, будет обновляться и сохраняться.
В личном кабинете также можно получить уведомления от налоговых органов. Есть возможность настроить систему таким образом, чтобы извещения о сумме платежей приходили не только в личный кабинет, но и на электронную почту. Таким образом, активно работаем над развитием функционала. Мы заинтересованы, чтобы как субъекты хозяйствования, так и физлица использовали эти механизмы взаимодействия.
Что касается гуманитарной помощи, то основным проводником государственной политики в этой сфере у нас является Департамент по гуманитарной деятельности при Администрации Президента. Если говорить о ситуации, которая недавно обсуждалась в обществе, на мой взгляд, она несколько раздута. Есть четкий порядок, регламент освобождения гуманитарной помощи от налогообложения. Субъекты хозяйствования, которые входят на рынок, очень четко просчитывают затраты, в том числе и по налогообложению. Точно так же и здесь - любой субъект хозяйствования, который начинает осуществлять деятельность, должен ознакомиться с законодательством, которым регламентируется та сфера, в которой он собирается работать. Организации, о которых шла речь, не первый год занимаются такой деятельностью, но почему-то раньше такого вопроса не возникало. Значит, они знают, что нужно сделать, чтобы эта гуманитарная помощь не облагалась, в частности, подоходным налогом.
Есть четкий порядок, когда гуманитарная помощь освобождается от налогообложения. У нас, в общем-то, почти вся гуманитарная помощь освобождается, но именно те суммы, которые направлены на гуманитарную помощь. Если средства направляются на хозяйственную деятельность этих организаций - тогда они подлежат налогообложению в общем порядке.
В пакете документов по упрощению условий ведения бизнеса представлен проект документа по созданию в стране института налоговых консультантов. На наш взгляд, это еще один шаг на пути к выстраиванию цивилизованных отношений между налоговыми органами и субъектами хозяйствования. Налоговый консультант - это тот посредник, который компетентен, грамотен, профессионален, обладает всеми необходимыми знаниями и навыками для взаимодействия с налоговой службой.
Внедрение института налоговых консультантов - это мировая практика. При разработке проекта документа мы совместно с экспертами, в том числе зарубежными, брали за основу опыт немецких коллег и базировались на опыте Германии.
На наш взгляд, создание института налоговых консультантов снимет ряд проблемных вопросов. Это будет важно как для налоговых органов, та и для налогоплательщиков. Налоговые консультанты будут заниматься вопросами взаимодействия с налоговой службой, и этот механизм однозначно не усложнит работы субъекта хозяйствования. Это будет просто еще один способ взаимодействия с налоговой службой наряду с бухгалтерской службой предприятия, аудиторской, юридической компаниями, появление налоговых консультантов будет дополнительным каналом взаимодействия.
Принципиальное отличие налоговых консультантов от обозначенных схем взаимодействия - это страхование ответственности консультантов. Риски ошибок будут застрахованы. Если при консультации были допущены ошибки, то штрафы, пени будет возмещать налоговый консультант. На наш взгляд, для субъекта хозяйствования появляется еще одна возможность удобного взаимодействия с налоговой.
Стоимость услуг налоговых консультантов будет определять рынок. Сегодня очень разнятся цены на аудиторские, юридические услуги - все зависит от профессионализма, грамотности, ответственности специалиста. Уже две пилотные группы прошли обучение, на получение этой специализации очень большой спрос. По нашим оценкам, порядка тысячи налоговых консультантов на первом этапе должно появиться в стране. Когда будет подписан документ, начнется более активный набор в последующие группы для подготовки специалистов. Надеемся, что в текущем году этот документ будет подписан, и в течение двух-трех лет мы выйдем на обозначенную мной цифру. На наш взгляд, это оптимальная цифра. Но если будет спрос, их будет больше. Никто не будет искусственно регулировать их количество.
Деятельность в сфере игорного бизнеса, безусловно, является социально опасной, т.к. она связана с таким негативным проявлением, как игровая зависимость.
Для нивелирования негативного воздействия азартных игр на население принят ряд мер: установлен запрет на допуск в игорное заведение лиц, не достигших 18-летнего возраста, введен механизм самоограничения в посещении игорных заведений, расположенных на территории Беларуси, в ближайшее время (с 28 августа 2017 года) вступят в силу нормы, позволяющие ограничивать в посещении игорных заведений и участии в азартных играх по решениям судов по заявлениям членов семьи и иных лиц.
МНС как органом госуправления, реализующим государственную политику в сфере игорного бизнеса, принимаются все меры, направленные на защиту населения республики от негативного влияния игорного бизнеса. Понимая важность поднятого вопроса, МНС поддерживает предложение по увеличению возрастного порога для посещения игорных заведений и установлению запрета на допуск в игорное заведение лиц, не достигших 21-летнего возраста.
Мы получили ряд предложений. Хочу остановиться на тех изменениях, которые, на наш взгляд, необходимо поддержать. Одно из главных - увеличение возрастного ценза для посещения игорных заведений с 18 лет до 21 года. Это принципиальная вещь и абсолютно правильное предложение, которое мы полностью поддерживаем.
Также мы планируем, что будет отменена регистрация игорного оборудования в налоговых органах. Вместо этого она будет осуществляться в Мониторинговом центре по игорному бизнесу. Объекты налогообложения будут подлежать учету в специальной компьютерной кассовой системе (СККС), обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса. Будет установлен запрет на использование для проведения или организации азартных игр игрового оборудования, не состоящего на учете в СККС, а также нахождение в игорном заведении игрового оборудования, не принадлежащего организатору азартных игр на праве собственности (хозяйственного ведения). За нарушение указанного запрета предполагается установить административную ответственность в виде наложения штрафа на юридическое лицо в размере до 50 базовых величин. В связи с тем, что введение механизма учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес посредством СККС потребует значительной доработки программного обеспечения, срок вступления в силу изменений и дополнений предложено установить с 1 января 2019 года.
Кроме этого, если субъект хозяйствования, занимающийся игорным бизнесом, будет осуществлять деятельность менее 15 календарных дней в налоговом периоде, то предлагается предусмотреть уменьшение ставки налога на игорный бизнес на 50%. В большинстве случаев такое нововведение коснется организаторов азартных игр, которые открывают бизнес, проводят покерные турниры, модернизируют игровое оборудование, устанавливают новые объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, либо производят их ремонт.
По результатам общественного обсуждения также учтено предложение субъектов хозяйствования о пересмотре ставки государственной пошлины за выдачу дубликата специального разрешения на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, исходя из фактически понесенных лицензирующим органом затрат на осуществление этого юридически значимого действия. Так, сейчас ставка государственной пошлины за выдачу дубликата лицензии составляет 250 базовых величин. Поскольку такой размер не соизмерим с действием, которое осуществляет лицензирующий орган, МНС предлагается установить ее в размере 50 базовых величин.
Политика министерства в отношении данного вида бизнеса на протяжении многих лет остается неизменной. Ее можно охарактеризовать следующим образом: игорному бизнесу быть, но под жестким контролем государства. Все наши шаги на протяжении многих лет последовательно направлены именно на это. Субъекты хозяйствования должны осуществлять свою деятельность под жестким контролем, учитывая, что это не совсем социально безопасный вид деятельности. Поэтому существуют такие моменты, как единый список самоограничившихся, обязательный вход по паспортам в игорные заведения.
Кстати, если говорить о налогообложении, то, по нашему мнению, на следующий год не стоит ставки налога за объекты игорного бизнеса ни увеличивать, ни индексировать. Мы будем выступать с таким предложением, чтобы не ухудшать условия деятельности субъектов хозяйствования, поскольку в настоящее время игорный бизнес переживает не самые лучшие времена. Таким образом, учитывая общую экономическую ситуацию, в том числе доходность использования объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, по мнению МНС, в 2018 году как минимум не стоит повышать фиксированные ставки налога на игорный бизнес, а также индексировать их.
По требованию Президента декрет №3 концептуально пересматривается. Основной упор делается на содействии в трудоустройстве тем, кто хочет трудоустроиться, на ресоциализацию людей, ведущих асоциальный образ жизни. Будут предприняты все меры по трудоустройству человека, его вовлечению в нормальный процесс взаимодействия с государством. Вести речь о конкретных изменениях в декрет №3 можно будет после его принятия.