Специалисты Министерства труда и социальной защиты ответили на вопросы, связанные с изменением условий оплаты труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 года.
Пунктом 12 указа Президента от 18 января 2019 года №27 определено, что при введении новой системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда. С учетом предоставленных руководителю бюджетной организации прав по установлению размеров стимулирующих и компенсирующих выплат он не может допустить снижение с 1 января 2020 года размеров заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций.
Для сопоставления зарплаты работников бюджетных организаций (по условиям оплаты труда, действующим до 1 января 2020 года) учитывается заработная плата, начисленная работнику в соответствии с условиями оплаты труда, предусмотренными трудовым договором (контрактом) за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени. Так, в начисленную заработную плату включаются следующие виды выплат: тарифная ставка, тарифный оклад; повышения тарифной ставки, тарифного оклада; надбавки и доплаты в размерах, установленных законодательством (нанимателем), кроме доплат за работу в ночное время, за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни; премия в усредненных размерах, установленных законодательством для данного вида бюджетных организаций (например, 20% от суммы выплат, включаемых в расчет планового фонда заработной платы). Таким образом, заработная плата работника, рассчитанная за январь 2020 года по новым условиям с учетом премии в размере 5% оклада работника, не может быть ниже заработной платы работника, рассчитанной по вышеприведенному порядку. Поскольку выплаты в соответствии с постановлением Совмина от 10 апреля 2019 года №232 не являются выплатами, носящими постоянный характер, для целей сопоставления размера заработной платы они не учитываются.
Постановлением Совета Министров от 24 декабря 2019 года №882 утверждена примерная форма контракта нанимателя с работником, в пункте 6 которой уже учтены изменения, которые произошли в оплате труда в бюджетной сфере. Дополнительные соглашения в части условий оплаты труда вступили в силу с 1 января 2020 года.
Законодательством, действующим до и после 1 января 2020 года, вопросы стимулирования общественных инспекторов по охране труда и неосвобожденных председателей профсоюзных комитетов бюджетных организаций не регулируются. Наниматель может стимулировать работника путем установления надбавок, размер которых он определяет самостоятельно в соответствии с законодательством.
Порядок выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен пунктами 4-11 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 3 апреля 2019 года №13. В соответствии с п. 14 инструкции периоды работы в учреждениях дошкольного образования, находящихся в ведомстве коммерческих организаций (ОАО, РУП и др.), в зачет стажа работы в бюджетных организациях не подлежат. Одновременно разъясняем, что в соответствии с пунктом 12 указа №27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается, в том числе с учетом исчисленной надбавки за стаж работы в бюджетных организациях. При этом возможное снижение размера надбавки за стаж работы в бюджетных организациях по сравнению с размером повышения тарифных ставок (тарифных окладов) за работу по специальности (в отрасли), исчисленным в соответствии с действующими условиями оплаты труда, должно быть компенсировано другими стимулирующими выплатами, которые будут устанавливаться руководителями бюджетных организаций на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов госуправления. Таким образом, снижения заработной платы у работников в связи с исключением периодов работы в учреждениях дошкольного образования ведомственной принадлежности не произойдет.
Исходя из информации, содержащейся в обращении, не представляется возможным дать исчерпывающий ответ на поставленные вопросы. Согласно пункту 8 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13, в случаях, если на основании данных трудовой книжки не представляется возможным определить статус организации для зачета стажа работы в ней в стаж работы в бюджетных организациях, то зачет стажа работы производится на основании сведений, полученных от этих организаций, государственных органов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или местных исполнительных и распорядительных органов по месту расположения организации. На основании изложенного полагаем, что для получения информации о статусе интересующих вас организаций вам необходимо обратиться в Министерство внутренних дел.
Тарификация специалистов, должности которых являются общими для всех видов деятельности, определяется в соответствии с диапазоном тарифных разрядов, определенных подпунктами 1.3 и 1.4 пункта 1 тарифной сетки, утвержденной постановлением Совета Министров от 28 февраля 2019 года №138. При этом важно учитывать квалификационные требования к уровню образования (профиль либо направление образования, специальность), которые необходимы для выполнения возложенных должностных обязанностей. Квалификационными требованиями должности "специалист" предусмотрено наличие высшего либо среднего специального образования. Соответственно, тарификация этой должности определяется в соответствии с диапазоном, предусмотренным подпунктом 1.4 пункта 1 тарифной сетки.
Порядок и условия присвоения специалистам квалификационных категорий, а также наименований должностей служащих установлены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты от 2 января 2012 года №1. В соответствии с пунктами 16 и 18 Общих положений, присвоение специалистам квалификационных категорий по занимаемым им должностям производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных ЕКСД, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии. К аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям. Пунктом 20 Общих положений обозначено, что специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой должности, наниматель может присвоить квалификационную категорию в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии при условии наличия у данного специалиста степени магистра по соответствующей специальности (квалификации), опыта работы по соответствующему направлению деятельности, в том числе на руководящих должностях. Присвоенная в указанном порядке категория может быть как последующей, так и внеочередной. С учетом изложенного, в каждом конкретном случае решение о присвоении специалистам квалификационных категорий принимается нанимателем самостоятельно с учетом изложенных норм законодательства.
В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке исчисления тарифной ставки (тарифного оклада), оклада педагогических работников с учетом педагогической нагрузки, утвержденной постановлением Министерства образования от 30.03.2007 №25, надбавки и доплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством, в том числе надбавка молодым специалистам, выплачиваются пропорционально педагогической нагрузке.
С 1 января 2020 года порядок выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен пунктами 4-12 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина (Инструкция утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13). В ней предусмотрено, что в стаж работы в бюджетных организациях засчитываются периоды военной службы (службы) в ВС, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Беларуси.
Абзацем четвертым статьи 1 закона от 5 ноября 1992 года №1914-ХII "О воинской обязанности и воинской службе" определено, что военная служба - основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований. Военная служба подразделяется на военную службу по призыву и военную службу по контракту. Статьей 2 закона "О статусе военнослужащих" определено, что обучающиеся в военных учебных заведениях имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Таким образом, военная служба по призыву и военная служба по контракту засчитываются в стаж работы в бюджетных организациях.
Пунктом 8 Инструкции определено, что в случаях, если на основании данных трудовой книжки невозможно определить статус организации для зачета стажа работы в ней в стаж работы в бюджетных организациях, то зачет стажа работы производится на основании сведений, полученных от этих организаций, госорганов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или местных исполнительных и распорядительных органов по месту ее расположения. На основании изложенного полагаем, что для получения информации о статусе иных интересующих вас организаций необходимо обратиться в Министерство внутренних дел.
Согласно статье 19 Трудового кодекса в случае изменения законодательства о труде в соответствие с ним должны быть приведены и условия трудового договора. Контракты, заключенные с работниками бюджетных организаций, должны быть приведены в соответствие с ТК, указом №27 "Об оплате труда работников бюджетных организаций" и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами, локальными правовыми актами. Изменения, предусмотренные перечисленными документами, должны быть отражены в дополнительных соглашениях к контрактам с указанием сроков вступления в силу изменений, соответствующих срокам вступления в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов (то есть с 1 января 2020 года и 28 января 2020 года соответственно). Условия оплаты труда работника, в том числе размер надбавки за работу по контракту, должны содержаться в дополнительном соглашении к контракту. При этом надбавки за характер труда, сложность и напряженность могут быть установлены работнику в контракте в конкретном размере либо со ссылкой на приказ или на положение о стимулирующих выплатах, разработанном и утвержденном в организации.
По вопросам 1-2 могу ответить следующее. Порядок расчета стимулирующих надбавок, установленных постановлением Министерства спорта и туризма от 24 июля 2019 года №33, для педагогов в сфере физической культуры и спорта будет регулироваться инструкцией, разработанной Минспорта и туризма, вместо постановления этого министерства от 14 апреля 2008 года №14. Проект указанной инструкции согласован Минтруда и соцзащиты.
По третьему вопросу. Нормами пункта 26 инструкции о порядке исчисления среднего заработка (утверждена постановлением Минтруда от 10 апреля 2000 года №47) определено, что при исчислении среднего заработка повышение размера установленной базовой ставки в определяемом периоде является основанием для применения поправочного коэффициента. Поправочные коэффициенты рассчитываются путем деления размера базовой ставки, установленной в месяце, в котором осуществляются выплаты на основе среднего заработка, на размер базовой ставки, действовавшей в месяцах, принимаемых для исчисления среднего заработка (пункт 27 инструкции). В соответствии с пунктом 28 инструкции при изменении системы оплаты труда в принятом для исчисления среднего заработка периоде расчет поправочных коэффициентов производится пропорционально отработанному времени отдельно до и после соответствующего изменения.
В связи с изменением системы оплаты труда с 1 января этого года корректировать начисленную заработную плату, принимаемую для исчисления среднего заработка, следует пропорционально отработанному времени до и после изменения системы оплаты труда в соответствии с пунктом 28 инструкции. С учетом того, что базовая ставка согласно указу №27 устанавливается ежегодно, как правило, с января календарного года, то с января 2020 года и до месяца ее изменения поправочный коэффициент будет равен единице.
По вопросу 4 следует руководствоваться нормами положения о единовременной выплате, разработанного в конкретной организации. В соответствии с пунктом 4 указа №27 работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Совмином. При этом размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.
Предложение о ежемесячной выплате материальной помощи всем работникам организации, которое содержится в вопросе 5, не согласуется с пунктом 4 указа №27, по которому работникам бюджетных организаций оказывается материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положению, утверждаемому руководителем бюджетной организации.
Относительно недопущения снижения размеров начисленной зарплаты в связи с введением новых условий оплаты труда, отмечу следующее. При регулировании уровня оплаты труда конкретного работника необходимо использовать все стимулирующие и компенсирующие выплаты, предусмотренные законодательством для этой категории работников. Кроме того, необходимо учитывать общий объем средств, направляемых организацией на выплату зарплаты, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи (пункт 5 указа №27). Надбавка за сложность и напряженность труда утверждена постановлением Министерства спорта и туризма от 24 июля 2019 года №33 и устанавливается руководителям, специалистам и другим служащим бюджетных организаций сферы физической культуры, спорта и туризма в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда, а также средств, получаемых от осуществления приносящей доходы деятельности, и иных средств, не запрещенных законодательством. Конкретный (предельный) размер указанной надбавки постановлением №33 не определен. Право по определению ее размеров и порядка выплаты делегировано руководителю бюджетной организации.
Наконец, по вопросу МЗП. Основным источником повышения заработной платы работников бюджетной сферы с 1 января 2020 года является базовая ставка. Согласно законодательству минимальная заработная плата (месячная и часовая) - государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника.
Прирост МЗП в 2020 году (13,6%) по сравнению с 2019 годом не является законодательной нормой для повышения зарплаты работников бюджетной сферы, в том числе низкооплачиваемых. С 1 января 2020 года формирование их заработной платы осуществляется на основании законодательства, регулирующего оплату труда в централизованном порядке (надбавка за стаж работы в бюджетных организациях, за работу по контракту), а также законодательства, разработанного отраслевыми министерствами, и локальных правовых актов бюджетных организаций.
Приведенный в вопросе размер заработной платы спортсмена-инструктора в декабре 2019 года превышает установленный законодательством размер минимальной заработной платы. С 1 января 2020 года размер оплаты труда этого специалиста должен быть не ниже установленного размера МЗП (Br375) за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.
Статья 349 Трудового кодекса содержит императивные нормы, т.е. обязательные для исполнения со стороны нанимателя в отношении предоставления гарантий и компенсаций работающим по совместительству. В частности, гарантии и компенсации, предусмотренные ТК, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными локальными правовыми актами, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме, за исключением гарантий и компенсаций связанных с получением образования, которые предоставляются только по основному месту работы.
Таким образом, применение избирательного подхода к работникам, работающим по совместительству, в том числе в части предоставления материальной помощи и единовременной выплаты на оздоровление, является недопустимым.
Должности "дежурный по общежитию" и "заведующий общежитием" в данном случае - это должности служащих, которые являются общими для всех видов деятельности (Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД), выпуск 1 "Должности служащих для всех видов деятельности"). Поэтому тарификация по первой должности определяется в соответствии с таблицей 1 приложения к постановлению Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13 (7 тарифный разряд); по должности "дежурный по общежитию" применяется 2 тарифный разряд п. 1.2 п. 1 тарифной сетки.
В соответствии с пунктом 5 Общих положений ЕКСД (утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты от 2 января 2012 года №1) наименование производной должности "ведущий" предусматривается для должностей специалистов высшего уровня квалификации, по которым установлено квалификационное категорирование. Квалификационными требованиями по должности "лаборант" (выпуск 1 ЕКСД "Должности служащих для всех видов деятельности") предусмотрено наличие среднего специального образования. Тарификация по должности "лаборант" определяется в соответствии с п.п.2.2.2 п. 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций, утвержденной упомянутым выше постановлением Минтруда №13.
Согласно пункту 8 указа №27 тарифные разряды по должностям медицинских работников определяются Министерством здравоохранения. Тарифный разряд по должностям заведующих обособленных подразделений организаций здравоохранения устанавливается согласно соответствующим приложениям к постановлению Минздрава №52.
Тарифные разряды по должностям научных сотрудников музеев устанавливаются согласно приложению 1 к постановлению Министерства культуры №32. По таблице 2 приложения к постановлению Минтруда и соцзащиты №13 определяется тарификация научных работников бюджетных научных организаций, на которых не распространяется указ от 28 декабря 2017 №467 (например, до момента прохождения бюджетной организаций аккредитации как бюджетной научной организации).
Условия оплаты труда руководителей организаций, учреждений устанавливаются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми с ними соответствующими собственниками имущества либо уполномоченными ими органами (п.7 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 3 апреля 2019 года №13).
Тарифные разряды по должностям работников, в том числе руководителя учреждения, определяются в соответствии с Инструкцией о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 года №13.
Указанная инструкция применяется нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя при определении тарифных разрядов по должностям (профессиям) для конкретных работников (ч.3 п.1 инструкции). Тарифный разряд руководителю учреждения устанавливается в пределах диапазона тарифных разрядов, предусмотренного п.6 тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, установленной в приложении 1 к постановлению Совета Министров от 28 февраля 2019 года №138 (п.п. 2.1.1 п.2 инструкции).
Нет. Изменение системы оплаты труда работников бюджетных организаций не коснется размеров их заработной платы на момент введения новых условий оплаты труда. Пунктом 12 указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 года №27 определено, что при введении новой системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда. Данная норма является обязательной для исполнения руководителями организаций при формировании с 1 января 2020 года размеров оплаты труда работников. Соответственно, с учетом предоставленных руководителю бюджетной организации прав по установлению размеров стимулирующих и компенсирующих выплат, он не может допустить снижение с 1 января 2020 года размеров заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций.
Надбавка за специфику работы в сфере здравоохранения в зависимости от наличия квалификационной категории устанавливается медицинским и фармацевтическим работникам (п.п. 4.1 п.4 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат медицинским, фармацевтическим работникам, а также служащим, занятым в здравоохранении и фармацевтической деятельностью, бюджетных организаций независимо от их ведомственной подчиненности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения от 13 июня 2019 года №52). Согласно номенклатуре должностей медицинских, фармацевтических работников, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения от 8 июня 2009 года №61, должность психолога не относится к должностям медицинских работников.
Заработная плата работника, в том числе врача-офтальмолога, зависит от размеров стимулирующих и компенсирующих выплат, устанавливаемых конкретному работнику в соответствии с его трудовым договором.
Исходя из обращения полагаем, что речь идет об исчислении стажа работы сотрудников, обеспечивающих деятельность и техническое обслуживание государственных органов. Согласно абзацу второму ч.2 п.6 Положения о порядке и условиях оплаты труда работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание государственных органов, утвержденного постановлением Совета Министров, имеющим гриф ограниченного доступа, указанным работникам в стаж работы засчитываются периоды работы в государственных органах на любых должностях (профессиях). Таким образом, для определения статуса отряда военизированной пожарной службы необходимо обратиться либо в саму организацию, либо в государственный орган, в подчинении которого она находится.
Порядок осуществления выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен п.4-11 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 3 апреля 2019 года №13. В соответствии с п.14 инструкции периоды работы в учреждениях дошкольного образования, находящихся в ведомстве коммерческих организаций (ОАО, РУП и др.), в зачет стажа работы в бюджетных организациях не идут.
Одновременно разъясняем, что в соответствии с п.12 указа №27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается, в том числе с учетом исчисленной надбавки за стаж работы в бюджетных организациях.
При этом возможное снижение размера надбавки за стаж работы в бюджетных организациях по сравнению с размером повышения тарифных ставок (тарифных окладов) за работу по специальности (в отрасли), исчисленным в соответствии с действующими условиями оплаты труда, должно быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться руководителями бюджетных организаций на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления. Таким образом, снижения заработной платы у работников в связи с исключением периодов работы в учреждениях дошкольного образования ведомственной принадлежности, не произойдет.
Условиями оплаты труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 года доплаты за квалификационную категорию работникам не предусмотрены. В рамках полномочий, предоставленных п.8 и п.9 указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 года №27, постановлением Министерства образования от 3 июня 2019 года №71 установлены надбавки за специфику работы в сфере образования, размер которых дифференцирован по различным должностям педагогических работников (в том числе учителям-дефектологам и учителям) в зависимости от квалификационной категории, присвоенной в установленном порядке.
Да, входит. Министерство внутренних дел - республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД. Департамент охраны МВД является структурным подразделением Министерства внутренних дел. Таким образом, согласно абзацу третьему п.4 инструкции служба в государственных органах Республики Беларусь засчитывается в стаж работы в бюджетных организациях.
Надбавка за сложность и напряженность работы устанавливается работникам бюджетных организаций, подчиненных и (или) входящих в систему Министерства здравоохранения, а также работникам бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, относящихся к области деятельности Министерства здравоохранения, в размере до 200% оклада включительно.
Перечень работников, которым устанавливается надбавка за сложность и напряженность работы, конкретный размер и порядок ее выплаты определяются руководителями бюджетных организаций (п.5 инструкции, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения от 13 июня 2019 года №53).
В соответствии со статьей 55 Трудового кодекса (ред. от 18 июля 2019 года), наниматель при организации труда работников обязан:
- создавать условия для ознакомления работника с локальными правовыми актами, затрагивающими его права и обязанности (п.10 ст.55);
- оформлять изменения условий и прекращение трудового договора с работником приказом (распоряжением) и объявлять его работнику под роспись (п.15 ст.55).
Законодательством не предусмотрена обязанность нанимателя предоставлять работнику информацию об условиях трудового договора, заключаемого с другим работником.
Согласно закону "Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы", минимальная зарплата (МЗП) - это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда сотрудников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.
В соответствии с постановлением Совета Министров от 29 августа 2019 года №582, размер МЗП с 1 января 2020 года установлен в размере 375 рублей.
Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 года №27 "Об оплате труда работников бюджетных организаций" (далее - указ №27), который вступил в силу с 1 января текущего года, определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций (тарифной системы, структуры заработной платы, наименования стимулирующих и компенсирующих выплат, базы их исчисления и размеров и т.д.).
Реализация указа №27 позволит в том числе исключить такой вид выплаты, как доплаты до минимальной заработной платы, а поддержание уровня заработной платы работников бюджетных организаций на уровне не ниже МЗП производить за счет стимулирующих и компенсирующих выплат в пределах средств, предусмотренных на оплату труда (с учетом средств, выделяемых на доплаты до МЗП).
Условия оплаты труда работников в сфере образования, в том числе стимулирующие и компенсирующие выплаты, определены постановлением Министерства образования Беларуси от 3 июня 2019 года №71. Так, этим постановлением предусмотрены надбавка за высокие достижения в труде работникам бюджетных организаций сферы образования и надбавка за сложность и напряженность труда рабочим бюджетных организаций сферы образования. Размеры и порядок выплаты указанных надбавок определяются руководителями бюджетных организаций сферы образования.
Пунктом 2 указа от 18 января 2019 года №27 "Об оплате труда работников бюджетных организаций" определено, что работникам бюджетных организаций выплачивается стимулирующая выплата - надбавка за стаж работы в бюджетных организациях. Порядок осуществления выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен в соответствующей инструкции, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Беларуси от 3 апреля 2019 года №13.
Пунктом 4 инструкции предусмотрено, что для целей исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы в бюджетных организациях Беларуси независимо от их ведомственной подчиненности и в организациях Беларуси, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Термин "бюджетная организация" определен в п.п. 1.4 п. 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Беларуси, а постановлением Совета Министров от 5 января 2011 года №14 утвержден перечень типов организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Периоды работы в других организациях, в том числе общественных, в стаж работы в бюджетных организациях не засчитываются. Одновременно разъясняем, что в соответствии с п. 12 указа №27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается, в том числе с учетом исчисленной надбавки за стаж работы в бюджетных организациях.
При этом возможное снижение размера надбавки за стаж работы в бюджетных организациях по сравнению с размером повышения тарифных ставок (тарифных окладов) за работу по специальности (в отрасли), исчисленным в соответствии с действующими условиями оплаты труда, должно быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться руководителями бюджетных организаций на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.
В соответствии с указом от 18 января 2019 года №27 на выплату премий направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, в размере 5% от суммы окладов работников. Размеры, порядок и условия выплаты премий определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.
Условия оплаты труда работников в сфере образования, в том числе стимулирующие и компенсирующие выплаты, определены постановлением Министерства образования Беларуси от 3 июня 2019 года №71. Данным постановлением предусмотрены надбавка за высокие достижения в труде работникам бюджетных организаций сферы образования и надбавка за сложность и напряженность труда рабочим бюджетных организаций сферы образования. Размеры и порядок выплаты указанных надбавок определяются руководителями бюджетных организаций сферы образования.
Как и до 1 января 2020 года, так и с 1 января 2020 года часы организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности включаются в педагогическую нагрузку, в соответствии с которой определяется оклад с учетом педагогической нагрузки (постановление Министерства образования от 30 марта 2007 года №25).
За разъяснениями по вопросам новых условий оплаты труда педагогических работников с 1 января 2020 года вы можете обратиться в отдел образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома, главное управление образования Гомельского облисполкома, Министерство образования.
Изменения системы оплаты труда работников бюджетных организаций не коснутся размеров их заработной платы на момент введения новых условий оплаты труда.
Пунктом 12 указа от 18 января 2019 года №27 определено, что при введении новой системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.
Эта норма является обязательной для исполнения руководителями организаций при формировании с 1 января 2020 года размеров оплаты труда работников. Соответственно, с учетом предоставленных руководителю бюджетной организации прав по установлению размеров стимулирующих и компенсирующих выплат, он не может допустить снижение с 1 января 2020 года размеров заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций.