Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Онлайн-конференция
22 октября 2013, 11:00

Итоги председательства Беларуси в СНГ

Заседание Совета глав государств СНГ состоится в Минске 25 октября. Участие в саммите подтвердили все главы стран Содружества. Повестка заседания включает 14 важных вопросов, связанных с организацией взаимодействия стран СНГ, соответствующих органов Содружества в сферах борьбы с преступностью, коррупцией, наркоманией, торговлей людьми и в сфере экономического взаимодействия.

Саммит станет одним из ключевых мероприятий за время председательства Беларуси в СНГ в 2013 году, проходящего под девизом "Интеграция во благо человека". В общей сложности за этот период было организовано и проведено около 70 мероприятий, ориентированных на то, чтобы интеграционные процессы приносили конкретную пользу народам стран Содружества.

В ходе онлайн-конференции Василий Пугачев подведет предварительные итоги председательства Беларуси в СНГ. Он даст оценку интеграционным процессам, происходящим на постсоветском пространстве, расскажет о предполагаемых сценариях межгосударственного объединения и возможностях дальнейшего сближения стран на пространстве Содружества на различных уровнях, ответит на вопросы пользователей.

Ответы будут публиковаться 22 октября после 11.00 по мере готовности.

Вопросы конференции

Андрей, П., Минск
Союзное государство Беларуси и России является наиболее сильным интеграционным объединением в Содружестве. Остальные страны, по сути, подтягиваются за ним. Насколько может быть полезен опыт, накопленный в Союзном государстве, для развития взаимодействия между странами СНГ, их регионами.
Укрепление добрососедских отношений - один из приоритетов председательства Беларуси в СНГ в 2013 году. Сейчас идет подготовка проекта плана мероприятий в области приграничного сотрудничества на 2014-2015 годы. Беларусь принимает в этом активное участие. Проект плана формируется на основе предложений белорусской стороны.

Конечно же, опыт, накопленный в Союзном государстве, может быть весьма полезен для развития межрегионального взаимодействия в СНГ. Большой интерес представляет, например, опыт подготовки и реализации союзных программ в наукоемких и высокотехнологичных сферах.

В Содружестве такое сотрудничество пока остается на уровне совместных программ без  общего финансирования. То есть деньги на их реализацию идут из бюджетов отраслевых ведомств заинтересованного государства. В какой-то мере это сдерживает развитие сотрудничества, особенно в реализации инновационных проектов. Между тем они имеют особое значение для модернизации экономик стран СНГ, обеспечения конкурентоспособности их производств, товаров и услуг на мировых рынках.

В то же время в СНГ предпринимаются определенные шаги для того, чтобы повысить уровень взаимодействия, в том числе на межрегиональном уровне. Так, в  2008 году была принята Конвенция о приграничном сотрудничестве. В ее рамках Беларусь и Россия, например, организуют мониторинг окружающей среды, разрабатывают программы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводят учения по ликвидации трансграничных ЧС. Также налажено активное сотрудничество между органами внутренних дел приграничных регионов Беларуси, России и Украины. Правоохранители проводят комплекс мероприятий по противодействию незаконному обороту спирта, алкогольной и табачной продукции, по выявлению иностранных граждан, незаконно находящихся на территории государств, принимают меры по предупреждению с их стороны преступлений и правонарушений, а также по установлению каналов незаконной миграции.
 
Эффективное сотрудничество налажено в здравоохранении. В СНГ создан координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий государств - участников Содружества от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. В совет из стран СНГ поступает информация  об эпидемиологическом надзоре за карантинными и другими опасными инфекционными болезнями и о контроле за потенциально опасными для здоровья населения товарами и грузами. Обобщенные данные направляются заинтересованным специалистам для использования в работе. Ежемесячно со странами СНГ осуществляется информационный обмен данными государственного статистического наблюдения об инфекционной заболеваемости населения.

Активно сотрудничают ученые стран СНГ. Так, Институт биофизики и клеточной инженерии, Институт физиологии, Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси успешно осуществляют ряд совместных научных проектов с российской и украинской стороной. Если говорить о конкретных проектах, то, например, специалисты Института экспериментальной ботаники участвовали в создании трансграничного биосферного резервата ЮНЕСКО "Освея - Красный Бор - Себежский" (Верхнедвинский, Россонский районы Витебской области Беларуси, Псковская область России). На этих объектах создана система комплексного мониторинга экосистем.

На постоянной основе проводятся различные международные научно-практические конференции, семинары с российскими и украинскими коллегами, обучающие семинары для студентов, совместно издаются книги и коллективные монографии.
25 октября в Минске планируется проведение ключевого мероприятия в рамках белорусского председательства в Содружестве - заседания высшего уставного органа СНГ - Совета глав государств. Это 41-е по счету заседание глав государств в формате СГГ и 10-е заседание, проходящее в Беларуси. Минск ждет высоких гостей и готов к радушному приему делегаций. В соответствии с проектом повестки заседания предполагается обсуждение главами делегаций 17 проектов документов, о некоторых я расскажу. В их числе документы, посвященные приближению особой даты - 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; объявление 2015 года годом ветеранов Великой Отечественной войны; проект решения о единых юбилейных наградах, учрежденных к 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Проект решения предусматривает утверждение Статута и описания единого Почетного ордена "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и положения о единой юбилейной медали "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Ряд документов посвящен вопросам безопасности государств Содружества и их граждан. Это прежде всего проекты межгосударственных программ совместных мер борьбы с преступностью на 2014-2018 годы, в борьбе с терроризмом, в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и в борьбе с торговлей людьми на 2014-2018 годы. К этому же блоку вопросов можно отнести и вопрос о концепции сотрудничества государств СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, а также соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции. Сегодня эта тема особенно актуальна, и я полагаю, что концепция позволит согласовать действия государств - участников СНГ по борьбе с преступлениями в этой сфере. Конечно же, будет рассмотрен вопрос о председательстве и сопредседательстве в Содружестве в 2014 году. Кроме ключевого заседания Совета глав государств на площадке Содружества в Минске планируется провести заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств 24 октября и заседание СМИД СНГ в преддверии саммита глав государств.

Александра Агеева
Несмотря на то, что Грузия официально не является участником Содружества, она активно принимает участие в различных мероприятиях, проводимых в СНГ, присоединяется к соглашениям, которые работают в Содружестве. Как вы считаете, может ли в перспективе Грузия вернуться в СНГ и на каких условиях?
Участие любого государства в международной организации, в том числе в СНГ, это прерогатива и воля самого государства. Мы не вправе решать за государства. Несмотря на то, что Грузия вышла из состава Содружества Независимых Государств, сегодня по факту она принимает участие в работе по 34 документам, которые действуют в СНГ. Кроме этого, на территории Грузии работает филиал межгосударственной телерадиокомпании "Мир", который вещает на все государства Содружества. И наконец, СНГ как открытая международная региональная организация не ставит каких-то препятствий по ее участникам. Все вопросы решаются в соответствии с волей народа того государства, которое рассматривает вопрос об участии, а также с учетом устава самого Содружества, который определяет порядок участия, обязательства, которые берет на себя государство, преимущества, которое оно получает при развитии взаимодействия и сотрудничества с другими участниками Содружества. Никаких других условий не стоит.
Корр. БЕЛТА
В 2013 году в СНГ председательствует Беларусь. За это время было организовано и проведено около 70 мероприятий в различных сферах. Расскажите о наиболее значимых и интересных из них.

Действительно, этот год в Содружестве проходит в напряженном динамичном ритме. Не буду перечислять все организованные мероприятия, но на некоторых из них стоит остановиться. Так, проведен ряд важных заседаний органов СНГ - Совет глав правительств (31 мая в Минске), три заседания Экономического совета, заседание Совета министров иностранных дел, 60 заседаний отраслевых органов Содружества, из них более 10 - в Минске. В этой части из огромного спектра важных принятых решений, чтобы подчеркнуть их значимость для граждан государств Содружества, хотел бы отметить только одно соглашение - о взаимном признании документов о высшем образовании. Практическая реализация данного документа имеет огромное значение для развития рынка труда и расширения рынка образовательных услуг. Как известно, только в 2012/2013 учебном году и только в Беларуси на дневной форме обучались около 8,8 тыс. человек из 10 государств - участников СНГ. Признание документов о полученном образовании в других государствах Содружества, конечно же, будет способствовать расширению рынка образовательных услуг, будет легче трудоустроиться, получив соответствующий документ об образовании, в другом государстве СНГ. Как правило, международные соглашения, подписанные в рамках Содружества, проходят еще и внутригосударственную процедуру. Надеемся, что в течение года все необходимые условия будут выполнены и документ вступит в силу.

Кроме того, были проведены значимые мероприятия в русле развития добрососедства и углубления взаимопонимания в человеческом измерении. Это, прежде всего, VIII Международный форум творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ в Минске, в котором приняли активное участие делегации всех государств Содружества; мероприятия по программе культурной столицы СНГ, которой в нынешнем году является Могилеве. Это и недельный ознакомительный тур для представителей административно-территориальных единиц государств Содружества для изучения опыта деятельности еврорегионов "Неман" и "Озерный край". Делегация посетила Минск, Поставы, Полоцк, Витебск, ознакомилась с опытом Беларуси по реализации приграничного сотрудничества с нашими соседними странами - странами Балтии, Польшей, а также регионами Российской Федерации. Состоявшийся по итогам обмен мнениями показал, что участникам тура был интересен опыт Беларуси в решении вопросов регионального приграничного сотрудничества.

Была также организована международная конференция по ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведено совместное учение "Запад-2013". Были организованы и весомые мероприятия в экологической сфере, сфере расширения доступности экологически чистых зеленых технологий.

Николай Богданович
После произошедших в Московском районе Западное Бирюлево погромов активно обсуждается идея введения визового режима между Россией и странами Содружества. Что вы об этом думаете?
Создание условий для свободного перемещения граждан государств Содружества, на мой взгляд, является одним из важнейших достижений в СНГ в целом. Как показывает жизнь и мировая практика, эту свободу перемещения нужно уметь ценить. И что особенно важно - нужно уметь ею пользоваться, уметь распорядиться как принимающей стороне, так и приезжающим гостям, которые, несомненно, должны уважать традиции, порядок и правовые нормы поведения в стране пребывания. Этот тезис относится не только к государствам СНГ, это международная практика, и эту практику нужно выполнять. Что касается перспектив визового режима, то хотел бы отметить, что в СНГ такой вопрос не инициировался и не обсуждался, на повестке дня он сегодня не стоит. Более того, есть общеизвестное мнение Президента России по этому вопросу, которое подтверждает такую позицию.

Введение виз - это не выход из ситуации. И, как правило, ужесточение визового режима - это шаг назад по сравнению с теми достижениями, которые уже имеются. Нужны другие меры, другие действия, с разумным использованием тех свобод, которые имеются на сегодняшний день по взаимному перемещению граждан. В частности это касается и вопросов трудовой миграции. К тому же соответствующим мерам по борьбе с незаконной миграцией в СНГ уделяется повышенное внимание. Действительно, это очень значимый и серьезный вопрос. Мы имеем соответствующие компетентные органы, которые работают в данном направлении. Налажено взаимодействие не только в рамках государств - членов СНГ, но также и с международными организациями, поскольку борьба с незаконной миграцией актуальна на сегодняшний день во всем мире и ей уделяется очень серьезное внимание.

Шапетько Евгений Андреевич
Расскажите о том, что планировалось осуществить за время председательства Беларуси в СНГ, что мы не успели сделать и по каким причинам?
Председательство в Содружестве осуществляется, прежде всего, с учетом принципа преемственности в реализации стратегических направлений сотрудничества в СНГ в соответствии с концепцией, которую приняли главы государств, и в соответствии со стратегиями экономического развития, развития сотрудничества в гуманитарной сфере, сфере безопасности и так далее. Конечно же, хотелось бы сделать по многим из этих направлений значительно больше.

Что касается девиза белорусского председательства в СНГ в 2013 году, то задачи, которые были поставлены изначально, об углублении добрососедства и взаимопонимания как на приграничном, так и на межгосударственном уровне, конечно, многомерны и многочисленны. В этой части нам удалось провести недельный ознакомительный тур для представителей административно-территориальных единиц стран Содружества для изучения опыта деятельности еврорегионов "Неман" и "Озерный край", организовать конференции, провести заседание Совета по межрегиональному сотрудничеству. Это поле достаточно глубокое, и работы в этом направлении предстоит сделать еще очень много. Мы открыты для сотрудничества в этом направлении, и работа продолжится с учетом принципа преемственности в СНГ.
Вересова Виталина
Не могли бы вы дать оценку интеграционным процессам, происходящим на постсоветском пространстве? Вероятно, наиболее характерной для государств на пространстве Содружества является разноскоростная интеграция на разных уровнях. В чем, по вашему мнению, плюсы и минусы такой интеграции?
Вопрос очень актуальный и очень значимый. Как отметил Президент Беларуси, заслуга Содружества и в том, что из его недр вызревали такие интеграционные объединения, как Союз России и Беларуси, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Организация договора о коллективной безопасности. Создание этих структур на поле СНГ обусловлено, прежде всего, конкретными интересами отдельных государств Содружества и их готовностью к взаимодействию и сотрудничеству в более продвинутых форматах. Поэтому можно утверждать, что реализация принципов разноуровневой и разноскоростной интеграции является и достоинством СНГ, и его плюсом, и это подтверждается практикой развития интеграционных процессов в мире.

Те государства, которые имеют свой интерес, более тесно взаимодействуют по конкретным направлениям, они имеют возможность практически реализовать этот интерес, договорившись на взаимоуважительных началах, как находить механизмы сочетания взаимных интересов во благо народов всех участвующих сторон. Я считаю серьезным плюсом, что в СНГ такая возможность имеется. Кроме того, появляется и здоровая конкуренция.
Николай Волков
Девизом своего председательства в Содружестве Беларусь определила "Интеграцию во благо человека: укрепление добрососедства, развитие экологического сотрудничества, содействие повышению доступности экологических "зеленых" технологий, расширение диалога культур". Насколько полно удалось решить поставленные задачи в соответствии с этим девизом?

Задачи белорусского председательства ориентированы на важнейшие ценности развития Содружества на данном этапе. Их суть в том, чтобы дать дополнительный импульс развитию взаимодействия в этих сферах, и такой импульс дан в формате соответствующих мероприятий. Так, принято Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, которое будет содействовать развитию нашего взаимодействия в вопросах экологии, разработки и внедрения так называемых зеленых технологий. Также прошла международная выставка-конференция "Человек, экология, экопродукция и технологии", был организован XI Республиканский экологический форум, международный круглый стол в Национальной академии наук Беларуси, посвященный доступности экологически чистых зеленых технологий в энергетике, использованию возобновляемых источников энергии. Десятки аналогичных мероприятий прошли во многих государствах Содружества. Хотелось бы отметить некоторые конкретные предложения, которые внесла НАН Беларуси для развития сотрудничества в инновационной сфере. Среди них предложения по использованию биотехнологий, которые соответствуют 5-му и 6-му технологическим укладам в птицеводческой и животноводческой отраслях; разработки, ориентированные на создание объектов малой зеленой энергетики с использованием возобновляемых источников энергии и местных сырьевых ресурсов; предложения по организации производства энергоэффективных импортозамещающих светодиодных осветительных устройств и систем, органических светодиодов. Здесь следует отметить, что вопрос о концепции сотрудничества в области использования возобновляемых источников энергии и плане первоочередных мероприятий по ее реализации включен в повестку очередного заседания Совета глав правительств СНГ, которое, как планируется, пройдет 20 ноября в Санкт-Петербурге. То есть серьезные наработки в Содружестве в этом направлении есть, они доведены до уровня готовности в соответствующих документах, и Совет глав правительств их рассмотрит.

Михаил Бабушкин
Как вы думаете, не утратят ли актуальность в связи с планируемым созданием Евразийского экономического союза прежние интеграционные образования на пространстве СНГ?
Если речь идет о среднесрочной перспективе, то планируемое создание Евразийского экономического союза - реальная среднесрочная перспектива развития интеграционных процессов на пространстве СНГ. Когда она станет воплотившейся реальностью, когда Евразийский экономический союз будет создан и заработает, это, конечно, окажет влияние на другие интеграционные образования на поле СНГ. Это придется учитывать. Я думаю, что в основном это будет позитивное влияние для государств и народов Содружества. Если какие-то образования придется трансформировать или корректировать, для государств это будет благом, показателем развития.
Леонид Мишур
Считается, что интеграция на постсоветском пространстве развивается успешно и эффективно. В то же время между отдельными странами происходят разного рода конфликты как политического, так и экономического характера. Почему они происходят и как это отражается на интеграции?
Сотрудничество не значит отсутствие каких-то недоразумений и конфликтов. Как и в любой семье, даже самой дружной, время от времени случаются определенные трения.

Говоря об организации, сотрудничестве на пространстве Содружества, я бы сослался на известную поговорку: дипломатия - это искусство возможного. Развитие интеграционных процессов в мире и СНГ - тернистый путь поиска взаимоприемлемых и взаимовыгодных механизмов взаимодействия с учетом конкретной, в том числе экономической, заинтересованности сторон в развитии своих экономик во взаимодействии с другими государствами и межгосударственными организациями. Без притирки здесь сложно обойтись. Хочется, чтобы возможных недоразумений, которые, несомненно, носят временный характер, было как можно меньше. Но это естественный и закономерный рабочий процесс поиска взаимоприемлемых решений в ходе развития интеграционных процессов. Надеюсь, чем дальше мы будем продвигаться по пути интеграции, тем таких притирок, недоразумений будет меньше.
Алена Левицкая
Сейчас активно обсуждается создание Евразийского экономического союза. Какие страны, помимо России, Беларуси, Казахстана, могут стать участниками этого объединения. Как, по-вашему, будут развиваться взаимоотношения Евразийского и Европейского союзов?
Пока Евразийский экономический союз не создан, находится в стадии создания, наверное, преждевременно говорить о его возможных участниках в будущем, кроме известной тройки государств. Однако можно утверждать, что количество желающих присоединиться к союзу будет во многом определяться успешностью его работы и теми дивидендами, которые будут иметь его участники от совместной взаимозаинтересованной деятельности в соответствии с уставом союза.

По вопросу взаимоотношений Евразийского и Европейского союзов мы уверены, что они в обязательном порядке будут сотрудничать между собой.
Оксана Наумчик
Как вы считаете, какие изменения могут произойти во взаимодействии Украины с другими странами СНГ после того, как украинская сторона подпишет договор об ассоциированном членстве в ЕС?
Прежде всего, я хотел бы отметить, что договор об ассоциации пока не подписан. Я не хочу делать прогнозов - время покажет. Во-вторых, как известно, Украина подтвердила свое намерение председательствовать в СНГ в 2014 году. Поэтому мы ожидаем, исходя из тех реалий, которые имеются, что произойдет активизация взаимодействия государств в основных сферах с учетом их заинтересованности в конкретных сферах сотрудничества. Это и экономика, и инновационное сотрудничество, гуманитарное взаимодействие. А интересы у всех государств СНГ есть и очень серьезные. Задача Содружества состоит в том, чтобы найти взаимовыгодные и взаимоприемлемые пути и механизмы их реализации с учетом возможностей и интересов государств.

Что касается Беларуси и Украины, то мы, как соседи, как братские народы, широко взаимодействуем по всем направлениям и будем взаимодействовать в дальнейшем. Я уверен, что подобное взаимодействие будет развиваться и между другими странами Содружества.
Федор Рассохо
Одним из важнейших мероприятий в рамках Содружества в 2013 году стал VIII Форум творческой и научной интеллигенции государств СНГ. Форум в значительной степени был посвящен экологической тематике и собрал около 500 представителей стран Содружества, Балтии и Грузии. Насколько, по вашему мнению, этот форум стал продуктивным и довольны ли вы его организацией? Какой вклад вносит это мероприятие в развитие гуманитарного сотрудничества на пространстве Содружества?
Проведение в Минске VIII Форума творческой и научной интеллигенции государств СНГ стало хорошей традицией, которая подтверждает заинтересованность государств в активизации сотрудничества в гуманитарной сфере. И проведение данного форума в Минске в год председательства Беларуси, конечно же, явилось яркой страницей и в жизни Беларуси, и в жизни Содружества. В рамках форума прошли заседания семи секций. По итогам форума принята резолюция, анализируя которую, можно утверждать, что форум позволил выделить перспективные направления развития экологического, культурного, образовательного и научного сотрудничества государств - участников Содружества, а также обозначил горизонты будущего взаимодействия СНГ с другими международными организациями. На форуме предложена и поддержана инициатива о создании при форуме творческого научного клуба ректоров ведущих вузов стран Содружества, а также была поддержана инициатива об ускорении подготовки Стратегии гуманитарного сотрудничества на пространстве Содружества. Это говорит о том, что вопрос сотрудничества в гуманитарной сфере уже находит такое глубокое понимание и дошло до того уровня, когда его желательно было бы закрепить в формате государственного документа. Я думаю, это будет сделано уже в ближайшее время. Форум - это встреча авторитетных деятелей культуры, науки, руководителей ведущих вузов СНГ, которые высказывают свою точку зрения на видение перспектив развития сотрудничества Содружества и обмениваются мнениями. Многие мнения и позиции попадают в действующие и итоговые резолюции форума, в дальнейшем прорабатываются Исполнительным комитетом Содружества, чтобы лечь в основу конкретных инициатив по продвижению сотрудничества.
Алина Конончук
Что за время председательства Беларуси в СНГ удалось сделать для повышения имиджа СНГ на международной арене и в Содружестве?

Подавляющее большинство мероприятий на поле Содружества так или иначе ориентированы именно на повышение его авторитета и имиджа. Упомяну лишь часть из них, так как было более 100 мероприятий. Например, реализован проект "Культурная столица СНГ", одно из мероприятий которого - выставка народного художника СССР А.Шилова получила большой резонанс в самом Могилеве и в Беларуси в целом.

Говоря о международном авторитете Содружества, следует отметить, что СНГ поддерживает рабочие отношения примерно с 20 международными организациями. Среди них организации системы ООН, ОБСЕ, Шанхайская организация сотрудничества, Международная организация по миграции, Совет Европы, отделения ООН в Вене и Женеве и др.

С исполнительными органами некоторых организаций установлены договорные отношения: с Секретариатом Конференции ООН по торговле и развитию, Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН, Отделением ООН в Женеве, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества, Администрацией Международной организации по миграции и рядом других. За период с 2008 по 2013 год (первое полугодие текущего года) представители Исполкома СНГ приняли участие в более 100 международных мероприятиях различного уровня, в том числе в нынешнем году - в 14 форумах. Я бы отметил в данном контексте семинар по выполнению резолюции 1540 (2004) Совета Безопасности ООН, который прошел в Минске 15-17 января этого года. В семинаре приняли участие представители всех государств – участников СНГ, ОБСЕ, управления ООН по вопросам разоружения и др. Также хочу отметить международную конференцию "Укрепление международного сотрудничества в предотвращении терроризма", которая прошла 18–19 марта в Баку, и региональную конференцию "Перспективы устойчивого развития стран со средним уровнем дохода в СНГ, Восточной и Южной Европе" (май, Минск). Еще хочу выделить конференцию "Военные и политические аспекты европейской безопасности", которая прошла (май, Москва).

В контексте имиджа или авторитета Содружества как международной организации следует отметить, что активно осуществляются деловые контакты с профильными международными организациями и органами отраслевого сотрудничества СНГ. Это очень важно, потому что именно отраслевые органы в рамках Содружества являются той "живой плотью", которая решает конкретные жизненные вопросы взаимодействия государств в сферах, отраслях. В работе 10 межгосударственных отраслевых советов принимают участие ряд государств Европейского союза, такие как Болгария, Венгрия, Финляндия, Польша, Словакия, Чехия, Хорватия, страны Балтии. А это и есть в определенной степени имидж Содружества. Организация находится в поле зрения мировой общественности и тех государств, которые видят интерес во взаимодействии с СНГ.

Содружество Независимых Государств зарегистрировано в ООН, а это известная в мире международная организация и, конечно же, развитие интеграционных процессов на пространстве Содружества обуславливает рост, в том числе и международного авторитета.

Алла Станкевич
Важнейшим направлением работы в СНГ в 2014 году станет подготовка к юбилею Великой Победы 1945 года. Какие мероприятия в связи с этой датой в Содружестве в целом и в Беларуси, в частности? Какой вклад внесла Беларусь в подготовку к этой знаковой дате за время своего председательства в СНГ?
Сохранение исторической памяти о подвиге советского народа по завоеванию Победы в Великой Отечественной войне - одна из важнейших задач в деле патриотического воспитания молодежи. Бесценный опыт Великой Победы - это духовная основа для воспитания граждан. Это основа для нашего сотрудничества, в том числе на площадке Содружества. Поэтому в нашей стране делается все для того, чтобы и дети, и внуки, и правнуки знали о подвиге своих близких, уважали память тех, кто отдал свою жизнь за нашу свободу.

Беларусь уделяет большое внимание подвигу советского народа. Об этом говорит то, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире, на определенные сложности бюджетного характера, завершается строительство музея Великой Отечественной войны, завершается оборудование нового здания. Планируется, что этот музейный комплекс будет открыт в следующем году. Важно, что Беларусь является одной из немногих стран на постсоветском пространстве, где в учебных заведениях изучается специальный курс по Великой Отечественной войне. Уже один этот факт говорит сам за себя. Наши учащиеся знают, каким был вклад Беларуси в общую Победу над фашизмом, а также то, сыновьями какого народа были воины-герои, отдавшие жизнь за освобождение Беларуси. Их имена увековечены в названиях улиц, скверов. Фотографии и документы бережно хранятся, в том числе и в школьных музеях. В этом контексте я бы хотел отметить открытие 11 сентября этого года в столичной средней школе №35 бюста и именного музея, посвященного герою Советского Союза Домулло Азизову, который погиб при освобождении Минска.

Мероприятие прошло при участии представителей посольства Таджикистана в Беларуси, Министерства образования, местных властей. Оно еще раз показало, какое внимание уделяется в Беларуси героям Великой Отечественной войны. К этому я добавил бы, что сейчас в СНГ завершается подготовка обширного плана мероприятий по празднованию 70-летия Великой Победы. Беларусь внесла более 40 конкретных предложений в этот план, которые посвящены социальной защите ветеранов, увековечению памяти героев. Этот план будет в ближайшее время рассмотрен на Совете глав правительств СНГ и в последующем - Советом глав государств СНГ. Документ ляжет в основу мероприятий, которые будут проводиться в государствах СНГ по подготовке и празднованию юбилея Великой Победы.
Сергей Стецко
В последнее время страны Содружества все чаще организуют престижные спортивные мероприятия международного уровня, что привлекает большое количество туристов со всего мира. Так, важное для Беларуси событие в 2014 году - чемпионат мира по хоккею. Это хорошо вписывается в концепцию следующего года Содружества, который станет Годом туризма. Как проведение подобных мероприятий работает на престиж Содружества? Ожидается ли, что страны СНГ окажут Беларуси поддержку в организации чемпионата-2014?
Проведение чемпионата мира по хоккею – большая честь и большая ответственность и для Беларуси, и для Содружества в целом. Конечно же, государства СНГ активно помогают в таких случаях друг другу. Белорусские специалисты при содействии и поддержке государств Содружества активно изучают международный опыт подготовки и проведения подобных крупнейших спортивных мероприятий, в том числе и в странах СНГ, согласовывают усилия по подготовке спортсменов, менеджеров и обслуживающего персонала, всестороннему обеспечению мероприятий и, конечно же, их безопасности. Все эти вопросы активно обсуждаются, в том числе на площадке Содружества. Государства взаимозаинтересованно обмениваются соответствующим опытом, информацией, для того чтобы такие мероприятия прошли достойно, на высоком организационном уровне.
Тамара Кравцова
Проекты межгосударственных программ, соглашений в СНГ проходят достаточно долгое согласование. Какие меры предпринимаются для того, чтобы сократить путь от разработки документа до начала его реализации?
Исполнительный комитет СНГ, безусловно, участвует в подготовке, согласовании документов. Но Исполком выступает, скорее, как площадка, где собираются для обсуждения полномочные представители государств, эксперты государств СНГ при подготовке и согласовании того или иного вопроса. В последующем наработки, которых эксперты достигают при подготовке проекта какого-либо документа, рассылаются в государства, где заинтересованные министерства, ведомства тщательно изучают проект документа, делают замечания с учетом своих интересов, подходов, согласовывают отдельные позиции. При необходимости процедура рассмотрения в Исполкоме СНГ повторяется. Эксперты еще раз собираются, согласуют позиции. Главная задача - найти взаимоприемлемые варианты. Эта процедура в СНГ четко отработана, есть правила, которые регламентируют порядок рассмотрения документов.

Помимо этих правил сроки, скорость подготовки того или иного документа определяются конкретной заинтересованностью государств в продвижении того или иного вопроса. Если интерес ярко выражен, то в течение одного экспертного заседания вопрос может быть подготовлен и вынесен на рассмотрение соответствующих уставных органов СНГ. Если не удается найти взаимоприемлемое решение по тем или иным позициям, то вопрос будет прорабатываться дальше. В СНГ предусмотрен и ускоренный режим рассмотрения вопроса - в рабочем порядке. Соответствующие проекты, не дожидаясь Совета глав правительств, Совета глав государств СНГ, рассылаются по государствам.

Сроки рассмотрения документа варьируются в зависимости от сложности. Например, вопрос о социальном обеспечении, социальной защите граждан СНГ прорабатывается уже на протяжении 5 лет. С учетом разных подходов государств в решении этих вопросов пока не удается выйти на согласованный документ. Если же судить по практике, наиболее распространенным вопросам деятельности СНГ, то это, как правило, от года до трех лет.

Кстати, в Евросоюзе по значимым вопросам процедура еще более длительная, чем у нас. Годами прорабатываются документы, прежде чем будет найден консенсус при подготовке того или иного решения. Это участь всех международных организаций. Достоинство СНГ как организации в том, что государства имеют право в зависимости от своих интересов участвовать или не участвовать в подготовке того или иного решения. Страна также может блокировать вопрос и не допустить его рассмотрения в Содружестве, но это бывает крайне редко.
Галина Филлипенко
СНГ объединяет 11 стран. Согласно последним исследованиям международного исследовательского агентства "Евразийский монитор", в 7 странах СНГ тенденция к сближению на постсоветском пространстве является не прочно выраженной, а ярко доминирующей и преобладающей (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Почему, на ваш взгляд, среди этих стран нет России, которая, по идее, должна выступать локомотивом интеграции на постсоветском пространстве?
"Евразийский монитор", как и другие исследовательские центры по изучению общественного мнения, дает порой свои оценки, не всегда подтверждая их адекватность и достоверность, ссылаясь, как правило, на ограниченность выборок, использованных в опросах. Однако есть и реальное измерение участия и заинтересованности государств в развитии сотрудничества в Содружестве - это живая статистика участия стран СНГ в инициативах государств по подготовке предложений и проектов документов для высших органов Содружества, практическом участии делегаций государств в проводимых в СНГ мероприятиях на самых разных уровнях, подписании и проведении внутригосударственных процедур и практическом исполнении документов в государствах.

По всем этим аспектам Российская Федерация всегда находилась и находится в числе лидеров и локомотивов интеграционных процессов на пространстве Содружества.
Романова Лариса Николаевна
Уважаемый Василий Павлович! Я более 50 лет работаю учителем истории, за эти годы мне пришлось работать как в Беларуси, так и в отдаленных регионах Крайнего Севера России. На пенсию я уходила, когда работала в Минске, и к моей пенсии не засчитали стаж работы на Севере. В райисполкоме по месту жительства мне ответили, что это не положено. Разъясните пожалуйста, находясь в едином экономическом пространстве, в едином Союзном государстве, могу ли я надеяться на пересмотр пенсии в сторону ее увеличения? Подскажите, куда мне обратиться за компетентным ответом? С уважением, Лариса Николаевна.
В Минске есть отделение Постоянного комитета Союзного государства. Там наверняка есть информация, какие документы в этой части по пенсионному обеспечению действуют. Я думаю, что там могут оказать помощь. Знаю много случаев, когда граждане еще Советского союза трудились в России и в последующем получили повышенные пенсии именно за счет учета в стаж лет, что они проработали в советское время. Думаю, в этом конкретном случае в рамках Союзного государства вопрос решаем.
Вячеслав Будкевич
В какую сумму обошлось Беларуси ее председательство в СНГ, особенно организация СМИД и СГГ?
Вопрос о формировании бюджета той или иной международной организации - это всегда важный и сложный вопрос. Важный, потому что без бюджетных средств сложно организовать сотрудничество и взаимодействие при проведении конкретных мероприятий. Сложный, потому что государства могут испытывать определенные трудности в экономической сфере под влиянием мировой экономической ситуации. Но, тем не менее, бюджет Содружества достаточно устойчив, государства вносят взносы пропорционально ВВП и численности населения. Такой принцип в Содружестве определен, он действует.

Белорусское председательство, конечно же, финансируется, в том числе за счет средств бюджета Содружества. В бюджете, в частности, предусмотрены средства на проведение таких мероприятий и уставных форумов, как Совет министров иностранных дел СНГ, Экономический совет СНГ, Совет глав правительств СНГ. Безусловно, председательство в СНГ предполагает для страны дополнительные расходы по проведению мероприятий. Беларусь сознательно на это пошла и успешно справляется с этими задачами.

Что касается конкретной суммы, в которую Беларуси обошлось председательство в СНГ, то ее сложно назвать. Определенные затраты предусматривались на государственном уровне, часть затрат несли местные органы власти (например, на проведение тура для делегаций стран Содружества по еврорегионам "Неман" и "Озерный край").
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/onlineconference/view/itogi-predsedatelstva-belarusi-v-sng-655/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024